Цифровое будущее россии доклад

Обновлено: 05.07.2024


В 2021 году весь мир пытается использовать возможности современных технологий для улучшения различных сфер: от образования, медицины, до управления госаппаратом. Россия не стала исключением.

Эксперты поделились с редакцией BeInCrypto мнениями о том, каким может быть цифровое будущее РФ.

В этой статье:

Новые технологии помогают странам улучшить многие сферы: от образования и медицины, до государственного управления. Чтобы применить их, нужно сформировать цифровую среду.

Отказ от цифровизации может привести к тому, что страна окажется на задворках цивилизации. В то время, как соседние государства будут во всю использовать преимущества современных технологий для совершенствования различных сфер, более консервативные юрисдикции рискуют оказаться в стагнации.

Чтобы не пойти по такому пути, Россия занялась цифровизацией. Правительство РФ рассчитывает на то, что современные технологии повысят качество жизни граждан и помогут бизнесу сократить издержки. Для достижения этой цели оно готово потратить миллиарды рублей.

Плюсы цифровизации

  • Автоматизация. Многие процессы, такие, как обработка информации, логистика и прочие будут выполнять машины без участия человека.
  • Снижение числа ошибок: можно исключить риски, связанные с человеческим фактором.
  • Сокращение расходов за счет автоматизации процессов и снижения количества возможных ошибок.
  • Ускорение процессов. Например, можно оцифровать документооборот компании и автоматизировать обработку данных. В этом случае отчеты будут готовиться в два раза быстрее, а на поиск нужной информации не придется тратить много времени.

Минусы цифровизации

  • Зависимость от технического оснащения: эффективность цифровизации зависит от качества технических решений. Если часть оборудования выйдет из строя, будет парализована вся система.
  • Усиление контроля над гражданами: цифровизация позволяет регуляторам организовать надзор над многими сферами. Например, через запуск цифровых национальных валют власти смогут отслеживать все финансовые операции.

Цифровое будущее России – какое оно: мнения экспертов

CEО Listing.Help Сергей Хитров отметил, что цифровое будущее – это довольно обширный концепт, основой которого стала организация массового доступа к интернету.

Правительство обещает к концу 2021 году подключить к интернету все социальные объекты, включая школы. Это значит, что учащиеся из удаленных уголков получат доступ к сети и смогут активнее развиваться в интересующих их областях без переездов и дополнительных затрат. В результате резко вырастет число специалистов в современных областях, уверен Сергей Хитров.

Технологии на базе искусственного интеллекта – еще одно важное направление цифровизации РФ. Голосовые помощники, чат-боты и интеллектуальные сервисы уже стали частью повседневной жизни, и это только начало. По словам Сергея Хитрова, у технологии искусственного интеллекта есть потенциал почти во всех сферах.

Директор по развитию торговой платформы Overbit, аналитик, трейдер Азиз Кенжаев, в свою очередь, обратил внимание на то, что для цифровизации РФ будет использовать исключительно местных поставщиков софта, в целях безопасности. По его мнению, это может замедлить темпы полного перехода на цифру.

При этом эксперт считает, что цифровизация позволит существенно ускорить многие процессы.

По мнению Азиза Кенжаева, цифровизация хороша и для самих людей, и для регуляторов: у государства будут более точные данные о своих гражданах, а жители страны получат удобный доступ к услугам.

Руководитель инвестиционного департамента ICB Fund Аарон Хомский уверен в том, что цифровизация – неотъемлемое свойство экономики XXI века, без внедрения которой странам даже с хорошей производственной базой не суждено занять ведущие роли в международном разделении труда.

Эксперт отметил, что по оценкам BCG, лидеры в переходе на цифровые рельсы бизнес-процессов смогли увеличить EBITDA в 1,8 раз, а капитализацию – в 2,4 раз. При этом пандемия COVID-19, обратил внимание Аарон Хомский, ускорила подобные преобразования, раскрыв и компаниям и государствам путь для повышения эффективности и выживания в условиях кризиса.

Также эксперт отметил, что по данным PwC 40% организаций увеличили инвестиции на цифровизацию бизнеса. В России на эти цели нашла средства каждая четвертая компания.

Цифровизация правительства и аппарата госуправления

  • Россия вышла на высокий уровень автоматизации взаимодействия с регуляторами. Например, современные системы могут самостоятельно отслеживать нарушителей правил дорожного движения по номеру машины и рассылать владельцам авто штрафы.
  • Появились порталы госуслуг, ФНС и других органов власти. С их помощью можно получить разную информацию и подать запрос не выходя из дома.
  • Россияне получили доступ к цифровым инструментам управления. Например, к электронному голосованию.

Эксперт отметила, что цифровизация правительства не заканчивается на предоставлении госуслуг гражданам и бизнесу через интернет. В различных информационных системах накапливаются большие объемы данных, которые нужно обрабатывать и анализировать. Создание соответствующих инструментов и технологий тоже часть процесса цифровизации.

Цифровой подход к госуправлению, по мнению Софьи Главиной, может сэкономить массу времени и избавить от бюрократических проволочек.

Эксперт также обратила внимание на связанные с цифровизацией риски. Для переезда в виртуальную среду нужны инструменты для защиты данных и противодействия кибератакам. Софья Главина отметила, что перед началом работы в новом формате нужно определить, кто будет аккумулировать и управлять потоками данных.

Цифровизация финансовой системы РФ

Цифровая валюта пригодится в условиях санкций. По словам эксперта, этот финансовый инструмент поможет развитию Крыма.

Кандидат экономических наук, руководитель программы Цифровая экономика ИМЭБ РУДН Софья Главина, в свою очередь, считает, что цифровой рубль нельзя назвать валютой в прямом смысле этого слова. Разработка, по ее мнению, больше похожа на новую платежную систему или виртуальную инфраструктуру.

Она отметила, что цифровой рубль не будет иметь ничего общего с технологиями всемирно известных криптовалют, таких как биткоин и Ethereum.

При этом выпуск нового финансового инструмента, по ее мнению, может привести к ужесточению регулирования рынка криптовалют в России.

Одним из важнейших преимуществ цифрового рубля, уверена Софья Главина, станет свобода от западных финансовых технологий. Свою точку зрения эксперт объяснила тем, что для его обслуживания России не нужна международная межбанковская система передачи информации и совершения платежей SWIFT, от которой Западные и европейские страны грозятся отключить РФ.

При этом Софья Главина также видит риски нового финансового инструмента. По ее мнению, низкая востребованность цифрового рубля может привести к замедлению развития рынка финтех-услуг в стране.

Среди проблем, с которыми также могут столкнуться регуляторы на пути распространения нового финансового инструмента, эксперт выделила следующие пункты:

  • Граждане РФ не готовы к цифровому рублю. В частности, перевести пенсии на новую форму денег в нынешних условиях не получится.
  • Люди не хотят переплачивать за переводы. Эксперт обратила внимание на то, что Банк России не исключает ввод комиссий за переводы цифровых рублей. Если за операции с новым финансовым инструментом будут брать деньги, потребители будут неохотно им пользоваться.

Директор по развитию торговой платформы Overbit, аналитик, трейдер Азиз Кенжаев считает, что с приходом цифрового рубля намного снизится процент криминала, связанного с нелегалными заработками. При этом он уверен в том, что полное на принятие цифрового рубля уйдет много времени.

Банку России придется поощрять участников рынка за использование цифрового рубля, чтобы ускорить процесс, считает эксперт.

Цифровизация образования России

Пандемия коронавируса ускорила цифровизацию системы образования. В период самоизоляции дистанционное обучение стало единственным решением, которое позволило учебным заведениям продолжить свои образовательные программы.

С ростом и распространением технологий учебные заведения будут вынуждены расширять перечень программ.

Цифровая трансформация бизнеса

Кандидат экономических наук, руководитель программы Цифровая экономика ИМЭБ РУДН Софья Главина обратила внимание на то, что цифровая трансформация бизнеса может быть тесно связана с вводом цифрового рубля.

По мнению эксперта, правительству РФ нужно создать условия для массового использования нового инструмента. В решении этой задачи регуляторам могут помочь участники рынка.

Такой цифровой скачок, по его мнению, поможет бизнесу не только сократить расходы на оплату труда и операционную составляющую, но и существенно повысит производительность труда. При этом, дивиденды от перестройки, уверен эксперт, будут ощутимы только в долгосрочной перспективе.

В моменте компаниям, по его мнению, скорее всего придется инвестировать свободные средства в повышение квалификации, профессиональную переподготовку и адаптацию сотрудников.

Свое мнение он объяснил тем, что многие представители экономически активного населения не успевают за бурным развитием технологий. При этом кому-то, уверен эксперт, все же придется приглядывать за машинами.

Как еще цифровизация отраслей изменит будущее россиян

Директор по цифровому бизнесу РГС Банка Роман Головнев отметил, что в условиях всеобщей диджитализации меняются не только бизнес-процессы, но и сам клиент. Он уверен в том, что важную роль в изменениях сыграла пандемия коронавируса, которая подтолкнула мир к скачкообразному развитию онлайн-технологий в сфере продаж.

Благодаря таким изменениям, уверен эксперт, все большую популярность на рынке получают маркетплейсы в разных отраслях: от фармацевтической промышленности, до авто. Тенденцию Роман Головнев объяснил тем, что объединение на е-commerce платформе игроков единой отраслевой категории позволяет удовлетворить текущие требования клиентов.

Там, где речь идет об экономии ресурсов и времени, по его мнению, можно говорить и о существенном снижении операционных расходов. В качестве примера он привел сервисы электронного документооборота, которые позволяют экономить уже сейчас на логистике и кадрах, а также современные платежные инструменты, которые делают возможными массовые выплаты на разные счета по одному клику, без необходимости содержать штат бухгалтеров.

Параллельно, как отметил Дмитрий Дригайло, искусственный интеллект проникает в работу служб поддержки, ускоряя и повышая качество сервиса. Таск-менеджеры повышают эффективность команды, а современные средства коммуникации позволяют сохранить продуктивность даже на расстоянии, без необходимости арендовать и содержать офис.

Подводим итоги

Цифровизация в России идет полным ходом. Несмотря на то, что процесс еще далек от завершения, уже сегодня можно разглядеть силуэт цифровой РФ.

В условиях политической гонки, запуск виртуальной версии национальной валюты и активная интеграция современных технологий в различные отрасли стали необходимостью. Отказ от цифровизации может поставить Россию в невыгодное положение на мировой арене.


Такое существенное отставание в развитии цифровой экономики объясняется пробелами нормативной базы и недостаточно благоприятной средой для ведения бизнеса и инноваций и, как следствие, низким уровнем применения цифровых технологий бизнес-структурами. И несмотря на то, что российские предприятия – кто-то быстрее, кто-то медленнее – но движутся к созданию цифровых производств, переломить ситуацию только их силами не удастся. Для преодоления существующего разрыва нужна поддержка на государственном уровне, инвестиции в инновации, развитие соответствующей инфраструктуры, рынков, человеческого капитала.

Цифровая экономика в Программе определена как хозяйственная деятельность, ключевым фактором производства в которой являются данные в цифровой форме, и которая способствует формированию информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений, развитию информационной инфраструктуры, созданию и применению российских информационно-телекоммуникационных технологий, а также формированию новой технологической основы для социальной и экономической сферы.


В Программе определены следующие цели:

  • создание экосистемы цифровой экономики, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности и в которой обеспечено эффективное взаимодействие, включая трансграничное, бизнеса, научно-образовательного сообщества, государства и граждан;
  • создание необходимых и достаточных условий институционального и инфраструктурного характера, устранение имеющихся препятствий и ограничений для создания и (или) развития высокотехнологических бизнесов и недопущение появления новых препятствий и ограничений как в традиционных отраслях экономики, так и в новых отраслях и высокотехнологичных рынках;
  • повышение конкурентоспособности на глобальном рынке как отдельных отраслей экономики Российской Федерации, так и экономики в целом.

При этом цифровую экономику можно рассматривать на трех взаимосвязанных уровнях: рынки и отрасли (сферы деятельности), в рамках которых взаимодействуют поставщики и потребители, платформы и технологии, где формируются компетенции для развития рынков и отраслей, и среда, создающая условия для этого взаимодействия. Поскольку развитие рынков и отраслей в цифровой экономике возможно лишь при условии наличия развитых платформ, технологий, институциональной и инфраструктурной сред, Программа сфокусирована на 2 нижних уровнях (базовых направлениях) и определяет цели и задачи развития ключевых институтов, в рамках которых создаются условия для развития цифровой экономики (нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технологических заделов) и основных инфраструктурных элементов (информационная инфраструктура, информационная безопасность).

Программа определяет не только стратегический уровень управления развитием цифровой экономики (утверждение целей и планов, направлений работы), но также оперативный и тактический. На оперативном уровне управления обеспечивается формирование методологии планирования, координации, мониторинга и отчетности при реализации Программы, ее методическая поддержка, управление проектами, обеспечение ресурсами и координация финансирования мероприятий, координация деятельности федеральных и региональных органов власти, взаимодействие с представителями бизнеса, гражданского общества и научно-образовательного сообщества, формирование основных направлений исследований и разработок и т.д.

На тактическом уровне обеспечивается управление выполнением планов и реализацией проектов по цифровой трансформации органов власти, госучреждений, корпораций и фондов, исполнение проектов и масштабирование пилотных проектов и лучших практик, организация исследований и экспертизы в области цифровой экономики, формирование нормативной базы компонентов образовательных программ, обеспечение ресурсами проектов и инициатив в области цифровой экономики и их финансирование и т.д.

5 ключевых направлений развития цифровой экономики

В рамках Программы определены цели и задачи по пяти базовым направлениям развития цифровой экономики в России на период до 2024 года. По каждому из направлений развития Правительством уже утверждены центры компетенций и ответственные организации (Таблица 1).

Направление 1. Нормативное регулирование

Цель этого направления заключается в формировании новой регуляторной среды, обеспечивающей благоприятный правовой режим для возникновения и развития современных технологий, а также для осуществления экономической деятельности, связанной с их использованием (цифровой экономики). Это подразумевает:

  • создание постоянно действующего механизма управления изменениями и компетенциями (знаниями) в области регулирования цифровой экономики;
  • снятие ключевых правовых ограничений и создание отдельных правовых институтов, направленных на решение первоочередных задач формирования цифровой экономики;
  • формирование комплексного законодательного регулирования отношений, возникающих в связи с развитием цифровой экономики;
  • принятие мер, направленных на стимулирование экономической деятельности, связанной с использованием современных технологий, сбором и использованием данных;
  • формирование политики по развитию цифровой экономики на территории Евразийского экономического союза, гармонизацию подходов к нормативному правовому регулированию;
  • создание методической основы для развития компетенций в области регулирования цифровой экономики.

Показатели успешного выполнения задач к 2024 году:

Ответственный от центра компетенций: Игорь Дроздов, Председатель Правления.

Ответственный федеральный орган исполнительной власти: Минэкономразвития России.

Направление 2. Кадры и образование

Это направление развития цифровой экономики ориентировано на следующие цели:

  • создание ключевых условий для подготовки кадров цифровой экономики;
  • совершенствование системы образования, которая должна обеспечивать цифровую экономику компетентными кадрами;
  • формирование рынка труда, который должен опираться на требования цифровой экономики;
  • создание системы мотивации по освоению необходимых компетенций и участию кадров в развитии цифровой экономики России.

Показатели успешного выполнения задач к 2024 году:

  • количество выпускников образовательных организаций высшего образования по направлениям подготовки, связанным с информационно-телекоммуникационными технологиями, – 120 тыс. человек в год;
  • количество выпускников высшего и среднего профессионального образования, обладающих компетенциями в области информационных технологий на среднемировом уровне, – 800 тыс. человек в год;
  • доля населения, обладающего цифровыми навыками, – 40 процентов.

Центр компетенции по направлению: Агентство стратегических инициатив.

Ответственный федеральный орган исполнительной власти: Минэкономразвития России.

Направление 3. Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов

Направлено на создание системы поддержки поисковых, прикладных исследований в области цифровой экономики (исследовательской инфраструктуры цифровых платформ), обеспечивающей национальную безопасность и технологическую независимость по каждому из направлений сквозных цифровых технологий, конкурентоспособных на глобальном уровне. Оно предполагает:

  • формирование институциональной среды для развития исследований и разработок в области цифровой экономики;
  • формирование технологических заделов в области цифровой экономики;
  • формирование компетенций в области цифровой экономики.

Показатели успешного выполнения задач к 2024 году:

  • количество реализованных проектов в области цифровой экономики (объемом не менее 100 млн рублей) – 30 единиц;
  • количество российских организаций, участвующих в реализации крупных проектов (объемом 3 млн долл.) в приоритетных направлениях международного научно-технического сотрудничества в области цифровой экономики, – 10.

Ответственные от центра компетенций: Василий Бровко, директор по особым поручениям; Кирилл Комаров, Первый заместитель генерального директора – директор Блока по развитию и международному бизнесу.

Ответственный федеральный орган исполнительной власти: Минкомсвязь России.

Направление 4. Информационная инфраструктура

Формирование Цифровой экономики невозможно без создания соответствующей инфраструктуры, способствующей развитию науки и инноваций, разработке и внедрению цифровых технологий, расширению доступа к сети Интернет, вложению инвестиций в сферы, связанные с ИТ. Цели данного направления заключаются в:

  • развитии сетей связи, которые обеспечивают потребности экономики по сбору и передаче данных государства, бизнеса и граждан с учетом технических требований, предъявляемых цифровыми технологиями;
  • развитии системы российских центров обработки данных, которая обеспечивает предоставление государству, бизнесу и гражданам доступных, устойчивых, безопасных и экономически эффективных услуг по хранению и обработке данных и позволяет в том числе экспортировать услуги по хранению и обработке данных;
  • внедрении цифровых платформ работы с данными для обеспечения потребностей власти, бизнеса и граждан;
  • создании эффективной системы сбора, обработки, хранения и предоставления потребителям пространственных данных, обеспечивающей потребности государства, бизнеса и граждан в актуальной и достоверной информации о пространственных объектах.

Показатели успешного выполнения задач к 2024 году:

Ответственный от центра компетенций: Борис Глазков, Вице-президент по стратегическим инициативам.

Ответственный федеральный орган исполнительной власти: Минкомсвязь России.

Направление 5. Информационная безопасность

Развитие цифровых технологий неизбежно влечет за собой и определенные риски и угрозы, которые необходимо учитывать при развитии цифровой экономики: вопросы сохранности цифровых данных, угрозы личности, бизнесу и государству, связанные с построением сложных иерархических информационно-телекоммуникационных систем, рост масштабов компьютерной преступности, отставание от ведущих иностранных государств в развитии конкурентоспособных информационных технологий, недостаточная эффективность научных исследований, связанных с созданием перспективных информационных технологий, низкий уровень внедрения отечественных разработок, недостаточный уровень кадрового обеспечения в области информационной безопасности. Именно поэтому стратегия развития цифровой экономику включает и пятое направление, касающееся информационной безопасности и направленное на достижение состояния защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз. Решаться эта задача будет через:

  • обеспечение единства, устойчивости и безопасности информационно-телекоммуникационной инфраструктуры РФ на всех уровнях информационного пространства;
  • обеспечение организационной и правовой защиты личности, бизнеса и государственных интересов при взаимодействии в условиях цифровой экономики;
  • создание условий для лидирующих позиций России в области экспорта услуг и технологий информационной безопасности, а также учет национальных интересов в международных документах по вопросам информационной безопасности.

Показатели успешного выполнения задач к 2024 году:

Ответственный от центра компетенций: Станислав Кузнецов, Заместитель Председателя Правления.

Ответственный федеральный орган исполнительной власти: Минкомсвязь России.

Руководитель рабочей группы: Наталья Касперская, Президент ГК Infowatch.

Таблица 1. Направления развития цифровой экономики и ответственные организации.

Ответственный от центра компетенций

Руководитель рабочей группы

Игорь Дроздов, Председатель Правления

Кадры и образование

Агентство стратегических инициатив

Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов

Василий Бровко, директор по особым поручениям

Кирилл Комаров, Первый заместитель генерального директора – директор Блока по развитию и международному бизнесу

Борис Глазков, Вице-президент по стратегическим инициативам

Станислав Кузнецов, Заместитель Председателя Правления

Наталья Касперская, Президент ГК Infowatch

Таблица 2. Дорожная карта развития цифровой экономики.

Направление развития цифровой экономики 2018 год 2020 год 2024 год
Нормативное регулирование реализована концепция первоочередных мер по совершенствованию правового регулирования с целью развития цифровой экономики, что привело к снятию ключевых правовых ограничений для развития цифровой экономики, и определены первоочередные базовые правовые понятия и институты, необходимые для развития цифровой экономики реализована концепция среднесрочных мер по совершенствованию правового регулирования с целью развития цифровой экономики, в результате чего отношения, возникающие в цифровой экономике, комплексно урегулированы, а также создан механизм регулирования вновь возникающих отношений реализована концепция комплексного правового регулирования отношений, возникающих в связи с развитием цифровой экономики, в результате чего регуляторная среда в полном объеме обеспечивает благоприятный правовой режим для возникновения и развития современных технологий и экономической деятельности, связанной с их использованием (цифровой экономики)
Кадры разработаны образовательные и профессиональные нормативные документы, требования к описанию компетенций цифровой экономики, запущена их пилотная реализация и апробация обеспечены ресурсами и согласовано работают структуры и механизмы общего, профессионального, дополнительного образования в интересах цифровой экономики, формирования персональной траектории развития и аттестации компетенций для цифровой экономики обеспечен постоянно обновляемый кадровый потенциал цифровой экономики и компетентность граждан
Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов сформирована система механизмов выбора перспективных направлений исследований и разработок в области цифровых технологий; создана коммуникационная платформа для взаимодействия участников цифровых платформ и центров компетенций при проведении исследований и разработок по направлениям "сквозных" технологий; создана пилотная цифровая платформа для исследований и разработок по одному из направлений "сквозных" технологий; сформирована нормативно-правовая среда, определяющая взаимодействие между участниками цифровых платформ и бизнес-процессы создано не менее 1 цифровой платформы для исследований и разработок по каждому направлению "сквозных" технологий с не менее 5 участниками цифровых платформ и не менее 2 партнерами, являющимися международными центрами компетенций по "сквозным" технологиям в области цифровой экономики создано не менее 10 цифровых платформ для исследования и разработок, демонстрирующих стабильный кратный рост числа подключенных участников и снижение стоимости их подключения, и интегрированные с индустриальными платформами; созданы и успешно функционируют не менее 10 компаний- лидеров в области "сквозных" технологий, конкурентоспособных на глобальных рынках за счет успешного использования результатов исследований и разработок
Информационная инфраструктура определен частотный ресурс для развертывания сетей 5G, утверждена генеральная схема размещения центров обработки данных и создана система льгот и преференций, создающих условия для вложения частных инвестиций во все объекты информационной инфраструктуры (сети связи, в том числе спутниковые, центры обработки данных, "сквозные" цифровые платформы и инфраструктура пространственных данных) все федеральные автомобильные дороги покрыты сетями связи с возможностью беспроводной передачи данных, сети связи 5G внедрены во всех городах с численностью населения более
1 млн. человек, созданы "сквозные" цифровые платформы, предоставляющие субъектам цифровой экономики максимально широкий набор инструментов и интерфейсов, обеспечивающих обработку различного вида данных и предоставление цифровых услуг, и развернута современная отечественная инфраструктура сбора, обработки, хранения и предоставления потребителям пространственных данных
широкополосный доступ к сети "Интернет" имеют 97% домашних хозяйств, также 100% лечебно-профилактических учреждений, учреждений сферы образования, другие общественно-значимые объекты инфраструктуры, осуществляется широкое коммерческое использование сетей 5G, экспортируются услуги по обработке и хранению данных, внедрены отечественные методы и программные средства автоматизированной обработки, распознавания и дешифрирования пространственных данных, получаемых посредством дистанционного зондирования Земли (съемки из космоса, съемки с воздушных, в том числе беспилотных летательных аппаратов, лазерного сканирования и др.)
Информационная безопасность решены наиболее актуальные проблемы защиты прав и свобод граждан в цифровом пространстве создан каркас инфраструктуры безопасности цифровой экономики, в том числе в области новейших технологий, обеспечен цифровой суверенитет Российской Федерации Российская Федерация является одним из мировых лидеров в области информационной безопасности

Работе Центров компетенций дан старт

  • нейротехнологии и искусственный интеллект,
  • системы распределенного реестра,
  • промышленный Интернет,
  • робототехника и сенсорика,
  • технологии беспроводной связи.

По его словам, развитие IoT и беспроводной связи становится одним из ключевых элементов оптимизации труда. Планируется, что численность операторов станков сократится на 40%, а сами станки будут управляться искусственным интеллектом и взаимодействовать друг с другом через сети 5G.

В рамках заседания Центра компетенций также состоялось обсуждение состава экспертных рабочих групп по представленным пяти технологическим направлениям. Позже в их состав войдут представители структурных подразделений Корпорации, а также профильного бизнеса, НИИ и вузов.

  • новые производственные технологии,
  • обработка больших объемов данных,
  • квантовые технологии связи,
  • технологии виртуальной и дополненной реальности.


002_Доклад о развитии цифровой экономики в России.jpg

Мы живём в эпоху цифровых преобразований. Цифровые технологии вызывают кардинальные перемены в нашей жизни, учёбе, работе и досуге, позволяют по-новому думать, планировать и принимать решения, открывают новые возможности на всех уровнях государственного и общественного развития, но вместе с тем увеличивают риски и угрозы для существующих бизнес-моделей. Директивным органам приходится постоянно искать способы управления экономическими и социальными изменениями, вызванными цифровой трансформацией.

Для обеспечения успеха цифровой трансформации необходимо непрерывно и последовательно принимать меры по нескольким направлениям. Эти меры необходимы как на национальном, так и на региональном и муниципальном уровнях, а также и на отраслевом уровне.

В первую очередь, чтобы подготовиться к кардинальным изменениям, которые несут с собой нарождающиеся технологии, и раскрыть возможности для цифрового созидания, директивным органам в России и везде в мире следует укреплять нецифровые основы экономики, направляя внимание руководства на роль цифровой трансформации в достижении целей развития национальной экономики, обеспечивать гибкость при внесении изменений в законодательство, необходимых для адаптации к быстро меняющимся требованиям развития цифровой экономики, и расширять права и возможности экосистемы, включающей органы государственной власти, учреждения и организации, ответственные за стимулирование цифровой трансформации и сглаживание подрывных эффектов нарождающихся технологий.

Возможные дивиденды создания конкурентоспособной цифровой экономики весьма высоки, и для ускорения темпов цифровой трансформации необходимо, чтобы лидеры высокого уровня сосредоточились на принятии строго целенаправленной политики и её безупречной реализации.

003_Доклад о развитии цифровой экономики в России.jpg

Правительству необходимо продолжать укреплять цифровые основы путём упреждающих инвестиций в масштабируемую, умную и безопасную инфраструктуру, способную в упреждающем порядке обеспечивать взрывной рост цифрового развития. Необходимо отметить необходимость укрепления экосистемы цифровой трансформации как по горизонтали — во всех отраслях экономики на национальном, региональном и муниципальном уровнях, — так и по вертикали, на всех уровнях государственного управления, промышленности и сферы услуг. Слабое взаимодействие между правительством, частным сектором и научно-образовательным сообществом негативно влияет на темпы цифровой трансформации, реализацию ключевых государственных программ, внедрение новых технологий и бизнес-моделей и на возможность проактивно реагировать на технологические и экономические сбои и кризисы, а также на скорость внедрения инноваций. Сильная, эффективная и действенная экосистема является основой для технологического прорыва, который стремится осуществить российское руководство.

Необходимо развивать цифровые навыки. Несмотря на традиционные преимущества в теоретической науке, российской системе образования не хватает гибкости для обеспечения требований цифровой трансформации во всех сферах экономики. Необходимо укреплять экосистему обучения и воспитания, начиная с детского сада и заканчивая высшим образованием, включая координацию между предприятиями и учебными заведениями в сфере высшего образования и НИОКР. Необходимы инвестиции в образовательные платформы для быстрого развития навыков цифровой экономики в масштабах всей страны, обучение и повышение квалификации имеющейся рабочей силы с акцентом на модели образования, ориентированные на обучение в течение всей жизни.

005_Доклад о развитии цифровой экономики в России.jpg

И наконец, необходима культурная трансформация. Поскольку цифровая трансформация разрушает барьеры между отраслями, регионами, организациями и отдельными людьми, она бросает вызов традиционным централизованным иерархическим структурам управления и требует новой культуры внедрения инноваций. Ключевыми элементами такой культуры являются открытые коммуникации и обмен знаниями, горизонтальное сотрудничество между группами и совместное творчество, активная экспериментация и решение проблем, принятие риска и способность превратить неудачи в возможности. Конкретные инициативы, направленные на продвижение культуры открытых инноваций, должны стать первоочередными для российских директивных органов.

Необходимо ускорить темпы цифровой трансформации традиционной промышленности, где применение ИКТ и нарождающихся цифровых технологий может принести значительные дивиденды во всех звеньях производственно-сбытовой цепочки, повышая тем самым конкурентоспособность ключевых отраслей промышленности.

006_Доклад о развитии цифровой экономики в России.jpg

Таким образом, приверженность российского руководства цифровой трансформации как национальному приоритету, дополненная реализацией эффективной политики в ключевых отраслях экономики, ориентированной на достижение конкретных результатов, позволит стране войти в группу лидеров цифровой трансформации, начать технологический прорыв и получить соответствующие экономические и социальные дивиденды.


Предлагаем вашему вниманию краткое изложение доклада, подготовленного группой специалистов для Гайдаровского форума 2019 года. Авторы – сотрудники Центра технологий государственного управления ИПЭИ РАНХиГС: Добролюбова Елена Игоревна, к.э.н., ведущий научный сотрудник; Южаков Владимир Николаевич, д.ф.н., проф., директор; Ефремов Алексей Александрович, к.ю.н., доц., ведущий научный сотрудник; Клочкова Елена Николаевна, к.э.н., доц., старший научный сотрудник; Талапина Эльвира Владимировна, д.ю.н., ведущий научный сотрудник; Старцев Ярослав Юрьевич, к.ф.н., доц., ведущий научный сотрудник.

Основная цель этого доклада – привлечь внимание к тому, что при цифровизации государственного управления важно обеспечить его ориентацию на результат.

На наш взгляд, цифровой трансформацией может признаваться только изменение на основе цифровизации содержания госуправления, приводящее к повышению качества госуправления: снижению необоснованного государственного вмешательства, повышению результативности и эффективности госуправления. При этом меняться могут как отдельные процедуры управления, так и стадии управленческого цикла, государственные функции и их типы.

Наши зарубежные коллеги выделяют различное число этапов цифровой трансформации госуправления: от трёх (эксперты ОЭСР) до пяти (Gartner). Важно отметить одно: несмотря на то, что пока Россия (как и большинство стран мира) находится на начальных этапах цифровой трансформации госуправления, важно учитывать и вероятные характеристики последующих этапов. Например, уже сегодня очевидно, что с цифровизацией госуправления должны исчезнуть многие виды государственных услуг (например, по выдаче различных справок).

В целом, цифровизация госуправления ассоциируется с повышением его качества. Количественный анализ данных ООН, Всемирного банка и ВЭФ показывает сильную прямую взаимосвязь между развитием электронного правительства и параметрами качества госуправления: индексом результативности правительства (коэффициент корреляции 0,838), индексом контроля коррупции (0,795) и индексом Doing Business (0,7). Выявлена также умеренная взаимосвязь между развитием электронных госуслуг и уровнем эффективности госрасходов.

В нашей стране пока использование IT для поддержки управления по результатам не дало значимых эффектов. Среди ключевых проблем отметим следующие.

  • данные, размещённые в Интернете, в т.ч. ценовая информация; данные, публикуемые в социальных сетях;
  • данные, получаемые с использованием технологий Интернета вещей (датчиков, сенсоров, систем видеонаблюдения, интеллектуальных счётчиков потребления коммунальных ресурсов и т.д.);
  • данные мобильных устройств;
  • ГИС – данные (данные дистанционного зондирования земли и аэрофотосъемки);
  • данные о расходах по кредитным картам;
  • данные опросов в социальных сетях, рандомизированных испытаний и пр.

Сегодняшняя повестка цифровизации госуправления мало учитывает возможности использования цифровых технологий для повышения результативности органов власти. Чтобы восполнить этот пробел, в рамках цифровизации госуправления по результатам целесообразно предусмотреть следующие направления:

Реализация этих рекомендаций потребует снятия технологических, кадровых, организационных и правовых ограничений цифровизации государственного управления.

Читайте также: