Акты прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона доклад

Обновлено: 30.06.2024

У прокуратуры, если говорить про осуществление надзора, отсутствуют соответствующие административно-властные полномочия в отношении поднадзорных органов и должностных лиц. Поэтому даже если работниками прокуратуры были выявлены нарушения закона, самостоятельно прокурор не может применить соответствующие меры воздействия к нарушителю. Однако также он и не имеет права игнорировать правонарушение. В итоге, возникает необходимость в использовании актов прокурорского реагирования или надзора. Подробнее о нюансах применения и составления этих документов — далее в статье.

Акты прокурорского реагирования

Итак, самостоятельно прокурор не может предпринимать меры по отношению к правонарушителям. Однако реагировать на нарушения закона он обязан. Что же в этом случае делать?

При обнаружении прокурором факта нарушения законодательства Российской Федерации, он обязан обратить на это внимание соответствующих органов и уполномоченных лиц. Это и есть главное назначение акта прокурорского реагирования. Документ является основным правовым средством для прокурора, который самостоятельно не может привлекать правонарушителей к административной или уголовной ответственности.

Правовые средства прокурорского реагирования можно разделить на пять категорий:

  • Протест.
  • Представление.
  • Постановление.
  • Предостережение.
  • Требование об изменении правового акта.

Акты прокурорского реагирования применяются при специфических обстоятельствах, поэтому распространенное мнение о том, что они взаимозаменяемы, ошибочно.

Протест

Прокурорский протест

Протест, как вариант акта прокурорского реагирования, направлен против незаконно изданного постановления или акта. Документ должен предоставляться уполномоченным органам или прокурором, или его заместителем, и указанные в нем требования подлежат обязательному рассмотрению в течение минимум десяти календарных дней.

Объект рассмотрения — договор, акт, приказ или другой подобный документ, которые были составлены с явными нарушениями делопроизводства и/или прав определенных физических/юридических лиц.

Протест используется с двумя целями:

  • Первая — чтобы аннулировать незаконную документацию, или привести ее в соответствие с действующим законодательством РФ.
  • Вторая — чтобы привлечь составителя незаконного документа к административной (а в особо серьезных случаях — и к уголовной) ответственности.

Решение ситуации с использованием протеста прокурора в порядке надзора состоит из двух шагов. Первый заключается в сборе данных, обосновывающих незаконность рассматриваемого постановления. Второй — это непосредственно составление проекта прокурорского протеста.

Представление

Прокурорское представление

Акт направляется напрямую лицу, уполномоченному устранить допущенное правонарушение. Как и протест, он подлежит обязательному рассмотрению и, если будет принято решение принимать соответствующие меры, то они осуществляются в течение максимум месяца от внесения представления на рассмотрение.

Стандартные поводы для составления прокурорского представления как акта реагирования:

  • Незаконные действия, повлекшие за собой нарушения положений законодательства.
  • Бездействие должностных лиц, повлекшее за собой нарушение положений законодательства.

Если рассмотрением акта прокурорского представления занимается коллегиальный орган, то прокурор должен быть извещен о запланированной дате заседания и ему в обязательном порядке направляется извещение о результате рассмотрения запроса.

Прокурор не имеет права привлекать правонарушителей к административной или уголовной ответственности. Однако, при обнаружении им факта нарушения законодательства РФ, он обязан обратить на это внимание соответствующих органов. Делается это при помощи акта прокурорского реагирования.

Основные виды актов прокурорского реагирования:

  • протест;
  • представление;
  • постановление;
  • предостережение;
  • требование об изменении правового акта.

Протест направлен против незаконно изданного постановления или акта. Должен предоставляться уполномоченным органам и указанные в нем требования подлежат обязательному рассмотрению в течение минимум десяти календарных дней.

Постановление относится к актам, которые обеспечивают взаимодействие прокуратуры и судебных органов. Используется для инициации судебного дела об административном правонарушении. Если есть доказательства, прокурор может вынести постановление о возбуждении уголовного дела.

Постановление

Постановления относятся к актам, которые обеспечивают прямое взаимодействие прокуратуры и судебных органов. Эти виды актов используются для инициации судебного дела об административном правонарушении. Если есть достаточно соответствующих доказательств, прокурор может вынести постановление о возбуждении уголовного дела.

У прокурорского постановления есть и второе применение. С помощью акта, прокурор может освободить лицо, взятое под стражу, если данная процедура была проведена без достаточных на то оснований. Освобождение не всегда окончательное (возможны варианты освобождения под залог), но повторное заключение под стражу возможно только при пополнении перечня доказательств обвинения.

Предостережение

Прокурорское предостережение

Полное наименование данного акта прокурорского надзора — предостережение о недопустимости нарушения закона. Он направляется должностным лицам, которые уполномочены предотвращать готовящиеся противоправные деяния (в первую очередь экстремистской деятельности религиозного характера). Если извещенные уполномоченные лица не предпримут соответствующих мер, они привлекаются к административной или уголовной ответственности.

Предостережение о недопустимости нарушения закона носит превентивный характер, и его можно составлять только при наличии достоверных сведений касательно подготовки противоправных действий. Это же может относиться к бездействию уполномоченных органов, которые были извещены о возможных беспорядках.

Акт-предостережение редко составляется отдельно. Обычно он совмещается с другим актом прокурорского надзора, дополняя и повышая его эффективность.

Требование об изменении правового акта

Данный акт прокурорского реагирования направлен на рассмотрение другого правового акта, содержащего коррупциогенные факторы. Главные требования прокурора в этом случае — изменение или аннулирование незаконного документа.

Этот вид акта прокурорского надзора часто путают с протестом, но, в отличие от последнего, он направлен на документацию, так или иначе связанную с коррумпированными действиями конкретных физических или юридических лиц.

Требование об изменении правового акта может быть отозвано прокурором до того, как было начато рассмотрение запроса.


Заявления и жалобы

Для достижения целей государства по обеспечению законности создан такой государственный орган, как прокуратура. Для целей выполнения поставленных задач сотрудники учреждения имеют широкие полномочия. Одними из них является написание актов. Цель представляет собой восстановление законности на оперативной основе.

Значение акта прокурорского реагирования

Определение понятия — решение прокурора, которое обязательно закреплено в письменном виде, целью которого является прекращение выявленных нарушений закона. Иначе можно трактовать данное понятие, как властное полномочие, направленное на противодействие с выявленным нарушением законодательства, ущемлением интересов граждан, организаций. Правомочие по составлению данного документа закреплено Законом о прокуратуре Российской Федерации .

Следовательно, актами реагирования прокурора на нарушение законности являются целесообразность, результативность, законность. Так как составляется с целью прекращения выявленного нарушения, следовательно, поставленная цель должна быть достигнута. Информация по составлению документа должна основываться на букве закона, не должно быть никакого злоупотребления полномочий со стороны прокурора.
Ведь если не соблюдать законность, структуру, тогда это действие повлечет серьезный прецедент, нарушающий всю суть прокурорского надзора.

Статья 23-25 Закона о прокуратуре Российской Федерации описаны следующие виды актов прокурорского реагирования:

  1. постановление;
  2. представление;
  3. протест;
  4. предостережение о недопустимости нарушения закона.

А также предусмотрены такие акты, как: предписание и официальное предупреждение. При его выборе большое значение играют полномочия лица его составляющего.

Нюансы составления актов прокурорского реагирования

Содержание должно соответствовать ряду требованиям, которые предъявляются к юридическому документу. Так, любой документ, должен включать водную, основную, заключительные части. Данные акты должны носить императивный характер, адресованы тем лицам, которые совершили правонарушение. И также необходимо сообщить лицу, какие пункты закона нарушены. Следовательно, должно быть разъяснение, что нарушил и необходимость исправления. Рекомендуют также указать, какое наказание будет вследствие неисполнения законодательства.

Акт прокурора должен оформляется на основании соответствующих правил оформления документации органами прокуратуры.

Регламентируются они Инструкцией по делопроизводству в органах прокуратуры Российской Федерации и их учреждений, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации. Необходимо содержание наименование документа, дату, подпить, адрес и других обязательных реквизитов. Согласно инструкции, документу положено являться аргументированным, должен быть краткий. А также гарантировать точное восприятие преподносимой информации.

Должны содержаться все необходимые сведения, положенные для регистрации. Обязательно поставлен на контроль исполнения, что является важным аспектом. Администрация прокуратуры для соблюдения этого пункта ведет специальные журналы либо карточки. Там фиксируется предмет содержания, кому направлен, исходящая дата. Делается дополнительно пометка о получении адресатом и результатов рассмотрения.

На данный момент такой учет стал вестись компьютеризовано. Таким способом облегчает работу по внесению информации, удобному ее хранению, так как производство документооборота достаточно большое. А также предусматривают удобные способы контроля над сроком исполнения и иных аспектов по ведению документации.

Протест прокурора

Протест выражает собой самый распространенный акт. Приносится на перечащий законодательству правовой акт, цель которого – устранение незаконности.

Классификация по отношению которых он составляется:

  1. организации или служебного лица, где был составлен:
  2. вышестоящего служебного лица или вышестоящего органа;
  3. судебное обращение.

Основной целью составления протеста является приведение документа, составленного вопреки закону в соответствие законодательству, либо его отмена. Он может быть составлен по отношению как нормативных документов, так и ненормативных. Выносится только для действующих правовых актов, вступивших в законную силу. Обусловлено это главным образом целью данного документа, пресечения нарушения законодательства страны.

Акты реагирования прокурора могут приноситься, по отношению всего документа, так части, которые содержат не соответствующие закону правовые нормы. Может содержать незаконные правовые нормы с самого начала его издания, либо принятые спустя время. Поэтому одно и то же дело может быть опротестован несколько раз. Вынесение протеста прокурора обязательно приостанавливает процесс действия документа до рассмотрения по существу.

Основные акты реагирования прокурора на нарушения закона

Образец прокурорского протеста

При рассмотрении протеста организацией коллегиально возможно приглашение сотрудника органа прокуратуры. Порядок его нахождения закреплен законодательством. Сотрудник прокуратуры в устной форме разъясняет о выявленных нарушениях. О результатах ему сообщается письменно.

На основании закона протест необходимо рассмотреть до десяти дней.

Неисполнение дает возможность сотруднику прокуратуры обратиться в суд. До рассмотрения протеста по существу, прокурор обладает правом отзыва своего требования. Такая ситуация может произойти, если изменилось законодательство, либо произошла отмена незаконного акта.

Представление прокурора

Еще одной формой реагирования прокурора является представление. Так, на основании закона, представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.

Отличие от протеста – обязательное, незамедлительное рассмотрение. Незамедлительное рассмотрение означает, что представление нужно рассмотреть в ближайший день или на ближайшем заседании. На протяжении месяца после его получения прокурору должны сообщить о принятых действиях по устранению нарушения законодательства.

Широкие полномочия органов прокуратуры позволяют выносить представления, так как это заложено их принципами. Чтобы понять отличие представления от протеста достаточно провести параллель. Следовательно, видно, что протест выносится, когда установлено нарушение законодательства в правовых актах.

Характеристика представления — констатирование факта деяния/бездействия лиц наперекор закону. Пример бездействия – обращение не рассмотрено уполномоченным лицом. Выносится, когда есть признаки противоправного деяния, однако нет признаков правонарушения или уголовно наказуемого деяния.

Основные акты реагирования прокурора на нарушения закона

При помощи соответствующего полномочия органы прокуратуры должны прекратить противоправное деяние, пресечь возникновение их. В предписании должны указываются конкретные действия, направленные на устранения правонарушения. И также стоит указать конкретные нарушенные правовые нормы, последствия их неустранения.

Представление прокурора составляется по отношению совершенного либо длящегося правонарушения. А по отношению готовящегося правонарушения составляется предостережение. Ситуация становится очевидной в ходе прокурорских проверок. Адресатом может стать только должностное лицо.

Постановление прокурора

Постановление прокурора может быть двух форм:

  1. возбуждение уголовного дела, при включении симптомов общественно опасного деяния. Сотрудник следует букве уголовно-процессуального кодекса. Неисполнение может повлечь судебный процесс, значит приговор;
  2. применение производства об административном правонарушении.



Постановления, как иные акты прокурора должны быть мотивированы. Данное убеждение документально закрепляется. Так как прокурор не имеет полномочий самостоятельно выбирать способ наказания, он выносит постановление для соответствующих организаций.

Форма обязательно должна содержать информацию о лице совершившим преступление/правонарушение, место, время совершения. Должно быть рассмотрено в определенные сроки о результатах необходимо письменно сообщить органам прокуратуры. Прокуратура активно ведет учет актов, сроков их исполнение. С помощью данного способа воздействия сотрудник хорошо влияет на органы предварительного расследования.

Акты прокурорского реагирования играют важную роль для поддержания законности нашей страны. Прокурорский надзор необходим для противодействия нарушения законодательства. Для его осуществления необходимы соответствующие полномочия, которые человек их имеющий, приводит в действие. Прокуратура выступает, как необходимый элемент создания правовой государственности страны.


Защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, личности от незаконного и необоснованного обвинения, ограничения ее прав и свобод, защита иных лиц, чьи права и законные интересы нарушены, а также обеспечение возможности реализации ими прав на досудебных стадиях уголовного процесса является одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры [1].

В этих целях прокуратура Российской Федерации реализует функцию надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия, а прокуроры наделены соответствующими полномочиями, направленными на выявление, устранение и предупреждение нарушений ими законов в уголовном судопроизводстве.

Эта колоссальная работа осуществляется органами прокуратуры на постоянной основе, при этом результативность деятельности прокуроров увеличивается. Объем нарушений в деятельности органов предварительного расследования, выявленных прокурорами в первом полугодии 2019 года, составил 53,8 % от установленных ими по итогам прошлого года [3].

В целях пресечения и предупреждения нарушений законов органами дознания и предварительного следствия, привлечения к ответственности должностных лиц, их допустивших, а также восстановления нарушенных прав, прокурорами используется весь комплекс предоставленных им законом правовых средств, включая акты прокурорского реагирования.

В соответствии со статьей 22 законопроекта под актом прокурорского реагирования понимается официальный документ, исходящий от Генерального прокурора Российской Федерации, его заместителя, прокурора субъекта Российской Федерации, приравненного к нему прокурора, прокурора города, района и приравненного к ним прокурора, их заместителей (далее — прокурор или его заместитель), а в установленных федеральными законами случаях — от других прокуроров в целях реализации полномочий по предупреждению и устранению нарушений закона.

Н. В. Буланова, выделяя особенности, присущие актам прокурорского реагирования на досудебных стадиях уголовного судопроизводства, отметила, что указанные акты:

выносятся уполномоченными на то должностными лицами органов прокуратуры в пределах их компетенции;

определяют правовое отношение прокурора к деятельности поднадзорных государственных органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование;

имеют четко выраженную целевую направленность, устанавливают, изменяют или прекращают уголовно-процессуальные отношения;

принимаются в установленном законом порядке;

выражаются в письменной форме и отвечают определенным требованиям к оформлению, структуре и содержанию;

обязательны для рассмотрения государственными органами и должностными лицами, которым адресованы;

могут содержать властное волеизъявление (быть актами прямого действия, обязательными для исполнения) либо действовать опосредованно [5].

Кроме того, для актов прокурорского реагирования на рассматриваемых стадиях уголовного процесса характерно следующее:

они могут содержать как требование об устранении нарушений законов (в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации; далее — УПК РФ), так и устранять нарушение (например, постановление об отмене постановления о прекращении уголовного дела) [6];

требование об устранении причин и условий, способствующих нарушениям законов, а также привлечении к ответственности виновных должностных лиц преследует цель устранения и предупреждения нарушений законов;

они могут быть направлены как на восстановление нарушенных прав и свобод участников уголовного судопроизводства, так и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в ходе досудебных стадий уголовного судопроизводства.

Учитывая перечисленные выше признаки, акт прокурорского реагирования можно определить как адресованный уполномоченным должностным лицам органов дознания, следственных органов формализованный (т. е. отвечающий требованиям закона о его форме, структуре и содержанию) официальный документ, исходящий от прокурора в пределах его компетенции при наличии предусмотренных законом оснований и в установленном законом порядке в целях реализации полномочий по устранению и предупреждению нарушений закона в досудебных стадиях уголовного судопроизводства, восстановления нарушенных прав и свобод участников уголовного судопроизводства, а также иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в ходе уголовного судопроизводства.

Мерами активного воздействия на нарушителей в арсенале прокурора являются полномочия по применению специальных актов прокурорского реагирования, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством, и применяемых только в сфере уголовного судопроизводства.

Прокурор реагирует в форме постановления в тех случаях, которые прямо указаны в нормах уголовно-процессуального закона.

Еще одним специальным актом прокурорского реагирования является требование об устранении нарушений федерального законодательства (пункт 3 части 2 статьи 37 УПК РФ). Оно выносится в остальных случаях при необходимости устранения нарушений закона в процессуальной деятельности должностных лиц органов дознания и предварительного следствия, допущенных как в ходе предварительного расследования, так и на стадии процессуальной проверки.

При решении вопроса о необходимости направления требования об устранении допущенных органом предварительного расследования нарушений федерального законодательства прокурорам предлагается руководствоваться следующими положениями:

в постановлении об отмене незаконного или необоснованного процессуального решения органа предварительного расследования прокурор вправе указать на выявленные нарушения уголовного и уголовно-процессуального законодательства, при этом направление требования

об устранении этих нарушений не требуется. В случае выявления нарушений, влекущих недопустимость доказательств, следует выносить только постановление в порядке части 2 статьи 88 УПК РФ;

направление требования в связи с нарушением, которое устранить уже невозможно, представляется нецелесообразным;

при отсутствии достаточных оснований для направления требования информировать о выявленных нарушениях соответствующих руководителей следственных органов;

направление требования допускается только при выявлении нарушений закона. Реагирование на нарушения ведомственных нормативных актов в порядке пункта 3 части 2 статьи 37 УПК РФ недопустимо;

в случае несогласия с требованием прокурора и отказа в его удовлетворении обеспечивать незамедлительную подготовку и представление вышестоящему прокурору необходимых материалов для направления требования руководителю вышестоящего следственного органа.

Соответствующие рекомендации подчиненным прокурорам были даны, в частности, Главной военной прокуратурой в 2012 году в соответствующем обзоре (№ 3у-253/12) [8].

Как отмечает Н. В. Буланова, имеют место факты подготовки актов прокурорского реагирования без достаточных оснований для их принесения, на низком профессиональном уровне, с приведением недостаточной мотивировки изложенных требований, ошибочного толкования норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства, а также случаи ошибок прокуроров в выборе подлежащего применению в конкретном случае акта прокурорского реагирования на нарушение закона в деятельности органов предварительного расследования. Подобные обстоятельства в совокупности являются причинами отклонения требований прокурора органами предварительного расследования.

Вместе с тем нельзя не отметить, что доля отклоненных органами предварительного расследования требований прокуроров является незначительной. Согласно статистическому отчету Генеральной прокуратуры Российской Федерации по форме НСиД за 2018 год эта доля составляет 0,14 %, за первое полугодие 2019 года — 0,19 %. То есть подавляющее большинство требований прокуроров удовлетворено.

Прокурор полномочен вносить представления не только на процессуальные нарушения в деятельности органов дознания, но и предварительного следствия, в том числе следственных органов Следственного комитета России (далее — СК России). Такая позиция основана на следующих обстоятельствах.

Во-первых, согласно части 5 статьи 129 Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом [10].

На основании статьи 30 этого же Федерального закона полномочия прокурора в данной сфере устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами, в том числе Законом.

Также необходимо исходить из того, что полномочия прокурора, предусмотренные пунктом 3 части 2 статьи 37 УПК РФ, реализуются им для устранения допущенных следователем нарушений федерального законодательства по конкретному уголовному делу.

Таким образом, представление прокурора в адрес начальника органа дознания, а также руководителя следственного органа, в том числе СК России, об устранении нарушений закона также является одним из актов прокурорского реагирования на нарушения закона в деятельности органов предварительного расследования.

Такой вывод применительно к реагированию в адрес руководителей следственных органов изложен в Информации о разъяснении порядка применения некоторых актов прокурорского реагирования, направленной Главной военной прокуратурой военным прокурорам окружного звена (от 14.04.2011 № 3у-712) [12].

Во-вторых, сведения о реализации прокурорами полномочий по внесению представлений и информаций на нарушение закона в процессуальной деятельности органов предварительного расследования отражаются в статистическом отчете по форме НСиД, утвержденном приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 24.01.2017 № 20. Согласно данному статистическому отчету в 2018 году прокурорами на нарушения закона в процессуальной деятельности органов предварительного расследования внесено 85790 представлений и информаций, из которых в органы дознания — свыше 45,7 тыс., органы предварительного следствия — 36,7 тыс. (в том числе в СК России — более 15,5 тыс.). В первом полугодии 2019 года всего прокурорами внесено более 46,9 тыс. таких представлений и информаций, из которых в органы дознания — свыше 24,7 тыс., органы предварительного следствия — более 20,6 тыс. (в том числе в СК России — свыше 8,6 тыс.).

Таким образом, обоснованность внесения прокурорами названных представлений на досудебных стадиях уголовного судопроизводства признана упомянутыми выше приказами Генерального прокурора Российской Федерации и подтверждается практикой прокурорского надзора.

Представление прокурора, как средство реагирования общего характера, направлено на устранение и предупреждение нарушений закона, носящих системный характер, а также причин и условий, им способствовавшим.

Реализация прокурорами полномочий по принесению актов прокурорского реагирования должна осуществляться в целях оперативного устранения нарушений закона, а также их предупреждения.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, прокурорское реагирование, предварительное следствие, предварительное расследование, орган, нарушение, прокурор, РФ, устранение нарушений, акт.

Гост

ГОСТ

Понятие и признаки акта прокурорского реагирования

Акт прокурорского реагирования (далее АПР) — это законодательно обоснованное и закрепленное в специальном документе решение прокурора, посредством которого он реагирует на правонарушения, выявленные в процессе применения правовых средств надзора.

АПР — это ответные меры прокурора при выявлении им каких-либо нарушений закона. Акт обладает юридической силой и является обязательным для рассмотрения в установленный срок. Это индивидуальные акты, обращенные к определенным должностным лицам и органам в связи с конкретными нарушениями закона.

Реагирование прокурора должно быть оперативным и своевременным, обоснованным, комплексным, упреждающим, адекватным, динамичным и законченным. Прокурорский надзор должен дополняться предупреждающими мерами профилактического характера. Акт прокурорского надзора содержит данные о месте и дате его составления, субъекте, в отношении которого составляется акт, сути нарушения закона, сведения о действиях, которые необходимо предпринять для устранения нарушений.

  • акт — это документально отраженное средство прокурорского надзора, материальная фиксация властных полномочий прокурора; вынесение акта является единоличным решением прокурора;
  • обладает императивностью и носит государственно-властный характер — акт содержит требование об обязательности исполнения, за неисполнение требований прокурора предусмотрена административная ответственность (ст. 17.7 КоАП), прокурор является представителем государства в уголовном процессе со стороны обвинения (ст. 37 УПК);
  • носит индивидуальный характер — акт обращен к конкретному лицу, допустившему нарушение законодательства, выявленное прокурором;
  • как юридический факт создает, прекращает или изменяет определенные правоотношения;
  • является индивидуальным регулятором, воплощает на практике норму права, придавая ей определенную форму;
  • основывается на уже существующих нормах права и является правоприменительным актом;
  • создается с целью устранения нарушений, должен быть результативным;
  • является целесообразным, основывается на законе и имеет под собой основание;
  • является юридическим документом с определенной структурой, содержащей вводную, описательную, мотивировочную и резолютивную части;
  • носит опосредованный характер, нарушения устраняет не прокурор, а лица, их допустившие;
  • имеет срочный характер, вносятся и рассматриваются в определенный срок.

Готовые работы на аналогичную тему

Классификация АПР

В соответствии с Законом о прокуратуре (ст. 23-25) к актам прокурорского надзора относятся:

  • протест;
  • постановление;
  • представление;
  • предостережение о недопустимости нарушения закона.

Форму реагирования выбирает прокурор. Его выбор зависит от причин, вызвавших нарушение закона, их характера, уровня распространенности, степени вины правонарушителей, а также последствиями, следующими за нарушением законов.

Протест выносится прокурором и его заместителем (ст. 23 Закона о прокуратуре). Прокуроры отделов проводят подготовку проектов протестов.

Содержание протеста заключается в требовании прокурора частично или полностью отменить не соответствующие или противоречащие закону акты, привести акт в соответствие с законодательством, обращенном к должностному лицу, органу, издавшему (принявшему) незаконный акт, к вышестоящему органу, который вправе отменить данный акт, к суду.

Протест применяется в случаях, когда в процессе прокурорского контроля за соответствием законодательству правовых актов, издаваемых объектами надзора, устанавливаются приказы, постановления, распоряжения и другие акты, частично или полностью не соответствующие Конституции и иным законам РФ.

Прокурор, реализуя протест, вправе обратиться в суд общей юрисдикции, в арбитражный суд с требованием признать акты, не соответствующие закону, недействительными. Исключение составляет ограничение права прокурора на обращение в суд с требованием о признании недействительным закона субъекта РФ.

Постановление прокурора (ст. 25) выносится, если:

  • есть основания полагать, что нарушение прав и свобод человека имеет характер преступления (постановление для решения вопроса об уголовном преследовании);
  • есть основания полагать, что нарушение прав и свобод человека имеет характер административного правонарушения (постановление для решения вопроса об административном правонарушении).

Прокурор вправе дать согласие на возбуждение уголовного дела частно-публичного и частного обвинения при отсутствии заявления потерпевшего (его законного представителя) в случае, если это преступление совершено в отношении лица, которое в силу беспомощного или зависимого состояния, или по другим причинам не может самостоятельно защищать свои права и интересы.

Представление прокурора (ст. 24) означает право и обязанность прокурора (его заместителя) требовать устранения фактов ненадлежащего исполнения или неисполнения требований закона, выявленных в процессе прокурорского надзора, которые причинили или создали реальную угрозу интересам личности, общества или государства. Представление обращено к должностным лицам, учреждениям, организациям или органам, обладающим правомочием устранить выявленные нарушения. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению.

Предостережение о недопустимости нарушения закона применяется в случаях, когда в процессе осуществления прокурорского надзора прокурор получает сведения о том, что должностные лица объектов надзора хотят совершить те или иные противоправные действия.

Применению предостережения обязательно должна предшествовать проверка сведений о готовящемся преступлении конкретными лицами с истребованием от них письменных объяснений.

При наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях с признаками экстремистской деятельности, предостережение направляется руководителям общественных, религиозных и других соответствующих объединений, и должностным лицам.

Читайте также: