Житие протопопа аввакума анализ кратко

Обновлено: 28.06.2024

Противоречивая сущность раскола сказалась на деятельности иде­олога старообрядчества протопопа Аввакума — талантливейшего пи­сателя второй половины XVII в. Литературное наследие Аввакума привлекало и привлекает к себе внимание русских, советских и зарубежных ученых.

Аввакум (1621—1682).

Несмотря на то, что Аввакум не проводит ясной границы между языками русским и церковнославянским, всё же очевидно, что он обыденную, бесхитростную, домашнюю речь предпочитает речи книжной, торжественно приподнятой, тем более речи латино-польской книжности, прививавшейся киевскими литератур­ными деятелями.

Создано в 1672—1673 гг.

Обличая представителей церковной и светской власти, Аввакум не щадит и самого царя, хотя царскую власть он считает незыблемой. С царем Аввакум познакомился еще в молодости.

Если Аввакум непримирим и беспощаден к своим противникам, то он ласков, отзывчив, чуток и заботлив по отношению к своим сподвижникам, к своей семье. Иван Неронов, Даниил Логгин, Епифаний, дьякон Федор, юродивый Федор, Евдокия Прокопьевна Урусова изображаются протопопом в житии с большой симпатией и любовью.

Наиболее значителен в житии образ спутницы жизни Аввакума, его жены Анастасии Марковны. Безропотно идет она вместе с мужем в далекую сибирскую ссылку: рожает и хоронит по дороге детей, спасает их во время бури, за четыре мешка ржи во время голода отдает свое единственное сокровище — (верхнюю одежду из шерстяной ткани), а затем копает коренья, толчет сосновую кору, подбирает недоеденные волками объедки, спасая детей от голодной смерти; Марковна помогает мужу морально переносить все невзгоды, которые обрушивает на него жизнь.

Изображая себя в обстановке семейно-бытовых отношений, Авва­кум стремится подчеркнуть неразрывную связь бытового уклада с церковью.

Житие протопопа Аввакума – это автобиографическая работа, которая была написана Аввакумом в возрасте 50 лет. Он является главным героем произведения, чья судьба детально рассматривается.

Работа переписывалась, собиралась по кусочкам. Первое полное издание датируется 70-ми годами 17 века. Форма и жанр – это страстная проповедь, сильный монолог автора, который обращен ко всем читателям. Если говорит о стандартных параметрах, то Житие относится к автобиографической прозе.

Все, о чем идет речь, несет в себе мнение автора. Аввакум также детально анализирует себя и свои поступки. Работа получить очень мощной и в духовном плане, и в художественном.

Автор не старается следовать стандартным канонам, но он все же придерживается плана и говорит о событиях так, как ему удобно.

Кроме Аввакума можно выделить еще двоих главных героев. Во-первых это Анастасия Марковна. Она была женой Аввакума и во всем ему помогала следовала за ним в любую ссылку. От нее идет и духовная поддержка, и бытовая, так как она готова быть ему верной женой даже в сложных условиях Сибири.

Третий главный герой – Афанасий Пашков. Здесь он выступает негативным персонажем, так как именно из-за него у семьи было много проблем. Афанасий писал доносы на Аввакума, караулил его и обличал. Но так получилось, что за Аввакума вступился архиепископ, а Пашков был острижен в монастыре и вскоре там умер.

Анализ Жития протопопа Аввакума может затянуться, так как это был удивительный человек.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.


Цельная натура, талантливый оратор и проповедник, истинный поборник православия и философии старообрядчества – он примером показал, что значит бороться до конца.

В семнадцать лет Аввакум, по указанию матери, женился на обедневшей четырнадцатилетней сироте Анастасии, дочери местного кузнеца. Анастасия Марковна стала для Аввакума верной спутницей, истинной помощницей, верным другом во всех жизненных невзгодах.

В 22 года Аввакума Петрова за усердие в вере и строгое следование Закону Божьему рукоположили в диаконы. Через 2 года ему доверили церковный приход в Лопатинцах – селе Нижегородской губернии, где через несколько лет он стал священником . Молодой поп, требовательный к себе и пастве, неистово бичевал пороки прихожан, наказывая даже за малые грехи. Снисхождения не получали ни бедные, ни вельможи, жертвовавшие на храм немалые деньги.

Однажды на исповедь к Аввакуму пришла юная блудница. По церковным канонам она детально описала грехи, и если разум не покинул священника, то плоть взбунтовалась. Чтобы усмирить ее, поп после исповеди простер ладонь над тремя горящими свечами. Боль победила греховные желания, а прихожане, чье уважение к священнику удвоилось, потянулись к Аввакуму.

За праведные поступки и строжайшее следование законам православия Аввакуму присвоили титул протоиерея – протопопа. Слух о суровом батюшке, отличавшемся крайней набожностью, разнесся по округе.

Аскет и противник всяких развлечений, Аввакум приходил в неистовство, видя в Лопатинцах праздношатающуюся публику. Когда в село пришли циркачи с медведями и музыкальными инструментами, протопоп бросился на веселую компанию с кулаками. Циркачей избил, бубны и домры поломал, одного медведя ушиб, а второй сбежал в поле.

Протопоп Аввакум не боялся заступаться за бедных, сирых и убогих. Однажды, когда одна вдова пожаловалась, что вельможа отнял у нее дочь, священник, не задумываясь, заступился. Вельможа избил Аввакума Петровича до полусмерти и разорил дом.

В Юрьевце-Повольском, где он получил чин протопопа, ревностное служение привело к повторению того же сценария событий и переезду в Москву, где начался новый этап его биографии.


Учения Аввакума имело большое влияние на ту часть крестьянства, которая, испытывая воздействие усиливающегося крепостничества, превращалась в холопов и рабов. Именно они стали выступать за те порядки, традиции и привилегии, которые были ранее. Они отвергали все преобразования, которая делала церковь. Крестьянские толпы уходили в глухие леса и болота, покидая те места, которые веками были насижены их семьями. Они ушли на Север и в Зауралье, не боясь преследований и анафем.

В 1652 году протопоп Аввакум оказался в числе ярых противников реформы, затеянной новым главой церкви патриархом Никоном, и одним из первых был подвергнут гонениям.

Только благодаря вмешательству царя ему удалось избежать участи расстриги – вместо этого непокорного протопопа сослали в Тобольск.

После тяжкого трехлетнего пути в ссылке, сторонники Аввакума добились разрешения на его возвращение в Москву, но вскоре стало очевидным, что смирения протопопа хватило ненадолго. Его ссылают в Пустозерск. По дороге, все-таки упросили, оставили в Мезине, до Пустозерска пока не довезли, а в это время этот Вселенский собор, который обсуждает Никона, но приказывает продолжить реформы. Аввакум, конечно же, осуждает и анафему провозглашает этому собору, но тут уж он был расстрижен и проклят , и, наконец, совсем далеко отправлен на север в Пустозерск, в котором уже находилась его семья и иные раскольники, которые не смирились с реформами Никона.



Федор Алексеевич не относился с сочувствием в отношении раскольников, как его отец. Послание протопопа Аввакума было им воспринято как угроза власти, угроза царства, угроза лично его особе. Что же касается окружения царского, то в нем практически не осталось тех лиц, которые благожелательно относились к опальному протопопу. За ругань в отношении царского дома было принято решение сжечь протопопа Аввакума, равно как и трех его подельников. 15 апреля 1682 года протопоп Аввакум был предан огню.



Свое главное произведение Аввакум написал, как новатор в области литературы, опережая развитие русского литературного языка почти на два века.



Житие Аввакума напоминает монолог. Автор непринужденно и доверительно беседует с читателем-единомышленником. Протопоп необычайно живо и с особой подробностью описывает свои страдания от голода, холода, побоев, долгого пребывания в сырых и темных камерах. Вопреки высокому слогу летописей и хронографов, высокопарно повествовавших о мучениях праведников, Аввакум рассказывает о самых страшных своих мучениях, о гонениях за веру, перенесённых им самим и его сподвижниками, необычайно просто, в бытовой, разговорной манере, а зачастую и с иронической усмешкой.

В искренности и страстности, с которой протопоп ведет свое повествование, рассказывая о перенесенных тяготах, о своих победах, о видениях и чудесах, которые совершал сам и которым был свидетелем, бранит патриарха Никона, его церковную реформу, выражается его позиция. Аввакум вызывает уважение своей откровенностью, мужеством, убежденностью, отстаивая двуперстное крестное знамение и другие важные догматы старого обряда. Он не терпит компромиссов и самым страшным судом судит себя за редкие проявления человеческих слабостей.

О новаторских чертах в мировоззрении Аввакума и его творческой практике рассуждали и размышляли писатели XX столетия. Из советских писателей, отдавших дань уважения Аввакуму, следует в первую очередь назвать М. Горького, А. Н. Толстого, Л. М. Леонова, А. П. Чапыгина.

1937 год породил новую волну интереса к аввакумовскому наследию. Характерной отличительной деталью можно отметить тот факт, что в 1930-1950-е гг. жертвами политических репрессий стали такие писатели и поэты, как Виктор Василенко, Сергей Петров, Ольга Берггольц, Ярослав Смеляков, Виктор Боков, Варлам Шаламов, испытавшие на себе все ужасы советских тюрем, лагерей или суровых таежных «командировок.

Древнерусское творчество — неповторимо, многогранно и священно. Священномученик Аввакум кратко описал собственную жизнь, и это произведение стало первым письменным обрацом автобиографии, написанной живым, образным языком.

Кто такой протопоп Аввакум?

Протопоп Аввакум — выдающийся руководитель старообрядцев, с юных лет посвятивший себя церкви, являющийся советником и наставником великого царя Алексея Михайловича.

Житие протопопа Аввакума им самим написанное краткое содержание

Будущий просвещенный служитель церкви и веры родился в небогатой, но и безбедной семье священника и с юных лет приобщался к православию, божьему слову и многогранным молитвам. Несмотря на возраст, он тратил думы на мысли о жизни и смерти, спасении и упоении человеческой бренной и хрупкой души. Это взращивало в нем мудрость, добросердечность и благочестие, которые ежедневно закреплялись молитвами.

После похорон матери, отец устроил семейную жизнь Аввакума, женив его на кроткой, спокойной и набожной женщине Анастасии. Их брак был наполнен смирением, теплыми чувствами и безмолвной любовью к Богу. К 31 году он дослужился до священника, а работу строил на мире и справедливости, помогая обездоленным, бедным и беззащитным.

Такая политика вскоре разозлила одного почтенного господина, и мужчина был изгнан из города вместе с женой и сыном в Москву.

А зимой Аввакум встретился с глазу на глаз с жестоким и неумолимым голодом, безжалостность которого смог преодолеть лишь благодаря помощи семьи. И лишь спустя несколько лет протопоп освободился от сибирских оков, но в московских землях отыскать спокойствие ему так и не удалось. Он по-прежнему не был согласен с мыслями и идеями Никона. Впрочем, многие выказывали недовольство в отношении политики служителя божьего, за что лишались языков, пальцев и даже жизней.

Читайте также: