Доклад с презентацией на тему современный урок в начальной школе
Обновлено: 05.07.2024
2 Перед образовательной системой страны стоит непростая задача: формирование и развитие мобильной самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни.
3 По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
4 Современный урок –урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам, личности ребенка, его родителей, общества, государства. Современный урок – урок актуальный для настоящего времени
5 РЕСУРСЫ современного урока
6 Человеческие ресурсы УЧИТЕЛЬ УЧЕНИКИ РОДИТЕЛИ
7 Методические ресурсы Формы Технологии Содержание Методы Приемы
8 Технологические ресурсы ИКТ Развивающееобучение Проектнаядеятельность Модульноеобучение Интерактивнаядоска Здоровьесберегающиетехнологии
9 Способы организации учебного процесса: наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу; включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
10 Характеристика современного урока УРОК Создание условий для формирования компетенций ребенка Использование образовательных технологий Практический, деятельностный подход Самостоятельная работа ученика, а не учителя Личностно- ориентированный, индивидуальный характер Компоненты содержания: знания, умения, навыки, творческая деятельность, эмоционально- ценностный опыт
11 ЛИЧНОСТНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ Универсальные учебные действия, формируемые на уроке в начальной школе КОММУНИКАТИВН ЫЕ
12 I этап. Организация класса (орг.момент) II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение) III этап. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи). IV этап. Открытие нового знания. V этап. Первичное закрепление. VI этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль. VII этап. Включение нового знания в систему знаний и повторение. VII этап. Рефлексия деятельности ( итог урока). Структура урока в начальных классах
17 V. Первичное закрепление. Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. 4-5 минут Способы: фронтальная работа, работа в парах; Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий. выполнение заданий с проговариванием в громкой речи ФГОС
18 VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. 4-5 минут Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий). Выполняется письменно. Методы: самоконтроль, самооценка. ФГОС
19 VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение. 7-8 минут Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие. Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее. ФГОС
20 VIII.Рефлексия деятельности (итог урока). Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. 2-3 минуты Вопросы: - Какую задачу ставили? - Удалось решить поставленную задачу? - Каким способом? - Какие получили результаты? - Что нужно сделать ещё? - Где можно применить новые знания? ФГОС
21 Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения: 1. Урок изучения нового. 2. Урок закрепления знаний. 3. Урок комплексного применения знаний. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. 4. Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему. 5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, смотр знаний и т.д. Имеет цель- определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
Современный урок в начальной школе
Современный урок Современный урок – урок, актуальный для настоящего времени. Современный урок – урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам личности ребенка, его родителей, общества, государства.
Выделяют три постулата современного урока: • урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя; • урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры; • человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.
Человеческие ресурсы УЧИТЕЛЬ УЧЕНИКИ РОДИТЕЛИ
Методические ресурсы Формы Содержание Приемы Технологии Методы
Модели современного урока традиционная деятельностная развивающая компоненты триединая цель урока; - план-конспект; - фронтальная форма обучения; - методы и приемы обучения; - типы уроков и другие - ориентация на развитие личности - ключевые и базовые компетентности; - практический опыт ребенка; проектирование урока; разнообразные формы обучения - технологическая карта урока инновационная
Применение новейших информационных технологий Свобода в выборе типа и структуры урока Формирование потребности учащихся в познании и умений учиться (ОУУ) Технологичность обучения Применение идей личностно-ориентированного и личностно-развивающего обучения Тщательное проектирование урока в процессе его подготовки Тенденции развития современного урока
Личностно ориентированный, индивидуальный характер Создание условий для развития ребенка Главное – самостоятельная работа учащихся, а не учителя использование образовательных технологий Характеристика современного урока Четыре компонента содержания: Знания Умения, Навыки Творческая деятельность Эмоционально-ценностный опыт практический, деятельностный характер Урок
презентация "Современный урок". Данная презентация может познакомить учителя со структурой урока в начальной школе.С cистемно -деятельностным подходом в обучении.С основными требованиями при подготовке к уроку, с техникой и формами проведения урока. В данной презентации указаны наиболее успешные, для меня, формы организации урока.Приведены примеры.Все это делает урок более ярким и профессиональным
имеющий непосредственное отношение
к интересам личности ребенка,
его родителей, общества, государства.
Структура урока в начальных классах
I этап. Организация класса (орг.момент)
II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)
III этап. Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала)
IV этап. Применение полученных знаний и умений (решение учебных задач)
V этап. Рефлексия. Итог урока
Выделяют три постулата современного урока:
- Учитель – не единственное действующее лицо на уроке
- Монологическое объяснение и требование воспроизвести сказанное-не единственный метод в обучении
- Не ученик существует для предмета, а предмет для ученика
Системно-деятельностный подход
Системно-деятельностный подход
Основные требования к подготовке и организации современного урока
*обеспечить охрану здоровья школьников;
*использование технических средств;
*подготовка дидактического материала;
*разнообразить типы уроков;
*укреплять самостоятельную работу учащихся на уроке
Требования к технике проведения урока
Модели современного урока
Инновационная
Традиционная
Развивающая
деятельностная
Ключевые и базовые компетентности
Разнообразные формы обучения
Технологическая карта урока
Практический опыт деятельности
Триединая цель урока
Преобладающая фронтальная форма обучения
Методы и приемы обучения
информационных
Разнообразие
типов урока
Формирование
потребности
учащихся в познании
и умений учиться
Тенденции развития современного урока
проектирование
урока в процессе
его подготовки
выборе структуры
Технологичность
Применение идей
личностно-ориентированного
и личностно-развивающего
Техника проведения урока
Формы организации урока
Индивидуальная
дифференцированно-групповая …
Ребенок на современном уроке Цель- готовность к саморазвитию
Умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям
Умение ставить перед собой цель, принимать решения
Умение самостоятельно находить выход в нестандартной ситуации
Умение проконтролировать себя, свои собственные действия
Умение адекватно оценить свои действия, выявить и скорректировать
Умение согласовывать свою позицию с другими людьми
Традиционный урок Современный урок
При подготовке к уроку учитель
использует учебник и методические рекомендации
При подготовке к уроку учитель
использует интернет – ресурсы , материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами
Объяснение и закрепление учебно го материала .Большое количество времени занимает роль учителя
Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины урока)
Главная цель учителя на уроке – успеть выполнить все , что запланировано
Организовать деятельность детей:
-по поиску и обработке информации ;
Формулировки :решите , спишите, сравните , найдите , выпишите и т.д.
Формулировки :проанализируйте , докажите , сравните ,создайте схему , продолжите , сделайте вывод , выберите решение или способ решения , оцените , измените , придумайте и т.д.
-постановке учебной задачи и т.д.
Основная оценка – оценка учителя
Ориентир на самооценку обучающихся, формирование адекватной самооценки
Материал однотипный
Материал разного типа , вида и формы
Преобладают задачи , упражнения выполняемые по образцу (алгоритму)
Преобладают проблемные , неоднозначные задания
Материал практически не отражает различные источники
Имеется специальный вид материала : справочно – информационный и самообразовательный
Доля творческих заданий мала (это дополнительный материал для ,,сильных ” учеников )
Большое количество творческих заданий или заданий с творческим продолжением
Чаще фронтальная или самостоятельная работа
Используется материал , рассчитанный на различные виды взаимодействия учащихся по ходу урока ( работа в парах, группах )
Класс делится учителем на
,, сильных”, ,,средних ”, ,,слабых”
Разноуровневые задания различной степени сложности для реализации выбора
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Подписи к слайдам:
три основные группы результатов
- ценностно-смысловая;
- в социальных ролях и меж-
связь между целью (ре-
речевые навыки и
общеучебные, в т.ч – знако-
кие, постановка и решение
Основы системы научных
Предметные и метапредметные действия с учебным материалом
-
Дети информированы, но бессистемно
- Требуется изменение содержания
- Требуется изменение методики (проблемно-диалогическая технология – дети участвуют в обсуждении) Требуется изменение методики (от интересного не устают)
В чем причина информированности современных детей?
Непосредственный опыт общения с окружающим миром
Опосредованный, но к сожалению бессистемный опыт, полученный из телевизора.
Как проходит обычный урок
Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.
Системно - деятельностный подход
Основной результат – развитие личности на основе деятельности по преобразованию
внешней предметной деятельности во внутреннюю
Основная педагогическая задача: создание и организация условий, инициирующих детское действие
Вектор смещения акцентов нового стандарта
становление ученического сообщества,
формирование универсальных способов действий
-
Современный урок –урок действенный,
имеющий непосредственное отношение
к интересам, личности ребенка,
его родителей, общества, государства.
-
Современный урок – урок актуальный для настоящего времени
- урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя;
- урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;
- человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.
РЕСУРСЫ современного урока
- МЕТОДИЧЕСКИЕ
- ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ
- ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ
Модели современного урока
Триединая цель урока
Преобладающая фронтальная форма обучения
Методы и приемы обучения
Ключевые и базовые компетентности
Разнообразные формы обучения
Технологическая карта урока
Практический опыт деятельности
ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО УРОКА
Создание условий для формирования компетенций ребенка
Использование образовательных технологий
Практический, деятельностный подход
Самостоятельная работа ученика, а не учителя
Личностно-ориентированный, индивидуальный характер
Компоненты содержания: знания, умения, навыки, творческая деятельность, эмоционально- ценностный опыт
учащихся в познании
и умений учиться
урока в процессе
Тенденции развития современного урока
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ УРОКОВ ОСТАЛИСЬ ПРЕЖНИМИ, НО В НИХ ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ:
1. Урок изучения нового.
2. Урок закрепления знаний.
3. Урок комплексного применения знаний.
Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия,
исследовательская работа, учебный и трудовой практикум.
Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний
Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
4. Урок обобщения и систематизации знаний.
Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет цель- определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Концепция модернизации российского образования определяет цели общего образования. Основные из них обусловлены необходимостью формирования у выпускника общеобразовательной школы целостной системы универсальных знаний, умений и навыков самостоятельной деятельности, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
Основные задачи начального общего образования: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного отношения к себе и окружающим. Решение этих задач возможно, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия. И одно из этих условий – личностно-ориентированный подход к ребёнку с опорой на его жизненный опыт, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество содержания образования.
Исходя из поставленных задач, мне, как современному учителю, следует не только давать обучающимся образование в виде системы знаний, умений и навыков, а, в большей степени, развивать познавательные и креативные возможности детей, воспитывать творческую личность, которая в будущем сможет успешно реализовать свои возможности.
Для реализации образовательных задач, возникла необходимость изменения атмосферы занятий, учебного содержания, да и традиционную методику преподавания, в основном, приходится перестраивать этап урока – введение нового материала. Ученики хотят и должны открывать знания, а не получать их в готовом виде.
Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности ученика, не отвечающий современным условиям жизни. Появилась необходимость внедрения в свою педагогическую практику инновационных технологий, как: (Перечень педагогических технологий, применяемых мною)
Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:
Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса:
Технология уровневой дифференциации обучения
Технология развивающего обучения:
Система развивающего обучения Л. В. Занкова
Общие основы технологий развивающего обучения
Здоровьесберегающая технология
В сценарий урока могут включаться элементы различных современных образовательных технологий : (Таблица № 1)
Огромную положительную роль в современной образовательной системе играет использование информационно-компьютерной технологии. Широкое применение информационных компьютерных технологий в нашей школе существенно улучшает положительную динамику в обучении детей, их качественную составляющую. Конечно же, происходит это при условии грамотного использования компьютерной и мультимедийной техники.
В моей практике уже сформировались основные направления применения ИКТ:
подготовка дидактического материала для учебно – воспитательного процесса (печатные материалы, электронные книги, обучающие аудио и видео материалы, собственные презентации к урокам и уроки с применением интерактивной доски);
создание собственного классного блога и персонального сайта для общения с коллегами, родителями и учащимися;
ведение электронного журнала, документации учителя и классного руководителя;
участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах учителя и учеников;
изучение основ информатики и вычислительной техники;
составление отчётов, графиков, диаграмм;
тестирование по предметам, проверка техники чтения;
поиск и использование информации из Интернета для подготовки уроков, проектно-исследовательских работ, практических работ по окружающему миру, для внеклассной и воспитательной работы;
проведение родительских собраний и лекториев;
воспитательные события и социальные проекты;
музейные уроки, виртуальные путешествия, посещения музеев;
тренажёры по предметам, тестирования;
развивающие игры по предметам;
Применение различных технологий и информационно-компьютерной, в особенности, сопровождаю обязательно в комплексе со здоровьесберегающей технологией (физминутки, гимнастики для глаз, слуха, упражнения на релаксацию, танцевально-ритмические паузы под музыку, оздоровительные игры на переменах, рефлексии), так как формирование ответственного отношения к здоровью подрастающего поколения – важнейшее и необходимое условие успешности современного человека. Данная технология проходит красной линией через все этапы урока.
Уверена, что здоровый ребёнок – это комплекс физического, психического и социального благополучия. Для укрепления психического здоровья учащихся использую аутогенную тренировку (самовнушение), упражнения на снятие нервного напряжения, на развитие эмоциональной сферы.
Помогает мне и опыт коллег, который я изучаю во время курсовой переподготовки, посещая уроки в других школах по разным программам, общаясь с коллегами на форумах и чатах Интернета. Своим кумиром считаю педагога с большой буквы Шалву Александровича Амонашвили с его гуманно-личностной педагогикой.
Считаю, что процесс обучения должен строиться с применением современных образовательных технологий и сочетаться с процессом воспитания, ведь безнравственная бездуховная личность, вооружённая знаниями, может оказаться опасной для общества.
В моей педагогической деятельности применение современных образовательных технологий и методов педагогической диагностики подняло учащихся на более качественную ступень формирования индивидуальной личности, об этом свидетельствуют результаты:
административных контрольных работ;
областного мониторинга – выше средних показателей района и области;
стабильно высокое качество знаний по предметам (89 – 93%), 100% уровень обученности учащихся в классе;
преобладание учебно-познавательных мотивов;
систематическое участие и победы в конкурсах и олимпиадах всех уровней;
участие и победы в научно-практических конференциях и социальных проектах
В завершении хочу ещё раз подчеркнуть, что все современные технологии, а компьютерная, в особенности, может стать в образовании и тренажёром, и средством контроля, средством подвижной наглядности и мониторинга, хранителем и распространителем информации. При грамотном применении информационно-коммуникативной технологии существенно повышается эффективность обучения, культура урока, формируются интерес к предмету, а, значит, образование младших школьников становится качественным, отвечающим требованиям новых образовательных стандартов.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996.
Читайте также: