Центр психологической помощи мчс россии доклад

Обновлено: 04.07.2024

Рассказывается об организации психологической службы МЧС России. Рассмотрены ее основные задачи и направления работы. Особое внимание уделяется деятельности психологов МЧС по оказанию экстренной психологической помощи населению.

Разделы журнала: Экстренная психологическая помощь; Практика

Ключевые слова: психология экстремальных ситуаций; психологическая служба МЧС России; чрезвычайные ситуации; психологическая подготовка сотрудников МЧС; экстренная психологическая помощь

Психологическая служба МЧС России была создана в 1999 году, но идея о необходимости этого подразде­ления возникла в 1995 году во время ликвидации последствий разруши­тельного землетрясения в Нефтегорске Сахалинской области. Тогда руко­водство МЧС России задумалось о не­обходимости создания подразделения, специалисты которого работали бы с людьми, чьи родственники погибли или пострадали при чрезвычайных ситуациях, и поддерживали бы самих пострадавших. Эта идея воплотилась в сентябре 1999 года, когда был создан Центр экстренной психологической помощи МЧС России, в то время еще как филиал Всероссийского центра экстренной и радиационной медици­ны им. А.М. Никифорова, позже он получил самостоятельный статус. Именно 17 сентября принято считать днем создания Центра и психологи­ческой службы МЧС России в целом.

Довольно быстро стало понятно, что один Центр экстренной психоло­гической помощи в Москве не удовлетворяет всем потребностям, и в 2003 году было принято решение объеди­нить всех специалистов-психологов, которые работают в МЧС России, в единую службу, которая будет работать по одним и тем же высоким стан­дартом.

Сегодня психологическая служба объединяет сотрудников Центра экст­ренной психологической помощи и шести его филиалов, психологов в тер­риториальных органах МЧС России, воинских частях, спасательных отря­дах, пожарных частях, учебных заведе­ниях, организациях и научно-исследо­вательских учреждениях МЧС России — всего более 700 человек.

С момента создания на психологи­ческую службу МЧС России возложе­но две основные задачи. Первая характерна для силовых ведомств — задача психологического сопровождения деятельности личного состава МЧС России: спасателей, пожарных, вра­чей, летчиков и других. Это профес­сиональный отбор, психологическая подготовка, коррекция и восстанов­ление психического здоровья, реше­ние проблем, возникающих в связи с выполнением профессиональных обязанностей.

Вторая задача уникальна — оказа­ние первой психологической помощи при чрезвычайных ситуациях. Оказа­ние экстренной психологической по­мощи населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, является функцией МЧС России, утвержден­ной Указом Президента Российской Федерации. Это направление работы во многом предопределило формиро­вание и развитие психологической службы министерства.

12 лет назад, когда экстренная пси­хологическая помощь только начала формироваться как область приклад­ной психологии, специалисты много спорили, возможен ли вообще такой вид работы, насколько он будет эффективен. Сегодня оказание экстрен­ной психологической помощи — это неотъемлемая составляющая мероп­риятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Экстренная психологическая по­мощь сравнима со скорой медицинс­кой — чем быстрее она будет оказана, тем больше шансов, что пострадав­ший человек сохранит свое психоло­гическое здоровье и сможет вернуть­ся к нормальной жизни. Именно по­этому психологи МЧС России прибывают в зону чрезвычайной си­туации одновременно со всеми опера­тивными службами и работают в круглосуточном режиме до окончания ра­бот по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

В задачи психологов, которые ра­ботают в зоне чрезвычайной ситуации входит не только оказание экстренной психологической помощи, но и инфор­мационно-психологическая поддержка родственников погибших и пострадав­ших. Фактор неизвестности и инфор­мационного вакуума оказывает одно из самых пагубных воздействий на психи­ку пострадавших людей.

Довольно долго экстренная психо­логическая помощь развивалась в рам­ках работ по ликвидации последствий крупных федеральных чрезвычайных ситуаций в России. А с 2008 года на­чалось активное развитие региональной составляющей, специалисты пси­хологической службы стали чаще вы­езжать на местные чрезвычайные ситуации, количество выездов растет в разы год от года.

В повседневной жизни психологи МЧС России решают широкий круг задач по трем основным направлени­ям, которые неразрывно связаны меж­ду собой: психологическая диагности­ка, подготовка, профилактика и реабилитация.

В рамках психодиагностического обеспечения проводятся различные исследования. Это и профессиональ­ный психологический отбор, который позволяет оценивать степень соответ­ствия кандидатов на работу в МЧС России к требованиям профессии. Это и динамическое наблюдение за психо­логическим состоянием сотрудников Министерства в период прохождения службы, работы или учебы, которое позволяет выявлять психологические последствия, связанные с профессио­нальной деятельностью. Такие обсле­дования проводятся как в плановом режиме — раз в два года, так и после каждой крупной чрезвычайной ситу­ации. Кроме того, существует система социально-психологических исследо­ваний, которая позволяет оценить психологическое здоровье не только одного человека, но и коллектива в целом. Также психологи участвуют в работе аттестационных комиссий раз­личного уровня.

Второе направление работы — это психологическая подготовка сотруд­ников МЧС России. Когда это направление работы только начинало разви­ваться, специалисты психологической службы столкнулись с рядом сложно­стей. Во-первых, те, на кого направ­лена система обучения, не имеют ба­зового психологического образования, поэтому нужно было создать такую систему, которая позволяла бы в ко­роткое время освоить специалисту до­статочно большой объем специфичес­ких для него знаний и навыков. Во-вторых, психологические знания, которые нужны специалистам МЧС России для того, чтобы осуществлять свою профессиональную деятель­ность, находятся в совершенно разные сферах психологии. Курс психологи­ческой подготовки должен соответствовать двум запросам. Первый — что нужно сделать специалисту, чтобы в условиях экстремальной работы, само­му остаться здоровым человеком. Вто­рой — что нужно знать и уметь специ­алисту для того, чтобы общаться с людьми, с которыми он сталкивается в процессе профессионального взаи­модействия. Это и коллеги, с которы­ми нужно уметь эффективно взаимодействовать, и пострадавшие в чрезвы­чайных ситуациях, находящиеся в сложном психологическом состоянии.

Ведущим специалистам психоло­гической службы удалось учесть все эти аспекты и создать целостную и непрерывную систему психологической подготовки, позволяющей поддержи­вать необходимые для эффективной работы знания и навыки.

Следующее направление работы — профилактика и коррекция тех психо­логических проблем, которые возникают у специалистов в ходе их профес­сиональной деятельности в МЧС Рос­сии. Система психологического сопровождения в большой мере на­правлена на профессиональный пси­хологический отбор, диагностику, психологическую подготовку и про­филактику, но, тем не менее, может возникать потребность и в коррекци­онных мероприятиях, поскольку спе­циалисты экстремальных профессий сталкиваются с рядом психологичес­ких проблем, связанных с профессио­нальной деятельностью. Эти состоя­ния требуют внимания специалиста в рамках коррекционной и реабилита­ционной работы.

Психологическая коррекция мо­жет происходить в разнообразных формах. Программа разрабатывается индивидуально, в зависимости от по­требностей, которые определяются в ходе диагностических мероприятий. Наиболее часто коррекционные ме­роприятия происходят в виде индиви­дуальных консультаций с психологом или групповых занятий. Кроме того, психолог в коррекционной работе ис­пользует психофизиологическое оборудование, которое применяется как для профилактики функциональных расстройств, так и повышения резер­вных возможностей и восстановления организма.

Психологическая служба МЧС России постоянно развивается. За пос­ледние годы подготовлены норматив­ные документы по всем направлени­ям деятельности, создан методический инструментарий, появились стандар­ты в области психологической диагно­стики и подготовки.

Большая работа была направлена на решение задачи по материально-­техническому обеспечению. Проведе­на и получила практическую реализа­цию научно-исследовательская рабо­та по оснащению рабочих мест специалистов, в том числе комплекта­ми оборудования для комнат психоло­гической разгрузки. Создан комплект мобильного оборудования для работы в условиях чрезвычайных ситуаций, а специалисты службы теперь оснаща­ются специальной формой, которая разработана с учетом специфики дея­тельности психолога.

В ближайшие годы планируется развивать психологические службы в образовательных и медицинских учреждениях МЧС России. Для этого запланированы мероприятия по реа­лизации программы психологической подготовки специалистов по единым стандартам, с применением современ­ных информационных технологий. Запланирована серьезная методичес­кая и научная деятельность в области коррекционной и реабилитационной работы.

Планируется также реализовать большой блок задач в области межве­домственного и международного сотрудничества.

Для цитирования статьи:

Шойгу Ю. С. Организация деятельности психологической службы МЧС России // Национальный психологический журнал - 2012.- №1(7) -с.131-133.

Shoigu Y. S. (2012) Organization of the Russian Emergencies Ministry psychological services. National Psychological Journal, 1(7), 131-133

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.


К сожалению, в мире регулярно происходят сотни чрезвычайных ситуаций. Это могут быть пожары, крупные ДТП, обрушение зданий и многое другое. Здоровье и жизнь людей в таких ситуациях полностью зависят от сотрудников спасательных служб, однако, не менее важным является психическое здоровье пострадавших и их родственников, свидетелей происшествия, а эта работа лежит на плечах психологов МЧС.

История центра психологической помощи

Зона бедствия

Еще в 1999 году на базе МЧС был создан центр экстренной психологической помощи МЧС России. Цель создания центра - обеспечение психологической поддержки как сотрудников МЧС, так и граждан, так или иначе пострадавших при чрезвычайной ситуации.

По словам руководителя центра Юлии Шойгу, причиной его создания послужило крупное землетрясение, из-за которого пострадало большое количество людей. В этой экстренной ситуации необходимость поддержки граждан, предотвращение паники, отчаяния, депрессий и других негативных последствий стресса было очевидным.

Начиная со дня основания, центр постоянно развивался. На сегодняшний день он насчитывает около 700 сотрудников, многие из которых имеют научную степень в области психологии и ведут научно-исследовательскую деятельность на базе центра.

Кроме того, филиалы были созданы во многих регионах страны. ЦЭПП МЧС сегодня - это центр поддержки граждан, сотрудников, организатор множества мероприятий по обучению и информированию граждан по вопросам поведения и оказания первой помочи при ЧС. Также организация проводит исследования в области психологии чрезвычайных ситуаций, что позволяет ей делать вклад в развитие психологии как науки.

Структура и контакты центра

Образовательные мероприятия

Центр психологической помощи МЧС находится в Москве, по адресу: Угловой переулок, дом 27, строение 2. Обратиться сюда можно по телефону горячей линии, указанном на официальном сайте.

Сегодня, помимо Москвы, филиалы центра существуют еще в восьми регионах страны: на Дальнем Востоке в Хабаровском крае, в Сибири, на Урале, Нижнем Новгороде, Южный филиал в Ростове-на-Дону, Северо-Кавказский в городе Железноводске, а так же Северо-Западный и Крымский.

Создание каждого филиала обусловлено особенностями региона. Например, Сибирь и Дальний Восток - регионы с повышенной пожароопасностью, рисками потопов в период разлива крупных рек и большим расстоянием между населенными пунктами. Северо-Кавказский регион имеет другую специфику. Здесь существуют риски терактов, лавиноопасность в горной местности, большое количество крупных ДТП.

Интернет-служба для помощи гражданам

Кроме филиалов, существует так же интернет-служба экстренной психологической помощи МЧС. Это подразделение представляет собой штат специалистов, удаленно проводящих работы по помощи пострадавшим через сайт. Любой, зарегистрировавшийся пользователь, может получить консультацию психолога онлайн.

Служба предоставляет возможность пройти тестирование, ознакомиться с научными публикациями, получить рекомендации профессионального психолога. Кроме того, на сайте службы, практикующие психологи могут обмениваться опытом с сотрудниками центра психологической помощи МЧС.

Руководство

Юлия Шойгу

С 2002 года директором центра экстренной психологической помощи МЧС России является Ю. С. Шойгу. Под ее руководством прошла большая часть жизни организации. В региональных подразделениях руководство филиалами осуществляют:

  • Фетисова Мария Петровна - Дальневосточный филиал;
  • Ковалева Юлия Олеговна - Сибирский;
  • Карапетян Лариса Владимировна - Уральское подразделение;
  • Елизарьева Наталья Валентиновна - Приволжкий филиал;
  • Джандубаев Александр Нурмагомедович - руководитель Южного подразделения;
  • Кинасов Петр Рубенович -Северный Кавказ;
  • Плотникова Елена Михайловна - Северо-Западный филиал;
  • Пароль Дарья Александровна- начальник Крымского филиала.

Каждый начальник филиала несет ответственность перед головным центром в Москве и его руководителем Юлией Шойгу.

Направления деятельности центра: работа с сотрудниками

Психолог в зоне ЧС

Одна из задач психолога МЧС состоит в поддержании психического здоровья и оказании помощи сотрудникам МЧС. Ежедневно спасатели, пожарные, пилоты вертолетов, врачи и многие другие сотрудники МЧС сталкиваются с огромным стрессом. Эти люди видят картины страшных аварий, пожаров, катастроф, от них зависят жизни людей.

Под воздействием такого психологического давления, даже подготовленный человек испытывает сильнейший стресс. И восстановление спасателей в таком случае - работа психологов.

При помощи накопленного опыта и знаний сотрудники центра проводят диагностику путем тестирования, личных бесед и применения технических средств. После выявленных проблем они начинают работу по реабилитации сотрудника МЧС.

Именно психологи участвуют в подборе персонала для проведения спасательных работ. Они определяют степень стрессоустойчивости, способность психики к восстановлению после пережитых потрясений. Они же проводят регулярные лекции и тренинги, мониторинг психологического благосостояния сотрудников, учат спасателей правильной реакции на те или иные раздражители. Раскрывают методики, благодаря которым спасатель может продолжать эффективно работать даже в самой опасной и стрессовой ситуации.

Таким образом, психологи являются тем фундаментом, на котором строится вся организация по работе в чрезвычайных ситуациях.

Оказание помощи гражданам

Сотрудник Центра МЧС

Вторая сторона работы психологов МЧС - это помощь гражданам, пострадавшим в ходе бедствия.

Ежедневно в стране и в мире происходят катастрофы различного характера, от которых страдает большое количество людей. От того как быстро этим пострадавшим будет оказана первая помощь, может зависеть их жизнь. Психологическая помощь также входит в комплекс этих работ.

Предотвращение паники, правильное и быстрое переключение реакции человека могут спасти его дальнейшую жизнь. Люди в прямом смысле слова, могут сойти с ума и получить тяжелые психологические травмы, став свидетелями страшных событий или потеряв в них близких. Такие травмы могут очень сильно изменить жизнь человека в худшую сторону.

Психологи прибывают на место происшествия вместе со всей спасательной группой и находятся на месте до окончания операции. Они проводят беседы как с пострадавшими в одной команде с врачами, так и с их родственниками. Стоит отметить, что правильное, корректное информирование о погибших и пострадавших, о подробностях происшествий - это неимоверно важная работа. Психологи работают, консультируя и информируя по телефону и при личных встречах в пунктах психологической помощи, которые открываются на местах происшествия.

Взаимодействие с гражданами

Проведение спасательной операции

Центр психологической помощи - это открытая организация, призванная помогать гражданам. Она ведет активную деятельность и вне зон бедствий.

При поддержке Юлии Шойгу в 2015 году был создан проект "Научись спасать жизнь". В ходе проекта по всей стране в учебных заведениях и центрах общественной деятельности проводятся лекции и открытые уроки по оказанию первой помощи и правильному поведению в экстренной ситуации. Встречи проводятся сотрудниками МЧС. Цель проекта - показать людям, что от них зависит многое. Они могут спасти свою жизнь и жизни других людей.

Кроме того, на базе многих учебных заведений созданы отряды добровольцев, члены которых, проводят акции и встречи с гражданами, помогают в организации мероприятий от МЧС. Также добровольцы получают возможность пройти практику и стажировку на базе МЧС, а в дальнейшем могут трудоустроиться в МЧС России.

Помимо проведения регулярных образовательных мероприятий, центр психологической помощи МЧС оказывает поддержку граждан по телефону горячей линии круглосуточно. Любой человек, обратившейся за помощью, не останется без нее.

Международное сотрудничество и обмен опытом

Центр регулярно участвует в международных учениях и ликвидации чрезвычайных ситуаций по всему миру. Кроме того, сотрудники научно-исследовательского подразделения всегда открыты для обмена опытом в вопросах психологии чрезвычайных ситуаций с зарубежными коллегами.

Психологи МЧС активно развивают свою сферу как в России, так и за рубежом. Они принимают участие в семинарах и конференциях, а также предоставляют практическую помощь.

Психологи России также могут рассчитывать на сотрудничество. На сайте интернет службы или в подразделениях центра каждый практикующий психолог, студент или аспирант имеет возможность ознакомиться с научными исследованиями сотрудников организации, а также лично побеседовать с ними.

Специфика работы психолога МЧС

Затопленный поселок

Психологи, работающие в центре - это люди с высокой степенью эмоциональной нагрузки и ответственности.

Чрезвычайные ситуации, происходят всегда неожиданно, и штатные психологи могут быть оторваны от работы или отдыха в любой момент. Сотрудники центра всегда должны быть готовы выехать на место происшествия в любое время день, кроме того, срок, на который продлятся работы, никогда не ограничен и заранее не определен.

Психологи МЧС - это люди, ставящие свой долг превыше личных интересов. Ведь от них зависят жизни людей. Кроме того, они сами должны уметь реагировать на страшные картины катастроф, с которыми могу столкнуться.

Заключение

За время существования центр психологической помощи провел тысячи бесед и образовательных акций, повысил культуру граждан в области ЧС. Психологи центра приняли участие в реабилитации пострадавших в сотнях аварий, пожарах и других бедствиях. Ни одно крупное ЧС не обошлось без участия психологов.

Трагедия в Кемерово, наводнения на Дальнем Востоке, обрушенные дома и теракты. Всегда устранение последствий сопровождается сотрудниками центра. Они обслуживают более сотни звонков граждан ежедневно, консультируют и помогают после ликвидации ЧС, на протяжении длительного времени осуществляют информирование граждан в каждой спасательной операции.

Психологическая служба МЧС России начинает свою историю в 1999 году с момента создания Центра экстренной психологической помощи МЧС России.

Центр экстренной психологической помощи МЧС России создан 17 сентября 1999 года. С 2002 года по настоящее время Центр экстренной психологической помощи МЧС России возглавляет кандидат психологических наук Юлия Сергеевна Шойгу.

На сегодняшний день сотрудниками организации являются более 350 специалистов, которые работают в Центре и его филиалах в Хабаровске, Красноярске, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Пятигорске, Севастополе, Санкт-Петербурге. Центр и его филиалы являются аттестованными аварийно-спасательными формированиями.

Центр экстренной психологической помощи осуществляет организационно-методическое руководство психологической службой МЧС России, координирует и осуществляет задачи по оказанию экстренной психологической помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях и реализует систему мероприятий по сохранению психического здоровья и психологического благополучия у специалистов, которые работают и служат в МЧС России.

Адрес: г. Москва, Угловой переулок, д. 27, стр. 2

Основные задачи Центра:

• Организационно-методическое руководство психологической службой МЧС России;

• Обеспечение деятельности личного состава МЧС России;

• Психологическое сопровождение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

• Научно-практическая деятельность в области психологии экстремальных ситуаций в рамках межведомственного и международного сотрудничества;

• Реализация социальных проектов с целью повышения культуры безопасности населения.

Психологическая служба МЧС России сегодня - это эффективная система сил и средств, включающая в себя более 900 высококвалифицированных специалистов: сотрудников Центра и восьми его филиалов, специалистов-психологов в территориальных органах, пожарных и спасательных отрядах, воинских частях, учебных заведениях и организациях МЧС России.

За более чем два десятилетия работы Центра экстренной психологической помощи МЧС России психологи помогли пострадавшим людям в более чем 130 крупных чрезвычайных ситуациях федерального масштаба, участвовали в десятках международных гуманитарных операций.

Создана уникальная система оказания экстренной психологической помощи пострадавшим, которая позволяет в короткие сроки и с высокой эффективностью оказывать экстренную психологическую помощь пострадавшим при ЧС различных масштабов, от локальных до международных.


17 сентября психологическая служба МЧС России и Центр экстренной психологической помощи празднуют важную профессиональную дату — 22 года со дня образования. Сегодня психологическая служба МЧС России — это более 800 специалистов во всех регионах нашей страны, которые каждую минуту готовы прийти на помощь людям, оказавшимся в беде.


За 22 года работы психологи МЧС России помогли пострадавшим людям в более 150 крупных чрезвычайных ситуациях федерального масштаба и гуманитарных операциях за рубежом. Среди них - происшествие в гимназии №175 г. Казани, крушение самолета Ан-26 в Камчатском крае, наводнение в Иркутской области, оказание психологической помощи населению на территории Нагорного Карабаха и многие другие.

Психологами МЧС России создана уникальная система оказания экстренной психологической помощи пострадавшим. Эта система позволяет в короткие сроки и с высокой эффективностью оказывать экстренную психологическую помощь при работе на ЧС различных масштабов — от локальных до международных.

Ежегодно психологи проводят более 230 тысяч мероприятий по сопровождению деятельности личного состава. Такие мероприятия позволяют специалистам эффективно выполнять профессиональные задачи при работе в условиях экстремальных нагрузок.

Психологи МЧС России вносят свой вклад в работу по предупреждению чрезвычайных ситуаций, продвигая в общество идеи культуры безопасности, оказания первой помощи и психологической поддержки, обновления школьного предмета ОБЖ и психологического просвещения.

Центр экстренной психологической помощи МЧС России является аттестованным аварийно-спасательным формированием, а также основоположником нового направления в психологической науке — экстремальной психологии. С 2016 года на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова открыта кафедра экстремальной психологии, которую возглавляет директор Центра Юлия Шойгу. Ежегодно лучшие выпускники этой кафедры пополняют ряды специалистов психологической службы.

Для кого работаем?

Во-первых, для нас, для самих сотрудников и работников МЧС. Для того, чтобы каждый понял, что не одинок, для того, чтобы можно было перенять у коллег какой-то опыт. Для руководителей разного уровня, которые способны своими решениями что-то изменить в лучшую сторону. Для каждого из нас – понимая некоторые нюансы работы коллег, мы становимся ближе друг к другу.

И третья цель, преследуемая нами – это наши потенциальные коллеги. Те, кто мечтает о профессии пожарного или спасателя, руководствуясь благородными целями и опираясь в своих стремлениях лишь на романтике профессии. Таких, к сожалению, приходит немало – тех, кто ошибочно представляет профессию чередой подвигов и признаний и неизбежно разочаровывается, сталкиваясь с тем, о чем невозможно узнать из фильмов и книг – с рутинной тяжелой работой, с равнодушием вместо ожидаемой благодарности, с зарплатой меньше той, на которую рассчитывали, наконец. Будет правильнее, если люди будут идти в профессию с реальными представлениями, без розовых очков. Тогда будет меньше разочарований и меньше случайных людей там, где от профессионализма зависит человеческая жизнь.

О профессии

Светлана, 33 года, психолог одного из отрядов государственной противопожарной службы. Стаж в должности – 10 лет.

— Откуда Вы пришли в профессию? Мечтали с детства или стечение обстоятельств? Почему психолог? Почему именно в МЧС?

Сначала о профессии. Нет, я не могу сказать, что с самого детства мечтала стать психологом. Мечтала быть сначала учителем, затем врачом . Одно было понятно – я хочу работать с людьми, помогать им. В старших классах, когда пришла пора определяться с выбором института, с нами плотно работали психологи на предмет профориентации. И вот тогда-то я поняла, что вот оно – то, чем я хочу заниматься. Учиться на психолога я пошла целенаправленно. Уже в процессе учебы стало ясно, что мне интереснее работать со взрослыми людьми, с состоявшимися личностями. Преддипломную практику проходила в одном из подразделений МВД. Получила диплом и уже знала, в какой сфере искать работу своей мечты. У меня не было ни каких-то знакомств, ни блата, но была цель и было огромное желание. Я методично искала то, что хотела, наконец меня пригласили на собеседование в одно из подразделений пожарной охраны, дали направление, но честно предупредили, что я – одна из трех претенденток на эту должность. Но удача повернулась ко мне лицом – меня взяли.

Конечно есть. При условии, что кандидат подходит под все требования к образованию, к состоянию здоровья. На должности младшего начальствующего состава – шансы довольно высокие, на офицерские – пониже. На некоторые должности шансы совсем крошечные. Это в основном должности, считающиеся женскими. Диспетчер, бухгалтер. Психолог относится к ним же. Сюда в основном берут своих же. Так что мне просто повезло.

Психологическая диагностика пожарных

Психологическая диагностика пожарных

— Каковы функциональные обязанности психолога МЧС? Чем вы занимаетесь?

Работа психолога МЧС психолога включает в себя направления, которые условно можно разделить на две большие группы. Во-первых, это психологическое сопровождение личного состава МЧС, а во-вторых, оказание экстренной психологической помощи населению в чрезвычайных ситуациях.

— Давайте поподробнее о каждом направлении. Что значит психологическое сопровождение личного состава? Кого и куда вы сопровождаете?

Сам термин дает довольно исчерпывающий ответ. Да, это именно сопровождение, психолог ведет каждого сотрудника на протяжении всего периода его службы. Все кандидаты на службу или работу проходят обязательное собеседование у психолога – это предварительный профессиональный отбор. Психодиагностика – каждый сотрудник с определенной периодичностью должен пройти тестирование для того, чтобы вовремя выявить нюансы, с которыми необходимо поработать. Психокоррекция – это как раз работа с теми нюансами, которые были выявлены на этапе психодиагностики.

Работа психолога

— Второе направление работы психолога МЧС – оказание помощи населению

Да, оказание экстренной психологической помощи населению в чрезвычайных ситуациях. Это направление сравнительно недавно ввели в функциональные обязанности психолога, в самом начале становления психологической службы в пожарной охране мы работали исключительно со своими сотрудниками.

— Стало сложнее?

Конечно. Это два различных направления, работа с личным составом требует периодичности, регулярности, тщательности. Тогда как оказание экстренной психологической помощи населению предполагает мобильность, готовность в кратчайшие сроки выехать на место происшествия и работать там. Естественно, это ломает график работы с личным составом, восстановить который потом достаточно сложно. Судите сами – в отряде, где служу я, чуть больше тысячи человек. Почти ежедневно запланированы поездки в части. Вариантов немного – периодичность мероприятий я сократить не имею права, значит, необходимо сократить продолжительность, что не может не сказаться на качестве.

Психодиагностика

— Что для вас в вашей профессии самое трудное?

Кроме психологического напряжения от ожидания вызова, это определенные неудобства. Мы всегда должны быть на связи, мы не можем забыть или отключить на время телефон, мы всегда должны быть в зоне доступа, мы не можем выехать из города без предварительного согласования выезда с руководством.

Разговор с психологом

— А как ваши близкие относятся к вашей работе?

С пониманием относятся, к счастью. Но совмещать семью и работу психолога МЧС получается не у всех. В большинстве своем на этой должности женщины. Мужчины – психологи есть, но это скорее исключение. Нередки случаи, когда после декрета сотрудница понимает – нужно делать выбор между работой и семьей – слишком много времени и душевных сил требует работа.

— Большая текучесть кадров среди психологов?

Среди аттестованных психологов – сравнительно не велика. Прежде чем устроиться сюда, кандидат проходит жесткий отбор и чаще всего на этом этапе уже понимает, куда именно идет. Очень огорчает в этой связи отсутствие стабильности, перманентная угроза сокращения. Совсем сокращать должности психологов, конечно, никто не будет – сейчас все понимают необходимость в работе этих специалистов. Но введение гражданских должностей вместо аттестованных уже практикуется. И вот среди вольнонаемных психологов текучесть как раз высокая. Жесткие требования, напряженный график работы – а зарплата в два раза ниже, чем у аттестованных коллег.

— Нужно очень любить свою работу, чтобы работать при таких условиях?

Я бы немного по-другому сформулировала – нужно иметь возможность любить работу при таких условиях. Не каждый может позволить себе роскошь работать в удовольствие, невзирая на размер зарплаты.

А любить свою работу необходимо при любой зарплате, иначе в профессии психолога работать не получится ни за какие деньги.

Видео

Читайте также: