Знакомство родителей с проектной деятельностью в доу

Обновлено: 17.05.2024

В соответствии с новыми требованиями ФГОС на ступени начального дошкольного образования большое внимание уделяется формированию у дошкольников умений самостоятельно учиться и способностей к организации своей деятельности. Эти умения необходимо развивать уже с младшего дошкольного возраста, так как именно в этот период закладываются многие качества личности (самостоятельность, активность, умение творчески подходить к решению возникших практических проблем), от которых зависит успешность человека в будущем, умение ориентироваться в мире информации.

Для формирования у дошколят умения принимать, сохранять цели, следовать им в процессе образовательной и повседневной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, решать творческие задачи, поиска, анализа и интерпретации информации, взаимодействовать с педагогом, сверстниками, родителями в ДОО используются современные образовательные и информационные технологии, а также проектно - исследовательская деятельность.

В новом ФГОС большое внимание уделяется проектно-исследовательской деятельности, так как она является решающим фактором в формировании у старших дошкольников образовательных умений и навыков.

Поэтому для современного педагога необходима организация этого вида деятельности в своей работе. Проектно- исследовательская деятельность реализуется как в образовательном процессе, так и воспитательном. В данный вид деятельности, считаю необходимым, привлечение родителей воспитанников.

Подключение родителей обусловлено несколькими причинами:

Во-первых, в силу своих возрастных особенностей воспитанники далеко не сразу обнаруживают способность быть абсолютно самостоятельными на всех этапах выполнения проектов, многие испытывают трудности в организационных, оформительских и технических вопросах;

Во-вторых, существует разновидность семейных проектов, обладающих огромным развивающим потенциалом, и для их осуществления участие родителей просто необходимо.

В-третьих, наряду с привычными формами работы с родителями (родительские собрания, индивидуальные и групповые беседы, консультации со специалистами и т.п.) ведется постоянный поиск новых видов совместной работы, стимулирующих участие родителей в жизни дошкольников. Поэтому объединение в совместном творческом процессе не только детей и педагога, но также и родителей является одной из новых форм организации работы с родителями, что особенно важно в ситуации широко распространённого сейчас дефицита внутрисемейного общения.

Таким образом, основная цель привлечения родителей к проектной деятельности детей – сотрудничество, содействие, партнёрство с собственным ребёнком.

Дети и родители – активные участники проектной деятельности, принимают живое и непосредственное участие на всех этапах деятельности: планирование, сбор информации, подготовка, проведение, анализ и поощрение.

Также можно предложить объединить мини-проекты в один большой проект. Создание одного большого коллективного проекта возможно предложить сделать во вне образовательной деятельности.

Проектом также может являться выпуск газеты весенней тематики, выходящая, к примеру, раз в три месяца. Обязательно нужно подводить итог совместной деятельности. В данной ситуации, дети себя пробуют в роли юных корреспондентов, собирают вместе с родителями информацию для газеты, а редактором можно выбрать родителя ребенка, который и будет ее издавать.

В педагогической работе проектную деятельность реализуют в кружковой и во внеклассной работе.

Кружки могут иметь разные направления: научно-познавательное, художественно-эстетическое, экологическое, проектная и исследовательская деятельность.

Средний дошкольный возраст- можно взять за основу экологическую направленность. В кружке дети знакомятся с экологией дома человека, растений и животных, т.е. изучают жизнь нашего общего дома – планеты Земля.

На кружке использую современные образовательные технологии. Владение информационными компьютерными технологиями позволяет использовать компьютер в разных целях:

  • как средство наглядности образовательного процесса;
  • для организации коллективной и групповой работы;
  • как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического материала.

С помощью игровых технологий формируются нравственные качества, активность личности, поддерживается познавательная мотивация, интерес дошкольников. Здоровьесберегающую технологию применяю в виде валеологических, динамических пауз. Также здоровьесберегающую технологию можно реализовать через ведение Дневника здоровья в старшем дошкольном возрасте, который может вести каждый ребенок, красочно и ярко оформляет его. В Дневник могут быть включены познавательные игры, полезные советы, творческие задания, сканворды, головоломки помогут ребёнку наблюдать за своим физическим развитием, научат сохранять своё здоровье, а также способствуют формированию проектной культуры младших школьников.

Для успешного занятия проектной деятельностью необходимо желание самого ребёнка (мотивация к интеллектуальному творчеству).

Проектно- исследовательская деятельность дошкольника включает следующие основные этапы:

Самым важным и сложным этапом исследования является формулирование выводов. Здесь ребёнку не обойтись без помощи взрослого. На этом этапе развиваются логические способности воспитанников.

Защита проекта предполагает владение дошкольником средствами устной речи, умение контролировать свои эмоции, отвечать на вопросы, выступать перед аудиторией.

Проектно- исследовательская деятельность-это еще и значительный эмоциональный отклик как у детей так и родителей.

Дети приходят в ДОО познавать окружающий мир, развиваться, учиться, то есть учить себя. Исследовательская и проектная деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. Роль педагога и родителей – помочь детям в этом.

Цель : ознакомление родителей с проектной деятельностью, оказание помощи родителям в организации совместной творческой деятельности в семье.

1. Развивать творческие способности детей и взрослых.

2. Организовать совместную продуктивную деятельность детей, родителей, педагога.

3. Вовлечь родителей в творческий процесс, обогатить отношения родителей и детей опытом совместной творческой деятельности

4. Налаживание эмоционального контакта.

5. Использовать инновационные формы работы с родителями.

Ход собрания.

1. Определение проектной деятельности (анализ результатов анкетирования).

2. Актуальность, особенность и значение проектной деятельности в ДОУ.

5. Вовлечение родителей в реализации проектной деятельности с детьми.

1. Что такое проект и проектная деятельность?

- В переводе с греческого – проект – это путь к исследованию

- Замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания

- Проект — это работы, планы, мероприятия направленные на создание уникального продукта Выполнение проекта составляет проектную деятельность.

Проектная деятельность – деятельность, специально организованная взрослым и выполненная детьми, завершающаяся созданием определённого продукта.

Главное - понимание детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

2. Актуальность, особенность и значение ПД в ДОУ.

- Мы в педагогике понимаем под проектом самостоятельную и коллективную творчески завершенную работу, имеющую социально-значимый результат.

Данное направление в образовательной деятельности настоящее время является одним из актуальных направлений в работе с детьми

Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике, но суть этого метода остается прежней – стимулировать интерес детей к определенным проблемам, овладение определенной суммой знаний через проектную деятельность и практическое применение полученных знаний.

Что же такое проектная деятельность, в которой участвуют дошкольники?

Это рассмотрение проблемы со всех сторон, в разных видах деятельности, приобретая знания, навыки, которые ему пригодится в дальнейшем.

3. Если человек что-то не знает, а узнать хочет, как он может это сделать?

(прочитать в книге, в Интернете, посмотреть телевизионную передачу и т. д.)

Все это могут использовать и дошкольники. Но все ли могут самостоятельно это сделать?

Конечно, нет, им необходима помощь: читать они не умеют, пользоваться интернетом абсолютно самостоятельно не могут, найти необходимую литературу нет возможности. Т. е. им во всем нужна помощь взрослых.

Но кроме знаний в процессе проектной деятельности дети приобретают и определенные навыки, закрепляют уже имеющиеся у них навыки, а это происходит в деятельности, в разной деятельности, в зависимости какая тема проекта.

5. Вовлечение родителей к ПД (советы по выбору тем проектов, сроков выполнения, форме презентации с детьми).

Реализация проектной деятельности в детском саду невозможна без вовлечения в неё родителей :

- родители создают для ребёнка проблемную ситуацию, которую ему предстоит решить, помогают найти и сформулировать ответы на появившиеся вопросы;

- родители могут помочь ребёнку найти ту или иную информацию, изготовить вместе с ним поделку, нарисовать рисунок, выполнить аппликацию, сделать подборку художественной литературы, картинного или иллюстративного материала по теме проекта;

- родители могут быть вовлечены в работу над проектом более широко, например, участвовать вместе с детьми в целевых прогулках и экскурсиях, игровой деятельности, экспериментировании и т. д.

Дошкольник, еще не может быть автором, организатором проектной деятельности. Он нуждается в помощи взрослых. По ходу решения поставленных задач взрослый помогает ребенку найти необходимые средства и способы, знакомит с новым. Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместный поход в библиотеку, чтения детских познавательных и справочных книг, работу в поисковой системе Интернет, наблюдений, экскурсий. Совместно с родителями они занимаются продуктивными видами деятельности : оформление альбомов, рисование, лепка.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Родительское собрание по теме: "Проектная деятельность в ДОУ"

Цель : знакомство родителей с проектной деятельностью

Задачи собрания :

Познакомить с видами проектов, структурой проектов;

Активизировать родителей для участия и сотрудничества в проектной деятельности;

Подготовительная работа:

Анкетирование родителей и обучаемых; систематизация информации по данной теме; создание презентации по данной теме; разработка памяток – буклетов по данной теме.

Оборудование: компьютер, мультимедийный экран

Ход собрания

1. Вступительное слово воспитателя

2 . Анкетирование детей и родителей .

Анкета для родителей

Знаете ли вы о проектной деятельности?

Нужно ли в детском саду заниматься проектной работой?

С какого возраста нужно организовывать работу в этом направлении?

Нужна ли вам информация по данной теме?

Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок занимался проектами?

Окажете ли вы ему помощь?

Анализ анкетирования.

По результатам анализа анкет видно, что родители слышали о проектной деятельности, хотят получить информацию, окажут помощь детям, но хотят получить подробную информацию по теме.

Анкета для воспитанников

Любишь ли ты исследовать, открывать что-то новое?

С кем бы ты хотел сотрудничать?

По какой теме ты хотел бы узнать как много больше?

Анализ анкетирования.

По результатам анализа анкет видно, что наши дети любознательны, желают сотрудничать в процессе открытия новых знаний и с родителями и со своими друзьями.

Знакомство родителей с проектной деятельностью

Проект - реалистический замысел о желаемом будущем. Проект - это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Действительно данная тема стала очень актуальной в нашей жизни. Ребенок любознательный с рождения. Ему все интересно, все хочется попробовать, изучить принцип действия. Это врожденные исследовательские качества. В раннем детстве интересно абсолютно все.

Главная задача семьи и ДОУ состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Основные элементы исследования: Проблема исследования (гипотеза) исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать. Проблема исследования должна быть актуальной. Исследование можно считать актуальным, если оно, во-первых, отвечает научной потребности практики, а во-вторых, не имеет соответствующего готового научного решения .

Тема - отражает характерные черты проблемы. Тема исследования выбирается с учетом актуальности и недостаточной проработанности конкретной заявленной проблемы. При этом именно тема является визитной карточкой исследования. Она должна отражать процесс движения от известного к новому.

Объект исследования - это то, что рассматривается.

Предмет - это представление о том, как (с какой стороны, какие аспекты и т.п.) рассматривается объект. Причем один и тот же объект исследования может быть предметом разных исследований, т.е. изучаться с разных точек зрения. Например, образовательный процесс в ДОУ может исследоваться с дидактической, психологической, физиологической и др. сторон. В этом случае объект исследования будет один и тот же, а предметы исследования будут различные. Несколько упрощенно можно сказать, что предмет является какой-то составной частью объекта.

Виды проектов:

Практико-ориентированный проект. Нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни ДОУ.

Исследовательский проект - по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов.

Информационный проект - направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в том числе в сети Интернет. Данный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении.

Творческий проект - предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы. Данные проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности. Это может быть стенная газета, сценарий праздника и т.п.

Мне бы очень хотелось услышать ваше мнение по теме собрания, пожелания, замечания, предложения.

Решение собрания:

Организовать в ДОУ проектную деятельность в тесном сотрудничестве с родителями. Принимать активное участие в жизни ДОУ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить родителей с проектной деятельностью, помочь родителям в организации совместной творческой деятельности в семье.

Развивать творческие способности детей и взрослых.

Организовать совместную продуктивную деятельность детей, родителей, педагога.

Вовлечь родителей в творческий процесс, обогатить отношения родителей и детей опытом совместной творческой деятельности

4. Налаживание эмоционального контакта.

5. Использовать инновационные формы работы с родителями.

Ход собрания:

проектной деятельности в детском саду.

Вчера я провела небольшое анкетирование среди родителей. Получила такие результаты (презентация слайд 1)

Давайте же с вами разберемся, что же такое проектная деятельность в доу.

А надо ли вам разбираться? Может, вы и так всё знаете? Вот, например, простое упражнение. Попробуйте сделать хлопок одной рукой. Получается? (все пытаются использовать в качестве опоры разные предметы). Да, способов много, но настоящего хлопка без второй руки не получится. Попробуем ещё раз? (все хлопают, поворачиваясь к соседу, но по-прежнему только одной рукой). Получается хлопок? Какой вывод мы можем сделать?

Совершенно верно так же и здесь детский сад это одна рука, а родители семья это вторая рука, сам хлопок это и есть наш с вами труд, который направлен на развитие и обучение детей. И без взаимодействия обоих сторон особого результата не будет.

2. Проектная деятельность (презентация слайд 3).

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Познавательная активность детей очень высокая: каждый ответ педагога, да и любого взрослого на детский вопрос рождает новые вопросы.

Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы — ему помогают взрослые. Метод проектов как раз, направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.

(презентация слайд 4)

В переводе с греческого – проект – это путь к исследованию

Проект – это совместная, со взрослыми, деятельность детей, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Применительно к детскому саду – это специально организованный воспитателем комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что в дальнейшем позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Работа по проектной деятельности строится по формуле: проект = дети + семья + педагоги.

(презентация слайд 5,6)

Три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста:
1. Подражательско-исполнительский (3,5–5 лет)
2. Развивающий (5–6 лет)
3. Творческий (6-7 лет)

По количеству участников:

- индивидуальные

- групповые

По содержанию:

- монопроекты (одна образовательная область)

- интегративные (две и более образовательные области)

По продолжительности:

- краткосрочные (1-4 недели)

- среднесрочные (до 1 месяца)

- долгосрочные (полугодие, учебный год)

По доминирующему виду проектной деятельности:

- игровые

- информационные

- исследовательские

- творческие

(презентация слайд 7)

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

• исследовательско-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

• ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

• информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

(презентация слайд 8)

Этапы проекта:

1 этап Выбор темы проекта.

2 этап Планирование

3 этап Реализация проекта

Организация деятельности детей в соответствии с темой проекта, у детей в ходе этой деятельности формируются специфические знания, умения, навыки.

4 этап Завершение проекта.

Представление, презентация детьми продукта своей деятельности.

Анкета для родителей

Знаете ли вы о проектной деятельности?

Нужно ли в детском саду заниматься проектной работой?

С какого возраста нужно организовывать работу в этом направлении?

Нужна ли вам информация по данной теме?

Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок занимался проектами?

Окажете ли вы ему помощь?

Анкета для родителей

Знаете ли вы о проектной деятельности?

Нужно ли в детском саду заниматься проектной работой?

С какого возраста нужно организовывать работу в этом направлении?

Нужна ли вам информация по данной теме?

Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок занимался проектами?

Окажете ли вы ему помощь?

Результаты анкетирования: Знаете ли вы о проектной деятельности? Из 10 опрошенных родителей, только один ответил, что не знает. Нужно ли в детском саду заниматься проектной работой? Большинство ответило, что да. С какого возраста нужно организовывать работу в этом направлении? Мнения разделились: С 9 -ти С 4-х В старшем дошкольном возрасте Нужна ли вам информация по данной теме? Все ответили, что нужна информация. Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок занимался проектами? Мнения разделились: Были ответы: по желанию, нет, не знаю, не очень…основная часть, что да. Окажете ли вы ему помощь? Все ответили, что да.

Знаете ли вы о проектной деятельности?

Из 10 опрошенных родителей, только один ответил, что не знает.

Нужно ли в детском саду заниматься проектной работой?

Большинство ответило, что да.

С какого возраста нужно организовывать работу в этом направлении?

  • С 9 -ти
  • С 4-х
  • В старшем дошкольном возрасте

Нужна ли вам информация по данной теме?

Все ответили, что нужна информация.

Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок занимался проектами?

Были ответы: по желанию, нет, не знаю, не очень…основная часть, что да.

Окажете ли вы ему помощь?

Все ответили, что да.

Проектная деятельность в детском саду

Проектная деятельность в детском саду

реализует интересы и потребности ребёнка

формирует субъектную позицию у ребёнка

Проектная деятельность

способствует личностному развитию ребёнка

раскрывает его индивидуальность

Проект – это совместная со взрослыми деятельность детей , в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста : 1. Подражательско-исполнительский ( 3,5–5 лет) 2. Развивающий (5–6 лет) 3. Творческий (6-7 лет)

Три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста : 1. Подражательско-исполнительский ( 3,5–5 лет) 2. Развивающий (5–6 лет) 3. Творческий (6-7 лет)

Типология проектов в ДОУ По количеству: - индивидуальные - групповые По содержанию: - монопроекты (одна образовательная область) - интегративные (две и более образовательные области) По продолжительности: - краткосрочные (1-4 недели) - среднесрочные (до 1 месяца) - долгосрочные (полугодие, учебный год) По доминирующему виду проектной деятельности: - игровые - информационные - исследовательские - творческие

Типология проектов в ДОУ

- индивидуальные

- групповые

- монопроекты (одна образовательная область)

- интегративные (две и более образовательные области)

- краткосрочные (1-4 недели)

- среднесрочные (до 1 месяца)

- долгосрочные (полугодие, учебный год)

  • По доминирующему виду проектной деятельности:

- игровые

- информационные

- исследовательские

- творческие

Творческие (со 2-й мл.гр.) Игровые (со 2-й мл.гр.) Виды проектов Информационные (со ср.гр.) Исследовательские (ст.возраст)

Творческие

(со 2-й мл.гр.)

Игровые

(со 2-й мл.гр.)

Виды проектов

Информационные

(со ср.гр.)

Исследовательские

(ст.возраст)

Этапы проекта :

1 этап - Выбор темы проекта .

2 этап - Планирование

3 этап - Реализация проекта

Организация деятельности детей в соответствии с темой проекта , у детей в ходе этой деятельности формируются специфические знания, умения, навыки.

Читайте также: