356 ук рф доклад

Обновлено: 02.07.2024

1. Жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации, -

наказываются лишением свободы на срок до двадцати лет.

2. Применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации, -

наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

Комментарий к ст. 356 УК РФ

Основным объектом рассматриваемого преступления являются мирные отношения между государствами. Дополнительным объектом - жизнь и здоровье граждан, отношения собственности, культура, экология.

Общественная опасность применения запрещенных средств и методов ведения войны заключается в том, что подобные действия затрудняют восстановление мирных отношений между государствами - участниками войны, приводят к дополнительным неоправданным страданиям участников военных конфликтов и мирного населения, увеличению числа жертв, разрушению экономических и культурных ценностей.

В этой связи человечество уже давно ищет способы обеспечения гуманного отношения к жертвам военных действий, снижения материальных потерь. Поэтому международным сообществом разработаны определенные правила, регламентирующие средства и методы ведения военных действий. В числе таких правил можно назвать Петербургскую декларацию 1868 г., Гаагские конвенции 1907 г., Женевские конвенции 1949 г., а также иные международные соглашения в области ведения военных действий, обращения с военнопленными и мирным населением. Государства - участники подобных конвенций обязаны в национальном законодательстве отражать установленные ими требования и принимать меры к наказанию виновных лиц. Таким образом, применение запрещенных средств и методов ведения войны нарушает и международные правовые установления, и национальное законодательство.

Объективная сторона может быть выражена в совершении одного или совокупности следующих действий: жестокое обращение с военнопленными; жестокое обращение с гражданским населением; депортация гражданского населения; разграбление национального имущества на оккупированной территории; применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации.

К числу военнопленных согласно ст. 4 Конвенции об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 г. относятся следующие категории лиц, попавших во власть неприятеля.

1. Личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, а также личный состав ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав этих вооруженных сил.

2. Личный состав других ополчений и добровольческих отрядов, включая личный состав организованных движений сопротивления, принадлежащих стороне, находящейся в конфликте, и действующих на собственной территории или вне ее, даже если эта территория оккупирована, если эти ополчения и добровольческие отряды, включая организованные движения сопротивления, отвечают нижеследующим условиям: имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных; имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак; открыто носят оружие; соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны.

3. Личный состав регулярных вооруженных сил, считающих себя в подчинении правительства или власти, не признанных держащей в плену Державой.

4. Лица, следующие за вооруженными силами, но не входящие в их состав непосредственно, как, например, гражданские лица, входящие в экипажи военных самолетов, военные корреспонденты, поставщики, личный состав рабочих команд или служб, на которые возложено бытовое обслуживание вооруженных сил, при условии, что они получили на это разрешение от тех вооруженных сил, которые они сопровождают, для чего эти последние должны выдать им удостоверения личности прилагаемого образца.

В ст. 4 Конвенции указаны и некоторые другие категории лиц, относящихся к числу военнопленных.

Статья 13 Конвенции содержит правило о том, что с военнопленными всегда следует обращаться гуманно, а любой незаконный акт или бездействие со стороны держащей в плену Державы, приводящие к смерти военнопленного, находящегося в ее власти, или ставящие здоровье военнопленного под серьезную угрозу, запрещаются. Из содержания этого положения и следует исходить при определении наличия жестокого обращения .

Действующее международное право. Т. 2. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 634 - 681.

К гражданскому населению в соответствии со ст. 4 Конвенции о защите гражданского населения во время войны относятся те, кто не принимал участия в военных действиях, но в какой-либо момент и каким-либо образом находится в случае конфликта или оккупации во власти стороны, находящейся в конфликте, или оккупирующей Державы, гражданами которой они не являются. Жестокое обращение с гражданским населением характеризуется теми же признаками, что и с военнопленными.

Депортация гражданского населения состоит в принудительном изгнании, вывозе или высылке населения с оккупированной территории или территории проведения военных действий.

Статья 49 Конвенции о защите гражданского населения во время войны воспрещает по каким бы то ни было мотивам угон, а также депортацию населения из оккупированной территории на территорию оккупирующей Державы или на территорию любого другого Государства независимо от того, оккупированы они или нет .

Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М.: Юридическая литература, 1990. С. 512 - 569.

Однако оккупирующая Держава может провести полную или частичную эвакуацию какого-либо оккупированного района, если этого требуют безопасность населения или особо веские соображения военного характера. Такая эвакуация может быть осуществлена только в глубь оккупированной территории, за исключением случаев, когда это практически невозможно. После прекращения боевых операций население должно быть немедленно возвращено в свои дома.

Под разграблением национального имущества понимаются действия по его изъятию, присвоению, вывозу на территорию оккупирующей Державы или другого государства. Статья 52 Дополнительного протокола 1 к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающегося защиты жертв международных военных конфликтов, устанавливает запрет в отношении нападения или репрессалий гражданских объектов, к которым относятся все те, что не являются военными объектами. В этой связи разграбление национальных богатств можно назвать преступлением международного характера.

Под применением в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором, следует понимать действия, которые запрещены международными соглашениями, где одной из сторон является Россия. При этом следует учитывать, что Россия является правопреемником СССР. Поэтому обязательства по международным договорам, ратифицированным СССР, относятся к числу обязательств России. К числу таких договоров можно отнести вышеназванные Гаагские конвенции, Женевские конвенции, а также другие международные договоры.

Так, в ст. 35 Дополнительного протокола 1 к Женевским конвенциям установлен запрет на применение оружия, снарядов, веществ и методов ведения военных действий, способных причинить излишние повреждения или излишние страдания. Запрещено также применять методы или средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде. Нарушение подобных и иных запретов составляет объективную сторону рассматриваемого состава преступления. Незнание положений международных договоров не может служить фактором, исключающим уголовную ответственность, поскольку подобные действия посягают на мировые гуманитарные принципы и моральные ценности, а следовательно, виновные осознают общественную опасность деяния.

Вместе с тем следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 8 УК РФ уголовной ответственности подлежит лицо, совершившее деяние, содержащее все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ. Поэтому рассматриваемая статья, так же как и предыдущая норма, может быть реализована лишь при наличии соответствующих норм международных правовых договоров, предусматривающих признаки составов преступлений.

Одним из подобного рода многочисленных соглашений может служить, например, Конвенция "О запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении" (Осло, 18 сентября 1997 г.).

В этой Конвенции государства-участники, исходя из желания положить конец страданиям и несчастьям, вызываемым противопехотными минами, которые каждую неделю убивают и калечат сотни людей, главным образом невинных и беззащитных гражданских лиц, и в первую очередь детей, препятствуют экономическому развитию и восстановлению, затрудняют репатриацию беженцев и лиц, перемещенных внутри страны, и порождают другие тяжелые последствия в течение многих лет после их установки, договорились о нижеследующем.

Каждое государство-участник обязуется никогда и ни при каких обстоятельствах:

a) не применять противопехотные мины;

b) не разрабатывать, не производить, не приобретать иным образом, не накапливать, не сохранять и не передавать никому, прямо или опосредованно, противопехотные мины;

c) не помогать, не поощрять и не побуждать никоим образом кого бы то ни было к осуществлению деятельности, запрещенной для государства-участника согласно настоящей Конвенции.

Каждое государство-участник обязуется уничтожить все противопехотные мины или обеспечить их уничтожение в соответствии с положениями настоящей Конвенции (ст. 1).

Объективная сторона рассматриваемого состава преступления может заключаться и в иных действиях, направленных не только против живой силы, мирного населения, экономики. Под защитой международного права и национального законодательства находятся и другие человеческие ценности.

Так, Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (Гаага, 14 мая 1954 г.), основываясь на положении о том, что ущерб, наносимый культурным ценностям каждого народа, является ущербом для культурного наследия всего человечества, поскольку каждый народ вносит свой вклад в мировую культуру, предусматривает защиту культурных ценностей в период военных конфликтов .

Действующее международное право. Т. 2. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 803 - 811.

В этих целях участники Конвенции обязались уважать культурные ценности, расположенные на их собственной территории, а также на территории других Сторон, запрещая использование этих ценностей, сооружений для их защиты и непосредственно прилегающих к ним участков в целях, которые могут привести к разрушению или повреждению этих ценностей в случае вооруженного конфликта, и воздерживаться от какого-либо враждебного акта, направленного против этих ценностей.

Кроме того, на Стороны возложены обязанности запрещать, предупреждать и, если необходимо, пресекать любые акты кражи, грабежа или незаконного присвоения культурных ценностей в какой бы то ни было форме, а также любые акты вандализма в отношении указанных ценностей, запрещать реквизицию движимых культурных ценностей, расположенных на территории другой Стороны. Стороны должны воздерживаться от принятия любых репрессивных мер, направленных против культурных ценностей.

Несоблюдение этих позиций также образует состав рассматриваемого преступления. Здесь же следует отметить, что для определения объективной стороны состава необходимо установление факта нарушения установленного запрета в средствах и методах ведения войны или иных действий, совершаемых в этот период.

Оконченный состав преступления будет иметь место с момента совершения любого из действий, указанных в диспозиции ч. 1 ст. 356 УК РФ.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Мотивы совершения преступления не влияют на его квалификацию.

Субъектом преступления является любое вменяемое лицо, достигшее шестнадцати лет. Вместе с тем исходя из характера преступления необходимо отметить, что его субъектом, как правило, могут быть государственные должностные лица, командиры воинских и иных формирований, военнослужащие.

Часть 2 ст. 356 УК РФ устанавливает более строгую ответственность за применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации.

Данная норма устанавливает ответственность за реальное применение оружия массового поражения. Преступление будет окончено именно с этого момента. По всем остальным признакам данный состав аналогичен вышерассмотренному. Понятие оружия массового поражения приведено при рассмотрении состава преступления, предусмотренного ст. 355 УК РФ.

1. Жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация
гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории,
применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором
Российской Федерации, -
наказываются лишением свободы на срок до двадцати лет.

2. Применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором
Российской Федерации, -
наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

Комментарий к Ст. 356 Уголовного кодекса

1. Объективная сторона преступления состоит в совершении одного из перечисленных в законе действий.

2. Понятие военнопленных дается в Женевской конвенции об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 г., а понятие гражданского населения - в Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 г.

3. К жестокому обращению можно отнести: преднамеренное убийство; пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты; преднамеренное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья; нанесение ущерба здоровью; незаконное депортирование; перемещение и арест указанных лиц, принуждение их служить в вооруженных силах неприятельской державы или лишение права на беспристрастное и нормальное судопроизводство; взятие заложников; незаконные, произвольные и проводимые в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемые военной необходимостью, и другие действия.

4. Депортация гражданского населения, по сути, представляет собой разновидность жестокого обращения и состоит в перемещении его из оккупированной территории на территорию оккупирующей державы или на территорию любого другого государства независимо от того, оккупированы они или нет.

5. Разграбление национального имущества на оккупированной территории состоит не только в хищении его путем грабежа, но и в его присвоении иными способами. Особо на международном уровне согласно Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 г. защищаются культурные ценности.

6. Средства ведения войны - это оружие и другая военная техника, применяемая вооруженными силами воюющих для уничтожения либо подавления живой силы и материальных средств противника, а также подавления его сил и способности к сопротивлению. Под методами ведения войны понимается порядок и применяемые способы использования средств ведения войны в указанных целях.

Согласно Дополнительному протоколу к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающемуся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, от 8 июня 1977 г., запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние повреждения или излишние страдания. Кроме того, запрещается применять методы или средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде.

Международными договорами запрещены следующие средства ведения войны: снаряды, которые при весе менее 400 граммов имеют свойство взрывчатости или снаряжены ударным или горючим составом; удушливые, ядовитые или другие подобные газы и бактериологические средства; некоторые виды обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, в том числе оружие, основное действие которого заключается в нанесении повреждений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей, зажигательное оружие, ослепляющее лазерное оружие, мины, мины-ловушки, противопехотные мины и др.

Запрещенными методами ведения войны признаются: вероломство; отдача приказа никого не оставлять в живых; принудительный призыв на военную службу граждан неприятельской державы; разрушения, не продиктованные военной необходимостью; нападения неизбирательного характера; ненадлежащее использование флага парламентера, флага или военных знаков различия и формы неприятеля или Организации Объединенных Наций, а также отличительных эмблем, установленных Женевскими конвенциями; использование присутствия гражданского лица или другого охраняемого лица для защиты от военных действий определенных пунктов, районов или вооруженных сил и др.

7. Преступление окончено с момента совершения одного из действий, образующих объективную сторону состава независимо от наступления последствий.

8. В ч. 2 предусмотрена ответственность за использование конкретного средства ведения войны - применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации. О понятии оружия массового поражения см. комментарий к ст. 355 УК.

Применением оружия массового поражения признается его фактическое использование. Последствия вынесены за рамки состава, поэтому их наступление не имеет значения для признания состава оконченным и квалификации деяния по данной норме.

Второй комментарий к Ст. 356 УК РФ

1. Объект этого преступления — регламентированные международным правом средства и методы ведения войны.

2. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 данной статьи, характеризуется следующими действиями:

1) жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением;

2) депортация гражданского населения;

3) разграбление национального имущества на оккупированной территории;

4) применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором РФ.

К запрещенным средствам ведения войны относится, в первую очередь, применение оружия массового поражения, что образует квалифицированный состав преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 356 УК РФ. Запрещенными могут быть и отдельные виды обычного оружия.

Запрещенные методы ведения войны предполагают определенные способы ее ведения, запрещенные международным правом.

Следует отметить, что нормы и принципы международного права в части определения запрещенности средств и методов ведения войны распространяются и на внутренние вооруженные конфликты (на территории одного государства). Это вытекает, например, из Дополнительного протокола II 1977 г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г.

3. Субъект — лицо, достигшее возраста 16 лет.

4. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

5. Часть 2 рассматриваемой статьи предусматривает повышенную ответственность за применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором РФ (см. ст. 355 УК).

Третий комментарий к статье 356 УК РФ

1. В международном праве, в частности в Гаагской конвенции 1907 г. "О законах и обычаях сухопутной войны", содержится прямой запрет на использование опасных методов ведения войны, включая бесчеловечное обращение с военнопленными, применение отравляющего оружия, неправильное использование флагов о перемирии и т.п. Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. "О защите гражданского населения во время войны" относит к числу преступных военные преступления, совершенные в вооруженном конфликте, как международного, так и внутригосударственного характера.

2. Объектом преступления признаются международные правоотношения в сфере соблюдения правил ведения войны или разрешения вооруженных конфликтов.

3. Объективная сторона преступления характеризуется деянием в следующих формах: а) жестокое обращение с военнопленными; б) жестокое обращение с гражданским населением; в) депортация гражданского населения; г) разграбление национального богатства на оккупированной территории; д) применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации.

4. Согласно ст. 4 Женевской конвенции от 12 августа 1949 г. "Об обращении с военнопленными" к военнопленным отнесены лица, попавшие во власть неприятеля: 1) принадлежащие к личному составу вооруженных сил сторон, находящихся в конфликте, а также личный состав ополчения и добровольных отрядов, находящихся в составе вооруженных сил; 2) личный состав других ополченческих и добровольных отрядов сторон, находящихся в конфликте и действующих на собственной территории или вне ее при определенных, прямо в Конвенции зафиксированных условиях; 3) лица, следующие за вооруженными силами, но в них не входящие (военные корреспонденты); 4) члены экипажа судов авиации и торгового флота; 5) население неоккупированной территории, которое борется с оружием для сопротивления, не успев сформироваться в регулярные войска, если они открыто носят оружие; 6) а также другие перечисленные в ст. 4 Конвенции лица.

5. Жестокое обращение предполагает причинение физического вреда потерпевшим, террористические акты и захват заложников, пытки, проведение биологических опытов, наказание без суда, репрессии. Посягательство на честь и достоинство, нарушение семейных, религиозных и иных прав без физического насилия состава данного преступления не образует. Депортация гражданского населения - это изгнание, высылка, ссылка. Разграбление национального имущества на оккупированной территории - вывоз за пределы оккупированной территории во время международного вооруженного конфликта культурных, исторических, археологических, материальных ценностей. К национальному имуществу относятся культурные ценности: а) ценности, движимые и недвижимые, которые имеют большое значение для культурного наследия каждого народа (памятники архитектуры, искусства или истории, религиозные или светские, археологические месторасположения, архитектурные ансамбли, произведения искусства, рукописи, книги, другие предметы художественного, исторического или археологического значения, а также научные коллекции или важные коллекции книг, архивных материалов); б) здания с назначением сохранения или экспонирования движимых культурных ценностей, в частности, музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов; в) центры сосредоточения культурных ценностей. В соответствии со ст. 11 Конвенции о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного вывоза и передачи права собственности на культурные ценности, от 14 ноября 1970 г. считаются "незаконными принудительный вывоз и передача права собственности на культурные ценности, являющиеся прямым или косвенным результатом оккупации страны иностранной державой". Оккупированной признается территория, неправомерно занятая государством-агрессором или являющимся стороной международного вооруженного конфликта. Применение в вооруженных конфликтах средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации, означает все иные нарушения международных правил ведения войны. К таковым относятся: наказания военнопленных за деяния, не признаваемые преступлениями в его государстве, принудительный труд на военных заводах, принуждение к службе в армии.

6. Важным признаком военных преступлений является указание в ст. 356 УК на то, что незаконные средства и методы разрешения международных вооруженных конфликтов должны быть запрещены международным договором Российской Федерации. Женевские конвенции о защите жертв войны (ратифицированы СССР в 1954 г.) и два Дополнительных протокола к ним (ратифицированы СССР в 1989 г.) в полном объеме являются международными договорами Российской Федерации.

7. Субъективная сторона данного преступления характеризуется виной в форме прямого умысла, конкретизированной и не конкретизированной, определенной и неопределенной. Предвидение фактической величины ущерба, как правило (что характерно для большинства международных преступлений), не конкретизировано.

8. Субъект преступления - общий, т.е. вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Как показывают процессы над главными военными преступниками Второй мировой войны и деятельность международных трибуналов, образованных для суда над военными преступниками по бывшей Югославии и Руанде, практика, по существу, идет по пути привлечения к ответственности в основном высших государственных и военных деятелей.

9. Квалифицирующим видом преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 356 УК, является хотя бы одноразовое применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором (см. комментарий к ст. 355 УК).

1. Жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации, -

наказываются лишением свободы на срок до двадцати лет.

2. Применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации, -

наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

Комментарии к ст. 356 УК РФ

1. Непосредственным основным объектом преступления являются отношения, обеспечивающие соблюдение международно-правовых норм по использованию средств и методов ведения военных действий с целью гуманизации вооруженных конфликтов. Дополнительный объект преступления - жизнь, здоровье, половая свобода и неприкосновенность, физическая свобода личности, собственность и др.

2. Предметом преступления является национальное имущество. К нему следует отнести принадлежащие на правах собственности государству, территория которого оккупируется, физическим и юридическим лицам, являющимся резидентами государства, объекты гражданского бытового, производственно-хозяйственного, культурного и иного назначения: жилые дома, производственные сооружения, леса, а также любое другое движимое и недвижимое имущество, включая культурные ценности.

3. Потерпевшими являются военнопленные, гражданское население. В соответствии с Женевской конвенцией об обращении с военнопленными 1949 г. к ним относятся попавшие во власть неприятеля: личный состав вооруженных сил; личный состав ополчений и добровольческих отрядов, включая личный состав организованных движений сопротивления, которые открыто носят оружие; лица, следующие за вооруженными силами (некомбатанты); население неоккупированной территории, которое стихийно берется за оружие, носит его открыто и соблюдает законы и обычаи войны.

Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 г. к гражданскому населению относит мирных жителей, не являющихся участниками вооруженного конфликта (т.е. ни комбатантами, сражающимися, принимающими непосредственное участие в военных действиях и входящими в состав вооруженных сил; ни некомбатантами, входящими в состав вооруженных сил, но непосредственно не сражающимися, а оказывающими помощь в нормальном функционировании действующих вооруженных сил: врачи, священнослужители, хозяйственно-технический персонал и др.).

4. Объективная сторона преступления состоит из следующих действий: 1) жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением; 2) депортация гражданского населения; 3) разграбление национального имущества на оккупированной территории; 4) применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором РФ.

Под жестоким обращением с военнопленными или гражданским населением понимаются преднамеренное убийство, пытки, истязания и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты, причинение тяжелых страданий, нанесение ущерба здоровью. Оккупирующая держава не может принуждать гражданское население служить в ее вооруженных или вспомогательных силах. Гражданское население пользуется общей защитой от опасностей, возникающих в связи с военными операциями.

В соответствии с международно-правовыми документами, на которых основана ст. 356, военнопленные и гражданское население должны при всех обстоятельствах пользоваться гуманным обращением без всякой дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения или имущественного положения или любых других аналогичных критериев.

Депортация есть насильственное перемещение гражданских лиц из оккупированной территории на территорию оккупирующей державы или на территорию любого иного государства независимо от того, оккупированы они или нет.

Под разграблением национального имущества понимаются незаконные и проводимые в большом масштабе присвоение и иное расхищение имущества, не вызываемые военной необходимостью. Данная форма преступления имеет древние корни и восходит к тем временам, когда наградой воинам-победителям был захваченные неприятельские город, селение: каждый получал в собственность то, что отберет, присвоит и унесет. Однако и в цивилизованном мире эта разновидность военного преступления встречается часто.

5. Наиболее опасной формой совершения преступления является применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором РФ. Под ними понимаются оружие, иная боевая техника, способные причинить излишние страдания людям, нанести серьезный долговременный ущерб природной среде и другим объектам, не вызываемый военной необходимостью (противопехотные мины, зажигательное и лазерное оружие и др.).

6. Самым опасным запрещенным средством ведения военных действий является оружие массового поражения. Его применение является квалифицирующим признаком анализируемого преступления (ч. 2 ст. 356).

7. К методам ведения военных действий, запрещенным международным договором РФ, относятся способы и приемы, а также порядок осуществления военных действий, в том числе с использованием запрещенных средств (использование присутствия гражданского лица для защиты от военных действий определенных пунктов или вооруженных сил; умышленное совершение действий, подвергающих гражданское население голоду; умышленные нападения на гражданские объекты, которые не являются военными целями, и др.).

К запрещенным способам ведения военных действий относится нападение на установки и сооружения, содержащие опасные силы (плотины, дамбы и атомные электростанции), которые не должны становиться объектом нападения даже в тех случаях, когда они являются военными объектами, если такое нападение может вызвать высвобождение опасных сил и последующие тяжелые потери среди гражданского населения.

8. В наименовании ст. 356 использован термин "война", в самом тексте статьи - "вооруженный конфликт". Со Второй мировой войны понятие войны утратило определенность, поскольку война может быть и не связана с формальным объявлением войны. Германия и Япония начали войну без ее объявления. Война является разновидностью вооруженного конфликта. Последний относится к обязательным признакам объективной стороны анализируемого преступления в виде обстановки его совершения.

В настоящее время в международных практике и документах встречается два вида вооруженного конфликта. Международный вооруженный конфликт означает военные действия между государствами. Вооруженные конфликты немеждународного характера - это внутренние конфликты. Они имеют место на территории государства, когда идет длительное вооруженное противостояние между правительственными вооруженными силами и организованными вооруженными группами.

Преступление является оконченным при совершении любого из четырех перечисленных действий, состав преступления формальный.

9. С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает общественно опасный характер жестокого обращения с военнопленными или гражданским населением, депортации гражданского населения, разграбления национального имущества на оккупированной территории, применения в вооруженном конфликте запрещенных средств и методов ведения военных действий и желает совершить указанные действия.

10. Субъект преступления - лицо, достигшее 16 лет, участвующее в вооруженном конфликте. Практика показывает, что субъектами этого преступления чаще всего становятся военные начальники, главы государств, командиры вооруженных отрядов и т.п., отдающие незаконные приказы. Однако нельзя исключать ответственность и рядовых участников, исполняющих явно преступный приказ.

1. Жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации, —

наказываются лишением свободы на срок до двадцати лет.

2. Применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации, —

наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

Комментарий к Ст. 356 УК РФ

1. Основной объект преступления — общественные отношения, обеспечивающие выполнение и соблюдение международных норм, обязательств по использованию средств и методов ведения войны с целью максимального соблюдения гуманитарных принципов, лежащих в основе уважения человеческой личности. Дополнительный объект преступления — жизнь, здоровье, отношения собственности, экология, культурные ценности и др.

Потерпевшими могут быть военнопленные, гражданское население, а предметом преступления движимое и недвижимое имущество независимо от форм собственности, в частности производственные и хозяйственные объекты, сооружения, жилые дома, леса, культурные ценности и т.д.

2. Международным сообществом выработан ряд документов, которые запрещают применение определенных средств и методов ведения войны, в том числе обращения с военнопленными, мирным населением. К таким, в частности, относятся:

— Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль от 29 ноября (11 декабря) 1868 г. ;
———————————
Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. Т. 2. С. 573 — 574.

Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. Т. 2. С. 575 — 587. (Извлечения.)

Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1996. Т. 1. С. 776 — 788 (извлечение).

— Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 г. ;
———————————
Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М.: Логос, 1993. С. 258 — 281.

— Женевская конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду от 10 декабря 1976 г. .
———————————
Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1980. Вып. XXXIV. С. 437 — 440.

3. В Женевской конвенции об обращении с военнопленными указаны категории лиц, которых следует считать военнопленными. К ним относятся попавшие во власть неприятеля: личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, а также личный состав ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав этих вооруженных сил; личный состав других ополчений и добровольческих отрядов, включая личный состав организованных движений сопротивления, принадлежащих стороне, находящейся в конфликте, и действующих на их собственной территории или вне ее, даже если эта территория оккупирована, если эти ополчения и добровольческие отряды, включая организованные движения сопротивления, которые имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных, определенный и явственно видимый издали отличительный знак, открыто носят оружие, соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны; личный состав регулярных вооруженных сил, считающих себя в подчинении правительства или власти, не признанных держащей в плену Державой; лица, следующие за вооруженными силами, но не входящие в их состав непосредственно, как, например, гражданские лица, входящие в экипажи военных самолетов, военные корреспонденты, поставщики, личный состав рабочих команд или служб, на которые возложено бытовое обслуживание вооруженных сил, при условии что они получили на это разрешение от тех вооруженных сил, которые они сопровождают, для чего эти последние должны выдать им удостоверение личности прилагаемого образца; члены экипажей судов торгового флота, включая капитанов, лоцманов и юнг, и экипажей гражданской авиации сторон, находящихся в конфликте, которые не пользуются более льготным режимом в силу каких-либо других положений международного права; население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно по собственному почину берется за оружие для борьбы со вторгающимися войсками, не успев сформироваться в регулярные войска, если оно носит открыто оружие и соблюдает законы и обычаи войны.

4. В Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны к гражданскому населению отнесены лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях, включая тех лиц из состава вооруженных сил, которые сложили оружие, а также тех, которые перестали принимать участие в военных действиях вследствие болезни, ранения, задержания или по любой другой причине, должны при всех обстоятельствах пользоваться гуманным обращением без всякой дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения или имущественного положения или любых других аналогичных критериев; лица, которые в какой-либо момент и каким-либо образом находятся в случае конфликта или оккупации во власти стороны, находящейся в конфликте, или оккупирующей Державы, гражданами которой они не являются.

С этой целью запрещаются в отношении вышеуказанных лиц следующие действия: посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки и истязания; взятие заложников; посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение; осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий, признанных необходимыми цивилизованными нациями.

5. Под средствами ведения войны понимается оружие и иная любая военная техника, применяемые вооруженными силами воюющих сторон для уничтожения живой силы и материальных средств, подавления сопротивления противника. Запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние повреждения или излишние страдания.

Так, согласно подписанной 18 сентября 1997 г. в Осло Конвенции о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении, государства-участники, исходя из желания положить конец страданиям и несчастьям, вызываемым противопехотными минами, которые каждую неделю убивают и калечат сотни людей, главным образом невинных и беззащитных гражданских лиц, и в первую очередь детей, препятствуют экономическому развитию и восстановлению, затрудняют репатриацию беженцев и лиц, перемещенных внутри страны, и порождают другие тяжелые последствия в течение многих лет после их установки, договорились ни при каких обстоятельствах: не применять противопехотные мины; не разрабатывать, не производить, не приобретать иным образом, не накапливать, не сохранять и не передавать никому, прямо или опосредованно, противопехотные мины; не помогать, не поощрять и не побуждать никоим образом кого бы то ни было к осуществлению запрещенной деятельности. Каждое государство-участник обязуется уничтожить все противопехотные мины или обеспечить их уничтожение в соответствии с положениями Конвенции.

10 октября 1980 г. в Женеве была принята Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие .
———————————
Действующее международное право. Т. 2. С. 589 — 603.

При изучении, разработке, приобретении или принятии на вооружение новых видов оружия, средств или методов ведения войны необходимо определить, подпадает ли их применение, при некоторых или при всех обстоятельствах, под запрещения, в нормах международного права.

7. Женевская конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду от 10 декабря 1976 г. установила, что каждое государство-участник обязуется не прибегать к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому другому.
———————————
Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1980. Вып. XXXIV. С. 437 — 440.

8. В Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 г. обосновано положение о том, что ущерб, наносимый культурным ценностям каждого народа, является ущербом для культурного наследия всего человечества, поскольку каждый народ вносит свой вклад в мировую культуру, предусматривает защиту культурных ценностей в период военных конфликтов. Государства обязаны уважать культурные ценности, расположенные на их собственной территории, а также на территории других стран, запрещая использование этих ценностей, сооружений для их защиты и непосредственно прилегающих к ним участков в целях, которые могут привести к разрушению или повреждению этих ценностей в случае вооруженного конфликта, и воздерживаясь от какого-либо враждебного акта, направленного против этих ценностей. Это правило может быть нарушено только в случае, если военная необходимость настоятельно потребует такого нарушения. Государства обязаны запрещать, предупреждать и, если необходимо, пресекать любые акты кражи, грабежа или незаконного присвоения культурных ценностей в какой бы то ни было форме, а также любые акты вандализма в отношении указанных ценностей, реквизицию движимых культурных ценностей, должны воздерживаться от принятия любых репрессивных мер, направленных против культурных ценностей.
———————————
Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М.: Логос, 1993. С. 258 — 281.

В международных документах различаются: 1) международный вооруженный конфликт, как военные действия между какими-либо государствами или между метрополией и национально-освободительным движением; 2) вооруженный конфликт немеждународного характера, как внутренний конфликт на территории какого-либо государства, означающий вооруженное противостояние между вооруженными силами этого государства и какими-либо вооруженными отрядами, вооруженными формированиями.

В соответствии с Дополнительным протоколом II 1977 г. к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г. запрещение средств и методов ведения войны распространяется и на вооруженные конфликты, не носящие международный характер.
———————————
Международная защита прав и свобод человека: Сб. док. М.: Юридическая литература, 1990. С. 647 — 658.

10. Объективная сторона преступления характеризуется совершением альтернативных действий: 1) жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением; 2) депортация гражданского населения; 3) разграбление национального имущества на оккупированной территории; 4) применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором РФ.

Под жестоким обращением с военнопленными или гражданским населением понимается преднамеренное убийство, пытки, истязания и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты, причинение тяжелых страданий, нанесение увечья, серьезного ущерба здоровью и т.д.

Под депортацией понимается насильственное изгнание, перемещение, вывоз, высылка гражданского населения из оккупированной территории на территорию любого другого государства, за исключением случаев эвакуации населения, когда требуется соблюдение его безопасности, или особо веские соображения военного характера. После прекращения военных действий гражданское население подлежит немедленному возвращению.

Под разграблением национального имущества понимаются незаконные, проводимые в значительном, массовом количестве действия по изъятию, присвоению, расхищению, уничтожению, вывозу имущества, не вызываемые военной необходимостью.

11. Преступление признается оконченным при совершении любого из перечисленных в законе действий.

12. С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом.

13. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет, участвующее в вооруженном конфликте.

14. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность за применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором РФ (см. комментарий к ст. 355). Преступление признается оконченным с момента фактического применения оружия массового поражения, независимо от наступивших последствий.

Европейские государства после заключения договоров о правилах проведения военных действий взяли на себя обязательства законодательно утвердить меры наказания для лиц, нарушивших эти установки (статьи 49-50-129-146 I-IV Женевских конвенций соответственно). Согласно принятым решениям все государства-участники обязывались перенести положения международного права в национальное законодательство.

Какие методы и средства ведения войны запрещены в РФ

Международное гуманитарное право закрепляет сохранение определенного перечня прав и свобод человека в период вооруженного конфликта. Запрещено нарушать права, перечисленные в статьях 20, 21, 23, 28, 34, 40 Конституции РФ. Остальные же могут ущемляться во время военных действий.

Во избежание трагедий Россия, как многие другие страны, придерживается правил, установленных в Женевских конвенциях о защите жертв войны 1949 г., дополнительных протоколах к ним 1977 г. и др. В них описаны методы и средства войны, которые запрещены. К первым относятся:

  • предательское убийство или ранение лиц, принадлежащих войскам неприятеля;
  • применение пыток с целью получения сведений о противнике;
  • убийство парламентера и сопровождающих его лиц;
  • нападения на санитарные объекты, лиц, сдавшихся в плен, покинувших терпящий бедствие самолет или другой летательный аппарат (кроме десантников);
  • геноцид, апартеид, а также террор в отношении гражданского населения и др.

К перечню запрещенных средств относятся:

  • пули, легко разворачивающиеся или сплющивающиеся в теле человека, как специально произведенные, так и приспособленные к такому воздействию впоследствии;
  • яды или отравленные боевые патроны;
  • удушливые, ядовитые и другие подобные газы;
  • бактериологическое (биологическое) и токсическое оружие;
  • противопехотные мины, которые не обнаруживаются с помощью общедоступных миноискателей и т. д.

Ответственность за применение запрещенных средств и методов ведения войны по статье 356 УК РФ

Краткое содержание ст. 356 УК РФ с комментариями

Рассматриваемая статья, согласно части первой, предусматривает наказание для лиц, которые:

  • жестоко обходились с военнопленными и простыми гражданами;
  • депортировали мирное население с его родины;
  • присвоили имущество оккупированной нации;
  • применяли в военное время запрещенные международным договором Российской Федерации методы и средства.

Вторая часть ст. 356 определяет меру наказания для тех, кто воспользовался оружием массового поражения, также запрещенного международным договором Российской Федерации.

Комментарии к настоящей норме раскрывают некоторые термины, употребленные в содержании, степень общественной опасности правонарушения, его состав, объективную и субъективную сторону.

В чем заключается состав нарушения

Каждая из частей рассматриваемой статьи посвящена отдельному составу правонарушения.

Опасность деяний состоит в том, что несоблюдение норм международного права приводит к нарушению свобод людей, приумножению жертв, разрушению жилищ, культурных достояний и достижений цивилизации в целом.

Правонарушение имеет место с того момента, как только агрессор совершит одно из действий, образующих объективную сторону преступного деяния. Наступление неблагоприятных результатов в таком случае не играет главной роли. Так, согласно части второй изучаемой статьи последствия от использования оружия массового поражения выносятся за рамки состава преступления, поэтому при квалификации учитывается сам факт его применения.

Объективная сторона

Согласно первой части ст. 356 УК РФ субъективная сторона заключается в несоблюдении правил международного договора РФ, Гаагских конвенций 1899 и 1907 гг. и ряда иных международных договоров, а также в неприемлемом обращении с пленниками, местным населением, оказавшемся в военное время на оккупированной территории, воровстве национального имущества. Сюда же относится применение оружия и снарядов, которые могут причинить травмы и боль людям, навредить окружающей среде.

Во второй части рассматриваемой статьи состав правонарушения предполагает использование оружия массового поражения, которое запрещено международным договором РФ.

Объектом вышеперечисленных неправомерных действий становятся доверительные отношения между людьми, в которых должны соблюдаться обязательства по ведению войны на основе уважения человеческой личности.

Справка. Дополнительный объект — здоровье и жизнь человека, культурное наследие, собственность и сохранность природы.

Субъективная сторона

В обоих составах правонарушения необходимо выявление у преступника злого умысла.

Субъектом применения запрещенных средств и методов ведения войны может быть вменяемый человек старше 16 лет, принимающий участие в боевых действиях. Обычно это военнослужащие, должностные лица органов военного управления, командиры воинских подразделений и соединений.

Доказательная часть: основные проблемы, которые возникают

Ответственность за применение запрещенных средств и методов ведения войны по статье 356 УК РФ

Специалисты относят статью 356 УК РФ к военным правонарушениям, однако она не включена в их состав. И это не единственная ее проблема. При квалификации действий по этой статье можно столкнуться с некоторыми сложностями.

Как вы уже знаете, состав нарушения по первой части заключается в совершении запрещенных правилами международного договора (и иными нормами) противоправных действий. Вторая часть устанавливает наказание за использование оружия массового уничтожения.

Некоторые специалисты заявляют, что вторая часть ст. 356 выступает квалифицированным видом первой части (отягчающим обстоятельством). Однако их мнение подвергается критике.

Чтобы приписать отягчающее обстоятельство, следует обнаружить основной состав. То есть чтобы инкриминировать преступнику использование опасного оружия, следствие должно выявить наличие одного из деяний, перечисленных в части первой настоящей статьи. И если оружие массового поражения было применено без их совершения, признаки состава правонарушения будут отсутствовать.

Поэтому юристы склоняются к тому, что в рассматриваемой статье содержатся два не связанных друг с другом правонарушения. И одновременное совершение деяний, предусмотренных первой и второй частями, должны квалифицироваться в совокупности.

Квалифицирующие признаки

Под проявлением жестокости к пленникам понимаются любые недопустимые действия, обозначенные в конвенциях международного права (например, пытки, преднамеренное убийство, присвоение чужого имущества в крупных масштабах и т. д.).

Пленниками признаются лица, относящиеся к следующим категориям:

  1. Личный состав вооруженных сил, участвующих в войне, личный состав ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав этих вооруженных сил.
  2. Военнослужащие иных ополчений и добровольческих отрядов, включая личный состав организованных движений сопротивления, принадлежащих участникам конфликта и действующих на их местности или за ее пределами. Указанные ополчения и добровольческие отряды должны отвечать следующим условиям: иметь руководителя, знак отличия, соблюдать в своих действиях законы и обычаи войны, открыто носить оружие.

Депортацию относят к одному из видов проявления жестокости. Она представляет собой отправку с захваченной территории местного населения на территорию оккупантов либо любого другого государства. Однако стоит отличать подобные действия от вынужденной депортации, которая выполняется для защиты жизни и здоровья граждан.

Кража национального достояния с захваченной местности состоит как в хищении, так и в его присвоении другими способами. Защите ценностей культуры выделяется особое место на международном уровне согласно Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 г.

Первая и вторая часть статьи относятся к категории правонарушений особой тяжести.

Меры наказания преступников

В обеих частях статьи 356 УК РФ уголовная ответственность представляет собой тюремный срок, верхняя граница которого равна 20 годам. Минимальные сроки не установлены.

В каких случаях уголовную ответственность не назначают

В Дисциплинарном уставе говорится, что подчиненные обязаны беспрекословно исполнять приказы своих командующих. Нарушение приказа влечет дисциплинарную либо уголовную ответственность. Но что делать служащему, если отданные требования противоречат нормам международного права?

Законодательством установлено, что нанесение подобного ущерба лицом, действующим не из своих личных побуждений, а в рамках приказа, не приводит исполнителя к уголовной ответственности (часть первая рассматриваемой статьи). Ответственным станет лицо, отдавшее заведомо незаконные указания.

Примечание. Ответственность по ст. 356 УК РФ может быть исключена в том случае, когда исполнитель приказа не имел права отказаться от требований начальника и заведомо не осознавал их незаконность.

Судебная практика по статье

Для борьбы с преступлениями во время вооруженных конфликтов сложилась обширная правовая база национального и международного уровня. Однако ее наличие не исключает совершение военных преступлений.

В России редко возбуждаются уголовные дела в отношении подобных правонарушений. По статье 356 УК РФ примеров из практики нет, однако действия, подпадающие под признаки ее квалификации, но так и не расцененные соответствующим образом, имели место.

Например, по первой части изучаемой статьи должны были квалифицировать распоряжение прямого начальника группы капитана Ульмана, который 11 января 2002 года вынес приказ о расстреле пятерых пойманных граждан у селения Дай. Аналогичным способом были убиты трое местных жителей с окраины г. Старая Сунжа 15 ноября 2005 г.

Злодеяния не остаются полностью безнаказанными. Их квалифицируют по другим статьям УК, смежным с военными правонарушениями (например, убийство, насилие, причинение ущерба в виде тяжелых повреждений тела и т. д.).

Заключение

Ст. 356 УК РФ создана в соответствии с правилами международного договора РФ, Гаагских конвенций 1899 и 1907 гг. и ряда иных международных актов. Достаточным условием для применения указанной нормы служит факт нарушения, т. е. совершение одного или нескольких действий, запрещенных настоящей статьей. У субъекта нарушения должен быть выявлен прямой умысел. Без его наличия состав деяния отсутствует.

Изученная норма УК особенна тем, что ее части образуют два отдельных состава преступления и второй пункт не может рассматриваться как отягчающий квалификационный признак для первого. При наличии правонарушений по всей норме 356 УК деяния виновного следует оценивать по совокупности преступлений, представленных обеими частями.

Читайте также: