Актуальные проблемы современного воспитания доклад

Обновлено: 05.07.2024

Современный мир чрезвычайно активно и стремительно меняется. Перемены происходят и в людях, в первую очередь молодых людях. Актуальные проблемы молодежи отражают несовершенства и пороки всего общества. Поэтому решение этих трудностей окажет влияние на благосостояние всего социума. Опираясь на понимание воспитания как социокультурного процесса, предполагающего целенаправленное и планомерное воздействие на личность с целью формирования у нее необходимых механизмов для жизнедеятельности в обществе, создание условий ее духовного и физического развития, обеспечение целенаправленной передачи социально-культурного опыта старших поколений младшим, рассмотрим актуальные проблемы воспитания молодого поколения в современных условиях.

Оценить 871 0

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЁЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Шуманская Т.А.

Современный мир чрезвычайно активно и стремительно меняется. Перемены происходят и в людях, в первую очередь молодых людях. Актуальные проблемы молодежи отражают несовершенства и пороки всего общества. Поэтому решение этих трудностей окажет влияние на благосостояние всего социума. Опираясь на понимание воспитания как социокультурного процесса, предполагающего целенаправленное и планомерное воздействие на личность с целью формирования у нее необходимых механизмов для жизнедеятельности в обществе, создание условий ее духовного и физического развития, обеспечение целенаправленной передачи социально-культурного опыта старших поколений младшим, рассмотрим актуальные проблемы воспитания молодого поколения в современных условиях. Прежде всего следует отметить необходимость формирования духовно-нравственных качеств личности ребенка, подростка, юноши, девушки. Молодое поколение должно расти не на примерах насилия, зла, жестокости, а на примерах добра, уважения к старшим, родителям, понимания ценности человеческой жизни, ответственности за свои поступки и деяния. В настоящее время нашему обществу такое направление воспитания крайне необходимо, только такое воспитание спасет молодежь от духовного обнищания [1] .

Актуальной проблемой является работа по воспитанию уважительного отношения к истории своей страны. Формирование гражданского общества предполагает достаточно высокий уровень правовой культуры населения, в том числе молодёжи. К сожалению, правовая грамотность молодых людей явно недостаточна. Правовое образование, воспитание законопослушного поведения – одна из актуальных задач в работе с молодёжью. Армирование чувства патриотизма, готовности защищать свою Родину, любить свою малую родину является также актуальной проблемой в современных условиях. Для молодежи родина должна быть Отечеством, землей отцов, своих предков. В ситуации усиливающейся социальной дифференциации общества особое значение имеет работа по формированию адекватной самооценки своей личности молодыми людьми. Формирование чувства собственного достоинства должно сопровождаться воспитанием уважения к другим людям. Особого внимания требует работа по воспитанию уважения к людям других национальностей. У современной молодежи следует формировать понимание того, что этническое многообразие человечества – это богатство, которое нужно оберегать, сохранять многообразие культур, обычаев, традиций. Человек с детства должен воспитываться в уважительном отношении как к своей национальности, так и другим национальностям. Культура национального общения важнейшее направление воспитательной работы в учебных заведениях, в высшей школе также. Опыт работы с молодежью показывает, что в школах, вузах актуально стоит проблема трудового воспитания. К сожалению, в современных условиях трудовому воспитанию молодежи практически уделяется мало внимания. Труд как ценность, истинное значение труда в жизни человека в должной мере не разъясняются молодежи, и не формируется установка у молодого поколения на достойное отношение к труду, уважение к человеку труда, добросовестную работу, организованность и самодисциплину в трудовой деятельности. Формирование трудовой культуры необходимо начинать с молодости. Студенческие годы – время, когда молодые люди получают профессиональное образование. Составной частью профессионального образования должно стать трудовое воспитание. Важной составляющей трудового воспитания является формирование культуры учебного труда. В современной действительности, когда студенту повсеместно предлагается купить курсовую, дипломную работу, когда вместо чтения и конспектирования литературы (обязательной и дополнительной) используются, различного рода ксерокопии, культура учебного труда теряется. Да, многое изменилось с введением электронных технологий [ 2 ] .

Невозможно жить только вчерашним днем и в технологиях образования. Но нельзя допустить потери культуры учебного труда как такового. И если говорить о качестве образования, то без культуры труда качественного образования не достигнуть. А что касается воспитания, то сформированная культура учебного труда у молодежи явится необходимой основой для эффективной работы специалиста в конкретной профессии. Следующей актуальной задачей в области воспитательной работы с молодежью является воспитание поведенческой культуры, культуры быта. Человек, общаясь с окружающими его людьми, выражает свои чувства, эмоции, реализует себя в поступках. В результате об одном человеке говорят как о культурной, воспитанной личности, а о другом – прямо противоположно. Нередко молодые люди не умеют контролировать свои эмоции, не задумываются о том, насколько их поведение причиняет дискомфорт окружающим, не знают элементарных правил общения. Особого внимания требует работа над культурой речи молодежи. Молодежная среда и ранее характеризовалась определенным молодежным сленгом.

Снижение уровня жизни молодых людей отразилось и на их культурной жизни. Популярны западные идеи потребительского отношения к жизни, что нашло свое отражение в культе денег и моды, стремлению к материальному благополучию, получению удовольствий.

Кроме того, существуют проблемы досуга молодежи. Во многих городах и селах не создано условий для культурного проведения свободного времени: нет бесплатных бассейнов, спортивных секций или кружков по интересам. Вот и юношам и девушкам сидеть перед телевизором или компьютером, в компании сверстников с сигаретой и бутылкой в руках [3] .

Духовное обнищание нашло свое отражение и в проблеме речевой культуры современной молодежи. Низкий уровень образования, общение в интернете, создание молодежных субкультур способствовали развитию сленга, далекого от правил литературного русского языка. Следуя моде, молодое поколение использует в речи бранные слова, сленговые выражения, нарушает языковые нормы.

Важной проблемой воспитания молодежи является приобщение молодых людей к здоровому образу жизни. Материалы исследований, практика работы с молодежью показывают, что наши подростки, юноши, девушки имеют слабые знания о своем организме, о здоровом образе жизни, у них зачастую не сформирована установка на сбережение и укрепление своего здоровья. Употребление алкоголя, курение, наркотики стали настоящим злом, разлагающим нашу молодежь, разрушающим здоровье подрастающего поколения. В решении этой важнейшей проблемы только последовательная государственная политика и комплексная работа с молодежью на всех уровнях в преодолении этого зла может принести позитивные плоды. Рассматривая актуальные проблемы современного воспитания молодого поколения, нельзя упустить экологическое воспитание. Обращаясь к данной проблеме, следует отметить, что в ее решении в центре внимания необходимо держать непосредственно экологический аспект деяний человека, связанных с нарушением природного равновесия, ведущих к экологической катастрофе. Каждый человек с ранних лет должен получать экологическое образование. Но есть ещё и нравственная сторона данной проблемы, решение которой реализуется через воспитание. Думается, что в этом отношении организаторам воспитательного процесса необходимо искать новые подходы, адекватные современным условиям, состоянию молодежного сознания.

Психологические проблемы юношества связаны, главным образом, с отсутствием четкого жизненного ориентира. С законами жизни парней и девушек знакомят не только родители, школа и книги, но и улица, продукты массовой культуры, СМИ, собственный опыт. Безучастность власти и бесправие, юношеский максимализм провоцирует в молодежи развитие равнодушия или агрессии, толкает к вступлению в молодежные неформальные группировки. Кроме того, юношество – это пора, когда человеку приходится решать множество важных задач: выбор профессии, второй половины, друзей, определение жизненного пути, формирование собственного мировоззрения.

Пути решения проблем молодежи состоят в целенаправленной систематической политике государства, не только на бумагах и речах. Все мы должны по-настоящему осознать, что молодые юноши и девушки – это и есть будущее страны [5] .

Ильинский, И.М. Образование. Молодежь. Человек. – М., 2006.

Луков, Вал. А. Воспитание и глобализация.

Мудрик, В. Социализация человек. – М., 2010.

Педагогические кадры – основа инновационного развития образования: монография / Под ред.Л.М.Растовой. – Барнаул, 2006.

Глобальные перемены, происходящие в настоящее время в обществе и охватывающие все сферы его жизни, актуализировали исследование проблем социального воспитания. Интерес к проблемам социального воспитания особенно усиливается в период коренных, революционных перемен в обществе. И это не случайно, так как социальное воспитание в значительной степени обусловливает характер развития общества, воздействуя на процесс социализации подрастающих поколений, на формирование механизмов передачи социального опыта и традиций. В связи с этим проблемы социального воспитания волнуют не только исследователей, но и политиков, журналистов, а также родителей.

Значение исследования социального воспитания – в особенности для современной России – носит стратегически важный характер. Это обусловливается, прежде всего, тем, что в 1990-е гг. в стране были совершены радикальные идеологические и экономические реформы, имеющие катастрофические социальные последствия, вызвавшие колоссальные издержки в развитии российского социума и личностного становления человека, цена которых многократно превышает позитивные последствия новой социальной революции. В этих условиях радикально изменились содержание и формы организации социального воспитания, его задачи. Повысилась значимость воспитательного потенциала гуманитарного образования в разных типах учебных заведениях.

Не менее значимо и то, что при исследовании социального воспитания с необходимостью оказалось важным учитывать глобальные процессы и явления современного мира, изменение расстановки социальных сил разных народов и государств, механизмов их взаимодействия. Масштабное значение приобрели спекуляции на значении и роли ценности прав человека, их противопоставление правам народов и государств, общественных объединений людей, социальных групп. В результате таких процессов гуманистическая идея приоритета прав человека стала превращаться в свою противоположность, когда ее именем стали попирать права представителей различных народов и государств, что отразилось на содержании и качестве социального воспитания в России. Возникла острая проблема сочетания в нем проблематики общественного, группового и личностного, а также глобального, национального и регионального.

Принципиальное значение в этой связи имеет и формирование новых представлений о потенциале человека, его сущности и существования, способностях и потребностях, индивидуально-личностной и социальной субъектности, жизненных силах и жизненном пространстве бытия. Эти представления опираются на известные традиции социально-философского осмысления проблемы, в частности, рассмотрение потребностей и способностей человека как интегральных характеристик его жизненного потенциала.

Воспитательный компонент все более широко и основательно входит в программы и рабочие планы высшего профессионального образования. В этой связи появилась необходимость разработки учебно-методических изданий, пособий и учебников, ориентированных на повышение воспитательного потенциала профессионального образования.

Достижения социального прогресса, накопление общественного богатства, благ, ценностей культуры, знаний создали к рубежу XX–XXI вв. новые основания имущественного и в целом социального неравенства на всех уровнях организации социума, общественных отношений. Это обстоятельство потребовало нового знания и этики социальных отношений, новой системы социального просвещения, представлений о справедливости, социальных идеалах, путях их достижения. В соответствии с этим потребовалось и новое социогуманитарное образование, что кардинально меняет многое в социальном воспитании и обучении учащихся и студентов, а также тех, кто повышает квалификацию и проходит переподготовку.

На региональном уровне в 1990-е гг. также усилился интерес к вопросам социального воспитания. Весьма показателен в связи с этим опыт появления в регионах специальной литературы, монографических изданий, посвященных вопросам развития социальной педагогики, теории и практики социальной работы, социальной психологии, социального управления.

В России новый этап развития высшего образования создает принципиально новые задачи. Именно поэтому важно выделить основные подходы к исследованию формирования оптимальной системы социального воспитания.

Понятие воспитания

Воспитание – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки её к производственной, общественной и культурной деятельности, тесно связанный с обучением и образованием. Цели и содержание воспитания определяются господствующими отношениями в государстве.

Необходимость и возможность воспитания личности, его цели, содержание и методы дедуцировались мыслителями той, имеющей непреходящую ценность для мировой культуры, эпохи из "природы" (сущности) и хода человеческой истории, ее движущих сил, из природы общества и природы человека.

Классики философии разрабатывали педагогическую проблему воспитания рода человеческого. Но поскольку человечеству предназначено слиться в единую дружную семью, состоящую из индивидов, то воспитание человечества есть неизбежно, так же, как и воспитание личности. Однако, ни педагогика человечества, ни педагогика индивида не могут существовать порознь, желая при этом быть эффективными.

Следовательно, личность становится только благодаря деятельности человека по изменению себя и обстоятельств, благодаря воспитанию человека обществом, как и "воспитания" общества человеком, воспитания, понимаемого как процесс взаимодействия и переплетения "миллиардов микроусловий.

Проблемы воспитания в современной России

С социальными проблемами воспитания сталкиваются в любом обществе независимо от того, стабильное оно, не стабильное, переходное и т.д. Это могут быть самые разные социальные проблемы – от столь привычной для нас нехватки финансирования до всплеска наркомании и прочие. Россия в последние пятнадцать лет принадлежит к разряду обществ переходного типа. А в обществе переходного типа воспитание не только сталкивается с различными социальными проблемами, но и само становится социальной проблемой. Так было в нашей истории после отмены крепостного права, так было в нашей истории в 20-е годы XX столетия, так было в Америке в 20-е и начале 30-х годов, и, наконец, в Германии и Японии после Второй мировой войны. То есть это достаточно типичная ситуация, когда в обществе переходного типа само воспитание становится социальной проблемой.

В силу особенностей исторического развития, традиционное для всех модернизированных обществ, изменение положения учащихся в системе отношений со взрослыми в нашей стране приобрело дополнительное измерение. Отношения между поколениями сегодня имеют новый характер. Традиционные конфликты отцов и детей, которые имели психологические основы, во многом сохранились, хотя по субъективной значимости несколько отошли на второй план. Но самое главное то, что эти традиционные конфликты отцов и детей психологического характера дополнились кардинальным расхождением мировоззрения, мировосприятия старших поколений и подрастающих поколений современной России. Причиной служат те кардинальные изменения в социокультурной жизни России, которые способствовали созданию принципиально иных условий социализации подрастающего поколения относительно тех, в которых происходила социализация нынешних взрослых поколений.

Поэтому картина мира современного взрослого и картина мира современного подростка, например старшеклассника, а по некоторым исследованиям и дошкольника – есть очень интересные исследования психологов, психологического института РАО, которые об этом свидетельствуют – существенно, принципиально во многом различаются между собой. Это необязательно приводит к конфликтам, потому что современные дети, с одной стороны выставляют счет отцам, с другой стороны относятся к ним достаточно снисходительно. Они просто не хотят жить так, как жили их отцы.

Воспитание как социальная проблема – это значительно шире, чем воспитание как проблема системы образования. Поэтому сразу возникает вопрос: как может реагировать система образования, воспитание в системе образования на такую ситуацию?

Что же делает воспитание социальной проблемой в нашем обществе? Дело в том, что современное общество не в состоянии формулировать реальные задачи перед системой воспитания. Если говорить о российском обществе, то в нем традиционно задачи воспитания формулировало государство. Может быть, это и неплохо. Как говорил А.С. Пушкин, что единственный европеец в России – правительство. Теперь же и государство в переходный период оказалось не в состоянии формулировать задачи системы воспитания.

Только последние год-два государство стало лихорадочно искать те задачи, которые необходимо поставить перед системой воспитания. Но система воспитания не есть нечто абсолютно изолированное в рамках общественной государственной жизни. И эти задачи должны как-то корреспондировать с теми задачами, которые государство ставит перед собой.

Список литературы

1.Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2000.

2.Ильенков Э.В. Учитесь мыслить смолоду. М.: Просвещение, 1977.

4.Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь. М.: Просвещение, 1979.

В первую очередь это проблема, связанная с поиском путей возрождения в российском обществе чувства истинного патриотизма как духовно-нравственной и социальной ценности. Чувство патриотизма немыслимо без национального самосознания, основанного на ощущении духовной связи с родным народом. Исторический опыт показывает, что незнание культуры своего народа, его прошлого и настоящего ведет к разрушению связи между поколениями – связи времен, что наносит непоправимый урон развитию человека и народа в целом. В силу этого остро ощущается потребностью возродить и развивать национальное самосознание всех, даже самых малых народов России. В этом смысл существования российской школы, ее деятельности в русле возрождения духовных традиций национального воспитания.

Российская Федерация – страна, в которой живут разные народы, народности, этнические и религиозные группы. Многие десятилетия воспитание основывалось на идее сближения, слияния наций и создания безнациональной общности. Современное российское общество живет в условиях особо повышенной социальной тревожности, поскольку столкновения в быту, общественном транспорте, сфере торговли легко переносятся на межнациональные отношения. Взрыв национальной розни побуждает проанализировать истоки подобных явлений, осознать их причины – и не только социально-экономические, но и педагогические. В силу этого особую актуальность приобретает проблема формирования культуры межнационального общения как действенного средства по достижению согласия между людьми, представителями разных наций и народностей.

Реальностью современного российского общества становится тот факт, что все больше наций и национальностей заявляют о полной самостоятельности, а Россию наполняют беженцы из всех республик бывшего Союза. Одновременно наблюдаются рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой свойственны максимализм и стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. В этих условиях первостепенное значение приобретают проблемы формирования этики поведения ученика в многонациональной среде, воспитание межнациональной толерантности. На решение этой задачи должна быть направлена деятельность всех социальных институтов и в первую очередь школы. Именно в школьном сообществе у ребенка могут и должны формироваться гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.

Тенденции общественного развития, характерные для сегодняшней российской действительности, актуализировали проблему семейного воспитания. Масштабный кризис, охвативший нашу страну, негативно отразился на материальном и нравственном здоровье семьи как института естественной биологической и социальной защиты ребенка и обнажил множество социальных проблем (рост числа детей, рождающихся вне брака; социальная дезорганизация семей; материальные и жилищные трудности родителей; нездоровые отношения между близкими; слабость нравственных устоев и негативные явления, связанные с деградацией личности взрослого человека – алкоголизм, наркомания, злостное уклонение от обязанностей по воспитанию ребенка). Как следствие этого – растет число неблагополучных семей.

содействие укреплению семьи и защиту приоритетного права родителей на воспитание детей перед всеми иными лицами;

повышение социального статуса и общественного престижа отцовства, материнства, многодетности, в том числе среди приемных родителей;

содействие развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей;

популяризацию лучшего опыта воспитания детей в семьях, в том числе многодетных и приемных;

возрождение значимости больших многопоколенных семей, профессиональных династий;

создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и работающих с детьми;

расширение инфраструктуры семейного отдыха, семейного образовательного туризма и спорта, включая организованный отдых в каникулярное время;

поддержку семейных клубов, клубов по месту жительства, семейных и родительских объединений, содействующих укреплению семьи, сохранению и возрождению семейных и нравственных ценностей с учетом роли религии и традиционной культуры местных сообществ;

создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания.

Развитие воспитания в системе образования предполагает:

обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов;

полноценное использование в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин, в том числе гуманитарного, естественно-научного, социально-экономического профилей;

содействие разработке и реализации программ воспитания обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, которые направлены на повышение уважения детей друг к другу, к семье и родителям, учителю, старшим поколениям, а также на подготовку личности к семейной и общественной жизни, трудовой деятельности;

развитие вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей;

использование чтения, в том числе семейного, для познания мира и формирования личности;

совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей;

развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность, в том числе на основе использования потенциала системы дополнительного образования детей и других организаций сферы физической культуры и спорта, культуры;

создание условий для повышения у детей уровня владения русским языком, языками народов России, иностранными языками, навыками коммуникации;

знакомство с лучшими образцами мировой и отечественной культуры.

Расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов предусматривает:

информационное организационно-методическое оснащение воспитательной деятельности в соответствии с современными требованиями;

содействие популяризации в информационном пространстве традиционных российских культурных, в том числе эстетических, нравственных и семейных ценностей и норм поведения;

воспитание в детях умения совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов;

обеспечение условий защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и психическому развитию.

Поддержка общественных объединений в сфере воспитания предполагает:

улучшение условий для эффективного взаимодействия детских и иных общественных объединений с образовательными организациями общего, профессионального и дополнительного образования в целях содействия реализации и развития лидерского и творческого потенциала детей, а также с другими организациями, осуществляющими деятельность с детьми в сферах физической культуры и спорта, культуры и других сферах;

поддержку ученического самоуправления и повышение роли организаций обучающихся в управлении образовательным процессом;

поддержку общественных объединений, содействующих воспитательной деятельности в образовательных и иных организациях;

привлечение детей к участию в социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском движении;


Актуальные проблемы воспитания школьников в современных условиях

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Особое место в воспитании ребенка, подростка, юношества занимает формирование у него духовно-нравственных качеств, к которым относятся любовь, отзывчивость, ответственность (В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.). Для этого необходимы соответствующие воспитательные условия, когда в семье и школе отсутствуют насилие, зло и жестокость, вседозволенность, культивируются добро, уважение к себе и окружающим, понимание ценности жизни, ответственности за свои поступки взаимопомощь.

В данном контексте приобретает актуальность педагогическая работа, направленная на духовно-нравственное воспитание у школьников. (Оно требует значительных профессионально-личностных усилий от педагогов, так как современной молодежи навязывается потребительское отношение к жизни, что нашло свое место в сфере денег и моды, стремлении к материальному благополучию, получении удовольствий.).
В него важно включить не только нравственное направление, но и патриотическое, правовое, межнациональное, трудовое, эстетическое, экологическое – то есть все аспекты влияния на развивающегося человека, которые будут укреплять его гуманность, ответственность, творчество.

Благодаря таким урокам, мероприятиям приобретают значимость и патриотическое, и межнациональное виды воспитания.

Нравственное воспитание школьников тесно связано с досугом (свободным временем, не связанным с учебой, домашними обязанностями) школьников. Реалии постиндустриального общества показывают, что многим несовершеннолетним сложно определиться с собственным свободным временем, многие поддаются на сомнительные увлечения (зацепинг, паркур и проч.), не определены в своих досуговых предпочтениях – то есть, даже записываясь периодически в какие-либо секции, кружки, не задерживаются в них надолго. Большая помощь школьникам в их досуговом самоопределении может быть оказана со стороны классных руководителей, которые не только формально фиксируют занятость учеников в систем дополнительного образования, но и интересуются их достижениями. Понятно, что чем более скудные средовые досуговые условия населенного пункта (отсутствие культурных, спортивных учреждений), тем большее значение в культурно-досуговой работе с детьми и молодежью приобретет школа.

Правовое воспитание ориентировано на воспитательную деятельность школы, семьи, правоохранительных органов, направленную на формирование правового сознания и навыков, и привычек правомерного поведения школьников. В постсоветский период оно осложнено в связи с либеральными тенденциями в обществе. В связи с этим необходимо проведение в школах правового классного часа, во время которого. В соответствии с возрастом, обучающимся будут рассказывать, прежде всего, об их обязанностях, о важности соблюдения законов страны, приводить примеры последствий несоблюдения правопорядка. В воспитательной системе формирования смысложизненных ориентаций личности (И.В. Ульянова) подчеркивается важность реализации правового воспитательного направления в особых условиях: когда на том или ином мероприятии присутствуют школьники вместе со своими родителями.

На уроках русского языка, иностранных языков культура национального общения может воспитываться посредством введения в уроки учебно-игровых ситуаций, когда реализуется не только главный тематический контекст, но и включаются элементы родных языков обучающихся.

Трудовое воспитание ориентировано на организацию и стимулирование трудовой деятельности школьников, формирование у них трудовых умений и навыков. В современной российской школе его осуществлять сложно в связи с противоречиями в законодательстве и неоднозначным пониманием родителей роли труда в воспитании ребенка. В связи с этим педагогам важно убеждать школьников и их родителей в значимости всех видов труда, ценности трудовой деятельности, обсуждать вопросы пренебрежения к труду, риски такой жизненной позиции, направлять детское сознание на идеи самообслуживания, общественной помощи, добросовестности, дисциплинированность, выбора профессии, саморазвития в ней и проч.

В процессе учебной деятельности школьников педагогам важно подчеркивать значение интеллектуального труда, когда человеку необходимо проявлять усердие, настойчивость. Столь же важна в данном процессе и честность, моральная позиция личности. Например, сегодня в Интернет-пространстве за определенную плату предлагается множество копий, творческих работ, которые школьники могут купить, не прилагая собственные усилия при выполнении того или учебного задания. Таким образом, выявляется необходимость профилактической, разъяснительной работы педагогического коллектива с учениками, их семьями, в рамках которой обсуждаются вопросы личной ответственности человека за свой труд, важности подлинных, качественных знаний.

Важной проблемой воспитания детей, молодежи также является их приобщение к здоровому образу жизни. Материалы исследований, практика работы с молодежью показывают, что подрастающее поколение имеет слабые знания о своем организме, о здоровом образе жизни, у него очень часто не формируется установка на сбережение и укрепление своего здоровья. В данном случае школам недостаточно ориентироваться исключительно на культивирование уроков физкультуры, необходимо в контексте проведения всех уроков и внеучебных мероприятий подчеркивать ценность жизни, связь образ жизни человека, направленный на сохранение здоровья, профилактику болезней и укрепление человеческого организма в целом, а в целом – содействовать формированию общей культуры школьника.

Список литературы:

Воспитание и глобализация : проблемы социологии воспитания : [монография] / Вал. А. Луков; Московский гуманитарный ун-т, Ин-т гуманитарных исслед., Международная акад. наук. - Москва: Флинта: Наука, 2007 (Великие Луки: Великолукская городская типография). - 141 с.

Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. – М.: Голос, 2001. 696 с.

Мудрик А.В. Социализация человек. М.: Академия, 2004. — 304 с.

Педагогические кадры - основа инновационного развития образования: монография (Под ред. Л. М. Растовой). Барнаул: БГПУ, 2006. 250 с.

Социология воспитания: учеб. пособие/Л. Л. Рыбцова, А. В. Меренков, Т. И. Гречухина, А. В. Усачева, И. Ю. Вороткова ; под общ. ред. Л. Л. Рыбцовой; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2013 — 176 с.

Ульянова И.В. Современная педагогика: воспитательная система формирования гуманистических смысложизненных ориентаций школьников: монография. – М.: РосНОУ, 2015. – 416 с.

Читайте также: