Значение педагогической практики в школе

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

АбилевМ.К. – преподаватель русского языка и литературы

Важное место в профессиональной подготовке отводится педагогической практике.

Педагогическая практика - это эффективная форма профессиональной подготовки студентов к будущей педагогической деятельности, в процессе которой полученные теоретические знания и методическая подготовка реализуются на практике .

Педагогическая практика студентов играет важную роль в подготовке будущего учителя и формирует его ключевые профессиональные качества.

Методологическую основу педагогической практики составляют следующие подходы , каждый из которых реализует соответствующие идею и содержание:

1. К омпетентностный подход. Идея - привнесение личностного смысла в образовательный процесс.

2. Д еятельностный подход. Идея - усвоение способов мышления и деятельности, развитие познавательных способностей и творческого потенциала студентов.

3. К онтекстный подход . Идея - последовательное моделирование с помощью всей системы форм, методов и средств обучения предметного и социального содержания усваиваемой профессиональной деятельности.

4. Системный подход . Идея - формирование системного мышления. Содержание: главное звено обучения - процесс усвоения – раскрывается как особая деятельность.

Педагогическая практика является важнейшим компонентом образовательного процесса в учебном заведении , служит мостом между теоретической подготовкой студенто в и их самостоятельной работой в образовательных учреждениях.

В соответствии с планом работы колледжа студенты группы 3-ш б с 04 апреля по 30 апреля 2016г. проходили пробную педагогическую практику на базе СШ № 32 г. Астаны.

Цель данной практики:

Формирование у студентов системы профессионально-педагогических знаний, умение навыков работы с детьми младшего школьного возраста, овладение функциями деятельнсти учителя начальных классов.

Основные задачи практики:

- наблюдение и анализ учебно-воспитательного процесса;

- практическое использование теоретических знаний по педагогике, по методике преподавания русского языка, разработка и составление планов-конспектов, проведение пробных уроков в соответствии с планом, практическое использование компьютерных технологий;

- изучение педагогического опыта квалифицированных учителей данной школы.

Перед прохождением практики студенты получили методическую консультацию в объеме 12 часов:

- приемы работы над эпическими произведениями произведениями - 2 часа.

- виды и приёмы работы по правописанию – 2 часа.

- приемы ознакомления с частями речи. Виды и приемы работы по правописанию – 2 часа.

- приёмы изучения имён существительных – 2 часа.

- приёмы изучения имён сущесивительных и глаголов – 2 часа.

- прёмы изучения элементов синтаксиса – 2 часа.

С 04 апреля по 30 апреля 2016 года мною было посещено с последующим анализом 27 урока русского языка и литературного чтения в 2-4 классах у 9 студентов-практикантов.

Встреча со школьной администрацией и педагогическим коллективом принесли студентам только положительные впечатления. Учителя начальных классов старались оказывать практикантам посильную помощь в проведении уроков русского языка и литературного чтения, а также внеклассных мероприятий, осуществлять психологическое исследование коллектива учащихся.

К каждому уроку совместно и тщательно готовились учитель, методист и студент-практикант, изучали рабочую программму по предметам, передовой опыт учителей и научную литературу по определенной теме. Качество проведенных практикантами уроков было достаточно высоким: об этом свидетельствует и тот познавательный интерес, который демонстрировали к ним учащиеся класса, и отзывы педагогов, присутствовавших на них. Особых проблем с дисциплиной на уроках также не было, поскольку они старались подбирать интересный учебный материал и использовать разнообразные методы и приемы работы с ним на занятиях.

В рамках уроков студенты часто использовали творческие задания (создание иллюстраций к художественному произведению, прием словесного рисования и т.п.), чему учащиеся были всегда очень рады и хорошо на это реагировали. Творческий подход в работе с учащимися, на мой взгляд, повышает их познавательный интерес к предмету и учебе в целом.

Уверенно, почти на профессиональном уровне провели свои уроки Айтжанова М ., Брагина М., Козбагарова Д., Хамит А., Турчина К. И х уроки отличались хорошим знанием методики русского языка, творческим подходом, всегда были продуманными, логически завершёнными, рассчитанным на разноуровневую подготовку детей. В целом уроки были построены методически грамотно в различных инновационных технологиях (развивающее обучение, здоровьесберегащая технология, педмастерская, проблемное обучение ), также студенты широко применяли ИКТ, старались по максимуму использовать возможности интерактивной доски, проводили электронные физминутки, применяли на уроках разнообразные приемы формирования у детей познавательной активности, а также общеучебных умений и навыков.

Студентов этой группы хочется отметить особо, так как они серьёзно отнеслись к практике, добросовестно готовились к каждому уроку, старались помогать друг другу.

Кроме этого внимание практикантов было обращено на использование и отработки различных стилей общения: общение с классом, индивидуальное общение с учеником, общение с группами, речь, общение, мимика, жесты, внешний вид.

В ходе практики студенты прошли следующие виды деятельности:

- познакомились с организацией учебно-воспитательного процесса в классе, работой учителей начальных классов, с режимом работы кабинета начального обучения, с материально-техническим обеспечением;

- практиканты разрабатывали и оформляли конспекты уроков;

- провели пробные уроки русского языка и литературного чтения в 2-4 классах;

- посещали и анализировали пробные уроки других практикантов;

- использовали компьютерные технологии для разработки дидактических материалов, наглядных пособий.

При прохождении данной пробной практики студентами было приобретены следующие умения и навыки:

-использование новых педагогических технологий;

-использование информационных технологий;

-углубление и закрепление теоретических знаний студентов по частным методикам;

-развитие профессиональной культуры;

-развитие потребности в педагогическом самообразовании;

- изучение состояния преподавания русского языка в современной школе.

Все это пригодится им и при прохождении государственной практики , и в будущей профессиональной деятельности.


Достучаться до каждого сердца

Тех, кого ты решился учить,

И откроется тайная дверца

К душам тех, кого смог полюбить!

Формирование учителя, его профессиональных знаний и умений, черт личности происходит не только во время изучения специальных дисциплин и дисциплин психолого-педагогического цикла. Особорую роль в этом процессе играет педагогическая практика. Она является важной составляющей образовательного процесса в колледже. Именно в этой деятельности у студентов-практикантов формируется целостное представление о профессиональной педагогической деятельности, направленной на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания, на создание условий для личностного развития обучаемых.

Педагогическая практика, во-первых, дает понять, насколько студент на самом деле заинтересован в выбранной специальности. Во-вторых, это реальная среда, позволяющая практиканту выявить свои сильные и слабые стороны. Они могут быть связаны с недостаточно прочными теоретическими знаниями, с отсутствием необходимых черт характера, с неуверенностью, страхами… Но чем раньше пробелы будут обнаружены и устранены, тем проще будет в будущем. В-третьих, после окончания учебы придется искать работу и студенты — не самая популярная категория потенциальных сотрудников. Основной аргумент работодателей — недостаток опыта. Однако этот недостаток компенсируется рекомендациями на тех студентов, которые хорошо проявили себя на практике, показали желание работать и развиваться.

Во время государственной (преддипломной) практики знакомим студентов-практикантов с режимом работы школы, расписанием учебных занятий, календарно-тематическим планирование по каждому предмету, с учебно-методическим комплектом, по которому обучается класс, материальной базой кабинета, документацией, учебными программами, тематическими и поурочными планами, с особенностями ведения электронного журнала, проверкой тетрадей. Напоминаем об учете возрастных и индивидуальных особенностей детей, специфике познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, учете мотивации, особенностях педагогического общения и микроклимата на уроках и др. Обращаем внимание на организацию проведения внеурочной деятельности и внеклассной работы.

Студенты под нашим руководством разрабатывают не только технологические карты уроков, но и разнообразные воспитательные мероприятия, вызывающие интерес у школьников, способствующие их всестороннему развитию, имеющие значительную воспитательную ценность.

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\2.jpg

C:\Users\User\Desktop\2 класс\положения_конкурсы\статья\1.jpg

Хотелось бы отметить, что практиканты активно используют информационно-коммуникационные технологии, также инновационные формы и методы работы с классным коллективом, включающие проектную деятельность, ролевые и деловые игры, коллективные творческие дела.

Помимо тематических классных часов студентами также проводятся воспитательные мероприятия в форме викторин по различным областям знаний, игр-путешествий, интерактивных игр, тренингов, квестов.

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\3.jpg

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\4.jpg

Таким образом, педагогическая практика в школе — это трудный период, но именно она способствует формированию у студентов профессиональной индивидуальности, педагогического творчества, настойчивости в достижении целей и совершенствовании знаний и умений, необходимых для работы в образовательном учреждении.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая практика, студент, Валуйский колледж, внеклассная работа, занятие, класс, урок.

Работая учителем английского языка, я каждый год принимаю в свои классы на педагогическую практику студентов, которые выбрали профессию учителя.

Кто они, студенты — практиканты? Абсолютно разные молодые люди! Со своими взглядами, интересами, надеждами и ожиданиями. Поэтому моя цель — максимально заинтересовать их школьным учебным процессом, создать доверительную обстановку сотрудничества, помочь студентам найти контакт с учениками, иными словами, увлечь их будущей профессией.

На пути к профессии учителя педагогическая практика — один из самых сложных и ответственных этапов для студента, потому что знание предмета, в данном случае английского языка, ещё не гарантирует, что уроки будут удачными. В период практики у некоторых студентов представления об учительской профессии меняются в лучшую сторону, а у некоторых — в худшую. Есть и такие, у которых изменений во взглядах на профессию учителя не произошло, они остались прежними.

Студенты приходят в школу со своим багажом знаний предмета, методики преподавания, психологии школьников. С чего же, собственно, начинается практика? — Со знакомства с классом, в котором будет работать студент. Я не даю характеристику каждому отдельному ученику, а предлагаю понаблюдать за детьми, посетив уроки других учителей — предметников. Затем предлагаю посмотреть мои уроки английского языка, мой стиль преподавания. Если есть возможность, прошу моих коллег, учителей английского языка разрешить студентам посетить их уроки. Наблюдая за уроками разных учителей, студенты сами выбирают манеру общения с классом, приемы и методы обучения, приемлемые в данном конкретном классе. Совместное составление среднесрочных и краткосрочных планов — это неотъемлемая часть моих обязанностей. Студенты приходят в школу с шаблонами поурочных планов, составлять которые их научили в вузе и поэтому мы всегда выбираем оптимальный вариант плана, в котором есть обязательные этапы урока: вызов, осмысление, рефлексия. Для создания ситуации успеха необходимо методически правильно организовать урок в соответствии с тенденциями обновлённого содержания образования, поэтому, для каждого этапа урока мы отбираем эффективные формы работы, приёмы и стратегии обучения, направленные на развитие самостоятельности и креативности школьников и, особенно, критического мышления. Каждый урок должен развивать не только коммуникативные навыки, но и адаптировать школьников к реалиям современности. После проведённого урока, если студентов несколько, проводим анализ и обсуждение урока. Сначала обращаю внимание на положительные моменты урока и затем прошу самим назвать что, по их мнению, не получилось и поэтому подлежит коррекции. Такая практика учит студентов тщательно продумывать планирование, как структуры, так и содержания урока.

В конце нашего временного сотрудничества традиционно провожу анкетирование студентов о значении педагогической практики. Опрос показал, что смысл практики заключается в том, что:

— она даёт возможность испытать себя в роли учителя, приобрести опыт педагогической деятельности, т. е. педагогическая практика выполняет функцию самодиагностики профессиональной пригодности;
— это возможность применить теоретические знания на практике;
— смысл педагогической практики в приобретении навыков общения с детьми;
— цель практики для будущего учителя английского языка — это убедить всех школьников, даже не мотивированных на обучение, в необходимости интенсивно изучать английский язык, который раскрывает горизонты в современном мире.

Среди трудностей, с которыми встречаются студенты во время прохождения практики в школе на первом месте стоит налаживание дисциплины в классе; на втором — составление краткосрочных планов; на третьем — отбор методов и приёмов обучения; на четвертом — отсутствие контакта с классом и даже боязнь учеников.

Другие трудности студенты связывают с организацией воспитательной работы; форми¬рованием мотивации учащихся к предмету, распределением времени на уроке, составлением критериев оценивания и т. д.

Многолетнее наблюдение за работой студентов в школе позволяют сделать следующий вывод. Педагогическая практика должна носить личностно-ориентированный, творческий характер и способствовать выработке индивидуального стиля педагогической деятельности. Ее глав¬ным итогом должна быть твердая убежденность студентов в правильности однажды сделанного выбора — стать учителем, посвятить себя самой гуманной профессии на земле — воспитанию человека.

Сущность и значение педагогической практики в школе

Педагогическая практика – это форма практической подготовки студентов педагогических специальностей, ориентированная на погружение будущего педагога в реальную профессиональную деятельность.

Педагогическая практика в школе организуется на завершающем этапе обучения студентов высших учебных заведений педагогического факультета. Она ориентирована на:

  1. Совершенствование теоретической базы студента.
  2. Совершенствование педагогического и методологического мастерства.
  3. Освоение основ классного руководства.
  4. Ознакомление с воспитательным процессом школы.
  5. Формирование навыков реальной профессиональной деятельности на разных этапах школьного обучения.
  6. Профессиональный рост и развитие будущего педагога.
  7. Изучение логики профессиональной деятельности педагога школы.

Таким образом, практика в школе является важным звеном профессиональной подготовки педагогов. Благодаря ей они получают представление о сущности работы педагога, его профессиональной роли и профессиональной ответственности.

Кроме того, практика в школе является способом переподготовки педагогических кадров, повышения их квалификации и профессионального мастерства.

Целевое назначение педагогической практики в школе

Педагогическая практика в школе нацелена на систематизацию знаний студентов, полученных при изучении педагогики, психологии и иных дисциплин, необходимых для реализации реальной педагогической работы в разных направлениях педагогической деятельности.

В ходе практики происходит формирование профессиональных умений будущего педагога и формируются основы его методических разработок.

Задачами практики студента в школе являются:

  • Формирование полноценных представлений о работе учителя и роли классного руководителя;
  • Ознакомление с основами школьного планирования работы педагога;
  • Закрепление теоретических знаний, полученных в ходе познания основных дисциплин по конкретной специальности;
  • Изучение основ общеобразовательной деятельности, организационных аспектов работы в школе и условиями реализации педагогического процесса;
  • Освоение основ построения взаимоотношений с учащимися в учебное и внеурочное время;
  • Получение навыков выполнения практической преподавательской деятельности учителя школы: методы и приемы организации учебного занятия, работа с документацией, проведение анализа учебно-воспитательной работы, организация внеурочной деятельности;
  • Развитие интереса к профессиональной деятельности учителя школы;
  • Формирование мотивации к педагогической деятельности, повышению своего профессионального мастерства;
  • Развитие основ профессиональной ответственности педагога.

Готовые работы на аналогичную тему

Педагогическая практика в школе помогает студенту понять сущность работы педагога школы и изучить формы и методы педагогической деятельности в среднем общеобразовательном учебном заведении. У студентов формируются навыки ведения занятий по разным учебным дисциплинам, а у профильных педагогов происходит совершенствование профессионального мастерства, через изучение новых форм и методов организации учебно-воспитательной работы, изучение методических инновационных разработок.

Содержание практики в школе

Педагогическая практика в школе предполагает участие практиканта в работе учителя-предметника, выполнение функций классного руководителя, организацию внеурочной работы, ведение дополнительных занятий, реализацию кружковой деятельности, а также проведение работы с родителями, установление взаимодействия с педагогическим коллективом и сторонними организациями, связанными с работой школы и деятельностью учителя. В этих направлениях деятельности и состоит содержание практики в школе.

Суть практической деятельности студента состоит в том, что он должен попробовать свои силы в разных направлениях деятельности учителями, попробовать реализовать свои теоретические знания не только в преподавании, но и в воспитании, проведении методической работы и организации различных школьных мероприятий. Это повышает уровень профессионального мастерства будущего педагога и формирует из него полноценного специалиста образовательной деятельности.

В ходе практики в школе происходит проявление студентом своих знаний в области психологии, педагогики, методических аспектов деятельности и возможностей использования творческого подхода в работе.

На практики в школе происходит:

  1. Наблюдение студентом за ведением учебно-воспитательной работы педагогами-предметниками и работой классного руководителя.
  2. Освоение основ подготовки и организации учебного занятия: планирование, прогнозирование, реализация различных уроков.
  3. Изучение особенностей использования методов и форм организации образовательной деятельности на конкретном этапе обучения, в преподавании конкретного предмета и во внеурочной деятельности.
  4. Исследование организации коллективной деятельности учащихся на разных этапах обучения, разных уроках и разных этапах учебного занятия.
  5. Изучение воспитательных целей и задач деятельности педагога школы.
  6. Контроль за работой учащихся на уроке, учебной нагрузкой.
  7. Самостоятельная разработка планов проведения отдельных учебных занятий.
  8. Самостоятельное проведение отдельных учебных занятий.
  9. Проведение анализа своей педагогической работы и оценка деятельности учащихся в ее ходе.
  10. Освоение методических приемов, применяемых в работе учителя школы, ориентированных на повышение познавательной активности учащихся, развитие основ коллективного и индивидуального творчества.
  11. Освоение основ организации деятельности учащихся на уроке.

Педагогическая практика в школе помогает углубить знания студентов в конкретной области педагогики и формирует основы их практического использовании в организации обучения и воспитания учащихся.

Читайте также: