Журнал проектная деятельность в школе

Обновлено: 05.07.2024

Авторы: Патрушева Татьяна Сергеевна, Бородина Оксана Анатольевна
Должность: учителя нчальной школы
Учебное заведение: БМАОУ СОШ № 9
Населённый пункт: г.Берёзовский, Свердловской области
Наименование материала: статья и методическая разработка
Тема: "Проектная деятельность на уроках в начальной школе"
Раздел: начальное образование

Проектная деятельность на уроках в начальной школе

Составители:

Бородина Оксана Анатольевна

Патрушева Татьяна Сергеевна

ФГОС. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности.

более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в

интересным, разнообразным и современным. В то же время через проектную

прописанные в Стандарте.

В начальной школе проектная деятельность имеет свою специфику. Первые

попытки осуществлять свою проектную деятельность дети уже могут в 1-2 классе,

но не в полном объёме самостоятельно, поэтому целесообразней применение

метода начинать в 3-4 классах.

Образовательный

завершающийся созданием творческих работ (проект – это то, что мы делаем). В

обучающихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы

осуществляться в урочной и во внеурочной деятельности, может быть рассчитан

на один урок или на весь учебный год; от мини-проектов для изучения различных

предметных тем до межпредметных, внепредметных и внешкольных.

Цель учебного проекта в начальной школе - развитие личности и создание

основ творческого потенциала обучающихся.

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

умение вести диалог;

координировать свои действия с действиями партнеров по совместной

3. Формирование социально адекватных способов поведения.

познавательной деятельности школьников на результат, который получается при

решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а

проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.

сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях

философ-идеалист Джон Дьюи (1859 – 1952).

Основные требования к проекту.

систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы

Работа по методу проектов, как замечает И.С.Сергеев, – «это относительно

компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и

учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному

проекту – совершенно особые.

социально значимой

исследовательской, информационной, практической.

2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению

проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с

определения вида продукта и формы презентации.

проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов,

сроков и ответственных.

участникам проектной группы.

является продукт.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или)

наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего

То есть проект – это “пять П”:

Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все

рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет «большое

Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы

самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса,

школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного

пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики

России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его

способность решить поставленную проблему.

Исследовательский

проект по структуре напоминает подлинно научное

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач

исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой,

современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический

Информационный

объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой

Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной

среды класса или школы.

Тв о рч е с к и й

п р о е к т предполагает

нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи,

декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой проект - разработка и реализация такого проекта наиболее сложна.

Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических

персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до

конфликт и заключен договор?

По комплексности (иначе говоря, по предметно – содержательной области)

можно выделить два типа проектов.

1 ) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или

одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей

знания и деятельности.

2 ) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное

время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Как уже отмечалось, одним из важных этапов осуществления учебного

презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не

менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности.

Набор “типичных” форм презентации весьма ограничен, а потому здесь требуется

особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных

конструкторско-технических, организационных и т.п.)

Виды презентационных проектов могут быть различными, например:

- Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).

- Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе

- Диалог исторических или литературных персонажей.

- Защита на Ученом Совете.

- Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох,

- Инсценировка реального или вымышленного исторического события.

- Отчет исследовательской экспедиции.

межпредметной проектной задачи на уроке русского языка.

Тема урока: Правописание частицы не с глаголами. Правило правописания

частицы не с глаголами

– Развитие умений писать глаголы с частицей не, графически обозначать

– Осознание себя носителями языка как части культуры на основе освоения

устойчивых выражений, русских пословиц, этимологических значений слов.

Формулирование проблемы

Постановка проблемы

Что на уроке нам нужно выяснить?

К какой части речи относится?

Как пишется не с глаголами?

Поиск решения

– Подумайте, в какой группе частей речи (служебных или самостоятельных)

следует искать частицу? (Среди служебных, так как нельзя поставить вопрос и это

слово ничего не обозначает).

Вывод: Частица

- Итак, мы выяснили, что частица не придаёт глаголам отрицательный

смысл, а как она пишется с глаголами, ещё не знаем. А вы как думаете?

- Послушайте стихотворение поэта Виктора Агафонова о глаголе и частице

Глаголу нравится читать,

Играть, работать и мечтать!

Глаголу очень нравится

Всё делать очень живо.

Частица не – красавица,

Но как она ленива!

Она не ходит, не сидит,

Не шьёт, не жнёт и не кипит,

Книг не читает, не поёт,

Другим работать не даёт.

Глагол же, не любя безделья,

С частицей пишется раздельно!

- Что вы узнали из стихотворения о глаголе и частице не?

-Как пишется не с глаголами?

Творческое задание. Решение проектной задачи.

- Не секрет, что в школе происходят случаи, когда дети нарушают правила

поведения. Почему это происходит?

- Как решить эту проблему?

- Сегодня на уроке мы с вами создадим памятки для уголка «Правила

поведения в школе.

- Сформулируйте цель нашей работы

Цель проекта: Создание памятки по правилам поведения

- Какие задачи мы поставим, для решения данной цели?

Найти информацию по данной теме

Составить памятку, используя частицу не.

- Какой творческий продукт мы получим, выполнив задачи?

- Работать будем на ноутбуках. Обратите внимание на инструкцию при

Инструкция для творческой работы в парах

Создайте на рабочем столе документ Microsoft

Word, назовите его

"Задание", укажите фамилии.

В папке "Обмен" найдите папку "К уроку русского языка", откройте

Выберите тему, соответствующую номеру вашего ноутбука:

ST - 1 Правила поведения во время урока

ST - 2 Правила поведения во время перемены

ST - 3 Общие правила поведения в школе

ST - 4 Правила посещения школы обучающимися

ST - 5 Правила поведения в столовой

ST - 6 Правила посещения внеклассных мероприятий

ST - 7 Правила поведения на территории проведения мероприятия

ST - 8 Требования к внешнему виду и стилю одежды.

Запишите столбиком 3-5 глаголов с частицей НЕ, относящихся к теме;

Правила можно выделить цветом, увеличить шрифт

Подписать работу: "Работу выполнили:"

Поднять руки, сообщив о готовности.

Проверка результатов работы на экране доски.

Подведение итога работы

Оцените свою работу:

Я думаю, что цель и задачи работы выполнены, так как …

Работа над проектом показала, что …

Что у вас получалось сегодня лучше всего?

В чём испытали затруднения?

Как оцениваете свою работу?

Таким образом, по определению Н.Ю.Пахомовой,

Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то

интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои

возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои

силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый

результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы,

сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой

характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и

значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство,

позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по

нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из

этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и

форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между

собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы

другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в

Список литературы.

1. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти,

2. Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. //

Нач.школа. – 2005. - №6.

3. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

4. Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного

образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.

5. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. –

условие самоактуализации старшеклассника. – Краснодар, 2001.

7. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в

начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.

8. Конышева Н.М. Художественно-конструкторская деятельность (Основы

дизайнобразования). – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2003.

9. Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов н/Д: Учитель, 2007.

10. Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании

школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003.

11.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.

13. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод. работы.

Дайджест журнала “Методист”./ Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М.Никишин. – М.:

Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. В связи с решением проблем современного образования осуществляется поиск содержания, новых форм, методов, средств обучения, обеспечивающих на практике широкие возможности самоактуализации. саморазвития и самореализации личности учащегося.

Среди новых педагогических технологий, в которых существует возможность для реализации рефлексии, выделяется проектная деятельность.

Проектная деятельность в школе: цели, задачи и виды

Что такое проекты для школьников, какие есть типы проектной деятельности, кто в них участвует и какими документами это регламентируется. Разбираемся в нашем материале.


Что такое проектная деятельность в школе

Проект в широком смысле — это деятельность, ограниченная во времени. У проекта всегда есть цель — прийти к какому-то выводу или создать продукт или услугу.

Если говорить о школьных проектах, то разницы в определениях нет. Ученические проекты тоже обычно регламентируются определёнными сроками и подразумевают под собой решение какой-то новой, зачастую злободневной и актуальной проблемы в рамках кругозора обучающихся. Многие проекты направлены на достижение социально-востребованных результатов.

Нельзя недооценивать роль проектной деятельности в школе, так как это активная форма обучения, направленная не только на предметные результаты, но и в большей мере на формирование универсальных, гибких умений и навыков (soft skills), а также конкретных, прикладных навыков (hard skills).

Кто участвует в проектной деятельности

В проекте есть три типа участников:

  • школьники — субъекты деятельности, авторы и инициаторы процесса;
  • педагоги и учителя — осуществляют тьюторский функционал и помогают в организационных вопросах;
  • родители школьников — консультируют детей и оказывают им мотивационно-моральную поддержку.

Виды проектной деятельности в школе

По методу деятельности проекты могут быть:

  • творческими,
  • игровыми,
  • информационными,
  • предметно-ориентированными.
  • исследовательскими,

По количеству участников: индивидуальные (каждый ученик работает над своим проектом) или групповые (в паре, мини-группе).

Цели и результаты проектной деятельности в школе

Одной из особенностей проектов можно считать наличие социально значимых результатов. Результаты проектов могут быть как минимум двух видов:

  • Продуктовыми — создание каких-то материальных или нематериальных продуктов, таких как: приобретение новых знаний, которые ученик обобщил в наглядной форме; создание арт-объекта, произведения искусства, оборудования, изобретения, технологии.
  • Образовательными — это уже упомянутые гибкие и жёсткие навыки (soft skills и hard skills), развитие ценностей, формирующихся за период работы над проектом.

В чём ценность проектной деятельности детей в школе

Ответы на вопросы

В первую очередь создание проекта позволяет ученику получить не только готовые знания из различных источников, но и возможность самостоятельно отыскать истину в волнующем его вопросе, углубить познания, отточить навыки либо научиться новым.

Поиск проблем и постановка целей

В ходе работы над проектом школьники учатся выявлять проблему из реальной ситуации, грамотно формулировать цель, которая будет измерима, достижима, амбициозна и реальна.

Развитие soft skills

Во время работы над проектами, особенно групповыми, школьники учатся грамотно планировать время, распределять нагрузку и делегировать задачи, договариваться и объяснять.

Видение продукта деятельности, умение представить его публике, аргументировать свою позицию — всё это важные навыки и умения, которые нужно приобрести для того, чтобы вход во взрослую и самостоятельную жизнь после выпуска из школы произошёл гораздо легче.

Профориентация

Не будем упускать также и тот факт, что для многих учеников проектная деятельность служит хорошим подспорьем в области профориентации, так как общение с профессионалами в избранной области, а также применение на себя их роли и функционала помогает ученикам определиться в дальнейшем если не с профессией, то уж точно со сферой и областью знаний, где ему хотелось бы осуществлять трудовую деятельность.

Структурность

Ещё один приятный и полезный бонус: структура написания текстовой части проекта в чём-то идентична структуре конкурсных исследовательских работ, а также курсовых работ ссузов и вузов. Подготовка школьного проекта — это отличная база для будущих работ аналогичного формата.

Как регламентируется проектная деятельность учащихся школ

Проектная и исследовательская деятельность учащихся регламентирована в следующих нормативных документах:

  1. ФГОС начального общего образования (НОО).
  2. ФГОС основного общего образования (ООО).
  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа (1–4-е классы).
  4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа (5–9-е классы).

Документы не столько нормативные, сколько методологические. Однако в них присутствует и нормативная составляющая: определено обязательное включение исследовательской и проектной деятельности в работу педагогов, в урочную и внеурочную деятельность, педагогические и материально-технические условия.

В основной образовательной программе прописаны разнообразные варианты включения данных видов деятельности в практику школы.








научно-образовательное издание для преподавателей и аспирантов, реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе





















Проектная деятельность в начальной школе

Аннотация: На сегодняшний день каждый педагог задает себе вопрос: как научить детей тому, что помогло бы им в дальнейшей жизни. Чтобы стать успешным человеком, ему просто нужно развиваться, уметь достигать поставленных целей и корректировать свои действия если это необходимо. Я, считаю, что именно проектная деятельность помогает достичь всего этого.

Ключевые слова: проектная деятельность, начальная школа, проект, обучающиеся, ФГОС.

На сегодняшний день главной задачей в школы является создание всех необходимых условий для развития ребенка. Среди различных направлений педагогических технологий особое место занимает проектная деятельность.

Развитие познавательных интересов обучающихся, умений самостоятельно получать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление - это важная идея проектирования.

Проект – это метод обучения, который может быть использован в изучении любого школьного предмета и может применяться как на уроках, так и во внеклассной работе. Он способствует осуществлению принципа связи обучения и воспитания с жизнью, решает многие педагогические задачи.

Проектирование в начальном звене дает возможность более широко включить все виды деятельности учеников, так как содержит в себе познавательную, игровую и творческую деятельность, охватывая все стороны жизни детей в школе и дома.

По продолжительности проекты могут быть:

  • Мини – проекты, они могут решаться в один урок.
  • Краткосрочные проекты потребуют около 5 уроков. Уроки используются для контроля деятельности обучающихся, так как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовка презентации выполняется вне уроков.
  • Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение проходит совместно с педагогом.
  • Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Этот вид проекта выполняется во внеурочное время от начала до конца.

Так же проекты можно различать по количественному составу: индивидуальные, парные и групповые проекты.

  • Исследовательский. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, выделение проблемы и постановку цели и задач исследования, определение методов исследования, источников информации, должно быть обязательное выдвижение гипотезы и путей решения обозначенной проблемы, обсуждение и анализ полученных результатов, обозначение новых проблем для дальнейшего исследования.
  • Творческий. Участники проекта берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровую ситуацию.
  • Практико-ориентированный. В этих проектах виден четко обозначенный с самого начала результат работы обучающихся, который может быть использоваться в дальнейшем. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности ребят с распределенными обязанностями и участие каждого в оформлении конечного продукта.
  • Информационный проект. Этот вид проекта, с самого начала направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении. Результатом работы может являться реферат, доклад и т.д.

Этапы проектной деятельности:

  • Мотивационный. Учитель объясняет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой на весь период проекта. Ученики обсуждают, предлагают свои идеи.
  • Планирующий – подготовительный. Обсуждается тема и цели проекта, формулируются задачи, продумывается план действий, обсуждаются способы совместной деятельности, сначала с помощью учителя, потом самостоятельное выполнение проекта.
  • Информационно – операционный. Ученики собирают материал, работают с различной литературой, непосредственно выполняют проект. Учитель только наблюдает, поддерживает, сам является информационным источником.
  • Рефлексивно – оценочный. Ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов работы, осуществляют устную или письменную самооценку. Учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности.

В ряде случаев в проектировании на вид продукта сразу указывает тема проекта. Возможны различные продукты проектной деятельности: выставка, газета, стенд, музыкальное произведение, мультимедийный продукт, оформление кабинета, постановка, игра, костюм, коллекция, модель, праздник.

Презентацией учебного проекта может быть: деловая игра, демонстрации видеофильма, игры с залом, инсценировки реального или вымышленного исторического события, отчет исследовательской экспедиции, путешествия, рекламы, соревнование, спектакль, спортивная игра, телепередача, экскурсия.

Памятка начинающему исследователю:

В работе с проектами от учителя требуется не столько преподавания, сколько создания условий для проявления у учеников интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на в жизни. Наиболее сложным для педагога является вопрос о степени самостоятельности обучающихся, работающих над проектом. Какие задачи, возникшие перед проектной группой, должен решить учитель, какие – сами ребята, а какие разрешимы только через совместное сотрудничество? Очевидно, что степень самостоятельности зависит от множества факторов: возрастных и индивидуальных особенностей детей, их опыта в работе с проектами.

Проблема в том, чтобы подобрать такие виды продукта проектной деятельности, которые были бы посильны возрасту обучающихся. Так, в начальной школе это может быть рисунок или композиция, выполненная руками детей и т.п.

Планирование, реализация и оценка проектов также должны осуществляться самими детьми.

Проектирование позволяет выявить и развить творческие возможности и способности обучающихся, научить решать новые задачи, выявить деловые ка­чества учеников.

Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, от­ветственность за совместную работу, желание помочь друг другу, умение работать в команде и доводить до конца начатое дело.

Хорошая проведённая работа в начальной школе, поможет обучающимся не только в дальнейшем обучении, но и во взрослой жизни. Тем более, что при разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится деятельностно-ориентированное обучение, т.к. именно оно помогает решить задачу формирования общеучебных умений и навыков. А как показывает многолетний опыт зарубежных и российских школ решить эту задачу можно именно через организацию проектной деятельности.

Читайте также: