Агрессия окружающих как ей противостоять доклад

Обновлено: 30.06.2024

Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агрессивного поведения детей. Хотя явления детской агрессивности и не имеют массового характера, но мириться с ними наше общество не может.

Современный мир очень активен, быстро меняются жизненные ценности, нравственные нормы. Все чаще встречаются школьники с повышенной тревожностью, раздражительностью, агрессивностью. В этой связи актуальным становится вопрос предупреждения агрессивного поведения, разрешения конфликтной ситуации, воспитания личности, способной уважительно относится к окружающим.

ВложениеРазмер
koflikt_na_sayt.docx 42.7 КБ

Предварительный просмотр:

КРУГЛЫЙ СТОЛ ПО ТЕМЕ:

Желание командовать в посторонней для себя области есть тирания.

Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агрессивного поведения детей. Хотя явления детской агрессивности и не имеют массового характера, но мириться с ними наше общество не может.

Современный мир очень активен, быстро меняются жизненные ценности, нравственные нормы. Все чаще встречаются школьники с повышенной тревожностью, раздражительностью, агрессивностью. В этой связи актуальным становится вопрос предупреждения агрессивного поведения , разрешения конфликтной ситуации, воспитания личности, способной уважительно относится к окружающим.

предупреждение и преодоление агрессивного, конфликтного поведения подростков

  • воспитание чувства уважения друг к другу;
  • улучшение взаимоотношений в классе;
  • познакомить воспитанников с видами конфликтов и причинами их возникновения;
  • формирование умения решать конфликтные ситуации;
  • профилактика агрессивного поведения воспитанников.
  • учить выделять главное, существенное.
  • развивать словесно-логическую память.
  • формировать коммуникативную функцию речи (как средство общения).
  • снижение агрессивности через развитие у подростков конструктивных способов разрешения различных жизненных ситуаций;
  • развитие сотрудничества, взаимопомощи и групповой сплоченности, востребованности себя как личности в социуме

Выяснить причины агрессивного поведения современных подростков, помочь им разобраться в своих проблемах и научить преодолевать ситуативные трудности позитивными способами поведения задача и учителей, и воспитателей, и всех значимых для подростка взрослых

Сегодня мы поговорим об агрессии и жестокости подростков, попробуем разобраться в этой серьезной проблеме, определим причины и последствия агрессивного поведения подростков друг к другу, а точнее о конфликтах. Я прошу всех высказывать свою точку зрения, вступать в дискуссию, доказывать свое мнение.

Что же такое агрессия?

Агрессия – это поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда другим людям.

(Видео из интернета, в котором группа девушек избивает одноклассницу)

Подростковая жестокость, её формы, причины, последствия, ответственность.

Что же с нами происходит? Почему воспитатели и учителя боятся за здоровье и жизнь своих воспитанников? Почему жестокость становится нормой в наше время?

Подростковая жестокость проявляется не только в физическом насилии над сверстниками, но и в моральном.

Подростковая жестокость во всем мире приобретает ужасающие формы и масштабы: школьники расстреливают одноклассников; избивают сверстников. Практически в каждом коллективе есть отверженные дети, и отношение к ним бывает абсолютно разным: от игнорирования до унижений и издевательств, которые порой приводят ребят к суициду. Устраивая “травлю” такого ребенка, подростки не задумываются, к чему это может привести. И все, кто дружит с изгоем, автоматически теряют авторитет в классе. Улучшить отношение можно, давая списывать, но это до первого отказа, а потом ты снова становишься отверженным.

Жертвой станет тот, кто слабее.

Агрессия - это то, что многим отравляет жизнь. И даже когда с вами просто мало общаются в классе, это кажется ничем по сравнению с постоянными издевками и оскорблениями. Одни отделываются словесной атакой, на других направлена более тяжелая артиллерия: плевки, удары, пачканье одежды мелом, подножки.

Каковы же причины агрессии и жестокости в школьном коллективе? (работа в группах)

Отсутствие сплоченности в семье, отсутствие близости между ребенком и родителями

Трудности в учебе, недостатки воспитания, негативный характер взаимоотношений между одноклассниками, недовольство собой, желание самоутвердиться, повышенная раздражительность.

Плохое самочувствие, переутомление, влияние продуктов питания, влияние среды.

а) А теперь предлагаю проголосовать.

Прошу выбрать ту причину, которую вы считаете наиболее важной.

Агрессия подростков – это:

  • способ обратить на себя внимание.
  • последствия неправильного воспитания.
  • виновата школа и общество.

Каждый из вас часто видит последствия своей агрессии, но не всегда понимает, т.е. не может объяснить причины, ее вызвавшие. Наши истинные мотивы или намерения часто скрываются от нас. Когда вы найдете причину вашей агрессии, определите цель, которой она служит, вы, наконец, научитесь понимать ее природу. Сейчас мы попытаемся разобраться в этой проблеме.

Разбейтесь на пары и сядьте друг напротив друга.

Попытайтесь мысленно вернуться к галерее “негативных” образов. Вы можете обращаться к любому персонажу. Определите, что не нравится в этом человеке, и проговорите вслух вашему партнеру напротив, будто он и есть тот самый человек.

Итак, перед вами человек, который вас раздражает, на которого вы злы и обижены. Начинайте фразу со слов “В этом человеке мне не нравится …” и заканчивайте, на свое усмотрение, словами “и потому я злюсь на него”, “и потому мне хочется обругать его”, “и потому мне хочется ударить его” и т. д. После того, как произнесете фразу, передайте слово партнеру, затем он вам, и так произносим фразы поочередно.

После завершения упражнения обсуждаются трудности в его выполнении: свои чувства, легко ли было найти то, что вызывает гнев и агрессию. Затем группа делится чувствами, возникшими в процессе упражнения.

Подросткам предлагается по кругу продолжить неоконченные предложения

- Я терпеть не могу, когда…

- Я агрессивный в школе, когда…

- успокоиться мне помогает…

Подростковая жестокость захлестывает Россию. Вот некоторые факты, подтверждающие это:

Трагедией закончилась во вторник драка двух учащихся в школе на западе Москвы. Восьмиклассник Даниил скончался от черепно-мозговой травмы.

Конфликт -это столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающих различные, а нередко и противоположные цели, интересы и взгляды. Для возникновения конфликта необходима конфликтная ситуация.

Конфликтная ситуация - это ситуация скрытого или явного противоборства сторон. Это могут быть различные цели, интересы и желания, либо различные способы их достижения. Но далеко не каждая ситуация ведет к конфликту. Должен быть инцидент.

Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала непосредственного столкновения сторон

Конфликт возникает как результат несовместимости представлений о ситуации, о поступке, о способах действия. Конфликт прекращается, если стороны удовлетворены выигрышем (или проигрышем) или признают, что продолжение столкновения бессмысленно.

Конфликты в классе – это конфликты между учениками. Нередко они возникают из-за стремления учащихся к лидерству. Путь к лидерству связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости и безжалостности. Детская жестокость – явление общеизвестное. Ребенок подвержен соблазну стадности, что порождает немотивированную жестокость, травлю себе подобных.

Положительное влияние на разрешение конфликта оказывает вовлечение конфликтующих в совместную деятельность, участие в разрешении конфликта других учеников, особенно лидеров класса.

Ситуация в классе:

Спустя время вы все проанализировали эту ситуацию. Предлагаю высказать ваше отношение к ней.

В чём вред конфликтов между подростком и группой?

  • Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека.
  • Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, всё валится из рук.
  • В-третьих, страдает физическое здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты.

К каким последствиям может привести такой конфликт?

Унижение, напряжение, озлобленность, разочарование, невозможность достичь цели, тревога, беспомощность, ответная агрессия, суициды, уголовная ответственность

  1. Формула успешного решения школьных конфликтов
  1. Доброжелательность.
  2. Установить причину конфликта, стараясь услышать друг друга, и правильно понять друг друга.
  3. Тактичность.
  4. Разговор по существу.
  5. Поиск компромисса
  6. Способность признать свою ошибку
  7. Соблюдение чужого персонального пространства
  8. Правильный выбор роли
  9. Умение слушать и слышать друг друга
  10. Справедливость

10. Результаты социологического опроса в классе.

Проблема подростковой жестокости в Крыму так же актуальна, как и во всем мире. Давайте посмотрим отношение к этому вопросу учеников нашего класса.

Итак, мы видим, что у нас эта проблема остра, и необходимо находить пути решения выхода и предупреждать создание конфликтов.

11. Рекомендации для профилактики конфликтов.

Как преодолеть конфликты?

Как не стать жертвой конфликта?

Как не подвергнуть окружающих собственной агрессии и жестокости? Почему нельзя проявлять жестокость по отношению к другим?

В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Что бы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти.

Толерантность – это готовность признавать, принимать поведение и взгляды других людей, которые отличаются от собственных.

  • Если вы агрессивный человек и не умеете собой управлять: научитесь контролировать себя и свои эмоции.
  • Организовать себе регулярные физические нагрузки. Обеспечьте своему организму достойный отдых.
  • Практиковать спокойное присутствие.
  • Формировать позитивное мировоззрение.
  • какие чувства вы испытали в работе с таким необычным материалом?
  • что было самым сложным в групповой работе?
  • какие новые качества личности вы открыли у себя на сегодняшнем занятии?

Жизнь не прожить без конфликтов, но разумный, культурный человек всегда сможет эффективно уладить споры и разногласия, гибко используя различные стратегии: в одних случаях жестко настоит на своем, в других – уступит, в третьих – найдет компромисс. А чтобы не ошибиться в выборе стратегии поведения, нужен жизненный опыт, мудрость и знания. Надеюсь, этих знаний вы получили в ходе сегодняшнего часа общения.

  • Разберитесь в истинных причинах и сосредоточьте внимание на проблеме и на том, как ее разрешить.
  • В прощении ваше освобождение от того негатива, который накопился в результате конфликта.
  • Дайте возможность партнеру высказаться, внимательно его выслушайте.
  • Признавайте свои ошибки до того, как собеседник начнет вас критиковать.
  • Не спешите реагировать на чужое раздражение.
  • Идите на все возможные компромиссы.
  • Не критикуйте личность партнера. Никогда не наносите эмоциональный ущерб личности
  • Не избегайте конфликтов (они неизбежны!), а старайтесь их разрешить или избежать отрицательных последствий.
  • Помните, что безвыходных ситуаций не бывает.

Каждый человек в своей жизни обязательно должен задать себе такие вопросы:

Главное, запомните – агрессия – это разрушающее чувство, которое делает хуже только вам.

Будьте добрее и ваша жизнь станет счастливее.

Спасибо вам всем за сотрудничество!

Удачи и успехов в преодолении агрессии!

1.Стремитесь ли вы подчинить своей воле других?

А -нет; Б -когда как; В -да.

  1. Есть ли в нашем коллективе люди, которые побаиваются, а возможно и ненавидят вас?

А -да; Б -ответить затрудняюсь; В -нет.

А- пацифист; Б- принципиальный; В -предприимчивый.

  1. Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями?

А -часто; Б -периодически; В -редко.

  1. Чтобы вы сделали. если бы возглавили новый коллектив?

А -предложил коллектив свою программу на год; Б -изучил бы, кто есть кто; В - чаще советовался бы с людьми.

  1. В случае неудач, какое состояние для вас наиболее?

А -пессимизм; Б -плохое настроение; В -обида на себя.

  1. Характерно ли для вас стремление отстаивать и соблюдать традиции вашего коллектива?

А -да; Б -возможно; В -нет.

  1. Относите ли вы себя к людям, которым лучше в глаза сказать горькую правду, чем промолчать?

А -да; Б -возможно; В -нет.

  1. Из трех личностных качеств, с которыми вы боритесь?

А -раздражительность; Б -обидчивость; В -нетерпимость критики других.

А -независимый; Б -лидер; В -генератор идей.

А -непредсказуемым; Б -оптимистом; В -настойчивым.

А -недооценивать свои способности; Б -оценивать их объективно; В - переоценивать свои способности.

А -излишняя инициатива; Б -излишняя критичность; В -излишняя прямолинейность.


Чужая агрессия по отношению ко мне проявлялась в двух видах:

Я задавала себе массу вопросов:

Какой должна быть моя внутренняя позиция, чтобы даже самым отъявленным хамам не приходило в голову цеплять меня?


Чем люди, которые редко сталкиваются с агрессией окружающих, отличаются от людей, которые постоянно страдают от ее проявлений?

Люди — жертвы

Изучая вопрос, я поняла, что чаще всего от чужой агрессии страдают люди, которые сами имеют внутри много агрессии, но запрещают себе ее проявлять. Они неосознанно притягивают то, что есть в них самих, но в чем они боятся себе признаться.

Дети алкоголиков, которые под страхом физической расправы боятся разозлить отца. Дети, выросшие в семье, где все проблемы решались с помощью криков, ругани, брани. Даже во взрослом возрасте такие люди испытывают страх, панику, потерянность перед разговорами на повышенных тонах или грубостью. Вплоть до различных фобий.

Можно много примеров привести, но объединяет таких людей одно: все они — жертвы.



Люди — беглецы

Никто никогда не забывает, где он закопал топор войны.


Опишу несколько этапов, которые прошла я сама, пытаясь разобраться в этом вопросе.

1. Сначала я разобралась с собой

2. Я поняла, что чужая агрессия — это не моя проблема

Это проблемы нападающего агрессивного человека.

3. Я училась давать ответ агрессору в приемлемой форме

Не нужно хамить, кричать в ответ, этим ничего не добьешься, только примешь чужие правила игры на чужом поле. Я брала ситуацию в свои руки, и уже сама управляла ситуацией, а не она мной. Кстати, оставить хамство без ответа — это не доблесть, а поражение: вы показываете, что приняли чужие правила игры.


При этом цель ответной агрессии не в том, чтобы получить удовлетворение, выиграть у хама, быть крутым и поставить его на место. Цель в том, чтобы агрессивно настроенные люди не могли помешать вам оставаться внутренне спокойным и знающим, что вы смогли постоять за себя.

Что я для этого делала

1. 1. Училась отстаивать свои границы

Любое государство жестко пресекает попытки нарушения своих границ, как явные, так и неявные. Внутренние границы человека контролируются в автоматическом режиме. Если границу государства все-таки можно нарушить и остаться незамеченным, то при нарушении границ человека наша встроенная система самооценки всегда просигнализирует об этом.

Когда нарушались мои границы, я чувствовала злость, протест, раздражение.

Любой человек, который нарушил ваши границы, должен получить адекватный ответ. Даже самые близкие люди, родители, жены-мужья должны знать, что вы не допустите нарушения своих границ. Это не значит, что вам нужно ругаться и хамить, относиться наплевательски к просьбам и критике родных. Всегда можно подобрать корректные слова, чтобы объяснить — вам не нравится, когда без вашего разрешения вас пытаются сделать удобным для других.

Чего НЕ нужно делать в случае чужой агрессии

1. Хамить, ругаться в ответ. Первое место в состязаниях по хамству — далеко не лучший приз. Да и не экологично это получается.

3. Смолчать и внутренне принять. В этом случае вы позволяете нарушать свои границы всем, кому это придет в голову.

2. Училась и учусь находиться в состоянии баланса


  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Реферат по теме:

Бридигина Надежда Викторовна

1. Особенности детской агрессивности……..………………………..….…4

2. Факторы и причины, способствующие возникновению детской агрессивности ………………………………………………………………. 8

3. Коррекция детской агрессивности……………………………………….10

Агрессия (от лат. a ggressio - нападение) - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности и т. п.).

Агрессивное поведение — одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т. п. состояния.

Никакое другое поведение не раздражает так взрослых и не дезадаптирует детей, как агрессивное. Это одно из немногих состояний, на которое чаще всего встречаются жалобы родителей и педагогов. Агрессивное поведение может проявляться от подозрительности до физических действий. В нашей стране накоплен немалый опыт по коррекции и профилактике девиантного поведения среди детей. Этой проблеме посвящены работы Абрамовой Г. С., Алемаскина М. А., Антонян Ю. М., Белигевой С. А., Бехтерева В. М., Пирожкова В. Ф. и многих других ученых.

Повышения агрессивности у детей являются одной из наиболее острых проблем. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растёт.

Таким образом, цель моей работы: изучение особенностей детской агрессивности и способов ее коррекции.

1. Особенности детской агрессивности

Агрессивный ребенок с оппозиционно-вызывающим поведением. Такой ребенок часто грубит, но не всем, а только родителям, знакомым ему людям, во взаимоотношениях с которыми что-то не так: редкое общение с ребенком; взрослые уже не образец для подражания, как раньше; ребенку скучно, нечем заняться, и он переносит на других собственное настроение и проблемы, перекладывает ответственность за свое поведение.

Агрессивно-бесчувственный ребенок. Есть дети, у которых способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим нарушена. Такой ребенок часто раздражается или, наоборот, равнодушен, толкается, дерется, говорит обидные слова, грубо обращается с животными, и при этом ему трудно понять, что другому, то есть обиженному, плохо или больно.

Таким образом, сравнивая разные типы "проблемных" детей, можно видеть, что они существенно различаются по характеру своего поведения и по степени трудностей, которые они создают для окружающих. Одни из них постоянно дерутся, и приходится все время призывать их к порядку, другие всеми силами стремятся привлечь к себе внимание и выглядеть "хорошими", третьи прячутся от посторонних глаз и избегают всяких контактов.

Если брать за основу движущие силы, мотивацию агрессии, то в одном случае таковой будет демонстрация себя, в другом - достижение своих практических целей, в третьем - подавление и унижение другого, Классификация, строящаяся на этом основании, выглядит следующим образом:

Импульсивно-демонстративный тип. Главная цель - обратить на себя внимание. Такие дети ярко выражают эмоции - кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи, поведение направлено на получение эмоционального отклика от других, добившись внимания, успокаиваются и прекращают вызывающие действия.

Нормативно-инструментальный тип включает детей, для которых использование агрессии в общении со сверстниками норма. Агрессивные действия выступают средством достижения цели. Положительные эмоции они испытывают после достижения результата, а не в момент агрессивных действий.

Целенаправленно-враждебный тип - дети, подростки, для которых нанесение вреда выступает как самоцель. Их агрессивные действия не имеют видимой цели. Они испытывают удовольствие от процесса, отличаются жестокостью и хладнокровием. Обычно выбирается одна постоянная жертва - дети более слабые, не способные ответить тем же. Чувство вины или раскаяния отсутствует. Нормы и правила поведения открыто игнорируются. Отрицательные оценки окружающих не принимаются в расчет. Это крайний вариант, но он существует.

Существуют различия в проявлении агрессивности мальчиков и девочек. Считается, что мальчики более склонны к проявлениям агрессии, однако это не так, просто агрессия у девочек выглядит несколько иначе. Мальчиковая агрессия обычно проявляется более открыто, грубо, она менее управляема. Девочки рано заменяют физическую агрессию вербальной, она рано становится избирательной. Девочки направляют свою агрессию в адрес конкретного человека, причем в психологически уязвимое место. Их агрессивность завуалирована, внешне менее эффектна, зато более эффективна.

Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица.

Косвенная агрессия - действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).

Негативизм - оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

Л.М. Семенюк провела ряд исследований, которые касались выявления уровня взаимозависимости проявления различных форм агрессивного поведения, среди детей младшего школьного возраста и их принадлежностью к тому или иному социальному слою. Полученные в ходе исследования данные представлены автором в виде таблицы.

тиран

Что нужно обидчику?

Агрессор на самом деле всегда чувствует себя неуверенно. Агрессивное поведение помогает ему заткнуть бреши в собственной самооценке и почувствовать себя лучше.
Интенсивность часто зависит от того, насколько человек себя неуверенно чувствует в текущий момент. Чем больше тревоги и неуверенности, тем больше агрессии. Цели у агрессоров не все одинаковы. Разнообразие целей позволило разделить агрессоров на 4 основных типа:

1. Цепляющийся, или претендент сесть на шею.

Ему нужна любовь, возможность возложить ответственность за свою жизнь на другого. Он прилипает к другим и требует заботы о себе. Этот тип больше склонен к скрытой агрессии.

Для такого состояние потери контроля над окружающим миром страшнее всего. По этой причине он пытается влиять на всех, кто его окружает. Именно от него, даже будучи случайным прохожим, вы рискуете услышать, что не так ходите, не там стоите, не то делаете. Свою жизнь такие люди, как правило, плохо контролируют, однако им кажется, что все наладится, если другие будут находиться под их контролем. Его агрессия открыта и навязчива.

Этому надо чувствовать, что он лучше, чем все остальные. Любого в своем окружении ему надо победить или хотя бы сделать что-то, чтобы почувствовать свое превосходство. Ну, хоть с балкона плюнуть на голову.
Он чаще, конечно, действует исподтишка, а то и вовсе прячется под личину великодушия.

4. Вербальные агрессоры

Что делать?

Лучшая стратегия – отдавать ему обратно ответственность за него самого. Нет работы? Вот тебе газетка с адресами – сиди выбирай. Не можешь готовить? Вот тебе поваренная книга. Не хочешь читать книгу и газету? Сиди голодный. Т.к. этому типу ответственность не нужна, то они со временем исчезают. Да, конечно, с позой и плохим мнением, и разочарованием о вас. Да, вы жестокий, черствый и т.п. Есть шанс, что человек изменится, начнет что-то делать, но вы не можете это решить за него. Ему все-таки придется как-то что-то для себя делать, и это уже будет его выбор.

2. Контролирующий агрессор не успокоится до тех пор, пока вы с ним будете продолжать спорить. На каждый ваш аргумент у него есть контраргумент. Достоверность и адекватность контраргументов его не волнуют. Факты его не волнуют тоже. Однако у них есть слабое место – они не любят выглядеть глупо или неадекватно. Да, его могут не волновать факты, но сравнение с другими уже может сбить его с накатанной колеи. Особенно, если упоминать при нем авторитетов, в которых он сам верит. Если, к примеру, контролирующий тип говорит, что вы плохо работаете, можно его отослать к им же написанному списку ваших обязанностей.

Большая часть агрессоров, особенно использующих пассивную или скрытую агрессию, после ваших ответных действий уйдет в защиту. Они будут обосновывать свое поведение (по-другому нельзя, а то…), могут также отрицать, врать, уходить от ответа и т.п.

С теми агрессорами, от которых невозможно убежать, например родные, следует придерживаться другой тактики.

1. Можно признать некоторое рациональное зерно, которое находится в послании, и согласиться с ним (Да, я действительно твой сын/дочь и ты меня родила).

2. Если в какой-то части виноваты вы, хоть в самой минимальной, то извиниться за эту часть (Извини, я действительно не уделяю иногда тебе достаточно времени, и ты хотела бы общаться со мной чаще).

3. Выразить свою позицию (Я не могу игнорировать свою семью, мужа и детей, т.к. считаю, что как жена и мать я должна проводить с ними достаточно времени).

4. Предложить компромисс (Мы можем определить, в какие дни я буду приходить к тебе в гости).

5. И не угрожать, обзываться, не кричать, не пускаться в манипуляции и вообще не вести себя так, как агрессор.

И самое главное: стоит помнить, что агрессор цепляется за вашу слабую часть, за неуверенность или за личностные проблемы. Иногда он нащупывает слабое место, иногда же бьет туда, где у большинства людей это слабое место находится. Так, у многих есть заморочки с чувством вины и/или стыдом за что-то. Женщины часто волнуются за качество личной жизни и за свое тело. Мужчины переживают из-за статуса и за то, чтобы не выглядеть слабаком. Если агрессор использует эти места, то большой шанс, что он попадет в точку. И вообще, очень важно осознавать, что агрессивная реакция – это проекция и выражение эмоций, которые агрессор по разным психологическим причинам не может выразить по отношению к себе. Кроме того, не стоит другим людям давать право влиять на вашу самооценку на основе их проекций и по причине их внутренних проблем.

Читайте также: