Административно юрисдикционный процесс доклад

Обновлено: 05.07.2024

Проблемы процессуального регулирования оснований, условий и порядка реализации законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, других нормативно-правовых актов и содержащихся в них материальных административно-правовых норм, регулирующих отношения в различных аспектах и направлениях реализации государственной исполнительной власти, приобретают сейчас особую остроту и практическую актуальность. Общеизвестны многочисленные сетования и законодателей, и правоприменителей на то, что во многих законах и других нормативно-правовых актах не предусмотрен вовсе или недостаточно четко прописан порядок и механизм их реализации. Одной из причин такого ненормального положения является то обстоятельство, что в целях проведения правовой реформы в России и упорядочения административно-правового регулирования в целях рыночной экономики не уделяется должного внимания расширению его процессуальной формы и серьезному подходу к выработке концепции административно-процессуального законодательства.

Разработка вопросов административного процесса обусловлена следующей необходимостью:

1) проведения современных научно-теоретических исследований в области административного процесса;

2) скорейшей административной процессуализации для создания системы административно-процессуального законодательства, нацеленной на реализацию конституционного положения о разделении властей, на защиту прав и свобод граждан, а также на создание правового государства;

3) улучшения организации и функционирования органов исполнительной власти, исключая недопустимый в ряде случаев произвол и субъективизм в силу отсутствия процессуальной регламентации.

Таким образом актуальность выбранной темы не вызывает сомнений, поскольку отсутствие или недостаточность механизмов реализации норм административного процесса ставит множество проблем и недостатков системы правоприменения.

Целью данной курсовой работы является раскрытие теоретических аспектов проблемы административного процесса, рассмотрение основных вопросов касательно данной темы, изучение иностранного опыта административного процесса.

В соответствии с вышеизложенными целями были поставлены следующие задачи:

1. изучение общего понятие и структуры административного процесса;

2. охарактеризовать основные принципы административного процесса;

3. определить правую основу административного процесса;

4. изучить иностранный опыт правоприменения норм административного процесса.

Данная работа написана с использованием необходимого объёма нормативных источников, а так же основываясь на материалы учебных изданий и периодической литературы. Основными источниками, на которые опирался автор при написании работы, являются - учебники по административному праву под редакцией А.П. Алёхина, А.А. Кармолицкого, и под редакцией профессора И.Ш. Килясханова которые, по моему мнению, наиболее полно и чётко определили специфику данного вопроса.

Глава I. Административный процесс: понятие и сущность

Административный процесс представляет собой форму государственного управления, состоящего, как известно, в разнообразной организующей деятельности, имеющей юридически - властный характер. Юридическое выражение она находит в правотворческой, правоисполнительной и правоохранительной формах и осуществляется разветвленной системой уполномоченных субъектов свойственными им методами в соответствии со спецификой их правового статуса. Вследствие этого административный процесс в целом не может быть во всём аналогом гражданского и уголовного процесса. В специальной литературе обсуждение сущности административного процесса ведётся вокруг двух наиболее распространенных его концепций: трактовки понятия административного процесса в широком управленческом и узком юрисдикционном смысле.

Управленческая концепция рассматривает административный процесс преимущественно как юридическую форму реализации исполнительной власти, процесс применения норм материального административного права, в который помимо применения административного принуждения включается применение регулятивных норм. В связи с этим административный процесс называют позитивными или организационно-процедурными процессом.

Административный процесс включает систему действий по разрешению конкретных управленческих дел, которые возникают как внутри аппарата управления, так и за его пределами. Помимо юрисдикционной деятельности управленческая концепция относит к административному процессу деятельность по разрешению любых иных индивидуальных юридических дел органами публичного управления и правотворческую деятельность органов исполнительной власти по принятию правовых актов управления. В этом смысле административный процесс обеспечивает функционирование органов исполнительной власти – это юридическая форма управленческой деятельности. Но управленческая концепция не исключает, что к административному процессу может быть отнесена любая деятельность, в ходе реализации которой возникают правоотношения, регулируемые административно-процессуальными нормами, в том числе и деятельность судей по разрешению административных споров и дел об административных правонарушениях. Управленческий подход предполагает постепенное расширение содержания административного процесса за счет тех вопросов государственной деятельности, которые получают законодательное обеспечение и приобретают форму административно-процессуальной деятельности, в частности, отдельных видов контрольно-надзорных процедур, процедур прохождения государственной службы и других.

Таким образом, в административном праве фактически существует два подхода к пониманию административного процесса, которые условно можно обозначить: юрисдикционный и управленческий.

Большая часть ученых-административистов, рассматривая эти два подхода к пониманию административного процесса, признают право на существование каждого из них. С фактической стороны, действительно, отождествление управленческой деятельности с процессуальной деятельностью оправданно. Однако действующее российское законодательство и подзаконные административно-правовые нормы не содержат юридической основы для того, чтобы можно было руководствоваться широким пониманием административного процесса. Речь может идти лишь о частичных вариантах регламентации тех или иных сторон повседневно осуществляемых управленческих действий, разнообразных по своему назначению, юридическому содержанию и последствиям. К тому же существующий нормативно-правовой материал крайне разрознен. В большинстве случаев отсутствуют единые правила совершения таких действий, а если они есть, то формулируются применительно к конкретным действиям конкретных органов, содержатся в разрозненных, нескоординированных правовых актах различного назначения и различной юридической силы. Господствующим является ведомственный подход к формированию такого рода правил. Все это свидетельствует о том, что прочных оснований для широкого понимания административного процесса не имеется, а административно-процессуальное законодательство в совершенном и универсальном виде отсутствует.

Таким образом, на основании вышеизложенного представляется возможным определить понятие административного процесса.

Административный процесс есть процессуально оформленная урегулированная нормами административно-процессуального права деятельность субъектов публичной власти по разрешению правоприменительных и правотворческих юридических дел в сфере осуществления публичного управления и судебного контроля за ним.

На основании изложенного можно выделить следующие специфические признаки административного процесса.

1. Административный процесс – это не любая властная деятельность, а исключительно юридическая по своему содержанию, целям и результату. В связи с этим, необходимо отграничивать административный процесс, прежде всего от управленческого процесса, с одной стороны, и от иных видов юридической деятельности, с другой.

Похожие страницы:

Административный процесс и административно-процессуальное право

. : Гражданский процесс Уголовный процесс Конституционный процесс Законодательный процесс Арбитражный процесс Административный процесс Бюджетный процесс Другие… Каждый вид процесса регулируется .

Административный процесс по законодательству РФ

. три части административного процесса: процесс административного правотворчества; правонаделительный, или оперативно-распорядительный, процесс; административно-юрисдикционный процесс [2, c.209]. Каждая .

Общая характеристика административного процесса

. . Административный процесс без административного права беспредметен. Административное право без административного процесса бессильно. Безусловно, административный процесс отличается от процесса административного права .

Понятие и виды административного процесса

. отношений со­ответственно, три вида административного процесса: административ­но-процедурный процесс; административно-юрисдикционный про­цесс; административное судопроизводство. Процедурное производство осуществляется .

Основные черты административного процесса

. обобщенную формулировку административного процесса. Административный процесс это урегулированная административно-процессуальными нормами . . Основными чертами административного процесса являются: - административный процесс является частью государственной .

Административно-юрисдикционный процесс совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них юрисдикци-онная деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц по разрешению конфликтов в сфере государственного управления и применению мер административного принуждения.

Общие черты административно-юрисдикционного процесса:

• является составным элементом (частью) административного процесса;

• регламентирует правоприменительную деятельность юрисдикционного характера;

• направлен на разрешение конфликта (спора) в сфере государственного управления, применения мер административного принуждения;

• выступает средством реализации охранительной функции административного права;

• характеризуется множественностью субъектов осуществления;

• состоит из определенных административных производств;

• результатом является принятие административно-юрисдикционного акта.

Виды административно-юрисдикционных производств: производство по жалобам, производство по применению мер административного предупреждения, производство по применению мер административного пресечения, административно-процессуальное производство (по применению мер административно-процессуального обеспечения), дисциплинарное производство, производство по делам об административных правонарушениях.

Сущность исполнительного производства заключается в деятельности по принудительному исполнению судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий. Органы, осуществляющие исполнительное производство являются органами государственного управления. Их деятельность опирается на силу административного принуждения. В связи с этим отнесение исполнительного производства к числу административно-юрисдикционных производств выглядит весьма закономерным, хотя и спорно.

В рамках исполнительного производства производится исполнение исполнительных листов (выдаваемых судами на основании принимаемых ими судебных актов; решений Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов; решений иностранных судов и арбитражей; решений межгосударственных органов по защите прав и свобод человека); судебных приказов; нотариально удостоверенных соглашений об уплате алиментов; удостоверений комиссии по трудовым спорам, выдаваемых на основании ее решений; оформленных в установленном порядке требований органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, если законодательством Российской Федерации не установлен иной порядок исполнения указанных исполнительных документов; постановлений судебного пристава-исполнителя; постановлений иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Дисциплинарное производство, заключающее в совокупности процессуальных действий по применению к подчиненному по службе лицу мер дисциплинарной ответственности, заимствовано по большей части из трудового права.

Как бы то ни было, дисциплинарное производство всегда инициируется и осуществляется лицом, являющимся вышестоящим по отношению к служащему, в отношении которого производство ведется. Тем самым реализуется власть начальника над подчиненным в служебных правоотношениях.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Процедура дисциплинарных производств, как правило, традиционна. Должностной проступок может быть наказан, если дисциплинарное взыскание наложено в течение 1 месяца со дня обнаружения проступка. Обнаружение проступка в любом случае не может повлечь за собой применение дисциплинарного взыскания по истечении 6 месяцев (в отдельных случаях - 2 лет) после совершения административного проступка. До наложения взыскания со служащего должны быть получены письменные объяснения. При необходимости проводится служебная проверка. Государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Взыскание считается снятым, если в течение года лицо не подвергалось другим административным взысканиям. Решение о наложении взыскания может быть обжаловано.

Производство по жалобам подразделяется на соответствующее производство, осуществляемое судами в рамках реализации конституционного права граждан на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также на сугубо административное производство, осуществляемое вышестоящими должностными лицами (органами государственного управления) в отношении обжалуемых решений и деяний нижестоящих органов и лиц соответственно.

Особенными чертами юрисдикционно-административного процесса являются:

  • деятельность основанная на разрешении и рассмотрении индивидуального дела административного характера, сущность которого обычно составляет либо правовой спор, вытекающий из административных норм права, либо определенного рода потребность применения в отношении субъекта административного права и мер административного принуждения;
  • деятельность и ее содержание, которое находится в рамках административно-юрисдикционного процесса составляет оценка правового характера совокупности фактов, обладающих свойственного им отношения к рассматриваемому административному индивидуальному делу;
  • субъект административно-юрисдикционного процесса — это государственный орган власти, который занимается принятием властного решения в рамках своей компетенции. Данным органом представляется не только суд, но и орган исполнительной власти или какое-либо другое уполномоченное лицо;
  • отношения участников юрисдикционно-административного процесса обычно получают свойственный им особый процессуальный характер, который имеет тесную связь с наделением участников процесса особыми обязанностями и правами. В частности, во время разбирательства судом индивидуального дела стороны находятся в абсолютно равно процессуальном положении;
  • результатом в административно-юрисдикционном процессе в правовом плане является властное решение, которое было принято с целью разрешения спора или применения мер административного принуждения;
  • во время осуществления юрисдикции административного характера принуждение является возможным результатом разрешения административно-правового спроса. Оно нашло свое выражение в применении к виновной стороне необходимых мер юридической или административной ответственности;
  • что касается цели процесса административно-юрисдикционного характера, то она заключается в охране административно-правовых отношений от каких-либо нарушений. Применение мер принудительного характера, а также разрешение споров в рамках административно-юрисдикционного процесса осуществляется для защиты основ правопорядка, который устанавливается законодательством административной направленности.

Виды административно-юрисдикционных производств

  1. Производство исполнительного характера является родом деятельности, который обязует исполнение судебных актов судов арбитражных и общей юрисдикции в принудительном порядке, а также актов иных органов, которым в процессе осуществления установленных законом полномочий было получено право возлагать на граждан, бюджеты или организации все различных уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств, и другого имущества, либо совершению в их пользу определенных воздержаний, или действий от совершения таких деяний.
  2. Дисциплинарное производство происходит во время служебных отношений, и собственно к ним и применяется, в то время, как правоотношения служебной направленности сродни отношениям трудовым. Отсюда следует, что даже само дисциплинарное производство, которое заключается в процессуальной совокупности действия по применению к подчиненному по службе лицу мер дисциплинарной ответственности, заимствовано по большой части из права трудового характера.

Данный вид производства всегда осуществляется и инициируется лицом, являющимся вышестоящим по отношению к служащим, в отношении которого и происходит процесс производства. Именно таким образом и реализуется власть начальника над подчиненным в правоотношениях служебной направленности.

В производстве дисциплинарного характера процедура чаще всего является традиционной. Должностной проступок вполне может наказываться, если взыскание дисциплинарной направленности накладывается в срок одного месяца с момента обнаружения данного проступка.

Но в любом случае обнаружение проступка, не может повлечь за собой применения дисциплинарного взыскания по истечению срока шести месяцев (в определенных ситуациях этот срок составляет один год) после совершения проступка административного характера.

Производства по жалобам

Отдельно выделяются производства по жалобам, у которых есть свои производственные виды:

  • производство, которое осуществляется судами в определенных рамках для реализации конституционного права граждан на обжалование в суде действий, а также решений органов государственной власти, общественных объединений, должностных лиц и органов местного самоуправления;
  • сугубо производство административного характера, которое осуществляется должностными лицами вышестоящих органов по отношению к решениям, которые были обжалованы, а также действиям нижестоящих лиц и органов.

Этот закон занимается контролем и регуляцией порадка по рассмотрению не только самих жалоб, но и иных обращений, таких как предложение и заявление.

Обязанности государственных органов и должностных лиц

У должностных лиц и государственных органов есть свои определенные обязанности при рассмотрении жалоб:

Дебетовая карта бесплатно, банк не под санкциями

Откосилка

§ 1. Сущность административно-юрисдикционного процесса

Понятие административно-юрисдикционного процесса необходимо формулировать исходя из термина "юрисдикция" (лат. jurisdictio) как пределов компетенции, правовой сферы, на которую распространяются полномочия данного государственного органа.
Термин "юрисдикция" имеет много смысловых значений: судопроизводство, ведение суда, подсудность, право производить суд, решать правовые вопросы, пределы компетенции, правовая сфера, на которую распространяются полномочия данного государственного органа и т.д., что породило несколько ее видов, среди которых общая судебная юрисдикция, налоговая юрисдикция, специальная юрисдикция, административная юрисдикция и др.
--------------------------------
Словарь иностранных слов. М., 1996. С. 597.

Следовательно, понятие административной юрисдикции непосредственно связывается с административно-юрисдикционным процессом, который представляет собой правоприменительную, правоохранительную и контрольно-надзорную административную деятельность, которая осуществляется в нормативно установленном порядке. Юрисдикционную функцию осуществляют органы исполнительной власти и суды.
Существо административно-юрисдикционного процесса составляют административно-юрисдикционные производства, то есть предусмотренные законодательством процедуры, в ходе которых органы исполнительной власти и суды рассматривают и разрешают административные дела (правовые споры, дела об административных и дисциплинарных правонарушениях, жалобы), то есть осуществляют правовую оценку административного дела, применяют юридические санкции к правонарушителям.
Конкретное индивидуальное дело, порядок его разрешения являются предметом (основанием) административно-юрисдикционного производства. Административные индивидуальные дела чрезвычайно разнообразны в силу объективной широты и динамизма самих норм административного права. Поэтому порядок разрешения таких дел не может быть единым, а представляет собой сумму различных форм административных производств.
По характеру разрешаемого индивидуального дела и содержанию регулирующих такие дела административно-процессуальных норм административно-юрисдикционные производства подразделяются на виды. В соответствии с законодательством административные производства могут быть как внесудебные, так и судебные.
В судебном порядке рассматриваются административные дела, в основе которых лежат административно-правовые дела, возникшие в определенных законодательством правоотношениях (в том числе правовых спорах), в которых одна из сторон наделена государственными полномочиями.
В 2015 году в Российской Федерации принят процессуальный кодекс, целиком посвященный регулированию административного судопроизводства по административным делам в судах общей юрисдикции, - Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (КАС). Вместе с тем положения, регламентирующие правила административного судопроизводства, также содержатся в КоАП и в АПК.
В соответствии с КАС административные дела, подпадающие под сферу его регулирования, делятся на две группы:
- административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, в частности, административные дела об оспаривании нормативных правовых актов; об оспаривании решений, действий (бездействия) органов и лиц, наделенных публичными полномочиями, и другие;
- административные дела, связанные с осуществлением судебного контроля за соблюдением прав и свобод граждан и их объединений при реализации публичной властью своих полномочий, в том числе административных дел, в частности, дела о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии.
КАС не распространяется на порядок осуществления судопроизводства по делам об административных правонарушениях, а также производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (ч. 5 ст. 1 КАС).
Административные дела, рассматриваемые в судебном порядке, можно разделить на две группы:
- административные дела, связанные с рассмотрением и разрешением административно-правовых споров;
- административные дела, в рамках которых решается вопрос о применении к лицу мер административного принуждения.
В соответствии с законодательством административное судопроизводство осуществляют:
а) суды общей юрисдикции (ч. 1 ст. 4 Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", ч. 1 ст. 1 КАС);
б) федеральные арбитражные суды (ч. 1 ст. 189 АПК);
в) Верховный Суд Российской Федерации, который не входит ни в систему судов общей юрисдикции, ни в систему арбитражных судов и является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам (ч. 3 ст. 4, ч. 1 ст. 19 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации").
В системе судов общей юрисдикции административное судопроизводство осуществляют федеральные суды общей юрисдикции, в том числе военные суды, а также суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации, к которым относятся мировые судьи.
Полномочия по рассмотрению дел в порядке административного судопроизводства отнесены к компетенции всех федеральных арбитражных судов, в том числе специализированного арбитражного суда - Суда по интеллектуальным правам.
Следовательно, административно-юрисдикционный процесс имеет своим назначением рассмотрение и разрешение административных дел об административных правонарушениях, а также дел, связанных с защитой прав граждан и организаций в административно-правовых и смежных с ними правоотношениях (финансовых, земельных, трудовых, семейных, экологических и других). Его порядок предусмотрен КоАП, КАС и другими законодательными актами Российской Федерации, регулирующими административное производство.
Таким образом, административно-юрисдикционный процесс можно определить как административно-процессуальную деятельности органов исполнительной власти и судов по разрешению административных дел, правовой оценке поведения их участников и применению в случае необходимости мер государственного принуждения (административного, дисциплинарного), в административно-процессуальной форме.

Читайте также: