Сыпченко е а инновационные педагогические технологии метод проектов в доу

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Метод проектов в ДОУ как инновационная деятельность

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования и использование метода проектов в ДОУ с интеграцией в различных образовательных областях.

Зарождение этого метода произошло во второй половине 19 века. Разработал этот новый дидактический метод американский педагог Джон Дьюи. По мнению американского педагога, данный метод не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать ее в настоящем.

Метод проектов также нашел отражение и в идеях отечественных ученых (Н.К.Крупской, С.Т. Шатского, М.В. Крупениной и др), которые считали, что он сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой. Впоследствии проекты широко вошли в педагогическую практику, часто ими полностью подменялась программа обучения, поэтому в 30-х гг. данный метод был запрещен в России.

В настоящее время метод проектов рассматривается наукой как цикл инновационной деятельности и является одной из перспективных педагогических технологий, имеющих соответствующие признаки, функции и структуру. В современном понимании метод проектов ни в коем случае не заменяет существующую программу воспитания и обучения, а лишь дополняет ее.

Педагогическое проектирование – это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.

В настоящее время проекты, используемые в ДОУ классифицируют по следующим признакам:

По тематике : творческие, информационные, игровые или исследовательские) и способам реализации результатов.

По составу участников: индивидуальные, групповые и фронтальные.

По срокам реализации : краткосрочный, проект средней продолжительности, долгосрочный.

Цели и задачи

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

-обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

-развитие познавательных способностей;

-развитие творческого воображения;

-развитие творческого мышления;

-развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте это:

-вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

-активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

-формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте это :

-формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

-формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

-развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, то есть воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.

План работы воспитателя по подготовке проекта

1.Постановка цели проекта.

2.Разработка плана движения к цели (воспитатель, методист обсуждают план с родителями).

3.Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4.Составление плана-схемы проекта.

5.Сбор, накопление материала.

6.Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

7.Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.

8.Презентация проекта, открытое занятие, выставка, и т.п.

Этапы деятельности над проектом

Работа над проектом включает совместную деятельность педагога и детей.

Она распределяется следующим образом по этапам проекта:

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.Формулирует проблему (цель)

(При постановке цели определяется

и продукт проекта)

2.Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию

3.Формулирует задачу (не жестко)

1.Вхождение в проблему.

2.Вживание в игровую ситуацию

4.Дополнение задач проекта

1.Помогает в решении задачи

2.Помогает спланировать деятельность

1.Объединение детей в рабочие

1.Оказывает практическую помощь (по необходимости)

2.Направляет и контролирует

знаний, умений, навыков

1 Готовят продукт деятельности к

2.Представляют зрителям или

экспертам продукт деятельности

Завершается проект подведением итогов.

В практике дошкольных учреждений используют различные типы проектов.

Типы проектов в ДОУ

(по Л.В.Киселевой)

Дети экспериментируют, проводят

опыты, а затем оформляют результаты

в виде газет, книг, альбомов, выставок.

Это проекты с элементами творческих

игр, когда ребята входят в образ

персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.

Со второй младшей

Дети собирают информацию и

реализуют ее. Ориентируясь на

собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков, дизайн группы, витражи и др)

Со средней группы

Оформление результата работы в виде

детского праздника, детского дизайна и т.п.

Со второй младшей

Все проекты проводятся внутри детского сада, как правило, - между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве).

Смешанные проекты в предметно-содержательной области являются межпредметными.

Значимы и другие виды проектов, в том числе: межгрупповые, комплексные.

Следует заметить, проектная деятельность создает условия для расширения познавательных интересов детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Педагог стимулирует самостоятельную активность детей, их сообразительность и изобретательность. В основе метода проектов лежит развитие исследовательских навыков детей, педагогов, родителей, умение их ориентироваться в информационном пространстве, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.

Проект – актуален для детей, в нем обязательно присутствует интересная для дошкольников, новая проблема, с опорой на поисковое поведение. В процессе проектирования дети выступают как заказчики, исполнители и непосредственные участники от зарождения идеи, до получения результата.

Метод проектов позволяет достигать высоких результатов в усвоении детьми определенных знаний, так как основывается на интересах детей, активной самостоятельной деятельности. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.

Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей, помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели.

Педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности. Метод проектирования является одним из методов развивающего обучения, он позволяет изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Использование проектного метода в дошкольном образовательном учреждении способствует:

- повышению профессионального уровня педагога или творческой группы, которые участвуют в разработке проекта;

- формированию у воспитанников ряда значимых компетенций, наращиванию универсальных умений детей (формулировка замысла действия, прогнозирование, определение условий реализации замысла, оценивание результатов работы, позиционное видение мира) - способности дошкольников к элементарной научной деятельности;

- развитию психических процес c ов (воображение, мышление, речь), познавательные способности дошкольников; социализации; развитию коммуникативных качеств;

- повышению качества образовательного процесса;

1.Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.

2.Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

3.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 96 с.

4.Сыпченко Е.А.: Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. - СПб.: Детство-Пресс, 2012. - 97с.

5.Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4.

Евгения Сыпченко - Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ обложка книги

Аннотация к книге "Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ"

В этой книге читателям предлагаются примерные конспекты занятий в ДОУ с применением метода проектов.
Педагогу предлагается сделать выбор между двумя общепризнанными программами: "Сообщество" и "Детство". Следуя указаниям автора, педагог сможет привить детям любовь к окружающей природе, русскому народному творчеству, "правильной" литературе.
Пособие предназначено для педагогов ДОУ, а также для родителей дошкольников.

Иллюстрации к книге Евгения Сыпченко - Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Организация воспитательно-образовательной деятельности в ДОО с учетом комплексно-тематического принципа может проходить в разных вариантах, одним из которых выступает проект. В его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

Профессор Е. С. Полат определяет сущность этого метода как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, лично значимой для ребенка, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным в виде конечного результата.

Проекты могут быть разных видов и классифицируются по разным основаниям: по предметно-содержательной области, характеру доминирующей в проекте деятельности, количеству участников, продолжительности.

- по предметно-содержательной области различают монопроекты (в рамках одной образовательной области) и межредметные (несколько образовательных областей)

- характеру доминирующей в проекте деятельности

1. исследовательские-творческие проекты : дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

2. ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

3. информационно-практико-ориентированные проекты : дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы, описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией.

Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

2-Проектирование или планирование;

Существуют и основные требования к использованию метода проекта в детском саду : в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.

обязательные составляющие проекта : детская самостоятельность (при поддержки педагога, сотворчество ребят и взрослых;

развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков.

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:

обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

развитие познавательных способностей;

развитие творческого воображения;

развитие творческого мышления;

развитие коммуникативных навыков.

Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:

вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:

формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Советы педагогам по работе над проектом

• Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.

• Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

• Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.

• Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

• При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.

Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

• Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

• В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

• Развивать творческое воображение и фантазию детей.

• Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

• Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

• Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.

В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных педагогического мониторинга.

В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в, соответствии со своими желаниями и уровнем развития. Дети – это участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора содержания проекта.

Таким образом, использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей. Подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей воспитанников и организации социума. Формирует у дошкольников умение планировать и самостоятельность в решении поставленной проблемы, способствует развитию познавательной и творческой активности.

Метод проектов можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки воспитателю во время работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса.

Актуальность исследования: определилась высокой распространенностью детских стоматологических заболеваний. Проведено анкетирование среди родителей.

На основании выявленных проблем, намечена работа над проектом по формированию гигиенических навыков у детей по уходу за зубами.

Мотив выбора темы: одной из проблем является недостаток знаний у детей - для чего необходимо ухаживать за зубами, как сохранить и укрепить здоровье зубов.

Ведущая идея проекта : создание необходимых условий, способствующих формированию у детей гигиенических навыков и привычки ухаживать за зубами.

Цель проекта : дать детям сведения, необходимые для укрепления здоровья; выработать на основе полученных знаний необходимые гигиенические навыки и привычки.

формировать представления детей о зубах человека, создать условия для воспитания потребности в уходе за зубами, повысить уровень знаний родителей по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей, в частности по уходу за полостью рта детей.

Задачи проекта :

1. формировать у детей представление о здоровье зубов и полезных продуктах питания;

2. развивать основные навыки личной гигиены, гигиены питания, самообслуживания;

3. приучать детей следить за своими зубами и осознавать ответственность за свое здоровье;

4. формировать устойчивую привычку соблюдать правила гигиены полости рта, осознанно правильное отношение к своему здоровью.

Этапы и сроки исследовательского проекта :

1- Этап подготовительный (организационный)

Сбор информации о гигиене полости рта.

Подбор иллюстративного материала о гигиене полости рта.

Подготовка выставки зубных принадлежностей.

Накопление информации по теме:

-оформить картотеки загадок, пословиц, поговорок по теме;

Привлечение родителей к сбору материала (стихов, пословиц, поговорок о зубах, зубной щетке).

Подготовка консультаций для родителей по теме проекта.

Подбор методических материалов, игр, альбомов, картинок по теме.

Методы :

Наблюдения, экспериментирование (опыты, просмотр видеозаписей, чтение книг, обсуждение, опрос, анкетирование.

Работа с родителями:

2й этап - практический

Работа с детьми :

Содержание –научить детей правильно ухаживать за зубами, объяснить почему нужно беречь с детства. Формировать потребность в сохранении и укреплении зубов.

Видео уроки: Доктор Заяц и его помощники

В результате вторичного анкетирования родителей и опроса детей отмечена положительная динамика формирования гигиенических навыков у детей по уходу за зубами.

Конечный результат исследовательского проекта, обеспечивающий его эффективность:

Проведенный опрос детей ЧДОУ как сохранить здоровые зубки, показал, что дети знают о полезных и вредных продуктах для зубов, и имеют представления о способах сохранения своего здоровья. Совместная деятельность взрослых и детей способствовала укреплению внутрисемейных связей, обогащению воспитательного опыта родителей.

Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М. : Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.

Касьянова А. Н. Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология [Текст] // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 210-213.

Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. — М. : Айрис-пресс, 2008. — 208 с. — (Дошкольное воспитание и развитие).

Сыпченко Е. А. : Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. - СПб. : Детство-Пресс, 2012. - 97с.

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология Актуальность Исследовательская деятельность доставляет ребенку радость, оказывая положительное нравственное влияние, гармонично развивает.

Арт-терапия — инновационная здоровьесберегающая технология Арт-терапия переводится как "лечение искусством". Она имеет широкие возможности в коррекционно -развивающей работе с детьми с ОВЗ. Для.

Метод проектов как форма ранней профориентации старших дошкольников. Тематический план проектов на 2016–2017 учебный год 1. Тема проекта:Город творчества Цели проекта-Обобщение знаний о творческих профессиях города Тип проекта/сроки выполненияКраткосрочный/2.

Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей у детей Для успешного обучения в школе и дальнейшей жизни современный ребенок должен обладать определенными ключевыми компетентностями. Рассматривая,.

Метод проектов в ДОУ как инновационная деятельность в ДОУ Метод проектов в ДОУ как инновационная деятельность Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом.

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая. Ставя эксперименты, делая.

Книга: Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ (Сыпченко Евгения Александровна)


В этой книге читателям предлагаются примерные конспекты занятий в ДОУ с применением метода проектов.
Педагогу предлагается сделать выбор между двумя общепризнанными программами: "Сообщество" и "Детство". Следуя указаниям автора, педагог сможет привить детям любовь к окружающей природе, русскому народному творчеству, "правильной" литературе.
Пособие предназначено для педагогов ДОУ, а также для родителей дошкольников.

Видео обзоры (3)

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании. риски внедрения возможности развития

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании. риски внедрения возможности развития

Суперидеи для педагогических проектов в ДОУ

Суперидеи для педагогических проектов в ДОУ

Развитие ребёнка через инновационные технологии

Развитие ребёнка через инновационные технологии

Метод проектов в ДОУ. Серия "ЛОГО"

Метод проектов в ДОУ. Серия

Педагогические технологии развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Педагогические технологии развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Характеристики (1)

ПараметрЗначение
Автор(ы) Сыпченко Евгения Александровна

Цены на Яндекс.Маркет

Цены (1)

Как купить или где мы находимся +

Цена от 119 руб до 119 руб в 1 магазинах

Бесплатная доставка от 2 499 ₽

Круглосуточно работает call-центр

Минимальные сроки доставки. Промокод 10%: cmp24.
Скидка: 20% от 1500 руб. Промокод: bfcmp24

Кэшбэк в book24 до 6.3%

Кэшбэк сервис СкидкаГИД

Купить в соседних городах

Сервисы для г.Москва

Инновационный нанопоиск авиабилетов найдет для вас не только самый лучший вариант на конкретные даты, но и предложит другие даты, когда стоимость перелета может быть ещё ниже. Выбирайте самые "дешёвые даты" в специальном разделе сайта Цены на авиабилеты

Выбирайте из более чем 3 000 000 гостиниц, санаториев, турбаз, хостелов и апарт-отелей. Собираем в одном месте все доступные варианты номеров, которые предлагают агрегаторы и владельцы отелей. Сравните цены и условия и выберите, где бронировать выгоднее.

Бесплатная доставка. В наличии только свежие и качественные продукты по выгодным ценам. Высокий уровень сервиса сборки и доставки заказов. Доставка осуществляется по Москве и МО; Санкт-Петербургу и ЛО

Купить в кредит (4)

Беспроцентный период - до 100 дней. Выпуск кредитной карты - бесплатно

Короткие займы Joymoney (основной продукт):

- займ онлайн на карту
- Сумма займа - от 5 000 до 60 000 р.
- Срок займа - от 5 до 30 дней
- Фиксированная процентная ставка - 1,5% в день
- Возраст - от 23 до 60 лет

Сумма займа - от 2 000 до 10 000 р.;
Срок займа - от 16 до 30 дней;
Процентная ставка - 1 % в день;
Возраст - от 22 до 70 лет ;

- займ на карту или счет;
- перевод на любую банковскую карточку, выпущенную любым банком в России;
- перевод на ваш личный банковский счёт в любом банке России;
- денежный перевод через систему CONTACT.

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способов реализации личностно-ориентированного подхода к образованию посредством инновационной педагогической технологии проектирования, актуальности методики проектной деятельности.

ВложениеРазмер
gulitskaya_n.a.doc 46 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОД ПРОЕКТОВ В ДОУ, КАК ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Гулицкая Наталья Адистовна

Россия, г.Нижний Новгород

В статье рассматриваются вопросы обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способов реализации личностно-ориентированного подхода к образованию посредством инновационной педагогической технологии проектирования, актуальности методики проектной деятельности.

Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того факта, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15-20 лет тому назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания.

В связи с введением ФГОС ДО на смену традиционным методам обучения и воспитания приходят инновационные технологии, направленные на совершенствование всей системы образования. Одной из инновационных технологий, позволяющих объединить всех участников образовательного процесса в ДОУ: педагогов - родителей – детей - является метод проектирования.

Метод проектов – это инновационная педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты.

В последнее время проектный метод активно внедряется в педагогику. Новый виток интереса к проекту как способу организации воспитательно-образовательного процесса объясняется его интегративностью, соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности детей в учебном процессе.

На протяжении трех лет мы работаем в инновационном режиме, что предполагает постоянный поиск новых форм организации воспитательно-образовательного процесса.

Изучив методическую литературу и познакомившись с опытом работы педагогических коллективов других дошкольных учреждений, мы убедились в эффективности использования метода проектов в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.

Начинали свою работу по внедрению метода проектов в деятельность нашего ДОУ с анализа: кадрового обеспечения, развивающей предметно-пространественной среды, взаимодействия с семьями воспитанников.

Исходя из проведенного анализа, мы приняли решение, о необходимости внедрения в образовательный процесс новой инновационной технологии – метод проектов.

Нами была организована система из семинаров, круглых столов, консультаций, мастерских, конкурсов для педагогов ДОУ.

Организована целенаправленная просветительская работа с родителями воспитанников с целью привлечения их к активному участию в проектной деятельности.

Постепенно создавалась и пополнялась развивающая предметно-пространственная среда, соответствующая требованиям проектного метода.

Использование таких активных форм и методов обучения в процессе повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ обеспечило практико-ориентированный характер метода проектов, способствовало включению педагогов в проектную деятельность, сформировало потребности в непрерывном профессиональном совершенствовании.

Участие специалистов ДОУ в проектной деятельности является обязательным условием реализации проектных задач через интегрированные формы обучения детей. Специалисты определили, какие воспитательно-образовательные задачи по своему направлению педагогической деятельности будут реализовывать в процессе проектной деятельности.

Помимо сотрудников ДОУ в проектной деятельности активное участие принимали родители. Воспитатели, разрабатывая проект, особое внимание уделяли, в чем конкретно будет заключаться участие родителей: в подборе атрибутов для оформления группы в соответствии с темой проекта, сборе информации, участии в тематических мероприятиях и событиях, выполнении творческих домашних заданий совместно с детьми.

Было проведено родительское собрание, на котором родителям было разъяснено суть метода проектов и его значимость для развития личности детей. Родителей познакомили с основными этапами проектной деятельности и формах возможного участия в ней.

На первых этапах работы не все родители активно включались в реализацию проектов, ссылаясь на занятость и нехватку времени, но, увидев первые результаты, становились участниками проектной деятельности.

В настоящее время родители активно включаются в работу по реализации проектов.

Презентация первого проекта вдохновила основную часть педагогического коллектива ДОУ на включение в проектную деятельность.

Так было заявлено 3 тематических проекта в каждой возрастной группе, начиная с групп детей среднего возраста. Проекты можно разделить по 2 направления:

1. Основы безопасности жизнедеятельности детей;

2. Гендерное воспитание детей.

Таким образом, использование метода проектов в методической работе позволяет повысить качество воспитательно-образовательной работы в ДОУ, вывести на более высокий уровень интегрированное взаимодействие всех участников образовательного пространства ДОУ: педагогов, детей, родителей, социум.

Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно и во взаимодействии с воспитателями, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении.

Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.

Педагоги дошкольного учреждения освоили методы проектной деятельности, могут использовать данную технологию в работе с детьми.

Даже неудачно выполненный проект способствовал развитию профессионализма педагогов. Анализ проектной деятельности и понимание ошибок создавали мотивацию к повторной деятельности, побуждают к самообразованию.

Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогло научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.

Родители стали активными участниками образовательного процесса.

Взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.

Таким образом, метод проектов является одним из эффективных и перспективных, где ребёнок развивается как субъект с правом свободы выбора. Используя личностно-ориентированные технологии, мы способствуем гуманизации образовательного процесса в ДОУ

Читайте также: