Доклад алмаз антей о крушении боинга

Обновлено: 05.07.2024

Концерн ПВО "Алмаз-Антей" обжалует в суде решение Евросоюза внести компанию в санкционный список как необоснованное. По мнению еврочиновников, продукция концерна имеет отношение к катастрофе малайзийского Boeing MH-17 над Украиной. Однако, подчеркивают в "Алмаз-Антее", с момента создания в 2002 году концерн не поставлял оружие в эту страну.

Эксперты компании последовательно доказали, что если Boeing и был сбит с помощью зенитной системы, то это может быть только ракета 9М38М1 комплекса "Бук-М1". Производство этих ракет в России завершилось еще в 1999 году, то есть за три года до создания концерна. В вооруженных силах Украины такие комплексы и ракеты есть.

ТАСС публикует презентацию "Алмаз-Антея", в которой детально описана вероятная версия событий, произошедших в небе над Донецкой областью Украины 17 июля 2014 года.

Экипаж малайзийского Boeing, сбитого над Украиной, мог в последний момент заметить приближающуюся ракету зенитного комплекса "Бук-М1" - она взорвалась рядом с носом самолета, причем основной удар пришелся на место первого пилота, а правую часть кабины буквально отрезало от фюзеляжа. Такие выводы можно сделать из полной версии презентации концерна ПВО "Алмаз-Антей", которая есть в распоряжении ТАСС.

Полная версия показанной на брифинге 2 июня презентации "Алмаз-Антея" состоит из 53 слайдов и делится на три части. Документ содержит детальное моделирование встречи ракеты 9М38М1 комплекса "Бук-М1" с самолетом — приводится большое количество эксклюзивных фотографий, схем, цифр и другой информации. Также в документе есть рассекреченные данные о том, что происходит после подрыва боевой части ракеты такого типа и как распространяется облако поражающих элементов.

В первой части документа уточняется тип ракеты, ее боевая часть, а также название комплекса ПВО. "Алмаз-Антей" приводит фотографии, на которых показано, какие повреждения были нанесены ракетой комплекса "Бук-М1" специальной радиоуправляемой мишени в ходе испытаний. Хорошо видно, что повреждения, полученные мишенью и Boeing, идентичны. Также приводится подробная схема распространения осколков ракеты 9М38М1 - так называемый скальпель; уточняется тип поражающих элементов, их количество, форма боевой части и другие параметры.

Во второй части презентации представлены подробные схемы распространения поражающих элементов внутри самолета, в частности, точки их попадания в обшивку и элементы силовой конструкции кабины пилотов. Показан объем "разреза" на передней части самолета, который проделал "скальпель" ракеты комплекса "Бук-М1". На основе анализа повреждений специалисты концерна определили, как двигалась ракета относительно самолета в момент их встречи.

В третьей части приводится моделирование траектории полета ракеты и делается вывод о предполагаемом районе, где находился комплекс ПВО, запустивший ракету.

Анализ проведен на основе материалов предварительного отчета Международной комиссии и сведений, находящихся в свободном доступе.

С разрешения концерна ПВО "Алмаз-Антей" полная версия презентации публикуется на сайте ТАСС.

Как отметил гендиректор концерна Ян Новиков на брифинге в начале прошлой недели, когда презентация была впервые представлена российским и иностранным журналистам, моделирование аварии Boeing показывает, что продукция концерна не была причастна к катастрофе малайзийского самолета. Гендиректор концерна уточнил, что в России ракету 9М38М1 сняли с производства еще в 1999 году, тогда как сам концерн был сформирован только в 2002-м.

КРУШЕНИЕ BOEING ПОД ДОНЕЦКОМ

Пассажирский Boeing 777 "Малайзийских авиалиний", совершавший рейс по маршруту Амстердам - Куала-Лумпур, разбился 17 июля 2014 года в Донецкой области. Все находившиеся на его борту 298 человек погибли. Большинство пассажиров - 193 человека - были подданными Нидерландов.

Авиакатастрофа вошла в десятку крупнейших за всю историю авиации.

В начале сентября прошлого года Совет по безопасности Нидерландов опубликовал доклад с промежуточными результатами работы следственной комиссии, согласно которому авиалайнер развалился в воздухе из-за попадания в него множества объектов на большой скорости, при этом неполадок в системах лайнера или ошибок экипажа зафиксировано не было. Окончательный доклад планируется опубликовать в течение года после катастрофы.

(Продолжение. Начало здесь)

Рассуждения концерна базируются на нескольких ключевых элементах.

Первый ключевой элемент версии концерна — это исходные данные, взятые за основу всех последующих умозаключений, исследований, экспериментов и выводов. Достоверность данных напрямую определяет достоверность получаемых результатов.

— курс самолета — 115°;

— скорость: около 905 км/ч;

— высота полета: 33 000 футов (эшелон FL330), то есть около 10 060 м;

— географические координаты точки поражения самолета: 48°07’37.7’’ с. ш., 38°31’34.7’’ в. д.

— угол сноса: не учитывается (отсутствует).

Угол сноса возникает, когда на летящий самолет дует боковой ветер. Он сносит самолет в сторону от его заданного курса (заданной линии пути). Угол между заданным курсом и фактической траекторией полета, отличающейся от курса из-за воздействия ветра, и называется углом сноса. На практике самолет всегда летит туда, куда ему нужно, то есть траектория его полета совпадает с желательным направлением (линией заданного пути), но для парирования воздействия ветра самолет вынужден немного разворачиваться в сторону ветра на угол компенсации, совпадающий по значению с углом сноса. Соответственно, неучет (как и отсутствие) угла сноса означает либо полное отсутствие ветра, либо его полное совпадение с курсом самолета (ветер строго попутный или строго встречный).

Рис. 14. Иллюстрация угла сноса как разницы между линией заданного пути (вектором воздушной скорости) и фактической траекторией полета (вектором путевой скорости), возникающей из-за влияния ветра — верхний рисунок. Ниже показан совпадающий с углом сноса угол компенсации ветра, на который вынужден повернуться самолет относительно траектории полета, чтобы она совпадала с линией заданного пути.

Ошибки в исходных данных

— в горизонтальной плоскости 72–75 о ;

— в вертикальной плоскости 20–22 о .

С учетом всех возможных траекторных отклонений и любых случайных факторов это определило район пуска рядом с селом Зарощенское. До этого момента все в рассуждениях стройно, логично и понятно.

Однако уже через месяц, на пресс-конференции 2 июня 2015 года, концерн называет уже другие условия встречи в горизонтальной плоскости — 72–78 о .

Кроме расширения диапазона углов подлета ракеты к самолету в горизонтальной плоскости (на 3 о по азимуту) ничего не поменялось, включая методику расчетов. И так как условия подхода являются исходными данными для определения (методом обратного моделирования) района пуска, то он должен расшириться на запад, став больше по площади. Но район пуска не меняется. В презентации 2 июня с уже расширенным диапазоном углов подлета ракеты к самолету по азимуту район пуска по-прежнему тот же, что и в майской газетной публикации с более узким диапазоном углов.

Рис. 20. Глобальная карта ветров над Европой по состоянию на 12:00 UTC 17 июля 2014 года по данным GFS/NCEP/US National Weather Service. Согласно этим данным, в точке крушения рейса МН17 (отмечена красным крестиком) за 1 час 20 минут до трагедии дул ветер юго-западный (220°) ветер со скоростью 77 км/ч.

Это ошибка с серьезными последствиями. Угол сноса в действительности был не –4 о влево, а +4,26 о вправо от направления полета самолета, то есть суммарная ошибка концерна в определении угла сноса составила 8,26 о . И на эти 8,26 о соответственно смещаются все углы подлета ракеты по азимуту, перемещая за собой район пуска на карте (и местности) далеко на запад.

Влияние угла сноса на углы подлета ракеты по азимуту, приводящие к искомому району запуска зенитной ракеты, можно проиллюстрировать следующим образом.

Где здесь север?!

Рис. 22. На странице 33 предварительного отчета DSB рядом с графиками данных бортового параметрического самописца (FDR) написано, что Displayed Heading — магнитный курс.

В итоге ошибка в исходных данных получается больше, чем диапазон рассчитываемых величин, и это уже приговор полученным результатам. А мы тем временем переходим к главному.

Ошибки моделирования и первого натурного эксперимента

— в горизонтальной плоскости 72–78 о ;

— в вертикальной плоскости 20–22 о .

Главная проблема, с которой столкнулись экспериментаторы, заключалась в невозможности воспроизведения в условиях наземного полигона всех условий перехвата зенитной ракетой реального пассажирского самолета, летящего с крейсерской скоростью на 10-километровой высоте.

Небо и земля

Встреча ракеты и лайнера происходит на высоте, где атмосферное давление в разы меньше, чем на поверхности Земли. Самолет летит со скоростью 914 км/ч, ракета подлетает к нему на встречно-пересекающихся курсах со сверхзвуковой скоростью порядка 600–730 м/с (2160-2628 км/ч). Воспроизвести эти скорости на полигоне невозможно. А между тем это важно, потому что относительные скорости ракеты и лайнера добавляются к собственным скоростям осколков по закону сложения векторов (при этом скорость осколков в итоге может как увеличиться, так и уменьшиться).

Рис. 24. Связанная с самолетом система координат XYZ и углы подлета ракеты к самолету (угол возвышения и азимут), используемые для описания условий встречи ракеты с самолетом. Иллюстрация из Приложения Z к Итоговому отчету DSB.

Boeing-767 отличается от Boeing-777 не только одной цифрой в номере. Это совершенно другой самолет, в полтора раза меньший по размерам. Boeing-777-200 длиннее 767-го почти на 15 м, а его размах крыла больше на 13 м. Но главное — диаметр фюзеляжа у Boeing-777 более чем на метр больше, чем у Boeing-767 (6,19 против 5,03 м).

Рис. 27. Сравнение Boeing-767-200 с Boeing-777-200 в одном масштабе.

Второй этап испытаний прошел 7 октября.

Это был уже полноценный натурный эксперимент. Целью была проверка версии, озвученной в предварительном докладе международной комиссии о том, что запуск ракеты осуществлялся из района Снежное. Для этого был приобретён списанный самолёт Ил-86, максимально подходящий по аэродинамическим, техническим, физическим и целому ряду других параметров, как аналогичный по конструкции фюзеляжу Boeing-777.


Таким образом, натурный эксперимент не только опровергает версию голландцев относительно того, что ракета запускалась со стороны Снежного, но и тезис о том, что выстрел производился с использованием боеприпаса 9М38М1.



При подготовке к проведению натурного эксперимента Концерн был поставлен в очень жёсткие временные рамки. Было необходимо решить целый комплекс проблем – от поиска списанного самолёта до вопросов логистики, нужно было выбрать площадку для проведения эксперимента. Возможности закупить Boeing-777 с учётом объективных факторов – логистики и временных ограничений – просто не было. Тем не менее, фюзеляж самолета Ил-86 по конструкции в целом, а также по аэродинамическим, техническим, физическим и целому ряду других параметров, влияющих на чистоту эксперимента, аналогичен по конструкции и основным параметрам фюзеляжу Boeing-777. С учётом всех этих особенностей после проведения консультаций со специалистами, руководством Концерна было принято решение о покупке для проведения эксперимента списанного самолета Ил-86.

Джил Доггерти (сотрудница Международного центра обороны и безопасности) для CNN (перевод RT):

Кстати, к данной минуте представила свой отчёт и та самая международная экспертная группа. Первое, что обращает на себя внимание - совпадение результатов (с "Алмаз-Антеем") о характере применённого боеприпаса. Голландцы также заявляют о применении против авиалайнера ракеты 9М38, которая в России давно не используется. Однако голландские эксперты решили не идти до логического конца и объявили о том, что "не в курсе, откуда конкретно ракета была выпущена по "Боингу".

Потребуется дополнительное экспертно-криминалистическое расследование для определения места пуска. Такое расследование находится вне компетенции Совета Безопасности Нидерландов

Ну, если и целого года мало, так идите уже до конца - найдите в себе, господин Йустра, смелость обратиться к данным российских экспертов, которые не пожалели ни сил, ни средств для установления правды о катастрофе рейса MH-17. Или и дальше будете предпринимать нелепые попытки выгораживания истинных виновников трагедии.

Михаил Малышевский

Почти год назад российский концерн "Алмаз-Антей" устроил пресс-конференцию в день публикации первых итогов расследования катастрофы рейса MH17 Советом безопасности Нидерландов. 28 сентября 2016 года, когда свои выводы огласила уже Международная следственная группа, "Алмаз-Антей" опять поспешил изложить свои аргументы ровно в день публикации доклада.

Эта конференция была обставлена гораздо скромнее, чем прошлогодняя, "Алмаз-Антей", производящий среди прочего комплексы "Бук", на ней представлял советник главного конструктора концерна Михаил Малышевский.

Хотя он и привел несколько новых аргументов о ходе следствия, в целом выводы его концерна за год не изменились: голландские следователи используют неправильную технологию изучения повреждений самолета, подгоняя результат под вывод о том, что "Бук", сбивший лайнер, стрелял из района селения Снежное, которое в тот момент было под контролем пророссийских сепаратистов.

"Алмаз-Антей" еще год назад представил доклад, в котором содержались компьютерные расчеты, анализ фрагментов лайнера и результаты натурного эксперимента по подрыву боевой части ракеты возле кабины аналогичного по размерам самолета Ил-86. "Алмаз-Антей" настаивает на том, что ракета находилась под определенным углом и на определенном расстоянии от кабины, которые, учитывая траекторию полета ракеты, указывают на место пуска в районе селения Зарощенское.

По утверждению представителя "Алмаза" Малышевского, голландские следователи подгоняют свои расчеты под нужный результат

Впрочем, отвечая на вопросы журналистов, Малышевский сделал неожиданное признание, допустив, что ракету могли выпустить и по ошибке. "Потенциально такое возможно только при стечении обстоятельств, плохом обслуживании техники и неправильных действиях экипажа", - сказал он.

Правда, это допущение не меняет общего заключения представителя концерна, согласно которому "Бук" стрелял из района Зарощенского, который, по его мнению, контролировался украинцами.

Международная следственная группа настаивает на том, что этот район на момент крушения самолета находился под контролем вооруженных формирований, называющих себя силами ДНР. В подтверждение следователи предоставили перехваченную запись разговора представителей "народных республик" на востоке Украины.

Вместе с Малышевским в среду вечером в пресс-центр приехал замглавного конструктора трассового радиолокационного комплекса "Утес-Т" Лианозовского электромеханического завода Виктор Мещеряков. Это предприятие входит в состав концерна.

Радар и пустота

За два дня до публикации доклада министерство обороны России на брифинге объявило об обнаружении новых доказательств того, что малайзийский "Боинг" не мог быть сбит ракетой, запущенной из района селения Снежное.

Мещеряков проиллюстрировал свое выступление внимком экрана радара

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

Конец истории Подкаст

В качестве доказательства были предоставлены записи показаний трассовой радиолокационной станции "Утес-Т", установленной в поселке Усть-Донецкий под Ростовом-на-Дону и осуществлявшей слежение за воздушным пространством у западной границы России в день гибели самолета - 17 июля 2014 года. Эта станция предназначена для управления полетами гражданской авиации.

"Вблизи малайзийского самолета усть-донецкий локатор не наблюдал никаких сторонних объектов, которые могли бы стать причиной его разрушения", - сказал тогда Виктор Мещеряков.

Это заявление показалось странным, поскольку до этого Россия выдвигала несколько различных версий гибели лайнера, каждая из которых предусматривала наличие в небе некоего летящего объекта помимо самого "Боинга" - либо ракеты, либо украинского военного самолета.

В день публикации выводов Международной следственной группы Мещеряков выступил со вторым докладом. В нем он, во-первых, объяснил принцип действия радара, а во-вторых, сделал вывод о том, что отсутствие объектов на этих записях как раз доказывает, что ракета могла быть выпущена из района селения Зарощенское.

Эффект Допплера

По словам Виктора Мещерякова, радар "Утес-Т", расположенный в поселке Усть-Донецкий, относительно точки поражения самолета находился в таком месте, что ракета, летящая из Снежного, фактически двигалась бы от него в сторону "Боинга". Пуск из Зарощенского должен был бы производиться почти под прямым углом к линии, соединяющей радар с самолетом.

Во-первых, как рассказал Мещеряков, ракета, летящая от радара, была бы лучше всего на нем заметна из-за высокой "эффективной площади рассеивания".

Во-вторых, радар "Утес-Т", как рассказал Мещеряков, оснащен системой селекции движущихся целей, которая позволяет отслеживать летящие объекты на фоне облаков.

Эта система, использующая эффект Допплера, то есть изменение частоты сигнала по мере удаления или приближения цели к локатору, не сможет отследить цель, которая в процессе движения не приближается и не удаляется от радара, например, летит перпендикулярно по отношению к направлению его излучения.

"Такой объект система СДЦ считает неподвижным и вырезает его. На экране вы его также не увидите", - заявил Мещеряков.

Соответственно, делает вывод представитель концерна, ракета, пущенная с юга, где, в районе Зарощенского, по утверждению российской стороны, мог находиться украинский "Бук", была бы не видна радару, а если бы ее пустили из района селения Снежное, вдоль по направлению сигнала радара, то она была бы очень хорошо заметна.

Тот факт, что этот аргумент появился только теперь, когда Международная следственная группа подготовила доклад о крушении "Боинга", он объяснил тем, что эта информация содержалась в памяти радара и о ее существовании не знали в Росавиации, которая сразу после катастрофы передала минобороны данные своих локаторов, среди которых не было этих.

Официальная Россия

Песков: делать выводы о причинах крушения MH17 рано

На доклад Международной следственной группы уже поступила реакция от российских официальных лиц.

Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков в интервью Би-би-си заявил, что доклад нельзя считать "окончательной правдой".

Официальный представитель министерства иностранных дел России Мария Захарова заявила, что голландская прокуратура, занимающаяся расследованием катастрофы самолета "Боинг-777" на востоке Украины, самовольно назначила виновных и выдумывает желаемые результаты, а само следствие является предвзятым и политически мотивированным.

"Россия изначально предлагала работать совместно и опираться только на факты. Вместо этого международные следователи отстранили Москву от полноценного участия в следственном процессе, отведя нашим усилиям лишь второстепенную роль. Звучит как злая шутка, но Украину при этом они сделали полноправным членом следственной группы, подарив ей возможность подделывать доказательства и оборачивать дело в свою пользу", - сказала Захарова.

Министерство обороны России заявило, что российские зенитно-ракетные комплексы никогда не пересекали российско-украинскую границу.

"Никакие российские зенитные ракетные комплексы, и в том числе "Бук", российско-украинскую границу никогда не пересекали. Об этом мы ответственно заявили сразу же после катастрофы 17 июля 2014 года", - заявил в среду вечером представитель минобороны России генерал Игорь Конашенков.

Читайте также: