Информационная компетентность как средство развития учительского потенциала доклад

Обновлено: 17.05.2024

органически св язана с процесс ом модер низации об разования.

Информационн ая компете нтность педа гога –это компоне нт его общей

педагогической культу ры, показатель е го професси онального мастерства.

Информатиза ция - процесс перест ройки общества на ос нове актив ного и

полного исп ользования д остоверного, исчерпываю щего и своевр еменног о

знания во всех общественноз начимых в идах чел овеческой деятельности,

требую щих формирования инфраструктуры средств накопл ения, хранен ия,

обработки и передачи и нформации как важнейшег о показат еля у ровня

научно - техническ ого развити я любой ст раны. При этом информ ация

становится важ нейшим стратег ическим ресу рсом общества и зан имает

ключевое место в э кономике, образ овании и ку льту ре. Альтернативы

Выделяют пять основных на правлений радикаль ных изменений в системе

1) Развитие неф ормаль ного образов ания, обу словленное во здействием

2) Усиление индивиду ализированного характ ера образова ния, который

позволяет прин имать во в нимание возм ожности и п отребности ка ждого

3) Утверждение с амооб разования, сам ообучения в качестве ведущей форм ы

5) Формирова ние системы непрерывн ого образова ния, т.е. о бразования в

Электронные ресу рсы, опу бликованны е в компьютерной сети И нтернет,

се годня исполь зую тся практически в о всех сферах деят ельности человека , в

том числе и в о бразовании. Ни для к ого не сек рет, что ис пользовани е сети

Интернет возм ожно при о бучении шк ольников, при организации внеу рочной

и научно - исслед овательской ра боты, в ходе планирова ния и у правления

работой у чреждения образ ования. Не с лучайно с ка ждым год ом вс е большее

число педагог ов и обучаемых осва ивают тел екоммуникац ионные сист емы,

Интернет - ресу рсы образователь ного наз начения – это мате риализованн ые в

- информацио нные про дукты тру да специалист ов, занимающихся

- компьютерны е обучающие пр ограммы, включающие в се бя эл ектронные

учебники, тре нажеры, лаб ораторные пр актикумы, тест овые системы;

- обучающие систем ы на базе му льтимедиа те хнологий, п остроенные с

использованием пе рсональных к омпьютеров, видеотехник и, накоп ителей на

Также к инфо рмационным ресу рсам И нтернет образоват ельного н азначения

- личные Web - стра ницы, отр ажающие опыт педагог ическо й деятельности

- сайты и презе нтации, от ражающие раз личные аспект ы педагогичес кой

Современность о дарила всех у чителе й возможностью ис пользовать

компьютер пр и подготов ке к занятиям, хранить на нём в сю рабочу ю

документацию , делиться св оими наработкам и с коллегам и, выбирать г отовые

материалы, размещ ённые в сети интер нет. Успешно сть современ ного

учителя во многом определяется тем, умеет ли о н использо вать в своём

арсенале ком пьютер — как мощн ый и совер шенный инст румент

Использование И КТ в у чебном процессе - один из способов повыше ния

мотивации обу чения. ИКТ способству ют развитию тво рческой личност и не

только обу чающегося, но и учителя. И КТ помогают р еализовать главные

человеческие пот ребност и - общение, образова ние, саморе ализац ию.

Внедрение ИКТ в образователь ный п роцесс призвано п овысить

эффективность пр оведения у роков, осво бодить у чителя от ру тинной работы,

усилить привлек ательность п одачи мат ериала, осу ществить

дифференциа цию вид ов заданий, а та кже раз нообразить ф ормы обрат ной

Варианты пр именения ИКТ в образоват ельном процессе :

5.Урок с использ ование м интерактив ного комплек са

Интернет - технол огии – это автоматиз ированная сре да полу чения, обработк и,

хранения, пере дачи и ис пользован ия знаний в виде информации, реал изуемая

Применитель но к об учению можно в ыдел ить следу ющие:

- компьютерны е обучающие пр ограммы (электронные у чебники, т ренажеры,

- обучающие систем ы на базе му льтимедиа те хнологий, п остроенные с

использованием пе рсональны х компью теров, видеоте хники, накопителей на

- интеллектуаль ные и обу чающие экспе ртные систем ы, исполь зуемые в

- средства телекомм у никации, включающие в се бя электрон ную почту,

телеконференц ии, локальн ые и реги ональные сети связ и, се ти обмена

- электронные библиотеки, распределе нные и це нтрализова нные

- работать с элект ронной почтой, телеконфе ренциями, сетевыми

- отбирать и об рабатывать ин формаци ю, полу ченную по сети;

- готовить инф ормацию к п ередаче по с ети с исполь зованием текстов ого

редактора, гра фического ре дактора и необходим ых утилит ( архивато ров,

- организовать, разработать и п ровести сетево й учебный процесс,

Обязательно ну жно у читывать здоровьесберегающ ие у словия обучения

учащихся и ра ционал ьно использовать к омпьютерные техно логии в

комплексе с тра диционным и методами обучения. Информа ционные

технологии долж ны не заменить изве ст ные педаг огические техноло гии, а

помочь быть более резуль тативными, инф ормационные те хнологии д олжны

быть эффект ивным пом ощником пе дагога, позволяющим п овысить качеств о

обучения и эффект ивность к онтроля. Использова ние инф ормационных и

телекомму никационных те хнологий п озволяет повысить ка чество у чебного

Использование информационных технологий в обучении позволяют по-новому решить многие педагогические задачи. В настоящее время разработано много обучающих программ, позволяющих изучать и повторять материал по теме в темпе, который каждый ученик сам подбирает в соответствии с индивидуальными особенностями. Другие программы позволяют "увидеть" тот материал, который трудно представить учащимся.

Преимущества компьютера как средства поддержки учебного процесса достаточно широки (наглядность, быстрота доступа к большим объемам информации др.). Однако создание полноценных программ, использующих средства мультимедиа, требует достаточно высокого уровня знаний и опыта, поэтому под силу лишь подготовленному программисту. Большинство же учителей такими знаниями не обладает.

ВложениеРазмер
informatsionnaya_kompetentnost_kak_sredstvo_razvitiya_uchitelskogo_potentsiala.docx 27.41 КБ

Предварительный просмотр:

Использование информационных технологий в обучении позволяют по-новому решить многие педагогические задачи. В настоящее время разработано много обучающих программ, позволяющих изучать и повторять материал по теме в темпе, который каждый ученик сам подбирает в соответствии с индивидуальными особенностями. Другие программы позволяют "увидеть" тот материал, который трудно представить учащимся.

Преимущества компьютера как средства поддержки учебного процесса достаточно широки (наглядность, быстрота доступа к большим объемам информации др.). Однако создание полноценных программ, использующих средства мультимедиа, требует достаточно высокого уровня знаний и опыта, поэтому под силу лишь подготовленному программисту. Большинство же учителей такими знаниями не обладает.

Один из путей решения данной проблемы - предоставить учителям возможность самостоятельно разрабатывать необходимые им мультимедийные программные средства учебного назначения, обладая при этом лишь основными навыками пользователя ПК.

Важным направлением использования компьютеров в образовании является применение сетевых технологий, создание единой информационной образовательной среды с подключением к глобальной сети Интернет. Это позволяет удовлетворить образовательные потребности, обеспечить доступ к информационным ресурсам, формирует информационную культуру, способствует переходу учебного процесса на качественно более высокий уровень, повышает эффективность самостоятельной работы учащихся. В результате открываются большие возможности для внедрения передовых технологий и в первую очередь мультимедия – технологий, позволяющих создать на уроке эффект виртуальной реальности.

Цель педсовета: непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства преподавателей, их эрудиции и информационной компетентности в области определенный науки и методики ее преподавания.

Повышение уровня профессиональной компетентности преподавательского коллектива – основа результативности учебно-воспитательного процесса в контексте современных требований к педагогу в условиях перехода на ФГОС

Федеральный государственный образовательный стандарт Основного общего образования и начального общего образования.

П.26 стандарта: Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образования должны обеспечивается современной информационно-образовательной средой.

Основным инструментом учителя, использующего ИКТ, является персональный компьютер, соединенный по локальной или глобальной сети с другими ПК, к которому подключены различные периферийные устройства: принтер, сканер, микрофон, колонки, цифровая фото и видеокамера, проектор и т.д. Результативное использование этих сложнейших электронных устройств требует не только понимания современных методов обработки информации, принципов функционирования ЭВМ и периферийных устройств, но и осознания возможностей и овладения методикой использования информационных технологий в образовании.

Традиционная методика использования ИКТ предполагает, что учитель формулирует учебную задачу, которая может состоять в изучении того или иного вопроса, решении некоторой проблемы, написании компьютерной программы. Учащийся, используя ПК с соответствующим программным обеспечением, решает поставленную задачу. В ряде случаев компьютер оценивает работу учащихся.

Внедрение ПК в учебный процесс привело к изменению роли учителя. Возможность использования электронных источников информации превращает его в наставника, который не столько сообщает новую информацию, сколько управляет развитием учащегося, сотрудничает с ним при решении учебных задач. На уроках физики также дают возможность повысить эффективность урока, работать с обучающими дистанционно, оказывать консультации родителям и ученикам, оперативно доводить информацию до родителей обучающихся, создавать архив методических материалов с обеспечением общего доступа к ним, размещать информацию различного уровня на веб- ресурсах , создавать электронные словари и др. Процесс обучения необходимо рассматривать как активное вовлечение учащихся в конструирование собственных знаний. Активная самостоятельная продуктивная работа школьников должна стать приоритетной в образовательном процессе. Это способствует гармоническому формированию творческой и деятельной личности обучаемого.

Педагоги и учащиеся должны активно экспериментировать, открывать, создавать.

  • Корпоративная компетенция (умение работать в команде, готовность к сотрудничеству)
  • Информационная компетенция (готовность к работе с информацией).
  • Проблемная компетенция (умение самостоятельно выявлять проблему и находить пути решения).
  • Коммуникативная компетенция (готовность к общению).
  • Исследовательская компетенция.
  • Речевая компетенция (умение грамотно излагать свои мысли, приводить аргументы…)

Информационная компетентность учителя формируется на этапах изучения компьютера, применения информационных технологий в качестве средства обучения в процессе профессиональной деятельности и рассматривается как одна из граней профессиональной зрелости. Анализ педагогической деятельности учителя позволяет выделить следующие уровни формирования информационной компетентности:

  • уровень потребителя информации;
  • уровень пользователя компьютером;
  • уровень логического функционирования и знания характеристик оборудования;

Основными элементами процесса формирования Информационных Коммуникаций являются:

- умение применять информационные технологии для демонстрации печатных и графических документов;

- умение использовать информационные технологии для демонстрации аудио- и видеоматериалов на уроке;

- умение создавать презентации;

- умение систематизировать и обрабатывать данные с помощью таблиц, технологических карт;

- умение строить сравнительные таблицы и выявлять закономерности с помощью компьютера;

- умение применять информационные технологии для моделирования процессов и объектов, выполнения чертежей и эскизов;

- умение использовать компьютерное тестирование;

- умение использовать сеть Интернет для решения педагогических вопросов, сбора информации, участия в телеконференциях, доступа к научным, педагогическим, методическим данным.

Информационная компетентность учителя предполагает широкое использование компьютерной техники, электронных вариантов учебных материалов, обучающих программ, педагогических технологий творческого характера. Учитель должен обладать необходимой подготовкой для корректной дифференциации возможностей учащихся в учебной группе в зависимости от индивидуальных особенностей, мотивации, возрастных и психологических особенностей.

Успех внедрения любой инновации в образовательный процесс зависит от уровня профессиональной подготовки педагогов.

Компетентностный подход – подход, который акцентирует внимание на результат образования, в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в разных ситуациях. Цель компетентностного подхода – обеспечение качества образования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информационная компетентность педагога - это компонент его общей педагогической культуры, показатель его профессионального мастерства.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №19

Курского муниципального района Ставропольского края

Информационная компетентность

как средство развития учительского потенциала

Никогосян Валентины Семеновны

учителя математики первой квалификационной категории

на педагогическом совете МКОУ ООШ №19

Современные условия жизни общества требуют принципиально новых подходов к системе образования. Информатизация образования является одним из приоритетных направлений развития социальной сферы и органически связана с процессом модернизации образования.

Основные составляющие компетентности педагогических работников:

1. Профессиональная компетентность.

2. Коммуникативная компетентность.

3. Правовая компетентность.

4. Информационная компетентность.

Информационная компетентность педагога выражается в наличии комплекса знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой.

Информационная компетентность педагога – это компонент его общей педагогической культуры, показатель его профессионального мастерства.

Информационная компетентность современного учителя - это знание новых информационных технологий и умение ими пользоваться.

В условиях разнообразия информационных ресурсов образования, необходимым компонентом качественного преподавания становится наличие информационных компетенций, как одного из главных условий успешности координации деятельности учителя в информационной среде школы.

Информационная компетентность учителя формируется на этапах изучения компьютера, применения информационных технологий в качестве средства обучения в процессе профессиональной деятельности и рассматривается как одна из граней профессиональной зрелости.

Анализ педагогической деятельности учителя позволяет выделить следующие уровни формирования информационной компетентности:

уровень потребителя информации;

уровень пользователя компьютером;

уровень логического функционирования и знания характеристик оборудования;

уровень предметно-специфических задач на основе творческого, межпредметного подхода.

Основными элементами процесса формирования Информационных Коммуникаций являются:

-умение применять информационные технологии для демонстрации печатных и графических документов;

-умение использовать информационные технологии для демонстрации аудио- и видеоматериалов на уроке;

- умение создавать презентации;

- умение систематизировать и обрабатывать данные с помощью таблиц, технологических карт;

-умение строить сравнительные таблицы и выявлять закономерности с помощью компьютера;

-умение применять информационные технологии для моделирования процессов и объектов, выполнения чертежей и эскизов;

- умение использовать компьютерное тестирование;

- умение использовать сеть Интернет для решения педагогических вопросов, сбора информации, участия в телеконференциях, доступа к научным, педагогическим, методическим данным.

Электронные ресурсы, опубликованные в компьютерной сети Интернет, сегодня используются практически во всех сферах деятельности человека, в том числе и в образовании. Ни для кого не секрет, что использование сети Интернет возможно при обучении школьников, при организации внеурочной и научно-исследовательской работы, в ходе планирования и управления работой учреждения образования. Не случайно с каждым годом все большее число педагогов и обучаемых осваивают телекоммуникационные системы, начинают использовать их в своей деятельности.

Успешность современного учителя во многом определяется тем, умеет ли он использовать в своём арсенале компьютер — как мощный и совершенный инструмент современности.

В функции учителя компьютер представляет:

1.Источник учебной информации

3.Индивидуальное информационное пространство

5.Средство диагностики и контроля

Использование ИКТ в учебном процессе - один из способов повышения мотивации обучения. ИКТ способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя. ИКТ помогают реализовать главные человеческие потребности - общение, образование, самореализацию. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, освободить учителя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи.

Варианты применения ИКТ в образовательном процессе:

1.Урок с мультимедийной поддержкой

5.Урок с использованием интерактивного комплекса

Интернет-технологии – это автоматизированная среда получения, обработки, хранения, передачи и использования знаний в виде информации, реализуемая в сети Интернет.

Применительно к обучению можно выделить следующие:

- компьютерные обучающие программы (электронные учебники, тренажеры, лабораторные практикумы, тестовые системы);

- обучающие системы на базе мультимедиа технологий, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках;

- интеллектуальные и обучающие экспертные системы, используемые в различных предметных областях;

- средства телекоммуникации, включающие в себя электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными и т.д.;

- электронные библиотеки, распределенные и централизованные издательские системы.

В своей работе использую компьютер и ИКТ при подготовке к занятиям,

для работы с текстами, использую пакет основных прикладных программ MicrosoftOffice: MicrosoftWord позволяет создавать и редактировать тексты с графическим оформлением; MicrosoftPowerPoint позволяет создавать слайды-презентации для более красочной демонстрации материала; MicrosoftExcel - выполнять вычисления, анализировать и визуализировать данные и работать со списками в таблицах и на веб-страницах; MicrosoftOfficePublisher позволяет создавать и изменять буклеты, брошюры и т.д.

для автоматического перевода текстов с помощью программ-переводчиков (PROMTXT) и электронных словарей (AbbyLingvo7.0);

для хранения и накопления информации (CD-, DVD-диски, Flash-диски);

для общения (Internet, электронная почта, ICQ, Skype, MailAgent и т.д.);

для обработки и воспроизведения графики и звука (проигрыватели MicrosoftMediaPlayer, WinAmp, WinDVD программы для просмотра изображений ACDSee, PhotoShop, CorelDraw, программы для создания схем, чертежей и графиков Visio) и др.

выбираю готовые материалы (презентации), размещённые в сети интернет,

создаю новые используя информацию полученную из сети интернет.

Использую возможности сети Интернет как тестирование и при подготовке к ОГЭ по математике ( Решу огэ, Сдам ГИА), где учащиеся могут проверить свои знания.

Онлайн олимпиады школьников

общение с родителями, учениками и коллегами через социальные сети и использование мобильных приложений.

коллекции электронных образовательных ресурсов:

Современному учителю необходимо уметь:

- работать с электронной почтой, телеконференциями, сетевыми информационными службами;

- отбирать и обрабатывать информацию, полученную по сети;

- проводить поиск информации по сети;

- готовить информацию к передаче по сети с использованием текстового редактора, графического редактора и необходимых утилит (архиваторов, кодировщиков и т.д.);

- организовать, разработать и провести сетевой учебный процесс, тематическую телеконференцию.

можно выделить ряд рекомендаций для преподавателей, использующих информационно-коммуникационные технологии на уроках:

Учитель и учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий.

Учителю следует четко представлять, какие формы ИКТ следует использовать на данном этапе урока, и оправдано ли это использование.

Необходимо заранее подбирать материал к уроку с использованием ИКТ, руководствуясь определенными критериями, адаптировать отобранный цифровой материал в соответствии с задачами и условиями обучения.

Учителю следует планировать и организовывать самостоятельную работу учащихся по предмету с привлечением ИКТ.

Обязательно нужно учитывать здоровьесберегающие условия обучения учащихся и рационально использовать компьютерные технологии в комплексе с традиционными методами обучения.

Информационные технологии должны не заменить известные педагогические технологии, а помочь быть более результативными, информационные технологии должны быть эффективным помощником педагога, позволяющим повысить качество обучения и эффективность контроля. Использование информационных и телекоммуникационных технологий позволяет повысить качество учебного процесса, но требует кропотливой совместной деятельности учителя, родителей и, конечно, учеников.

Информационная компетентность учителя предполагает широкое использование компьютерной техники, электронных вариантов учебных материалов, обучающих программ, педагогических технологий творческого характера. Учитель должен обладать необходимой подготовкой для корректной дифференциации возможностей учащихся в учебной группе в зависимости от индивидуальных особенностей, мотивации, возрастных и психологических особенностей.

Коллекции электронных образовательных ресурсов:

10. Сайты в помощь учителю (содержат базу тестов) [Электронный ресурс]. Режим до-

13. Сайт элементарной математики Дмитрия Гущина [Электронный ресурс]. Режим до-


Основные составляющие компетентности педагогических работников:

1. Профессиональная компетентность.

2. Коммуникативная компетентность.

3. Правовая компетентность.

4. Информационная компетентность.

Информационная компетентность педагога выражается в наличии комплекса знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой.

В условиях разнообразия информационных ресурсов образования, необходимым компонентом качественного преподавания становится

наличие информационных компетенций, как одного из главных условий успешности координации деятельности учителя в информационной среде школы.

Задачи, связанные с проблемой формирования информационной компетентности учителя, могут быть разделены на три группы:

- выражающие интересы общества;

-отражающие функции и содержание профессионально-педагогической деятельности учителя;

- выражающие индивидуальные профессиональные потребности и интересы учителя.

Формирование информационной компетентности учителя предполагает:

- области информатики и информационно-коммуникационных технологий;

- развитие коммуникативных способностей учителя;

умение ориентироваться в информационном пространстве,

- осуществлять рефлексию своей деятельности и ее результатов.

В соответствие с современными требованиями, предъявляемыми к образовательному учреждению в настоящее время:

все здания школ объединены в единую локальную сеть

рабочие места учителей оборудованы компьютером с выходом в интернет

в школах имеются стационарные и мобильные компьютерные классы;

школьные библиотеки оборудованы компьютерами

классные комнаты оборудованы мультимедийными установками и интерактивными досками

организован доступ в интернет и в виртуальные музеи

ведется электронный журнал

обеспечен доступ родителям к электронному дневнику через портал городских услуг

в начальной школе используются учебно-методические порталы

олимпиады для школьников Онлайн.

бесплатные школьные порталы.

общение с родителями, учениками и коллегами через социальные сети и использование мобильных приложений.

коллекции электронных образовательных ресурсов:

Информационная компетентность педагога - это:

один из основных показателей профессионализма;

ключевая компетентность для решения современных задач образования;

Информационная компетентность современного учителя - это знание новых информационных технологий и умение ими пользоваться.


-80%

Читайте также: