Философия и опыт муравьев доклад

Обновлено: 18.05.2024

введение в философию. И. Фролов

Завершившийся XX век не имеет себе равных во всемирной истории по размаху и основательности преобразований, совершаемых людьми (а временами — и по масштабам бедствий, пережитых человечеством, с потрясающей силой обнаживших трагическую хрупкость и ненадежность человеческого существования в мире). Произошедшие перемены затронули и изменили самые разные сферы — отношения между человечеством и планетой, на которой оно обитает, а также осваиваемой им частью космического пространства; взаимоотношения между государствами, где, пусть не всегда последовательно, пробивает себе дорогу осознание того, что у человечества в наши дни общая судьба; характер противоречий между разнородными социальными силами; сферу нравственных отношений и семейные устои.

Все эти, как и многие другие, разительные перемены взаимно усиливают друг друга, так что легко поддаться впечатлению, будто происходящее в мире во всей своей полноте недоступно человеческому разумению и контролю. Однако такое разумение и контроль сегодня особенно необходимы, причем не отдельным избранным лицам, наделенным какими-то особыми знаниями и полномочиями, а каждому из нас.

дело в том, что, по мере того как социально-исторические изменения становятся все более глубокими, возрастает и число людей, активно вовлекающихся в эти изменения. На арене сегодняшних и завтрашних перемен каждый из нас во все большей мере становится не только зрителем, но и непосредственным участником событий. Это, пожалуй, одна из наиболее характерных отличительных особенностей нынешних изменений.

Но у них есть и другая сторона — сама возможность их осуществления находится в прямой зависимости от того, насколько каждый из нас окажется в состоянии принять на себя полную меру ответственности за будущее. А это невозможно, если не уразуметь существо процессов, охватывающих сегодня весь мир.

Мы постепенно привыкаем к разнообразию мнений, выражаемых и отстаиваемых разными социальными группами, разными людьми; мы учимся уважать инакомыслие, мнение других, даже если и не соглашаемся с ними. Для полнокровной общественной жизни, однако, необходимо, чтобы каждое отдельное мнение было обоснованным, продуманным с точки зрения не только конкретного индивида или особой социальной группы, но и с точки зрения интересов общества в целом. И здесь, таким образом, отчетливо обнаруживается, что от каждого из нас требуется способность осознанной, разумной ориентации в окружающей действительности. Но такая способность, как и вообще способность к разумному мышлению, у человека не является врожденной — ей необходимо обучаться, и лучшая школа для этого — усвоение высших достижений философской культуры.

Человек, вообще говоря, может воспринимать окружающий мир и самого себя, довольствуясь представлениями обыденного здравого смысла, который скользит по поверхности вещей, не проникая в их суть. При этом, однако, его воззрения и действия не будут самостоятельными: как бы он ни обманывался на сей счет, он всегда будет находиться во власти расхожих мнений и стереотипов. Такой подход к действительности, конечно, не позволяет выработать самостоятельную жизненную позицию, обосновать свои идеалы и ценности. Путь разумного мышления, путь философии — непростой путь, ибо он ведет в глубины человеческого бытия, заставляет размышлять о многом таком, что неведомо обыденному здравому смыслу, он чаще вскрывает проблемы и противоречия, чем дает окончательные решения.

Философию нередко понимают как некое абстрактное знание, предельно удаленное от реальностей нашей повседневной жизни. Это далеко не так. Напротив, именно в самой жизни берут начало самые серьезные, самые глубокие проблемы философии, именно здесь находится главное поле ее интересов; все же остальное, вплоть до самых отвлеченных понятий и категорий, до самых хитроумных мыслительных построений, — в конечном счете не более чем средства для постижения жизненных реальностей в их взаимосвязи, во всей полноте, глубине и противоречивости. При этом важно иметь в виду, что в философии, пытающейся осмыслить действительность, такое осмысление предполагает критическое отношение к действительности, к тому, что устаревает и отживает, и одновременно с этим — поиск в самой реальной жизни, в ее противоречиях возможностей, средств и направлений ее дальнейшего развития в интересах человека. Преобразование реальности, практика, является той сферой, откуда философия только и может получить толчок, стимул для решения своих проблем, где выявляется действительность и мощь человеческого мышления.

Как и во всяком другом учебном пособии, здесь излагается определенная сумма знаний, которую должен усвоить каждый изучающий философию. Однако это только одна сторона дела; не менее, а, может быть, более существенно то, что изучение философии — школа, позволяющая воспитывать культуру разумного мышления, то есть умение свободно оперировать понятиями, выдвигать, обосновывать и подвергать критике те или иные суждения, отделять существенное от второстепенного, раскрывать взаимосвязи между разнообразными явлениями, наконец, выявлять и анализировать противоречия в окружающей реальности, а значит, видеть ее в изменении и развитии. Разумное мышление, формирующееся с помощью философии, — это мышление основательное, строгое, дисциплинированное, не допускающее произвола и умеющее отстаивать свою правоту, и вместе с тем это мышление острое, свободное и творческое.

Следует, однако, иметь в виду, что культура разумного мышления, которую несет с собой философия, не может быть навязана человеку помимо его воли и желания, его интереса. Для того чтобы ступить на путь, ведущий к разумному мышлению, человек должен совершить собственное усилие, ему необходимо напряжение всех его интеллектуальных способностей. В противном случае он не сможет вырваться из плена навязываемых стереотипов мышления, а вся богатейшая проблематика философии останется для него книгой за семью печатями.

Мысль о связи философии с реальной жизнью иногда выражают в такой форме: говорят, что всякому времени отвечает своя философия. В этих словах есть глубокий смысл. Именно в наши дни с особой остротой дает о себе знать необходимость осмысления глубоких преобразований во всех сферах общества, а также множества новых и острых проблем, с которыми сталкивается ныне вся человеческая цивилизация. И это во многом предопределило содержание и структуру данного учебного пособия, наличие в нем таких тем, которых не было в предыдущем издании, а также новых поворотов в освещении традиционных тем. При этом, разумеется, должно быть сохранено и все то, что выдержало проверку временем.

Кому-то может показаться странным то обстоятельство, что в учебном пособии, авторы которого заявляют о своей приверженности к новым, современным проблемам, столь большое место отводится историко-философской тематике. дело, однако, в том, что, как это имеет место и во многих других науках, история философских идей становится в определенных пределах органической составной частью философской теории. Тем самым философия в ее историческом развитии предстает как единое целое, хотя и разделенное на качественно отличные культурные типы и исторические этапы.

дело также в том, что в критические, переломные моменты своей истории, подобные сегодняшнему, человечеству вообще свойственно обращаться к прошлому опыту, с тем чтобы извлекать из него уроки и стараться не повторять допущенных когда-то ошибок. И в наиболее концентрированном, в наиболее глубоко осмысленном виде сокровища этого опыта выражает именно философия.

дело, наконец, заключается в следующем. С точки зрения разумного мышления выдающиеся философы прошлого — это наши предшественники и оппоненты, у которых мы многому можем научиться и с которыми мы можем вести равноправный диалог и дискуссию, соглашаясь с одними их воззрениями и оспаривая другие. вообще говоря, диалог и дискуссия — это нормальная форма существования и развития философии. На своем собственном многовековом опыте философия хорошо знает относительность таких истин, которые некогда воспринимались как абсолютные. Что же касается настоящей книги, то в ней рассматривается довольно много тем и проблем, далеких от окончательного решения, представлены различные точки зрения на эти проблемы, с тем чтобы и самого читателя пригласить к участию в их обсуждении. Собственно, только таким путем — путем обсуждения проблем, затрагивающих его самого, — человек и может вырабатывать у себя навык разумного мышления.

Следует обратить внимание еще на одно обстоятельство. Философия — это особая область знания, в некоторых отношениях существенно отличающаяся от всех других наук. Особый статус философии находит выражение и в самом стиле философских произведений. Многие выдающиеся философы оставили после себя творения, которые восхищают людей не только глубиной мысли, но и блестящей литературной формой. Нередки и такие случаи, когда тот или иной философ излагает свое учение в виде афоризмов. Вот почему философия воздействует не на один лишь интеллект человека, но и на его эмоции, на весь спектр его духовных способностей. И в этом смысле она сродни литературе и искусству.

Философия не является строгой наукой в обычном понимании этих слов: у нее, однако, есть своя мера строгости, свои способы обоснования и доказательства выдвигаемых ею утверждений. Первоначальное ознакомление с ними — одна из тех задач, которые ставили перед собой авторы настоящего учебного пособия. Но, подчеркнем еще раз, это всего лишь введение в великую сокровищницу мудрости, которую накапливало человечество на протяжении веков и тысячелетий. Чтобы ближе

Философ&Я Инстаграм

Философ&Я Инстаграм

Муравьев Андрей Николаевич

Философия и опыт

Очерки истории философии и культуры



Монография посвящена исследованию взаимодействия философии и опыта на протяжении двадцати пяти веков их исторического развития. Логический метод позволяет раскрыть единый закон, определяющий настоящее и будущее эмпирических наук, искусства, религии и философского познания истины.

Рекомендации к прочтению

книги Муравьева А.Н.


В этой монографии заключены результаты двадцатипятилетнего труда автора по осмыслению философии и опыта. Причем эта тема раскрывается не отвлеченно, не в отрыве от нашей жизни. Автор болеет за Россию, за ее путь. И в частности за сферу образования нашего отечества. Достоинством работы является то, что им предлагается конкретная программа по настоящему реформированию высшего образования, а в последствии и всей сферы, что ведет к преобразованию и всего общества.

Климентьев В.Е., организатор ФИЛОСОФ&Я.

12+ © ФИЛОСОФ&Я, среда развития, 2003-2021 г.,

12+ ФИЛОСОФ&Я, 2003-2022 г.,

Продолжая пользоваться этим сайтом, вы соглашаетесь на использование файлов cookie и обработку данных в соответствии с Политикой сайта в области обработки и защиты персональных данных.

Мыслитель XX века В. Н. Муравьев (рис. 1) совмещал службу и научную деятельность, не раз преследовался советской властью; о последних годах жизни философа мало что известно.

Муравьева можно назвать недооцененным русским мыслителем. За недолгую жизнь (он не дожил и до пятидесяти лет), подверженную притеснениям и гонению, философу удалось внести значимый вклад в историю российской философии.

Заметка 1 В целом Муравьев придерживался демократических воззрений и считал свободу основополагающей ценностью как для отдельного человека, так и для всего общества.

Особенности философии Муравьева

Философ критически отнесся к Октябрьской революции, видя в ней источник грядущей гибели русской культуры. Выход Муравьев видел в оформлении договоренности между интеллигенцией и новой властью. Только так, согласно сочинениям философа, удастся не потерять богатое духовное наследие русского народа.

Заметка 2 Муравьев писал о значительном прогрессе человечества в технике и технологиях, которые сформировали новую цивилизацию и должны способствовать развитию культуры.

Новая философская концепция Муравьева заключается в особом статусе, которым мыслитель наделял современную ему культуру, представлявшую собой не просто набор результатов интеллектуальной деятельности нации, а упорядоченный и вписанный в мировой контекст процесс. Муравьев называл культуру частью мироздания, космогоническим объектом. Культура, согласно идее мыслителя, призвана запечатлеть более стремительно и быстро текущее время, сохранить космос времени в зафиксированном опыте, в чем деятелям культуры может помочь цивилизационный (технический) прогресс.

Длины волн инфракрасного света достаточно велики, чтобы перемещаться сквозь облака, которые в противном случае блокировали бы наш обзор. Используя большие инфракра сные телескопы, астрономы смогли заглянуть в ядро нашей галактики. Большое количество звезд излучают часть своей электромагнитной энергии в виде видимого света, крошечной части спектра, к которой чувствительны наши глаза.

Так как длина волны коррелирует с энергией, цвет звезды говорит нам, насколько она горячая. Используя телескопы, чувствительные к различным диапазонам длин волн спектра, астрономы получают представление о широком круге объектов и явлений во вселенной.

Пример №1 Постройте центральную симметрию тетраэдра, относительно точки O, изображенных на рисунке 3.

Решение.

Для построения такой центральной симметрии сначала проведем через все точки тетраэдра прямые, каждая из которых будет проходить через точку O. На них построим отрезки, удовлетворяющие условиям |AO|=|A?O|, |BO|=|B?O|, |CO|=|C?O|, |DO|=|D?O| Таким образом, и получим искомую симметрию (рис. 4).

В ряду разных механических движений особенным значением обладают колебания. Это движения и процессы, имеющие периодичность во времени.

В среде электромагнитных явлений также значительное место заняли электромагнитные колебания. В этих колебаниях заряды, токи, электрические и магнитные поля изменяются согласно периодическим законам.

Совет №1 Велосипедист, имеющий скорость 300 м/с, или идеальный газ, оказывающий давление 100 паскалей в большой тепловой машине — это странно.

При всем обилии эмпирических примеров мы так и не услышали в докладе собственно логической определенности метода. Посвятив свое выступление идее познания, Муравьёв также не упоминает и о способах феноменологии духа: достоверности, восприятия, индукции, анализа (сравнения, различения). Какова логическая форма анализа? Какова логическая определенность индукции (индуктивного умозаключения), и в чем его особенность? В чем недостаток способов сознания? Ничего этого докладчик нам не дал вопреки заявленной им теме доклада.

Что касается опыта, то при столкновении с новым предметом он неизбежно будет всякий раз вновь начинать с первых способов сознания. К примеру, попади философ Муравьёв в темную незнакомую комнату, он вынужден будет использовать обычную чувственную достоверность и индукцию при всей его богатой философской мудрости.

К тому же на 41:45 минуте А.Н. Муравьёв допустил неудачный пример о ГМО, что отвлекло внимание аудитории от заявленной им темы метода. Видимо, наш уважаемый докладчик имел в виду попавшие в прессу лабораторные данные, что два года хомячкам Кэмпбелла, у которых происходит быстрая смена поколений, давали соевый корм, который широко применяется в сельском хозяйстве и содержит разные проценты ГМ-растений. Исследователи выяснили, что эти животные в 3-м поколении утрачивают способность размножаться.

На этом эмпирическом материале Муравьёв построил свое умозаключение по аналогии, вывод которого столь же вероятностный, что и вывод индуктивного умозаключения. Большая посылка: лабораторные хомячки Кэмпбелла – млекопитающие и в 3-м поколении утратили способность размножаться после употребления ГМ-растений. Малая посылка: люди – подобные хомячкам Кэмпбелла млекопитающие. Вывод: вероятно, люди, как и хомячки, тоже утратят репродуктивную способность после употребления ГМО. Впрочем, может и не утратят. Дело в том, что вероятностное заключение не определено, а значит, допускает возможность противоположного вывода. До тех пор, пока опыт не исчерпает данную индукцию полностью. А это значит, что опыт должен быть продолжен как раз ради поиска общего закона этого явления. Вопреки всем страхам и суевериям.

Философ обязан видеть в масштабе большем, чем всего несколько поколений. А.Н. Муравьёв должен был бы сказать, что все современные организмы на планете суть эволюционно модифицированный генетический материал своих предков. Этот стихийный процесс приспособления организма к условиям своего существования принимает посредством человека форму искусственного отбора. Селекция сокращает нам время на целые миллионы лет, а генная инженерия к тому же еще и учится модифицировать земные организмы (включая и человека) для существования в условиях иных планет, конечно, если мы собираемся колонизировать космос. Что касается обывательского алармизма, то науке нет до него никакого дела.

Читайте также: