Административные барьеры в строительстве доклад

Обновлено: 02.07.2024

Для снижения административных барьеров, повышения прозрачности процедур и создания условий для добросовестной конкуренции в строительной отрасли Правительством Российской Федерации были утверждены отдельные исчерпывающие перечни процедур в жилищном строительстве, строительстве объектов водоснабжения и водоотведения, объектов электросетевого хозяйства, ОКС нежилого назначения, сетей теплоснабжения

После утверждения указанных перечней проводилась системная работа по выявлению и устранению избыточных процедур (в том числе в рамках реализации плана мероприятий, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2015 г. № 1554-р). Работа в этом направлении позволила сократить количество процедур в жилищном строительстве со 134 до 96, в строительстве нелинейных объектов сетей водоснабжения и водоотведения — со 175 до 149, в строительстве объектов нежилого назначения — со 130 до 99.

Для достижения указанной цели будут решаться следующие задачи:

- совершенствование правового регулирования процедур в сферах строительства для устранения существующих проблем и коллизий;

- оптимизация и поддержка в актуальном состоянии исчерпывающих перечней процедур и реестров описаний процедур;

- перевод процедур в электронный вид и устранение препятствий для электронного взаимодействия при осуществлении градостроительной деятельности;

- оптимизация административной процедуры путем соединения с технологическим процессом таким образом, что она фактически осуществлялась, но не являлась самостоятельным этапом инвестиционного процесса, прерывающим все иные этапы этого процесса.

1. Совершенствование правового регулирования процедур в сферах строительства:

- утверждение единых стандартов предоставления государственных и муниципальных услуг в сферах строительства, которые не могут быть изменены административными регламентами;

- подробная регламентация процедур, связанных с утверждением документации по планировке территории, разрешением на отклонение от предельных параметров ОКС и разрешением на условно разрешенный вид использования земельного участка;

- единое регулирование вспомогательных процедур: отзыв заявления, исправление технических ошибок, выдача дубликата;

- предоставление возможности направления заявления о внесении изменений в выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию с корреспондирующими правами органа, уполномоченного на выдачу разрешения на ввод, как на принятие положительного решения, так и отказа в выдаче такого документа;

- определение порядка действия органа государственного строительного надзора, если извещение о начале строительства объекта подано с нарушением требований законодательства;

- разрешение на ввод в эксплуатацию этапа строительства на основании ранее выданного разрешения на строительства объекта в целом, если в проекте организации строительства выделен соответствующий этап строительства, который соответствует требованиям законодательства о градостроительной деятельности;

- анализ действующего законодательства и содержания процедур для определения потенциала и препятствий к их цифровизации.

2. Оптимизация и поддержка в актуальном состоянии исчерпывающих перечней процедур и реестров описаний процедур:

- исключение процедур, связанных с согласованием размещения объектов на территории зон с особыми условиями использования территории;

- развитие практики реализации комплексных процедур, когда на основании одного запроса осуществляются несколько процедур (например, выдача технических условий в отношении всех необходимых сетей, выдача разрешения на строительство объекта одновременно с присвоением адреса);

- изменение порядка ведения реестра описаний процедур, включенных в исчерпывающие перечни. Изменения должны вноситься не только в случае изменения самого исчерпывающего перечня, но и в случае если изменение законодательства влечет изменение требований к осуществлению процедуры (сроки, перечень необходимых документов, лицо, осуществляющее процедуру и т.д.). Также в реестре следует разграничить документы, на обязательные для предоставления заявителем, и документы, которые заявитель вправе предоставить;

- объединение процедур по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которые осуществляются в отношении разного вида договоров. Указанные процедуры не могут осуществляться одновременно в отношении одного и того же земельного участка, так как не вытекают одна из другой и поэтому относятся к взаимоисключающим. Это же относится и к процедурам по организации и проведению аукционов на право заключения таких договоров.

3. Перевод процедур в электронный вид и устранение препятствий для электронного взаимодействия при осуществлении градостроительной деятельности%

- поэтапный перевод в электронный вид всех градостроительных процедур;

- перевод в электронный вид всех вспомогательных процедур (в том числе отзыв заявления, исправление технических ошибок, получение дубликата, обжалования незаконных действий или бездействия).

Основные требования к информационной системе:

- предзаполнение форм заявлений в части сведений о заявителе и объекте капитального строительства;

- удостоверение личности заявителя либо через ЕСИА, либо усиленной квалифицированной электронной подписью. Исключение двойного удостоверения личности, за исключением случаев осуществления в электронной форме гражданско-правовых сделок и подписания документов по итогам таких сделок;

- автоматическое определение случаев отсутствия у заявителя необходимости прохождения процедуры, истечения допустимого срока прохождения процедуры, наличия оснований для отказа в рассмотрении, приостановления рассмотрения заявления, отказа в выдаче требуемого документа, предупредительное информирование заявителя;

- подписание заявления усиленной квалифицированной электронной подписью несколькими созаявителями;

- автоматическое определение в максимально возможном объеме случаев наличия оснований для отказа в рассмотрении, приостановления рассмотрения заявления, отказа в выдаче требуемого документа;

- прикрепление документов к заявлениям должно быть в максимальном объеме замещено указанием уникального идентификационного номера документа в информационной системе, обеспечивающей хранение этого документа;

- описание адреса (местоположения) ОКС, его основных характеристик в заявлениях должно быть замещено уникальным идентификационным номером ОКС;

- заявления и результирующие документы при осуществлении процедур в электронной форме должны передаваться в машиночитаемом формате с целью обеспечения сбора данных о градостроительной деятельности для их обобщения и компьютерной алгоритмизации прохождения процедур;

- межведомственное электронное взаимодействие (в том числе для целей подтверждения подлинности документа) между исполнителем процедуры (органом власти) и информационными системами, обеспечивающими хранение документов в электронной форме, что существенно снизит затраты времени на предоставление информации одних органов власти в адрес других;

- запрос документов из информационной системы по СМЭВ должен осуществляться по уникальному номеру запрашиваемого документа.


Административные барьеры на строительном рынке являются одной из самых серьезных проблем отрасли. Это, в общем, очевидно. Ведь именно из-за них постоянно самовоспроизводятся свойственные российскому строительному рынку проблемы, которые далеко выходят за рамки простых бюрократических проволочек. Среди них монополизация, коррупция и неизбежная в таких условиях неэффективность. Борьба с административными барьерами инициировалась властью не раз. Однако ситуация, мягко говоря, все еще далека от идеала.

Обещанного три года ждут

Мониторинг показал высоту барьеров

Виноваты не только федеральные законы

Результаты мониторинга также показали, что только около 50 процедур регламентировано федеральными законами. Все остальные процедуры регламентируются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными актами, которые, возможно, и не всегда соответствуют федеральным нормам. Отметим, что время прохождения процедур, установленных на федеральном уровне, на практике в среднем составляет порядка одного года, а два года из трех приходится на преодоление местных и региональных барьеров.
Таким образом, основной потенциал снижения административного бремени застройщиков находится на местном уровне. Реализация такого потенциала существенно зависит от действий местных властей, бизнеса и общества. Но для этого требуется их совместная заинтересованность в данном процессе. Однако далеко не всегда цели этих трех сторон совпадают: власть хочет контролировать бизнес, бизнес хочет получить прибыль, а население хочет получить доступное жилье. Практика показывает, что наблюдаемое равновесие интересов всех сторон далеко от идеала.

Предполагается, что результаты мониторинга станут основой для того, чтобы дополнить план действий по устранению административных барьеров в строительстве.
Напомним, по результатам исследования НОСТРОЙ вице-премьер России Дмитрий Козак дал поручение губернаторам принять исчерпывающие меры к устранению избыточных административных барьеров в сфере градостроительной деятельности. Также он поручил Минрегиону России и Минэкономразвития России проанализировать результаты мониторинга и по ним внести предложения об оптимизации предоставления госуслуг в градостроительной деятельности. К 15 мая эти министерства должны представить в правительство России результаты оценки эффективности работы органов госвласти в регионах. О результатах пока ничего не известно.

Как будем бороться?

Пока верстался номер

Правительством Москвы в апреле были приняты новые регламенты оказания госуслуг, которые упростят процедуру получения разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию. Так, разрешения на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию будут выдаваться в срок до 10 дней в режиме одного окна. При этом будет предусмотрена возможность подачи заявлений в электронном виде по сети Интернет.

Экспертный совет

Вопрос: – Насколько высоки административные барьеры в нашем регионе?

Борис Бабаянц,

руководитель регионального Фонда жилищного и социального строительства:

Николай Телевяк,

и. о министра строительства и ЖКХ Калининградской области:

Александр Лященко,

Борис Калинин,

президент Союза строителей калининградской области:

Валерий Борисов,

Вячеслав Жолкевский,

председатель калининградской территориальной организации профсоюза работников строительства и промстройматериалов:


Цель статьи — рассмотреть влияние административных барьеров на жилищное строительство, роль совместной работы представителей власти и бизнеса в процессе снижения административных барьеров, варианты преодоления административных барьеров на примере Республики Карелия

Ключевые слова: административные барьеры, строительство

The purpose of the article is to consider the impact of administrative barriers on housing construction, the role of joint work of government and business representatives in the process of reducing administrative barriers, options for overcoming administrative barriers on the example of the Republic of Karelia

Keywords: administrative barriers; building

Строительная отрасль является одной из важнейших в экономике Российской Федерации. Наиболее значимым параметром развития строительного комплекса является эффективное управление инвестиционной активностью, в системе функций которого особое место уделяется планированию. Выверенный баланс между стоимостью продукции и сроком ее реализации во многом определяют эффективность инвестиционного проекта.

В тоже время одним из факторов, значительно влияющих на реализацию проекта, является наличие административных барьеров. Таким образом, административные барьеры — это одна из важнейших причин, сдерживающих наращивание объемов жилищного строительства и снижающих инвестиционную привлекательность городов, районов.

В Республике Карелия ведется совместная работа представителей власти и бизнеса по снижению административных барьеров в сфере строительства в следующих направлениях:

1. Регулирование земельных правоотношений

Таким образом, застройщик при планировании строительства многоквартирного дома в рамках комплексного освоения территории сталкивался с проблемой необходимости проведения рыночной оценки земельного участка, что в свою очередь приводило к росту издержек и увеличению срока получения земельного участка.

2. Баланс интересов власти и бизнеса

В тоже время, Президент Российской Федерации в своем послании Федеральному собранию Российской Федерации обозначил задачу увеличить объем вводимого жиля до 120 000 000 кв.м. в год [3].

С целью сдерживания роста цен на готовое новое жилье и сохранения положительной динамики в жилищном строительстве, что полностью коррелирует Посланию Президента Российской Федерации Федеральному собранию РФ от 01.03.2018 года, в Республики Карелия в результате совместной работы представителей застройщиков Республики Карелия и Законодательного собрания Республики Карелия, с учетом анализа практики других регионов, был установлен льготный налоговый период, в течение которого застройщики освобождаются от уплаты налога на имущество организаций [4], [5].

3. Отношения по передаче объектов инженерной инфраструктуры

Так же в целях оптимизации сроков рассмотрения структурными подразделениями специализированных эксплуатирующих организаций документов, предоставляемых застройщиком при оформлении приема-передачи объектов инженерной инфраструктуры в муниципальную собственность Петрозаводского городского округа, а также для снижения административных барьеров при взаимодействия власти и бизнеса, застройщиками Республики Карелия было вынесено предложение по разработке и утверждению административного регламента в данной сфере.

В настоящий момент, в связи с отсутствием четко установленных документов, сроков, ответственных лиц, перечня причин, при наличии которых может быть получен отрицательный ответ, процесс передачи объектов инженерной инфраструктуры в муниципальную собственность может длиться на протяжении нескольких лет.

При Правительстве Республики Карелия, Министерстве строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Карелия, Администрации Петрозаводского городского округа был проведен ряд совещаний с целью выработки решений вышеуказанной проблемы.

4. Расселение аварийного жилого фонда

Застроенные территории, занятые ветхим и аварийным жильём, представляю собой огромный потенциал для существенного увеличения объемов жилищного строительства. В тоже время такие территории обладают существенными преимуществами, поскольку, как правило, имеют развитые дорожно-транспортную и инженерную инфраструктуры и привлекательные локации. С другой стороны, развитие застроенных территорий требует значительного вложения инвестиций, в том числе финансирования переселения граждан, реконструкции (модернизации) инженерных объектов, ввиду того что они морально и физически устарели.

Сегодня реализация проектов развития застроенных территорий влечет за собой сложности, обусловленные несовершенством законодательства, в связи с чем наблюдается низкий интерес со стороны инвесторов-застройщиков к вышеуказанным проектам, в частности на территории Республики Карелия такие проекты отсутствуют.

В целях повышения инвестиционной привлекательности проектов развития застроенных территорий застройщиками Республики Карелия предлагается ввести льготную ставку арендной платы для земельных участков, предоставленных в соответствии с договором о развитии застроенной территории.

Принятие данной меры будет способствовать реализации законодательства в области земельных правоотношений, совершенствованию механизма государственно-частного партнёрства в сфере градостроительства, направленного на решение проблем, связанных с социальным обязательствами государства по расселению из аварийного и ветхого жилья, а именно: c реализацией Муниципальной адресной программы по сносу, реконструкции многоквартирных домов в целях развития застроенных территорий.

По данным Фонда содействия реформированию ЖКХ целевой показатель по аварийной жилплощади, подлежащей расселению по профильной государственной программе в Республике Карелия фактически выполнен на 18.64 % по итогам 2017 года, что свидетельствует о том, что проблема расселения аварийного и ветхого жилья стоит в Республике достаточно остро и требует мер, направленных на ее решение.

5. Административные процедуры

Кроме того, эффективными мерами по преодолению административных барьеров в строительстве на территории Республики Карелия на различных этапах административно-разрешительной деятельности, могут служить:

‒ Перевод основных государственных услуг в строительной сфере в электронный вид: от утверждения градостроительного плана земельного участка до получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;

‒ Более четкая и детальная регламентация процедуры постановки вновь построенного объекта на государственный кадастровый учет в рамках межведомственного взаимодействия;

‒ Перевод процедур технологического присоединения в электронный вид.

Исходя, из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что сотрудничество и партнёрство представителей органов власти и физических/юридических лиц в рамках выработки решений по устранению административных барьеров в определённой сфере, является действенным инструментом совершенствования государственного регулирования. Снижение административных барьеров в строительстве позволяет повысить качество административно-разрешительной деятельности в градостроительстве, и как следствие, выработать эффективную государственную политику развития строительной отрасли.

4. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018

Основные термины (генерируются автоматически): Карелия, арендная плата, жилищное строительство, барьер, земельный участок, инженерная инфраструктура, комплексное освоение территории, Российская Федерация, кадастровая стоимость, рыночная оценка.


Основной проблемой, с которой связано наличие препятствий, являются широкие полномочия органов исполнительной власти при проведении каждой административной процедуры и отсутствие реальной возможности в административном порядке оспорить принимаемые ими решения, или ускорить принятие решений в случае длительного бездействия данных органов. При этом застройщики, как правило, не обращаются в суд, опасаясь еще большего затягивания процесса.

Так, в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2010 № 1813, регламентированы сроки рассмотрения заявления потенциального инвестора о предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов только на первом этапе процедуры – до установления основания для принятия решения об отказе. В случае отсутствия оснований для принятия решения об отказе Комитет по строительству осуществляет подготовку докладной записки в адрес вице-губернатора Санкт-Петербурга о возможности подготовки проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении земельного участка для целей строительства на инвестиционных условиях в соответствии с предложением потенциального инвестора. Вице-губернатор Санкт-Петербурга на основании докладной записки ходатайствует перед Губернатором Санкт-Петербурга о подготовке проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении земельного участка для целей строительства на инвестиционных условиях. Результат рассмотрения ходатайства оформляется письменным поручением Губернатора Санкт-Петербурга о подготовке проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении земельного участка для целей строительства на инвестиционных условиях. Данное поручение подлежит исполнению путем подготовки Комитетом по строительству проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении объекта недвижимости для строительства. Ни на одном из этих этапов сроки не определены. Возможности инвестора получить информацию о ходе принятия решения отсутствуют. Более того, известны конкретные случаи, когда даже полученное от Губернатора Санкт-Петербурга поручение Комитетом по строительству не исполнялось.

В нормативных актах Санкт-Петербурга во многих случаях отсутствует перечень документов, которые заявитель обязан предоставить для проведения процедуры, отсутствует также перечень согласований, который необходим для ее завершения. Полный объем согласований определяется органами исполнительной власти в зависимости от конкретной ситуации и может расширяться по мере прохождения процедуры. Вместе с тем некоторые из согласований имеют ограниченные сроки действия. За то время прохождения процедуры нередко меняется нормативно-правовая база и документы градостроительного регулирования Санкт-Петербурга (генеральный план, правила землепользования и застройки), что приводит порой к необходимости неоднократного возвращения на предыдущие этапы.

Помимо совершенствования регламентации градостроительных процедур, большое значение для преодоления административных барьеров имеет установление ответственности должностных лиц в случае бездействия или необоснованного отказа заявителю. В связи с этим, например, на заседании Координационного совета по развитию строительной отрасли при аппарате полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе 2 октября 2014 г. принято решение о необходимости включения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях нормы, предусматривающей административную ответственность (в том числе возможность дисквалификации) должностных лиц органов исполнительной власти и местного самоуправления, уполномоченных на выдачу разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию, за незаконный отказ в выдаче указанных разрешений, за нарушение срока рассмотрения заявления застройщика о выдаче разрешения.

Читайте также: