Структура политики и ее функции доклад

Обновлено: 27.06.2024

Для сдерживания и уравновешивания общественных желаний и действий существует политика.

Политика (от греч. Πολιτική — государственная деятельность) — деятельность, направленная на решение вопросов общественной и государственной жизни при участии социальных групп, государственных органов, партий, отдельно взятых людей и различных движений.

Политика имеет ряд особенностей, отличающих её от прочих видов деятельности. Для неё характерно:

  • устанавливать связь между интересами отдельно взятого человека и общества;
  • трезво анализировать ситуацию;
  • осуществлять стабильную деятельность государства;
  • учитывать множество условий и составляющих политического процесса;
  • воздействовать силой воли, принуждением, диктатом своих интересов.

ФУНКЦИИ ПОЛИТИКИ

Политика является неотъемлемой частью общества, поэтому включает в себя множество важных основополагающих функций:

  • исполнение воли большинства людей с учётом существования иных точек зрения;
  • объединение общества в одно целое для достижения общественных целей и интересов;
  • перераспределение функций и ролей, а также статусных позиций и благ или выработка тех правил, по которым происходит это распределение;
  • определение основных целей, приоритетов, направлений и стратегий развития общества;
  • выработка приемлемых для всех правил поведения и контроль за их соблюдением.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПОЛИТИКИ

Политика включает в себя те же составные элементы, что и любая деятельность, — субъект, объект, цель, действия, результат.

В политике субъектами выступают:

  • большие общественные группы (люди, этносы, социальные слои, классы);
  • организации и объединения (государства, политические партии);
  • политическая элита (группа лиц, в чьих руках находится фактическая власть).

Учёный Макс Вебер предложил разделить существующих политиков между собой на группы по характерным особенностям.

  • По случаю ⇒ Большинство людей, чья роль сводится к голосованию раз в несколько лет
  • По совместительству ⇒ Люди, имеющие постоянную прибыльную работу, участвующие в свободное время в политической жизни
  • Профессиональные ⇒ Люди, не имеющие другого занятия и источника доходов в жизни, кроме политики

Объектами политики выступают различные сферы жизни общества.

политика

Политические цели:

  • частные (удовлетворяющие конкретным пожеланиям власти);
  • общие (направленные на достижение общественных целей).

⇒ По содержанию: о социальные;

  • ближайшие;
  • отдалённые;
  • промежуточные;
  • конечные;
  • текущие.

⇒ По сферам деятельности:

Политические средства. Политиками, учёными, рядовыми людьми выдвигаются различные версии того, каким образом можно и нужно достигать поставленных политических целей.

Выполнил: ст. гр. ЗКСОИиУ-21 шифр № 0112043, зач.№0112043 Докучаев Д.Н.

Министерство науки и высшего образования Республики Казахстан

г. Павлодар 2003

1. Понятие политики. Определения.

Изучение политики в политологии связано стремя аспектами. Отсюда и определение политики можно дать в трёх вариантах, которые дополняют друг друга:

Политика - это особая сфера деятельности людей, связанная с властными отношениями, государством и его устройством, с политическими институтами, принципами их функционирования;

Политика - это форма соучастия и взаимодействия, властвующих и подвластных, управляющих и управляемых;

Политика - это область не только сознательных, но и стихийных действий, не только рациональных, но и иррациональных поступков и форм поведения.

С другой стороны все определения политики можно разбить на группы:

Социологические определения политики. Эти определения опираются на социологический подход и выражаются через общественные явления: экономику, право, мораль, культуру, религию и т.д.

Субстанциальные определения политики. Здесь раскрывается первооснова (субстанция) политики. Политика определяется как действия направленные на обретение, удержание и использование власти.

Научно сконструированные определения политики. Фактически это интерпретации характеризующие политику как процесс подготовки, принятия практической реализации обязательных для всего общества решений.

Политика это политические действия, практика.

Политика это раздел этики связанный более с государственным и общественным механизмом, чем с отдельными личностями. Это общественная и социальная этика.

Политика это политические отношения или деловое соревнование между соперничающими группами интересов или отдельными личностями за власть и лидерство.

Политика это политическое руководство (проведение политики) в частных делах.

Политика это политические убеждения, принципы, мнения или симпатии отдельной личности.

Политика это общая совокупность взаимно-действующих и обычно конфликтующих отношений между людьми, живущими в обществе, а также лидерами и не лидерами.

Политика это политическая наука.

2. Анализ политики.

1. Основные определения в политике:

Политическая сфера - это та область функционирования общественных отношений, в которой рассматривается влияние и взаимодействие различных политических и социальных групп, классов, структур, объединений. Политическая сфера находится в тесном взаимодействии с экономикой, социальной и духовной сферой.

Субъект политики - это индивид, группа класс, нация и др., которые осознали и сформулировали свои коренные интересы и готовы их отстаивать.

Основными субъектами политики являются: государство (если оно не обезличивает интересы других). Демократическое государство исходит в своей политике из общечеловеческих интересов (на первом месте права человека и гражданина). Классы, отстаивающие свои специфические интересы, связанные с различными формами собственности (но классовый интерес эгоистичен и может быть агрессивным). Ни один класс не имеет права претендовать на то, что бы считать себя гегемоном или более прогрессивным по отношению к другим. Нации – учёт их интересов обязателен наравне с общечеловеческими, но национальный интерес тоже может разъединять людей и порождать войны (Югославия, Грузия, Абхазия, Армения и Азербайджан и др.). Отдельная личность (каждый может и должен стать субъектом политики) Народ в целом, если он приобрёл политическую субъективность, является суверенным народом, а не просто населением.

Существуют другие сферы общественных отношений, с которыми политика тесно связана. Это такие как:

Социальная политика - деятельность, направленная на регулирование социальной сферы и социальных отношений.

Национальная политика - комплекс мер, направленных на реализацию национальных интересов.

Демографическая политика влияет на формирование оптимальных уровней населения и его структуры.

Экономическая политика – деятельность, направленная на регулирование и влияние на различные сферы экономики: финансовая, промышленная, аграрная, кредитная, научно-техническая и др.

Составные части политики:

Форма политики - это ее организационная структура (институты). Чаще всего она выражается в государстве, партиях, общественных движениях, а также в законах и правовых нормах.

Содержание политики - это её цели и ценности, проблемы, мотивы и механизмы принятия политических решений.

Политический процесс - деятельность различных государств, социальных групп, организаций и индивидов. Как правило, процесс связан с разрешением конфликтных ситуаций.

1). Политическое сознание: политические взгляды и теории, менталитет, ценностные ориентации.

2). Нормативные идеи: программы и избирательные платформы политических партий, политико-правовые нормы.

3). Институты власти.

4). Отношения властвования – господства и подчинения, а также политической борьбы и сотрудничества.

1). Микроуровень: политика партий, организаций, профсоюзов и т.д.

2). Макроуровень: политика государства.

3). Мегауровень: политика международных организаций (СНГ, ЕЭС).

Политику можно условно разделить на теорию и практику:

2. Политика как деятельность.

Прежде всего, политику можно рассматривать как практику или деятельность политических институтов, отдельных социальных и этнических групп и даже отдельных личностей. Эту деятельность можно охарактеризовать как:

Организованные действия социальных групп и представляющих их учреждений власти по управлению общественной жизнью.

Общественные отношения между социальными группами и сообществами людей по поводу государственной власти, её завоевания, удержания и использования.

Научно обоснованную теорию, ориентирующую политику, определяющую её цели, стратегию, тактику.

Политическую идеологию, совокупность идеологических ценностей и норм.

Профессиональное политическое руководство.

3. Политика как НАУКА.

1. Принятие решений на основе научного знания, учёта объективных законов развития общества и природы;

2. Адекватное отражение интересов различных социальных групп и слоёв общества;

3. Применение научных методов в политике;

4. Интеллектуализацию самой политики (усвоение новых знаний, в том числе мирового опыта);

5. Способность к прогнозированию событий: упреждение или ускорение их развития в соответствии с прогнозом.

Политика и наука о политике должны взаимодействовать и нуждаться друг в друге. Если недооценивается наука- политика приобретает авторитарный характер; если наука не опирается на политику, она превращается в абстракцию. Признание политики наукой не является безобидным для общества, т. к. позволяет производить над ним любые социальные эксперименты.

Главная задача научной политики - моделирование, прогнозирование различных аспектов политической деятельности, определение целей и задач политики.

Главные принципы научной политики:

Наличие четкой теоретической основы и следование ей на практике.

Гибкость, умение находить политические компромиссы с учетом изменчивости политической ситуации.

Умение и стремление перенимать опыт у более опытного и сильного, в т.ч. и у идейного противника.

Приоритет решения общих вопросов перед частными.

Соответствие форм, методов и средств осуществления политики целям и задачам.

4. Политика как ИСКУССТВО.

Его неотъемлемыми компонентами являются:

а) опыт, мастерство в реализации возможностей политического действия

б) способность угадывать, нащупывать улавливать верный способ действия;

в) способность к маневрированию, нахождению путей к компромиссам

Политика как искусство предполагает своевременное обнаружение противоречий и нахождение наиболее эффективных способов их разрешения. Быструю реакцию на изменение политической ситуации, принятие соответствующих мер по стабилизации обстановки, умение мобилизовать людей на реализацию принятых решений.

Вот некоторые аспекты политического искусства:

Умение разбираться в политической психологии и политическом поведении масс;

Умелый, творческий и критический подход к подбору, расстановке и воспитанию кадров;

Умение работать с людьми, прислушиваться к голосу масс;

Умение делать выводы не только из успехов и побед, но и из неудач и поражений;

Направление и регулирование деятельности политических институтов;

Разработка и творческое проведение в жизнь научно-обоснованной политики с определением ближайших и перспективных целей;

Определение форм, методов и средств политической деятельности, с помощью которых намеченные цели могут быть достигнуты оптимальным образом.

Политики, лишенные политического искусства, просчитывают все шансы на успех и только после этого приступают к действию. Они могут и опоздать. Политическое чутьё помогает быстро ориентироваться в каждой новой ситуации.

Вместе с тем, политика не совпадает с искусством. Искусство – это, прежде всего художественное отображение мира, политика должна адекватно отражать политическую и социальную реальность мира.

Политика не может постоянно идти на риск, руководствоваться только интуицией. Это приводило бы к немалым и дорогостоящим ошибкам, за которые расплачивается, как правило, народ.

3. Функции Политики.

Через политику выражаются наиболее значимые интересы (общие, частные, общечеловеческие, национальные и т. д.). Люди могут добиваться реализации своих интересов и потребностей, изменения социального статуса.

Политика призвана разрешать противоречия, возникающие на базе борьбы интересов, направлять эту борьбу в цивилизованное русло. Политика в таких случаях сама должна быть рациональной (осуществлять обоснованные целесообразные действия, просчитывать возможности реализации своих решений и ожидаемые последствия).

Политика призвана разрешать противоречия, возникающие на базе борьбы интересов, направлять эту борьбу в цивилизованное русло.

Эффективная политика обеспечивает целостность общественной системы, стабильность и общественный порядок даже при смене режимов правления.

Политика призвана обеспечивать преемственность и инновационность развития общества и человека. Прогрессивная политика выступает как созидательная и консолидирующая сила, сосредотачивающая энергию людей на главных направлениях общественных преобразований, концентрируя духовные силы человека и общества в целом.

Таким образом, функции политики выражаются в:

1. Интеграции различных сфер общественной жизни, обеспечение целостности и стабильности общества.

2. Выражении интересов социальных групп и слоев общества, отдельных граждан.

3. Управлении и руководстве политическими и общественными процессами в интересах наиболее влиятельных слоев и групп населения и (или) общества в целом.

4. Обнаружении и рассмотрении социально политических конфликтов, разрешение их цивилизованными способами и методами.

5. Социализации личности, включение её в сложный мир общественных отношений.

6. Обеспечении преемственности и обновления развития общества и человека

Один из основоположников теории политических систем Г. Алмонд выделяет две группы функций:

Во все времена, а в наши дни особенно, политика оказывает важ¬ное, порою судьбоносное влияние на жизнь отдельных людей и це¬лых народов. Она неразрывно связана с самыми глубокими основа¬ми человеческой цивилизации.
Политические знания и культура нужны сегодня любому челове¬ку, независимо от его профессиональной принадлежности, посколь¬ку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с дру¬гими людьми и государством. Без обладания такими знаниями лич¬ность рискует стать разменной монетой в политической игре, пре¬вратиться в объект манипулирования и порабощения со стороны более активных в политическом отношении сил.

Содержимое работы - 1 файл

Введение.docx

Во все времена, а в наши дни особенно, политика оказывает важное, порою судьбоносное влияние на жизнь отдельных людей и целых народов. Она неразрывно связана с самыми глубокими основами человеческой цивилизации.

Политические знания и культура нужны сегодня любому человеку, независимо от его профессиональной принадлежности, поскольку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими людьми и государством. Без обладания такими знаниями личность рискует стать разменной монетой в политической игре, превратиться в объект манипулирования и порабощения со стороны более активных в политическом отношении сил.

Массовая политическая грамотность граждан необходима и всему обществу, ибо предохраняет его от деспотизма и тирании, от антигуманных и экономически неэффективных форм государственной и общественной организации. Поэтому сознательное формирование политической культуры как искусства совместного цивилизованного проживания людей в государстве — забота всего современного общества, важное условие его благополучия.

И если в государствах с прочно укоренившимися в сознании масс демократическими традициями и эффективными институтами контроля за правительством и другими властями часть граждан может позволить себе некоторую аполитичность, то в странах, недавно переживших авторитарные или даже тоталитарные, диктаторские режимы, массовое отстранение от политики чревато тяжелыми социальными последствиями. Демократический строй не может утвердиться и быть эффективным без соответствующей политической культуры населения.

И хотя в условиях демократического государства далеко не каждый индивид оказывает реальное воздействие на принятие политических решений, именно от сознательности выбора и активности большинства граждан зависит учет в государственной политике интересов различных групп населения, компетентность и ответственность правящих элит.

Актуальность данной работы заключается в том, что на сегодняшний день овладение гражданами основами политической науки и демократической культуры — одно из важнейших условий успеха политических и общественных реформ в России и других постсоциалистических государствах.

Основной целью работы является изучение и обобщение, на основе методической и периодической литературы, вопросов связанных с политикой.

Исходя из цели, задачами данной работы будут являться:

Следует отметить, что вопросы политики широко раскрыты как в отечественной, так и зарубежной литературе.

Основными литературными источниками при написании работы были книги и статьи таких авторов, как Пугачев В.П., Соловьев А.И., Федорова М.М. и др.

  1. Понятие политики. Многообразие определений политики.

Феномен политики столь же стар, как и само человеческое общество; можно сказать, что он возник одновременно с тем, как внутренняя организация человечества получила право называться обществом, а не стадом. Соответственно политика, в ряду иных явлений, стала объектом познавательного процесса; разрабатывались методы для ее исследования, вырабатывались и накапливались знания. Закономерным этапом этого стало осознание необходимости выделения политики среди других социальных явлений и появление соответствующего понятия 1 .

Политику можно рассмотреть как деятельность, связанную с реализацией определенных потребностей, в целом, политика, как и любая другая деятельность, связана с реализацией индивидуальных смыслов. Это проявляется во взаимодействии индивидов, в их мышлении, речи, непосредственно наблюдаемом поведении 2 .

Политику можно рассматривать как форму взаимоотношений между социальными группами, прежде всего между классами по поводу осуществления и распределения власти - это отношения не равные, ассиметричные, это конфликтогенные отношения (порождающие конфликт), такой подход характерен для критической социальной науки. В рамках этого же подхода политика рассматривается как форма иллюзорного сознания, идеология. Иллюзорность этого сознания связана с классовыми интересами.

Такой разброс обыденных представлений о политике связан не только с недостаточно четкими, ограниченными или просто ошибочными знаниями о ней различных людей, но в первую очередь со сложностью, многогранностью, богатством проявлений этого феномена.

Разнообразные научные определения политики могут быть систематизированы и подразделены на несколько групп, каждая из которых внутренне дифференцирована. Критериями выделения таких групп служат используемые для характеристики политики общие исследовательские подходы: социологический, субстанциальный (выясняющий материю, основу явления) и системный, а также акцентированные в определениях политики ее важнейшие конституирующие качества и функции в обществе. В соответствии с этими подходами можно выделить три группы определений политики: социологические, субстанциальные и научно сконструированные, связанные со специфической интерпретацией политики.

Социологические определения политики, основываясь на социологическом подходе, характеризуют ее через другие общественные явления: экономику, социальные группы, право, мораль, культуру, религию. В соответствии с отражаемой сферой общества их можно подразделить на экономические, стратификационные (социальные), правовые, этические (нормативные) и т.д.

Экономические определения политики, наиболее ярко представленные в марксизме и других концепциях экономического детерминизма, характеризуют политику как надстройку над экономическим базисом, как концентрированное выражение экономики, ее потребностей и интересов. Политика как специфическая область общественной жизни в этом случае утрачивает свою самостоятельность, сохраняя лишь относительную, ограниченную автономию. В целом же она определяется объективными экономическими законами, не зависящими от воли политических акторов (субъектов).

Важной составной частью социологических определений политики являются ее стратификационные дефиниции. Они трактуют политику как соперничество определенных общественных групп: классов и наций (марксизм) или заинтересованных групп — за реализацию своих интересов с помощью власти (А. Бентли, Д. Трумэн и другие) 4 .

В истории политической мысли, в том числе и среди современных теоретиков, достаточно широко представлены правовые концепции политики. Они считают политику, государство производными от права и прежде всего от естественных прав человека, которые лежат в основе публичного права, законов и деятельности государства.

Правовая трактовка политики непосредственно примыкает к ее этическим (нормативным, ценностным) дефинициям. Это ярко проявляется в концепциях, признающих догосударственное существование естественного права в форме моральных принципов человеческого сообщества 5 .

Вторая наиболее распространенная группа дефиниций политики — субстанциальные определения. Они ориентируются на раскрытие той первоосновы, ткани, из которой состоит политика. В этой группе определений существуют несколько трактовок политики. Самая распространенная из них — это трактовка политики как действий, направленных на власть: ее обретение, удержание и использование.

Антропологические трактовки политики значительно обогащаются и дополняются ее конфликтно-консенсусными дефинициями. Конфликтные дефиниции политики акцентируют внимание на противоречиях, которые лежат в основе политики, определяют ее динамику. С точки зрения таких противоречий политика рассматривается как деятельность по насильственному и мирному разрешению конфликтов.

Динамический, процессуальный характер политики, раскрывают ее деятельностные определения. Они характеризуют политику как процесс подготовки, принятия и практической реализации обязательных для всего общества решений. Такая интерпретация политики позволяет проанализировать важнейшие стадии ее осуществления. К таким стадиям относятся: определение целей политики, принятие решений; организация масс и мобилизация ресурсов для реализации этих целей; регулирование политической деятельности; контроль за ней; анализ полученных результатов и определение новых целей политики. Деятельностная интерпретация политики широко используется, в частности, в теории политических решений.

С системной точки зрения политика является относительно самостоятельной системой, сложным социальным организмом, целостностью, отграниченной от окружающей среды — остальных областей общества — и находящейся с ней в непрерывном взаимодействии.

Политическая система заботится о самосохранении и призвана удовлетворять целый ряд общественных потребностей, важнейшая из которых интеграция общества.

Рассмотренные выше трактовки политики не исчерпывают всего многообразия ее определений, хотя и отражают важнейшие из них. Такое обилие научных характеристик объясняется прежде всего сложностью политики, богатством ее содержания, многообразием свойств и общественных функций. Обобщая различные дефиниции, можно определить политику как деятельность социальных групп и индивидов по артикуляции (осознанию и представлению) своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных для всего общества решений, осуществляемых с помощью государственной власти 7 .

2. Структура и функции политики.

Политика существует в различных ипостасях (формах) — в виде мышления, речи и поведения людей. Она имеет сложное строение. Какова же структура политической деятельности? В самом общем виде просматриваются три ее основных момента: форма, содержание и процесс (отношения).

Форма политики — это ее организационная структура, институты (в том числе и система правовых и организационных норм), придающие ей устойчивость, стабильность и позволяющие регулировать политическое поведение людей.

Форма политики реально воплощается в государстве, партиях и группах интересов (ассоциациях и движениях), а также в законах, политических и правовых нормах 8 .

В широком понимании политика — это создание, сохранение и обогащение наиболее общих правил общежития (Э. Хейвуд). Иными словами, политика – это неотъемлемая и насущно востребованная потребность государственно-организованного сообщества людей. Э. Хейвуд полагает, что широкое понимание политики объединяет несколько измерений: политика как искусство государственного управления; как публичный процесс; как разрешение общественных конфликтов через дискуссии и компромисс; политика как власть.

В узком понимании политика – это деятельность социальных групп и индивидов, направленная на осознание и представление своих коллективных интересов, на выработку обязательных для всего общества решений.

  • особая сфера человеческой деятельности, цель которой – регулировать и согласовывать социальные интересы групп, социальных слоев, обеспечивать целостность общества, разрешать конфликты;
  • политические действия, практика;
  • совокупность отношений между людьми, живущими в обществе, отношения между лидерами и обществом;
  • политические принципы, убеждения, мнения или симпатии отдельной личности;
  • политическое руководство в разнообразных сферах;
  • в массовом сознании: управление каким-либо процессом;
  • способности сознательно ставить цели и определять средства их достижения, а также умения соизмерять затраты и результаты;
  • искусство достижения и умелого использования государственной власти.

Политика — деятельность классов и иных социальных групп, связанная с определением содержания и форм, задач и функций государства, а также его взаимоотношений с другими государствами.
Российская социологическая энциклопедия

↑ Структура политики

Структура политики - это совокупность организационных форм, институтов, систем правления и организационных норм, придающих стабильность политике и позволяющей регулировать отношения в обществе. Политика обеспечивает целостность общества благодаря взаимодействию ее структурных элементов.

Структуру политики составляют: участники (субъекты) политической деятельности и общественные явления, связанные с политическим процессом, а именно – политические отношения, политическая власть, политические организации, политическое сознание и политическая культура.

Субъекты политики - непосредственные участники политической деятельности (индивиды, социальные группы, слои, массы, организации).

Субъекты политики вступают в политические отношения

Политические отношения – это отношения между различными классами и иными социальными слоями с целью осуществления политической (прежде всего государственной) власти. По своей сущности политические отношения представляют собой политическую борьбу, т.е. соперничество между различными общественными силами, цель которых – завоевать политическую власть. Политическая борьба может носить гармоничный характер, когда борьба за власть (соперничество) осуществляется в правовых рамках и если конституция предусматривает равные возможности всем общественным силам участвовать в политике и в политических отношениях. Однако политическая борьба может выливаться в политический конфликт.

Далее в результате осознания субъектами политики своих политических интересов формируется политическое сознание.
Политическое сознание — совокупность взглядов, идей, убеждений, отражающих коренные интересы различных социальных групп, возникающие в связи с осуществлением политической власти, участием в политической жизни общества. В политическом сознании получает отражение отношение различных социальных слоев к общественному строю, к системе власти, к государству и политическому режиму, партиям и общественным движениям.

Характер взаимодействия участников политической жизни зависит от уровня политической культуры.

Политическая культура — это воплощенное в жизнь политическое сознание, что выражается в характере и способах духовно-практической деятельности, направленной на закрепление, воспроизводство и развитие политических и социальных интересов.

Выражать интересы личности, группы и общества призвана совокупность государственных и негосударственных институтов или политическая организация.

Также одним из элементов политики является политическая власть.

Политическая власть – способность политических сил оказывать влияние на общество, разрабатывать и осуществлять политику на основе баланса сил и интересов, подчиняя этому людей.

Объекты политики – непрерывно меняющиеся общественные проблемы, решение которых требует адекватного реагирования всей системы политических институтов, принятия соответствующих управленческих решений.

↑ Типы политики

  • экономическую,
  • социальную,
  • национальную,
  • научно-техническую,
  • экологическую,
  • культурную,
  • военную,
  • налоговую,
  • демографическую,
  • религиозную,
  • государственную,
  • партийную,
  • молодежную.

↑ Функции политики

Политика выполняет в обществе ряд значимых функций:

1) обеспечение целостности и стабильности общества;
Осуществление этой функции возможно благодаря способности политики формулировать общие цели, определять социальные ориентиры, разрабатывать проекты будущего в процессе общественного прогресса;

2) мобилизация и обеспечение эффективности общей деятельности;
Политика обеспечивает реализацию общих целей с помощью создания мотивационного механизма;

3) обеспечение общественного порядка и создание гарантий осуществления прав и свобод человека;
Политика создает гарантии прав и свобод личности, обеспечивает общественный порядок, гражданский мир.

4) предотвращение и регулирование социальных (этнических, региональных) конфликтов.
Политика обеспечивает взаимодействие различных групп общества, управляет социальными процессами и регулирует их.

Читайте также: