Здравоохранение в белгородской области доклад

Обновлено: 05.07.2024

Минздрав начал оперативно собирать медиков в командировки "на реализацию мероприятий, направленных на спасение жизни и здоровья". В больницы разосланы уведомления с просьбой составить списки врачей, готовых к командировке. Справится ли российская медицина с борьбой на 2 фронта – ковид и спецоперация?

Ирина Мишина

Тем временем, нехватку врачей признают и федеральные, и региональные структуры власти — одни робко, другие смелее. Так, руководитель Роспотребнадзора Анна Попова заявила о недостатке в стране медицинских кадров, "что-то смыслящих в биологической безопасности". В регионах бьют тревогу: в Башкирии спрос на медиков вырос на 253%. В Пермском крае недостает около тысячи врачей и более полутора тысяч медсестер. Крым заявляет о нехватке 2,5 тысяч врачей, а также 4-х тысяч сотрудников среднего медперсонала. Это всего несколько примеров.

Есть и еще одно обстоятельство. Говоря о смертности от коронавируса, мы почему-то умалчиваем о смертности врачей. А тем временем, если верить официальной статистике, выходит, что каждый 15-й умерший от COVID-19 в стране — это медик. Это в 16 раз больше, чем в странах, где эпидемия приобрела сопоставимые масштабы.

Как человек, работавший в условиях боевых действий, могу сказать: самое главное в таких условиях то, что там стреляют. Человеку, который оказался на войне впервые, трудно бывает преодолеть страх, порой нужно усилие, чтобы начать оказывать помощь пострадавшим. Для многих такое усилие представляется непреодолимым шагом. Но большинство понимает, что нет никакого выбора и начинает помогать. Понятно, что помимо знаний тут нужна и особая подготовка. Мы попытались дозвониться во Всероссийский центр медицины катастроф "Защита" ФМБА, чтобы узнать, какие именно специалисты будут призваны в район спецоперации, но ни один из телефонов не был доступен. Нам удалось дозвониться до одного из ведущих хирургов ФГБУ «Российский научный центр хирургии им. Петровского" Гарника Шатверяна. Он пояснил, что пока он и его коллеги -хирурги работает в обычном режиме, в Институт хирургии им. Петровского запросы, по его данным, не поступали. И грустно добавил: "Если даже поступят, наши врачи привыкли работать в тяжелых условиях".

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Степчук М. А., Пинкус Т. М., Боженко Д. П., Ефремова О. А.

Программа развития здравоохранения региона и внедрение рациональной многоуровневой системы организации первичной медико-санитарной помощи и оптимальной трехэтапной организации ее первого уровня

Перспективные направления развития первичной медико-санитарной помощи и результаты их внедрения в регионе

Оценка динамики и определение перспектив развития медицинской помощи населению в условиях модернизации здравоохранения региона (на примере Белгородской области)

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

М.А. СТЕПЧУК1 Т.М. ПИНКУС1 Д.П. БОЖЕНКО2 О.А. ЕФРЕМОВА3

1) Медицинский информационноаналитический центр, г. Белгород

Чернянская центральная районная больница, Белгородская область

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

В Белгородской области право граждан обеспечивается: реализацией государственных, региональных и муниципальных программ укрепления здоровья и профилактики заболеваний населения, оздоровлением среды обитания человека и условий его жизнедеятельности; проведением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, широкой информированностью населения; воспитанием санитарной культуры населения всеми ведомствами, сопричастными с охраной здоровья. Разрабатывается программа развития здравоохранения региона на 2013-2015 годы.

Ориентация здравоохранения РФ на развитие стационарной медицинской помощи привела к недофинансированию ПМСП, недостаточной обеспеченности участ-

развития здравоохранения региона до 2020 года, предусматривающую повышение доступности, качества медицинской помощи, развитие профилактики, патронажной службы, восстановительного лечения и реабилитации.

ция, доступность и качество медицинской помощи.

ковыми врачами, низкой оснащенности поликлиник диагностическим оборудованием, не позволяющей оказывать качественную медицинскую помощь. В результате наблюдается рост хронических и запущенных заболеваний, что приводит к высокому уровню госпитализации, вызовов скорой медицинской помощи, увеличению затрат на дорогостоящее лечение с применением высоких технологий. В этой связи растёт потребность в высоко технологичной помощи и ускоренными темпами идет её развитие (хотя при этом решается проблема здоровья только отдельной, малочисленной категории хронических больных). Соответственно растут расходы на здравоохранение. Этому способствует также инфляция, рост расходов на содержание и развитие всех ресурсов, обновление и развитие основных фондов здравоохранения.

Диаграмма 1. Демографические показатели Белгородской области

Общая заболеваемость взрослого населения области за 7 лет увеличилась на 1,0% и составила в 2011 году 160 235,6 на 100 000 взрослого населения (2005 г. — 158 632,3). Заболеваемость сельского населения увеличилась на 3,7%. Значительно ниже общероссийских показателей заболеваемость детского населения, которая соста-

К факторам риска развития заболеваний в области мы отнесли: курение, избыточную массу тела, гиподинамию, потребление алкоголя и наркотиков, высокий уровень артериального давления, холестерина и сахара в крови, психоэмоциональные нагрузки. Общепризнано, что скрининговые исследования являются одним из основополагающих принципов обнаружения факторов риска и раннего выявления заболеваний. Проведенный нами анализ данных скринингов показал, что охват населения обследованиями за последние 5 лет увеличился: на выявление употребления наркотиков на 45,1%; курение — в 2,1 раз, ожирение — на 90,2%, гипертензия — на 86,7%, холестерин — в 2,2 раза, психоэмоциональные напряжения — на 96,5%, сахар крови — на 9,9%. Увеличилась и выявляемость этих факторов в среднем на 25,1%. Количество реализованного в регионе алкоголя (включая водку, ликёроводочные изделия, вина, коньяки, шампанское, слабоалкогольные напитки и пиво) уменьшилось на 16,9% и составило в 2011 г. 54,5 декалитр на душу населения (2005 г. — 65,6). Реализация табачных изделий (папиросы, сигареты) уменьшилась на 4,4% (показатель мы рассчитали с учётом удорожания, который за эти годы составил 312,5).

в структуре которых превалируют изменения сердечно-сосудистой системы (65,4%), психоэмоциональные напряжение (51,396), избыточная масса тела и нерациональное питание (36,2%). Всем пациентам с выявленными факторами риска составлены индивидуальные программы оздоровления и коррекции факторов риска. 16 ООО чел. были направлены к различным специалистам АПУ для дополнительного обследования и уточнения диагноза.

Состояние здоровья и уровень смертности населения отражается на показателе продолжительности жизни, которая в 2011 г. составила для всего населения — 71,5 лет, что значительно ниже развитых стран Европы.

По нашему мнению, несмотря на положительную динамику ряда показателей здоровья населения и некоторого снижения напряжённости демографической ситуация в регионе, требуется дальнейшая переориентация социально-экономической политики на сохранение человеческого капитала. Если не будут предприняты действенные меры по реорганизации и модернизации социальной сферы и системы здравоохранения, то динамика показателей здоровья населения в ближайшие годы будет оставаться негативной.

В результате реорганизации и реструктуризации в период 2006-2011 гг. количество учреждений, оказывающих стационарную медицинскую помощь населению, уменьшилось на 9,0% и составило 71 (2006 г. — 78). В последнее десятилетие проводилась оптимизация круглосуточных коек. Только за 2006 — 2011 гг. обеспеченность койками уменьшилась на 15,3% и составила 79,4 на 100 000 населения (2006 г. — 93,7). Однако, несмотря на это, в области не удалось значительно сократить число больных, направляемых для лечения в стационары. Показатель госпитализации снизился на 3,5% и составил 22,4% (2000 г. — 25,8), а в большинстве стран Европы — он не превышает 20%. Благодаря применению современных методов лечения уменьшилась длительность лечения на койках круглосуточного пребывания на 10,9% и составила — 11,9 (2006 г. — 13,2), увеличился оборот койки на 12,5% и составил — 27,9 (2006 г. — 24,8), увеличилась работа койки на 0,9% и составила — 333 (2006 г. — 330).

поликлинических учреждениях он составил 29,8%. Снижение обеспеченности врачами и рост дефицита связаны с одной стороны проводимой реструктуризацией, с другой — снижением престижности профессии (увеличение ответственности за результаты своего труда, низкая заработная плата в муниципальных и государственных учреждениях здравоохранения и ведение большого количества учётно-отчётной документации). Такая же ситуация по средним медицинским работникам. Обеспеченность ими уменьшилась на 1,7%, показатель составил 107,2 на 10 000 населения (2005 г. —109,1), РФ — 87,6. Дефицит средних медицинских работников увеличился на 6,7% и составил 18,3% (2005 г. - 11,6%).

ченности данными специалистами и сохранении их численности на протяжении нескольких лет дает возможность развивать ПМСП как одного из приоритетных направлений в реорганизации структуры здравоохранения области на период до 2012 и последующие годы. В результате анализа установлено, что в регионе высокий процент врачей предпенсионного и пенсионного возраста. Так, до 35 лет трудилось на конец 2011г. в городе 22,7% врачей, в селе — всего 16,7%; в возрасте от 35 до 55 лет — в городе 52,3%, в селе — 53,8%; старше 55 лет — в городе каждый 4-й (25%), в селе — почти каждый 3-й (29,5%). Самый высокий процент работающих пожилых врачей отмечен среди следующих специальностей: терапевтов, трансфузиологов, педиатров, фтизиатров, клинической лабораторной диагностики, рентгенологов.

Сказывается на доступности медицинской помощи отсутствие во многих АПУ области современных медицинских технологий. Дефицит финансирования на протяжении многих лет отрицательно сказался на состоянии материально-технической базы учреждений здравоохранения и оснащении современным лечебно-диагностическим оборудованием. За анализируемые годы израсходовано на строительство, реконструкцию и капитальные ремонты 4,3 млн. руб. Однако эти мероприятия только частично решили проблему. В настоящее время из 412 зданий 9,7% требуют капитального ремонта и 9,2% — текущего ремонта, завершения ранее начатого строительства требуют 7 объектов. Это особенно выражено в сельской местности. Материально-техническая база сельских АПУ сегодня не соответствует современным требованиям: 4,4% зданий не имеют центрального водоснабжения, 31,5% — горячего водоснабжения, 12,1% — центрального отопления, 92,0% — автономного энергоснабжения. 46,8% ФАП-ов нуждаются в капитальном ремонте, 14,6% —дооснащении инструментарием, 51,1% - глюкометрами и ЭКГ-ми, 85,9% — автотранспортом. Соответственно тормозится применение эффективных медицинских технологий и не только из-за отсутствия средств на их приобретение, но и отсутствия в ряде АПУ соответственных помещений для их размещения. Более 17% имеющегося медицинского оборудования имеет срок эксплуатации свыше 10 лет и 100% износ, около 22% — от 6 до 10 лет с более чем 50% износом, и только 61% оборудования эксплуатируется не более 5 лет и имеет износ 30-40%. Из-за этого страдает доступность населения в современных методах обследования и лечения, особенно сельского населения.

С целью увеличения доступности медицинской помощи сельскому населению используется выездной метод работы. В соответствии с графиком в отдалённые сёла выезжают участковые терапевты и педиатры, ВОП, районные специалисты для проведения профосмотров, оказанию лечебно-диагностической и консультативной помощи. Так, проведённый автором анализ выездов врачей одного из районов показал, что число выездов терапевтов и ВОП на ФАП-ы прикрепленных сёл увеличилось на 11,3%, число осмотренных — на 12,1%, и число проконсультированных ими больных — на

Отмечено, что в регионе имеет место несбалансированность гарантированных объемов медицинской помощи с объемом финансирования и медицинских ресурсов. Территориальная программа государственных гарантий бесплатной медицинской помощи населению (ТПГГ) за изучаемый период имела дефицит финансирования около 30% (2008г. — без дефицита). В 2010г. дефицит достиг 38,4%, на 2011 г. был запланирован — 33%, факт — 24,0% (часть дефицита покрыта за счёт федеральных средств, выделенных по программе модернизации на информатизацию). Соответственно были занижены расценки на медицинские услуги, что отрицательно сказалось на финансировании деятельности АПУ, объёме доплат за конечные результаты труда медицинских работников. Не закончено строительство и капитальные ремонты многих АПУ, мало приобреталось современного медицинского оборудования, недостаточно обеспечивалось лечение больных с применением эффективных дорогостоящих лекарственных средств. Около 60% средств направлялось на обеспечение стационарного лечения. С 2005 г. доля финансирования здравоохранения из областного бюджета уменьшилась на 7,1%, местного бюджета — на 4,5%, федерального — на 3,9%. Наряду с этим на 3,4% увеличилось финансирование из прочих источников и на 0,6% — за счёт ДМС.

В пандемийный 2021 год Вячеслав Гладков предложил решение базовых проблем медицины, о которых не первый год говорили белгородцы

Как белгородские власти перестраивают систему здравоохранения в борьбе с пандемией

Фото: пресс-служба губернатора и правительства области

Новый облик белгородской медицины – это отклик на критику жителей области и экспертов: регион увеличивает расходы на лекарства и оборудование, наращивает штат врачей, решает проблему очередей в поликлиниках, создаёт прочный запас нового коечного фонда инфекционного профиля.

Реформы на ходу

Если в сельской местности больницы относительно успешно справляются с резким ростом заболеваемости (в том числе благодаря тому, что именно в сёлах люди прививались активнее всего), то крупные города столкнулись с настоящим кризисом: поликлиники не были готовы к такому числу пациентов, которым надо попасть на приём к врачу.

На этом фоне региональные власти решили в октябре перепрофилировать шестую поликлинику Белгорода в амбулаторный ковид-центр, куда направляют всех пациентов с подозрением на коронавирус, ОРВИ и грипп. Сюда попадают все температурящие не только из Белгорода, но также из Белгородского района, близлежащих Шебекинского и Яковлевского округов.

В поликлиниках учредили штат администраторов, чтобы избавить врачей от бумажной работы, обзвона и приглашения пациентов. Задача докторов – лечить, и теперь они занимаются только этим.


В сжатые сроки пришлось решать и другую застарелую проблему: до поликлиник было невозможно дозвониться. В регионе запустили единую горячую линию 122 для записи на приём к врачу и вызова его на дом. Постепенно штат службы довели до 110 человек, которые отвечают на звонки жителей.

За октябрь кол-центр принял более 55 тысяч обращений. Семь дней в неделю с 8 до 20 часов сотрудники обрабатывают в среднем по 2,5 тыс. звонков в день. Абсолютное большинство обращений – запись на приём к врачу и вызов его на дом. Благодаря увеличению штата в 2,5 раза за короткий срок среднее время приёма звонка сократилось с 15 до 5 минут.

Также в регионе запустили выдачу препаратов льготникам по электронным рецептам, что избавляет пациента от необходимости приходить в поликлинику, где и без того весьма людно.

Врач для каждого

В условиях пандемийного 2021 года Белгородской области удалось сдвинуть с мёртвой точки ситуацию с дефицитом врачей, ведь ранее мы сталкивались в основном лишь с оттоком кадров.

Правительство в сжатые сроки запустило программу привлечения медработников, в том числе и из других регионов, с обеспечением их жильём. В 2021 году запланировано приобретение 161 квартир для новых специалистов. На данный момент 72 уже закреплены за медицинскими организациями. Это жильё врачи смогут приватизировать через 10 лет работы в области. Вся программа, рассчитанная до 2025 года включительно, должна привлечь в регион более 300 медиков из разных уголков России.

На встрече с главврачами больниц Вячеслав Гладков заявил, что без достаточного количества медицинских работников область не сможет преодолеть пандемию, поэтому кадровый вопрос становится для региона судьбоносным.

В правительстве готовы пойти на любые меры, чтобы привлечь высококвалифицированных специалистов в больницы:

Губернатор подчёркивает, что именно регион должен формировать заказ на образование врачей и медработников, исходя из того, кто нужен системе здравоохранения в данный момент. Уже сейчас к работе в отрасли привлекли студентов медколледжей и ординаторов медицинского института БелГУ, повысив стипендию и скорректировав образовательную программу.

Раз и навсегда решить вопрос с дефицитом кадров Белгородской области должен помочь целый набор инициатив.

Например, Вячеслав Гладков предложил организовать доплаты по 30 тыс. рублей в месяц врачам, которые согласятся досрочно выйти из отпуска по уходу за ребёнком. Мера уже работает и позволила закрыть ряд проблемных позиций.

Как белгородские власти перестраивают систему здравоохранения в борьбе с пандемией - Изображение

Фото: пресс-служба губернатора и правительства области

Кислорода и лекарств хватит всем

Правительство области ежесуточно следит за ситуацией с кислородом и лекарствами как в ковидных госпиталях, так и в амбулаторном звене.

Сейчас более 80 % коечного фонда обеспечено кислородом, который подаётся пациентам при необходимости. На данный момент в регионе развёрнуто 3 600 коек для пациентов с коронавирусной инфекцией. В условиях 90–95%-ной заполненности коечного фонда страх перед осложнениями у людей заметно вырос – вслед за ним выросло и число тех, кто всё‑таки решился на иммунизацию.

Если ещё в августе мощности по вакцинации были задействованы в лучшем случае наполовину, то к концу октября даже в торговых центрах появились очереди из желающих привиться.

Больницы в среднем расходуют на пациентов 50 тонн медицинского кислорода в сутки. Чтобы не зависеть от поставок, правительство области приняло решение о покупке 628 мобильных кислородных концентраторов. Их больницы получат в ноябре. Это оборудование позволяет добывать кислород из окружающего воздуха.

Чтобы создать запас прочности для системы здравоохранения, Вячеслав Гладков инициировал закупку лекарственных препаратов и кислородных установок за счёт областной казны. В октябре принято решение о выделении 324 млн рублей на установку дополнительного кислородообеспечивающего оборудования в районных и окружных больницах.

Что касается лекарств, то и для амбулаторных пациентов, и для тех, кто лежит в красной зоне, самые современные препараты оперативно поступают в лечебные учреждения. Средства на них выделяют как федеральный, так и областной бюджеты. Одно из последних таких – выделение дополнительных 180 млн рублей на лечение ковид-пациентов в амбулаторных условиях.

Как белгородские власти перестраивают систему здравоохранения в борьбе с пандемией - Изображение

Фото: Анастасия Писаревская

Необходимый транспорт

Закупают для всех ЦРБ региона и транспорт – пандемия потребовала от медработников совершенно иного уровня мобильности. Больничный автопарк изрядно поизносился: работавшие в районных больницах машины 2003–2007 годов выпуска каждый месяц ломались.

Машины обслуживают вызовы врачей на дом, число которых увеличилось в разы, доставлять лекарства пациентам с ковидом, отправлять биоматериалы на анализы в лаборатории.

Модернизируется и парк белгородской станции скорой помощи. В сентябре федеральное правительство выделило средства на закупку 24 медицинских автомобилей, а в целом за год парк обновился почти на полсотни скорых. Это автомобили с аппаратами ИВЛ, дефибрилляторами, реанимационными комплектами для взрослых и детей, аппаратами ЭКГ – такое оснащение позволяет провести диагностику уже по пути в больницу.

Вячеслав Гладков потребовал от департамента здравоохранения усилить работу службы скорой помощи. Число выездных бригад растёт с 120 до 154, а численность сотрудников – с 2 475 почти до 3 000 человек. Это расширение продиктовано обращениями жителей области, которые сообщали о напряжённом графике работы скорых и их дефиците.

Как белгородские власти перестраивают систему здравоохранения в борьбе с пандемией - Изображение

Фото: Сергей Белых

Беспрецедентная стройка

Изучив опыт Башкирии, в Белгородской области решились на сложный проект – строительство двух быстровозводимых инфекционных центров модульного типа.

Один из них расположится неподалёку от Белгорода – в Яковлевском округе, второй – в Старооскольском. Каждый из новых центров сможет принять по 330 пациентов. Вячеслав Гладков инициировал поправки в бюджеты 2021 и 2022 года – на проект направят 5 млрд рублей, а ещё около 1,1 млрд – на их оснащение строящихся модулей самым современным оборудованием.

Все работы строители должны выполнить в максимально сжатые сроки. На площадку они зашли в конце октября. Глава региона потребовал, чтобы уже 15–16 декабря оба центра были введены в эксплуатацию. Столь быстрых строек в регионе ещё не было. Губернатор ежедневно контролирует все этапы строительства. Глава региона особо подчёркивает, что строительство новых центров станет важным шагом не только в лечении коронавируса в регионе, но и в целом в борьбе с инфекциями.

Как только центры откроются, медики получат возможность часть больниц, которые сейчас работают в режиме ковидных госпиталей, вернуть в обычный режим работы.

Главное оружие – вакцинация

Массовая вакцинация в Белгородской области стартовала в начале 2021 года. Создана крупная сеть прививочных кабинетов по всему региону, включая торговые центры, предприятия и даже парки. Белгородская область к середине июля стала лидером в России по темпам вакцинации. На фоне роста заболеваемости крайне важным было обеспечить максимально прививками для того, чтобы снизить нагрузку на систему здравоохранения. Медики подтверждают, что прививки не дают гарантий, что человек не заболеет COVID-19, но почти всегда позволяют избежать тяжёлого течения болезни.

Статистика доказала: российские вакцины эффективно противостоят и дельта-штамму, который в настоящее время распространён в России. При этом в любом ковидном госпитале большинство пациентов – именно непривитые люди.

Если из 10 заболевших вакцинированных в стационар попадают 1–2 человека, то из 10 непривитых заболевших в больнице в итоге оказываются 7.

Как белгородские власти перестраивают систему здравоохранения в борьбе с пандемией - Изображение

Фото: Павел Колядин

Главврач областной инфекционной клинической больницы им. Е. Н. Павловского Александр Баранов заявил, что лично не сталкивался со случаями тяжёлого течения болезни у прошедшего вакцинацию пациента.

По состоянию на 3 ноября первым компонентом вакцины привились уже порядка 845 тысяч жителей региона, полную иммунизацию завершили около 757 тысяч белгородцев. Спрос на вакцинацию растёт. Сейчас в регионе ежедневно прививается порядка 4 тысяч человек, повторно – более 1 200. В записи на вакцинацию – 3 700 белгородцев.


Депутат Белгородской областной Думы Анастасия Байбикова рассказывает о проблемах белгородского здравоохранения, об акциях протеста медработников и новой губернаторской программе реформ системы поликлиник в нашей области.

Молчание докторов

— Вы как депутат можете как-то противиться этому масштабному закрытию лечебных учреждений?

— На заседаниях областной Думы я могу только поднимать эти вопросы, создавать общественный резонанс, чтобы решать эту проблему. По поводу оптимизации все мои запросы как депутата областной Думы ни к чему не привели. Исполнительная власть активно проводит свою политику закрытия медучреждений. Цель вполне прагматичная — снизить нагрузку на областной бюджет.

После премьеры фильма известного белгородского блогера Сергея Лежнева о коррупции при госзакупках в сфере здравоохранения мне пришлось встать на одиночный пикет у здания Облдумы. После поддержки населения и СМИ дело сдвинулось, правоохранители стали работать активнее, и в деле уже есть подвижки.


— А есть ли подвижки по зарплатам медперсонала детской городской больницы областного центра, о которых писал тот же блогер?

Против закрытия медучреждения на Гринёвке протестовали жители, но их не услышали.

Против закрытия медучреждения на Гринёвке протестовали жители, но их не услышали. Фото: АиФ

— Проблема в том, что в ЦУЗах не будет профильных специалистов, только врачи общей практики, которые, по мысли реформаторов, должны лечить все заболевания, а на деле не могут ничем помочь. Под эти ЦУЗы забирают государственные поликлиники и подменяют их государственно-частным партнёрством. Образуются автономные некоммерческие организации, или АНО. По документам АНО, которое придёт на смену государственным поликлиникам, имеет возможность финансирования закупок без торгов, предоставления субсидий из бюджета. На сайте правительства области в описании программы хотелось бы выделить то, что учредителями ЦУЗов могут быть и инвесторы, при этом предусматривается возможность передачи государственного и муниципального имущества без торгов, в том числе и в безвозмездное пользование.


Областные власти выдвинули эту идею, но, на мой взгляд, она не была достаточно проработана с действующими практикующими врачами. Официально все поддерживают ЦУЗы, но в разговорах между собой врачи бьют тревогу, что, убирая из поликлиник профильных специалистов, переучивая их в докторов широкого профиля, мы убиваем здравоохранение. По мнению некоторых врачей, с которыми мне удалось поговорить по данному поводу, такими путями подменяется бесплатная медицина на платную. Это тоже оптимизация, поскольку с созданием АНО ЦУЗ из бюджета исчезают статьи расходов на зарплату медработникам, на ремонт медучреждений, на содержание койко-мест. А то, что люди станут вымирать, — это чиновников, похоже, не волнует. Люди и так вымирают, а сами чиновники лечатся в Германии или Израиле.

Недавно наткнулась на жалобу женщины с Крейды, которая пришла в новое лечебное учреждение, которое там открыли вместо филиала второй поликлиники. Красивое здание, но там нет врачей-специалистов, и её стали несколько месяцев гонять по всему городу в другие поликлиники на приём к разным специалистам, для прохождения анализов. Пришлось прибегнуть к платным услугам, заплатить 3000 рублей, и тогда ей анализы сделали за один день. 14 тысяч человек перевели в 4-ю поликлинику после того, как закрыли центр общей практики на Гриневке. Теперь сдать анализы там нереально сложно — огромные очереди, в которых люди падают в обморок.

— А что, может, чиновники считают, что вообще не надо обращаться к врачам, а лучше помереть самому без всяких хлопот?

Губернаторский заказ?

— Задам прямой вопрос: кто инициатор так называемого развала здравоохранения в области?

— Ответственность всегда лежит на руководителе, а значит, в нашем случае — на губернаторе. Есть необходимость оптимизировать бюджет, а латентная платная медицина в виде АНО ЦУЗ поможет сэкономить изрядные деньги. Ту же оптимизацию здравоохранения области можно было провести более грамотно, сделав серьёзный анализ при помощи настоящих специалистов — не управленцев, а врачей, которые общаются с больными ежедневно. На каком основании решили образовывать ЦУЗы? Чем они эффективнее поликлиник? Больниц? Никто не доказал, чем эта форма лечения людей лучше старой, кроме экономии средств!

Мне кажется, что правящий класс нашей области, да и всей страны, давно оторвался от реальности и живёт в своём, очень комфортабельном, мире, где вообще нет вопросов о куске хлеба, о лечении. Эти зажравшиеся дяди и тёти в магазины лично не заходят и дни до получки не считают, они инфантильно и искренне верят, что средняя зарплата в Белгородской области составляет 29 тысяч рублей. Поэтому они воспринимают акции протеста как тупой бунт зажравшихся обывателей, которым всё время чего-то не хватает.

Читайте также: