Журнал русский язык в школе анализ художественного текста

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ*

Рассматриваются традиционные методические подходы к лингвистическому анализу художественного текста в начальной школе. На основе экспериментальной работы выявляются недостатки

в анализе художественного текста, предлагаются эффективные методики.

Ключевые слова: текст, лингвистический анализ, лексическое значение, словари.

В начальной школе необходимо обращать внимание на комплексный анализ художественных тек- стов. Работа с образцами художественного слова объясняется необходимостью развития речи школь- ников, которая ослабевает на фоне ориентации современного образования на формат тестирования. Актуальность обучения учащихся начальной школы лингвистическому анализу при работе с художе- ственным текстом в процессе развития речи младших школьников подкрепляется положениями Феде- рального государственного стандарта начального общего образования, в котором подчёркивается не- обходимость развития лингвистического мышления школьника, накопление опыта практической рабо- ты с языковым материалом – со словами, предложениями, текстами [6].

Основная задача лингвистического анализа художественного текста в начальной школе – в более упрощённой форме, чем в средней школе, изучить языковые средства в системе художественного тек- ста с целью понимания его содержания, авторского замысла и индивидуальной манеры. В первую оче- редь анализируются семантически трудные языковые единицы.

1. в учебниках представлено недостаточно художественных текстов, отрывков из них;

2. в упражнениях, где представлены тексты, не прописаны задания, которые предполагают рабо- ту со словарями;

3. задания недостаточно разнообразны.

жены поэтический и прозаический тексты, задания, которые предполагали работу со словами и слово- сочетаниями (поставить ударение, разделить на морфемы, объяснить значение слов, подобрать к ним синонимы и антонимы), далее была предложена работа с предложением (охарактеризовать структуру), и последнее, что должны были сделать дети, – выделить ключевые слова в самом тексте.

Результаты, полученные после проведения констатирующего эксперимента, были недостаточно высоки.

Анализ результатов поэтического текста показал, что дети справились с заданием по орфоэпии – правильно произнесли все слова. Что касается других заданий, то их выполнение далеко от идеаль- ного. С заданием по выделению морфем справились 62,5% учащихся, объяснили значения сочетаний слов 33,30% школьников, объяснили значения слов 41,6% школьников, подобрали синонимы и анто- нимы к словам 41,6% учащихся. Задание по поиску ключевых для текста слов лишь попытались вы- полнить 45% детей. Что же касается прозаического текста, то его лингвистический анализ показал низ- кую результативность. Учащиеся также справились с заданием по орфоэпии, но морфемы в словах выделили 70,8% учащихся, объяснили значения слов 29,2% школьников, подобрали синонимы и анто- нимы к лексическим единицам 37,5% учащихся. Предприняли попытку выполнить задание по поиску ключевых лексических единиц 25% школьников.

Проведенный опрос показал, что все учащиеся справляются только с орфоэпическим заданием – правильно произносят слова и ставят в них ударения. Что касается других заданий, учащиеся вы- полняют их с трудом или не выполняют совсем. Это – результат недостаточно эффективной работы по лингвистическому анализу текста, на наш взгляд, это может препятствовать общей работе над со- держанием произведения.

Для разрешения проблемы была разработана и проведена система упражнений. Были взяты поэ- тические и прозаические тексты, над которыми младшие школьники вместе с учителем проводили лингвистический анализ. Предполагалось, что задания помогут учащимся изучить языковые средства в системе художественного текста с целью понимания его содержания.

Каникулы Саша проводил на большом корабле. Командовал крейсером Василий Васильевич. Он усыновил сироту Сашу и определил его в нахимовское училище. Любили матросы маленького мо- ряка. Саша не бездельничал на корабле. Он подавал сигнальщикам флаги, помогал палубу мыть, кар- тошку чистить. Стали матросы думать, как лучше наградить Сашу за усердную службу. Ему разреши- ли отстоять на корабле первую в его жизни вахту.

Замер нахимовец на вахте. Хочется ему строгим быть, а не получается. Глаза выдают – так и сия- ют от радости. Да и как не радоваться, когда Саше доверено важное дело – охрана флага корабля. Та- кое счастье не каждому выпадает! [2, с. 10].

После прочтения текста необходимо спросить у детей, к какому типу текста относится это про- изведение (повествовательный, описательный, текст – рассуждение). После этого можно начать соб- ственно анализ:

‒ Спросить у младших школьников, встретились ли им трудные слова. При этом следует пра- вильно произносить слова, которые показались для детей сложными.

‒ Школьники работают со словарями синонимов и антонимов. Необходимо подобрать для слов: корабль, наградить, замер, сияют –синонимы, а для большой, любили, маленького, бездельничал, усердный – антонимы. После самостоятельной работы учащимся предлагаются на доске синоними- ческие ряды и антонимические пары, взятые из Академических словарей. Например: корабль – ‘суд- но’ [1]; наградить – ‘одарить, наделить, даровать, вознаградить, отблагодарить’ [Там же]; бездельни- чать – ‘работать’ [3]; любить – ‘ненавидеть’ [Там же].

Такой комплексный лингвистический анализ текста, который предполагал включение дополни- тельных заданий, работу со словарями (толковый, синонимов, антонимов, этимологический), исполь- зование иллюстративного материала и межпредметных связей, должен был помочь школьникам раз- вить умение правильно анализировать тексты, видеть главную мысль, понимать авторский замысел и развить их речь.

Так, результаты, полученные при анализе поэтического текста, показали следующее: учащиеся отлично справились с заданием по орфоэпии – правильно произнесли все слова в поэтическом тек- сте. Что касается других заданий, то их уровень выполнения возрос. С заданием по выделению морфем справились 70,1% учащихся, объяснили значения слов и сочетаний – 41,3% школьников, подобрали синонимы и антонимы к словам 48,5% учащихся. Последнее задание попытались выполнить 50,1% детей.

Лингвистический же анализ прозаического текста показал, что учащиеся отлично справились с за- данием по орфоэпии – правильно произнесли все слова в прозаическом тексте. Разобрали слова по со- ставу 75,9% учащихся, растолковали значения слов 46,3% школьников, подобрали синонимы и анто- нимы к словам 44,8% учащихся. Последнее задание выполнили 38,2% школьников.

Повторный опрос учащихся после актуализации предложенных заданий показал эффективность заявленной методики.

Таким образом, лингвистический анализ художественного текста – необходимый компонент ра- боты над содержанием текста в целом. Он должен осуществляться систематически как на уроках лите- ратурного чтения, так и на уроках русского языка.

1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: практический справочник: около 11000 синонимических ря- дов. 11-е изд. М.: Рус. яз., 2001.

2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 4 класс: учебник: в 2-х ч. М.: Просвещение, 2013. Ч. 1.

3. Колесников Н.П., Шанский Н.М. Словарь антонимов русского языка. Тбилиси: Изд-во Тбилис. ун-та, 1972.

5. Прохоров А.М. Большой энциклопедический словарь (БЭС). 2-е изд. М.: Больш. Рос. энцикл., 2002.

Какие общие впечатления? Тематика журнала по прежнему многогранна. Журналы рассчитаны на учащихся разного возраста и способностей.

Очень много материала для тех учителей, кто занимается углубленным изучением русского языка. Материалы, используемые на факультативных занятиях и на уроках литературы при работе над языком произведения. А так же такие, которые можно брать на обычные уроки и в классы ККО.

Особое внимание я обратила на материал, предлагаемый для подготовки к новой форме экзамена в 9 классе и ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

Что касается ГИА — 9 класс?

Как помочь 9-классникам эффективно подготовиться к ГИА ? Ответ на этот вопрос, как говорит автор, может быть только таким: надо подготовиться постепенно, в процессе занятий в классе и дома.

Используя на уроках комплексную работу с текстом, мы избегаем натаскивания.

Преодолеть трудности этой работы ученику поможет умение вести диалог с текстом, если тексты, предлагаемые для изложения (в том числе сочинения -рассуждение), связаны между собой тематически, если они интересны девятикласснику, вызывают отклик в его уме и сердце.

Автор размышляет о том, как добиться того, чтобы в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку учащиеся не пренебрегали изучением русской классической литературы. Это хорошее подспорье для успешного написания части С. экзамена.

Я хотела бы остановиться на данной статье Сейчас существует множество пособий для подготовки к части С экзамена, где даны варианты начала и конца сочинения. Я тоже со своими 11классниками рассматриваю различные варианты вступления и концовки сочинений. Здесь дано более 15 вариантов.

Вступление -важная композиционная часть сочинения, организующая весь текст.Важнейшими признаками вступления являются:

  1. лаконичность
  2. связь с темой
  3. наличие сформулированного тезиса
  4. связь с заключением

Вступлени может быть оформлено по - разному. Какие варианты даны здесь? Вступление можно начать:

  • с определения темы текста
  • с формулировки основных проблем, которые поднимает автор
  • с изложения собственной позиции
  • с краткой справки об авторе текста, основных проблемах, которые он поднимает в своем произведении
  • с лирического размыгшления, связанного с темой текста
  • с назывного предложения в качестве зачина
  • с вопросно-ответного единства, т.к. диалогичность позволит сделать вступление более энергичным
  • с риторического вопроса
  • с цитаты в качестве зачина
  • с цепочки вопросительных предложений
  • с обращения к исторической характеристике
  • с диалога с воображаемым собеседником
  • с рассуждения о заглавии
  • сравнения ( прошлого и настоящего, понятий и произведений)
  • со связи с современностью

Закончить сочинение так же можно различными способами:

  • заключение написано в форме цитаты, если она является итоговым суждением, отражающим идею и проблематику текста
  • подведен итог сказанному, делается обобщение
  • в форме яркого примера, обобщающего суждения
  • форма спора с воображаемым собеседником
  • развернутая мысль, выраженная во вступлении
  • афоризмом
  • энергичным ответом на вопрос, поставленным в начале сочинения

Что касается приложения?

Почти в каждом приложении есть занимательный раздел, где представлены различные кроссворды, словесные игры, шарады. Дополнительный материал дан по всем разделам.


Язык художественной литературы наиболее полно и ярко воплощает в себе лучшие качества литературного языка, его неисчерпаемые жизненные силы и творческие возможности, удивительное богатство образных средств, гибкость и точность в выражении различных оттенков мысли. Художественный текст, объединяющий в себе все языковые уровни, является средством, позволяющим научить школьников мыслить не формально, не отстранённо (как это происходит при анализе разрозненных слов и предложений), а системно, исходя из содержания, из контекста.

Воспитание у школьников осознанного отношения к русскому слову, отражающему реалии казахстанской действительности, более эффективно в том случае, если одновременно с информационными средствами языка учить их выразительно-стилистическим. Это позволит включить в работу не только память и логическое мышление учащихся, но и воображение, а также повысит внимание к образной речи, т. е. художественному мастерству писателей.

Отбор текстового материала и методически правильное его использование на занятиях имеет большое значение. Очень важно подобрать такой дидактический материал, который позволит познать лингвокультурную систему во всей специфике и в связи с географией, историей, бытом и ценностной картиной русского и казахского народов. С этой целью на уроках русского языка следует использовать произведения русскоязычных писателей Казахстана (Вс. Иванова, А. Сорокина, Н. Анова, И. Шухова, И. Щеголихина, М. Зверева, Ю. Домбровского, О. Сулейменова и др.), что позволит совместить изучение языка с постижением культуры народа, учитывать региональный компонент, который призван обеспечить осмысление учащимися фактов, специфичных для конкретного региона.

Учитель должен продумать систему работы с художественным текстом на уроке. Наряду с анализом языковых единиц, предполагается указывать типы речи (повествование, описание, рассуждение), стиль, к которому относится текст, формировать культурно-речевые навыки. Помочь школьникам должен предварительный смысловой и типологический анализ текста-образца, в процессе которого учащиеся определяют тему и основную мысль текста, его структуру, опорные слова, выделяют абзацы и фрагменты, относящиеся к разным типам речи, определяют способы связи между абзацами и предложениями, а также стиль речи.

Решая вопрос о роли активного и пассивного словаря, следует акцентировать внимание на роли казахского языка в обогащении русской лексики. Целесообразно проследить взаимопроникновение языков в процессе исторических связей или через художественную литературу. Можно использовать задания, связанные с работой над заимствованиями из тюркских языков (в том числе и казахского). Хороший материал для изучения тюркизмов дают художественные произведения русских писателей Казахстана. Расшифровка старинных названий городов и селений, упомянутых в текстах, выяснение этнографических, бытовых реалий — все эти и многие другие аспекты творческого поиска требуют межпредметного подхода. В названиях — связь русского языка с историей. В словах многогранно отражены психология народа, его духовные и материальные достижения, чувство национального самосознания.

В каждом из текстов должны обсуждаться те или иные аспекты выбранной проблемы, причём учебная деятельность организуется в определённой последовательности — от обсуждения в парах до привлечения текстов художественной литературы, организации коллективного обсуждения, создания разного рода тематических письменных работ. На уроках развития монологической речи важна уровневая система подачи материала. Готовый текст даёт возможность развивать умение свёртывать или развёртывать высказывание, а затем продуцировать свою речь. Ставится задача презентации максимального количества фрагментов художественных текстов в пределах той или иной темы, включая записи устных диалогических и монологических текстов.

Учебные материалы должны иметь компьютерное мультимедийное сопровождение: рекомендуется использовать интерактивные упражнения, викторины, тесты. Компьютерные материалы должны быть снабжены красочными иллюстрациями, фотографиями, в них могут быть включены различные фрагменты текстов. На каждом этапе предполагается определённое взаимоотношение тех или иных видов речевой деятельности (письмо и аудирование, чтение и устный диалог и др.). Для организации понимания текста, усвоения лексико-грамматического материала используются различные типы упражнений — от языковых до коммуникативных. Значительное место в системе упражнений уделяется ролевым играм.

Наиболее благоприятные условия для совершенствования речи создаются в том случае, если обучение проводится на уровне деятельности, т. е. в условиях, приближённых к естественной коммуникации, обеспечивающих сознательность в построении высказывания и более высокую мотивацию в обучении. Учащиеся дают характеристику словаря произведения (с точки зрения его богатства, разнообразия, семантических рядов и т. д.), использованных в нём языковых средств изобразительности (образности, эмоциональности), особенностей синтаксических конструкций, которыми по преимуществу пользуется автор.

Создание собственных текстов — следующий этап на пути к развитию коммуникативной компетенции. В общении довольно часто возникает потребность рассказать о чём-то подробно, в деталях описать какой-либо предмет или подробно рассказать о действиях какого-либо человека. В этих случаях учащимся не хватает одного предложения, поэтому используется текст. Типовое значение такого фрагмента текста должно быть тем же, что и грамматическое значение предложений, составляющих исходный текст. Принципы построения текста имеют объективный характер: выявление путём анализа особенностей его строения делает возможным обучение правилам их реализации в речи, создаёт условия для совершенствования коммуникативной правильности речи.

Основная же задача учителя — научить учащихся самостоятельно строить текст, уметь различать отдельные высказывания, отдельные предложения и готовый вариант, устанавливать причину связи между предложениями, определять языковые средства выразительности (сравнения, олицетворения, эпитеты, метафоры и т. д.), тему и основную мысль текста. Такой целостный подход к обучению речи активизирует работу учителя и повышает интерес учащихся к урокам русского языка.

Коммуникативные упражнения, особенно ситуативно-тематические, позволяющие имитировать реальные условия общения, должны занять надлежащее место при изучении всех разделов языкознания. Характер речевой ситуации прогнозирует содержание высказываний, в той или иной степени определяет их языковую форму. Система обучения связным высказываниям, основанная на использовании речеведческой теории, обеспечит более высокий уровень речевого развития учащихся.

Таким образом, на материале художественного текста возможно не только усвоение всех функций языка, но и постижение его особенностей, создание собственного текста. Опора на текст как речеведческое понятие не только на уроках развития речи, но и при изучении лексики, морфологии, синтаксиса будет способствовать духовно-нравственному воспитанию учащихся, развитию их творческих способностей. Тематический минимум обязан отражать основные жизненно важные темы общения, а в предметное содержание следует включать те речевые темы, которые позволят сформировать более полное и распространённое представление учащихся о различных сферах жизнедеятельности человека.

  1. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. — М.: Наука, 1981. — 140 с.
  2. Виноградов В. В. О языке художественной литературы. — М.: ГИХЛ, 1959. — 655 с.
  3. Булатбаева К. Н.. Функционально-коммуникативная технология обучения русскому языку в казахской школе. — Павлодар: ПГУ им. С. Торайгырова, 2005. — 350 с.

Основные термины (генерируются автоматически): художественный текст, текст, русский язык, художественная литература, дидактический материал, дополнительный смысл, идейно-эстетическая основа, речевая деятельность, речевая ситуация, тематический минимум.

ТОП-5 журналов о русском языке

русский язык журналы


Это периодическое издание издается уже давно - с января 1967 года. Журнал выходит не так часто - всего лишь 6 раз в год.

Плюсы в том, что это издание индексируется в информационно-аналитической системе научного цитирования РИНЦ и включен в перечень рецензируемых изданий ВАК России. ⠀


С одной стороны, журнал глубоко освещает проблемы современной русистики и языкознания, а с другой – проблемы теории и методики преподавания русского языка в учебных заведениях.


Этот журнал создан в далеком 1967 году по инициативе Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) и Научно-методического центра русского языка при МГУ им. М.В. Ломоносова.

Это научно-практический иллюстрированный журнал для преподавателей русского языка как иностранного и неродного, а также в журнале всегда публикуются статьи о русской литературе, результаты научных исследований, учебно-методические разработки, актуальная информацию о состоянии и перспективах мировой русистики.

русский как иностранный журналы

  • Материалы к уроку
  • Анализ текста
  • Методические разработки
  • Развитие речи
  • Поделимся опытом
  • Готовимся к экзаменам
  • Я иду на урок
  • Слова и словари
  • Жизнь языка
  • Библиотечка учителя
  • Культура речи
  • Язык в задачах
  • Тесты
  • Практикум.


Издается ежеквартально с 2000 года. В журнале публикуются теоретические и научно-методические статьи по актуальным проблемам лингвистики, лингвокультурологии, литературоведения и методики преподавания русского языка как родного, неродного и иностранного.

Периодически представлены также материалы круглых столов по вопросам культуры речи, речевой практики СМИ и др. Все статьи, публикуемые в журнале, проходят рецензирование.

Авторы публикуемых материалов — известные российские и зарубежные ученые-русисты, ведущие методисты, преподаватели-практики, аспиранты, представители образовательных учреждений и общественных организаций, писатели, авторы учебников, учебных пособий, компьютерных курсов, словарей.

Читайте также: