Доклад с презентацией на тему современный урок в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

2 Перед образовательной системой страны стоит непростая задача: формирование и развитие мобильной самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни.

3 По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

4 Современный урок –урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам, личности ребенка, его родителей, общества, государства. Современный урок – урок актуальный для настоящего времени

5 РЕСУРСЫ современного урока

6 Человеческие ресурсы УЧИТЕЛЬ УЧЕНИКИ РОДИТЕЛИ

7 Методические ресурсы Формы Технологии Содержание Методы Приемы

8 Технологические ресурсы ИКТ Развивающееобучение Проектнаядеятельность Модульноеобучение Интерактивнаядоска Здоровьесберегающиетехнологии

9 Способы организации учебного процесса: наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу; включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

10 Характеристика современного урока УРОК Создание условий для формирования компетенций ребенка Использование образовательных технологий Практический, деятельностный подход Самостоятельная работа ученика, а не учителя Личностно- ориентированный, индивидуальный характер Компоненты содержания: знания, умения, навыки, творческая деятельность, эмоционально- ценностный опыт

11 ЛИЧНОСТНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ Универсальные учебные действия, формируемые на уроке в начальной школе КОММУНИКАТИВН ЫЕ

12 I этап. Организация класса (орг.момент) II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение) III этап. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи). IV этап. Открытие нового знания. V этап. Первичное закрепление. VI этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль. VII этап. Включение нового знания в систему знаний и повторение. VII этап. Рефлексия деятельности ( итог урока). Структура урока в начальных классах

17 V. Первичное закрепление. Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. 4-5 минут Способы: фронтальная работа, работа в парах; Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий. выполнение заданий с проговариванием в громкой речи ФГОС

18 VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. 4-5 минут Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий). Выполняется письменно. Методы: самоконтроль, самооценка. ФГОС

19 VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение. 7-8 минут Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие. Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее. ФГОС

20 VIII.Рефлексия деятельности (итог урока). Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. 2-3 минуты Вопросы: - Какую задачу ставили? - Удалось решить поставленную задачу? - Каким способом? - Какие получили результаты? - Что нужно сделать ещё? - Где можно применить новые знания? ФГОС

21 Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения: 1. Урок изучения нового. 2. Урок закрепления знаний. 3. Урок комплексного применения знаний. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. 4. Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему. 5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, смотр знаний и т.д. Имеет цель- определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Современный урок в начальной школе

Описание презентации по отдельным слайдам:

Современный урок в начальной школе

Современный урок в начальной школе

Современный урок Современный урок – урок, актуальный для настоящего времени.

Современный урок Современный урок – урок, актуальный для настоящего времени. Современный урок – урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам личности ребенка, его родителей, общества, государства.

Выделяют три постулата современного урока: • урок есть открытие истины, поис.

Выделяют три постулата современного урока: • урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя; • урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры; • человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.


Человеческие ресурсы УЧИТЕЛЬ УЧЕНИКИ РОДИТЕЛИ

Человеческие ресурсы УЧИТЕЛЬ УЧЕНИКИ РОДИТЕЛИ

Методические ресурсы Формы Содержание Приемы Технологии Методы

Методические ресурсы Формы Содержание Приемы Технологии Методы


Модели современного урока традиционная деятельностная развивающая компоненты.

Модели современного урока традиционная деятельностная развивающая компоненты триединая цель урока; - план-конспект; - фронтальная форма обучения; - методы и приемы обучения; - типы уроков и другие - ориентация на развитие личности - ключевые и базовые компетентности; - практический опыт ребенка; проектирование урока; разнообразные формы обучения - технологическая карта урока инновационная

Позиция ученика: пассивность, объект деятельности учителя Позиция ученика: ак.

Применение новейших информационных технологий Свобода в выборе типа и структу.

Применение новейших информационных технологий Свобода в выборе типа и структуры урока Формирование потребности учащихся в познании и умений учиться (ОУУ) Технологичность обучения Применение идей личностно-ориентированного и личностно-развивающего обучения Тщательное проектирование урока в процессе его подготовки Тенденции развития современного урока

Личностно ориентированный, индивидуальный характер Создание условий для разви.

Личностно ориентированный, индивидуальный характер Создание условий для развития ребенка Главное – самостоятельная работа учащихся, а не учителя использование образовательных технологий Характеристика современного урока Четыре компонента содержания: Знания Умения, Навыки Творческая деятельность Эмоционально-ценностный опыт практический, деятельностный характер Урок

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация "Современный урок". Данная презентация может познакомить учителя со структурой урока в начальной школе.С cистемно -деятельностным подходом в обучении.С основными требованиями при подготовке к уроку, с техникой и формами проведения урока. В данной презентации указаны наиболее успешные, для меня, формы организации урока.Приведены примеры.Все это делает урок более ярким и профессиональным

Современный урок

имеющий непосредственное отношение

к интересам личности ребенка,

его родителей, общества, государства.

Структура урока в начальных классах I этап. Организация класса (орг.момент) II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение) III этап. Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала) IV этап. Применение полученных знаний и умений (решение учебных задач) V этап. Рефлексия. Итог урока

Структура урока в начальных классах

I этап. Организация класса (орг.момент)

II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)

III этап. Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала)

IV этап. Применение полученных знаний и умений (решение учебных задач)

V этап. Рефлексия. Итог урока

Выделяют три постулата современного урока:

Выделяют три постулата современного урока:

  • Учитель – не единственное действующее лицо на уроке
  • Монологическое объяснение и требование воспроизвести сказанное-не единственный метод в обучении
  • Не ученик существует для предмета, а предмет для ученика

Системно-деятельностный подход

Системно-деятельностный подход

Системно-деятельностный подход

Основные требования к подготовке и организации современного урока

*обеспечить охрану здоровья школьников;

*использование технических средств;

*подготовка дидактического материала;

*разнообразить типы уроков;

*укреплять самостоятельную работу учащихся на уроке

Требования к технике проведения урока

Требования к технике проведения урока

Модели современного урока

Инновационная

Традиционная

Развивающая

деятельностная

Ключевые и базовые компетентности

Разнообразные формы обучения

Технологическая карта урока

Практический опыт деятельности

Триединая цель урока

Преобладающая фронтальная форма обучения

Методы и приемы обучения

Применение новейших информационных технологий Разнообразие типов урока Формирование потребности учащихся в познании и умений учиться Тенденции развития современного урока Тщательное проектирование урока в процессе его подготовки Свобода в выборе структуры урока Технологичность обучения Применение идей личностно-ориентированного и личностно-развивающего обучения

информационных

Разнообразие

типов урока

Формирование

потребности

учащихся в познании

и умений учиться

Тенденции развития современного урока

проектирование

урока в процессе

его подготовки

выборе структуры

Технологичность

Применение идей

личностно-ориентированного

и личностно-развивающего

Техника проведения урока

Техника проведения урока

Формы организации урока Индивидуальная Групповая , парная , дифференцированно-групповая … Фронтальная

Формы организации урока

Индивидуальная

дифференцированно-групповая …

Ребенок на современном уроке Цель- готовность к саморазвитию Умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям 1 Умение ставить перед собой цель, принимать решения 2 Умение самостоятельно находить выход в нестандартной ситуации 3 Умение проконтролировать себя, свои собственные действия 4 Умение адекватно оценить свои действия, выявить и скорректировать 5 Умение согласовывать свою позицию с другими людьми 6

Ребенок на современном уроке Цель- готовность к саморазвитию

Умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям

Умение ставить перед собой цель, принимать решения

Умение самостоятельно находить выход в нестандартной ситуации

Умение проконтролировать себя, свои собственные действия

Умение адекватно оценить свои действия, выявить и скорректировать

Умение согласовывать свою позицию с другими людьми

Традиционный урок Современный урок При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации При подготовке к уроку учитель использует интернет – ресурсы , материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами Объяснение и закрепление учебно го материала .Большое количество времени занимает роль учителя Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины урока) Главная цель учителя на уроке – успеть выполнить все , что запланировано Организовать деятельность детей: -по поиску и обработке информации ; Формулировки :решите , спишите, сравните , найдите , выпишите и т.д. Обобщению способов действия; Формулировки :проанализируйте , докажите , сравните ,создайте схему , продолжите , сделайте вывод , выберите решение или способ решения , оцените , измените , придумайте и т.д. -постановке учебной задачи и т.д.

Традиционный урок Современный урок

При подготовке к уроку учитель

использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель

использует интернет – ресурсы , материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Объяснение и закрепление учебно го материала .Большое количество времени занимает роль учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины урока)

Главная цель учителя на уроке – успеть выполнить все , что запланировано

Организовать деятельность детей:

-по поиску и обработке информации ;

Формулировки :решите , спишите, сравните , найдите , выпишите и т.д.

Формулировки :проанализируйте , докажите , сравните ,создайте схему , продолжите , сделайте вывод , выберите решение или способ решения , оцените , измените , придумайте и т.д.

-постановке учебной задачи и т.д.

Основная оценка – оценка учителя Ориентир на самооценку обучающихся, формирование адекватной самооценки Материал однотипный Материал разного типа , вида и формы Преобладают задачи , упражнения выполняемые по образцу (алгоритму) Преобладают проблемные , неоднозначные задания Материал практически не отражает различные источники Имеется специальный вид материала : справочно – информационный и самообразовательный Доля творческих заданий мала (это дополнительный материал для ,,сильных ” учеников ) Большое количество творческих заданий или заданий с творческим продолжением

Основная оценка – оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающихся, формирование адекватной самооценки

Материал однотипный

Материал разного типа , вида и формы

Преобладают задачи , упражнения выполняемые по образцу (алгоритму)

Преобладают проблемные , неоднозначные задания

Материал практически не отражает различные источники

Имеется специальный вид материала : справочно – информационный и самообразовательный

Доля творческих заданий мала (это дополнительный материал для ,,сильных ” учеников )

Большое количество творческих заданий или заданий с творческим продолжением

Чаще фронтальная или самостоятельная работа Используется материал , рассчитанный на различные виды взаимодействия учащихся по ходу урока ( работа в парах, группах ) Класс делится учителем на ,, сильных”, ,,средних ”, ,,слабых” Разноуровневые задания различной степени сложности для реализации выбора

Чаще фронтальная или самостоятельная работа

Используется материал , рассчитанный на различные виды взаимодействия учащихся по ходу урока ( работа в парах, группах )

Класс делится учителем на

,, сильных”, ,,средних ”, ,,слабых”

Разноуровневые задания различной степени сложности для реализации выбора

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

три основные группы результатов

  • ценностно-смысловая;
  • в социальных ролях и меж-

связь между целью (ре-

речевые навыки и

общеучебные, в т.ч – знако-

кие, постановка и решение

Основы системы научных

Предметные и метапредметные действия с учебным материалом

    Дети информированы, но бессистемно

  • Требуется изменение содержания
  • Требуется изменение методики (проблемно-диалогическая технология – дети участвуют в обсуждении) Требуется изменение методики (от интересного не устают)

В чем причина информированности современных детей?

Непосредственный опыт общения с окружающим миром

Опосредованный, но к сожалению бессистемный опыт, полученный из телевизора.

Как проходит обычный урок

Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.

Системно - деятельностный подход

Основной результат – развитие личности на основе деятельности по преобразованию

внешней предметной деятельности во внутреннюю

Основная педагогическая задача: создание и организация условий, инициирующих детское действие

Вектор смещения акцентов нового стандарта

становление ученического сообщества,

формирование универсальных способов действий

    Современный урок –урок действенный,

имеющий непосредственное отношение

к интересам, личности ребенка,

его родителей, общества, государства.

    Современный урок – урок актуальный для настоящего времени

  • урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя;
  • урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;
  • человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.

РЕСУРСЫ современного урока

  • МЕТОДИЧЕСКИЕ
  • ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ
  • ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ

Модели современного урока

Триединая цель урока

Преобладающая фронтальная форма обучения

Методы и приемы обучения

Ключевые и базовые компетентности

Разнообразные формы обучения

Технологическая карта урока

Практический опыт деятельности

ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО УРОКА

Создание условий для формирования компетенций ребенка

Использование образовательных технологий

Практический, деятельностный подход

Самостоятельная работа ученика, а не учителя

Личностно-ориентированный, индивидуальный характер

Компоненты содержания: знания, умения, навыки, творческая деятельность, эмоционально- ценностный опыт

учащихся в познании

и умений учиться

урока в процессе

Тенденции развития современного урока

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ УРОКОВ ОСТАЛИСЬ ПРЕЖНИМИ, НО В НИХ ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ:

1. Урок изучения нового.

2. Урок закрепления знаний.

3. Урок комплексного применения знаний.

Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия,

исследовательская работа, учебный и трудовой практикум.

Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний

Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

4. Урок обобщения и систематизации знаний.

Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет цель- определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Концепция модернизации российского образования определяет цели общего образования. Основные из них обусловлены необходимостью формирования у выпускника общеобразовательной школы целостной системы универсальных знаний, умений и навыков самостоятельной деятельности, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

Основные задачи начального общего образования: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного отношения к себе и окружающим. Решение этих задач возможно, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия. И одно из этих условий – личностно-ориентированный подход к ребёнку с опорой на его жизненный опыт, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество содержания образования.

Исходя из поставленных задач, мне, как современному учителю, следует не только давать обучающимся образование в виде системы знаний, умений и навыков, а, в большей степени, развивать познавательные и креативные возможности детей, воспитывать творческую личность, которая в будущем сможет успешно реализовать свои возможности.

Для реализации образовательных задач, возникла необходимость изменения атмосферы занятий, учебного содержания, да и традиционную методику преподавания, в основном, приходится перестраивать этап урока – введение нового материала. Ученики хотят и должны открывать знания, а не получать их в готовом виде.

Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности ученика, не отвечающий современным условиям жизни. Появилась необходимость внедрения в свою педагогическую практику инновационных технологий, как: (Перечень педагогических технологий, применяемых мною)

Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:

Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса:

Технология уровневой дифференциации обучения

Технология развивающего обучения:

Система развивающего обучения Л. В. Занкова

Общие основы технологий развивающего обучения

Здоровьесберегающая технология

В сценарий урока могут включаться элементы различных современных образовательных технологий : (Таблица № 1)

Огромную положительную роль в современной образовательной системе играет использование информационно-компьютерной технологии. Широкое применение информационных компьютерных технологий в нашей школе существенно улучшает положительную динамику в обучении детей, их качественную составляющую. Конечно же, происходит это при условии грамотного использования компьютерной и мультимедийной техники.

В моей практике уже сформировались основные направления применения ИКТ:

подготовка дидактического материала для учебно – воспитательного процесса (печатные материалы, электронные книги, обучающие аудио и видео материалы, собственные презентации к урокам и уроки с применением интерактивной доски);

создание собственного классного блога и персонального сайта для общения с коллегами, родителями и учащимися;

ведение электронного журнала, документации учителя и классного руководителя;

участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах учителя и учеников;

изучение основ информатики и вычислительной техники;

составление отчётов, графиков, диаграмм;

тестирование по предметам, проверка техники чтения;

поиск и использование информации из Интернета для подготовки уроков, проектно-исследовательских работ, практических работ по окружающему миру, для внеклассной и воспитательной работы;

проведение родительских собраний и лекториев;

воспитательные события и социальные проекты;

музейные уроки, виртуальные путешествия, посещения музеев;

тренажёры по предметам, тестирования;

развивающие игры по предметам;

Применение различных технологий и информационно-компьютерной, в особенности, сопровождаю обязательно в комплексе со здоровьесберегающей технологией (физминутки, гимнастики для глаз, слуха, упражнения на релаксацию, танцевально-ритмические паузы под музыку, оздоровительные игры на переменах, рефлексии), так как формирование ответственного отношения к здоровью подрастающего поколения – важнейшее и необходимое условие успешности современного человека. Данная технология проходит красной линией через все этапы урока.

Уверена, что здоровый ребёнок – это комплекс физического, психического и социального благополучия. Для укрепления психического здоровья учащихся использую аутогенную тренировку (самовнушение), упражнения на снятие нервного напряжения, на развитие эмоциональной сферы.

Помогает мне и опыт коллег, который я изучаю во время курсовой переподготовки, посещая уроки в других школах по разным программам, общаясь с коллегами на форумах и чатах Интернета. Своим кумиром считаю педагога с большой буквы Шалву Александровича Амонашвили с его гуманно-личностной педагогикой.

Считаю, что процесс обучения должен строиться с применением современных образовательных технологий и сочетаться с процессом воспитания, ведь безнравственная бездуховная личность, вооружённая знаниями, может оказаться опасной для общества.

В моей педагогической деятельности применение современных образовательных технологий и методов педагогической диагностики подняло учащихся на более качественную ступень формирования индивидуальной личности, об этом свидетельствуют результаты:

административных контрольных работ;

областного мониторинга – выше средних показателей района и области;

стабильно высокое качество знаний по предметам (89 – 93%), 100% уровень обученности учащихся в классе;

преобладание учебно-познавательных мотивов;

систематическое участие и победы в конкурсах и олимпиадах всех уровней;

участие и победы в научно-практических конференциях и социальных проектах

В завершении хочу ещё раз подчеркнуть, что все современные технологии, а компьютерная, в особенности, может стать в образовании и тренажёром, и средством контроля, средством подвижной наглядности и мониторинга, хранителем и распространителем информации. При грамотном применении информационно-коммуникативной технологии существенно повышается эффективность обучения, культура урока, формируются интерес к предмету, а, значит, образование младших школьников становится качественным, отвечающим требованиям новых образовательных стандартов.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.

Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996.

Читайте также: