Александр пушкин крепостное право доклад кратко

Обновлено: 07.07.2024

Как вообще уживались в нём это воспевание свободы и положение рабовладельца?

Пушкин-помещик.

Отец поэта, майор лейб-гвардии Сергей Львович Пушкин, владел деревнями Болдино и Кистенёво в Арзамасском уезде Нижегородской губернии. Мать Александра, Надежда Осиповна Ганнибал, унаследовала село Михайловское в Псковской губернии. После свадьбы Сергей Пушкин купил на её имя также село Захарово в Звенигородском уезде Московской губернии.

Александр Сергеевич бывал в детстве и отрочестве в Захарове, в юности и молодости часто проживал в Михайловском, но нигде не был хозяином. Родители обставляли его обычной помещичьей заботой. Так, общеизвестно имя его детской няньки из крепостных – Арины Родионовны (фамилии у неё не было). Арина рассказывала Саше немало сказок, оказавших потом большое влияние на творчество поэта.

3. Художник Климченко. Государственный историко-литературный музей-заповедник А.С.Пушкина.

К венчанию Александра на Наталье Гончаровой отец подарил ему село Кистенёво, рядом с Болдиным. Это было в 1830 году. Тогда, наконец, Александр Сергеевич получил возможность стать настоящим помещиком. Но ненадолго. Не чувствуя в себе хозяйской жилки, А.С. Пушкин очень скоро заложил Кистенёво в казну. К этому его побудило ещё и материальное положение жены – её семья находилась в больших долгах.

Закладка имения в казну была тогда частой операцией. Разорявшиеся помещики получали от государства большую ссуду, при этом оставались владельцами имения. Правда, они уже не имели права продавать ни его целиком, ни крепостных крестьян из него. Процедуру закладки и получения денег можно было проделывать три раза. Только после неуплаты государству третьего кредита имение продавалось с молотка.

Александр Сергеевич в полной мере воспользовался своим правом для материальной поддержки родни своей жены и себя лично. Сам он побывал в Кистенёво только один раз – во время своей знаменитой Болдинской осени 1830 года – и больше туда не возвращался. Деревня находилась в ведении управляющего, а как он управлял – про то историки-пушкиноведы по сей день не удосужились разведать, считая этот предмет, видимо, слишком низким для себя.

Крепостная наложница и незаконнорожденный сын Пушкина.

Ещё одним показателем отношения Пушкина к крепостным стало его сожительство с девкой Ольгой Калашниковой. Большинство русских помещиков, особенно холостых, имело наложниц из своих крепостных, не видя в этом ничего предосудительного и не обременяя себя при этом какими-то обязательствами. Так делал и Пушкин.

Пушкин и Калашникова сожительствовали чуть более полутора лет – с осени 1824 до весны 1826 года. Тогда Сергей Пушкин назначил Михаила Калашникова, отца девушки, управляющим своим имением в Болдино. В это время Ольга сообщила Александру, что беременна от него.

А.С. Пушкин не на шутку взволновался. Он хотел, чтобы Ольга задержалась в Москве до родов и отдала мальчика в Воспитательный дом, куда принимали бастардов знатных особ. Пушкин хотел сделать своим ходатаем по этому делу своего друга Петра Вяземского, но тот уклонился, посоветовав Александру уладить вопрос с отцом девушки и, возможно, даже выкупить её из рабства и законно жениться на ней.


Пушкин долгое время не владел ни одним имением

Примерно таким аргументом дежурно оправдывают нашего великого поэта учителя литературы. Семиклассникам такого объяснения хватает за глаза, но вот людям постарше стоило бы и задуматься.


Впрочем, у литературоведов как всегда есть оправдание и звучит оно вполне убедительно. Действительно, хоть маленького Сашу и воспитывала крепостная Арина Родионовна, хоть и жил оно во всех этих имениях, но хозяином не был ни в одном, поэтому при всём желании не мог там ничего поменять. Надо только уточнить одну деталь: до 1830 года.

Перед свадьбой отец отдал поэту село Кистенёво. Точнее, даже не село целиком, а часть в нём. Барской усадьбы там уже давно не было – только пара флигелей в распоряжении управляющего. Всего в Кистенёве проживало по прошлой переписи 476 душ мужского пола, однако 200 из них уже были заложены Сергеем Львовичем, а значит передаче не подлежали. Тем не менее в конце 1830 года свои крестьяне у Пушкина появились.

Трудно сказать, каким было его первое стремление в отношении оказавшихся в его собственности живых людей, но абсолютно точно известно, что освобождать он их не стал ни сразу, ни вообще никогда.

Как Александр Сергеевич Пушкин распорядился своим имением?

Полновластным хозяином своих 276 душ поэт был меньше полугода. Уже в феврале 1831-го 200 из них он заложил их в Опекунском совете. Зачем же Пушкин пошёл на такое? Ведь он так проникновенно мечтал в своих стихах о крестьянской свободе?

Ответ прозаичен: всё дело в том, что Наталью Гончарову поэт любил больше, чем крепостных. Обязательным условием свадьбы сторона невесты сочла наличие приданного, однако глупость ситуации заключалась в том, что у самих Гончаровых денег на него не было. Поэтому обеспечивать Наталью Николаевну пришлось самому же жениху.


И всё-таки, как человек семейный, Пушкин, в первую очередь, должен был думать о своей жене и детях, поэтому рассчитывал на извлечение из имения хоть небольшого дохода. Крест на этих надеждах поставили попытки спасти от разорения отцовское Болдино. На момент, когда управление имением вынужден был взять на себя Александр Сергеевич, там накопилось больше 200 тысяч рублей долгов.

На протяжении всего 18 века многие просвещенные дворяне искали пути освобождения русского народа от крепостного права, угнетения и унижения.
Революционные настроения и идеи декабристов отразились и на творчестве А.С.Пушкина: темы свободолюбия, вольности и гуманизма стали довольно часто фигурировать в его произведениях.

Пушкин разделял революционные взгляды декабристов, и в своем стихотворении демонстрирует их:

1. Протест против абсолютизма и крепостного права:

В этих строках звучит яростный голос протеста против тирании, самодержавия и беззакония.

«Тираны мира! трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!

Здесь Пушкин обращается к владыкам, которые забыли о своём долге перед народом, а также обращается к самому народу и призывает его восстать против крепостного права.

2. Стремление к свободе и вольности:

3. Воспевание свободолюбивой личности:

В этом послании Пушкин снова обращается к теме свободы и вольности,
а также присутствует новые темы: патриотизма и любви к родине.

1. Протест против самодержавия и крепостного права:


2. Стремление к вольности святой:

3. Воспевание свободолюбивой личности:

1. Протест против самодержавия и крепостничества:

2. Стремление к вольности святой:
Это стихотворение полностью пронизано темой стремления к вольности, т.е. сам протест против существующей системы правления, крепостного права, призыв к свободе народу говорит нам об этих возвышенных идеях поэта.
Особенно стоит выделить по теме вольности конец этого произведения, потому что именно в нем мы видим непритворную надежду, сильное стремление и некую долю сомнения поэта от того, что он желает увидеть своё отечество освобожденным от рабства.

В этом отрывке мы видим, что в роли свободолюбивой личности выступает сам поэт, который отчаялся донести до народа, не желающего ничего менять, точно как и барства, что крепостничество - это позор и пятно бесчестия страны.


Александр Сергеевич Пушкин поистине великий поэт, потому как для того, чтобы не изменять своим взглядам и идеалам требуется истинное мужество, стойкость и смелость, ведь свободомыслие и революционные идеи были под запретом и строго преследовались в течение всего 19 века.

Поэтому Пушкин восхищает нас не только своим необыкновенным творческим талантом, но и своими высокими нравственными чертами.

Хорошо написано. Я тоже иногда разбираю стихи, но как правило поэтов наших дней, все мечтаю издать свою книжку хотя бы в интернете, в нее бы я включил вашу статью, если вы позволите. Ведь когда-нибудь моя мечта сбудется и я допишу книгу: Энциклопедия графоманов..))

Спасибо, что поделились своей мечтой! Удачи в вашем начинании, да, конечно, можете разместить мою статью.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Ровно 160 лет назад в России началась крестьянская реформа. Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, были опубликованы 3 марта 1861 года (по старому стилю — 19 февраля). Однако споры об отмене русского рабства начались задолго до александровских реформ, и писатели, как часть просвещенной элиты, участвовали в них словом и делом. Но далеко не всегда на стороне либералов.

Мы решили выяснить, как классики-дворяне относились к возможному освобождению крестьян.

Александр Радищев

Александр Пушкин

Некоторые исследователи полагают, что в основу стихотворения легли события в Тригорской мануфактуре — фабрике, принадлежавшей предкам поэта. В конце XVIII века взбунтовавшиеся крестьяне несколько дней контролировали предприятие, и остановить их удалось только с помощью оружия. Причиной бунта послужило увеличение денежного оброка и натуральных повинностей, последствием же стали смерть четырех десятков человек и жестокое наказание еще порядка тридцати крестьян. События эти произошли задолго до рождения Пушкина, однако и спустя сорок лет после трагедии о них не переставали вспоминать.

Серьезных преобразований в своих собственных имениях поэт вводить не стал. Впрочем, по свидетельству современников, он был добрым барином и давал деньги крепостным за их услуги.

Николай Гоголь

Обосновывая эту теорию, Гоголь ссылался на Библию, уверенный в том, что все равны только перед лицом создателя, а в светском обществе каждому предначертана своя роль:

Иван Тургенев

Программа журнала и записка, обосновывающая его необходимость, были поданы Александру Головнину — секретарю Великого князя Константина Николаевича, считавшегося сторонником реформ. Но ответа так и не поступило.

Лев Толстой

Впрочем, эту мысль можно трактовать и по-другому. Толстой искренне считал, что образование полезно для крестьян. И для благополучия всей страны они должны получить это право. Писатель хотел освободить своих крепостных еще в 1856 году. Но тогда сами крестьяне отказались, то ли испугавшись подвоха, то ли предчувствуя скорую отмену рабства и надеясь, что землю они получат бесплатно.

Их ожидания не сбылись. Манифест оказался лишь первым шагом в деле освобождения и ставил бывших крепостных в крайне невыгодные условия. От взгляда Толстого это не ускользнуло. В письме Герцену читаем:

Читайте также: