Школа искусств что входит в набор

Обновлено: 07.07.2024

Новоселова А.А., начальник юридического отдела ФГОУ ВПО "Российская академия музыки имени Гнесиных".

Основой профессионального образования в сфере культуры и искусства является развитая сеть учреждений дополнительного образования детей, к которой согласно законодательству Российской Федерации относятся детские школы искусств, кружки, студии, секции при Домах культуры или народного творчества и т.д. Согласно Закону Российской Федерации "Об образовании", Типовому положению об учреждении дополнительного образования детей деятельность данной категории учреждений целиком ориентирована на общеэстетическое развитие подрастающего поколения. Подобную задачу выполняет и общеобразовательная школа, вводя в программы обучения предметы художественно-эстетической направленности (музыка, рисунок, хоровой класс, танец и т.д.).

В настоящее время в Российской Федерации в системе художественного образования функционируют 17,6 тысячи учреждений дополнительного образования детей, из них 95% являются муниципальными. Данная сеть охватывает 10,9 млн. детей и молодых людей от 5 до 18 лет, что составляет 49% от их общего количества.

Дополнительное образование детей, которое реализуется в кружках, творческих студиях, секциях, а также в общеобразовательных школах традиционно находится в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, поскольку целью данного образования является общеэстетическое развитие подрастающего поколения.

К учреждениям дополнительного образования детей относятся и детские школы искусств, составляющие одну треть от общего количества данных учреждений. В отличие от общеэстетического развития подрастающего поколения детской школой искусств (музыкального, художественного, хореографического) на протяжении целого столетия ставились иные цели и задачи.

Традиционно сложилось, что основная цель детской школы искусств - выявление талантливых детей и ранняя их профессионализация. Учебные программы детской школы искусств, сформированные и зарекомендовавшие себя на протяжении XX в., были направлены не столько на общеэстетическое воспитание подрастающего поколения, сколько на овладение детьми профессиональными навыками, необходимыми для поступления в средние специальные образовательные учреждения (музыкальные, художественные, хореографические училища). Поэтому традиционно система детских школ искусств относилась к отрасли культуры, отвечающей за государственную политику в этой сфере.

К сожалению, в настоящее время ведомственная принадлежность в ряде регионов признается не столь важной, что приводит к утрате методической и кадровой преемственности в цепи детская школа искусств - среднее профессиональное образование в области культуры и искусства.

Согласно статистике число детских школ искусств (музыкальных, художественных, хореографических) в 1985 г. составляло 5890, в 1990 г. - 6591, 2001 г. - 5837, 2005 г. - 5555, 2007 г. - 5477. Однако при сокращении общего количества детских школ искусств число обучающихся в 2007 г. составило 1336130 детей, тогда как в 2001 г. обучалось 1293430 детей. При явно положительной тенденции увеличения количества обучающихся в детских школах искусств настораживает заметное сокращение количества выпускников, многие из которых составляют основную часть будущих абитуриентов среднего специального образования в сфере культуры и искусства.

Количество детских школ искусств (музыкальных, художественных, хореографических) в 1985 - 2007 гг.

Например, в детских школах искусств в 2001 г. было 145368 выпускников, в 2002 г. - 148405, а в 2007 г. - 143563 выпускника. Согласно статистическим данным к выпускному классу остается только 50% обучающихся от количества поступивших в детскую школу искусств.

Причины могут быть разными - это и потеря интереса в получаемом образовании, отсутствие у родителей возможности приобрести дорогостоящий музыкальный инструмент, отсутствие у детей необходимых творческих способностей и, к сожалению, основные две причины, появившиеся в последние годы, - крайне низкий социальный статус работника сферы культуры и искусства в силу низкого уровня оплаты труда и ограниченного набора социальных льгот, а также зачастую отсутствие заинтересованности самого преподавателя в подготовке выпускника детской школы искусств, в том числе и будущего абитуриента среднего профессионального учебного заведения культуры и искусства, отвечающего необходимым для этого критериям.

Именно с целью сохранения методической и творческой связи между детской школой искусств и средним специальным образовательным учреждением отрасли культуры и искусства необходимо сохранить их ведомственную принадлежность. К сожалению, за последнее время в ряде регионов страны детские школы искусств перешли в ведение органов управления образованием. Среди таких регионов Вологодская область, Тюменская область, Калининградская область и др. В ряде регионов положительными факторами данного перехода явились улучшение материально-технического состояния детских школ искусств, повышение уровня оплаты труда педагогических работников. Однако при этом в деятельности детских школ искусств намечаются тенденции к разрушению связей с отраслью культуры и искусства, профессиональной направленности обучения и постепенное их приближение к целям и задачам клубной деятельности, кружков, творческих секций и т.д.

Но не только проблема ведомственной разобщенности детской школы искусств разрушает ее традиции. Статус детской школы искусств как учреждения дополнительного образования нивелирует раннюю профессиональную составляющую сущности реализуемого образования, при этом у преподавателя школы утрачивается нацеленность на подготовку из выпускника школы будущего абитуриента музыкального, хореографического или художественного училища, владеющего необходимыми навыками и умениями для продолжения образования. Таким образом, с переводом детской школы искусств в разряд дополнительного образования детей, основной задачей которого является удовлетворение запросов населения в общеэстетическом развитии, детские школы искусств перестают выполнять главную и важнейшую функцию - профессионального самоопределения детей и молодежи.

Разработанные в 2000-х годах на федеральном уровне Примерные учебные планы для детской школы искусств, в которых отражены необходимый перечень предметов и объем часов по ним, имеют, к сожалению, лишь рекомендательный характер, так как реализация учебного плана в детской школе искусств зависит от объемов финансирования, наличия педагогических кадров и состояния материально-технической базы образовательного учреждения.

Статус детской школы искусств как учреждения дополнительного образования детей не предполагает и выдачу выпускнику после окончания детской школы искусств документа государственного образца, кроме того, отсутствует даже примерная форма (образец) документа негосударственного образца об окончании школы. Что парадоксально, законодательством Российской Федерации предусмотрена процедура государственной аккредитации детской школы искусств, которая при оценке деятельности детской школы искусств должна учитывать и качество реализуемого образования. Однако процедура государственной аккредитации в основном проводится органами управления образованием субъектов Российской Федерации, представители которых не имеют профильного образования для отрасли культуры и искусств, и поэтому "оценить" качество реализуемого образования в конкретной детской школе искусств, по сути, является невозможным. Кроме этого, для оценки качества реализуемого образования детской школой искусств необходимы критерии, а они устанавливаются в каждом регионе индивидуально, при этом основной критерий - выполнение некоего стандарта в части перечня необходимых предметов и объема часов по ним - отсутствует по причине рекомендательного характера разработанных на федеральном уровне примерных учебных планов.

Аналогичная проблема возникла и при проведении аттестации педагогических и руководящих работников на высшую и первую квалификационные категории. Данная процедура согласно нормам законодательства должна проводиться органами управления образованием, в связи с чем возникает парадоксальная ситуация: аттестацию руководящих работников, преподавателей и концертмейстеров детских школ искусств в ряде регионов проводят непрофильные специалисты по неадаптированным к отрасли критериям.

Таким образом, отсутствие обязательных нормативов по реализации образовательного процесса в детских школах искусств (например, государственных требований), передача полномочий по проведению процедур государственной аккредитации и аттестации педагогических и руководящих работников органам управления образованием привели к следующим последствиям:

  • к формальному характеру государственной аккредитации детских школ искусств, не ставящей своей целью оценку качества реализуемых в детских школах искусств образовательных программ;
  • утрате традиционных методических связей среднего звена (музыкального или художественного училищ) с детской школой искусств;
  • резкому снижению на протяжении последних 10 лет качества подготовки абитуриентов, поступающих из детской школы искусств в среднее специальное образовательное учреждение;
  • отсутствию конкурсной ситуации при приеме абитуриентов в среднее специальное образовательное учреждение отрасли культуры и искусства по ряду специальностей.

Особенно остро стоит вопрос о подготовке профессиональных кадров в области музыкального искусства (исполнительства на духовых и струнных инструментах, теории музыки). В ряде регионов России в детских школах искусств закрываются хоровые отделения, исчезают оркестры духовых и народных инструментов.

Многие обозначенные проблемы детской школы искусств неразрывно связаны с нормами законодательства, а также с социально-экономическими условиями функционирования детской школы искусств, как, например:

  • нерешенность вопроса о продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) в детских школах искусств: при одинаковых затратах и условиях работы ставка заработной платы в младших классах детской школы искусств предполагает нагрузку 24 часа в неделю, а в старших классах - 18 часов. В то время как в учреждениях дополнительного образования детей системы Министерства образования и науки Российской Федерации норма часов за ставку заработной платы единая и составляет 18 часов;
  • вопрос о трудовых пенсиях в части отмены ограничения права на досрочное назначение трудовой пенсии преподавателям детской школы искусств;
  • рост родительской платы за обучение, не предусмотренной законодательством Российской Федерации, но становящейся нормированной и обязательной частью бюджетного финансирования в ряде регионов страны (Псковская область, Ростовская область, Калининградская область, Тюменская область и др.);
  • материально-техническое состояние детских школ искусств и методическое обеспечение (учебниками, хрестоматиями, учебными пособиями). Согласно статистике из общего количества детских школ искусств (5477) требуют капитального ремонта 2602 школы, при этом из 1939 детских школ искусств, расположенных в сельской местности, крайне необходим капитальный ремонт 903 школам.

С целью поддержки материально-технического обеспечения детских школ искусств в 2006 - 2007 гг. из резервного фонда Президента Российской Федерации были выделены средства на приобретение музыкальных инструментов. Безусловно, данный шаг способствовал обновлению парка музыкальных инструментов в детских школах искусств, но полностью проблему не решил.

Вышеназванные вопросы относительно функционирования и деятельности детских школ искусств должны не просто лишний раз обнажить наболевшие за последние годы у работников образовательных учреждений проблемы, но и решить их.

В настоящее время в Государственной Думе в стадии разработки находится проект федерального закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты в части совершенствования государственной поддержки дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства.

Проект федерального закона разрабатывается в целях определения специфики функционирования детских школ искусств, имеющей многолетние традиции, но не отраженной в законодательных и нормативных актах в области образования.

Законопроект направлен на сохранение уникальной системы подготовки творческих кадров в сфере искусства, обозначенной в Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 1244-р.

В настоящее время специфика детских школ искусств не отражена в Законе Российской Федерации "Об образовании" и Типовом положении об учреждении дополнительного образования детей.

При разработке законопроекта депутаты исходят из того, что деятельность детских школ искусств как образовательных учреждений должна строиться на основе программ, учебных планов, классно-урочной системы, с промежуточной и итоговой аттестацией, выпускными экзаменами и выдачей соответствующего итогового документа об окончании школы. Обучающиеся в этих школах наряду с получением общего художественно-эстетического образования приобретают навыки и знания, необходимые для получения в дальнейшем профессионального образования в этой сфере.

Для законодательного закрепления специфики осуществления образовательного процесса в детских школах искусств необходимо:

во-первых, ввести новый тип образовательного учреждения;

во-вторых, ввести новый образовательный уровень - предпрофессиональное образование и новый вид образовательных программ - дополнительные внеуровневые общеобразовательные программы, которые подразделяются на общеразвивающие образовательные программы и предпрофессиональные образовательные программы;

в-третьих, установить требования к организации образовательного процесса при освоении предпрофессиональных образовательных программ, а также требования к приему граждан при поступлении в учреждения данного типа.

Также необходимо расширить полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования в части обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение предпрофессионального образования, посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации предпрофессиональных образовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников данных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды, что позволит повысить уровень обучения в детских школах искусств.

Сохранение и развитие сети детских школ искусств как одной из важных составляющих образовательного пространства отрасли - одна из первоочередных задач и федеральных, и региональных органов исполнительной власти. Для любого специалиста очевидно, что утрата первого звена трехступенчатой модели образования в сфере культуры и искусства приведет к невосполнимой утрате завоеванных позиций отечественного образования в области культуры и искусства, признанного во всем мире.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Как поступить в музыкалку и сколько учатся в художке? 8 вопросов про школы искусств

1. Школа искусств — это как кружок?

Школа искусств — это полноценное учебное заведение. Просто ребенок ходит в него после обычной школы. Здесь всё серьёзно: ученики московских школ искусств проходят от 3 до 11 классов обучения, осваивают разные предметы и дисциплины. Тут, как и в обычной школе, нельзя прогуливать, есть зачёты и экзамены, существует академическая программа, а по окончании обучения выдается свидетельство, которое будет нужно в случае, если ребенок захочет продолжать профильное образование в колледже или вузе. Преподаватели школ искусств имеют профильное творческое образование, которое не всегда есть у их коллег из кружков по аналогичным направлениям. Школа искусств — это первая ступень в системе подготовки творческих кадров.

Московские школы искусств — это музыкальные, хоровые, художественные, архитектурные, хореографические, театральные школы и колледжи. Их ключевое отличие от кружков или репетиторов — качество обучения.

Программы в школах искусств делятся на предпрофессиональные и общеразвивающие. На предпрофессиональных программах одарённых детей с раннего возраста готовят к творческой карьере, а общеразвивающие ориентированы на эстетическое воспитание более широкого круга детей и взрослых.


2. В каком возрасте поступать в школу искусств?

На предпрофессиональные программы в зависимости от направления обучения принимают детей с 6,5 до 12 лет. На общеразвивающие программы — с 6,5 до 17 лет. Верхняя граница возраста размыта, потому что она зависит от направления обучения. Например, фортепианное отделение принимает детей до 9 лет, а народные инструменты — до 12 лет. А ещё в некоторых школах есть программы раннего творческого развития, куда можно отдать и 3-летнего ребёнка.

Основное правило, которое действует в государственных школах искусств, — ученик должен окончить ее до 18 лет. Поэтому, например, нельзя пойти учиться скрипке в музыкальную школу на предпрофессиональную программу на бюджетное место после 11 лет, потому что обучение длится 7 лет. А вот на общеразвивающую платную — можно.

3. Сколько стоит обучение в школах искусств?

Большинство учеников школ искусств учатся бесплатно. Только на учебный год 2021/2022 в московских школах искусств выделено более 15 тысяч бюджетных мест.

Но нужно предусмотреть стоимость инструментов и материалов, которые понадобятся для учёбы. Хорошая скрипка может стоить огромных денег, но ребенку в начале обучения хватит и инструмента за 10–20 тысяч (подойдёт и подержанный инструмент, взятый у знакомых). Если он хочет быть художником, все гораздо бюджетнее. Мольберт, холст и кисти обойдутся в 5–10 тысяч рублей. Сэкономить можно, купив подержанные инструменты или запросив их у самой музыкальной школы: там с этим тоже могут помочь.


4. Как поступить в школу искусств?

В музыкальной школе после заполнения заявления в приемную комиссию родителей с ребенком пригласят на прослушивание. Приемная комиссия оценит данные ребенка: его чувство ритма, память, артикуляцию и музыкальный слух. Ребенка для этого, как правило, просят исполнить любую детскую песню и прохлопать ритм.

В остальных школах происходит похожее испытание — основываясь на предрасположенностях и способностях ученика, комиссия решит, может ли он проходить обучение и какие направления ему стоит попробовать.

Приемная кампания в московских школах искусств проходит с 15 апреля по 15 июня ежегодно. И в этот же период проходят прослушивания. В случае недобора объявляется дополнительный набор до 15 августа. На платное отделение сроки отбора зависят от формы и направления программы обучения.

5. Сколько длится обучение?

В основном государственная программа в школе искусств длится от 3 до 8 лет в зависимости от специализации. Предпрофессиональные программы длятся от 5 до 8 лет, общеразвивающие — от 3 до 7 лет, раннее творческое развитие — от 1 года до 4 лет.

6. Кто выбирает направление обучения?

Направление обучения выбирает ребенок и его родители (или другие законные представители). В приемной комиссии могут посоветовать какое-то определенное направление, которое больше всего подходит ребенку. Но финальное решение — за семьей.


7. К какой нагрузке готовить ребенка?

Нагрузка на учеников музыкальных и художественных школ немаленькая. Будь то обучение скрипке или танцам, ребенку придется прикладывать много усилий, чтобы сдать финальные и промежуточные экзамены. В случае, если ученик школы искусств завалит экзамены, он сможет их пересдать или уйти из школы.

Расписание большинства школ устроено так, что ученики могут совмещать их с уроками в школе. Но в старших классах нагрузка на ребенка возрастает, усиливается фокус на профессиональное ориентирование. Так что относиться к той же музыкалке как к необязательному кружку не получится.

8. Что будет дальше?

Когда ребенок получит свидетельство об окончании школы искусств, он может продолжить обучение в среднем и высшем учебном заведении — в художественном или музыкальном колледже, в консерватории, художественном вузе или, например, архитектурном институте. Но даже если выпускник не захочет идти дальше, опыт занятий искусством всегда будет для него полезным, а ещё, скорее всего, он найдёт в школе хороших друзей.

1. Правила приема детей в детскую школу искусств по видам искусств (далее по тексту – ДШИ) в целях обучения по дополнительным общеобразовательным предпрофессиональным программам в области искусств (далее по тексту – предпрофессиональным программам) разрабатываются ДШИ самостоятельно на основании Порядка проведения индивидуального отбора детей, проводимого в целях выявления лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы творческие способности и физические данные, установленном Министерством культуры Российской Федерации по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации. Данный Порядок устанавливается Министерством культуры Российской Федерации на основании федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации предпрофессиональных программ, а также срокам их реализации (далее по тексту – ФГТ).

2. ДШИ объявляет прием детей для обучения по предпрофессиональным программам при наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности по этим образовательным программам.

3. В первый класс проводится прием детей в возрасте от шести лет шести месяцев до девяти лет или от десяти до двенадцати лет (в зависимости от срока реализации предпрофессиональной программы, установленного ФГТ).

4. До проведения отбора детей ДШИ вправе проводить предварительные прослушивания, просмотры, консультации в порядке, установленном ДШИ самостоятельно.

5. С целью организации приема и проведения отбора детей в ДШИ создаются приемная комиссия, комиссия по отбору детей, апелляционная комиссия. Составы данных комиссий утверждаются руководителем ДШИ.

6. При приеме детей в ДШИ руководитель ДШИ обеспечивает соблюдение прав граждан в области образования, установленных законодательством Российской Федерации, гласность и открытость работы приемной комиссии, объективность оценки способностей и склонностей поступающих, доступность руководства приемной комиссии на всех этапах проведения приема детей.

7. Не позднее 15 апреля текущего года до начала приема документов ДШИ на своем информационном стенде и официальном сайте (при его наличии) должно разместить следующую информацию и документы с целью ознакомления с ними родителей (законных представителей) поступающих:

- копию лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями);

- локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса по предпрофессиональным программам;

- условия работы приемной комиссии, комиссий по отбору граждан и апелляционной комиссии;

- количество мест для приема детей на первый год обучения (в первый класс) по каждой предпрофессиональной программе, а также – при наличии – количество вакантных мест для приема детей в другие классы (за исключением выпускного);

- сроки приема документов для обучения по предпрофессиональным программам в соответствующем году;

- сроки проведения отбора детей в соответствующем году;

- формы отбора детей и их содержание по каждой реализуемой предпрофессиональной программе;

- требования, предъявляемые к уровню творческих способностей и, в случае необходимости, физическим данным поступающих (по каждой из форм отбора);

- систему оценок, применяемую при проведении отбора в ДШИ;

- условия и особенности проведения отбора для детей с ограниченными возможностями здоровья;

- правила подачи и рассмотрения апелляций по результатам отбора детей;

- сроки зачисления детей в ДШИ.

8. Количество детей, принимаемых в ДШИ для обучения по предпрофессиональным программам, определяется в соответствии с государственным (муниципальным) заданием на оказание государственных (муниципальных) услуг, устанавливаемым ежегодно учредителем. Сверх установленного государственного (муниципального) задания ДШИ имеет право принимать детей на обучение по предпрофессиональным программам, если данное право предусмотрено уставом ДШИ.

II. Организация приема детей

10. Организация приема и зачисления детей осуществляется приемной комиссией ДШИ (далее – приемная комиссия). Председателем приемной комиссии является руководитель ДШИ.

11. Работу приемной комиссии и делопроизводство, а также личный прием родителей (законных представителей) поступающих организует ответственный секретарь, который назначается руководителем ДШИ.

12. ДШИ самостоятельно устанавливает сроки приема документов в соответствующем году. Прием документов может осуществляться в период с 20 апреля по 15 мая текущего года (данный период рекомендуется устанавливать продолжительностью не менее четырех недель).

13. Прием в ДШИ в целях обучения детей по предпрофессиональным программам осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) поступающих. Заявления могут быть поданы одновременно в несколько ДШИ.

14. В заявлении о приеме указываются следующие сведения:

- наименование предпрофессиональной программы, на которую планируется поступление ребенка;

- фамилия, имя и отчество ребенка, дата и место его рождения;

- фамилия, имя и отчество его родителей (законных представителей);

- сведения о гражданстве ребенка и его родителей (законных представителей);

- адрес фактического проживания ребенка;

- номера телефонов родителей (законных представителей) ребенка.

В заявлении также фиксируется факт ознакомления родителей (законных представителей) с копиями устава ДШИ, лицензии на осуществление образовательной деятельности, с правилами подачи апелляции при приеме по результатам проведения отбора детей (в том числе через информационные системы общего пользования).

15. При подаче заявления представляются следующие документы:

- копия свидетельства о рождении ребенка;

- копия документа, удостоверяющего личность подающего заявление родителя (законного представителя) ребенка;

- медицинские документы, подтверждающие возможность детей осваивать предпрофессиональные программы в области хореографического и циркового искусства;

- фотографии ребенка (в количестве и формате, установленном ДШИ).

16. На каждого поступающего заводится личное дело, в котором хранятся все сданные документы и материалы результатов отбора. Личные дела поступающих, по усмотрению ДШИ, могут храниться в ДШИ в течение шести месяцев с момента начала приема документов.

III. Организация проведения отбора детей

(данным разделом следует руководствоваться до утверждения Минкультуры России Порядка проведения индивидуального отбора, проводимого в целях выявления лиц, имеющих необходимые для освоения предпрофессиональных программ творческие способности и физические данные)

17. Для организации проведения отбора детей в ДШИ или ее филиале формируются комиссии по отбору детей. Комиссия по отбору детей формируется для каждой предпрофессиональной программы отдельно.

18. Комиссия по отбору детей формируется приказом руководителя ДШИ из числа преподавателей данной ДШИ, участвующих в реализации предпрофессиональных программ. Рекомендуемый количественный состав комиссии по отбору детей – не менее пяти человек, в том числе председатель комиссии по отбору детей, заместитель председателя комиссии и другие члены комиссии по отбору детей. Секретарь комиссии по отбору детей может не входить в ее состав.

19. Председателем комиссии по отбору детей должен быть работник ДШИ из числа педагогических работников, имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю предпрофессиональной программы. Председателем комиссии по отбору детей может являться руководитель ДШИ.

20. Председатель комиссии по отбору детей организует деятельность комиссии, обеспечивает единство требований, предъявляемых к поступающим при проведении отбора детей.

21. Секретарь комиссии по отбору детей назначается руководителем ДШИ из числа работников ДШИ. Секретарь ведет протоколы заседаний комиссии по отбору детей, представляет в апелляционную комиссию необходимые материалы.

IV. Сроки и процедура проведения отбора детей

(данным разделом следует руководствоваться до утверждения Минкультуры России Порядка проведения индивидуального отбора, проводимого в целях выявления лиц, имеющих необходимые для освоения предпрофессиональных программ творческие способности и физические данные)

22. ДШИ самостоятельно устанавливает сроки проведения отбора детей в соответствующем году. Рекомендуется проводить отбор детей с 15 мая по 15 июня текущего года.

24. Установленные ДШИ содержание форм отбора (требования к поступающим) и система оценок должны гарантировать зачисление в ДШИ детей, обладающих творческими способностями в области искусств и, при необходимости, физическими данными, необходимыми для освоения соответствующих предпрофессиональных программ.

25. При проведении отбора детей присутствие посторонних лиц не рекомендуется.

26. Решение о результатах отбора принимается комиссией по отбору детей на закрытом заседании простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии или его заместителя. При равном числе голосов председатель комиссии по отбору детей обладает правом решающего голоса.

27. На каждом заседании комиссии по отбору детей ведется протокол, в котором отражается мнение всех членов комиссии о выявленных у поступающих творческих способностях и, при необходимости, физических данных. Протоколы заседаний комиссии по отбору детей хранятся в архиве ДШИ до окончания обучения в ДШИ всех лиц, поступивших на основании отбора в соответствующем году. Копии протоколов или выписки из протоколов хранятся в личном деле обучающегося, поступившего в ДШИ на основании результатов отбора, в течение всего срока хранения личного дела.

28. Результаты по каждой из форм проведения отбора объявляются не позднее трех рабочих дней после проведения отбора. Объявление указанных результатов осуществляется путем размещения пофамильного списка-рейтинга с указанием системы оценок, применяемой в ДШИ, и оценок, полученных каждым поступающим. Данные результаты размещаются на информационном стенде и на официальном сайте (при его наличии) ДШИ.

29. Комиссия по отбору детей передает сведения об указанных результатах в приемную комиссию ДШИ не позднее следующего рабочего дня после принятия решения о результатах отбора.

30. Поступающие, не участвовавшие в отборе в установленные ДШИ сроки по уважительной причине (вследствие болезни или по иным обстоятельствам, подтвержденным документально), допускаются к отбору совместно с другой группой поступающих, или в сроки, устанавливаемые для них индивидуально в пределах общего срока проведения отбора детей.

V. Подача и рассмотрение апелляции.

Повторное проведение отбора детей

(данным разделом следует руководствоваться до утверждения Минкультуры России Порядка проведения индивидуального отбора, проводимого в целях выявления лиц, имеющих необходимые для освоения предпрофессиональных программ творческие способности и физические данные)

31. Родители (законные представители) поступающих вправе подать письменное заявление об апелляции по процедуре проведения отбора (далее – апелляция) в апелляционную комиссию не позднее следующего рабочего дня после объявления результатов отбора детей.

32. Состав апелляционной комиссии утверждается приказом руководителя ДШИ одновременно с утверждением состава комиссии по отбору детей. Апелляционная комиссия формируется в количестве не менее трех человек из числа работников ДШИ, не входящих в состав комиссий по отбору детей.

33. Апелляция рассматривается не позднее одного рабочего дня со дня ее подачи на заседании апелляционной комиссии, на которое приглашаются родители (законные представители) поступающих, не согласные с решением комиссии по отбору детей.

Для рассмотрения апелляции секретарь комиссии по отбору детей направляет в апелляционную комиссию протоколы заседания комиссии по отбору детей, творческие работы детей (при их наличии).

34. Апелляционная комиссия принимает решение о целесообразности или нецелесообразности повторного проведения отбора в отношении поступающего, родители (законные представители) которого подали апелляцию. Данное решение утверждается большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии. При равном числе голосов председатель комиссии обладает правом решающего голоса.

Решение апелляционной комиссии подписывается председателем данной комиссии и доводится до сведения подавших апелляцию родителей (законных представителей) под роспись в течение одного дня с момента принятия решения.

На каждом заседании апелляционной комиссии ведется протокол.

35. Повторное проведение отбора детей проводится в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о целесообразности такого отбора в присутствии одного из членов апелляционной комиссии. Подача апелляции по процедуре проведения повторного отбора детей не допускается.

VI. Порядок зачисления детей в ДШИ.

Дополнительный прием детей

36. Зачисление в ДШИ в целях обучения по предпрофессиональным программам проводится после завершения отбора в сроки, установленные ДШИ (как правило – не позднее 20 июня).

37. Основанием для приема в ДШИ являются результаты отбора детей.

38. При наличии мест, оставшихся вакантными после зачисления по результатам отбора детей, учредитель может предоставить ДШИ право проводить дополнительный прием детей на предпрофессиональные программы. Зачисление на вакантные места проводится по результатам дополнительного отбора и должно заканчиваться до начала учебного года – не позднее 31 августа.

39. Организация дополнительного приема и зачисления осуществляется в соответствии с ежегодными правилами приема в ДШИ, при этом сроки дополнительного приема детей публикуются на официальном сайте (при его наличии) и на информационном стенде ДШИ.

40. Дополнительный отбор детей осуществляется в сроки, установленные ДШИ (но не позднее 29 августа), в том же порядке, что и отбор, проводившийся в первоначальные сроки.


Правильно собрать школьный портфель – уже большой подвиг! Сначала вы собирали его для себя, позже – своему ребёнку… Но как быть с комплектацией набора для художественной школы? Это ещё более ответственный и тонкий процесс. И в отличие от школьного варианта, он требует существенных отличий. Мы попросили ведущего педагога одной из московских художественных школ составить список принадлежностей, которые необходимы для учебного процесса в течение всего творческого года.

Дополнительное музыкальное образование дети могут получить в кружках и секциях домов творчества или дворцов культуры, специализированных студиях, частных досуговых центрах, но основные организации, занимающиеся подготовкой будущих профессионалов и просто художественно-эстетическим развитием подрастающего поколения, – это детские музыкальные школы (ДМШ) и школы искусств (ДШИ). Эти учреждения могут работать как самостоятельные единицы или входить в структуру вузов – консерваторий и институтов культуры.

Принципы обучения

Девочка играет на цифровом пианино

Система дополнительного музыкального образования выполняет две главные задачи:

  • выявление одаренных детей, подготовка их к дальнейшему профессиональному образованию;
  • обучение детей, не планирующих в будущем профессионально заниматься вокалом или исполнительством, пению или игре на различных инструментах, развитие их компетенции и общей музыкальной культуры.

В соответствии с этими двумя задачами обучение музыке по дополнительным программам делится на предпрофессиональное и общеразвивающее.

Предпрофессиональное

Обучение по дополнительным предпрофессиональным программам ориентировано на подготовку будущих квалифицированных творческих и педагогических работников сферы искусств и ведется в ДМШ или ДШИ. Учеба построена по принципу непрерывности и преемственности (фактически это своего рода ранний предуниверсарий для тех, кто собирается поступать в музыкальные вузы) и состоит из взаимосвязанных последовательных этапов профессионального становления личности.

Все программы дополнительного предпрофессионального музыкального образования ДМШ и ДШИ разрабатывают с учетом ФГТ (федеральных государственных требований), утвержденных Минкультуры РФ. Учиться можно только очно на бюджетном или платном отделении. Количество бесплатных мест зависит от квот на прием, выделенных по распоряжению муниципальных управлений культуры.

Профили

Учебные предметы по предпрофессиональным программам должны вести специалисты со средним или высшим образованием по соответствующему профилю.

Аккредитацию ДМШ и ДШИ не проходят (для ведения дополнительной образовательной деятельности им достаточно лицензии), поэтому детям, освоившим предпрофессиональные программы, вручают свидетельства не государственного, а установленного музыкальными школами образца.

Общеразвивающее (любительское)

Работа по общеразвивающим программам нацелена на эстетическое воспитание детей, не стремящихся сделать музыку своей профессией. ФГТ на этот вид программ не распространяются – школы, центры искусств, кружки и студии разрабатывают их самостоятельно с учетом возрастных категорий и запросов желающих получить дополнительное общеразвивающее музыкальное образование разных профилей. Ориентиром, на который при составлении собственных программ опираются учебные заведения, служат рекомендации Министерства культуры, изложенные в Письме N 191-01-39/06-ГИ от 21.11.2013.

Программы

Обучение на любительском уровне может проходить по тем же предметам, что и на предпрофессиональном. Ориентировочный перечень общеразвивающих программ:

Классы раннего эстетического развития детей и подготовительные группы ДМШ организуют в основном для тех, кто хочет поступить в музыкальную школу. Продолжительность обучения в таких классах – 1 год.

Условия поступления и сроки обучения

Прием заявлений на поступление в музыкальную школу для обучения по предпрофессиональным программам проводится с 15.04 по 15.06. Если необходим дополнительный набор, его объявляют с 15.08 по 30.08. Возраст детей, которых принимают на бюджетное отделение, рассчитывают таким образом, чтобы к моменту окончания учебы выпускнику еще не исполнилось 18 лет.

Нормативные сроки обучения по уровням:

  • стартовый – 3 года;
  • базовый – 5–6 лет;
  • углубленный – 7 лет;
  • предпрофессиональный – 8–9 лет.

Последний, шестой (или девятый), год предусмотрен для особо одаренных детей, которые в дальнейшем хотят работать в области культуры и искусства, а потому готовятся к поступлению в профессиональные учебные заведения.

Программы/ Отделение Возраст (лет) Срок обучения (лет)
Предпрофессиональные 6,5 8 (9)
8–10 5(6)
Общеразвивающие 6–17 1–5
18–25
Подготовительное 3–6 1
Платное 3,5–25+ Зависит от специальности

В соответствии с законом об образовании прием поступающих на все отделения происходит по результатам вступительных испытаний для выявления музыкальных способностей.

На отделение предпрофессионального образования детей принимают согласно регламенту, установленному приказом Министерства культуры РФ № 1145. Вступительные испытания для поступления на общеразвивающие и предпрофессиональные программы могут различаться. Школы самостоятельно устанавливают их формы.

Программы Критерии
Общеразвивающие Слух
Ритм
Память
Предпрофессиональные Слух — звуковысотная ориентация (воспроизведение)
Ритмическое восприятие
Ассоциативное восприятие
Зрительная, словесная память
Мышление
Воображение

Методы проверки способностей зависят от выбранной специальности. При поступлении на хоровое отделение попросят справку от фониатра, на струнное – проверят пластичность рук, а для игры на духовых инструментах важен правильный прикус. Отбор производит комиссия в составе не менее трех человек. В нее должны входить представители каждого отделения. Решение о зачислении принимает педагогический совет.

ДМШ и ДШИ дают дополнительное музыкальное образование высокого уровня. Получить его имеют право все, кто прошел вступительное прослушивание. Большинство выпускников в дальнейшем не станет профессиональными вокалистами или инструменталистами, но зато они будут настоящими любителями и искушенными ценителями музыкальных произведений разных жанров – и это очень важно, ведь для развития и вообще существования искусства нужны не только творцы, но и те, кто сможет по достоинству оценить их творения.

Читайте также: