Жить по совести план урока по самопознанию

Обновлено: 05.07.2024

Цель: Расширение представления о праведном поведении и о том что является основой такого поведения.

(Музыка, презентация)
Ход урока:
1. Орг.момент. Позитивный настрой.
Мысленная прогулка в лесу.
Учитель: Сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо. Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожны, когда идете, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и посмотрите на него внимательно, какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат. Идите дальше, замечая все, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, песни птиц и негромкое жужжание насекомых. Углубляясь в лес, смотрите, как деревья становятся выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы чувствуем себя счастливыми и в безопасности. Мы выходим на поляну, здесь мы отдохнем несколько минут. Выберите дерево, под которым вам хочется посидеть. Подойдите к дереву и обхватите руками его ствол. Ощутите, какой он мощный, постарайтесь почувствовать и осознать энергию жизни, текущую в нем. Теперь сядьте под ним, прислонившись спиной к стволу. Закройте глаза, глубоко вдохните и обратите внимание на покой и тишину, которые окружают нас. (В этом месте учитель может сделать паузу на 1-2 минуты). Нам легко и спокойно, мы ощущаем счастье. Как удивительна природа, и мы понимаем, как должны любить и уважать ее, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу. Помните о том, что это ваше собственное дерево и вы можете вернуться к нему в любое время. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и посмотрите вокруг еще раз. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая по пути на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг еще раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворенности. Откройте глаза и улыбнитесь!

5. Рассказывание истории (беседа).
Притча о совести
Автор: Монах Варнава (Санин)
Раз сказала совесть человеку, что он не прав, другой, третий.
На четвертый он решил избавиться от нее. Да не на день или два - навсегда!
Думал-думал, как это сделать, и надумал.
- Давай, - говорит, - совесть, в прятки играть!
- Нет, - говорит та. - Ты меня все равно обманешь - подглядывать будешь!
Притворился тогда человек совсем больным и говорит:
- Занедужил я что-то. Принеси-ка мне из погреба молочка!
Не смогла отказать ему в этом совесть. Спустилась в погреб. А мужик прыг из кровати - и закрыл ее!
Позвал он на радостях друзей и с легким сердцем: одного обманул, другого обидел, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких тебе угрызений, никаких попреков - хорошо на душе, спокойно.
Хорошо-то хорошо, да только прошел день, другой, а чего-то стало не хватать человеку. И через месяц он понял чего - совести! И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба.
- Ладно, - говорит, - выходи! Только теперь не командуй!
А в ответ - молчание.
Спустился в погреб: туда, сюда - нет нигде совести!
Видно, и впрямь, избавился от нее навсегда.
Зарыдал человек:
- Как же я теперь без совести жить-то буду?
И вдруг слышит тихий-претихий голос. Не из погреба – а из сердца: ( как вы думаете откуда? Почему?)
- Здесь я.
Позвал человек на радостях друзей, извинился и такой им тут пир устроил!
Все думали, что у него день рождения, и поздравляли его с этим. А он и не отказывался, и совесть не возражала. И совсем не потому, что боялась опять оказаться в подвале.
Ведь, если разобраться, так всё оно и было!
( обсуждение притчи)

Инсценирование.
Учитель предлагает детям разделиться на две группы и каждой разыграть следующие ситуации:
1. Из-за слишком активных игр в доме дети разбивают вазу с цветами и проливают воду на коврик, хотя взрослые предупреждали, что дом не место для игры с мячом. Учитель предлагает детям найти выход из этой сложной ситуации. Каким способом - они должны подумать сами. Роли распределяются при помощи известных детям считалочек.
2. Представьте, что вы на чемпионате мира. Вы бежите второй, а впереди бежит ваша соперница, которая случайно подвернула ногу. Ваши действия, поможете ли вы своей подвернувшей ногу сопернице пересечь финишную линию.
3. Проходив мимо обувного магазина, вы увидели босого пожилого бездомного, сидящего на тротуаре у обувного магазина. Ваши действия?
Дети показывают подготовленные сценки.

Забудь свои заботы,
Падения и взлеты.
Не хнычь, когда судьба ведет
Себя не как сестра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо… 2 раза
Спеши к нему, всегда иди
Дорогою Добра!

Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов!
Не забывай, что это жизнь –
Не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный: 2 раза
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою Добра!

8. Домашнее задание.
Попробуйте, нарисовать образ совести, так как вы ее представляете.
9. Заключительная минута тишины.
Давайте вспомним цитату нашего урока и проговорим её все вместе. А теперь давайте закроем глаза и попробуем услышать годлос нашей совести, попробуйте представить её, какая она, какого цвета, размера.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Качества: правда, уважение родителям, учителям, старшим, не нарушать обещаний.

Цель:Расширение понятии жить по совести через практику общечеловеческой ценности Праведное поведение.

Задачи:

- Углубить значение понятий говорить правду;
-Развивать уважение к родителям, учителям, старшим;
- Воспитывать умение не нарушать обещаний.

1.Организационный момент.

- Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь.
Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый.
Пусть солнечный свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое повсюду.

Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете.

Свет внутри меня.

Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви, Покоя.
Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной.
Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.
- Ваши ощущения, чувства

Проверка домашнего задания.
Пословицы о совести:
- О каких качествах говорится в пословицах?

4. Позитивное высказывание (цитата)
Берегись всего того, что не одобряет твоя совесть

- Что вы знаете об авторе?

- Как вы понимаете смысл данного высказывания?

5. Рассказывание истории (беседа).


Пошёл как-то раз маленький Федя с матерью на поле картошку копать.
-Восемь лет тебе,- говорит мать,

-Работать пора по настоящему.

Выкапывает мать куст, а Федя выбирает из ямки картошку и в ведро бросает. Не хочется Феде работать. Собирает картошку, что сверху, а в земле не хочет копаться. Оставил картошку под одним кустом, под другим.
Мать заметила такую работу и говорит:
- Разве тебе не стыдно? Человек же смотрит и всё видит!
Огляделся Федя вокруг и удивляется:
-Где же этот человек? Что он видит?
-В тебе, Федя, Человек. Всё он видит, всё замечает, и только ты не всегда прислушиваешься к тому, что он тебе говорит. Вот прислушайся к его голосу, он тебе и скажет, как ты работаешь.
-А где же он во мне

1.- О чем этот рассказ?

2.- Почему Феде было и стыдно и радостно?
3.- Был ли у вас в жизни случай, когда вы поступали по совести?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Школа -лицей №1 Дата: 11.02.2016 № 21 Т ема: Жить по совести

Ценность: праведное поведение

Качества: говорить правду; быть ответственным; принимать решения.

Педагог Марченко Е.В. Класс 4б Кол-во уч-ся: 20

Цель: углублять представления учащихся о нравственных качествах человека, через праведное поведение

Задачи:

-Развивать стремление жить в ладу с совестью

- Воспитывать честность, правдивость

Ресурс ы : (материал ы , источники )

- Пожалуйста, сядьте удобно, спину держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Давайте мысленным взором заглянем в своё сердце. Представьте, что внутри вас раскинулся великолепный сад — сад вашей души. Светит солнце любви и тепла. Переливается радуга доброты. Может быть, вы увидите там дерево, покрытое зелёной кроной. Это дерево доверия, уважения, радости, честности. Полюбуйтесь цветами любви и добра, пройдитесь по саду своей души, насладитесь красотой. А теперь медленно вернитесь в класс и откройте глаза.

- Ваши ощущения, чувства

Проверка домашнего задания .

Пословицы о совести:

-Совесть без зубов, а загрызёт

-Беги хоть на край света, а от совести не убежишь

-В ком стыд, там и совесть

(объясняют смысл пословиц)

-О чём наши пословицы?

-Как вы думаете, почему мы приготовили именно эти пословицы? (сегодня на уроке мы будем рассуждать о совести)

- Когда мы говорим о совести, то какие качества человека подразумеваем? (честность, ответственность…)

- А где живет совесть? (голове, уме, сердце, душе)

Примечания

Позитивное высказывание (цитата) .

Лев Толстой, русский писатель

- Как вы понимаете смысл цитаты?

-Как вы думаете, что именно не одобряет наша совесть?

Компас напоминал карманные часы. Круглый, потрёшь о штаны – блестит! Валерка говорил, что он серебряный.

Но разве в этом дело? Мы глаз не могли оторвать от его дрожащей, нервной стрелки. Своим синим концом она упрямо показывала на соседний двор, то есть на север. А в полной темноте стрелка и цифры таинственно светились.

Все завидовали Валерке и даже подлизывались к нему, чтобы разрешил подержать компас в руках.

История с компасом меня многому научила. Я стал чаще задумываться над своим поведением. Ведь чтобы сделать что-нибудь плохое, времени много не надо. Нескольких секунд хватит. Ты даже толком не поймёшь, что сделал и зачем. Но потом-то времени предостаточно, чтобы уразуметь, что ты натворил.

• Что чувствовал мальчик после кражи компаса?

• Что он должен был сделать сразу же, как только ему захотелось взять чужую вещь?

• Как называется чувство, которое мучило мальчика? ( СОВЕСТЬ)

• Какое чудесное лекарство предлагает автор?

-Как вы думаете что же такое совесть?

Работа в тетрадях (стр 52, задание №1)

Прочитайте афоризмы. Сделайте собственный вывод о том, что такое совесть.

Совесть – самый строгий судья для человека, потому что, например, мама, папа и учитель, если и накажут нас, потом непременно простят. Совесть всегда предупреждает человека, что так говорить либо поступать нельзя. Совесть – это наш внутренний голос, который обязательно нужно слушать и слышать

• Какие слова являются лекарством для совести? (Ответы детей).

- Человек , который живёт по совести , он какой ?

Творческая деятельность, групповая работа

Задание для групп:

Из-за слишком активных игр в доме дети разбивают вазу с цветами и проливают воду на коврик, хотя взрослые предупреждали, что дом не место для игры с мячом.

Обсудить, обыграть и сделать финальную сцену.

Алибек получил в школе плохую отметку в день рождения мамы. Он спрятал дневник. На вопрос мамы о том , как дела в школе ответил, что все хорошо. Как бы ты поступил в такой ситуации?

Одноклассника обвиняют в том, что он разбил окно мячом. Бахтияр видел, что это сделал другой человек, старше и сильнее физически. Как поступит Бахтияр?

Сл. Ю.Энтина, муз. М. Минкова

Спроси у жизни строгой:

Какой идти дорогой,

Куда по свету белому

Идти за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди

Домашнее задание. Тетрадь стр.55 , задание №3

Составить предложения, используя приведенные выражения: Угрызения совести, чистая совесть, совесть нечистая, жить по совести.

Заключительная минута тишины .

Приложите руку к сердцу и послушайте, как оно бьется. – Послушаем свое сердце и помолчим.

– В моем сердце живет любовь. Я думаю, что в ваших сердцах тоже живет любовь. Только человек с добрым и открытым сердцем может быть честным, решительным и жить по совести.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ценность: праведное поведение. Качества: совесть, искренность,уважение, ответственность.

Цель урока: способствовать формированию такого нравственного качества личности. как совесть. через праведное поведение. Ресурсы: классическая музыка для позитивного настроя, рассказ В. А. Сухомлинского "Как Федя почуствовал в себе человека" пословицы, маркеры для работы, минусовка песни "Голубой вагон"

Урок самопознания

Тема. Жить по совести

Учитель Малышева Т. И.

План урока самопознания

Дата № урока

Тема: Жить по совести

Ценность Праведное поведение

Качества: правда; совесть, уважение, ответственность, искренность..

Цель: способствовать воспитанию такого нравственного качества личности, совесть, через праведное поведение.

3. Проверка домашнего задания.
Пословицы о совести:
-Совесть без зубов, а загрызёт
-Беги хоть на край света, а от совести не убежишь
-В ком стыд, там и совесть
(объясняют смысл пословиц)
-О чём наши пословицы?
-Как вы думаете, почему мы приготовили именно эти пословицы? (сегодня на уроке мы будем рассуждать о совести)
- Когда мы говорим от совести, то какие качества человека подразумеваем? (честность, ответственность…)
-Подумайте, обладаете ли вы этими качествами?

Анализ хода урока

-А что, не одобряет ваша совесть, какие поступки? (т.е плохие поступки)

-Что значит беречься от плохих поступков? (стараться их не выполнять).

-Что значит, поступать по совести?

Всегда ли легко поступать честно и говорить правду?

–Давайте подумаем, какие качества помогают быть честными и справедливыми?

Вывод: говорить правду трудно. Для того чтобы говорить правду, нужно быть человеком с сильным характером, обладать смелостью, решительностью. Помните, что человек может уважать себя только тогда, когда его совесть чиста. И только человека с открытой , добрым сердцем и чистой совестью уважают и любят другие.

Задание. На постере рисуется яблоня. На зеленых яблочках написать качества , присущие человеку, поступающему по- совести, на красных яблочках качества, не присущие честному человеку

Если мы обидели кого-то зря
Извиниться нужно в тот же час
Люди правду чтут и нас всегда поймут
Главное, что совесть есть у нас

Припев:
Совесть мы в путь возьмём
И друзей соберём
С совестью станем мы
Духом сильными
Каждому, каждому истина верится
С совестью чистою счастия закон

Действующие лица: рассказчик, мальчик, мужики.

Р: Один мальчик стерег овец. (заходит мальчик, наряженный в пастуха)

Решил он пошутить и стал кричать.

М: Помогите, волк! Волк!

Р: Прибежали мужики (выбегают мужики с дубинками и ружьями) и видят: неправда, никакого волка нет. (мальчик смеется, мужики качают головой).

Р: Решил мальчик опять пошутить. Стал кричать.

М: Волк! Помогите, волк!

Р: Прибежали мужики, видят: опять неправда. (мальчик смеется, мужики грозят пальцем)

Р: Но вот и вправду прибежал волк. Мальчик стал кричать.

М: Помогите, волк! Волк!

Р: Мужики подумали, что опять мальчик шутит и не пошли его спасать. А волк угнал все стадо (мальчик плачет)

Р: Сказка-ложь, да в ней намек- добрым молодцам урок.

Вопросы для обсуждения:

Какой урок можно извлечь из этой сказки? (не обманывай, а то тебе никто не будет верить)

Если людей постоянно обманывать, то как они будут к тебе относиться? (можно потерять веру в человека)

Солгавшему один раз - второй раз не поверят.

-Правильно ли сделала Маша, что свою вину переложила на кошку?

-Честно ли она поступила?

-Поняла ли девочка, что поступила неправильно?

9.Заключительная минута тишины.(классическая музыка)
Закройте глазки, вспомните о чём мы говорили на урок

Читайте также: