Доклад народное творчество музыкального руководителя

Обновлено: 02.07.2024

Главная Занятия по Музыке

На протяжении 48 лет своей работы с детьми в качестве музыкального руководителя я знакомлю детей с народным творчеством, стараюсь привить детям любовь к русской народной культуре: к родным народным напевам и поэзии, старинным обычаям и праздникам. Хочу поделиться своим опытом по развитию музыкальных способностей через русскую народную культуру.

Большая роль в этом направлении отводится народным музыкальным произведениям, которые ненавязчиво, часто в веселой игровой форме, знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, с трудом и бережным отношением к природе, жизнелюбием и чувством юмора.

С фольклором дети знакомятся в практике ДОУ на музыкальных занятиях, на занятиях фольклорного кружка и других занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психическое благополучие.

Благодатный материал – музыкальный, устный, игровой и детский потешный фольклор, обряды и праздники, народное декоративно – прикладное искусство – все это в доступной и интересной форме знакомит ребят с народной жизнью, погружает их в мир традиционной русской культуры.

Наша русская культура уже давно заняла в мире достойное место. Это культура народа с открытой душой и большим сердцем. Чтобы объять и оценить ее, познакомиться с ее неиссякаемыми сокровищами, не хватит и жизни. Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы делаем лишь первые шаги на пути к познанию национального художественного гения, в приобщении к драгоценному достоянию России, которым по праву гордится наш народ.

Педагог дошкольного музыкального образования призван опираться на индивидуальные особенности ребенка, руководствоваться своеобычными темпами его развития, выделив при этом русские народные традиции в качестве основного критерия качества дошкольного музыкального образования.

Педагогам важно не только обучаться современным технологиям, но и развертывать способность к самооценке и анализу результатов педагогической деятельности, повышать общий культурный уровень и стремление к постоянному совершенствованию в области приобщения детей к традициям русского народа.

Период дошкольного детства является наиболее сенситивным к восприятию русского народного искусства, его использованию в музыкальном развитии детей. В этом развитии дошкольнику помогают окружающие его взрослые люди: педагоги и родители.

Успешность музыкально-образовательного процесса обеспечивалась многими факторами, среди которых наиболее важными являются: — понимание взрослыми важности и необходимости приобщения ребенка к миру русского народного искусства как фактору его целостного, гармонического развития его социальной адаптации;

Одним из важных принципов функционирования и музыкального развития образовательной системы ДОУ явился принцип культуросообразности.

Реализация принципа культуросообразности в музыкальном образовательном пространстве ДОУ:

  • насыщение образовательной среды ДОУ атмосферой русской народной культуры посредством развития системы основного и дополнительного образования в таких видах творческой деятельности, как театральная, музыкальная, изобразительная, художественно-речевая
  • углубленная психолого-педагогическая диагностика каждого ребенка, позволяющая не только выявить проблемы и недостатки его развития, но и определить наиболее значительные ресурсы индивидуально-личностного и культурного развития
  • реализация педагогами и родителями совместных развивающих стратегий на основе русских народных традиций
  • целенаправленное повышение психолого-педагогической компетентности родителей, особенно при реализации базовых личностных и социокультурных потребностей ребенка.

Формирование культуры педагога осуществлялось в различных формах организации:

  1. Постоянно действующие наглядные рубрики по искусству, русскому народному творчеству содержали искусствоведческий материал для воспитателей, музыкального руководителя, данные психолого-педагогических исследований, посвященные анализу особенностей восприятия дошкольников произведений русского народного творчества, методические рекомендации по организации общения с детьми в данном направлении.
  2. Семинары помогали приобрести основной минимум знаний, прикладные и методические умения.
  3. Практикумы по русскому народному творчеству помогали педагогам подготовиться к общению с детьми, а также овладеть языком того или иного вида музыкально-художественной деятельности.
  4. Профессиональные игры способствовали развитию музыкального, творческого опыта по применению развивающих технологий музыкального художественно эстетического цикла.
  5. Педагогические фестивали были направлены на организацию совместного детско-взрослого сообщества по демонстрации уровней развития музыкальных, творческих способностей, развивающих технологий, образцов, личностной культуры.

Организация данной работы предполагала её осуществление посредством разнообразных профессиональных объединений, где осуществлялась координация между педагогами и музыкальными руководителями, педагогами и родителями, педагогами и администрацией учреждения. Деятельность объединений способствовала созданию творческо-инициативной группы специалистов, близких по творческим замыслам и духовно-профессиональным интересам. Творчество педагогов проявилось в создании перспективных планов по знакомству с русскими народными традициями, внедрению в практику ДОУ технологий по приобщению детей к русской народной культуре.

Формами взаимодействия всех подразделений учреждения явились: педсоветы (общие для всех) и совещания, круглые столы и семинары, консультации и собеседования, создание проблемных ситуаций, деловые игры, обучающие тренинги, и т.д.

Для успешного построения системы развития музыкальных способностей дошкольников с использованием русских народных традиций, в ДОУ было создано интегрированное музыкально-образовательное пространство. Это давало возможность укрепления и расширения знаний, умений и навыков в образовательном процессе дошкольников, их взаимодополняемости и взаимообогащения.

Был подобран музыкальный репертуар, отражающий русские народные традиции:

Воспитывая у детей любовь к произведениям народного творчества, им давали возможность слушать народную музыку, сказки. В нашем детском саду есть видео- и фонотека с записями народной музыки и сказок в исполнении выдающихся мастеров-исполнителей.

Со старшими дошкольниками знакомились с выдающимися русскими композиторами: М.И. Глинкой, П.И. Чайковским, Н.А. Римским-Корсаковым, которые использовали народные мелодии в своем творчестве.

Детям раннего возраста давались коротенькие байки (колыбельные), потешки, прибаутки, плясовые мелодии со словами. Малыши правильно реагировали на веселую музыку, начинали прихлопывать, притопывать; на колыбельную музыку – затихали, покачивались в такт музыки.

Русскую народную музыку широко использовали на музыкальных занятиях при выполнении движений. У дошкольников развивались творческие навыки, ритмическое и тембровое восприятие музыки, координационная точность, эмоциональная отзывчивость.

Очень любят дети игры с пением, которые способствуют раскрытию игрового образа. Простота построения мелодии, богатство и разнообразие содержания, яркая образность, юмор – все это вызывает желание петь даже у застенчивых и молчаливых ребят.

Со старшими дошкольниками часто пользовались считалками для выбора водящего на игру (игровыми зачинами). Считалки давали возможность освоить песенно-ритмическую сторону народных игр.

Ребята старших групп учились играть народные песенки, попевки, плясовые мелодии на ложках, металлофонах и ксилофонах. Детям нравилось

Дети с радостью выступали перед воспитанниками других групп

или на празднике перед гостями, дошкольниками такие праздники, как:

В последнее время некоторые праздники, в силу известных обстоятельств, утратили свое значение. Но праздник – это состояние детской души, без него окружающий мир становится серым и неинтересным. Поэтому на смену старым, политизированным праздникам приходят исконно русские народные.

Взаимодействуя с родителями, выяснилось, что эффективность проводимой в детском саду работы, зависит от отношения к ней в семье ребенка. Налаженный тесный контакт с семьями дошкольников позволяет оказывать помощь родителям в правильной организации воспитания детей, опираясь на русские народные традиции.

Взаимодействие с родителями способствовало обогащению развивающей среды группы, музыкального зала по русской народной культуре. Совместно с родителями изготавливались русские народные украшения, шапочки, праздничная одежда и отдельные элементы праздничного убранства; атрибуты для игр, хороводов, плясок, сценок и т.д.

Устраивались совместные с детьми и родителями фотовыставки, выставки рисунков и других работ. Родители становились участниками праздничных действий вместе со своими детьми.

Эффективность применения средств народной педагогики в работе с семьей обусловлена рядом педагогических условий, к которым относятся:

  • создание и развитие семейных традиций
  • наличие в семье системы правил, норм поведения, общения, деятельности
  • постоянный интерес членов семьи к успехам ребенка, его увлечениям
  • владение взрослыми воспитательными средствами народной педагогики:

фольклором, песенным и танцевальным искусством, умением проводить

праздники и игры дома;

  • постоянное обращение к истокам народной культуры: к народным играм

праздникам и т.д.

Таким образом, русская народная музыка, песни и устное народное творчество, систематически используемые в работе с дошкольниками способствовали развитию у детей художественного вкуса, создавали возможность тоньше чувствовать характер, настроение народных произведений и более выразительно передавать образ того или иного произведения, будь то сказка, песня, прибаутка, хоровод или игра; пробуждали чувство любви к природе, родному языку, русскому народу, нашей Родине. Мы приучаем детей с детских лет впитывать русские традиции, народный дух. И благодаря этому дошкольники не утрачивают связь с историей прошлых лет, с корнями своего Отечества.

Подводя итог деятельности по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения к русской народной культуре, следует отметить:

  1. Использование русской народной культуры в развитии музыкальных способностей дошкольников позволило объединить детей, педагогов и родителей единым интересом, творческим поиском.
  2. Использование русского народного творчества в различных видах музыкальной и самостоятельной деятельности создало основу для удовлетворения потребностей каждого ребенка, освоения народного искусства детьми до творчески свободной деятельности.

Показателями художественно-эстетического и музыкального развития личности ребенка выступили:

  • умение видеть красоту окружающего мира, эмоционально откликаться на музыкальные произведения, отражающие тот или иной сюжет, образ
  • пробуждение интереса детей к русскому фольклору, начальное понимание особенностей и средств выразительности языка народного искусства
  • освоение выразительных возможностей музыкального материала, умение ими пользоваться на занятиях музыкой и в свободной творческой деятельности
  • умение находить новые решения творческих задач, творческое саморазвитие ребенка на музыкальных занятиях и в самостоятельной деятельности.

3) Художественно-эстетическая модель музыкально-образовательного процесса изменила не только личность ребенка, но и личность педагога. Она поставила его в позицию постоянного поиска и творчества, изменила его взгляд на личность ребенка и родителя.

Родители стали полноправными участниками музыкально-образовательного процесса в ДОУ. Они активно принимали участие в изготовлении атрибутов для музыкального образовательного процесса; в мастерских — по изготовлению кукол для кукольного театра; шили костюмы к русским народным праздникам; участвовали в постановках сказок, сценок; заучивали с детьми тексты потешек, загадок, пословиц и поговорок, песен. Они активно принимали участие в беседах, в анкетировании, мастер-классах по русскому народному творчеству, которые проводили для них музыкальные руководители ДОУ.

Родители помогали детям впитывать народный дух, прививали любовь к культурным ценностям русского народа.

Использование в работе с дошкольниками разных видов народного искусства в их взаимосвязи: изобразительного и музыкального – дает положительный эффект в эстетическом воспитании детей. Народное искусство следует включать в самые различные формы работы с детьми: оформление помещения, где живут и играют дети, праздники и досуги, игры детей и занятия. Использование специальных заданий, составленных на основе изобразительного и музыкального фольклора, помогают лучше усвоить дошкольникам средства выразительности русского народного искусства.

Из всего выше сказанного следует сделать вывод, что русская народная музыка, песни и устное народное творчество, систематически используемые нами в музыкальном воспитании дошкольников, развивают у детей художественный вкус, дают возможность тоньше чувствовать характер, настроение народных произведений и более выразительно передавать образ того или иного произведения, будь то сказка, песня, прибаутка, хоровод или игра, пробуждают чувство любви к природе, родному языку, русскому народу, нашей Родине. Мы приучаем детей с детских лет впитывать русские традиции, народный дух. И благодаря этому дошкольники не утрачивают связь с историей прошлых лет, с корнями своего Отечества. Так постепенно возвращается национальная память, и взрослые и дети по-новому начинают относиться к русским народным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, с которыми связано все самое ценное из культурных достижений народа.

Дети учатся видеть мир глазами разных людей, учитывая то, что другой человек может воспринимать и оценивать те же факты, поступки, события совершенно по-иному. Воспитание терпимости к другим, ценностного отношения, отличающимся от собственных, вкусам, привычкам, взглядам, поможет ребенку найти не только язык со сверстниками, педагогами, родителями, но и представителями будущих культур. Воспитание с дошкольного детства к своим корням, культуре позволит ребенку уважительно относиться к культуре других народов.

Именно такая система деятельности по приобщению детей дошкольного возраста к русской народной культуре и музыкального развития определяет качество музыкального образования и способствует развитию личностной культуры ребенка.

Обращение к народным истокам, фольклорному искусству русского народа всегда было предметом пристального внимания педагогов дошкольных образовательных учреждений. Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Истоки этого творчества уходят своими корнями в далёкую древность. Многочисленные жанры фольклора – предания, былины, сказки, песни – повторялись, переходя из уст в уста, из поколения в поколение. Не случайно во всех странах мира народному творчеству отводится важная роль в формировании личности ребёнка, сохранение и укрепление национальной культуры.

ВложениеРазмер
muzykalnyy_folklor_kak_sredstvo_razvitiya.doc 42.5 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Музыкальный фольклор как средство развития

музыкальных творческих способностей дошкольников

«Русский народ не должен терять своего нравственного

авторитета среди других народов – авторитета, достойно

завоёванного русским искусством, литературой. Мы не

должны забывать о своём культурном прошлом, о наших

памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные

отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы

будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей

Обращение к народным истокам, фольклорному искусству русского народа всегда было предметом пристального внимания педагогов дошкольных образовательных учреждений. Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Истоки этого творчества уходят своими корнями в далёкую древность. Многочисленные жанры фольклора – предания, былины, сказки, песни – повторялись, переходя из уст в уста, из поколения в поколение. Не случайно во всех странах мира народному творчеству отводится важная роль в формировании личности ребёнка, сохранение и укрепление национальной культуры.

Современный дошкольник живёт во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. На экранах телевизора ребёнок видит диснеевские мультфильмы, героями современных детей становятся персонажи иностранных фильмов, вокруг звучат мотивы. Отличающиеся от традиционной русской музыки, на новогодние маскарады приходят люди-пауки и бэтмены. Как же наши сказочные герои, чудесные мультфильмы советского периода, изумительные фильмы-сказки, где добро всегда побеждает зло? Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребёнка и лежать в основе его личности.

Русский фольклор – кладезь народной мудрости: пословицы, поговорки, загадки, считалки, дразнилки, небылицы, русские народные песни, заклички, календарные песни – всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ.

Притягательную, магическую силу фольклора чувствует каждый, кто соприкасается с народным творчеством. В народе говорится: нет дерева без корней, дома – без фундамента.

Русский фольклор – это дорожка от прошлого, через настоящее в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, музыкального фольклора находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представление о добре, красоте, правде, верности и т.д. особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к народной музыке. Приобщать к ценностям народной культуры необходимо с малых лет. Когда только закладываются основные понятия у ребёнка, формируется речь и мышление. Развиваются способности, умения и навыки.

Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство – это время, когда возможно погружение в истоки национальной культуры.

Дети в детском саду неравнодушно относятся к народной музыке. Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делают русские народные песни незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией. Кроме того, русская песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью. Она формирует художественный вкус ребёнка, обогащает речь народными поэтическими оборотами (зимушка-зима, травушка-муравушка, рассыплюсь яблонькой, Ваня-простота и др.). Дети проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст.

Народные песни хороши ещё и тем, что их можно инсценировать. Зная особенности голосового аппарата дошкольника и его возрастные возможности, следует использовать унисонное пение при исполнении попевок и песен. Пение напевных песен, удлиняя вдох и углубляя выдох, активизирует главную дыхательную мышцу – диафрагму – и вырабатывает при этом постепенное расходование воздуха. Т.о., напевные народные песни являются певческим материалом, который необходимо использовать для выработки нужных качеств певческого дыхания.

В процессе обучения пению без сопровождения у детей формируются такие важные певческие навыки, как напевность исполнения и чистота интонирования. Умение детей петь без сопровождения является хорошей тренировкой для развития внутреннего слуха.

Необходимо привлечь внимание к народной педагогике, имеющей большую воспитательную и образовательную ценность. Воспитывая детей на народных традициях, можно развить у них национальное самосознание, а значит, и уважение к своему народу. Основной путь воспитания общечеловеческих качеств – это приобщение ребёнка к своей национальной культуре.

Для достижения данной цели необходимо создать такие условия, которые предоставят возможность и педагогам, и детям погрузиться в мир русского быта, русской культуры в целом.

При организации работы по приобщениию детей к народному музыкальному фольклору решаются такие задачи:

  • формировать любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа и людям труда;
  • воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми;

учить понимать роль семьи, своё место в семье, воспитывать будущего хозяина (хозяйку, мужа (жену).

  • развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
  • развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления);
  • формировать исполнительские навыки в области пения, движения, музицирования;
  • развивать самостоятельность, инициативу и импровозационные способности у детей.
  • Кроме того, развивается эмоциональная сфера ребёнка. Его сенсорные способности. Занятия с использованием русского музыкального фольклора формируют у детей миропонимание, развиваются творческие способности.

Календарные праздники – это не только своеобразный итог проведённой работы с детьми по усвоению фольклорного материала, но и мощный фактор положительного воздействия на эмоциональную сферу ребёнка. Фольклорные праздники – возможность для детей проявить свои творческие способности в любом виде деятельности по своему выбору и на любом уровне, без излишних физических и психологических нагрузок.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Художественно - эстетическое развитие дошкольников посредством русского народного творчества.

Музыкальный руководитель в русском народном костюме :

В современных условиях реализации ФГОС дошкольного образования художественно - эстетическое развитие детей дошкольного возраста предполагает:

- развитие предпосылок целостно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

-становление эстетического отношения к окружающему миру;

- формирование элементарных представлений о видах искусства;

- восприятие музыки, художественной литературы и фольклора.

-стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

-реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, музыкальной, конструктивно-моделирующей и т.д.)

Тем более это важно в условиях современной жизни, когда не хватает добрых, искренних, гармоничных человеческих отношений, единения человека с природой, и понимания особенности и ценностей русского характера и русских национальных традиций.

В нашем детском саду, традиционно уже 10 лет, проходят народно-обрядовые праздники:

Верба. Вербное воскресенье . В доступной форме познакомить детей с историей возникновения и традициями православного праздника.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа . С уверенностью можно сказать, что большинство людей, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой . Как жили? Как работали и отдыхали? Что их радовало? Какие обычаи соблюдали? Чем украшали свой быт? О чём мечтали?

Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности.

Ценность фольклорного праздника заключается главным образом в коллективно-творческой деятельности, в которой могут объединяться действия людей нескольких поколений. Подготовку к празднику мы осуществляем в виде проектной деятельности детей и взрослых. Такое взаимодействие содействует успешному развитию ребёнка, делает процесс познания увлекательным и доступным, а общение дошкольника с окружающими более интересным и содержательным. Немаловажным фактором успешности является и социальное партнерство , представляющее собой совместную деятельность в достижени и общих целей, а также огромные возможности в эффективном использовании и расширении культурно -образовательного пространства дошкольного учреждения.

В нашем случае это:

Атмосфера, созданная педагогами нашего учреждения и нашими социальными партнерами , позволяет наполнить повседневную жизнь детей интересными событиями, делами, встречами, идеями, включить каждого ребенка в содержательную деятельность, способствует приобретению не только знаний , но и опыта широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В стендовом докладе "Использование народных игр в музыкальном воспитании детей старшего дошкольного возраста" рассказывается о значении народных игр в воспитании детей старшего дошкольного возраста.Народные игры воздействуют на духовный мир ребенка, всесторонне развивая его.






Тема: Использование народных игр

в музыкальном воспитании детей

старшего дошкольного возраста

Легостаева Светлана Дмитриевна

п. Октябрьский, 2016 год

Актуальность

В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирование самосознания человека. Детский сад, решая задачи разностороннего развития детей средствами русской народной культуры, отдает предпочтение народным играм.Встаршем дошкольном возрасте отношение ребенка к миру становится осознанным и активным.

Народные игры оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству. Народные игры включают в единое действие и детей, и взрослых, они классически лаконичны, выразительны. В силу этого они доступны детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде.

Народная игра в музыкальном воспитании

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития.

Народная игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, которая является еще и средством обучения и воспитания. Издревле в них отражались образы людей, быт, труд и национальные устои, представления людей о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

К. Д. Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным, благодаря самостоятельности и активности, заложенных в них.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, образны, выразительны и эмоциональны, а народные игры с пением еще и музыкальны. Народные мелодии хороши своей простотой, доступной формой, напевностью, легко запоминающимся мотивом.

Четкой классификации народных игр нет. На основе исследований

О. И.Капицы, Г. М. Науменко игры условно можно разделить на виды:


ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРИРОДЕ (ПРИРОДНЫЕ)


ДРАМАТИЧЕСКИЕ (С ЭЛЕМЕНТАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ДЕЙСТВИЙ)

Народные игры можно условно, разделить на три типа:

Типы народных игр

НЕКРУГОВЫЕ (СТЕНКА НА СТЕНКУ)


ХОРОВОДНЫЕ (КРУГОВЫЕ)



ХОРОВОДЫ – ШЕСТВИЯ ИЛИ ВЫПОЛНЕНИЕ РАЗНОГО ВИДА ДВИЖЕНИЯ

В своей работе, я как музыкальный руководитель, активно использую народные игры с пением.

Цель: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, её наследию.

Используя народные игры как инструмент развития, ставлю следующие задачи:

1. Внедрение народных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

2. Организация и проведение народных игр во всех формах работы с детьми: на музыкальных и интегрированных занятиях, праздничных утренниках, развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной музыкальной деятельности совместно с воспитателями и родителями.

3. Развивать координацию движений, мышечный тонус, артистические умения.

4. Формировать устойчивый интерес к народной культуре.

5. Способствовать развитию творческих и организаторских способностей, умело применять их в самостоятельной деятельности.


Структура организации народной игры с детьми

В работе использую следующие методы:

- рассказы об игре, ее правилах;

- объяснение значений старинных слов;

- беседы с элементами диалога;

- заучивание текста народных игр.

- рассматривание иллюстрация к играм;

- рассматривание предметов старинной утвари, мебели;

- изготовление шапочек, ободков, атрибутов к играм;

- проведение праздников и развлечений;

- консультации для родителей;

- консультации для педагогов.

В качестве приёмов для воспитания у детей устойчивого интереса к народным играм используется:

ЗНАКОМСТВО С ЛУЧШИМИ ОБРАЗЦАМИ НАРОДНОГО ИГРОВОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР ДЛЯ РАЗУЧИВАНИЯ ИГР

ПРИМЕР РЕБЕНКА ПРИ СОЗДАНИИ ИГРОВОГО ОБРАЗА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОСТЮМОВ, АТРИБУТОВ




Проведенная работа показала, что народные игры интересны и актуальны и в настоящее время. Дети с большим удовольствием, а самое главное, с пользой играют в них, т. к. мелодии песен связывают движения детей одним ритмом, координируют их, поднимают настроение, развивают физически, доставляют радость. Народная музыка в играх с ее глубоким содержанием и могучим воздействием на духовный мир человека очень важна для всестороннего развития ребенка.

Читайте также: