Актуальные проблемы информационного права доклад

Обновлено: 07.07.2024

Аннотация:Признаки и условия информационного века начали формироваться еще в начале 1950-х гг. Если в начале XX столетия объем знаний удваивался каждые 50 лет, то начиная с 1990 г. данный показатель удваивается всего лишь за один год.

Ключевые слова: информационная сфера,информация, документ, персональные данные, документооборот,киберпространство, Интернет, СМИ

Уже на раннем этапе продвижения к информационному обществу встал вопрос о мерах правового регулирования вновь появляющихся отношений. Каждое государство выбрало свой путь развития в данном направлении. В настоящее время правовое регулирование информационной сферы является настолько сложным и запутанным, что ни в одной стране мира нет гармоничного законодательства, которое могло бы полностью разрешить все соответствующие проблемы в данной сфере.

Информационные ресурсы играют важную роль в жизни современного государства. Благодаря им фактически обеспечивается вся содержательная сторона государственного управления. Одной из приоритетных задач любого государства является правовое регулирование в информационной сфере. В России данный процесс начался сравнительно недавно, однако в настоящее время он уже идет полным ходом. Тем не менее, на сегодняшний день по-прежнему существует необходимость в дополнительной проработке многих вопросов, связанных со сферой информационных отношений. Помимо этого, также необходимо уточнить и комплекс правовых норм, которые регулируют эти отношения.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Информационная сфера состоит из множества различных компонентов: 1) субъектов информационного взаимодействия; 2) общественных отношений, в которые вступают субъекты информационного взаимодействия; 3) информационной инфраструктуры, без которой данные отношения не могут полноценно развиваться; 4) информационных технологий; 5) самой информации, в отношении которой возникают общественные связи субъектов информационного взаимодействия[18, с. 65].

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Информационная сфера представляет собой системообразующий фактор жизни современного общества. Она оказывает активное влияние на состояние политической и экономическойсферы, а также оборонной и других составляющих безопасность России сфер.

Можно выделить несколько различных секторов информационной индустрии, где в ближайшем будущем необходимо будет регламентировать деятельность субъектов информационного взаимодействия.Это: 1) информационные службы (банки данных, агентства печати, библиотеки); 2) производство носителей информации (фильмов, газет и книг, видео- и звукозаписей); 3) информационные технологии (терминалы, электронно-вычислительные машины); 4) интеграционные технологии (устройства сопряжения и преобразователи); 5) средства связи (радио, телевидение, телефон); 6) каналы связи (спутниковая связь, телеграф, почта); 5) каналы массовой коммуникации (системы доступа к базам и банкам данных, телевизионные и радио сети)[13, с. 162].

С юридической точки зрения, информационную сферу можно разделить на две категории: естественную (устная речь, мимика и жесты) и искусственную (письменность, знаки и символы).

В качестве объекта правового регулирования информационная сфера первоначально состояла из пяти предметных областей: 1) области создания и распространения исходной и производной информации; 2) формирования информационных ресурсов, подготовки информационных продуктов и предоставления информационных услуг; 3) реализации права на поиск, получение, передачу и потребление информации; 4) создания и применения информационных систем, информационных технологий, а также средств их обеспечения; 5) создания и применения механизмов и средств информационной безопасности[17, с. 89].

Однако число областей, которые входят в информационную сферу общества увеличивается ежегодно. В настоящее время их насчитывается уже как минимум десять. Это: 1) область международного информационного обмена; 2)реализации основных информационных прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства в информационной сфере; 3) организации и деятельности средств массовой информации; 4) связи и массовых коммуникаций (сюда же относятся и проблемы, связанные с Интернетом); 5) обеспечения информационной безопасности России; 6) электронного документооборота; 7) электронной торговли и ведения предпринимательской деятельности с использованием информационных технологий; 8) формирования и обработки персональных данных; 9) библиотечного дела, архивного дела; 10) рассмотрения конфликтов и информационных споров[17, с. 89].

Рассмотрим особенности законодательного регулирования в сфере персональных данных.

Законодательство России в сфере персональных данных состоит из предусмотренных Конституцией РФ норм-принципов (ст. 23, 29, 33), заключаемых Россией международных договоров, а также специальных законов.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Одной из особенностей данного закона является то, что в его статье 2 затрагиваются вопросы обеспечения права на неприкосновенность частной жизни, а также семейной, личной и другой, охраняемой законом тайны.

Обработка персональных данных состоит из различных действий либо операций с ними.При обработке персональных данных создается информационная система персональных данных (к примеру, в границах отдельно взятой организации). Подобная система как правило обрабатывает информацию при помощи средств автоматизации. Автоматическая обработка состоит из совокупности различных операций: накопления данных, проведения арифметических или логических операций с подобными данными, а также их распространения, восстановления, изменения и стирания[20, с. 143].

Персональные данные должны обрабатываться на законной и справедливой основе.

Теперь рассмотрим особенности правового регулирования документооборота, в том числе электронного.Организация работы с документами является основой деятельности любой организации, учреждения либо индивидуального предпринимателя, поэтому любой руководитель организации как правило заинтересован в налаживании эффективной организации работы с документами.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Документооборотом является перемещение документов между их составителями и исполнителями по информационным технологическим цепочкам. Документооборот позволяет проинформировать всех заинтересованных в этом лиц, донести принятые решения до их сведения, а также произвести учет и контроль.

В свою очередь электронным документооборотом является такая система ведения документации, где в отличие от традиционного бумажного документооборота весь массив создаваемых электронных документов поддерживается при помощи информационно-коммуникационных технологий на компьютерах, которые объединены в сеть. Данная система предоставляет возможность формирования и ведения распределенной базы данных. Впрочем, изложенное не означает, что в такой системе не используются традиционные бумажные электронные документы, просто электронный документ, который создается, хранится и корректируется при помощи компьютера, обладает приоритетом над бумажным документом.

В условиях ноосферного информационного общества и ноосферной цивилизации формируются факторы, затрагивающие область обращения различной цифровой информации. В XXI в. процесс документирования обладает следующими тенденциями.

1. Поскольку информационные потоки уплотняются, то изменяются и сами носители информации, а также структура и состав ресурсов документальной информации.

3. Новые экономические отношения содействуют росту международного влияния на область оборота документированной информации.

4. Происходят процессы стандартизации и унификации документации.

5. Большинство информационных отношений носят преимущественно международный характер[14, с. 176].

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Одним из наиболее сложных и дискуссионных является вопрос о правовой природе отношений, которые появляются, изменяются и прекращаются в сфере использования глобальной сети Интернет.

Интернет уже давно и прочно проник в повседневную жизнь людей; в настоящее время он оказывает значительное влияние как на социальную, так и на экономическую жизнь общества.

При использовании глобальных компьютерных сетей возникают особого рода общественные отношения — информационные отношения, которые направлены на организацию движения информации в обществе. Своим появлением они обязаны информационной природе коммуникаций самого информационного общества. Такие отношения следует называть интернет-отношениями либо информационно-кибернетическими отношениями. Участвовать в них можно лишь при помощи ЭВМ, которая обязательно должна быть подключена к компьютерной сети.

В Интернете осуществляют реальную деятельность реальные физические и юридические лица, которые располагаются в различных местах. Их поведение регламентировано специальными нормами, которые одинаково применяются ко всем без исключения участникам, в том числе и к иностранным лицам. Очевидно, что Интернет не может существовать без правового регулирования, однако это вовсе не означает, что он ставит под сомнение основные постулаты российского права, которые были выработаны теорией и подтверждены практикой. Необходимо отметить, что в основе правового регулирования сети Интернет лежат общие принципы построения информационного общества, при этом сеть Интернет преимущественно регулируются нормами международного и договорного права.

В зарубежных странах (прежде всего в странах Западной Европы и США) уже давно проводится анализ различных правовых аспектов среды Интернета. В частности,в США, Великобритании, Франции, Германии, Бельгии было опубликовано множество различных отчетов и рапортов, которые касаются проблем законодательного регулирования электронных сетей и Интернета. Заказчиками таких отчетов нередко выступают правительства, которые хотят исследовать динамику развития и функционирования сети Интернет, которая является новым и ранее неизвестным способом коммуникации.

В настоящее время ученые и специалисты предлагают три противоположных подхода, направленных на регулирование информационных отношений в глобальной сети Интернет.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Сторонники второго подхода считают, что государства, равно как и их институты и учреждения являются слишком медлительными и неповоротливыми, они ничего не делают ни для коммерческого ни для технического развития Интернета и обладают правомочиями лишь в пределах своих границ[11, с. 59].

Наконец сторонники третьего подхода считают, что успешно регулировать информационную среду могут лишь действующие демократические учреждения и существующие законодательные процессы и только они обладают легитимным правом по обсуждению и решению вопросов, которые стоят перед теорией и практикой Интернета. В подтверждение своей позиции они указывают, что органы правосудия могут рассматривать индивидуальные споры, которые вытекают из деятельности субъектов в киберпространствеи тем самым постепенно накапливать судебную практику в данной сфере[11, с. 60].

С 2012 году в России начался процесс государственного регулирования Интернета. Тогда же был принят первый закон, предусматривающий внесудебную блокировку интернет-сайтов. За последние 7 лет в нашей стране было принято множество различных нормативных актов, затрагивающих сферу Интернет. Однако, как считают многие специалисты, в России законодательное регулирование Интернета осуществляется преимущественно в репрессивном и регрессивном направлениях [19, с. 118].

Большинство ученых считают, что Интернет не является юридическим лицом, так как у него отсутствуют признаки, которые присущи данной правовой категории. Таким образом, поскольку Интернет не имеет, да и просто не может иметь конкретного собственника, то он не обладает имущественной обособленностью, одним из основных признаков юридического лица.

Сегодня нет никаких сомнений в том, что Интернет не может существовать без правового регулирования. В данной области существует множество споров и дискуссий относительно источников права, действия права в пространстве и по кругу лиц, профессиональной этики и правосознания, оценки поведения субъектов права, разработки общих и устойчивых понятий и категорий, культурных, экономических, политических и других проблем. Большинство из указанных вопросов пока еще не нашло своего ответа, при этом иногда их разработка в отношении Интернета наталкивается на целый ряд серьезных трудностей.

Можно предположить, что в будущем Интернет будет выступать как объект обычного (а не специального) правового регулирования.В этой связи считаем, что являются несостоятельными призывы некоторых специалистов ввести в отношении Интернета специальный правовой режим, аналогичный тому, который применяется для регулирования космического пространства, Антарктики или Мирового океана.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Одним из наиболее важных институтов развитой демократии и гражданского общества являются независимые средства массовой информации (СМИ).

Массовая информация может распространяться в самых различных формах (например, периодическое печатное издание, сетевое издание, радиопрограмма, радиоканал, телеканал, специализированное СМИ и т.д.).

Деятельность российских СМИ осуществляется в соответствии с определенными принципами: 1) принципом информационной открытости и свободы массовой информации; 2) принципом недопустимости прямой либо косвенной цензуры; 3) принципом недопустимости злоупотребления свободой массовой информации.

Организация работы российского СМИ состоит из трех последовательных этапов: 1) учреждения; 2) регистрации; 3) распространения информации.

СМИ может прекратить либо приостановить свою деятельность лишь по решению суда, либо его учредителя.

СМИ может осуществлять свою деятельность в полном объеме лишь после того, как оно пройдет процедуру регистрации. На сегодняшний день в России существует уведомительная модель регистрации СМИ, в то время как в период существования Советского Союза действовала разрешительная система.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Особой средой является Интернет, где осуществляют свою деятельность множество различных сетевых изданий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации(принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

9. Андреев В.В., Киркина Н.В. Правовое регулирование информационной сферы // Пробелы в российском законодательстве. — 2015. — № 8. — С. 21-25.

12. Волков Ю. В. Информационное право. Информация как правовая категория. — 2-е изд., стер. — М.: Юрайт, 2019. — 112 с.

13. Городов О. Информационное право. — М.: Проспект. — 2017. — 310 с.

14. Копылов В. Информационное право. — М.: Юрайт. — 2018. — 480 с.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

15. Кузнецов П.У. Информационные технологии в юридической деятельности. — М.: Юрайт. — 2018. — 340 с.

16. Кусова Е.А. Нормативно-правовое регулирование общественных отношений в информационной сфере // Правовое государство: теория и практика. — 2015. — № 6. — (16). — С. 60-65.

17. Ловцов Д.А. Информационное право. — М.: Российская академия правосудия. — 2016. — 680 с.

18. Лопатин В.Н. Понятие и структура информационной сферы // Актуальные проблемы права: теория и практика. — 2017. — №26. — С. 64-69.

19. Просвирин Ю.Г. Правовое регулирование информационной сферы // Международно-правовые чтения. — Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2017, Вып. 2. — С. 114-123.

20. Рассолов И. М. Информационное право. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 350 с.


В статье рассматривается проблема реализации информационных прав в реальной жизни. Расширение сферы информационно-коммуникативной среды, приобретение умений пользоваться разными виртуальными источниками информации рождают возможности воздействия на сознание потребителя. В то же время информация зачастую используется с целью манипуляции, что рождает неверную интерпретацию информации и имеет далеко идущие последствия и в международной, и во внутригосударственной, и в частной жизни. При этом нельзя упускать из виду проблемы социальной ответственности и нравственного воспитания, имеющие особое значение в современной быстро меняющейся действительности, что требует расширения содержания правовых документов.

Ключевые c лова : информационное право, правовое поле, международные стандарты, политическое манипулирование, достоверность информации, социальная ответственность, международные конфликты, нравственное воспитание, санкции.

Сегодня существует ряд международных стандартов, международных декларативных документов, законов федерального уровня, определяющих права как в области безопасности информации и информационных систем, так и в области требований, предъявляемых к самой информации [6]. Несмотря на это, в реальной жизни правовые требования в этой сфере далеко не всегда выдерживаются, что не может не влиять на восприятие человеком информации и его поведение [7].

Чаще всего это происходит в политической сфере жизни на уровне внутригосударственных и межгосударственных отношений, где мы встречаемся с политическим манипулированием, в процессе которого и применяется лживая информация, и подтасовываются факты, и распространяется недостоверная информация [5]. Примеров тому многов сегодняшней реальной практике.

Когда информация исходит одновременно от президентов Азербайджана и Армении, неискушенному пользователю трудно определить, кто из них прав в решении проблемы Нагорного Карабаха, а тем временем там разворачиваются военные действия и гибнут люди, разрушается инфраструктура.

Разворачиваются конфликтные межклановые столкновения в Киргизии, разрешать которые приходится с помощью военных сил.

Актуальной проблемой сегодня является правовая защита окружающей среды [2]. Статья 8.4.2 ФЗ № 149-ФЗ обеспечивает право доступа к информации о состоянии окружающей среды. Информация чаще всего неутешительная. Наряду с глобальными экологическими проблемами часто вред окружающей среде наносится по вине людей: это и незаконная вырубка лесных массивов, и истребление животных, занесенных в Красную книгу, и лесные пожары, сознательно организованные или в результате безалаберности человека, и выбросы опасных веществ в водную среду, результатом чего, к примеру, стала гибель миллионов существ подводного пространства на Камчатке. Как соединить право доступа к окружающей среде и правовое обеспечение наказания за нанесение ей ущерба?

Актуальность правовой защиты информации, влияния информации на социальную ответственность пользователя не вызывает ни сомнений, ни возражений. В то же время жизненная практика политической турбулентности в области правовых норм, факты игнорирования постулатами информационного права в разных сферах жизни свидетельствуют о необходимости расширить правовые постулаты об ответственности за искажение информации и ее распространение, о возрастных ограничениях к ее доступу.

Основные термины (генерируются автоматически): информация, окружающая среда, реальная жизнь, время, достоверность информации, Россия, нравственное воспитание, политическое манипулирование, социальная ответственность, старшее поколение.

В октябре 2008 года в издательстве "Юрайт" под общей редакцией И.Л. Бачило вышла в свет коллективная монография сотрудников сектора информационного права ИГП РАН "Информационное право. Актуальные проблемы теории и практики" (530 с.).

Указанная работа, пожалуй, впервые четко освещает неразрывную связь информационного и гражданского общества, формирующихся в нашей стране, их взаимодействие друг с другом и комплексные взаимосвязи с теми процессами, которые сегодня обеспечивают информатизацию различных сфер жизни российского общества. Речь о двух сторонах одной медали: общество гражданское может быть и должно быть информационным. Информационное общество может быть таковым только в условиях гражданского общества. Отметим лишь некоторые ключевые моменты той концепции, которая положена в основу выбора проблематики данной книги.

Тема гражданского общества становится все актуальнее с учетом процессов глобализации и информатизации. Эти процессы сильно влияют на трансформацию институтов государства и общества и выявляют значимость иных, долго остававшихся в тени проблем возрастания его синергетики. Цивилизационный рубеж развития планеты мобилизует общество каждой страны, каждого государства мирового сообщества, независимо от того, в какой стадии они находятся. "Спасение утопающих - дело самих утопающих". Жители планеты должны освоить новые условия и найти оптимальные варианты продолжения жизни социальной в менее опасных и конфликтных условиях, чем они оказались в так называемом постиндустриальном периоде.

Тема гражданского общества обретает популярность в науке, практике, во всех направлениях его жизни, во всех формах общения людей и образуемых ими структур. Между тем однозначного понимания этого феномена, как показывает и данное исследование, пока не сложилось.

Концепция, представленная в данной работе, позволяет сказать, что мы имеем три варианта подхода к определению гражданского общества. Первый - только общественные, неправительственные структуры; второй (смешанный) - захватывает отношения и связи государственной власти, бизнеса и неправительственных организаций; третий - широкий, который включает в структуру гражданского общества все наличествующие страты и структуры: человека-личность, семью, властные публичные органы и организации, бизнес-структуры (сфера производства и рынка), общественные организации, включая землячества, правозащитные организации и другие их формы, конфессиональные структуры и т.д.

Поиск ответа на вопрос "Где мы находимся?" тревожит не только специалистов . Этот вопрос обращается прежде всего к управляющей элите, к наукам политологии, социологии, психологии и, безусловно, к государственно-правовой науке. Этот вопрос волнует и всех, кого стали именовать "простыми гражданами", "простыми людьми". Для каждого имеет принципиальное значение понимание сути процесса, выбор ориентации в определении средств и механизмов, вводящих этот процесс в определенные рамки, фиксация определенного порядка поддержания позитивных и снижения отрицательных факторов в этом переустройстве мира. Доверие и терпение оправданны, когда на горизонте ясные цели.

См.: О России с тревогой и надеждой. СПб.: Алетейя, 2006. 292 с.

Авторы данной работы попытались вычленить такие блоки проблемы, которые бы позволяли комплексно и концентрированно воспринять взаимодействие разных течений процесса переустройства мира и определить их роль в стабилизации и упорядочении этого процесса. Именно поэтому важно внимание к такому регулятору, как право, и разным формам его проявления в социальной сфере. Большое внимание уделено проблеме экономики в новых условиях (глава Э.В. Талапиной). В этой связи стоит добавить слова экспертов о корнях проблемы условий развития российской экономики, учитывая, что это касается и развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Они отмечают, что "Россия выбирает те политические меры, которые по-настоящему действительны только при высокоэффективных административных и правовых системах, не учитывая того, что эти системы являются ее важнейшей слабостью" .

Кетелс К., Потер М. Экономике нужны ясные цели // Ведомости. 2007. N 223. 26 ноября.

Именно эту сторону мы подчеркивали, рассматривая проблему факторов. Это влечет за собой столкновение установок разных министерств и ведомств, противоречивость мер, принимаемых корпоративными и государственными структурами в процессе своей деятельности.

Разработка и принятие Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года имеют важнейшее значение для определения реальных целей для всех структур, имеющих отношение к сфере экономической деятельности. Проблема информационного характера связана с обеспечением должной и адресной информированности соответствующих субъектов в целях выработки конкретных планов. Весьма значим и такой вопрос, как укрепление путей перехода от методов "борьбы", "захвата" объектов производства, "отката" и других коррупционных приемов в процессе конкуренции; укрепление и введение разнообразия форм открытости бизнес-структур при обеспечении необходимой безопасности.

Гражданское общество рассматривалось через призму глобальных информационных условий, которые наиболее эффективно выполняют функцию увязывания, взаимодействия всех видов субъектов. И если уже реально решается вопрос об информационном взаимодействии органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также прорабатывается тема нормативного регулирования трансграничных контактов субъектов корпоративного и государственного секторов, то возможна и более глубокая постановка вопроса об информационном взаимодействии структур частного и корпоративного секторов экономики между собой и с гражданами. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации определяет также принципы и механизмы взаимодействия органов государственной власти с организациями и гражданами в области развития информационного общества в Российской Федерации. Постепенно приходит осознание важности правового регулирования этого процесса как на региональном, так и на федеральном уровнях, разрабатываются адекватные технологические решения.

Общество должно определить свой путь на основе деонтологии - учения о должном в новых условиях. Как перейти от установок: "враг", "конкурент", "противник", от приемов насилия и силы к большей мере толерантности, доверия, долга, солидарности - к другой логике действий в публичной, корпоративной и частной сферах общения - к уравновешиванию высказываний и поступков , адекватной политики и управления. Здесь огромное поле действия права и этики. Именно поэтому в данной работе сделан акцент на правовые проблемы, подход к упорядочению понятий, определению дефиниций и их однозначному восприятию и использованию.

См.: Лобовиков В.О. Математическая этика, метафизика и естественное право. Екатеринбург, 2007.

Из представленного комплекса, раскрывающего тему работы, вытекает одна генеральная проблема: как сегодня понять и реализовать феномен "свобода" и его преломление в информационной сфере, как понять и более рационально использовать информационную свободу. Напомним, что Цицерон обозначал свободу как рабское отношение к закону. "Все должны стать рабами закона, чтобы быть свободными". Эта идея жива и сегодня, но часто реализуется без учета того, что само слово "свобода" является омонимом, т.е. имеет разные толкования и значения. Государственные структуры, законодатель должны выстроить систему, понятную для каждого: свобода "для", свобода "в", свобода "от", по крайней мере. В адекватном правовом поле гражданин может определять свою субъективную меру свободы и ее реализовывать.

В этой связи необходимо обеспечение такой проблемы, как организация потоков информации по прямой и обратной связи между субъектами легитимно взаимодействующих как по вертикали, так и по горизонтальным каналам системы управления и деловых контактов. Развитие страны и ее гражданского общества зависит от создания работающего механизма системной модернизации .

Володин А. Авторитаризм развития: сценарий для России // Аналитические записки. 2007. N 23. С. 104.

Идея гражданина, гражданских прав, гражданского поведения стара как мир. Сократ, Аристотель, Платон, решая проблемы понимания государства, власти, принуждения, насилия и прочие уже тогда насущные проблемы, в центр ставили фигуру гражданина. Более того, в их трудах часто встречаем тезис, что свободным может быть гражданин, не обремененный заботой о пропитании и поддержании своей жизни. Гражданин должен быть "дельным", т.е. достойно участвовать в государственном управлении, уметь подчиняться и подчинять во имя общего блага и добродетели. Индикаторами оценки правильности и граждан, и государства определялись уже тогда показатели демократии, отношения к собственности, уровень справедливости. При отождествлении общества и государства древнейшие умы считали, что "только те государственные устройства, которые имеют в виду общую пользу, являются, согласно со строгой справедливостью, ПРАВИЛЬНЫМИ; имеющие же в виду только правящих - все ошибочны и представляют собой отклонения от правильных; они основаны на началах господства, А ГОСУДАРСТВО ЕСТЬ ОБЩЕНИЕ СВОБОДНЫХ ЛЮДЕЙ" (выделено нами. - И.Б.).

Аристотель. Соч. Т. 4. С. 456.

Представленная работа охватывает и проблемы современного государства в лице его органов государственной власти и органов местного самоуправления, и состояние сферы производства - бизнес-структур (по старой терминологии - ремесленников), и религиозные представительства граждан - все возможные общественные формы ассоциаций людей. Их взаимодействие с государством - контроль за ним, участие в решении общих дел, свое собственное поведение в определенных целях создает конкретное состояние гражданского общества. Эту сторону сотрудничества под влиянием новых информационных технологий авторы и пытались представить как условия продвижения общества и государства к новым рубежам.

В области преобразования регламентов работы в аппаратах управления весьма значимы не только правовые факторы (точность и обеспеченность статуса исполнителей), но и этические нормы поведения и отношений государственных служащих между собой, их отношение к своему делу и к гражданам.

Рассуждая о связи государственных структур и гражданского общества, нельзя обойти вопрос развития, динамики и государственных структур, и самого человека. Одни исследователи скажут, что здесь все остается в рамках одной модели. Другие подчеркнут, что в социуме действуют и живут разные формы государственного устройства, формируются и реализуются разные формы культуры и облика человека-гражданина или жителя планеты в целом. Важны исторический, геополитический, региональный подходы к исследованию поставленной проблемы и выстраивания парадигм развития. И здесь ниточка тянется от Аристотеля, поставившего в свое время трудноразрешимый вопрос: "При каких обстоятельствах должно утверждать, что государство осталось тем же самым, или стало не тем же самым, а иным?" При этом он сделал оговорку, что это касается не только территории и населения. Выработка параметров, по которым сегодня можно судить о степени изменения государства и общества в целом, может быть получена в итоге специальных исследований. Заметим, что в режиме "табу" пока остается институт собственности. Больше говорим о демократии. Но это не снимает в будущем и вопрос о более глубоких корнях, которые подвергнутся изменениям в процессе развития гражданско-ориентированного социума планеты. Пока эти темы скрыты за феноменом демократии. В этом ряду индикаторов находятся и такие вопросы, как этнос, нация, народ, сообщество и т.п.

Аристотель. Указ. соч. С. 448.

Поскольку данная работа ограничена темой связи гражданского общества и информационного, выявлением их взаимозависимости в общем ходе истории, то и в книге эти вопросы в большей мере ориентированы на уяснение фактора информатизации общества и ее влияния на изменение государственных и иных публичных институций и институтов. Это прежде всего внимание к тем средствам, ресурсам, на основе которых создаются определенные подвижки в достаточно медленном историческом круге движения, подвижки при напоре ускорения темпов развития. Быстрая смена технических параметров, преодоление времени за счет новых технологий определяют момент ускорения, но этот же фактор создает немаловажные тормоза в развитии самого человека и человечества в общем.

Отсюда большее внимание на суть информационного общества, на понятие самой информации как ресурса, информационной среды, информационных технологий и коммуникаций. Использовать все "колесики" и "бревнышки" (макро- и микросхемы, все виды коммуникаций), кирпичики, на которых вызревает будущее общества.

На поверхности проблема "электронного правительства" - аккумуляция средств и методов развития и применения ИКТ. Но уже наступило время говорить о результатах электронизации, оцифрования информационной среды и ресурса. Необходимо ставить вопрос об "электронном государстве" и "электронном обществе" - в некоторых регионах соответствующие процессы вступили уже в плоскость практической реализации. И это накладывает большие заботы на каждое государство, на их содружество и международные контакты, на такие институты, которые обязаны и призваны думать и принимать решения глобального уровня. Информатизация меняет мир. В полном его объеме даже с учетом глобальной бедности, неравномерности богатства разных стран, территорий, бизнес-структур. Инфосфера аккумулирует все рычаги и средства "за" и "против" движения к новому состоянию социума. Это движение вряд ли можно остановить и задержать.

Информационные технологии трансформируются очень быстро, заставляя и человека, и все его ассоциации принимать новый темп и новые требования к качеству субъекта и отношений их множества между собой. Этим вопросам посвящена вторая часть работы. Здесь сосредоточены плюсы и минусы реальности, а главное - задачи информатизации экономической, культурной, государственно-управленческой сфер общества, информатизации регионов страны. Здесь прекрасный пример не самого большого региона России, но очень высокоорганизованного в общем управлении и в управлении информатизацией - представлен опыт Ханты-Мансийского автономного округа, пионера решения проблем информатизации, использования информационных ресурсов и технологий на основе всесторонних правовых решений.

Если главным конкурирующим капиталом в современной истории является гражданин России, то отправной точкой информатизации является информация в целом, и главным образом документированная информация. США начали процесс компьютеризации с решения проблем сокращения бумажных документов и перехода к их электронной форме. Этому вопросу посвящено не менее пяти федеральных законов США. В России сопротивление или консервативное мышление не позволяют до сих пор принять аналогичный хотя бы один закон. Проблема электронного документа и реального применения электронной подписи в системах публичного управления находится в застое. Об этом свидетельствует и глава С.И. Семилетова, а также другие его работы, публикации ВНИИДАД , работа организаций, специализирующихся на этой теме.

Поставленные в монографии вопросы и уровень их решения актуализируют еще две проблемы: управление развитием и роль права в условиях сегодняшней ситуации и предстоящих времен.

Факт информационного революционного шествия неопровержим. Но как мир реагирует на него? Если коротко, то пока ситуационно в областях управления, производства, обороны, медицины, в зависимости от финансирования и других ресурсов. А по большому счету, консервативно. Пока все государства в большей или меньшей мере находятся в плену моделей управления делами общества и государства, которые сложились в доинформационную эпоху, в условиях разных стадий капитализма, постиндустриализма. Последняя во многом воспринимается как эпоха глобального хаоса. Управление на всех уровнях в целом остается в стадии, которую можно охарактеризовать: "стакан наполовину пуст". Та часть, которая наполнена, тянет к тем устоям, которые подчинены методам силового периода.

Главы и разделы глав, подготовленные А.Г. Арешевым, Л.А. Сергиенко, А.К. Жаровой, открывают серию проблем развития культуры в гражданском обществе, рационального использования среды Интернета. В этом круге наиболее острым остается вопрос о СМИ, электронных СМИ, других формах культурного и делового взаимодействия людей на основе ИКТ.

О России с тревогой и надеждой. М., 2007. С. 190.

Здесь на первое место выходят проблемы современных СМИ, электронных СМИ, других форм самовыражения человеческой натуры (блоги, журналы в Интернете, например). Глава В.Н. Монахова помогает уяснить наиболее острые проблемы этой части связи гражданского общества и массовых путей выражения существа и интересов личности. Неизбежно встают вопросы о необходимости обновления законодательства о СМИ и о переходе к нормативному осмыслению подходов к правовому регулированию всей инфраструктуры массовой информации.

Тема информационной безопасности и реализации ответственности в довольно сложной ситуации столкновения традиций и новых вызовов становится острейшей. Ей посвящена глава А.А. Антопольского.

Естественно, что не все институты гражданского общества сегодня в равной мере охвачены информатизацией, не все и представлены в должной мере в настоящей работе. Еще многое предстоит сделать, чтобы создать модель информационного взаимодействия со всеми структурами гражданского общества и выявить его динамику в сторону интеграции, взаимодействия всех его составляющих и уловить новое его состояние. Авторы данной работы будут благодарны за понимание замысла и попытки его исполнить привлеченными средствами и ракурсами видения проблемы. Тема эта неиссякаемая, как и движение самого социума. Внимание к мониторингу и анализу развития условий формирования нового этапа гражданского общества через факторы информатизации, механизмы освоения потенциала ИКТ - важнейшая задача всех, кто озабочен пониманием природы современности, стремлением сделать процесс развития менее болезненным и противоречивым.

Право как важнейший инструмент регулирования общественных отношений меняется одновременно с реальностью мира. Сфера юридической науки во многом уже выходит за рамки регулирования отношений в пределах государственных юрисдикций. Нужны новые юридические специальности, отвечающие требованиям развивающегося и меняющегося социума под влиянием факторов глобализации, информатизации, возрастания уровня гражданственности социума, ответственного за реальность бытия в новых условиях переплетения виртуальности и реальной действительности мира.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Развитие информационных технологий и их использование в сетевых системах обмена информацией обусловили новый шаг в развитии цивилизации. Образно: если в начале века ХХ в связи с развитием авиации говорили о небе как "пятом океане", то сегодня инфосферу можно обозначить как "шестой океан", который осваивает человечество.

Сетевую систему информационных коммуникаций и используемый при этом информационный ресурс называют кровеносной системой, нервной системой всех областей отношений, затронутых этой технологией. Естественно, что формируется новая предметная область отношений для правового регулирования. Крупно обозначая проблемы комплексной отрасли права – информационного права, мы отмечаем такие области его внимания, как область формирования и использования информационных ресурсов; информационных технологий (программы, программное обеспечение, способы защиты информации, ее идентификации и т.д.); технологий коммуникаций –средств современной связи.

Наиболее важными проблемами для понимания процессов, которые обозначаются термином "информационное общество", являются две группы факторов, которые самым активным образом влияют на ход развития общества Российской Федерации. Во-первых, это изменение природы социально-экономических отношений в результате реформ последнего десятилетия. С этим надо считаться, как бы мы к ним ни относились. Во-вторых, это факт создания информационных технологий, изменение инфраструктуры области документационной формализации, фиксирования деятельности людей, их отношений и формирование более сложной конфигурации информационных ресурсов.

Признаки первой группы факторов связаны с документированием опосредованно. Здесь проявляют себя такие явления, как многообразие форм собственности в экономике, многообразие организационных форм различных структур и особенно в экономике и управлении. Простая вертикальная модель: министерство – объединение, предприятие, учреждение -– исчезла или сильно трансформирована. Появились новые формы институций: гамма объединений, концерны, корпорации, фирмы, холдинги, большой и разнообразный сектор малого и среднего предпринимательства. Родилась форма общественного управления – местное самоуправление. Возникло множество форм общественных объединений. Все это действует наряду с государственными структурами управления и хозяйствования. Формируется и взаимодействует с государственными структурами корпоративный сектор экономики и управления.

В этих условиях говорить о государственном управлении в прежнем смысле уже нельзя. Стоит задача обеспечения организационного взаимодействия разных социальных структур гражданского общества и государства. На первом месте – проблема координации в решении вопросов, затрагивающих интересы общества, государства, личности. Проблема эволюции методов деятельности государственного аппарата, ибо государство остается единственной и главной силой организации всех элементов общества, гарантом прав и интересов личности, гражданина и человека.

Тут оформляется главная проблема конференции "Документация в информационном обществе в условиях информационных технологий". Как на том фоне, который сформирован и продолжает развиваться под влиянием первой группы факторов, можно говорить об управленческой документации? Как можно говорить об управленческой документации только применительно к органам государственной власти, если формальный круг государственного управления на базе государственной собственности продолжает сужаться? Тезисы об ОРД, ОКУД, ЕГСД в том понимании, когда они зарождались и обосновывались, сегодня надо признать "не сбывшимся прошлым".

2. Как сегодня правильнее поставить тему документирования?

Коротко этот вопрос выражается так: документирование информации - это проблема только государственного аппарата и сектора "электронного правительства" по федеральной целевой программе "Электронная Россия" или это проблема всего комплекса электронной России и еще шире - всего общества и всех его структур.

Именно в этом контексте следует рассматривать вопрос о Федеральном законе "Об управленческой документации", который уже вынесен на суд общественнгсти.

Можно ли говорить о документальном обеспечении управления без охвата информации, которая образуется в первичных звеньях общественного организма и поступает частично в систему государственного управления? Представляется, что самое уязвимое место проекта, который мы обсуждаем, кроется в его ориентации на отсечение какого-то комплекса информации, без указания на критерии отбора.

Ответ на поставленный вопрос связан с рассмотрением значения второй группы факторов, названной в первой части доклада. Это влияние информационно-коммуникационных технологий на системы документов, документированную информацию и информационные ресурсы, представляемые в этой форме.

Как известно, во всех развитых странах приняты концепции, стратегии, планы по информатизации общества. Все они включают проблему электронного документа и электронной подписи. В ряде стран вопрос о сочетании бумажного и электронного документооборота решался еще раньше и готовил основу для инноваций в разных направлениях общественной жизни. В России этот вопрос не был обойден. С семидесятых годов уже действовали стандарты на машинный документ, используемый в системах АСУ. В Гражданском кодексе Российской Федерации, принятом в 1994 г., электронная цифровая подпись признается одной из юридически признаваемых форм собственноручной подписи. Действуют более поздние стандарты в этой области. Однако широкое использование этой нормы ГК РФ было обусловлено записью: "Использование . электронно-цифровой подписи . допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон" (ст.160).

Шаг в направлении оформления сосуществования бумажного и электронного документа был сделан в ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", принятом в 1995 г. Статья 5 (п.п. 2-4) этого закона определила:
"2. Документ, полученный из автоматизированной информационной системы, приобретает юридическую силу после его подписания должностным лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3. Юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого и передаваемого с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, может подтверждаться электронной цифровой подписью.
Юридическая сила электронной цифровой подписи признается при наличии в автоматизированной информационной системе программно-технических средств, обеспечивающих идентификацию подписи, и соблюдении установленного режима их использования.
4. Право удостоверять идентичность электронной цифровой подписи осуществляется на основании лицензии. Порядок выдачи лицензий определяется законодательством Российской Федерации".

Таким образом, уже в середине 90-х годов была создана основа для сочетания бумажного и электронного документа в делопроизводстве разных социальных структур, в том числе и в органах государственной власти. И тем не менее и сегодня область применения электронного документа и электронно-цифровой подписи в органах государственной власти очень невысока. Даже в США, по свидетельству специалистов, такой документации не более одного процента. Наиболее электронизированной документальной сферой является сфера бизнеса и особенно банковского. В своей интересной книге "Бизнес со скоростью мысли" Билл Гейтс признает, что только недавно занялся своим собственным хозяйством и пересмотрел систему документирования. В области маркетинга в его корпорации вместо 114 бумажных документов стали применять только 9 электронных. Ликвидация 350 тыс. отчетов о продажах дала экономию в 40 млн. долларов в год.

И все же такая форма общения, как Интернет, дает о себе знать и постепенно меняет облик документирования. По свидетельству бизнес-журнала "Перспектива" за 2001 г. (специальный выпуск "Электронное правительство: опыт и проблемы"), опыт 22 стран показывает необходимость отражения в правовом регулировании ряда новых явлений. К ним относятся:
а) сочетание бумажного и электронного документа, перевод одной формы в другую путем создания электронных копий бумажных документов, дублирования этих форм при одновременном хождении их в обороте; разрушения бумажной и замены ее электронной формой;
б) обеспечение наличия грамотного чиновника, обеспечивающего плановый переход от одной формы к другой;
в) необходимость обеспечения концентрации информационного ресурса в отраслевом и межотраслевых масштабах (не позволять потребителю обивать электронные пороги разных ведомств);
г) построение делопроизводства и документооборота с ориентацией на потребителя, пользователя. Причем важна дифференциация последнего с учетом категорий потребителя информации: внутри своей системы, внешнего пользователя (клиента), вышестоящих и нижестоящих органов государственной власти;
д) создание форм доступа к информации и предоставления документов через сайты, порталы, терминалы, использование дизайна при этом.

Отмечается разная степень освоения Интернета, которым в настоящее время пользуется 3-4% населения земли: простое выставление информации - документа; интерактивное общение (обмен); осуществление реальных операций разного рода.

Наибольший успех в электронном документировании достигнут в области налоговых систем, самоуправления и демократии и в отношениях юридических лиц. Примеры по отдельным странам свидетельствуют о неравномерном использовании Интернета в таком разрезе отношений, как гуманитарные услуги, юстиция и охрана порядка, государственный доход, национальная оборона, образование, административные функции, транспорт, самоуправление и демократия, почта.

Таблица (см. бумажный номер журнала) показывает распределение по этим показателям услуг Интернета в четырех группах пользователей государственного сектора.

По свидетельству этого журнала, в США, несмотря на большой процент документооборота через Интернет, 85% остается бумажным. Любопытны следующие показатели. Англия имеет 100 сайтов госучреждений и осуществляет ответы по 20 миллионам запросов в год. Из 73% услуг правительства в Сети 51 осуществляется путем публикаций, 18 - в форме диалога, и только 4 - через завершенные операции. Это полезные ориентиры для России.

В любом случае сочетание бумажного и электронного документа в системах делопроизводства, включая документооборот, дает значительное уплотнение массива документов, уменьшение количества форм. Но одновременно встают и вопросы о поиске эффективных форм хранения электронных документов на основе новых технологий. Проблема архивного хранения банков данных должна быть решена.

Самой главной проблемой для органов государственной власти и особенно для органов исполнительной власти остается проблема охвата всех их функций адекватным информационным обеспечением. Индикатором при этом является качество принимаемых решений и других результирующих документов по функциям органа. Для этого необходимо вернуться к вопросу о классификаторах функций органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Необходимы классификаторы для всех ведомств, их упорядочение по вертикали и горизонтали системы, формирование модулей документов по каждой функции или ее частям и после этого переход к электронной форме информационного (документального) обеспечения. Иначе получится уже проверенный и неэффективный ход работ: вливание молодого вина в старые мехи, или, как говорили в шестидесятых годах прошлого столетия: "ставить новый мотор на старую телегу". Даже и сегодня передовые по электронизации документальной системы ведомства в основном пользуются сканированием бумажного документа, а не созданием электронного первичного. Так, например, обстоит дело в налоговой системе.

Итогом сказанного должна быть ориентация на обе группы факторов при подготовке проекта закона о документировании в условиях информатизации. Институт государства и права при рассмотрении и подготовке концепции закона по данной теме, высказал предложение разрабатывать комплексный закон, который бы мог называться "О документировании, документообороте и архивном хранении документов". Такой закон мог бы регулировать делопроизводство и систему документирования информации не только в государственном секторе, но и во всех организациях, которые представляют первичную или обработанную информацию в органы государственной власти, в двух узаконенных формах - в форме бумажного документа и электронного документа. Закон должен ориентировать на тенденцию сокращения бумажного оборота документов. Необходимо создать основания для оценки состояния документирования, делопроизводства и документооборота на основе индикаторов, соответствующих целям информационного обеспечения (функции органов) и технологического фактора. Необходима ориентация на совмещение и постепенное замещение бумажного документа электронным. При этом не должно быть излишней торопливости. Однако стратегическая цель необходима.

Принятие закона "Об электронной цифровой подписи" создает некоторый порядок в области лицензирования и сертификации процесса получения и использования такой формы подписи документа. Однако еще потребуются подзаконные акты, регламентирующие сам процесс работы с электронной подписью, определение категорий документов, которые подпадают под такую форму технологии.

Читайте также: