Значение опорно двигательной системы скелет человека соединение костей план урока

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект урока биологии в 8 классе № ., дата __________________

Цель : изучить значение опорно-двигательной системы, состав и строение костей, общее строение скелета.

Образовательные – выяснить значение опорно – двигательной системы; раскрыть особенности строения и свойства костей, сформировать понятие о химическом составе, о типах костей; выявить взаимосвязь строения костей и выполняемых ими функций.

Развивающие – развивать умение анализировать и обобщать; развивать внимание, наблюдательность; продолжить развивать навыки работы с различными источниками информации; систематизировать знания в таблице.

Воспитательные – воспитывать научное мировоззрение; формировать бережное отношение к своему здоровью; воспитывать чувства уверенности, дисциплинированности.

1.Личностные: развитие мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

развитие социальной компетентности; развитие способности ставить цели и строить жизненные планы

Предметные: развитие умений видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; развитие умений работать с различными источниками информации, анализировать и оценивать её, преобразовывать из одной формы в другую; развитие умений адекватно использовать речевые средства для дискуссий и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Организационный момент : приветствие, отметка отсутствующих, проверка готовности к уроку.

Актуализация знаний : биосистемы, их соподчиненность, перечисление систем органов, их состав.

Б. Паскаль говорил, что суть человеческого естества – в движении. Полный покой означает смерть. А Плутарх говорил, что Движение — кладовая жизни. И это действительно так.

Изучение нового:

3.1 Строение опорно-двигательной системы.

В состав опорно-двигательной системы входят кости, связывающие их соединительные ткани и мышцы. Кости скелета составляют пассивную часть опорно-двигательной системы, а мышцы – активную часть (2).

Если бы у нас не было скелета, мышцам не к чему было бы прикрепляться, и мы выглядели бы как желе.

Значение опорно-двигательной системы .

Скелет поддерживает нас, придает нашему телу прочность, а мышцы помогают нам передвигаться. Без скелета, служащего опорой для мышц и мягких тканей нашего тела, мы не смогли бы иметь какую – либо форму и не смогли бы двигаться. Скелет и мышцы функционируют вместе. Они определяют форму тела, обеспечивают опорную, защитную и двигательную функции.

Функции опорно-двигательной системы :Механические функции. Биологические функции

Механические функции :

Опорная функция.(опору для тела в целом, а также для всех его частей и органов)

Двигательная функция. (Осуществляет перемещение тела и его частей в пространстве).

Защитная функция.(защита органы от травм. Предохранение от внешних воздействий )

Биологические функции.

Наряду с механическими функциями, костная система выполняет ряд биологических функций. В костях находится основной запас минеральных солей: кальция, фосфора. Костная система принимает участие в минеральном обмене. В костях находится красный костный мозг, участвующий в процессах кроветворения

3.3.Состав и строение костей.

Вещества, входящие в состав кости - на две группы: органические и неорганические.

Минеральные элементы :? (Кальций, фосфор, магний)

Органические вещества -Белки, жиры, углеводы

Лабораторная работа №3. Химический состав костей.

Цель: Выяснить связь состава и свойств костей.

Оборудование и материалы: Натуральная, прокаленная ,декальцинированная кости животных.

1.Возьмите натуральную кость. Попробуйте ее согнуть, а затем растянуть. Напишите, удалось ли вам это сделать. Объясните почему

2.Попытайтесь согнуть прокаленную кость. Напишите, удалось ли вам это сделать.

3. Попытайтесь растянуть декальцинированную кость. Напишите ,удалось ли вам это сделать.

4.Сделайте взвод по цели работы

Вывод: Органические вещества сообщают кости упругость и эластичность, а неорганические (нерастворимые соли кальция и магния) придают кости твердость.. Сочетание же твердости и эластичности сообщает кости прочность.

Состав костной ткани человека меняется в течение всей жизни человека.

Итак, для прочности скелета большое значение имеет соотношение веществ, образующих костную ткань..

3.6.Общее строение скелета .

Макроскопическое строение . Кости покрыты плотной соединительной тканью – надкостнице й. Под ней располагается компактная костная ткань. Она состоит из очень маленьких плотно прижатых друг к другу цилиндров, которые называются остеонам и. Каждый остеон состоит из концентрических пластинок коллагеновых волокон. Коллаген придает костям гибкость. Между пластинками находится костные клетки, которые называются остеоцитам и. За счет них кости растут. В центре компактной костной ткани находится полость, заполненная желтым костным мозгом. Рассмотрим утолщение головки длинной трубчатой кости. Здесь мы видим губчатую костную ткань. Она имеет множество полостей внутри, что делает кость легкой. Количественное соотношение и распределение компактного и губчатого вещества зависит от места кости в скелете и от ее функции. Так компактное вещество особенно хорошо развито в тех костях и их частях, которые выполняют функции опоры и движения.

3.7. Осевой скелет.

Скелет туловища, являющийся частью осевого скелета, образован позвоночным столбом, или позвоночником, состоящим из 33–34 позвонков, грудной клеткой, которая сформирована 12 парами ребер с соответствующими грудными позвонками и грудиной. Позвоночный столб.

Цели урока: изучить состав и функции опорно-двигательной системы, химический состав и свойства костей.

сформировать знания об опорно-двигательной системе человека, о функциях, о строении и свойствах костей, их химическом составе, об особенностях их роста в длину и толщину.

развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать логическое мышление.

Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, о необходимости следить за своей осанкой.

таблицы, презентация к уроку, модель скелет человека, набор костей, результаты экспериментов по определению химического состава кости, два штатива, два кольца, листы бумаги А-4, интернет ресурсы.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

3. Актуализация знаний по теме.

4. Работа в группах:

4.1. Значение, состав и функции опорно-двигательной системы.

4.2. Типы костей

4.3. Строение кости. Внутреннее строение костей.

4.4. Химический состав кости. Демонстрация опыта.

5. Закрепление и обобщение пройденного материала.

6. Домашнее задание.

1. Организационный момент (приветствие учителя).

2. Проверка домашнего задания.

I.

1. Какие клетки составляют нервную ткань?

А. Клетки эпителиальной ткани

Б. Клетки-спутники

В. Клетки соединительной ткани

Г. Нейроны

Д. Дендриты

2. Каких клеток больше в нервной ткани?

А. Клетки эпителиальной ткани

Б. Клетки-спутники

В. Клетки соединительной ткани

Г. Нейроны

Д. Дендриты

3. Из каких частей состоит нейрон?

А. Тело нейрона с цитоплазмой, ядром органоидами, отростками

Б. Один аксон

В. Несколько дендритов

Г. Несколько аксонов

4. Какие отростки нейрона передают импульс от органов к телу нейрона

А. Тело нейрона с цитоплазмой, ядром органоидами, отростками

Б. Один аксон

В. Несколько дендритов

Г. Несколько аксонов

5. Какую функцию выполняют чувствительные нейроны

А. Проводят импульс от мозга к органам

Б. Передают импульс от органов в мозг

В. Передают импульс внутри мозга от одного нейрона к другому

Г. Опорная и питательная функция внутри мозга

6. Какую функцию выполняют двигательные нейроны

А. Проводят импульс от мозга к органам

Б. Передают импульс от органов в мозг

В. Передают импульс внутри мозга от одного нейрона к другому

Г. Опорная и питательная функция внутри мозга

7. Нервная система состоит из нервных клеток, которые называют

Ответы: 1-Б, Г; 2-Б; 3-А; 4-Б; 5-Б; 6-А; 7-Б

II. Нарисовать рефлекторную дугу и отметить её составные части. Определение.

1. Актуализация знаний.

“Движение - это жизнь”, - заметил Вольтер. Действительно, человек приспособлен, а может быть, и приговорён природой к движению. Люди не могут не двигаться и начинают делать это осознано уже на четвёртом месяце после рождения – тянуться, хватать различные предметы.

- Благодаря чему же мы перемещаемся в пространстве, бегаем, шагаем, прыгаем, ползаем, плаваем, совершаем каждый день многие тысячи разнообразных выпрямлений, сгибаний, поворотов?

Всё это обеспечивает костно-мышечная система, или опорно-двигательный аппарат.

Сколько у человека костей? Врачеватели Тибета называли число 360. Древнеиндийский хирург Сунугута полагал, что их 300-306. В одном из апокрифов XI в. утверждается, что их 295. Викинги же насчитывали 219.

2. Работа в группах

Задание: Познакомиться с текстом параграфа 10 с.46-47, дополнительным материалом. Ответьте на вопрос: “Что собой представляет система опоры и движения? Почему скелет и мышцы объединяют в одну систему органов? Каково её значение? Какие функции она выполняет?” Составьте информационные схемы:


Типы костей (классифицируют с учётом внешней формы, структуры и характера развития)

  1. Сжигание костей на огне (выжигание органических веществ) твёрдость и хрупкость;
  2. Косточку положить на 2-3 дня в 2-5% раствор соляной кислоты – упругость и эластичность.

Задание. Используя текст параграфа 10, с.47-48, презентацию, рис. 18, с.46 и рис.19, с.49 рассмотрите макроскопическое строение кости конечности и поясните немой рисунок-схему “Строение длинной трубчатой кости”.

)

Может ли трубчатое строение обеспечить кости большую прочность? Проведите два испытания: на стол выставляются два штатива с кольцами, расположенными вертикально, один лист бумаги сворачивается в полоску, другой – в трубку.

1 испытание: бумажную полоску просовывают в кольца и укрепляют так, что её середина свободно провисает между кольцами. Вешаем на неё чашку от аптекарских весов, которую нагружаем грузом до тех пор пока лист не согнётся.

2 испытание: между кольцами закладываем трубку и сразу вешаем чашку с грузом, который согнул бумажную полоску. Затем нагружаем до критической величины. Сравните полученные результаты, сделайте выводы.

Рассмотрите микроскопическое строение компактного вещества кости. Есть ли закономерность в расположении пластинок губчатого вещества? Что представляют собой пластинки губчатого вещества?

Задание. Познакомьтесь с содержанием параграфа 11. Ответьте на вопросы в начале параграфа, используя модель “Скелет человека”. Из каких отделов состоит скелет человека? Найдите их на модели. Объясните роль каждого из них в организме человека. Объясните значение S – образного изгиба позвоночника человека.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: раскрыть основные функции ОДС, сформировать знания о строении и свойствах костей, их химическом составе, о типах соединения костей, об особенностях их роста в длину и толщину, показать взаимосвязь строения костей и выполняемых ими функций.

Образовательные : - раскрыть значение ОДС в организме человека, сформировать представление о строении костей, их составе, свойствах и росте.

-развивать умение устанавливать взаимосвязь между строением и функцией.

Воспитательная - формирование убеждения учащихся в теоретической и практической значимости биологических знаний.

Развивающая - умение работать со схемами, таблицами.

Тип и вид урока: комбинированный, эталонный

Методы, приемы, средства

Запись числа и темы урока в тетрадь

Запись в тетрадь

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Я рада вас всех видеть на уроке. Кто у нас сегодня отсутствует?

II.Изучение нового материала.

Давайте попробуем вместе с вами сформулировать цель нашего урока из темы.

Цель - раскрыть основные функции ОДС, сформировать знания о строении и свойствах костей, их химическом составе, о типах соединения костей, об особенностях их роста в длину и толщину, показать взаимосвязь строения костей и выполняемых ими функций.

Давайте разберемся, из чего же состоит ОДС?

Костный аппарат Мышечный аппарат Соединительная ткань Кости черепа, мышцы (около 600) хрящи, связки,

пассивный орган активный орган движения

Опорно-двигательная система выполняет несколько функций.

Одной из главных функций является – опорная.

Определяет размер и форму тела, позволяет сохранять вертикальное положение.

Защищает внутренние органы, такие как легкие, сердце, мозг, кишечник и т.д.

В костях содержится основной запас минеральных солей, поэтому костный аппарат принимает участие в минеральном обмене.

В костях находится красный костный мозг, участвующий в процессах кроветворения.

Мышцы участвуют в движении.

Чем же объяснить высокую прочность скелета при относительной его легкости?

Наши кости обладают такими свойствами как прочность, твердость и гибкость. Это можно объяснить строением костной ткани в сочетании с ее химическим составом.

Химический состав костей

Живая кость состоит из воды, органических соединений и минеральных веществ, таких как фосфор, кальций, магний.

Если растворить минеральную часть с помощью кислоты, то кость будет мягкой и эластичной. А если кость лишить органических веществ, то она станет хрупкой. Сочетание неорганического и органического компонентов делают кости упругими и прочными.

У детей в костной ткани преобладают органические вещества, поэтому их скелет гибкий, эластичный, легко деформируется, искривляется при длительной нагрузке и неправильном положении тела. С возрастом содержание минеральных веществ в костях увеличивается, отчего кости становятся хрупкими и чаще ломаются.

Может кто-нибудь из вас ломал руку или ногу? Быстро ли ваша кость восстанавливалась?

Переломы случаются, когда в организме не хватает неорганических веществ.

Что же нам нужно употреблять в пищу, чтобы увеличить запас минеральных веществ в организме?

Ребята, какие группы тканей вы знаете?

Ответ. Эпителиальная, мышечная, нервная, соединительная.

К какой группе относится костная ткань?

Ответ. К соединительной

Каковы характерные особенности соединительной ткани?

Ответ. Наличие хорошо развитого межклеточного вещества, определяющего механические свойства ткани.

Кости скелета человека образованы костной тканью — разновидностью соединительной ткани. Костная ткань построена из костных клеток и межклеточного вещества и имеет у человека пластинчатое строение

У каждой кости выделяют компактное (плотное) и губчатое вещество. Их количественное соотношение и распределение зависит от места кости в скелете и от ее функции. В плотном веществе костные пластинки имеют цилиндрическую форму, они как бы вставлены одна в другую.

Как вы думаете, какое значение имеет такое расположение костных пластинок?

Ответ. Обеспечивает костям большую прочность и легкость.

Губчатое вещество образовано множеством костных пластинок, которые располагаются по направлениям наибольшей нагрузки.

Тело длинных трубчатых костей построено из компактного вещества. В эпифизах костей между пластинками губчатого вещества находится красный костный мозг. В нем образуются клетки крови. Полости длинных трубчатых костей заполнены желтым костным мозгом, в котором содержатся жировые клетки.

Снаружи каждая кость покрыта тонкой соединительнотканной оболочкой – надкостницей. В надкостнице проходят сосуды и нервы. Надкостница принимает участие в питании кости и образовании новой костной ткани.

В нашем скелете встречаются кости различной формы и величины. И выделяют три типа костей: трубчатые, губчатые и плоские.

Трубчатая кость состоит из тела и двух головок. Именно с помощью этих костей мы с вами передвигаемся или поднимаем тяжести.

Губчатая кость покрыта тонким слоем компактного вещества, под которым располагается губчатое вещество. Эти кости выполняют защитную и опорную функции.

Строение плоской кости совершенно иное. Она состоит из из двух слоев компактного вещества, между которыми располагаются пластинки губчатого вещества. Они кости образуют стенки полостей, содержащих внутренние органы.

Наши кости могут нарастать в длину и толщину. Примерно к 25 годам жизни у нас формируется скелет, и кости прекращают свой рост. Именно надкостница обеспечивает нарастание кости в толщину и её срастание при переломе. Рост в длину происходит за счет деления хрящевой ткани в зонах роста, находящихся вблизи концов трубчатых костей. А рост в толщину происходит за счет надкостницы.

Отдельные кости скелета человека соединены между собой. Способ соединения костей зависит от их функций.

Существуют три типа соединения костей: неподвижное, полуподвижное и подвижное.

Неподвижные соединения костей имеются между костями черепа, таза. Между соединяющимися костями расположена тонкая прослойка соединительной ткани или хряща. Движения отсутствуют или крайне ограничены.

Полуподвижные соединения имеются между телами позвонков позвоночного столба, между берцовыми костями голени. Небольшая подвижность этих соединений достигается при помощи хрящевых пластинок и упругих связок.

Подвижные соединения костей – суставы. Суставы позволяют человеку производить различные движения.

Сустав образуется концами соединяющихся костей, заключенными в суставную сумку. Концы костей покрыты гладким эластичным хрящом, наличие которого обеспечивает упругость сустава и облегчает движение. Уменьшению трения способствует и выделяемая внутренней поверхностью суставной сумки специальная суставная жидкость, которая действует как смазка. Форма соединяющихся костей позволяет выполнять определенные виды движений. Снаружи сумки, а иногда и внутри сустав укреплен связками. Движение в суставах осуществляется мышцами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: изучить состав и функции опорно-двигательной системы, химический состав и свойства костей.

Задачи урока:

сформировать знания об опорно-двигательной системе человека, о функциях, о строении и свойствах костей, их химическом составе, об особенностях их роста в длину и толщину.

развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать логическое мышление.

воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, о необходимости следить за своей осанкой.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КОНСПЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ

Учитель биологии:

Пильщикова Ольга Михайловна

Стаж работы 2,5 года

Значение опорно-двигательной системы. Строение костей.

Цель урока: изучить состав и функции опорно-двигательной системы, химический состав и свойства костей.

Задачи урока:

сформировать знания об опорно-двигательной системе человека, о функциях, о строении и свойствах костей, их химическом составе, об особенностях их роста в длину и толщину.

развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать логическое мышление.

воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, о необходимости следить за своей осанкой.

Оборудование:

Таблицы, презентация к уроку, результаты экспериментов по определению химического состава кости.

I. Организационный момент

Здравствуйте ребята! Садитесь.

II. Проверка знаний учащихся о рефлекторной регуляции

Что такое рефлекс? (Рефлекс - ответ организма на раздражение, происходящий при участии ЦНС и под ее контролем.)

Какие рефлексы характерны для человека? (безусловные и условные)

Что такое рефлекторная дуга? (Путь по которому проходят нервные импульсы от рецептора до рабочего органа.)

Из чего состоит рефлекторная дуга? (рецептор, чувствительный нейрон, вставочный нейрон, двигательный нейрон, исполнительный орган.)

Какова роль рецепторов? (Преобразуют раздражение в нервный импульс)

Какую функцию выполняют чувствительные нейроны? (По отросткам чувствительных нейронов возникшие в рецепторах импульсы достигают ЦНС)

Какую функцию выполняют вставочные нейроны? (обрабатывают информацию поступившая по чувствительным нейронам)

Какую функцию выполняют двигательные нейроны? (передают сигнал от ЦНС к исполнительным органам)

III. Изучение новой темы

1. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.

Скелет и мышцы

Сегодня на уроке мы разберем:

Функции опорно-двигательной системы

Химический состав костей

Микроскопическое строение кости

Макроскопическое строение кости

Кости скелета составляют пассивную часть опорно-двигательной системы.

Предполагаемый ответ. Отсутствие собственных действий

Правильно, кости приводятся в движение не сами по себе, а сокращением, прикрепленным к ним, мышц.

Мышцы составляют активную часть опорно-двигательной системы.

Какие функции выполняет опорно-двигательная система?

Скелет и мышцы функционируют вместе. Они определят форму тела, обеспечивают двигательную, защитную и опорную функции.

Двигательная функция обеспечивает перемещение тела и его частей в пространстве. Двигательная функция возможна только при условии взаимодействия мышц и костей скелета, так как мышцы приводят в движение костные рычаги.

Защитная функция.

Опорная функция

Ребята, что такое опора?

Предполагаемый ответ. Поддержка

Правильно, опорно-двигательная система осуществляет опору для тела в целом, а также для всех его частей и органов. Опорная функция – проявляется в том, что кости скелета и мышцы образуют прочный каркас, определяющий положение внутренних органов и не дающий им возможности смещаться.

Биологические функции.

Наряду с механическими функциями, костная система выполняет ряд биологических функций. В костях находится основной запас минеральных солей: кальция, фосфора. Они используются организмом по мере необходимости, поэтому костная система принимает самое непосредственное участие в минеральном обмене. В костях находится красный костный мозг, участвующий в процессах кроветворения.

Выполните задание 37 на стр. 22 рабочей тетради

У кого по другому?

3. Химический состав костей

Давайте шаг за шагом выясним, какие особенности строения придают костям такие уникальные свойства.

Вещества, входящие в состав кости можно разделить на две группы: неорганические и органические. Из неорганических – вода и минеральные соли кальция, магния, фосфора. Из органических веществ в состав костей входит белок коллаген, углеводы, лимонная кислота, ферменты. Чтобы выяснить роль этих веществ, можно проделать ряд опытов.

если долго прокаливать кость, то она становится настолько хрупкой, что при малейшем прикосновении рассыпается на мелкие кусочки. Что произошло при прокаливании кости? Органические вещества сгорели, удалилась вода. Остались неорганические, которые придают костям твердость.

Если кость некоторое время выдержать в растворе соляной кислоты, то она становится настолько гибкой и эластичной, что её можно завязать в узел. Что произошло? Неорганические вещества удалены, остались органические, которые придают костям гибкость и упругость.

Выполните задание 38 на стр. 22 рабочей тетради.

Итак, органические вещества (белки) придают кости гибкость и упругость, а неорганические (нерастворимые соли кальция и магния) придают кости твердость. Сочетание же твердости и эластичности сообщает кости прочность.

Необходимо еще знать пропорции органических и неорганических веществ. Потому что, если в костях будет больше неорганических веществ, то они будут твердыми, но хрупкими. А если будет избыток органических веществ, то кости будут слишком гибкими.

Природа, создавая костный скелет, нашла золотую середину (3:1). Поэтому кости человека достаточно прочны, чтобы выполнять возложенные на них функции.

Состав костной ткани человека меняется в течение всей жизни человека.

В зависимости от возраста, у человека содержится неодинаковое количество органических и неорганических веществ. От рождения до 20 лет больше органических веществ, поэтому кости меньше ломаются, но больше деформируются. От 20 до 40 лет баланс органических и неорганических веществ примерно одинаков. Кости в этом возрасте наиболее прочные. После 40 лет в организме больше неорганических веществ, поэтому кости пожилых людей более ломки.

Микроскопическое строение кости.

Ребята, какие группы тканей вы знаете? (Эпителиальная, мышечная, нервная, соединительная)

К какой группе относится костная ткань? (К соединительной)

Каковы характерные особенности соединительной ткани (Наличие хорошо развитого межклеточного вещества, определяющего механические свойства ткани).

Костная ткань организована в виде пластинок, расположенных определенным образом. Они или перекрещиваются, как металлические балки сложных инженерных конструкций, или образуют плотные костные цилиндры. Такое строение придает костям прочность. В зависимости от расположения костных пластинок различают два типа костного вещества: компактное и губчатое.

Пластинки компактного вещества образуют остеоны. Остеоны представляют собой несколько слоев тончайших костных пластинок, расположенных вокруг канала, в котором проходят кровеносные сосуды и нервы. Между костными пластинками находятся костные клетки.

В губчатом веществе перекрещиваются тонкие костные перекладины, состоящие из костных пластинок, образуют множество ячеек. Такое строение позволяет выдерживать большие нагрузки. В ячейках губчатого вещества находится красный костный мозг (основная функция образование клеток крови).

Лабораторная работа

1. Рассмотрите при малом увеличении микроскопа костную ткань. С помощью рисунка 23, А и Б определите, поперечный или продольный срез вы рассматриваете.

2. Найдите канальцы, по которым проходили сосуды и нервы. На поперечном срезе они имеют вид прозрачного кружка или овала.

3. Найдите костные клетки, которые находятся между кольцами и имеют вид черных паучков. Они выделяют пластинки костного вещества, которые потом пропитываются минеральными солями.

4. Зарисуйте рисунок микроскопическое строение кости и подпишите.

Ответьте на вопрос:

Костные клетки выделяют межклеточное вещество в форме пластинок, ко­торые располагаются вокруг каналов, образуя концентрические цилиндры. Как это сказывается на прочности кости? (Это укрепляет кость.)

Физкультминутка

Руки кверху поднимаем,

А потом их отпускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

Макроскопическое строение кости.

Ребята сейчас мы с вами посмотрим строение кости.

По типу строения различают трубчатые, губчатые, плоские кости.

В скелете человека различают два вида трубчатых костей: длинные (кости плеча и предплечья, бедра и голени) и короткие (кости плюсны, пясти и фаланги пальцев).

Губчатые кости имеют на поверхности довольно тонкое компактное вещество, под которым находится губчатое вещество. К губчатым костям относятся кости тел позвонков, грудины, кости запястья и предплюсны. В основном губчатые кости располагаются там, где необходимо совместить прочность и подвижность.

Плоские кости расположены там, где необходима повышенная прочность. Они состоят из двух параллельных пластинок компактного вещества, между которыми располагается губчатое вещество. К плоским костям относятся кости, образующие свод черепа, лопатки, тазовые кости.

Перед вами карточки с костями распределите их по типу строения костей.

Трубчатые кости. Снаружи тело трубчатой кости покрыто плотной соединительной тканью – надкостницей. В надкостнице проходят сосуды и нервы. Надкостница принимает участие в питании кости и образовании новой костной ткани.

Кости могут расти в длину и толщину. В длину они растут за счет деления клеток хряща, расположенных на ее концах. За счет деления клеток внутреннего слоя надкостницы, кости растут в толщину и зарастают при переломах.

Под надкостницей расположен слой компактного вещества. В центре кости находится канал (костномозговая полость), заполненный желтым костным мозгом (богат жировыми клетками).

IV. Домашнее задание

П. 10, вопросы, выполнить задание 39, 40 в рабочей тетради

V. Закрепление

Какую функцию выполняет ОДС?

Какой тканью образована ОДС?

Какие типы костей характерны для скелета человека?

Какие вещества входят в состав костей?

Как происходит рост костей в длину и толщину?

ОДС выполняет функцию опоры, движения, защиты и биологическую.

ОДС образована костной тканью, состоящей из костных клеток и костных пластинок.

В скелете человека различают кости трубчатые, губчатые, плоские.

В состав скелета входят неорганические и органические вещества. Вместе они обеспечивают прочность костей.

Рост костей в длину происходит за счёт деления клеток хрящевой ткани, концевых участков кости. Рост костей в ширину происходит за счёт деления клеток надкостницы.

Читайте также: