Александр михайлович опекушин доклад

Обновлено: 02.07.2024

Александр Михайлович Опекушин родился 28 ноября (ст. ст.) 1838 года в деревне Свечкино Даниловского уезда Ярославской губернии в крепостной крестьянской семье лепщика. Ремесло каменотесов, лепщиков и штукатуров издавна было традиционным отхожим промыслом среди крестьян этого уезда. В Свечкине, Рыбницах, Давыдкове, Овсяниках существовали целые семейные династии лепщиков и каменотесов: Дылевых, Лапиных, Козловых, Курпатовых, Опекушиных. Талантливым лепщиком был отец Александра — Михаил Евдокимович Опекушин. Азы грамоты будущий скульптор постигал у сына священника села Рыбницы, здесь же окончил сельскую школу.

В Петербурге отец устроил Сашу в рисовальную школу при Обществе поощрения художеств. Уже тогда выявились такие качества характера будущего скульптора, как фантастическое трудолюбие и целеустремленность. Вместо положенных трех лет он блестяще оканчивает школу в два года. Потом за три года вместо пяти он заканчивает известную мастерскую Д.И.Иенсена, ученика датского скульптора Б.Торвальдсена, где его обучают искусству орнамента, и переходит к изучению скульптуры. В то время Опекушину было 17 лет.

Лишь узкий круг искусствоведов знает, что совместно с М.О.Микешиным Опекушин создал памятник русскому флотоводцу адмиралу А.С.Грейгу, торжественно открытый при большом стечение народа в Николаеве в 1873 году. Одновременно Микешин, замечательный художник, автор великолепных скульптурных портретов, но не слишком хороший лепщик, приглашает Опекушина и Чижова для работы над памятником Екатерине II в Петербурге. Матвей Афанасьевич Чижов лепит скульптуру Императрицы, а над располагавшимися вокруг пьедестала девятью скульптурами ее сподвижников — Румянцева, Потемкина, Суворова, Державина, Дашковой, Безбородко, Бецкого, Орлова и Чичагова — трудится Опекушин.

Поставленный в 1873 году перед Александринским театром памятник вызвал всеобщие симпатии. Газеты были полны восторженных отзывов. На радостях Микешин подарил Опекушину большой дом на Каменноостровском проспекте, куда молодой скульптор незамедлительно переселился со своей семьей.

Александр Михайлович вспоминал: «В течение ряда лет ночи не спались как следует. Было три лихорадочных конкурса. В двух из них участвовали все скульпторы того времени. Ах, какая жара была! Ах, какая суматоха! Сколько зависти было друг к другу; каждый хотел быть ваятелем, по выражению Белинского, „вековечного памятника“.

Но время все расставило по своим местам. Многократно воспетый в литературных произведениях, запечатленный на репродукциях, почтовых открытках, календарях, опекушинский бронзовый Пушкин стал неотъемлимым символом Москвы. По заказам городских властей пушкинские памятники и бюсты были созданы Александром Михайловичем и для других городов Российской Империи — Петербурга (1884 г.), Кишинева (1885 г.), Остафьево (1913 г.).

Большинство наших современников судит о творчестве Опекушина лишь по памятникам Пушкину в Москве и Лермонтову в Пятигорске. Но не менее замечательными произведениями скульптора являются его памятники Карлу Бэру в Дерпте (1886 г.) и Николаю Муравьеву-Амурскому в Хабаровске (1891 г.). Здесь проявилась сильная сторона таланта Опекушина — феноменальное портретное сходство и умение полностью раскрыть духовную сущность человека, величие его дел. Памятник знаменитому естествоиспытателю и мыслителю Карлу Эрнсту Бэру, создавшему теорию эмбриологии, был поручен скульптору после его блестящей победы на международном конкурсе в 1881 году. Средства на памятник собирались по подписке среди ученых России, Франции, Англии, Германии. Известный скульптор Р.Бах, современник Опекушина, говорил: „Я опекушинского Бэра ценю выше гудоновского Вольтера. На лице Вольтера Гудон запечатлел постоянную саркастическую улыбку и больше ничего. В умном старческом лице Бэра Опекушин выразил глубину мысли подвижника науки, без которой человечество не может двигаться дальше“.

Безжалостно уничтоженный в 1925 году памятник патриоту России, генерал-губернатору Восточной Сибири много сделавшему для изучения и заселения края, графу Николаю Николаевичу Муравьеву-Амурскому, был самым крупным монументом дореволюционной России — статуя графа хорошо просматривалась даже с далекого расстояния. И в то же время в памятнике не было ничего официозного, он изящен и прост по композиции. В опекушинском творении запечаталось открытое и мужественное лицо русского человека. Граф стоял со скрещенными на груди руками, в правой — зрительная труба, в левой — свиток Айгунского договора.

Талант скульптора был многообразен. Им выполнено великое множество мраморных и бронзовых бюстов: Аристотеля, Платона, Жуковского, Вяземского, Шуваловых, Микешина, Ламанского и других. Александру Михайловичу и его помощникам принадлежит скульптурная отделка многих московских особняков, зданий государственных учреждений и магазинов. Он также был автором многих изумительных ювелирных изделий: украшений для светильников, ваз, ларцов, декоративных скульптурных композиций из серебра, статуэток, больших серебряных блюд с чеканными изображениями и так далее. По церковным заказам он выполнял скульптурные Распятия и киоты для монастырей и храмов.

Тут надо сказать, что семья Опекушиных была очень религиозна: соблюдала все посты, постоянно посещала богослужения. Александр Михайлович был по-настоящему православным человеком — он почти не употреблял спиртного, вел скромный и удивительно размеренный образ жизни. Его неоднократно уговаривали уехать с семьей за границу, предлагая деньги и другие блага, но даже в самые тяжелые периоды своей жизни Опекушин решительно от этого отказывался, подчеркивая, что он русский скульптор-патриот.

Но наиболее важна для скульптора монархическая тема, что тщательно замалчивалось в советской искусствоведческой литературе. И здесь, на наш взгляд, Опекушин создал наиболее крупные свои произведения. Над образами Царей — Александра II и Александра III трудились до революции многие отечественные и зарубежные мастера — Микешин, Шервуд, Шредер, Бах, Антокольский, Чижов, Трубецкой и другие. Но все же самыми известными и общепризнанными в художественном отношении считались опекушинские монументы. Знала и ценила эти произведения вся образованная Россия! Нам удалось выявить 12 таких памятников, однако, по всей вероятности, стояло их в России гораздо больше… Больше всего памятников посвящено Александру II. Один из величайших в истории России реформаторов, давший стране цивилизованный и гласный суд, свободу печати, земское и городское самоуправление, отменивший телесные наказания и освободивший миллионы крепостных крестьян, Государь был особенно чтим в среде русского крестьянства.

Он поставил памятники Александру II в Москве (1898 г.), Пскове (1886 г.), Кишиневе (1886 г.), Астрахани (1884 г.), Ченстохове (Польша, 1899 г.), Владимире (1913 г.), Бутурлиновке (1912 г.), Рыбинске (1914 г.) и в других городах Империи. Каждый из них был неповторим; очень красив и изящен, например, был ченстоховский памятник, созданный на пожертвования польского населения.

В предреволюционный период имя Опекушина было очень популярно в монархических кругах. Ему благоволили представители Царской династии. Особенно ценил его творчество и всемерно ему содействовал Император Александр III, поручивший ваятелю создать московский памятник его отцу — Императору Александру II. В Москве скульптору покровительствовал Великий Князь Сергей Александрович.

Создавался этот монумент исключительно на всенародные пожертвования — всего тогда собрали 2 миллиона 388 тысяч 586 рублей. Опекушинский монумент не вызвал такой волны негативной критики, как это произошло в случае с известным петербургским памятником Паоло Трубецкого. Еще одна статуя Царя-Миротворца была создана А.М.Опекушиным для Музея изящных искусств имени Александра III.



В мире можно найти немало памятников, которые не только поражают воображение своим величием, отточенностью линий, но и помогают проследить развитие искусства скульптуры в веках. Но что мы знаем о тех людях, которые создают эти памятники, которые вкладывают частицу своей души в любимое дело?

В данной статье мы вспомним об известном русском скульпторе. Опекушин Александр Михайлович – кто он, какой вклад внес в мировое искусство, и какими работами прославился?

опекушин александр михайлович

Биография

Родился А.М. Опекушин 28 ноября 1838 года (по другим источникам 1833 г.) в маленькой волжской деревне Свечкино (Ярославская губерния). Происходил он из крестьянской семьи. Его отец был крепостным помещицы Екатерины Ольхиной, искусным лепщиком-самоучкой.

Образование

Обучение в Санкт-Петербурге давалось легко. И вместо положенных трех лет он потратил всего два. А.М. Опекушин проявил незаурядные способности за время учебы и покорил сердца известных художников и профессоров. Одним из них оказался датский скульптор Давид Йенсен. После окончания Рисовальной школы он пригласил Опекушина в свою мастерскую в качестве вольноприходящего лепщика.

Дальнейшее образование и карьера для юного скульптора были невозможны, так как по документам он все еще был крепостным. Для решения проблемы Опекушину необходимы были деньги для выкупа – 500 рублей. Для этого он много работал, выполняя дополнительные заказы и получая жалованье.

Сильное эмоциональное напряжение, ежедневная учеба, постоянное недосыпание и недоедание значительно ослабили организм Опекушина, и он тяжело заболел. Лишь забота друзей по академии и молодой возраст помогли преодолеть недуг. И в 1859 году Опекушину была подписана вольная. Теперь он был свободен и мог продолжать творческий путь, как и где ему хочется.

Новой альма-матер стала Императорская академия художеств. Параллельно юный лепщик продолжал посещать мастерскую Йенсена и усердно завоевывал звание одного из лучших русских скульпторов.

императорская академия художеств

Семья

В 1861 году Александр Михайлович женился. К сожалению, в источниках не приведены точные данные о его супруге и детях. Известно только, что у Опекушина была большая семья, несколько дочерей. Содержать ее помогал регулярный доход от создания декоративных скульптур.

Опекушин Александр Михайлович был глубоко верующим человеком и убежденным монархистом. Его творчество высоко ценили в императорской семье. Во время сложного периода в России семья уже прославленного русского скульптора нищенствовала и голодала. За государственный счет она переехала из революционного Санкт-Петербурга (тогда Петрограда) в родную губернию Опекушина. А позже в Рыбницах получила дом в бесплатное пользование. Александр Михайлович был в преклонном возрасте и уже не занимался любимым ремеслом. Однако Наркомпрос выделил для его семьи Академический паек.

Начало карьеры

декоративная скульптура

Работы

За весь творческий путь Опекушин создал несколько десятков шедевров. За некоторые из них русский скульптор получил награды и звания. Но, к сожалению, немалая часть монументов была снесена в революционный период. Таковым, например, стал памятник Александру II. Он был открыт в 1898 году. Бронзовый монумент возвышался у южной кремлевской стены.

Широкую известность Опекушину принесли работы, продемонстрированные на Всемирной выставке в Париже. К таким относится чеканное блюдо с изображением исторических сцен, которое было сделано по модели мастера.

Невозможно отрицать тот огромный вклад, который внес в развитие русской и мировой скульптуры Опекушин Александр Михайлович. Скульптуры его отличаются простой, сдержанной, но в то же время глубоко индивидуальной манерой исполнения. Список работ включает памятники известным поэтам А.С. Пушкину и М.Ю. Лермонтову, естествоиспытателю Карлу фон Бэру и адмиралу Грейгу, бюст графини Шуваловой и цесаревича Николая Александровича.

Однако позднее творчество скульптора критиками рассматривается как менее удачное и выразительное. Так, например, памятник императору Александру III был не очень высоко оценен современниками.

опекушин памятник пушкин

Статуя Петру I

Опекушин любил работать с портретными скульптурами известных исторических деятелей. Особенно успешной стала его работа, посвященная Петру I. Статуя изображает царя, сидящего на стуле в мундире и ботфортах.

Скульптору поразительно удалось запечатлеть порывистость и подвижность характера, которым обладал Петр Великий. Однако, как было сказано уже, это далеко не единственный портретный шедевр, созданный мастером.

Памятник Пушкину

Одной из самых значимых работ, которые создал Опекушин, - памятник Пушкину. За его создание скульптор принялся в 1872 году, забросив все остальные проекты. Долгие три года ушло на разработку эскиза монумента. Для этого мастеру пришлось изучить не один десяток портретов поэта и его творчество. После утверждения кандидатуры Опекушина в 1875 году, он приступил к реализации эскиза. В помощники скульптор взял зодчего И. Богомолова.

Только спустя пять лет все работы были закончены. И 6 июня 1880 года на Тверском бульваре в Москве был официально открыт памятник великому русскому поэту А.С. Пушкину. Бронзовый монумент величественно возвышался на пьедестале и сразу вызвал массовый восторг у горожан.

И сегодня русский поэт в бронзовом исполнении задумчиво стоит на одной из главных улиц столицы в элегантном сюртуке, поверх которого накинут широкополый плащ. В позе его ощущаются непринужденность, живость. Легкий наклон головы и взгляд Пушкина выражают вдохновение и благородное величие.

Сам Опекушин памятник Пушкину считал одной из самых серьезных и грандиозных работ, в реализацию которой он вложил не только свое время и силы, но и часть своей души, любовь к поэтическому искусству.

памятник лермонтову

Памятник Лермонтову

В 1889 году обратился к творчеству другого известного русского поэта и воздвиг памятник Лермонтову в Пятигорске. В композиции его отчасти запечатлен и источник вдохновения и бесконечных дум стихотворца – Кавказ.

Глядя на монументального Лермонтова, невольно ловишь себя на мысли, что поэт после некоторых блужданий присел на скалу и, склонив голову, любуется белоснежными шапками гор. Взгляд его выражает глубокую задумчивость и вдохновение. Некоторые любители скульптуры посчитали, что памятник Лермонтову запечатлел поэта довольно печальным и некрасивым, с резкими чертами. В то время, как портреты его говорят больше о мягкости. Однако это творение художника в индивидуальной манере и восприятии так и осталось украшением города.

Памятник Муравьеву-Амурскому

опекушин александр михайлович скульптуры

Декоративная скульптура

Особое место в творчестве Опекушина занимала декоративная скульптура. Именно она была предметом его неустанного внимания, совершенствования и основным источником дохода. Именно благодаря ей Александр Михайлович уже в юном возрасте был признан талантливым лепщиком.

После искусного исполнения барельефов и знаменитых семи фигур для монумента Екатерине II в Санкт-Петербурге Опекушину было поручено оформить Царские врата для иконостаса в Воскресенском соборе. И справился он с этим мастерски.

В портретных бюстах, которые были созданы скульптором, отмечался реалистичный подход с тонким отражением индивидуальных черт. В остальных авторских произведениях декоративной скульптуры искусствоведы подчеркивают художественную выразительность образов и изящность, мягкость линий.

Награды и звания

памятник александру ii

Интересные факты

  • В 1978 году в память о скульпторе (к его 140-летию) был выпущен иллюстрированный (художественный) конверт с его портретом на лицевой стороне.
  • В 1986 году астроном Людмила Черных открыла астероид, который назвала именем русского скульптора.
  • С 1993 года выдающимся деятелям культуры ежегодно вручается Ярославская премия имени Опекушина.
  • В 2013 году вышла книга Ольги Давыдовой о жизни и творчестве скульптора. К слову, автор несколько раз публиковала очерки об Опекушине. Данная же книга содержит описание наиболее значимых периодов жизни и произведений великого мастера. На создание ее ушло без малого 30 лет. А поводом для издания послужили сразу две даты: 175-летие со дня рождения Опекушина (по версии источников 1833 г.р.) и 90-летие со дня его смерти.

Пример, который явил миру Опекушин Александр Михайлович, биография его и достижения в искусстве, - это поистине подвиг крепостного крестьянина. Он одним из первых пошел против общественной системы и доказал, что ни социальный статус, ни какие-либо другие ограничения не мешают человеку заниматься любимым делом и создавать нечто прекрасное, навсегда оставляя память о себе на этой планете. И пусть о русском скульпторе после многочисленных восхвалений и званий забыли на несколько лет, искусствоведы уверены, след его в монументально-скульптурном искусстве однозначно глубок и не имеет границ памяти.


В стороне от шумных городов, на нижнем берегу Волги, в небольшом селе Рыбницы находится скромная могила человека, творчество которого когда-то хорошо знала вся образованная Россия. Здесь похоронен русский скульптор-патриот Александр Михайлович Опекушин, отразивший в своих творениях величие самодержавного Российского государства, неистребимую духовную мощь народа. Десятилетиями намеренно замалчивались, искажались и продолжают замалчиваться до сих пор многие вехи его творческой биографии. Официальное советское искусствоведение изрядно потрудилось в свое время, выставляя А.М.Опекушина "автором одного гениального произведения" - знаменитого памятника А.С.Пушкину в Москве, после чего якобы скульптора преследовали только одни неудачи. Искаженно трактовались его творческая позиция и политические взгляды. Белым пятном остаются и сейчас его последние годы жизни - после февраля и октября 1917 года.

Александр Михайлович Опекушин родился 28 ноября (ст. ст.) 1838 года в деревне Свечкино Даниловского уезда Ярославской губернии в крепостной крестьянской семье лепщика. Ремесло каменотесов, лепщиков и штукатуров издавна было традиционным отхожим промыслом среди крестьян этого уезда. В Свечкине, Рыбницах, Давыдкове, Овсяниках существовали целые семейные династии лепщиков и каменотесов: Дылевых, Лапиных, Козловых, Курпатовых, Опекушиных. Талантливым лепщиком был отец Александра - Михаил Евдокимович Опекушин. Азы грамоты будущий скульптор постигал у сына священника села Рыбницы, здесь же окончил сельскую школу.

Заметив рано проявившиеся творческие способности сына, отец получил у своей помещицы Е.В.Ольхиной разрешение на его учебу в Петербурге. В сопровождении двоюродного дедушки Луки Афанасьевича Саша в 1850 году отправился в российскую столицу. В дороге с ним приключился весьма курьезный случай. "Дело было так, - вспоминал на склоне лет Александр Михайлович. - На одной из остановок я вышел на платформу, заложил руки назад и чинно погуливаю по ней в полной уверенности, что, когда поезд пойдет, меня предупредят, попросят в вагон. Звонок. Я не слушаю, лишь неожиданно увидел, что поезд тронулся. Я к вагону - дверь не открывается. Я к окну, и дедушка схватил меня за длинные волосы, через окно втащил в вагон и дал хорошую трепку, так что я уже больше из вагона нигде не выбирался".

В Петербурге отец устроил Сашу в рисовальную школу при Обществе поощрения художеств. Уже тогда выявились такие качества характера будущего скульптора, как фантастическое трудолюбие и целеустремленность. Вместо положенных трех лет он блестяще оканчивает школу в два года. Потом за три года вместо пяти он заканчивает известную мастерскую Д.И.Иенсена, ученика датского скульптора Б.Торвальдсена, где его обучают искусству орнамента, и переходит к изучению скульптуры. В то время Опекушину было 17 лет.

Постоянные материальные трудности и болезни, затем свалившиеся на него изнурительные заботы о семье, оставшейся в деревне после смерти отца без кормильца… Труд, труд и труд днем и ночью! "Я боюсь, что буду художником, но не свободным человеком", - говорил Опекушин. Но в 1860 году Александр, скопив с большим трудом 500 рублей, откупился от помещицы Ольхиной, получив вольную. В 1861 году он повенчался в Преображенской церкви Санкт-Петербурга с Евдокией Ивановной Гуськиной, дочерью государственного крестьянина, ставшей ему самым близким человеком.

1862 год стал поворотным в жизни молодого скульптора. Взошла и засияла его яркая звезда! Ученый совет Академии художеств неожиданно присудил Опекушину малую серебряную медаль за барельеф "Ангелы, возвещающие пастухам Рождество Христово". В этом же году скульптор М.О.Микешин пригласил молодого ваятеля принять участие в сооружении памятника "Тысячелетие России" в Новгороде. По замыслу Микешина это был огромный колокол, призванный благовестить потомкам о героическом прошлом России, первый в нашей стране монумент, воздвигнутый не отдельной личности, а величию государства Российского. По количеству изображенных фигур памятник является самым крупным скульптурным произведением русского монументального искусства. В его создании участвовали академик Р.К.Залеман, М.А.Чижов, И.П.Шредер, Н.А.Лаверецкий. Как начинающему скульптору Александру Михайловичу было доверено выполнение лишь одной фигуры - Петра I, стоящего со скрещенными руками. И надо признать, что фигура Петра, выполненная Опекушиным, оказалась одной из самых удачных.

После этой работы об Опекушине заговорили в художественных кругах Петербурга. Обращала на себя внимание его искусная лепка барельефов и фигур, необыкновенное сходство с оригиналами, простота художественного исполнения. В 1864 году за скульптурные эскизы "Велизарий" и "Амур и Психея" Императорская Академия художеств награждает его серебряной медалью. В 1869 году ему присуждается звание классного художника 2-й степени, а в 1870 - классного художника 1-й степени. В 1872 году Александр Михайлович получает диплом академика скульптуры за великолепно выполненные бюст Цесаревича Николая Александровича и статую Петра Великого. В этом же году за бюст Петра I и скульптурную группу русских моряков Императорское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии наградило его большой золотой медалью.

Лишь узкий круг искусствоведов знает, что совместно с М.О.Микешиным Опекушин создал памятник русскому флотоводцу адмиралу А.С.Грейгу, торжественно открытый при большом стечение народа в Николаеве в 1873 году. Одновременно Микешин, замечательный художник, автор великолепных скульптурных портретов, но не слишком хороший лепщик, приглашает Опекушина и Чижова для работы над памятником Екатерине II в Петербурге. Матвей Афанасьевич Чижов лепит скульптуру Императрицы, а над располагавшимися вокруг пьедестала девятью скульптурами ее сподвижников - Румянцева, Потемкина, Суворова, Державина, Дашковой, Безбородко, Бецкого, Орлова и Чичагова - трудится Опекушин.

Поставленный в 1873 году перед Александринским театром памятник вызвал всеобщие симпатии. Газеты были полны восторженных отзывов. На радостях Микешин подарил Опекушину большой дом на Каменноостровском проспекте, куда молодой скульптор незамедлительно переселился со своей семьей.

1875 год. Оглушительный успех молодого ваятеля в конкурсе на сооружение памятника А.С.Пушкину в Москве - первого в России памятника великому русскому поэту - вызвал бурю злословия среди тогдашних знаменитостей. Особенно возмущался побежденный Опекушиным в конкурсном состязании прославленный Марк Антокольский. Не понравилась опекушинская модель и Павлу Третьякову. "Это не фигура поэта, но приличный статский человек - вот и все", - писал Иван Крамской Третьякову. Последствия не замедлили сказаться: руководство Академии художеств в резкой форме потребовало от скульптура-победителя немедленно освободить мастерскую.

Александр Михайлович вспоминал: "В течение ряда лет ночи не спались как следует. Было три лихорадочных конкурса. В двух из них участвовали все скульпторы того времени. Ах, какая жара была! Ах, какая суматоха! Сколько зависти было друг к другу; каждый хотел быть ваятелем, по выражению Белинского, "вековечного памятника".

Но время все расставило по своим местам. Многократно воспетый в литературных произведениях, запечатленный на репродукциях, почтовых открытках, календарях, опекушинский бронзовый Пушкин стал неотъемлимым символом Москвы. По заказам городских властей пушкинские памятники и бюсты были созданы Александром Михайловичем и для других городов Российской Империи - Петербурга (1884 г.), Кишинева (1885 г.), Остафьево (1913 г.).

Большинство наших современников судит о творчестве Опекушина лишь по памятникам Пушкину в Москве и Лермонтову в Пятигорске. Но не менее замечательными произведениями скульптора являются его памятники Карлу Бэру в Дерпте (1886 г.) и Николаю Муравьеву-Амурскому в Хабаровске (1891 г.). Здесь проявилась сильная сторона таланта Опекушина - феноменальное портретное сходство и умение полностью раскрыть духовную сущность человека, величие его дел. Памятник знаменитому естествоиспытателю и мыслителю Карлу Эрнсту Бэру, создавшему теорию эмбриологии, был поручен скульптору после его блестящей победы на международном конкурсе в 1881 году. Средства на памятник собирались по подписке среди ученых России, Франции, Англии, Германии. Известный скульптор Р.Бах, современник Опекушина, говорил: "Я опекушинского Бэра ценю выше гудоновского Вольтера. На лице Вольтера Гудон запечатлел постоянную саркастическую улыбку и больше ничего. В умном старческом лице Бэра Опекушин выразил глубину мысли подвижника науки, без которой человечество не может двигаться дальше".

Безжалостно уничтоженный в 1925 году памятник патриоту России, генерал-губернатору Восточной Сибири много сделавшему для изучения и заселения края, графу Николаю Николаевичу Муравьеву-Амурскому, был самым крупным монументом дореволюционной России - статуя графа хорошо просматривалась даже с далекого расстояния. И в то же время в памятнике не было ничего официозного, он изящен и прост по композиции. В опекушинском творении запечаталось открытое и мужественное лицо русского человека. Граф стоял со скрещенными на груди руками, в правой - зрительная труба, в левой - свиток Айгунского договора.

Талант скульптора был многообразен. Им выполнено великое множество мраморных и бронзовых бюстов: Аристотеля, Платона, Жуковского, Вяземского, Шуваловых, Микешина, Ламанского и других. Александру Михайловичу и его помощникам принадлежит скульптурная отделка многих московских особняков, зданий государственных учреждений и магазинов. Он также был автором многих изумительных ювелирных изделий: украшений для светильников, ваз, ларцов, декоративных скульптурных композиций из серебра, статуэток, больших серебряных блюд с чеканными изображениями и так далее. По церковным заказам он выполнял скульптурные Распятия и киоты для монастырей и храмов.

Тут надо сказать, что семья Опекушиных была очень религиозна: соблюдала все посты, постоянно посещала богослужения. Александр Михайлович был по-настоящему православным человеком - он почти не употреблял спиртного, вел скромный и удивительно размеренный образ жизни. Его неоднократно уговаривали уехать с семьей за границу, предлагая деньги и другие блага, но даже в самые тяжелые периоды своей жизни Опекушин решительно от этого отказывался, подчеркивая, что он русский скульптор-патриот.

Но наиболее важна для скульптора монархическая тема, что тщательно замалчивалось в советской искусствоведческой литературе. И здесь, на наш взгляд, Опекушин создал наиболее крупные свои произведения. Над образами Царей - Александра II и Александра III трудились до революции многие отечественные и зарубежные мастера - Микешин, Шервуд, Шредер, Бах, Антокольский, Чижов, Трубецкой и другие. Но все же самыми известными и общепризнанными в художественном отношении считались опекушинские монументы. Знала и ценила эти произведения вся образованная Россия! Нам удалось выявить 12 таких памятников, однако, по всей вероятности, стояло их в России гораздо больше… Больше всего памятников посвящено Александру II. Один из величайших в истории России реформаторов, давший стране цивилизованный и гласный суд, свободу печати, земское и городское самоуправление, отменивший телесные наказания и освободивший миллионы крепостных крестьян, Государь был особенно чтим в среде русского крестьянства.

"Мне кажется, я мог бы вылепить статую покойного Императора, закрыв глаза, - до такой степени у меня жив в памяти его образ", - говорил Опекушин, часто видевший Государя при жизни.

Он поставил памятники Александру II в Москве (1898 г.), Пскове (1886 г.), Кишиневе (1886 г.), Астрахани (1884 г.), Ченстохове (Польша, 1899 г.), Владимире (1913 г.), Бутурлиновке (1912 г.), Рыбинске (1914 г.) и в других городах Империи. Каждый из них был неповторим; очень красив и изящен, например, был ченстоховский памятник, созданный на пожертвования польского населения.

В предреволюционный период имя Опекушина было очень популярно в монархических кругах. Ему благоволили представители Царской династии. Особенно ценил его творчество и всемерно ему содействовал Император Александр III, поручивший ваятелю создать московский памятник его отцу - Императору Александру II. В Москве скульптору покровительствовал Великий Князь Сергей Александрович.

30 мая 1912 года в Москве в обстановке общенационального торжества был освящен и открыт самый знаменитый дореволюционный московский памятник - монумент Александру III, около храма Христа Спасителя. Сохранилась кинохроника этого события. Целый день на площади около памятника толпились тысячи людей. Монумент производил колоссальное впечатление: на могучих глыбах из полированного финляндского гранита на троне в мантии, порфире и короне, с державой и скипетром в руках сидел Царь-Миротоворец. Александр III был изображен в позе, которую при жизни чрезвычайно любил принимать: он сидел, немного наклонившись вперед. Фигура Императора как нельзя лучше была передана в бронзе, чувствовалась внутренняя сила и спокойствие. По углам постамента восседали огромные двуглавые орлы. Памятник символизировал высокое предназначение православной России и русского Самодержавия. "Это была статуя, изображавшая русского императора как помазанника Божия", - писал американский ученый Ричард Уэртман.

Создавался этот монумент исключительно на всенародные пожертвования - всего тогда собрали 2 миллиона 388 тысяч 586 рублей. Опекушинский монумент не вызвал такой волны негативной критики, как это произошло в случае с известным петербургским памятником Паоло Трубецкого. Еще одна статуя Царя-Миротворца была создана А.М.Опекушиным для Музея изящных искусств имени Александра III.

С сентября 1894 года Опекушин становится действительным членом Академии художеств. Только за московский памятник Александру III Император Николай II пожаловал Александру Михайловичу чин действительного статского советника и пожизненную пенсию в размере трех тысяч рублей. "Лучшим русским скульптором" называют его газеты.

1917 год… Покатилось по стране красное колесо. Заработанные многолетним честным трудом деньги Александра Михайловича, хранившиеся в Государственном банке, были аннулированы. Собственный дом Опекушиных в Петербурге экспроприировали. Потерял скульптор и персональную мастерскую. Под видом обысков семью Опекушина неоднократно грабили. Много унижений пережил и Владимир Александрович Опекушин, сын скульптора, чиновник при канцелярии московского генерал-губернатора. Все опекушинские памятники Русским Царям, государственным деятелям, известным промышленникам были снесены после специального ленинского декрета от 12 апреля 1918 года "О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической революции". Уцелел лишь московский памятник Екатерине II, установленный в ноябре 1896 года в Московской городской думе. Сданный в запасники музея изящных искусств, памятник этот был в 1952 году тайно переправлен в Берлин, где и находится по сей день.

Под угрозой голодной смерти Опекушин обращается с заявлениями к советскому правительству и председателю секции художников: "Я, чтобы не умереть с голоду, вместе с моей семьей принужден продавать все, что только возможно, включительно до носильного белья, теперь уже и этот источник прекращается, и я 80-ти лет, больной, слабый, с пороком сердца, с распухшими от недоедания ногами, принужден вместе с тремя дочерями, также больными (у одной болезнь почек, у другой туберкулез легких в сильнейшей стадии и у младшей тот же порок сердца с теми же отеками, что и у меня), медленно умирать с голоду".

В 1919 году опальному скульптору вместе с семьей позволили вернуться в родную деревню, где он медленно умирал в ужасающей бедности, лишенный медицинской помощи. "Он заживо погребен. На меня страшно подействовало его настоящее существование. Квартира, в которой он живет с дочками, - холодная, одежда у них почти сотлела, валится с плеч. Питание - как бы не умереть с голоду. Отсутствие всех признаков, что здесь живет европейски известный скульптор, автор памятника Александру Сергеевичу Пушкину и ряда других памятников. Догорает жизнь в страшных мучениях великого труженика-ярославца А.М.Опекушина. Кто чем может, помогите ему!", - приводила 8 марта 1923 года ярославская газета "Крестьянский кооператор" свидетельство местного краеведа А.И.Скребкова.

Статья не осталась без отклика. Сразу же редакция стала получать письма читателей-крестьян, полные участия в постигшей скульптора беде. Благодаря усилиям того же Скребкова судьбой "автора памятника Пушкину в Москве" решила заняться и газета "Известия ВЦИК", обратившаяся 21 марта 1923 года с призывом: "Обязанность тех, кому дороги интересы культуры, вспомнить о замечательном нашем соотечественнике и поддержать его материально и нравственно". Авторы этих публикаций не знали, что еще 4 марта 1923 года Александр Михайлович Опекушин скончался в деревенской глуши. Ему суждено было родиться в простой крестьянской избе и умереть в ней.

В последний путь великого скульптора провожали лишь близкие родственники. "Совершенно забыты всеми. ", - с горечью восклицала в письме одна из дочерей Опекушина. А в статьях и официальных биографиях ему, человеку твердых монархических убеждений, начинают приписывать антимонархические и революционные высказывания. А между тем, тщательный архивный поиск, проведенный нами, не выявил ни одного свидетельства, которое бы подтверждало это. Александр Михайлович Опекушин был глубоко убежденным монархистом, что доказывают многие документы. Стойким монархистом был и его сын - мой прадед Владимир Александрович Опекушин, служивший чиновником в канцелярии московского генерал-губернатора Ф.В.Дубасова.

Опекушин Александр Михайлович

Опекушин Александр Михайлович - выдающийся русский скульптор.

28 ноября 1838 года в деревне Свечкино Даниловского уезда Ярославской губернии в крепостной крестьянской семье родился Александр Михайлович Опекушин. Азы грамоты будущий скульптор постигал у сына священника села Рыбницы, здесь же окончил сельскую школу. Когда в семье Михаила Опекушина его маленький сын Саша увлекся лепкой, никто это не посчитал пустым баловством. Отец видел, что сын его – мальчик талантливый. Да и другие мастера советовали отвезти Сашу в город, отдать в учение.

И вот Саша с отцом отправились в дальний путь. Шли пешком, ехали на телеге. Наконец прибыли в Петербург. Отец определил сына в артель лепщиков, штукатуров. Для двенадцатилетнего мальчика началась пора тяжелого труда: он бегал в лавку, таскал воду, подносил глину. Делал он все быстро и ловко. Опытные мастера заметили способности парнишки. Они постарались определить его в рисовальную школу Общества поощрения художеств. Вместо положенных трех лет он блестяще оканчивает школу в два года.

Дома в деревне был неурожай. Семья голодала. Пришлось мальчику бросить ученье и снова зарабатывать себе на хлеб. И он нанялся в знаменитую художественную мастерскую академика Иенсена. В его мастерской-фабрике изготавливались украшения для дворцов и парков. Здесь Саша и приобрел новые знания и навыки в лепке. Он много трудился. Исполнял тяжелую черновую работу и лепил сам по рисункам Иенсена. Еще он успевал побродить по улицам и паркам Петербурга, полюбоваться статуями, памятниками, дворцами, фонтанами.

Позже Иенсен помог Александру Опекушину получить от помещицы Ольхиной вольную. Также Иенсен добился разрешения для Опекушина на посещение занятий в Академии художеств. Талант и упорный труд помогли бывшему крепостному получить звание художника. И он смог посвятить себя любимому искусству.

В 1871 году в России произошло важное событие. Получено разрешение поставить памятник великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. Для того чтобы стать автором памятника, надо было победить в конкурсе. Опекушин решил принять участие. Он открывает книги, всматривается в портреты поэта, перечитывает воспоминания друзей Пушкина, пытается представить себе, каким был поэт. А потом берет листы бумаги, рисует. Восемь месяцев упорно трудился скульптор над проектом памятника.

И вот день конкурса настал. Скульпторы показали комиссии свои работы. Их было 15. Ни одну модель не признали достойной. Но две работы всем запомнились. Обе модели были подписаны незнакомой фамилией – Опекушин. Через год на новый конкурс было представлено 19 моделей. Из них четыре признаны удачными. Автором всех четырех моделей опять оказался Александр Опекушин. Но победителем он снова не стал. И комиссия предложила двум скульпторам участвовать в следующем – третьем, решающем конкурсе. Еще год он трудился. Искал, размышлял, думал, как лучше показать Пушкина. Шесть новых моделей представил на конкурс Опекушин. Одну из них признали лучшей.

6 (18) июня 1880 года состоялось открытие памятника Пушкину.

Опекушин Александр Михайлович

С тех пор памятник Пушкину работы Опекушина считается одним из самых лучших в русской скульптуре.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал.

Прошло сто с лишним лет, но каждый год в день рождения поэта дети и взрослые несут к подножию памятника цветы, выражая Пушкину свою любовь и признание. Мы также благодарны создателю замечательного памятника великому русскому скульптору, нашему земляку Александру Михайловичу Опекушину.

Из работ Опекушина наиболее известны: Памятник Пушкину в Москве (1880), Лермонтову - в Пятигорске (1889).

Опекушин Александр Михайлович

Творчество его высоко ценилось в Царственном доме. Крепостной, сын крепостного, Александр Михайлович своим трудом смог выбиться в люди и стать всемирно известным скульптором. Во многих городах Российской империи он устанавливал памятники правящим императорам. Им было выполнено великое множество мраморных и бронзовых бюстов: Аристотеля, Платона, Жуковского, Вяземского, Шуваловых, Микешина, Ламанского и других.

Опекушин Александр Михайлович

Александру Михайловичу и его помощникам принадлежит скульптурная отделка многих московских особняков, зданий государственных учреждений и магазинов. Он также был автором многих изумительных ювелирных изделий: украшений для светильников, ваз, ларцов, декоративных скульптурных композиций из серебра, статуэток, серебряных блюд с чеканными изображениями. По церковным заказам он выполнял скульптурные Распятия и киоты для монастырей и храмов.

Будучи уже знаменитым академиком, Александр Михайлович выделил капитал на создание при Рыбницком начальном училище ремесленного отделения по скульптурно-лепному делу, которое было открыто в 1914 году.

Дальнейшая судьба скульптора была непростой. После революции скульптор потерял все: дом, сбережения, мастерскую. В 1919 году ему было позволено вернуться на родину в Ярославскую область, где он и умер в нищете 4 марта 1923 года, почти в полном забвении. Похоронен на кладбище села Рыбницы Ярославской области.

В 1988 году был открыт Дом-музей скульптора-академика А.М. Опекушина в селе Рыбницы Некрасовского района Ярославской области - на малой родине скульптора. Он находится в 30 километрах от Ярославля и является единственным в России, экспозиция которого посвящена жизни и творчеству великого русского скульптора, который своим упорством, талантом и трудолюбием добился звания академика, хоть и родился крепостным в крестьянской семье.

В искусстве второй половины XIX века есть ряд имен, обойденных вниманием исследователей. Среди них - скульптор-монументалист Александр Михайлович Опекушин. Между тем его творчество выражает особенности эпохи, ее проблемы и противоречия. В 1860-1880-е годы в художественной культуре наблюдалась утрата чувства национального. Многие русские ваятели жили и работали в Италии и Франции, что в конце концов привело к нивелировке отечественной пластики. Имена старых, прославленных русских мастеров с легкой руки передвижников были преданы забвению, а опыт по осмыслению классического античного наследия не востребован.

Прогрессивная художественная критика, борясь с косным академизмом, в запальчивости отождествила его с классицизмом и самозабвенно крушила обоих. Борьба с академическими канонами по своей бессмысленности напоминала бой с тенью, только с более печальными последствиями для искусства ваяния. Требования достоверности и жизненности в скульптуре привели к засилью натурализма, утрате чувства материала и разрыву с архитектурой. Такова была ситуация в русской скульптуре второй половины XIX столетия.

Иенсен ценил рвение молодого человека и привлекал его не только для копирования гипсовых орнаментов, но и для выполнения декоративной скульптуры, кариатид и фигурных композиций. Именно в мастерской Иенсена он на практике освоил основы и навыки профессионального мастерства.

Но заказчикам памятник понравился, и он был торжественно открыт в Новгороде в 1862 году.

Именно в этом году уже в новом качестве мастер осуществил еще один грандиозный замысел М.О. Микешина: изготовил девять статуй для памятника Екатерине II в Санкт-Петербурге.

Фигуры сподвижников Екатерины: А.Г. Орлова, Г.А. Потемкина, А.А. Безбородко, П.А. Румянцева, флотоводца В.Я. Чичагова, И.И. Бецкого, Е.Р. Дашковой и Г.Р. Державина, - исполненные Опекушиным, удались. Работа по созданию монумента Екатерине II прославила Опекушина и Чижова, который вылепил центральную статую. Безусловно, основные почести достались Микешину, но и о его соавторах наконец-то было сказано немало теплых слов.

После завершения памятника Екатерине скульптор окончательно становится на путь самостоятельного творчества. Вскоре ему представилась возможность создать замечательное произведение по собственному замыслу. Еще в 1860 году, по случаю празднования 50-летия Царскосельского лицея, возникла идея поставить в Царском Селе памятник одному из самых знаменитых выпускников - А.С. Пушкину.

Был объявлен сбор средств на создание памятника, который правительство отказалось финансировать. Сооружение памятника Пушкину на народные средства стало одним из свидетельств роста самосознания русской нации. В то время значимость монументальной скульптуры во многом определялась общественным мнением и положительным идеалом, воплощенным в памятнике, что повлияло на творчество многих художников. Опекушин всегда осознавал себя выразителем общепринятого отношения к историческому герою, именно поэтому он в конечном счете получил заказ на памятник Пушкину.

Был создан комитет по сооружению монумента, в который вошли выпускники Царскосельского лицея. По предложению одного из них, адмирала Ф.Ф. Матюшкина, монумент решили установить в Москве. Место после долгих споров выбрали на краю Тверского бульвара, напротив Страстного монастыря.

На этот раз Опекушин показал уже четыре модели и опять получил премию, хотя комитет вновь не сумел сделать окончательный выбор. На следующий год скульптор выставил на конкурс шесть моделей, одну из которых признали лучшей. Выбор наконец-то был сделан.

Скульптор не оставлял и пушкинскую тему, разрабатывая ее в течение ряда лет: в Петербурге (1884), в Кишеневе (1885), в имении Вяземских-Шереметевых (1913), в селе Остафьево Подольского уезда Московской губернии, установлены памятники поэту с использованием некоторых конкурсных моделей московского монумента. Удачей Опекушина как скульптора-монументалиста стал памятник ученому-естествоиспытателю К.Е. Бэру в Тарту (1886) и М.Ю. Лермонтову в Пятигорске (1889). Несомненным творческим достижением мастера был монумент генерал-губернатору Восточной Сибири графу Н.Н. Муравьеву-Амурскому для Хабаровска (1891).

Особой страницей творчества А.М. Опекушина стали памятники российским императорам. По понятным причинам эти памятники, за редким исключением, не сохранились. В течение 1880-1910-х годов Опекушиным созданы памятники Александру II, Александру III и Екатерине II для большого зала Московской городской думы. Над некоторыми монументами Опекушин трудился десятилетиями. В 1898 и 1912 годах по его проектам сооружены два огромных памятника Александру II и Александру III. Одному монумент был установлен на территории Кремля, другому соответственно - на берегу Москвы-реки. Оба разрушены во время революционных событий 1917 года.

Когда в 1912 году художественная общественность готовилась отметить 50-летие творческой деятельности А.М. Опекушина, он категорически отказался от торжеств и чествований. Скульптор был и оставался скромным тружеником, подвижником от искусства, прекрасным ремесленником, последователем истинной классической традиции, полузабытой и опошленной в те смутные для скульптуры времена.

После 1917 года новое правительство учло его крестьянское происхождение и заслуги перед искусством. За скульптором закрепили его квартиру в Петрограде, сохранили назначенную Академией художеств пожизненную пенсию и академический паек. Кстати, большое участие в судьбе старого мастера принимал А.М. Горький. Впоследние годы жизни А.М. Опекушин стал тяготиться городской суетой и захотел вернуться на родину, в Ярославскую губернию. Как ремесленник, ушедший на заработки в город, он, честно отработав, вернулся домой. Доживал свой век автор памятников императорам в крестьянской избе. Те, кто видел Опекушина незадолго до смерти, описывают его зачесанные назад седые длинные волосы, высокий лоб, длинную, до середины груди, бороду, поношенный старый пиджак. Скончался скульптор в марте 1923 года.

Читайте также: