Административный запрет на посещение спортивных мероприятий доклад

Обновлено: 02.07.2024

от 16 декабря 2013 года N 1156

(с изменениями на 30 января 2014 года)

Документ с изменениями, внесенными:

2. Настоящее постановление вступает в силу с 20 января 2014 года.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

Правила поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований

(с изменениями на 30 января 2014 года)

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок поведения зрителей, их права и обязанности при проведении официальных спортивных соревнований.

Действие настоящих Правил распространяется на официальные спортивные соревнования в рамках проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г.Сочи в части, не противоречащей Федеральному закону "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятым в целях его реализации правовым актам, а также требованиям Международного олимпийского комитета и Международного паралимпийского комитета.

Положения настоящих Правил, не предусмотренные требованиями Международного олимпийского комитета и Международного паралимпийского комитета, не применяются при проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г.Сочи.

2. Для целей настоящих Правил используются следующие основные понятия:

"входной билет" - документ установленной организатором официального спортивного соревнования формы, подтверждающий право лица на посещение официального спортивного соревнования;

"громоздкий предмет" - любой объект, размеры которого по длине, ширине и высоте превышают 40 x 40 x 45 сантиметров;

"объединение зрителей" - группа лиц, состоящая из более чем 20 человек, поддерживающих одного из участников официальных спортивных соревнований, аккредитованная организатором официального спортивного соревнования в порядке, определяемом самим организатором;

"сектор для активной поддержки" - обособленный блок зрительских мест, являющийся обязательным на объекте спорта, определяемый собственником (пользователем) объекта спорта по согласованию с организатором официального спортивного соревнования, предназначенный для поддержки зрителями участников официальных спортивных соревнований, в том числе с использованием средств поддержки, указанных в приложении к настоящим Правилам;

"средства поддержки" - предметы, которые содержат информационные или графические данные, материалы для визуального оформления трибуны, а также духовые приспособления для извлечения звуков, которые используются или могут быть использованы зрителями, за исключением предметов, предусмотренных подпунктом "м" пункта 5 настоящих Правил;

"организатор официального спортивного соревнования" - юридическое или физическое лицо, по инициативе которого проводится официальное спортивное соревнование и (или) которое осуществляет организационное, финансовое и иное обеспечение подготовки и проведения такого спортивного соревнования.

Понятия "зрители", "контролер-распорядитель", "место проведения официального спортивного соревнования", "объекты спорта", "волонтер" используются в настоящих Правилах в значении, определенном Федеральным законом "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".

II. Права и обязанности зрителей, а также запреты, распространяемые на зрителей при проведении официальных спортивных соревнований

3. Зрители при проведении официальных спортивных соревнований имеют право:

а) на уважение и защиту достоинства личности со стороны организаторов и участников официальных спортивных соревнований, собственников (пользователей) объектов спорта и лиц, обеспечивающих охрану общественного порядка и общественную безопасность при проведении официальных спортивных соревнований;

б) на своевременное получение необходимой и достоверной информации о порядке нахождения в местах проведения официальных спортивных соревнований и выхода из них, об ограничениях и о запретах, связанных с посещением официальных спортивных соревнований;

в) на оказание необходимой медицинской помощи в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

д) на нахождение в месте проведения официального спортивного соревнования в течение всего времени проведения такого соревнования;

е) на пользование всеми услугами, предоставляемыми в местах проведения официальных спортивных соревнований организаторами официальных спортивных соревнований, собственниками (пользователями) объектов спорта и иными лицами, уполномоченными организаторами официальных спортивных соревнований или собственниками (пользователями) объектов спорта на оказание таких услуг;

ж) на занятие индивидуального зрительского места, указанного во входном билете или в документе, его заменяющем (кроме случаев, когда билет или документ, его заменяющий, не гарантируют занятие индивидуального зрительского места), с которого не ограничен зрительный обзор и которое поддерживается в состоянии чистоты и порядка;

з) на проход к индивидуальному зрительскому месту с безалкогольными напитками в пластиковых или бумажных стаканах и едой, приобретенными в специализированных торговых точках, расположенных в местах проведения официальных спортивных соревнований;

и) на пронос в места проведения официальных спортивных соревнований и использование при проведении таких соревнований:

личных вещей, не запрещенных к проносу настоящими Правилами;

средств поддержки, отвечающих требованиям, предусмотренным пунктом 7 настоящих Правил;

к) на поддержку участников официальных спортивных соревнований стоя при отсутствии возражений со стороны других зрителей;

л) на проезд к месту проведения официального спортивного соревнования и (или) на прилегающую к нему территорию на личном автотранспорте, а также на парковочное место при наличии пропуска на автотранспорт, выдаваемого организатором официального спортивного соревнования или собственником (пользователем) объекта спорта;

м) на пользование туалетными комнатами (кабинками), расположенными в местах проведения официальных спортивных соревнований, без взимания платы;

н) на сохранность личных вещей, сдаваемых в камеру хранения, расположенную на объекте спорта;

о) на помощь волонтеров, контролеров-распорядителей и иных лиц, привлекаемых к организации официального спортивного соревнования организаторами официальных спортивных соревнований, собственниками (пользователями) объектов спорта, в том числе на получение от указанных лиц информации об оказываемых услугах, о расположении зрительских мест, входов и выходов в местах проведения официальных спортивных соревнований, а также на помощь при эвакуации из указанных мест.

4. Зрители при проведении официальных спортивных соревнований обязаны:

а) предъявлять контролерам-распорядителям входной билет, а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, документ, удостоверяющий личность, при входе в место проведения официальных спортивных соревнований, занимать индивидуальное зрительское место, указанное во входном билете или документе, его заменяющем, кроме случаев, когда билет или документ, его заменяющий, не гарантируют занятие индивидуального зрительского места;

б) при проезде к месту проведения официального спортивного соревнования и (или) на прилегающую к нему территорию на личном автотранспорте предъявлять контролерам-распорядителям пропуск на автотранспорт, выдаваемый организатором официального спортивного соревнования или собственником (пользователем) объекта спорта;

в) при проходе или проезде к месту проведения официального спортивного соревнования и (или) на прилегающую к нему территорию проходить личный осмотр и предоставлять для осмотра личные вещи;

г) сдавать в камеру хранения громоздкие предметы, кроме случаев, когда пронос громоздких предметов в место проведения официального спортивного соревнования согласован с организатором официального спортивного соревнования;

д) во время нахождения в месте проведения официального спортивного соревнования соблюдать общественный порядок и требования, установленные настоящими Правилами;

е) вести себя уважительно по отношению к другим зрителям, организаторам и участникам официальных спортивных соревнований, собственникам (пользователям) объектов спорта и лицам, обеспечивающим охрану общественного порядка и общественную безопасность в местах проведения официальных спортивных соревнований;

ж) незамедлительно сообщать контролерам-распорядителям и иным лицам, обеспечивающим общественный порядок и общественную безопасность при проведении официального спортивного соревнования, о случаях обнаружения подозрительных предметов, нарушения общественного порядка, возникновения задымления или пожара, необходимости оказания медицинской помощи лицам, находящимся в местах проведения официальных спортивных соревнований;

з) не причинять имущественный вред другим зрителям, организаторам и участникам официальных спортивных соревнований, собственникам (пользователям) объектов спорта и лицам, обеспечивающим охрану общественного порядка и общественную безопасность при проведении официальных спортивных соревнований, бережно относиться к имуществу объекта спорта, а также соблюдать чистоту;

и) выполнять законные требования представителей организатора официального спортивного соревнования, собственника (пользователя) объекта спорта, контролеров-распорядителей и иных лиц, обеспечивающих общественный порядок и общественную безопасность при проведении официальных спортивных соревнований;

к) при получении информации об эвакуации из места проведения официального спортивного соревнования действовать согласно инструкциям (указаниям) лиц, обеспечивающих общественный порядок и общественную безопасность при проведении официальных спортивных соревнований, в соответствии с правилами пожарной безопасности и утвержденному плану эвакуации, сохраняя спокойствие и не создавая паники.

5. Зрителям в местах проведения официальных спортивных соревнований запрещается:

а) находиться в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность;

б) осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни, здоровью, а также безопасности, жизни, здоровью иных лиц, находящихся в месте проведения официального спортивного соревнования или на прилегающей к нему территории;

в) бросать предметы в направлении других зрителей, участников официальных спортивных соревнований и иных лиц, находящихся в месте проведения официального спортивного соревнования или на прилегающей к нему территории;

г) оскорблять других лиц (в том числе с использованием баннеров, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации) и совершать иные действия, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию либо направленные на возбуждение ненависти или вражды, а также на унижение достоинства человека или группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии;

д) скрывать свои лица, в том числе использовать маски, за исключением случаев, специально установленных организатором официального спортивного соревнования, а также средства маскировки и иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности;

е) нарушать общественную мораль и нормы поведения путем обнажения интимных частей тела во время нахождения в местах проведения официальных спортивных соревнований;

ж) проникать в место проведения официального спортивного соревнования или на территорию, к нему прилегающую, и в зоны, не обозначенные во входном билете или в документе, его заменяющем (технические помещения, зоны для почетных гостей, места, предназначенные для размещения представителей средств массовой информации), доступ в которые ограничен организатором официального спортивного соревнования и (или) собственником (пользователем) объекта спорта;

з) находиться во время проведения официального спортивного соревнования на лестницах, создавать помехи движению в зонах мест проведения официальных спортивных соревнований, предназначенных для эвакуации, в том числе в проходах, выходах и входах (основных и запасных);

и) наносить надписи и рисунки на конструкции, строения, сооружения, расположенные в местах проведения официальных спортивных соревнований, а также размещать возле них посторонние предметы без соответствующего разрешения организаторов официального спортивного соревнования или собственников (пользователей) объектов спорта;

к) проходить в место проведения официального спортивного соревнования с животными и птицами, за исключением собак-проводников в намордниках;

л) проводить публичные мероприятия, не предусмотренные положением (регламентом) проведения официального спортивного соревнования;

м) проносить в место проведения официального спортивного соревнования и использовать:

оружие любого типа, в том числе самообороны, и боеприпасы, колющие или режущие предметы, другие предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, взрывчатые, ядовитые, отравляющие и едко пахнущие вещества, радиоактивные материалы;

огнеопасные и пиротехнические вещества или изделия (за исключением спичек, карманных зажигалок), включая сигнальные ракеты, файеры, петарды, газовые баллоны и предметы (химические материалы), которые могут быть использованы для изготовления пиротехнических изделий или дымов;

иные вещества, предметы, изделия, в том числе самодельного изготовления, использование которых может привести к задымлению, воспламенению;

устройства и изделия, в том числе самодельного изготовления, не являющиеся пиротехникой, применяющиеся для разбрасывания, распыления различных материалов и веществ (пневмохлопушки);

духовые приспособления для извлечения звуков (в том числе вувузелы), за исключением горнов и дудок;

алкогольные напитки любого рода, наркотические и токсические вещества или стимуляторы;

прохладительные напитки в стеклянной или жестяной таре, а также в пластиковой таре объемом более 0,5 литра;

пропагандистские материалы экстремистского характера или содержащие нацистскую атрибутику или символику либо атрибутику или символику экстремистских организаций;

технические средства, способные помешать проведению официального спортивного соревнования или его участникам (лазерные устройства, фонари), радиостанции, средства звукоусиления (кроме средств поддержки, указанных в приложении к настоящим Правилам);

При посещении футбольных матчей и других официальных спортивных соревнований (далее ОСС) зрители обязаны соблюдать определенные правила, которые регламентированы постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2013 г. № 1156 (далее Правила).

Обращаем ваше внимание на самые важные из них.

ЗРИТЕЛИ ИМЕЮТ ПРАВО:

  • на уважение и защиту достоинства личности;
  • на получение информации о порядке нахождения в местах проведения ОСС, о действующих ограничениях и запретах;
  • на оказание необходимой медицинской помощи в в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • на проход в места проведения ОСС при наличии входного билета (кроме случаев, когда на зрителя наложен административный запрет на посещение соревнований) и нахождение в месте проведения ОСС в течение всего времени проведения соревнования;
  • на занятие места, указанного во входном билете, с которого не ограничен зрительный обзор и которое поддерживается в состоянии чистоты и порядка;
  • на проход к индивидуальному зрительскому месту с безалкогольными напитками в пластиковых или бумажных стаканах и едой, приобретенными в специализированных торговых точках, расположенных в местах проведения ОСС;
  • на пронос в места проведения ОСС и использование при проведении таких соревнований личных вещей и средств поддержки, которые отвечают требованиям Правил;
  • на поддержку участников соревнований стоя, если отсутствуют возражения со стороны других зрителей;
  • на бесплатное пользование туалетными комнатами на стадионе;
  • на сохранность личных вещей, сдаваемых в камеру хранения стадиона;
  • на помощь волонтеров, контролеров-распорядителей и иных лиц, привлекаемых к организации ОСС, в том числе на получение от указанных лиц информации об оказываемых услугах, о расположении зрительских мест, входов и выходов в местах проведения ОСС, а также на помощь при эвакуации из указанных мест.

ЗРИТЕЛИ ОБЯЗАНЫ:

  1. предъявлять контролерам-распорядителям входной билет, занимать на стадионе зрительское место, указанное во входном билете;
  2. при проезде к месту проведения матчей и (или) на прилегающую к нему территорию на личном автотранспорте предъявлять контролерам-распорядителям пропуск на автотранспорт;
  3. при проходе/проезде к месту проведения ОСС и (или) на прилегающую к нему территорию проходить личный осмотр и предоставлять для осмотра личные вещи;
  4. сдавать в камеру хранения громоздкие предметы (более 40*40*45 см);
  5. соблюдать общественный порядок;
  6. вести себя уважительно по отношению к окружающим;
  7. незамедлительно сообщать контролерам-распорядителям и иным лицам, обеспечивающим общественный порядок и общественную безопасность при проведении ОСС, о случаях обнаружения подозрительных предметов, нарушения общественного порядка, возникновения задымления или пожара, необходимости оказания медицинской помощи лицам, находящимся в местах проведения официальных спортивных соревнований;
  8. не причинять имущественный вред окружающим при проведении ОСС, бережно относиться к имуществу объекта спорта, а также соблюдать чистоту;
  9. выполнять законные требования представителей организатора ОСС, собственника (пользователя) объекта спорта, контролеров-распорядителей и иных лиц, обеспечивающих общественный порядок и общественную безопасность при проведении ОСС;
  10. при получении информации об эвакуации из места проведения ОСС действовать согласно инструкциям (указаниям) лиц, обеспечивающих общественный порядок и общественную безопасность при проведении ОСС, в соответствии с правилами пожарной безопасности и утвержденному плану эвакуации, сохраняя спокойствие и не создавая паники.

ЗРИТЕЛЯМ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

  1. находиться в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность;
  2. осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни, здоровью, а также безопасности, жизни, здоровью иных лиц, находящихся в месте проведения ОСС или на прилегающей к нему территории;
  3. бросать предметы в направлении других лиц;
  4. оскорблять других лиц;
  5. скрывать свои лица;
  6. прилюдно обнажать интимные части тела;
  7. проникать в место проведения ОСС или на территорию, к нему прилегающую, и в зоны, не обозначенные во входном билете или в документе, его заменяющем, доступ в которые ограничен организатором ОСС и/или собственником (пользователем) объекта спорта;
  8. находиться во время проведения ОСС на лестницах, создавать помехи движению в зонах мест проведения ОСС, предназначенных для эвакуации, в том числе в проходах, выходах и входах (основных и запасных);
  9. наносить надписи и рисунки на конструкции, строения, сооружения, расположенные в местах проведения ОСС, а также размещать возле них посторонние предметы без соответствующего разрешения организаторов ОСС или собственников (пользователей) объектов спорта;
  10. приходить с животными и птицами за исключением собакам-проводников в намордниках;
  11. проводить публичные мероприятия, не предусмотренные положением (регламентом) проведения ОСС;
  12. осуществлять незаконную торговлю (включая торговлю входными билетами или документами, их заменяющими), распространять любым способом продукцию политического, религиозного и расистского характера (включая плакаты, листовки, буклеты).

ЗАПРЕЩЕНО ПРОНОСИТЬ

В МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ОСС И ИСПОЛЬЗОВАТЬ:

  • оружие любого типа, в том числе самообороны, и боеприпасы, колющие или режущие предметы, другие предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, взрывчатые, ядовитые, отравляющие и едко пахнущие вещества, радиоактивные материалы;
  • огнеопасные и пиротехнические вещества или изделия (за исключением спичек, карманных зажигалок), включая сигнальные ракеты, файеры, петарды, газовые баллоны и предметы (химические материалы), которые могут быть использованы для изготовления пиротехнических изделий или дымов;
  • иные вещества, предметы, изделия, в том числе самодельного изготовления, использование которых может привести к задымлению, воспламенению;
  • устройства и изделия, в том числе самодельного изготовления, не являющиеся пиротехникой, применяющиеся для разбрасывания, распыления различных материалов и веществ (пневмохлопушки);
  • красящие вещества;
  • духовые приспособления для извлечения звуков (в том числе вувузелы), за исключением горнов и дудок;
  • алкогольные напитки любого рода, наркотические и токсические вещества или стимуляторы;
  • прохладительные напитки в стеклянной или жестяной таре, а также в пластиковой таре объемом более 0,5 литра;
  • пропагандистские материалы экстремистского характера или содержащие нацистскую атрибутику или символику либо атрибутику или символику экстремистских организаций;
  • технические средства, способные помешать проведению ОСС или его участникам (лазерные устройства, фонари), радиостанции, средства звукоусиления (кроме разрешенных Правилами средств поддержки);
  • громоздкие предметы, мешающие другим зрителям, кроме случаев, когда пронос таких предметов согласован с организатором ОСС.

В соответствии с ч. 1 ст. 20.31 КоАП РФ нарушение правил поведения зрителей при проведении ОСС, влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до десяти тысяч рублей или обязательные работы на срок до 160 часов с наложением административного запрета на посещение мест проведения ОСС в дни их проведения на срок от 6 месяцев до 3 лет либо без такового.

Паспорт болельщика – документ, обязательный для всех зрителей матчей Чемпионата мира по футболу 2018 года, необходимый для прохода на стадион. Паспорт болельщика представляет собой небольшой заламинированный бланк, содержащий фотографию и персональные данные владельца. Также документ имеет специальный магнитный чип для хранения всей информации о своём владельце.

Средства поддержки, пронос которых в места проведения ОСС не требует предварительного согласования с организатором официального спортивного соревнования, должны соответствовать следующим требованиям:

  1. не содержать надписей политического, экстремистского, провокационного или рекламного характера, оскорблений, ненормативную лексику или непристойные изображения;
  2. не содержать нацистскую атрибутику или символику либо атрибутику или символику экстремистских организаций, а также атрибутику или символику, сходную с ними до степени смешения;
  3. не иметь целью оскорбление чести и достоинства участников, зрителей и (или) организаторов официального спортивного соревнования;
  4. для баннеров и флагов - не превышать размеров 2 метра x 1,5 метра, в том числе на пустотельных древках, не превышающих 1,5 метра в длину и 2,5 сантиметра в диаметре;
  5. не являться предметами, использование и (или) хранение которых не допускается законодательством РФ;
  6. иметь перевод на русский язык содержащихся в средствах поддержки слов и (или) выражений на государственных языках республик Российской Федерации и (или) иностранных языках, который заверяется в нотариальном порядке либо организатором официального спортивного соревнования и представляется зрителем уполномоченному лицу при входе в место проведения официального спортивного соревнования.

Средства поддержки, не требующие предварительного согласования с организатором официального спортивного соревнования, должны размещаться в местах, где они не будут мешать просмотру официального спортивного соревнования другим зрителям.

Следует учитывать, что такие средства поддержки, как Мегафон, Барабан, Духовые приспособления для извлечения звуков (дудки и горны), Флаг, Баннер-транспарант, Баннер-полотнище, Флаг-полотнище требуют предварительного согласования с организатором ОСС.

Брунер Р.А., кандидат юридических наук, старший преподаватель Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, подполковник полиции, Россия, г. Москва.

Рассматриваются особенности правового регулирования наказания в виде административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения, выявляются правовые пробелы применения данного наказания в деятельности практических органов.

Ключевые слова: административное наказание, административное правонарушение, запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Legal Regulation of Application of Punishment in the Form of Administrative Ban on Visiting of Venues of Official Sport Events in Days of Their Carrying Out

Bruner Roman A., Cand. in Law, Senior Lecturer at Kikot' Moscow University of Russian Internal Affairs Ministry, Police Lieutenant Colonel, Russia, Moscow.

Peculiarities of legal regulation of punishment in the form of administrative ban on visiting of venues of official sport events in days of their carrying out are considered; legal gaps in application of this punishment in the practical activities of the authorities are revealed.

Key words: administrative punishment, administrative offense, ban on visiting of venues of official sports events in days of their carrying out.

В настоящее время перед государством и обществом стоит проблема решения важной задачи по снижению уровня социальной опасности, которая выражается в агрессивных действиях спортивных фанатов. Главной угрозой гражданам и общественной безопасности являются участившиеся массовые беспорядки на стадионах и местах возле них, а также явное неуважение к обществу со стороны спортивных фанатов посредством иных действий. Нередко агрессивно настроенные болельщики вступают в стычки с другими болельщиками, а иногда и с сотрудниками правоохранительных органов.

Данную проблему в настоящее время пытаются решить законодательные и правоохранительные органы не только в Российской Федерации, но и во многих других странах: Англии, Германии, Испании, США.

Результатом деятельности законодательных органов Российской Федерации по решению данной проблемы стало принятие Федерального закона от 23.07.2013 N 192-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований" [5], в соответствии с которым в Кодекс РФ об административных правонарушениях были внесены изменения, в том числе появился новый вид административного наказания, установленный ст. 3.14, административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения, а административная ответственность за нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований была также установлена в ст. 20.31 КоАП РФ.

Согласно ст. 3.14 КоАП РФ "административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения заключается во временном запрете гражданину на посещение таких мест в дни проведения официальных спортивных соревнований и устанавливается за нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований. Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения назначается судьей.

Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения устанавливается на срок от шести месяцев до семи лет".

Как видно из содержания указанной статьи, суть административного запрета заключается в том, что гражданину временно запрещается посещение спортивных мероприятий за нарушение правил поведения во время проведения официального спортивного соревнования.

В целях дальнейшего правового регулирования и реализации данного вида наказания было издано Постановление Правительства РФ от 16.12.2013 N 1156 "Об утверждении Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований" (далее - Правила) [6].

При реализации данного вида наказания правоприменителю необходимо также руководствоваться Федеральным законом от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Закон о физической культуре) [3], который определяет ключевые понятия для реализации рассматриваемого вида наказания, такие как:

  • "зрители" - физические лица, находящиеся в месте проведения официального спортивного соревнования, не являющиеся его участниками и иным образом не задействованные в проведении такого соревнования, в том числе в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности при проведении такого соревнования;
  • "официальные физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия" - физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия, включенные в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, календарные планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Из содержания указанных норм права следует, что зрителям при проведении официальных спортивных мероприятий запрещается:

  • находиться в местах проведения официальных спортивных соревнований в состоянии алкогольного опьянения;
  • бросать предметы в других зрителей или спортсменов;
  • оскорблять других лиц;
  • скрывать свои лица;
  • осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни, здоровью, а также безопасности, жизни, здоровью иных лиц.

Также зрителям запрещается проносить на спортивные объекты и использовать там следующие предметы:

  • оружие, боеприпасы, колющие или режущие предметы, огнеопасные и пиротехнические вещества, включая сигнальные ракеты, файеры, петарды, газовые баллоны и предметы (химические материалы), которые могут быть использованы для изготовления пиротехнических изделий или дымов;
  • духовые приспособления для извлечения звуков (в том числе вувузелы), за исключением горнов и дудок;
  • алкогольные напитки любого рода;
  • наркотические и токсические вещества или стимуляторы;
  • прохладительные напитки в стеклянной или жестяной таре, а также в пластиковой таре объемом более 0,5 л;
  • пропагандистские материалы экстремистского характера или содержащие нацистскую атрибутику или символику либо атрибутику или символику экстремистских организаций.

Что касается использования зрителями средств поддержки, то по этому поводу в Правилах отмечено, что баннеры и флаги, пронос которых в места проведения спортивных соревнований не требует согласования с организатором официального спортивного соревнования, не должны превышать размеры 2 м на 1,5 м, в том числе на пустотельных древках, не превышающих 1,5 м в длину и 2,5 см в диаметре. При этом если на них содержится надпись на иностранном языке или языке республик Российской Федерации, то перевод на русский язык должен быть удостоверен нотариально или организатором спортивного соревнования.

Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания за административное правонарушение, предусмотренное ст. 20.31 КоАП РФ. Данное наказание применяется только к специальному субъекту - гражданину, нарушившему Правила поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований, назначается судьей [1, с. 105] и заключается во временном запрете гражданину на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Особенности назначения административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения обусловлены тем, что:

  • Правила поведения могут быть нарушены только зрителями;
  • наказание назначается только гражданам, являющимся зрителями, и не может быть назначено иным лицам, находящимся в месте проведения официальных соревнований в дни их проведения (волонтерам, контролерам-распорядителям, организаторам физкультурного или спортивного мероприятия, спортивным судьям и др.);
  • нарушение Правил поведения должно иметь место при проведении официальных спортивных мероприятий.

Рассмотрение дел по правонарушениям, влекущим наказание в виде административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения, согласно ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ отнесено к компетенции мировых судей [1, с. 105].

Порядок исполнения постановлений об административном запрете на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения регламентируется ст. 32.14 КоАП РФ и возлагается на лицо, к которому применен данный вид наказания.

В соответствии со ст. 32.14 КоАП РФ органы внутренних дел ведут учет лиц, которым назначен административный запрет, в целях обеспечения исполнения постановления об административном запрете на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения [2, с. 13].

В дни проведения официальных спортивных соревнований с целью недопущения лиц, в отношении которых установлен административный запрет, в местах их проведения при несении службы как на объектах спорта, так и на прилегающей территории сотрудники органов внутренних дел при проверке документов, удостоверяющих личность граждан, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" [4], проверяют граждан на предмет наличия у них административного наказания в виде административного запрета на посещение официальных спортивных мероприятий в дни их проведения.

Несмотря на довольно проработанную со стороны законодателя регламентацию назначения и применения данного вида наказания в настоящее время существует и ряд правовых пробелов в части реализации на практике рассматриваемого вида наказания.

По нашему мнению, законодателю в настоящее время следует уточнить одно из ключевых понятий, используемых при назначении административного запрета на посещение официальных спортивных мероприятий в дни их проведения, - "официальное спортивное мероприятие", в связи с чем представляется целесообразным внести изменения в ст. 3.14 КоАП РФ или Закон о физической культуре, в которых закрепить данную дефиницию.

Как показывает практика, официальные спортивные мероприятия на территории Российской Федерации могут проводиться не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальном уровне, в связи с чем возникает вопрос о целесообразности установления административной ответственности на уровне субъектов Российской Федерации за нарушение порядка проведения спортивных мероприятий, организуемых на официальном уровне именно субъектом Российской Федерации.

Таким образом, внесение соответствующих изменений в части дальнейшего регулирования назначения и применения рассматриваемого вида наказания весьма актуально, оно повысит эффективность применения норм об административной ответственности за нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований.

Список литературы

  1. Брунер Р.А., Кивич Ю.В. Критерии отнесения дел об административных правонарушениях к юрисдикции мировых судей // Современное право. 2016. N 1. С. 104 - 108.
  2. Государственная служба в органах внутренних дел: Курс лекций / Под ред. канд. юрид. наук, проф. С.Н. Бочарова. М., 2015. Ч. 2. С. 13.
  3. Собрание законодательства РФ. 2007. N 50. Ст. 6242.
  4. Собрание законодательства РФ. 2011. N 7. Ст. 900.
  5. Собрание законодательства РФ. 2013. N 30 (ч. I). Ст. 4025.
  6. Собрание законодательства РФ. 2013. N 51. Ст. 6866.

References

  1. Bruner R.A., Kivich Ju.V. Kriterii otnesenija del ob administrativnyh pravonarushenijah k jurisdikcii mirovyh sudej // Sovremennoe pravo. 2016. N 1. S. 104 - 108.
  2. Gosudarstvennaja sluzhba v organah vnutrennih del: Kurs lekcij / Pod red. kand. jurid. nauk, prof. S.N. Bocharova. M., 2015. Ch. 2. S. 13.
  3. Sobranie zakonodatel'stva RF. 2007. N 50. St. 6242.
  4. Sobranie zakonodatel'stva RF. 2011. N 7. St. 900.
  5. Sobranie zakonodatel'stva RF. 2013. N 30 (ch. I). St. 4025.
  6. Sobranie zakonodatel'stva RF. 2013. N 51. St. 6866.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.


АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ЗАПРЕТ НА ПОСЕЩЕНИЕ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ. ЭФФЕКТИВЕН ЛИ ЭТОТ ВИД НАКАЗАНИЯ?

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время перед государством и обществом существует необходимость снижения уровня социальной опасности, которая выражается в агрессивных действиях спортивных фанатов. Главной угрозой являются участившиеся массовые беспорядки на стадионах и местах возле них, а также явное неуважение к обществу посредством иных действий. Нередко агрессивно настроенные болельщики вступают в стычки с другими болельщиками, а иногда и с сотрудниками правоохранительных органов.

К сожалению, такое поведение фанатов уже сейчас представляет собой достаточно реальную угрозу для безопасности общества. Именно поэтому законодатель не мог оставить без внимания решение данной проблемы.

Итак, данный Федеральный закон вносит изменения в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации в части ограничения посещения спортивно-массовых мероприятий.

Так статьей 3.14. КоАП РФ вводится административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Суть административного запрета заключается в том, что гражданину временно запрещается посещение спортивных мероприятий за нарушение правил поведения во время проведения официального спортивного соревнования. 16 декабря 2013 г. Правительство Российской Федерации издало постановление N 1156 "Об утверждении Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований"[2]. Из данного постановления следует, за нарушение каких запретов они подлежат юридической ответственности.

Итак, зрителям запрещается:

- находиться в местах проведения официальных спортивных соревнований в состоянии алкогольного опьянения,

- бросать предметы в других зрителей или спортсменов,

- оскорблять других лиц,

- скрывать свои лица,

- осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни, здоровью, а также безопасности, жизни, здоровью иных лиц.

В постановлении Правительства РФ также указан перечень предметов, которые запрещено проносить на спортивные объекты и там их использовать. К таким предметам относятся:

- оружие, боеприпасы, колющие или режущие предметы, огнеопасные и пиротехнические вещества, включая сигнальные ракеты, файеры, петарды, газовые баллоны и предметы (химические материалы), которые могут быть использованы для изготовления пиротехнических изделий или дымов;

- духовые приспособления для извлечения звуков (в том числе вувузелы), за исключением горнов и дудок;

- алкогольные напитки любого рода,

- наркотические и токсические вещества или стимуляторы,

- прохладительные напитки в стеклянной или жестяной таре, а также в пластиковой таре объемом более 0,5 литра,

- пропагандистские материалы экстремистского характера или содержащие нацистскую атрибутику или символику, либо атрибутику или символику экстремистских организаций.

Что касается использования болельщиками средств поддержки, то по этому поводу в Правилах отмечено, что баннеры и флаги, пронос которых в места проведения спортивных соревнований не требует согласования с организатором официального спортивного соревнования, не должны превышать размеры 2 метра на 1,5 метра, в том числе на пустотельных древках, не превышающих 1,5 метра в длину и 2,5 сантиметра в диаметре. При этом, если на них содержится надпись на иностранном языке или языке республик Российской Федерации, то перевод на русский язык должен быть удостоверен нотариально или организатором спортивного соревнования.

Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения назначается судьей и устанавливается на срок от шести месяцев до семи лет.

Часть 1 статья 20.31. КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований и влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до десяти тысяч рублей или обязательные работы на срок до ста шестидесяти часов с наложением административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения на срок от шести месяцев до трех лет либо без такового.

Часть 2 статьи 20.31 КоАП РФ предусматривает ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.31 КоАП РФ, или совершение указанного правонарушения, повлекшее за собой приостановление либо прекращение официального спортивного соревнования и влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток с наложением административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения на срок от шести месяцев до семи лет либо без такового.

Рассмотрение дел по данным правонарушениям согласно части 3 статьи 23.1 КоАП отнесено к компетенции мировых судей.

Органы внутренних дел ведут учет лиц, которым назначен административный запрет, в целях обеспечения исполнения постановления об административном запрете на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения[3].

Кроме того, законодателем предусмотрен порядок получения организаторами официальных спортивных соревнований списка лиц и право контролеров-распорядителей, привлекаемых организаторами официальных спортивных соревнований и (или) собственниками, пользователями объектов спорта для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, не допускать в места проведения данных соревнований лиц, в отношении которых вступило в законную силу постановление суда об административном запрете.

В случае, если проводимое спортивное соревнование включено в решение Правительства РФ, в соответствии с которым идентификация зрителей при входе в место его проведения является обязательной, то в соответствии Правилами поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований в обязанность зрителей входит предъявление документа, удостоверяющего личность зрителя, и контролеры-распорядители принимают меры по недопущению лиц, в отношении которых установлен административный запрет, в места проведения соревнований путем сличения установочных данных входящих граждан со Списком лиц.

При выявлении лица, в отношении которого установлен административный запрет непосредственно в месте проведения соревнования (при пресечении правонарушения либо идентификации его личности при других обстоятельствах, в том числе с помощью технических средств), в отношении данного лица возбуждается административное дело по части 5 статьи 20.25 КоАП РФ (за нарушение административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения, влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток).

Но все это в теории. Как данный закон будет осуществляться на практике, покажет только время. Ведь в действительности, закон "о болельщиках" имеет много пробелов. И неизвестно еще, необходим был новый закон или можно было воспользоваться старыми, но четко исполненными. В любом случает, назрела большая проблема, которую законодатель решил разрешить именно таким способом. Надеемся, что со временем это поможет вернуть мир и порядок на стадионы.

1. Федеральный закон от 23.07.2013 N 192-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований" // СПС КонсультантПлюс.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 1156 "Об утверждении Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований" // Российская газета. 19.02.2013 г., Федеральный выпуск №6262.

3. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" // СПС Консультант Плюс.

Читайте также: