Доклад организация развития обучения швейному делу в коррекционной школе

Обновлено: 05.07.2024

Подготовила:

-704850207645учитель трудового обучения: Мухтаренкова О.Н.

В Саратовской области, как и в других регионах России, существует проблема трудоустройства выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Администрацией и педагогами школы предпринимались попытки решения одной из главных проблем социализации детей с ОВЗ – соответствие выпускников школы требованиям современного общества, рынка труда, трудоустройство и закрепление выпускников коррекционной школы на рабочих местах. С целью решения данной проблемы с 2006 г. была организована проектная деятельность на базе Алексеевской специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида. В соответствии с проектом, организованы 10 и 12классы для продления срока обучения в условиях школы. Правильность и целесообразность данного шага впоследствии неоднократно была подтверждена документами Министерства образования, решениями Администрации края и т.д.

В определении содержания трудового обучения целесообразно учитывать учебные программы учреждений начального профессионального образования данного региона, что впоследствии даст возможность выпускникам продолжить своё обучение в профессиональных училищах и лицеях.

2. Отсутствие рабочих программ по предмету.

3. Отсутствие УМК (учебники, методические пособия, рабочие тетради, дидактический материал) для учащихся.

Поскольку коррекционное образование имеет свои специфические особенности, в частности носит коррекционную направленность, при составлении программы были учтены некоторые аспекты.

1. Адаптация учебных планов и программ профессионального лицея с учётом возможностей детей с ОВЗ.

В своей рабочей программе особое внимание уделяю темам, посвященным изготовлению основных швейных изделий, оборудованию для влажной тепловой обработки изделий, неполадкам швейных машин, т. е. разделам программы, которые наиболее важны для процесса производственного обучения.

Весь учебный материал излагается более простым языком, без сложных определений, дидактический материал содержит больше рекомендаций по выполнению определенных заданий.

2.Непрерывность и преемственность с точки зрения коррекционного обучения.

В связи с тем, что учащиеся с ОВЗ испытывают затруднения в адаптации к новым условиям труда и требованиям нового педагога, преподаватели школы и лицея рекомендуют использовать в своей работе ряд принципов, позволяющих осуществить щадящий переход учащихся в новые условия. К ним относятся: принцип единых организационных требований, принцип единых рабочих приёмов, принцип применения единых средств и способов обучения, принцип единства требований контроля к качеству работы. Опираясь на вышеизложенные принципы, преподаватели разработали и единую последовательность в ведении уроков:

Объяснение + отработка знаний + повторение.

Средний компонент этой схемы наиболее значим в условиях коррекционного обучения. Он включает помощь учителя, оказываемую в условиях нового материала, непосредственно после его восприятия, при его объяснении. Несмотря на то что, наши ученики, приходя в лицей, хорошо знают методы и приёмы выполнения простых операций, выполняют на машинах или вручную операции по пошиву изделий, хорошо знают терминологию, у них возникают некоторые сложности, например: им сложно писать конспекты (большие объёмы рукописного текста, у некоторых нарушение фонетического слуха, замедленный темп деятельности, низкая работоспособность и т.д.). Поэтому при изложении и разъяснении изучаемого материала преподаватели обращают внимание на краткость и простоту формулирования предложений.

Основные методы, используемые во время организации учебного процесса:

-наглядные (предметно-операционный ряд полуфабрикатов изделия, рисунки, эскизы, чертежи),

-практические (разработка и выполнение проектов, практических работ),

-продуктивные (от наглядно-практического к наглядно-образному мышлению, что обеспечивает переход от предметных образов в абстрактные понятия),-деловая игра (моделирование реальных ситуаций на производстве, в быту).

Как преподаватель, при организации учебного процесса в условиях школы рекомендую применять все формы работы:

- индивидуальная – детям с разным уровнем усвоения материала давалось задание с разным способами обработки изделий (для массового производства и для индивидуального пошива);

- групповая – работа поточным методом, где отрабатывались навыки общения и работы в коллективе;

- бригадная – пооперационное выполнение изделия;

- фронтальная форма организации учащихся применяется с целью мотивации учащихся к деятельности в рабочих коллективах.

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 2-3 рабочих дней удалим его.

Профессионально-трудовое обучение в школе VIII вида является основой подготовки детей со сниженным интеллектом к самостоятельной жизни, труду. Достижение этой цели обеспечивается разнообразными формами коррекционной работы, которая предполагает глубокое изучение индивидуальных особенностей учащихся, имеющих разные отклонения в развитии.

Профессионально-трудовое обучение в школе VIII вида является основой подготовки детей со сниженным интеллектом к самостоятельной жизни, труду. Достижение этой цели обеспечивается разнообразными формами коррекционной работы, которая предполагает глубокое изучение индивидуальных особенностей учащихся, имеющих разные отклонения в развитии. По результатам диагностики составляется учебно-тематический план на класс и индивидуальный – на слабых учащихся. Для решения многих педагогических задач необходимо определить факторы, мешающие данному ученику достичь более высоких показателей в обучении, а именно:

трудности в восприятии и понимании изучаемого материала;

практическое выполнение заданий;

энергетическое обеспечение трудовой деятельности и т.д.

Рассказ учителя:

проговаривание понятия синтетические волокна вслух;

чтение свойств синтетических волокон и тканей хором по карточкам;

чтение надписей на плакатах;

запись трудных слов с их объяснением в словарь.

Осуществляя дифференцированный подход к отстающим учащимся я включаю обращенные к ним вопросы походу объяснения. Это повышает умственную активность, улучшает внимание, способствует пониманию, позволяет контролировать процесс усвоения. Возможностям учащихся данной группы соответствуют более расчлененные вопросы.

При объяснении я применяю тесты и разной сложности с учетом индивидуальных способностей детей. Каждый тест разделен на две части. На одной – рисунок или аппликация, на другой – относящиеся к ней вопросы. На тесте их не более трех-четырех. Получив его, ученица рассматривает рисунок, осмысливает прочитанное, далее отвечает на вопросы, стараясь строить полные предложения, используя при этом слова, которые содержатся в данных вопросах. Тесты могут быть самые разные.

Определить переплетение нитей.

Что значат позиции на рисунке? Обозначьте их буквами основа – О, уток – У, кромка – К.

Алгоритм проведения игры.

ознакомление с условиями игры;

деление детей на группы с учетом умственных и физических возможностей.

Подведение итогов игры с вручением группам шуточных грамот.

Состоит из картонных прямоугольников, на которые приклеены образцы разных тканей. Игра состоит в нахождении образца идентичного данному. Прежде чем выставить пластину, учащийся называет вид ткани. Для старших классов применяется более сложный вариант этой игры, когда подбираемые образцы различаются по разным признакам.

Например: должны подбираться ткани одного наименования из образцов, которые кроме того, отличаются цветом и рисунком.

знакомство школьников с условиями игры;

демонстрация игры более способными учениками.

Подведение итогов игры, награждение.

Познавательные игры повышают умственную активность детей. С этой целью использую кроссворды. Задания, с которыми дети сталкиваются при решении кроссвордов, учат их умению самим формулировать вопросы. С помощью кроссворда можно проверить, на сколько усвоен пройденный материал.
Например: Кроссворд (материаловедение + машиноведение)

Наука, изучающая состав тканей.

Профессия, связанная с ткачеством ткани.

Наука, изучающая строение машин.

Инструмент, принадлежащий для временного скрепления слоёв ткани.

Деталь швейной машины, необходимая для наматывания нити на шпульку.

Деталь швейной машины: маховое …

Ручной инструмент, имеющий острый и тупой конец.

Скорость работы электродвигателя регулируется силой нажатия на …

Тонкие скрученные волокна.

Деталь швейной машины, перемещающая ткань под лапкой.

Как уже говорилось выше, что в каждом классе есть ученицы, у которых заметно снижена работоспособность, они быстро утомляются, отвлекаются, недостаточно выносливы. Основной путь коррекции указанных недостатков – развитие у обучающихся интереса к практической работе. Педагог должен хорошо знать: какому ученику, какой инструктаж требуется. Одного можно отослать к учебнику или инструкционной карте, другому требуется объяснение учителя с опорой на технологическую карту, третьему – необходим неоднократный показ приемов работы.

Использование технологической карты позволяет более осознанно приступать к практической работе над изделием. Применение технологической карты повышает активность учащихся, обостряет их внимание, способствует развитию умения ориентироваться в задании, планировать свои действия, пользоваться техническими терминами.

На усвоение знаний большое влияние оказывает оценка учителем результатов. Однако, подчеркивая успехи, нельзя умалчивать о недостатках, но это необходимо делать так, чтобы не вызвать у обучающихся угнетенное состояние. Даже в случае полного незнания вопроса целесообразно обнадежить ученика, что на другой вопрос он ответит лучше, а над этим еще нужно поработать.

Дифференцированный подход к детям помогает мне предвидеть все возможные конфликты, чтобы каждый ребенок уходил с урока удовлетворенным.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему: "Индивидуальный подход к детям с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела в коррекционной школе-интернате VIII вида".

Индивидуальный подход к детям с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела в коррекционной школе-интернате VIII вида.

Профессионально-трудовое обучение в школе VIII вида является основой подготовки детей со сниженным интеллектом к самостоятельной жизни, труду. Достижение этой цели обеспечивается разнообразными формами коррекционной работы, которая предполагает глубокое изучение индивидуальных особенностей учащихся, имеющих разные отклонения в развитии.

Целью профессионально – трудового обучения в коррекционной школе является подготовка обучающихся к самостоятельному выполнению после окончания школы несложных видов работы.

Для достижения этой цели в процессе трудового обучения решаются задачи:

- формировать доступные школьникам технические и технологические знания;

- развивать трудовые умения и навыки;

- воспитывать у учащихся положительное отношение к труду.

Задачи эти должны решаться комплексно в тесной связи с преподаванием общеобразовательных предметов и проводимой в школе воспитательной работой.

Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют следующие особенности:

- низкую познавательная активность;

- недостаточная сформированность умственных действий;

-недоразвитие эмоционально-волевой сферы;

- недоразвитие мелкой моторики рук;

- эти дети быстро утомляются, отвлекаются, недостаточно выносливы при нагрузке.

Уроки швейного дела создают наиболее благоприятные условия для коррекции недостатков, присущих детям с ограниченными возможностями здоровья в трудовой и познавательной деятельности.

При изучении теоретического материала у учащихся иногда возникают затруднения. А во время практических заданий у них не возникает больших трудностей, так как учащиеся имеют возможность постоянно получать индивидуальную помощь от учителя.

Индивидуальный и дифференцированный подход я применяю на всех этапах урока, распределяя предлагаемые задания по разным уровням учебной деятельности.

Работа с учащимися требует от меня более четкого и продуманного использования всего арсенала методических средств, применяемых во время объяснения. Поэтому очень важно осуществить на уроках швейного дела индивидуальный подход, тщательно подбирать эффективные технологии и методы обучения.

Индивидуальный подход – это важный психолого-педагогический принцип, согласно которому в учебной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.

Индивидуальный подход является конкретизацией дифференцированного подхода. Он направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка (особенности высшей нервной деятельности, темперамента, характера, скорость протекания мыслительных процессов, уровень сформированности знаний и навыков, работоспособность, умение учиться, мотивацию, уровень развития эмоционально-волевой сферы и др.), так и его специфические особенности, свойственные детям с данной категорией нарушения развития.

В каждом классе учащиеся подразделяются на группы по уровню усвоения программного материала.

Первая группа – это группа сильных обучающихся, хорошо успевающих. Обучающиеся самостоятельно работают по инструкционной карте или помогают слабым.

Вторая группа - это группа детей, для которых характерен более замедленный темп усвоения учебного материала. Дети, входящие в эту группу, успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, так как самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы они справляются.

К третьей группе относятся обучающиеся, которые не умеют планировать свою работу, мелкая моторика развита очень слабо, им постоянно требуется помощь учителя.

Таким образом, одним учащимся достаточно получить инструкционную карту, другим требуется объяснение с опорой на технологическую карту, а третьим нужен неоднократный показ.

С целью привития интереса к предмету, я использую различный занимательный материал, провожу познавательные и дидактические игры. Индивидуальный подход осуществляю через: игровые технологии. Они помогают активизировать деятельность ребенка, развивают познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживают интерес к изучаемому материалу, развивают творческое воображение, образное мышление, снимают утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка.

Картотека игр на уроках швейного дела.

( из опыта работы)

Упражнения на развитие памяти.

Цель: развитие словесно-логического мышления.

Один ученик начинает пословицу о труде, второй заканчивает и говорит начало второй пословицы и т.д.

Цель: развитие словесно-логического мышления.

Прочитать вслух описание фасона изделия, записать по памяти.

Упражнения на развитие мышления.

Предлагается ряд эскизов изделий. Надо выделить общее, что имеется в этих изделиях.

Предлагается два ряда изделий, одного фасона, отличающиеся некоторыми незначительными деталями:

а) что общего между первым и вторым рядом;

б) сравни, чем отличаются модели первого и второго ряда;

в) чем отличаются модели первого ряда друг от друга.

Цель: развитие и мышления, процессов сравнения; точности, полноты восприятия.

Предлагается рассмотреть модели, найти сходство и различия между ними. Школьницы внимательно рассматривают предложенные модели и указывают на различия в покрое, форме выреза горловины, форме рукавов, видов отделки и т.п. Они убеждаются в многообразии моделей, пробуждается фантазия и появляется желание создать свои модели. Учитель предлагает им подумать и придумать новые фасоны, зарисовать эскизы. После выполнения этого задания ученицы по очереди демонстрируют эскизы и рассказывают об особенностях и преимуществах своих моделей. После коллективного обсуждения они выбирают лучшую модель.

Цель: развитие операции анализа и синтеза, умение выделять их общего частное, формирование связных высказываний, развитие внимания.

В соответствии с темой урока ученицам предлагаются различные модели, изображающие одно и то же изделие, имеющее небольшие отличия. Учитель читает описание модели изделия, а ученицы ищут соответствующее изделие, свой выбор обосновывают.

Цель: развитие умения восстановления целого из частей, развитие целенаправленности в работе, развитие зрительной пространственной памяти и ориентации, развитие внимания, усидчивости.

Эту игру можно использовать для проверки знаний учащихся, умения строить чертеж или рисунок швейного изделия. Для этого чертеж или рисунок изделия разрезается на части, перемешивается. Ученицы должны собрать чертеж.

Цель: развитие процессов анализа и сравнения развитие полноты, точности восприятия, развитие внимания, творческого воображения.

К доске вызывается одна ученица. Ей дается карточка с моделью изделия (например, наволочка). Она должна описать это изделие, а все остальные ученицы по этому описанию должны выполнить эскизы. Изображения исходное и полученные в результате игры сравниваются. Можно предложить ученицам рассказать, чем отличаются рисунки, и подумать, почему возникли отличия (не точно или не совсем точно передана информация, не точно ее отобразили).

Цель: развитие способности устанавливать логическую связь, умение группировать предметы, делать словесно-логическое обобщение.

На листе бумаги в столбце слева написаны первые слова словосочетаний. Каждое слово обозначено своей буквой. В столбце справа написаны вторые слова словосочетаний. Каждое слово обозначено цифрой. Необходимо найти пару каждому слову из первого столбика во втором, составить словосочетание и записать его. Каждой паре словосочетаний дать свое объяснение.

А – х/б 1 – карман

Б – условные 2 – шов

В – накладной 3 – ткань

Г – стачной 4 – линии

Цель: развитие процессов анализа, синтеза, обобщения, развитие памяти, внимания.

Слайд 15 – 16

Цель: развитие умения понимать связь событий и строить последовательные умозаключения.

Восстановление последовательности этапов выполнения работы.

Познавательные игры повышают умственную активность детей. С этой целью использую кроссворды. С помощью кроссворда можно проверить на сколько усвоен пройденный материал.

Слайд 17 – 21

Например: Кроссворд (материаловедение + машиноведение).

По горизонтали:

1. Наука, изучающая состав тканей.

2. Профессия, связанная с ткачеством ткани.

3. Наука, изучающая строение машин.

4. Инструмент, принадлежащий для временного скрепления слоёв ткани.

1. Деталь швейной машины, необходимая для наматывания нити на шпульку.

5. Деталь швейной машины: маховое …

6. Ручной инструмент, имеющий острый и тупой конец.

7. Скорость работы электродвигателя регулируется силой нажатия на …

8. Тонкие скрученные волокна.

9. Деталь швейной машины, перемещающая ткань под лапкой.


В процессе использования на уроке игр, направленных на коррекцию мыслительных операций, у учениц создается положительный эмоциональный настрой, улучшается работоспособность, активизируется познавательная деятельность, развиваются мышление, воображение, восприятие, речь. Учащиеся постоянно находятся в условии поиска, что повышает интерес к работе; возрастает удовлетворенность учением.

На уроках швейного дела созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся, предусмотрены мероприятия по профилактике утомления, нарушения осанки. Во время урока отслеживается правильная посадка детей. Чтобы у детей снять утомляемость, улучшить работоспособность и укрепить здоровье, на уроках проводятся физминутки, физминутки для глаз, упражнения для рук и пальцев.

На уроках дети знакомятся с правилами безопасной работы с инструментами и оборудованием, учатся, как нужно правильно пользоваться ими, соблюдая правила техники безопасности. Эти правила повторяются на каждом уроке. Ведется журнал инструктажей по правилам технике безопасности.

На уроках учитываются индивидуальные особенности учащихся. Осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику.

Во время урока происходит различная смена видов деятельности.

В швейной мастерской соблюдается воздушно-тепловой и световой режим. Кабинет регулярно проветривается, осуществляется влажная уборка помещения.

Оценить 1057 0

Доклад

тему:

«Организация обучения швейному делу

в специальной (коррекционной) школе

Подготовила

учитель трудового обучения :

Шарапова Ольга Николаевна.

2014 - 2015 уч. г.

Общая задача коррекционной школы состоит в подготовке учащихся к самостоятельной жизни и труду.

Трудовое обучение – одно из главных условий подготовки воспитанников к самостоятельной жизни и занимает ведущее место в коррекционно-образовательном пространстве. Система профессионально-трудовой подготовки учащихся входит в структуру единой социально-психологической адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реальной среды и жизни.

Трудовое обучение, как и остальные учебные предметы, решает задачу всестороннего развития учащихся, вносит существенный вклад в физическое, умственное, эстетическое и нравственное развитие. Однако основная задача трудового обучения — дать школьникам начальное профессиональное образование, т.е. вооружить их доступными техническими и технологическими знаниями, профессиональными навыками и умениями, которые необхо-димы для работы по определенной прграмме.. Знания, полученные на уроках труда, с одной стороны, повышают общий уровень интеллекта обучающихся и, с другой, создают основу для развития умений правильно регулировать свою деятельность при решении трудовых задач.

Наибольшая сложность трудового обучения в коррекционной школе состоит в формировании обобщенных умений — способности выполнять трудовые задания не только в определенной ситуации, но и при изменении условий. Подготовленность выпускников к самостоятельной жизни и труду во многом определяется состоянием их умений действовать в новых условиях. В основе таких умений лежат процессы психофизиологической регуляции и прежде всего процессы осознанной саморегуляции деятельности. Учащиеся специальной (коррекционной) школы VIII вида очень неоднородны по причинам и формам дефекта. В каждой трудовой группе есть дети расторможенные, с различной степенью интеллектуальной недостаточности. У них заметно снижена работоспособность: они быстро утомляются, отвле-каются, недостаточно выносливы при физической нагрузке. Объясняется это не только недостатками физического развития, но и дефектами эмоционально-волевой сферы, в результате которых они не способны проявить усилия там, где это требуется. У подавляющего большинства из них могут быть сформированы высокоавтоматизированные навыки выпол-нения несложных трудовых операций. Однако процесс формирования навыков протекает медленнее, чем у умственно полноценных школьников, и наблюдается существенное
отставание в развитии способности к переносу навыков. Современная дидактика, рассматривая процесс обучения, выделяет в нем образовательную, воспитательную и развивающую функции. Они тесно связаны между собой и, осуществляясь в диалектическом единстве, взаимно обусловливают друг друга.
Образовательная функция предполагает усвоение знаний, навыков, конкретных умений, предусмотренных учебными программами.
Воспитательная— содержит формирование нравственных, трудовых, эстетических понятий, убеждений, потребностей, идеалов и нравственного поведения. Вместе с тем обе эти функции решают задачу развития учащихся. Их результаты служатпоказателями образованности и воспитанности, так и развития школьников. Однако ориентация обучения только на образовательную и воспитательную какфункции не может удовлетворить

Коррекционно – развивающее обучение представляет систему комплексных мер педагогического воздействия, направленных на исправление различных особенностей развития личности в целом, поскольку любой дефект отрицательно влияет не на отдельную функцию, снижает социальную полноценность ученика во всех ее проявлениях. Развивающий характер обучения в коррекционной школе состоит в содействии общему психическому и физическому развитию учащихся. В условиях постоянно повышающихся требований к уровню подготовки умственно отсталых школьников к жизни, направленность обучения на их общее развитие приобретает особое значение. Однако развитие без коррекции их мышления и нарушенных психофизиологических функций не может быть достаточно успешным. Поэтому обучение в специальной школе носит коррекционно-развивающий характер Программы профессионально-трудового обучения построены по операционно-предметной системе, т. е. обучение различным производственным операциям (умениям и навыкам) осуществляется в процессе изготовления ими полезных вещей .Программой по швейному делу предусмотрено все необходимое для подготовки школьников к работе на производстве с точки зрения трудовых умений и навыков. Есть указания и на то, что учащиеся должны разбираться в чертеже, уметь планировать последовательность технологического процесса при изготовлении изделия, что обеспечивает сознательное, а значит и самостоятельное выполнение соответствующих операций. В пояснительной записке к программе сказано, что дети должны не только научиться выполнять определенные задания, но и уметь объяснить, как они выполняются.
Для самостоятельного выполнения трудового задания выпускницы школы, кроме умения выполнять ручные и машинные швы должны:

• разбираться в чертежах и рисунках программного изделия;

• знать контурные срезы изделий и их названия;

• уметь определять лицевую и изнаночную сторону (изделия) ткани;

• определять последовательность выполнения задания;

• выполнять задания по инструкции (письменной и устной) и по образцу.

В своей практической работе я придерживаюсь следующих направлений:
коррекция и развитие психофизических недостатков учащихся средствами обучения
на уроках швейного дела;
обучение непосредственно профессии, т.е. выработке у школьниц качественных,
скоростных показателей и выносливости в труде;
развитие самостоятельной ориентации.

Для решения задач подготовки умственно отсталых школьников к самостоятельной жизни и труду большое значение имеет продуманная и четкая организация и высокий методический

уровень проведения занятий, хорошая техническая и дидактическая оснащенность мастерских.

В своей педагогической практике я в системе использую предметные, предметно-технологические карты, инструкционные карты. Так, предметная карта отражает основные операции изготовления изделия, предусмотренного программой по швейному делу. На ней располагаются в определенной последовательности прикрепленные образцы одного изделия, а также могут располагаться инструменты и приспособления, необходимые для изготовления данного объекта. Предметные технологические карты отражают стандартные планы работы, выполнения трудовых приемов, т.е. изменение формы и размеров объекта. Используются для объяснения последовательности выполнения операций и при проверке знаний учащихся о порядке выполнении предстоящей работы. Такие карты позволяют учащимся точнее представить предстоящую практическую работу, усвоить более подробный план изготовления изделия, они дают возможность выполнять большее число вариантов упражнений в процессе составления плана работы. Инструкционные карты представляют собой план изготовления изделия, который отражает те предметные образцы, которые расположены между кроем и законченным изделием и каждый образец соответствует технологической операции.

Многолетний опыт работы с разнообразными видами карт показал, что у школьниц вырабатываются устойчивые умения и навыки. А именно предметные, предметно-технологические и инструкционные карты: способствуют формированию оперативного образа объекта труда у детей с интеллектуальной недостаточностью различной степени тяжести (Например: обработка срезов обтачкой).

Наглядные средства, помогающие объяснить конечную цель работы (образцы изделий, технические рисунки), развивают ориентировочные и планирующие умения, которые они могут перенести на другие несложные изделия;
у учащихся вырабатываются контролирующие действия;
- карты облегчают понимание информации, которую учитель представляет на уроке;
- способствуют прочному усвоению технико-технологических знаний и развитию профессиональных двигательных навыков;
- позволяют активизировать и направлять практическое мышление учащихся;
повышают работоспособность;
- формируют основные компоненты любого трудового приема: результат, орудие труда, двигательная программа.

Методы и приемы по формированию преставлений и развитию планирующих умений у детей с нарушениями интеллектуальной деятельности. Для успешного овладения обучающимися специальной (коррекционной) школы VIII вида трудовыми навыками в своей практике использую разнообразные методы и приемы работы с предметными, предметно- технологическими и инструкционными картами. Метод сравнения играет большую роль в усвоении учащимися знаний и формировании у них понятий. Он помогает выявлять общие и различные признаки предметов.

Учащиеся начинают быстрее ориентироваться в задании, точнее дифференцировать отдельные признаки, повышается активность. В процессе сравнения образцов или предметных карт производятся разнообразные умственные операции.

Метод создания проблемной ситуации играет большую роль в развитии познавательной деятельности. Для того чтобы достичь цели, я руководствуюсь следующими принципами:
- систематически создаю при работе с картами проблемную ситуацию и подключаю к ее решению всех учащихся;
- четко, конкретно ставлю проблемный вопрос;
доброжелательно отношусь к ответам учащихся;
- придаю проблемной ситуации эмоциональную окраску; использую разнообразные виды карт в целях конкретизации проблемного вопроса.

Огромную роль играют предметные, предметно-технологические и инструкционные карты в анализе образца изделия. Так, при анализе образца я опираюсь на чувственное восприятие, используя зрение, слух, мышечное чувство учащихся. Благодаря этому создается взаимодействие всех анализаторов, при котором один дополняет и контролирует другой. У детей более точно дифференцируютсяощущения, достигается глубина и полнота представлений, обогащается весь их чувственный опыт, это помогает им ориентироваться в задании и способствует успешному самостоятельному изготовлению указанных объектов. Перед выполнением любого изделия проводится детальный анализ образца: дается характеристика его внешнего вида (фасона), способов соединения деталей, отделки, назначения изделия, материала, необходимого для его изготовления. После общей характеристики, более подробно рассматривается обработка отдельных узлов. Так в 8 классе, для закрепления последовательности изготовления изделия использую части разборной технологической карты. Например: провожу упражнение по составлению последовательности изготовления изделия, предлагаю отдельные карточки с операциями поставить в нужной последовательности. Совершенствование профессиональных навыков осуществляется путем тренировочных упражнений, в том числе и тех, которые носят чисто учебный характер. Организация тренировочных упражнений включает, помимо отработки исполнительных действий учащихся, анализ промежуточных и конечного результатов при отработке приема. Такие упражнения занимают небольшую долю учебного времени, однако они необходимы, так как позволяют в более короткие сроки добиваться соответствия изготовляемой продукции техническим требованиям. Основное учебное время отводится упражнениям по изготовлению предметов полезного назначения.

Не отправлять

Продолжительность урока 45 минут.

Цели урока.

Образовательные:

-Научить детей обрабатывать плечевые срезы фартука стачным швом взаутюжку.

Воспитательные:

-Создавать положительное отношение к учебной деятельности.

- Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе, усидчивость.

- Прививать эстетический вкус. Коррекционные:

-Развивать мыслительную деятельность и внимание.

- Активизировать словарь и устную речь учащихся

- Способствовать развитию моторики мелких мышц, умению управлять своими двигательными действиями.

Ресурсы:

Инструменты и материалы:

Наглядные пособия:

Коллекция тканей, оформленная в виде витрины.

Предметно-технологическая карта выполнения стачного шва взаутюжку.

Технические средства обучения:

II. Проверка и учет знаний

III. Знакомство с новым материалом

IV. Закрепление нового материала.

VI. Выполнение практической работы

VII. Индивидуальная работа

VIII. Подведение итога урока

2.Проверка и учет знаний.

1.Проверка отсутствующих учащихся;

Для активации внимания и создания благоприятной обстановки урок начинается с чтения стихотворения:

Хочу тебе я сообщить,

Дружок мой по секрету:

Совсем несложно фартук сшить,

Да ты уж понял это?

Есть столько интересных дел!

Но как к ним подступиться?

Тут важно, чтоб ты захотел,

И мы начнем трудиться.

Мы сможем многому

С тобою научиться.

И суп сварить из топора,

И модно нарядиться.

1.Назовите оборудование для прочного соединения деталей между собой

2.С какой стороны должен падать свет при работе на швейной машине?

3.На каком ходу должна стоять швейная машина при заправке нитки?

4.В какую сторону надо вращать меховое колесо?

5.В каком положении должна находиться лапка после работы на швейной машине?

6.Что образуется при переплетении долевых и поперечных нитей? (Ткань).

7.Какого происхождения хлопчатобумажная ткань? (Натурального).

8.Какого происхождения синтетическая ткань? (Химического).

9.На какой стороне ткани печатный рисунок ярче? (На лицевой).

10.К какому виду одежды относится фартук? (Специальному).

11.Какая мерка определяет размер плечевого изделия? (Полуобхват груди)

12.Какие детали кроят первыми: большие или маленькие? (Большие).

Подводим с учащимися итог игры.

Провожу словарную работу.

Вопросы для повторения:

1.Какое изделие мы шьем?

2.Из каких тканей шьют фартук?

3.Составь технологическую цепочку хлопок - … - …?

4.Назовите фасоны фартуков?

5.Из скольких деталей состоит наш фартук?

6.Назовите срезы фартуков.

На экране мультимедийного проектора написан деформированный план работы по пошиву фартука, (слайд №2).

План даётся в готовом виде, но с нарушением порядка выполнения операций. Детям предлагается восстановить порядок их исполнения.

Коллективно обсуждаем план пошива фартука.

Определяем с учащимися, какую операцию по пошиву фартука будем выполнять сегодня на уроке. Контролирую соблюдение технологии и техники безопасности.

VIII. Подведение итога урока.

Наш урок подошел к концу.

Какую работу мы сегодня выполняли?

Какие трудности вы испытывали при выполнении практической работы?

Подвести итог работы нам поможет кроссворд, (слайд №3) По вертикали:

1.Операция по временному соединению деталей (Сметка).

2.Нити, находящиеся под прямым углом к основе в ткани (Уток).

3.Ткань из нити тутового шелкопряда (Шелк).

4.Растение, являющееся ценным сырьем не только для текстильной, но и пищевой промышленности (Хлопок).

5.Рабочий инструмент (Ножницы).

6.Ключевое слово (Молодцы).

Выставляю оценки учащимся за работу на уроке, проводим уборку рабочих мест.

Читайте также: