Функциональная грамотность доклад и презентация для педсовета

Обновлено: 02.07.2024

2 Как подсчитал французский экономист Жорж Андриа, за 1500 лет от Иисуса до Леонардо объем информации удвоился, затем он удвоился за 250 лет от Леонардо до смерти Баха, к началу XX столетия он удвоился опять …. И в очередной раз удвоилась всего за семь лет ( ). Совсем недавно доктор Жак Валле подсчитал, что количество информации удвоилось за 18 месяцев. По современным данным пятьдесят процентов информации устаревает через пять - десять лет. Ученик за 11 лет обучения посещает почти 10 тысяч уроков, но не может припомнить и половины информации, многие сведения он считает ненужными и неприменимыми в жизни.

3 В классе должна царить тишина – должна быть строгая дисциплина. Цель образования - дать знания. Цель школы - подготовить обучающихся к жизнедеятельности в постоянно меняющихся условиях. Функциональная грамотность - способность личности на основе знаний, умений и навыков нормально функционировать в системе социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде. Функциональная грамотность является результатом развития компетенций учащихся.

4 В основу компетентностного подхода в образовании положена деятельность. Ожидаемыми результатами образовательного процесса является система ЗУН. Учитель и ученик – партнеры. Учитель на уроке спрашивает, влияет и определяет. Делание ребёнком того, что он выбрал сам, многократно усиливает эффективность воспитания. Традиционный урок - всему можно научить. Современный урок - всему можно научиться !

5 Демонстрация теории Устное изложение материала на уроке 0,5 Устное изложение материала с использованием элементов конспектирования Использование ТСО 5,0 Обучение в малых группах Взаимообучение между учащимися 9,0 7,0 3,0 2,0 1,0 Практические занятия по закреплению теории Пирамида обучаемости ( ЮНЕСКО )

6 Три вида компетенций : 1. Базовые компетенции 2. Ключевые компетенции 3. Предметные компетенции В процессе мониторинга идет оценивание развития у учащихся : 1- математической грамотности. 2- естественнонаучной грамотности. 3- грамотности чтения.

7 Базовые компетенции Базовые компетенции характеризуют основные грани личности, способствуют выстраиванию учениками своей жизни в обществе, осознанию себя, как части мира. Они, как ориентир, становятся стержнем жизнетворчества каждого человека, жизнедеятельности общества в целом, а также основанием для усиления созидательной роли среднего образования.

9 Ключевые компетенции Ключевые компетенции создают предпосылки для формирования ценностей и мотивов, а также для развития социальных и поведенческих норм жизнедеятельности человека ; служат основанием для определения ожидаемых результатов по каждой образовательной области. К ключевым компетенциям относятся : информационная компетенция ; коммуникативная компетенция ; компетенция разрешения проблем ; Предметные компетенции - знаниевые .

10 Читательская грамотность способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни Естественнонаучная грамотность способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; Математическая грамотность способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину Базовый навык функциональной грамотности

11 знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности; умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни; готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

12 Дерево – функционально грамотная личность Лейка – учитель Вода – педагогические технологии Яблочки – ключевые компетенции

13 Таксономия учебных целей Б. Блума Современный урок проектируется по определенному алгоритму, который предполагает использовать таксономию ( классификацию ) учебных задач. Таксономия Бенжамина Блума состоит из 6 уровней, соответствующих последовательным мыслительным процессам : знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка.

14 6. ОЦЕНИВАНИЕ ( НЕМНОГИЕ ) 5. СИНТЕЗ 4 АНАЛИЗ 3. ПРИМЕНЕНИЕ 2. ПОНИМАНИЕ 1. ЗНАНИЕ

16 Задания разрабатываются по шести уровням. В матрице заданий к учебному занятию по Б. Блуму используются глаголы, которые ставятся в начале каждого предложения при составлении заданий. Здесь же указаны основные операнды, которые следует использовать в изложении учебного задания. Так, как современный урок носит продуктивный характер, то мы говорим о самостоятельности учащихся и применении знаний и умений на практике. К каждому уровню предлагается одно или более заданий, но учитывается хронометраж и возможности учащихся. Задания 1-3 уровней должны суметь выполнить все учащиеся.

17 1. Учителя делятся на группы по 5-6 человек. На выполнение работы - 40 минут. 2. В каждой группе есть тьютор, прошедший обучение по составлению компетентностно - ориентированных заданий по таксономии Б. Блума 3. Учителя знакомятся с памяткой по разработке заданий и выбирают учебный предмет, класс и тему урока. 4. Знакомятся с матрицей заданий к учебному занятию по Б. Блуму 5. Обсуждают возможные варианты заданий 6. Вносят задания в классификатор ( 6 уровней - 6 заданий или более ) 7. Предлагают вариант разработанных заданий присутствующим.

18 Уровни обучения Примеры заданий 1. уровень - знание Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать 2. уровень - понимание Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому 3. уровень - применение Применить, проиллюстрировать, решить 4. уровень - анализ Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия 5. уровень - синтез Создать, придумать дизайн, разработать, составить план 6. уровень - оценка Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать

19 результаты, которые достигнут учителя и учащиеся в ходе применения подхода : 1. Развитие у учащихся понятийного мышления, самостоятельной познавательной деятельности. 2. Освоение учителями и учащимися различных техник учения. 3. Улучшение уровня развитости математической грамотности, грамотности чтения, естественнонаучной грамотности. 4. Умение решать практические задания и ситуации с опорой на личностный опыт учащегося. 5. Развитие базовых, ключевых и предметных компетенций у учащихся через использование компетентностного подхода в деятельности 6. Развитые рефлексивные умения у учителя и учащихся

Вызовы современности Обеспечение инновационного развития экономики и повышение конкурентоспособности страны ( Из указа Президента России от 7 мая 2018 года: Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования). Повышение качества образования за счет уменьшения группы учащихся, не достигших порогового уровня функциональной грамотности и повышения эффективности работы с одаренными и успешными учащимися при условии сохранения лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов PIRLS, а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования TIMSS, (по результатам международных исследований качества общего образования).

Модель формирования функциональной грамотности при реализации ФГОС

Функциональная грамотность – результат целенаправленно организованного процесса познавательной деятельности

Формирование функциональной грамотности в образовательном пространстве школы

Виды функциональной грамотности Читательская грамотность Математическая грамотность Естественнонаучная грамотность Финансовая грамотность Креативное мышление Глобальные компетенции

Компетенции и умения математической грамотности Математическая грамотность - означает способность человека решать проблемы, логически рассуждать и анализировать информацию; понимать роль математики в мире, в котором он живет.

Компетенции и умения ЕНГ Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанными с естественными науками и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями (знания в области физики, географии, биологии и химии для понимания окружающего)

Компетенции и умения финансовой грамотности Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Основы финансовой грамотности: ✓ понимание природы и функции денег; ✓ умение ценить деньги; ✓ умение считать деньги; ✓ умение составлять финансовый отчет; ✓ умение экономить и сберегать; ✓ умение тратить деньги и жить по средствам; ✓ умение делиться.

Компетенции и умения креативного мышления Креативное мышление – способность человека порождать необычные идеи, отклонение от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. решение проблемных ситуаций; решение задач, в которых требуется анализ и синтез; использование приема сравнения; использование аналогии, классификации; решение задач - головоломок, ребусов, занимательных задач, задач на смекалку; п роектная деятельность.

Глобальные компетенции Глобальные компетенции – способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях.

Методы и формы, способствующие развитию функциональной грамотности Работа в группах, парах Ролевые, деловые игры Проектная деятельность Функциональная грамотность

С пасибо за внимание!

Список литературы: 1. АкатоваТ.И . Языковая функциональная грамотность и языковая культура . — Психолого-педагогический аспект: Монография. - М., 2006г. с. 237 2. Алексашина И. Ю., Абдулаева О. А., Киселев Ю. П. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся - Учебно-методическое пособие, КАРО, 2019г., 160 с. 3. Бокарев А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации // Финансы. 2010. № 9. С. 3-6. 3. Ермоленко В.А. Формирование функциональной грамотности в контексте безопасности жизнедеятельности – Отечественная и зарубежная педагогика. – 2012 4. Лебедев О. Е. Образованность учащихся как цель обра - зования и образовательный результат // Образователь- ные результаты / под ред. О. Е. Лебедева. СПб., 1999. С. 45. 5. Кемельбекова Г. А. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся по предметам гуманитарного цикла — Краснодар: Новация, 2016г. 6. Рой. Е . В. Формирование функциональной грамотности у обучающихся.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка За последние годы в нашей школе наблюдается тенденция снижения качества знаний учащихся первой ступени обучения. Отмечается ухудшение почерка .

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащегося, а умение решать проблемы, возникающие в познании, во взаимоотношениях людей, в профессиональной жизни, в личностном са.


СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Описание связи урочной и внеурочной деятельности.


Анализ и оценка качества образовательных результатов

В соответствии с ФГОС на уроках использую содержательное оценивание учебных достижений. Широко применяю приемы взаимоконтроля и взаимооценки, самоконтроля и самооценки. Ученики осваивают способы опред.

Проблема оценивания качества образовательных результатов при изучении курса ОРКСЭ заключается в её отсутствие, поэтому поставило многих педагогов в тупик. Как оценить уровень знаний учащихся? Как оцен.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ доклад.docx

Сейчас в сфере образования функциональная грамотность становится одной из главных тем для обсуждения на всех уровнях: и в школах, и в Министерстве. Почему же она становится такой важной?

Обществу необходим человек функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям.

Сформированность функциональной грамотности у учащихся предполагает способность эффективно функционировать в обществе, способность к самоопределению, самосовершенствованию и самореализации.

Формирование функциональной грамотности учащихся в современной

образовательной системе может быть решена в контексте каждой

образовательной области, а также каждого учебного предмета.

Теория функциональной грамотности базируется на одном из более популярных международных оценочных изучений – «(PISA)

С 2021 года впервые исследованию подвергнется креативное мышление пятнадцатилетних учащихся.

Основной причиной невысокого рейтинга России являются низкие результаты российских учащихся пятнадцатилетнего возраста практически по всем областям функциональной грамотности, выявленные в исследовании PISA.

Речь идет, прежде всего, о недостаточно сформированной способности у учащихся использовать имеющиеся предметные знания и умения при решении задач, приближенных к реальным ситуациям, а также невысокий уровень владения такими умениями, как поиск новых или альтернативных способов решения задач, проведения исследований или групповых проектов. Другими

словами, относительный неуспех наших школьников в решении заданий, предлагаемых в международных исследованиях, кроется в отсутствии практики решения задач, направленных на развитие функциональной грамотности обучающихся в отечественной школе.

Функциональная грамотность – результат целенаправленного организованного процесса познавательной деятельности.

Формирование функциональной грамотности в образовательном пространстве.

В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.

Функционально грамотная личность – это человек:

- ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами;

- способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;

- умеющий отвечать за свои решения;

- способный нести ответственность за себя и своих близких;

- владеющий приёмами учения и готовый к постоянной переподготовке

- обладающей набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний;

- хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;

- владеющий современными информационными технологиями.

Цель учителя – развить ребёнка.

- развить мышление из наглядно – действенного перевести его в абстрактно- логическое;

- развить речь, аналитико- синтетические способности, развить память и внимание, фантазию и вообразение, пространственное восприятие;

- развить морорную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику;

- развивать коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим прведением. Решая эти задачи, педагог получает в результате функционально развитую личность.

Условия достижения данной цели обучения носит длительный характер:

- учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности за результаты деятельности;

- представляется возможность, для приобретения опыта достижения цели;

-правила оцениванияотличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса.

В современных условиях в школе появляется возможность ыфйти за пределы окружающего социкма, это участие в различныхпроектах, которые позволяют заниматься учебно- познавательной, исследовательской, творческой или игровой деятельностью, организованной на основе компьютерных технологий.

Проектная деятельность учащихся по предметам, участие в школьно – практических конференциях. Внеклассные мероприятия, направленные на развитие функциональной грамотности.

Учитель является организатором самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником.

Его профессиональные умения направляются не просто на контроль знаний и умений школьников, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями, устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний. Эта роль значительно сложнее, нежели при традиционном обучении. И требует от учителя более высокого уровня мастерства.

В заключении можно сказать, что:

Современные методы и формы работы оказывают педагогам практическую помощь в решении профессиональныхзадач, способствуют развитию школьной информационно – образовательной среды, направленной на повышение функциональной грамотности учащихся .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педсовете. Презентация на тему: "Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка".•Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.Компоненты функциональной грамотности:

•знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;

•умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;

•готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.

русского языка и литературы

Нормативная база обновления содержания образования

Государственная Программа развития образования Республики Казахстан

от 24 октября 2011 г.

на 2011-2020 годы

Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников

на 2012-2016 годы, постановление Правительства РК от 25 июня 2012 года № 832

Типовой комплексный план по усилению воспитательного компонента процесса обучения во всех организациях образования от 29 июня 2012 г. №873

Государственный общеобязательный стандарт

среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования) , утвержденный постановлением Правительства РК от 23 августа 2012 г. № 1080

Цель Национального плана: создать условия для развития функциональной грамотности школьников Республики Казахстан Задачи Национального плана:

Цель Национального плана: создать условия для развития функциональной грамотности школьников Республики Казахстан

Задачи Национального плана:

  • Изучение отечественной и международной практики развития функциональной грамотности школьников.
  • Определение механизмов реализации системы мер по развитию функциональной грамотности школьников.
  • Обеспечение модернизации содержания образования: стандартов, учебных планов и программ.
  • Разработка учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
  • Развитие системы оценки и мониторинга качества образования школьников.
  • Укрепление материально-технической базы школ и организаций системы дополнительного образования.
  • Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
  • Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
  • Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Компоненты функциональной грамотности

  • знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;
  • умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;
  • готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.

Естественно-научная

грамотность

способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни

способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием

Математическая грамотность

способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину

Базовый навык

функциональной

грамотности

Педагогические технологии

Педагогические технологии

Содержание функциональной грамотности

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Логические приемы

Примеры заданий

1. уровень - знание

Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать

2. уровень - понимание

Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому

3. уровень - использование

Применить, проиллюстрировать, решить

4. уровень - анализ

Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия

5. уровень - синтез

Создать, придумать дизайн, разработать, составить план

6. уровень - оценка

Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать

Международные оценочные исследования

изучаются особенности содержания школьного математического и естественнонаучного образования в странах- участницах, особенности учебного процесса, а также факторы, связанные с характеристиками образовательных учреждений, учителей, учащихся и их семей

изучает читательскую грамотность учащихся, проучившихся четыре года. В благоприятной образовательной среде между третьим и пятым годом школьного обучения происходит качественный переход в становлении важнейшего компонента учебной самостоятельности: заканчивается обучение чтению (технике чтения), начинается чтение для обучения – использование письменных текстов как основного ресурса самообразования

оценивает способности подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях

Модель формирования и развития функциональной грамотности Дерево – функционально грамотная личность Вода – педагогические технологии Яблочки – ключевые компетенции Лейка – учитель

Модель формирования и развития функциональной грамотности

Дерево – функционально грамотная личность

Вода – педагогические технологии

Яблочки – ключевые компетенции

Лейка – учитель

Алгоритм для учащихся по запоминанию словарных слов на основе ассоциаций

1.Проговорить слово по слогам.

2. Объяснить значение слова .

3. Поставить ударение.

4. Найти безударную гласную.

5.Подобрать ассоциации к букве, которую нельзя проверить.

6. Составить предложение со словом.

9. В начале следующего урока повторить записанное слово.

А как нарисовать овал?

На помощь брата я позвал.

Брат взял фломастер и искусно

Мне овал нарис овал :

Ты слегка окружность сплюсни,

Получается ОВАЛ.

Сколько раз его видал,

В ванной зеркало - овал !

Овал - окружность удлинённая

И рожица в ней удивлённая

Проблема: дети допускают ошибки в написании словарных слов. Решение: надо помочь учащимся запоминать слова, не заучивая их наизусть. Метод ассоциативного запоминания слов. Суть метода. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.

дети допускают ошибки в написании словарных слов.

надо помочь учащимся запоминать слова, не заучивая их наизусть.

Метод ассоциативного запоминания слов.

Суть метода. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Функциональная грамотность. Презентация на заданную тему содержит 38 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Функциональная грамотность Читательская грамотность Глобальные(ая) компетенции(ия) Креативное мышление Финансовая грамотность Естественнонаучная грамотность Математическая грамотность

Основные изменения в системе оценки образовательных достижений: отечественный и зарубежный опыт (1) К традиционной функции обратной связи добавляется функция ориентации системы образования на новые результаты. Изменение целевых установок: от контроля и оценки качества образования к управлению и обеспечению качества образования. Основной задачей оценки и критерием оценки выступают не овладение обязательным минимумом содержания, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом: способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Основные изменения в системе оценки образовательных достижений: отечественный и зарубежный опыт (2) Расширяются объекты оценки: комплексная оценка – ФГОС (предметные, метапредметные и личностные результаты); МСИ – функциональная грамотность и стандарты XXI века. Изменяется инструментарий оценки: переход на компьютерные форматы, введение интерактивных симуляций, оценка стратегий поведения. Меняется система обработки данных: вводятся вероятностные математические модели. К традиционным формам представления результатов добавляются комплексные профили образовательных результатов. Разрабатываются рекомендации для учащихся с разными уровнями подготовки с учетом контекстной информации.

Ключевые компетенции (DESECO, OECD 1999) Действовать автономно Фокус: персональная идентификация/относительная автономия Использовать интерактивно различные средства Фокус: взаимодействие с миром с помощью различных средств Функционировать в социально гетерогенных группах Фокус: взаимодействие с другими

Защищать права, интересы, проявлять ответственность, осознавать ограничения и потребности Защищать права, интересы, проявлять ответственность, осознавать ограничения и потребности планировать и реализовывать жизненные планы / личные проекты действовать масштабно

Использовать интерактивно язык, символы, тексты Использовать интерактивно язык, символы, тексты Использовать интерактивно знания и информацию Использовать интерактивно (новые) технологии

Устанавливать хорошие взаимоотношения Устанавливать хорошие взаимоотношения сотрудничать разрешать конфликты

Предметная компетентность – способность решать проблемы, возникающие в окружающей действительности, средствами предмета распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами данного предмета; формулировать эти проблемы на языке данного предмета; решать эти проблемы, используя предметные знания и методы; анализировать использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; формулировать и записывать окончательные результаты решения поставленной проблемы.

Чему должны научиться дети (OECD 2030) Через оценку качества образования система образования настраивается на новые результаты

Группы читательских умений 1. Читательские действия, связанные с нахождением и извлечением информации из текста 2. Читательские действия, связанные с интеграцией и интерпретацией информации 3. Читательские действия, связанные с осмыслением и оценкой текста 4. Читательские действия, связанные с использованием информации из текста

1. Находить и извлекать информацию 1.1 Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.) 1.2. Находить и извлекать одну или несколько единиц информации 1.2.1 Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста 1.2.2. Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста 1.3.Определять наличие/отсутствие информации

2. Интегрировать и интерпретировать информацию 2.1. Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.) 2.2 Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста) 2.3 Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста 2.4 Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.) 2.5 Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом 2.6. Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста 2.7 Понимать чувства, мотивы, характеры героев 2.8 Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение)

3. Осмысливать и оценивать содержание и форму текста 3.1 Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора 3.2 Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов 3.3 Понимать назначение структурной единицы текста 3.4 Оценивать полноту, достоверность информации 3.5 Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах 3.6 Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте

4. Использовать информацию из текста 4.1 Использовать информацию из текста для решения практической задачи (планирование поездки, выбор телефона и т.п.) без привлечения фоновых знаний 4.2 Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний 4.3 Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу 4.4 Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста 4.5 Предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте (в том числе с переносом из одной предметной области в другую) 4.6 Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью

Определение глобальных компетенций ( в соответствии с последней версией) Global competence - это "многомерная способность," которая выражается в изучении местных, глобальных и межкультурных проблем, понимании и умении ценить взгляды и мировоззрения других людей, открытых, соответствующих определенной ситуации и эффективных взаимодействиях с представителями других культур, ответственных действиях в интересах устойчивого развития и коллективного благополучия According to "PREPARING OUR YOUTH FOR AN INCLUSIVE AND SUSTAINABLE WORLD The OECD PISA global competence framework", 2018.

Для чего нужно быть глобально компетентным? (ответ создателей направления) Жить гармонично в многокультурных сообществах Процветать на меняющемся рынке труда Эффективно и ответственно использовать медиа-платформы Поддерживать цели в области устойчивого развития

Читайте также: