Центр психологической помощи мчс россии доклад
Обновлено: 04.07.2024
Рассказывается об организации психологической службы МЧС России. Рассмотрены ее основные задачи и направления работы. Особое внимание уделяется деятельности психологов МЧС по оказанию экстренной психологической помощи населению.
Разделы журнала: Экстренная психологическая помощь; Практика
Ключевые слова: психология экстремальных ситуаций; психологическая служба МЧС России; чрезвычайные ситуации; психологическая подготовка сотрудников МЧС; экстренная психологическая помощь
Психологическая служба МЧС России была создана в 1999 году, но идея о необходимости этого подразделения возникла в 1995 году во время ликвидации последствий разрушительного землетрясения в Нефтегорске Сахалинской области. Тогда руководство МЧС России задумалось о необходимости создания подразделения, специалисты которого работали бы с людьми, чьи родственники погибли или пострадали при чрезвычайных ситуациях, и поддерживали бы самих пострадавших. Эта идея воплотилась в сентябре 1999 года, когда был создан Центр экстренной психологической помощи МЧС России, в то время еще как филиал Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова, позже он получил самостоятельный статус. Именно 17 сентября принято считать днем создания Центра и психологической службы МЧС России в целом.
Довольно быстро стало понятно, что один Центр экстренной психологической помощи в Москве не удовлетворяет всем потребностям, и в 2003 году было принято решение объединить всех специалистов-психологов, которые работают в МЧС России, в единую службу, которая будет работать по одним и тем же высоким стандартом.
Сегодня психологическая служба объединяет сотрудников Центра экстренной психологической помощи и шести его филиалов, психологов в территориальных органах МЧС России, воинских частях, спасательных отрядах, пожарных частях, учебных заведениях, организациях и научно-исследовательских учреждениях МЧС России — всего более 700 человек.
С момента создания на психологическую службу МЧС России возложено две основные задачи. Первая характерна для силовых ведомств — задача психологического сопровождения деятельности личного состава МЧС России: спасателей, пожарных, врачей, летчиков и других. Это профессиональный отбор, психологическая подготовка, коррекция и восстановление психического здоровья, решение проблем, возникающих в связи с выполнением профессиональных обязанностей.
Вторая задача уникальна — оказание первой психологической помощи при чрезвычайных ситуациях. Оказание экстренной психологической помощи населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, является функцией МЧС России, утвержденной Указом Президента Российской Федерации. Это направление работы во многом предопределило формирование и развитие психологической службы министерства.
12 лет назад, когда экстренная психологическая помощь только начала формироваться как область прикладной психологии, специалисты много спорили, возможен ли вообще такой вид работы, насколько он будет эффективен. Сегодня оказание экстренной психологической помощи — это неотъемлемая составляющая мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Экстренная психологическая помощь сравнима со скорой медицинской — чем быстрее она будет оказана, тем больше шансов, что пострадавший человек сохранит свое психологическое здоровье и сможет вернуться к нормальной жизни. Именно поэтому психологи МЧС России прибывают в зону чрезвычайной ситуации одновременно со всеми оперативными службами и работают в круглосуточном режиме до окончания работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
В задачи психологов, которые работают в зоне чрезвычайной ситуации входит не только оказание экстренной психологической помощи, но и информационно-психологическая поддержка родственников погибших и пострадавших. Фактор неизвестности и информационного вакуума оказывает одно из самых пагубных воздействий на психику пострадавших людей.
Довольно долго экстренная психологическая помощь развивалась в рамках работ по ликвидации последствий крупных федеральных чрезвычайных ситуаций в России. А с 2008 года началось активное развитие региональной составляющей, специалисты психологической службы стали чаще выезжать на местные чрезвычайные ситуации, количество выездов растет в разы год от года.
В повседневной жизни психологи МЧС России решают широкий круг задач по трем основным направлениям, которые неразрывно связаны между собой: психологическая диагностика, подготовка, профилактика и реабилитация.
В рамках психодиагностического обеспечения проводятся различные исследования. Это и профессиональный психологический отбор, который позволяет оценивать степень соответствия кандидатов на работу в МЧС России к требованиям профессии. Это и динамическое наблюдение за психологическим состоянием сотрудников Министерства в период прохождения службы, работы или учебы, которое позволяет выявлять психологические последствия, связанные с профессиональной деятельностью. Такие обследования проводятся как в плановом режиме — раз в два года, так и после каждой крупной чрезвычайной ситуации. Кроме того, существует система социально-психологических исследований, которая позволяет оценить психологическое здоровье не только одного человека, но и коллектива в целом. Также психологи участвуют в работе аттестационных комиссий различного уровня.
Второе направление работы — это психологическая подготовка сотрудников МЧС России. Когда это направление работы только начинало развиваться, специалисты психологической службы столкнулись с рядом сложностей. Во-первых, те, на кого направлена система обучения, не имеют базового психологического образования, поэтому нужно было создать такую систему, которая позволяла бы в короткое время освоить специалисту достаточно большой объем специфических для него знаний и навыков. Во-вторых, психологические знания, которые нужны специалистам МЧС России для того, чтобы осуществлять свою профессиональную деятельность, находятся в совершенно разные сферах психологии. Курс психологической подготовки должен соответствовать двум запросам. Первый — что нужно сделать специалисту, чтобы в условиях экстремальной работы, самому остаться здоровым человеком. Второй — что нужно знать и уметь специалисту для того, чтобы общаться с людьми, с которыми он сталкивается в процессе профессионального взаимодействия. Это и коллеги, с которыми нужно уметь эффективно взаимодействовать, и пострадавшие в чрезвычайных ситуациях, находящиеся в сложном психологическом состоянии.
Ведущим специалистам психологической службы удалось учесть все эти аспекты и создать целостную и непрерывную систему психологической подготовки, позволяющей поддерживать необходимые для эффективной работы знания и навыки.
Следующее направление работы — профилактика и коррекция тех психологических проблем, которые возникают у специалистов в ходе их профессиональной деятельности в МЧС России. Система психологического сопровождения в большой мере направлена на профессиональный психологический отбор, диагностику, психологическую подготовку и профилактику, но, тем не менее, может возникать потребность и в коррекционных мероприятиях, поскольку специалисты экстремальных профессий сталкиваются с рядом психологических проблем, связанных с профессиональной деятельностью. Эти состояния требуют внимания специалиста в рамках коррекционной и реабилитационной работы.
Психологическая коррекция может происходить в разнообразных формах. Программа разрабатывается индивидуально, в зависимости от потребностей, которые определяются в ходе диагностических мероприятий. Наиболее часто коррекционные мероприятия происходят в виде индивидуальных консультаций с психологом или групповых занятий. Кроме того, психолог в коррекционной работе использует психофизиологическое оборудование, которое применяется как для профилактики функциональных расстройств, так и повышения резервных возможностей и восстановления организма.
Психологическая служба МЧС России постоянно развивается. За последние годы подготовлены нормативные документы по всем направлениям деятельности, создан методический инструментарий, появились стандарты в области психологической диагностики и подготовки.
Большая работа была направлена на решение задачи по материально-техническому обеспечению. Проведена и получила практическую реализацию научно-исследовательская работа по оснащению рабочих мест специалистов, в том числе комплектами оборудования для комнат психологической разгрузки. Создан комплект мобильного оборудования для работы в условиях чрезвычайных ситуаций, а специалисты службы теперь оснащаются специальной формой, которая разработана с учетом специфики деятельности психолога.
В ближайшие годы планируется развивать психологические службы в образовательных и медицинских учреждениях МЧС России. Для этого запланированы мероприятия по реализации программы психологической подготовки специалистов по единым стандартам, с применением современных информационных технологий. Запланирована серьезная методическая и научная деятельность в области коррекционной и реабилитационной работы.
Планируется также реализовать большой блок задач в области межведомственного и международного сотрудничества.
Для цитирования статьи:
Шойгу Ю. С. Организация деятельности психологической службы МЧС России // Национальный психологический журнал - 2012.- №1(7) -с.131-133.
Shoigu Y. S. (2012) Organization of the Russian Emergencies Ministry psychological services. National Psychological Journal, 1(7), 131-133
Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.
К сожалению, в мире регулярно происходят сотни чрезвычайных ситуаций. Это могут быть пожары, крупные ДТП, обрушение зданий и многое другое. Здоровье и жизнь людей в таких ситуациях полностью зависят от сотрудников спасательных служб, однако, не менее важным является психическое здоровье пострадавших и их родственников, свидетелей происшествия, а эта работа лежит на плечах психологов МЧС.
История центра психологической помощи
Еще в 1999 году на базе МЧС был создан центр экстренной психологической помощи МЧС России. Цель создания центра - обеспечение психологической поддержки как сотрудников МЧС, так и граждан, так или иначе пострадавших при чрезвычайной ситуации.
По словам руководителя центра Юлии Шойгу, причиной его создания послужило крупное землетрясение, из-за которого пострадало большое количество людей. В этой экстренной ситуации необходимость поддержки граждан, предотвращение паники, отчаяния, депрессий и других негативных последствий стресса было очевидным.
Начиная со дня основания, центр постоянно развивался. На сегодняшний день он насчитывает около 700 сотрудников, многие из которых имеют научную степень в области психологии и ведут научно-исследовательскую деятельность на базе центра.
Кроме того, филиалы были созданы во многих регионах страны. ЦЭПП МЧС сегодня - это центр поддержки граждан, сотрудников, организатор множества мероприятий по обучению и информированию граждан по вопросам поведения и оказания первой помочи при ЧС. Также организация проводит исследования в области психологии чрезвычайных ситуаций, что позволяет ей делать вклад в развитие психологии как науки.
Структура и контакты центра
Центр психологической помощи МЧС находится в Москве, по адресу: Угловой переулок, дом 27, строение 2. Обратиться сюда можно по телефону горячей линии, указанном на официальном сайте.
Сегодня, помимо Москвы, филиалы центра существуют еще в восьми регионах страны: на Дальнем Востоке в Хабаровском крае, в Сибири, на Урале, Нижнем Новгороде, Южный филиал в Ростове-на-Дону, Северо-Кавказский в городе Железноводске, а так же Северо-Западный и Крымский.
Создание каждого филиала обусловлено особенностями региона. Например, Сибирь и Дальний Восток - регионы с повышенной пожароопасностью, рисками потопов в период разлива крупных рек и большим расстоянием между населенными пунктами. Северо-Кавказский регион имеет другую специфику. Здесь существуют риски терактов, лавиноопасность в горной местности, большое количество крупных ДТП.
Интернет-служба для помощи гражданам
Кроме филиалов, существует так же интернет-служба экстренной психологической помощи МЧС. Это подразделение представляет собой штат специалистов, удаленно проводящих работы по помощи пострадавшим через сайт. Любой, зарегистрировавшийся пользователь, может получить консультацию психолога онлайн.
Служба предоставляет возможность пройти тестирование, ознакомиться с научными публикациями, получить рекомендации профессионального психолога. Кроме того, на сайте службы, практикующие психологи могут обмениваться опытом с сотрудниками центра психологической помощи МЧС.
Руководство
С 2002 года директором центра экстренной психологической помощи МЧС России является Ю. С. Шойгу. Под ее руководством прошла большая часть жизни организации. В региональных подразделениях руководство филиалами осуществляют:
- Фетисова Мария Петровна - Дальневосточный филиал;
- Ковалева Юлия Олеговна - Сибирский;
- Карапетян Лариса Владимировна - Уральское подразделение;
- Елизарьева Наталья Валентиновна - Приволжкий филиал;
- Джандубаев Александр Нурмагомедович - руководитель Южного подразделения;
- Кинасов Петр Рубенович -Северный Кавказ;
- Плотникова Елена Михайловна - Северо-Западный филиал;
- Пароль Дарья Александровна- начальник Крымского филиала.
Каждый начальник филиала несет ответственность перед головным центром в Москве и его руководителем Юлией Шойгу.
Направления деятельности центра: работа с сотрудниками
Одна из задач психолога МЧС состоит в поддержании психического здоровья и оказании помощи сотрудникам МЧС. Ежедневно спасатели, пожарные, пилоты вертолетов, врачи и многие другие сотрудники МЧС сталкиваются с огромным стрессом. Эти люди видят картины страшных аварий, пожаров, катастроф, от них зависят жизни людей.
Под воздействием такого психологического давления, даже подготовленный человек испытывает сильнейший стресс. И восстановление спасателей в таком случае - работа психологов.
При помощи накопленного опыта и знаний сотрудники центра проводят диагностику путем тестирования, личных бесед и применения технических средств. После выявленных проблем они начинают работу по реабилитации сотрудника МЧС.
Именно психологи участвуют в подборе персонала для проведения спасательных работ. Они определяют степень стрессоустойчивости, способность психики к восстановлению после пережитых потрясений. Они же проводят регулярные лекции и тренинги, мониторинг психологического благосостояния сотрудников, учат спасателей правильной реакции на те или иные раздражители. Раскрывают методики, благодаря которым спасатель может продолжать эффективно работать даже в самой опасной и стрессовой ситуации.
Таким образом, психологи являются тем фундаментом, на котором строится вся организация по работе в чрезвычайных ситуациях.
Оказание помощи гражданам
Вторая сторона работы психологов МЧС - это помощь гражданам, пострадавшим в ходе бедствия.
Ежедневно в стране и в мире происходят катастрофы различного характера, от которых страдает большое количество людей. От того как быстро этим пострадавшим будет оказана первая помощь, может зависеть их жизнь. Психологическая помощь также входит в комплекс этих работ.
Предотвращение паники, правильное и быстрое переключение реакции человека могут спасти его дальнейшую жизнь. Люди в прямом смысле слова, могут сойти с ума и получить тяжелые психологические травмы, став свидетелями страшных событий или потеряв в них близких. Такие травмы могут очень сильно изменить жизнь человека в худшую сторону.
Психологи прибывают на место происшествия вместе со всей спасательной группой и находятся на месте до окончания операции. Они проводят беседы как с пострадавшими в одной команде с врачами, так и с их родственниками. Стоит отметить, что правильное, корректное информирование о погибших и пострадавших, о подробностях происшествий - это неимоверно важная работа. Психологи работают, консультируя и информируя по телефону и при личных встречах в пунктах психологической помощи, которые открываются на местах происшествия.
Взаимодействие с гражданами
Центр психологической помощи - это открытая организация, призванная помогать гражданам. Она ведет активную деятельность и вне зон бедствий.
При поддержке Юлии Шойгу в 2015 году был создан проект "Научись спасать жизнь". В ходе проекта по всей стране в учебных заведениях и центрах общественной деятельности проводятся лекции и открытые уроки по оказанию первой помощи и правильному поведению в экстренной ситуации. Встречи проводятся сотрудниками МЧС. Цель проекта - показать людям, что от них зависит многое. Они могут спасти свою жизнь и жизни других людей.
Кроме того, на базе многих учебных заведений созданы отряды добровольцев, члены которых, проводят акции и встречи с гражданами, помогают в организации мероприятий от МЧС. Также добровольцы получают возможность пройти практику и стажировку на базе МЧС, а в дальнейшем могут трудоустроиться в МЧС России.
Помимо проведения регулярных образовательных мероприятий, центр психологической помощи МЧС оказывает поддержку граждан по телефону горячей линии круглосуточно. Любой человек, обратившейся за помощью, не останется без нее.
Международное сотрудничество и обмен опытом
Центр регулярно участвует в международных учениях и ликвидации чрезвычайных ситуаций по всему миру. Кроме того, сотрудники научно-исследовательского подразделения всегда открыты для обмена опытом в вопросах психологии чрезвычайных ситуаций с зарубежными коллегами.
Психологи МЧС активно развивают свою сферу как в России, так и за рубежом. Они принимают участие в семинарах и конференциях, а также предоставляют практическую помощь.
Психологи России также могут рассчитывать на сотрудничество. На сайте интернет службы или в подразделениях центра каждый практикующий психолог, студент или аспирант имеет возможность ознакомиться с научными исследованиями сотрудников организации, а также лично побеседовать с ними.
Специфика работы психолога МЧС
Психологи, работающие в центре - это люди с высокой степенью эмоциональной нагрузки и ответственности.
Чрезвычайные ситуации, происходят всегда неожиданно, и штатные психологи могут быть оторваны от работы или отдыха в любой момент. Сотрудники центра всегда должны быть готовы выехать на место происшествия в любое время день, кроме того, срок, на который продлятся работы, никогда не ограничен и заранее не определен.
Психологи МЧС - это люди, ставящие свой долг превыше личных интересов. Ведь от них зависят жизни людей. Кроме того, они сами должны уметь реагировать на страшные картины катастроф, с которыми могу столкнуться.
Заключение
За время существования центр психологической помощи провел тысячи бесед и образовательных акций, повысил культуру граждан в области ЧС. Психологи центра приняли участие в реабилитации пострадавших в сотнях аварий, пожарах и других бедствиях. Ни одно крупное ЧС не обошлось без участия психологов.
Трагедия в Кемерово, наводнения на Дальнем Востоке, обрушенные дома и теракты. Всегда устранение последствий сопровождается сотрудниками центра. Они обслуживают более сотни звонков граждан ежедневно, консультируют и помогают после ликвидации ЧС, на протяжении длительного времени осуществляют информирование граждан в каждой спасательной операции.
Психологическая служба МЧС России начинает свою историю в 1999 году с момента создания Центра экстренной психологической помощи МЧС России.
Центр экстренной психологической помощи МЧС России создан 17 сентября 1999 года. С 2002 года по настоящее время Центр экстренной психологической помощи МЧС России возглавляет кандидат психологических наук Юлия Сергеевна Шойгу.
На сегодняшний день сотрудниками организации являются более 350 специалистов, которые работают в Центре и его филиалах в Хабаровске, Красноярске, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Пятигорске, Севастополе, Санкт-Петербурге. Центр и его филиалы являются аттестованными аварийно-спасательными формированиями.
Центр экстренной психологической помощи осуществляет организационно-методическое руководство психологической службой МЧС России, координирует и осуществляет задачи по оказанию экстренной психологической помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях и реализует систему мероприятий по сохранению психического здоровья и психологического благополучия у специалистов, которые работают и служат в МЧС России.
Адрес: г. Москва, Угловой переулок, д. 27, стр. 2
Основные задачи Центра:
• Организационно-методическое руководство психологической службой МЧС России;
• Обеспечение деятельности личного состава МЧС России;
• Психологическое сопровождение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
• Научно-практическая деятельность в области психологии экстремальных ситуаций в рамках межведомственного и международного сотрудничества;
• Реализация социальных проектов с целью повышения культуры безопасности населения.
Психологическая служба МЧС России сегодня - это эффективная система сил и средств, включающая в себя более 900 высококвалифицированных специалистов: сотрудников Центра и восьми его филиалов, специалистов-психологов в территориальных органах, пожарных и спасательных отрядах, воинских частях, учебных заведениях и организациях МЧС России.
За более чем два десятилетия работы Центра экстренной психологической помощи МЧС России психологи помогли пострадавшим людям в более чем 130 крупных чрезвычайных ситуациях федерального масштаба, участвовали в десятках международных гуманитарных операций.
Создана уникальная система оказания экстренной психологической помощи пострадавшим, которая позволяет в короткие сроки и с высокой эффективностью оказывать экстренную психологическую помощь пострадавшим при ЧС различных масштабов, от локальных до международных.
17 сентября психологическая служба МЧС России и Центр экстренной психологической помощи празднуют важную профессиональную дату — 22 года со дня образования. Сегодня психологическая служба МЧС России — это более 800 специалистов во всех регионах нашей страны, которые каждую минуту готовы прийти на помощь людям, оказавшимся в беде.
За 22 года работы психологи МЧС России помогли пострадавшим людям в более 150 крупных чрезвычайных ситуациях федерального масштаба и гуманитарных операциях за рубежом. Среди них - происшествие в гимназии №175 г. Казани, крушение самолета Ан-26 в Камчатском крае, наводнение в Иркутской области, оказание психологической помощи населению на территории Нагорного Карабаха и многие другие.
Психологами МЧС России создана уникальная система оказания экстренной психологической помощи пострадавшим. Эта система позволяет в короткие сроки и с высокой эффективностью оказывать экстренную психологическую помощь при работе на ЧС различных масштабов — от локальных до международных.
Ежегодно психологи проводят более 230 тысяч мероприятий по сопровождению деятельности личного состава. Такие мероприятия позволяют специалистам эффективно выполнять профессиональные задачи при работе в условиях экстремальных нагрузок.
Психологи МЧС России вносят свой вклад в работу по предупреждению чрезвычайных ситуаций, продвигая в общество идеи культуры безопасности, оказания первой помощи и психологической поддержки, обновления школьного предмета ОБЖ и психологического просвещения.
Центр экстренной психологической помощи МЧС России является аттестованным аварийно-спасательным формированием, а также основоположником нового направления в психологической науке — экстремальной психологии. С 2016 года на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова открыта кафедра экстремальной психологии, которую возглавляет директор Центра Юлия Шойгу. Ежегодно лучшие выпускники этой кафедры пополняют ряды специалистов психологической службы.
Для кого работаем?
Во-первых, для нас, для самих сотрудников и работников МЧС. Для того, чтобы каждый понял, что не одинок, для того, чтобы можно было перенять у коллег какой-то опыт. Для руководителей разного уровня, которые способны своими решениями что-то изменить в лучшую сторону. Для каждого из нас – понимая некоторые нюансы работы коллег, мы становимся ближе друг к другу.
И третья цель, преследуемая нами – это наши потенциальные коллеги. Те, кто мечтает о профессии пожарного или спасателя, руководствуясь благородными целями и опираясь в своих стремлениях лишь на романтике профессии. Таких, к сожалению, приходит немало – тех, кто ошибочно представляет профессию чередой подвигов и признаний и неизбежно разочаровывается, сталкиваясь с тем, о чем невозможно узнать из фильмов и книг – с рутинной тяжелой работой, с равнодушием вместо ожидаемой благодарности, с зарплатой меньше той, на которую рассчитывали, наконец. Будет правильнее, если люди будут идти в профессию с реальными представлениями, без розовых очков. Тогда будет меньше разочарований и меньше случайных людей там, где от профессионализма зависит человеческая жизнь.
О профессии
Светлана, 33 года, психолог одного из отрядов государственной противопожарной службы. Стаж в должности – 10 лет.
— Откуда Вы пришли в профессию? Мечтали с детства или стечение обстоятельств? Почему психолог? Почему именно в МЧС?
— Сначала о профессии. Нет, я не могу сказать, что с самого детства мечтала стать психологом. Мечтала быть сначала учителем, затем врачом . Одно было понятно – я хочу работать с людьми, помогать им. В старших классах, когда пришла пора определяться с выбором института, с нами плотно работали психологи на предмет профориентации. И вот тогда-то я поняла, что вот оно – то, чем я хочу заниматься. Учиться на психолога я пошла целенаправленно. Уже в процессе учебы стало ясно, что мне интереснее работать со взрослыми людьми, с состоявшимися личностями. Преддипломную практику проходила в одном из подразделений МВД. Получила диплом и уже знала, в какой сфере искать работу своей мечты. У меня не было ни каких-то знакомств, ни блата, но была цель и было огромное желание. Я методично искала то, что хотела, наконец меня пригласили на собеседование в одно из подразделений пожарной охраны, дали направление, но честно предупредили, что я – одна из трех претенденток на эту должность. Но удача повернулась ко мне лицом – меня взяли.
— Конечно есть. При условии, что кандидат подходит под все требования к образованию, к состоянию здоровья. На должности младшего начальствующего состава – шансы довольно высокие, на офицерские – пониже. На некоторые должности шансы совсем крошечные. Это в основном должности, считающиеся женскими. Диспетчер, бухгалтер. Психолог относится к ним же. Сюда в основном берут своих же. Так что мне просто повезло.
Психологическая диагностика пожарных
— Каковы функциональные обязанности психолога МЧС? Чем вы занимаетесь?
— Работа психолога МЧС психолога включает в себя направления, которые условно можно разделить на две большие группы. Во-первых, это психологическое сопровождение личного состава МЧС, а во-вторых, оказание экстренной психологической помощи населению в чрезвычайных ситуациях.
— Давайте поподробнее о каждом направлении. Что значит психологическое сопровождение личного состава? Кого и куда вы сопровождаете?
— Сам термин дает довольно исчерпывающий ответ. Да, это именно сопровождение, психолог ведет каждого сотрудника на протяжении всего периода его службы. Все кандидаты на службу или работу проходят обязательное собеседование у психолога – это предварительный профессиональный отбор. Психодиагностика – каждый сотрудник с определенной периодичностью должен пройти тестирование для того, чтобы вовремя выявить нюансы, с которыми необходимо поработать. Психокоррекция – это как раз работа с теми нюансами, которые были выявлены на этапе психодиагностики.
— Второе направление работы психолога МЧС – оказание помощи населению
— Да, оказание экстренной психологической помощи населению в чрезвычайных ситуациях. Это направление сравнительно недавно ввели в функциональные обязанности психолога, в самом начале становления психологической службы в пожарной охране мы работали исключительно со своими сотрудниками.
— Стало сложнее?
— Конечно. Это два различных направления, работа с личным составом требует периодичности, регулярности, тщательности. Тогда как оказание экстренной психологической помощи населению предполагает мобильность, готовность в кратчайшие сроки выехать на место происшествия и работать там. Естественно, это ломает график работы с личным составом, восстановить который потом достаточно сложно. Судите сами – в отряде, где служу я, чуть больше тысячи человек. Почти ежедневно запланированы поездки в части. Вариантов немного – периодичность мероприятий я сократить не имею права, значит, необходимо сократить продолжительность, что не может не сказаться на качестве.
— Что для вас в вашей профессии самое трудное?
Кроме психологического напряжения от ожидания вызова, это определенные неудобства. Мы всегда должны быть на связи, мы не можем забыть или отключить на время телефон, мы всегда должны быть в зоне доступа, мы не можем выехать из города без предварительного согласования выезда с руководством.
Разговор с психологом
— А как ваши близкие относятся к вашей работе?
— С пониманием относятся, к счастью. Но совмещать семью и работу психолога МЧС получается не у всех. В большинстве своем на этой должности женщины. Мужчины – психологи есть, но это скорее исключение. Нередки случаи, когда после декрета сотрудница понимает – нужно делать выбор между работой и семьей – слишком много времени и душевных сил требует работа.
— Большая текучесть кадров среди психологов?
— Среди аттестованных психологов – сравнительно не велика. Прежде чем устроиться сюда, кандидат проходит жесткий отбор и чаще всего на этом этапе уже понимает, куда именно идет. Очень огорчает в этой связи отсутствие стабильности, перманентная угроза сокращения. Совсем сокращать должности психологов, конечно, никто не будет – сейчас все понимают необходимость в работе этих специалистов. Но введение гражданских должностей вместо аттестованных уже практикуется. И вот среди вольнонаемных психологов текучесть как раз высокая. Жесткие требования, напряженный график работы – а зарплата в два раза ниже, чем у аттестованных коллег.
— Нужно очень любить свою работу, чтобы работать при таких условиях?
— Я бы немного по-другому сформулировала – нужно иметь возможность любить работу при таких условиях. Не каждый может позволить себе роскошь работать в удовольствие, невзирая на размер зарплаты.
А любить свою работу необходимо при любой зарплате, иначе в профессии психолога работать не получится ни за какие деньги.
Видео
Читайте также: