Женский вопрос в романе что делать кратко

Обновлено: 06.07.2024

Тема женской судьбы всегда занимала особое место в русской литературе. В разные эпохи женщина воспринималась по-разному. Она была “милым предметом”, вдохновительницей главного героя, музой, игрушкой в руках сильных мужчин, обольстительницей и романтичной героиней. Но едва ли можно найти хоть одно литературное произведение, в котором бы женщине отводилась роль лидера. Возможно, всему виной были нравы, не позволяющие женщине играть главенствующую роль не только в своей собственной семье, но и в обществе.

Роман Николая Гавриловича Чернышевского “Что делать?” был действительно революционным. Чернышевский хотел высказать свое мнение по поводу того общественного строя, который, по его соображениям, был самым оптимальным. Чтобы роман был еще революционнее, Николай Гаврилович решил отдать женщине главенствующую роль.

Центральный персонаж романа – Вера Павловна. Это трудолюбивая девушка, которая старается изменить свою жизнь. По мнению Веры, самое важное, что есть у человека – это свобода. Вера мечтает стать свободной, ни от кого не зависеть и жить так, как хочется ей.

Но одними мечтами девушка не довольствуется. Особенностью характера Веры была ее решительность. Она не сидела и не ждала, когда судьба снизойдет и подарит подходящий шанс. Вера была творцом собственной жизни, а не ждала милости от мужчин или от случайного стечения обстоятельств.

Вера не искала счастья в замужестве. Она не пошла под венец со старым самодуром, за которого ее сватала мать. Нет, Вера предпочла связать свою жизнь с любимым человеком, а когда поняла, что любовь угасла, начала новые отношения.

Вера – это не типичная барышня, которая не смеет сказать слово поперек и днями и ночами читает французские романы. Нет, Вера – это человек действия, а не грез. Она умна, дальновидна и стремится усовершенствовать не только себя, но и мир вокруг. В этом и заключается главная добродетель героини. Она задумывается не только о своем благе, но и о будущем общества.

Вере Павловне свойственно обостренное чувство справедливости. Полюбив другого, она не хочет обманывать мужа. Она не желает пятнать свою душу враньем и притворством. Вере не свойственно эгоистичное счастье.

Она ощущает радость лишь тогда, когда люди вокруг нее тоже счастливы. Чернышевский хотел показать, что женщина тоже способна изменить мир. Она может стать у руля реформ и начать творить новое общество.

Тема женской судьбы всегда занимала особое место в русской литературе. В разные эпохи женщина воспринималась по-разному. Она была “милым предметом”, вдохновительницей главного героя, музой, игрушкой в руках сильных мужчин, обольстительницей и романтичной героиней. Но едва ли можно найти хоть одно литературное произведение, в котором бы женщине отводилась роль лидера. Возможно, всему виной были нравы, не позволяющие женщине играть главенствующую роль не только в своей собственной семье, но и в обществе.

Роман Николая Гавриловича Чернышевского “Что делать?” был действительно революционным. Чернышевский хотел высказать свое мнение по поводу того общественного строя, который, по его соображениям, был самым оптимальным. Чтобы роман был еще революционнее, Николай Гаврилович решил отдать женщине главенствующую роль.

Центральный персонаж романа – Вера Павловна. Это трудолюбивая девушка, которая старается изменить свою жизнь. По мнению Веры, самое важное, что есть у человека – это свобода. Вера мечтает стать свободной, ни от кого не зависеть и жить так, как хочется ей.

Но одними мечтами девушка не довольствуется. Особенностью характера Веры была ее решительность. Она не сидела и не ждала, когда судьба снизойдет и подарит подходящий шанс. Вера была творцом собственной жизни, а не ждала милости от мужчин или от случайного стечения обстоятельств.

Вера не искала счастья в замужестве. Она не пошла под венец со старым самодуром, за которого ее сватала мать. Нет, Вера предпочла связать свою жизнь с любимым человеком, а когда поняла, что любовь угасла, начала новые отношения.

Вера – это не типичная барышня, которая не смеет сказать слово поперек и днями и ночами читает французские романы. Нет, Вера – это человек действия, а не грез. Она умна, дальновидна и стремится усовершенствовать не только себя, но и мир вокруг. В этом и заключается главная добродетель героини. Она задумывается не только о своем благе, но и о будущем общества.

Вере Павловне свойственно обостренное чувство справедливости. Полюбив другого, она не хочет обманывать мужа. Она не желает пятнать свою душу враньем и притворством. Вере не свойственно эгоистичное счастье.

Она ощущает радость лишь тогда, когда люди вокруг нее тоже счастливы. Чернышевский хотел показать, что женщина тоже способна изменить мир. Она может стать у руля реформ и начать творить новое общество.

Надо знать его место в прошлом и настоящем, реальную правду о книге Чернышевского и нам сегодня

Анализ произведения

1. Социально-политическое обновление общества путем революции. В книге автор из-за цензуры не мог развернуть данную тему подробнее. Она даётся полунамёками в описании жизни Рахметова и в 6-й главе романа.

2. Нравственные и психологические. Что человек силой своего ума способен создать в себе новые заданные моральные качества. Автор описывает весь процесс от малого (борьба против деспотизма в семье) и до масштабного, то есть революции.

3. Женская эмансипация, нормы семейной морали. Данная тема раскрывается в истории семьи Веры, в отношениях трёх молодых людей до мнимого самоубийства Лопухова, в 3- х первых снах Веры.

4. Будущее социалистическое общество. Это мечта о прекрасной и светлой жизни, которую автор разворачивает в 4-м сне Веры Павловны. Здесь же видение облегчённого труда при помощи технических средств, т. е. техногенное развитие производства.

(Чернышевский в камере Петропавловской крепости пишет роман

Пафос романа — пропаганда идеи преобразования мира через революцию, подготовка умов и ожидание её. Более того, желание активного в ней участия. Главная цель произведения — разработка и внедрение новой методики революционного воспитания, создания учебника по формированию нового мировозрения для каждого думающего человека.

Сюжетная линия

В романе она фактически прикрывает основную мысль произведения. Не зря ведь поначалу даже цензоры сочли роман не более, чем любовной историей. Начало произведения, нарочито занимательное, в духе французских романов, ставило своей целью сбить с толку цензуру и попутно привлечь внимание большинства читающей публики. В основе сюжета незамысловатая любовная история, за которой скрываются социальные, философские и экономические проблемы того времени. Эзопов язык повествования насквозь пронизан идеями грядущей революции.

Сюжет таков. Есть обычная девушка Вера Павловна Розальская, которую корыстная мать всячески старается выдать за богача. Пытаясь избежать этой участи девушка прибегает к помощи своего друга Дмитрия Лопухова и заключает с ним фиктивный брак. Таким образом, она получает свободу и покидает дом родителей. Впоисках заработка Вера открывает швейную мастерскую. Это не совсем обычная мастерская. Здесь нет наёмного труда, работницы имеют свою долю в прибыли, поэтому заинтересованы в процветании предприятия.

Главные герои

Ещё один персонаж романа — Лопухов Дмитрий Сергеевич, студент медицинской академии. Несколько замкнут, предпочитает одиночество. Он честен, порядочен и благороден. Именно эти качества подвигли его помочь Вере в её тяжёлой ситуации. Ради неё он бросает учёбу на последнем курсе и начинает заниматься частной практикой. Считаясь официальным мужем Веры Павловны, он ведёт себя по отношению к ней в высшей степени порядочно и благородно. Апогеем его благородства становится его решение инсценировать собственную смерть, чтобы дать любящим друг друга Кирсанову и Вере объединить свои судьбы. Так же, как и Вера, он относится к формации новых людей. Умён, предприимчив. Об этом можно судить хотя бы потому, что английская фирма доверила ему очень серьёзное дело.

Кирсанов Александр муж Веры Павловны, лучший друг Лопухова. Очень импонирует его отношение к жене. Он не просто нежно любит её, но и ищет для неё занятие, в котором она могла бы самореализоваться. Автор испытывает к нему глубокую симпатию и отзывается о нём, как о человеке отважном, умеющим вести до конца то дело, за которое взялся. При этом, человек честный, глубоко порядочный и благородный. Не зная об истинных отношениях Веры и Лопухова, влюбившись в Веру Павловну, надолго исчезает из их дома, дабы не нарушать покой любимых им людей. Только болезнь Лопухова принуждает его появиться для лечения друга. Фиктивный муж, понимая состояние влюблённых, имитирует свою смерть и освобождает место для Кирсанова рядом с Верой. Таким образом, влюблённые обретают счастье в семейной жизни.

Близкий друг Дмитрия и Александра революционер Рахметов — наиболее значимый герой романа, хотя ему отведено в романе немного места. В идейной канве повествования ему выпала особая роль и посвящено отдельное отступлении в 29 главе. Человек неординарный во всех отношениях. В 16 лет оставил на три года университет и бродил по России в поисках приключений и воспитания характера. Это человек с уже сформированными принципами во всех сферах жизни, в материальной, физической и духовной. При этом, обладающий кипучей натурой. Он видит свою дальнейшую жизнь в служении людям и готовится к этому, закаляя свой дух и тело. Отказался даже от любимой женщины, потому что любовь может ограничить его в действиях. Он хотел бы жить как большинство людей, но не может себе этого позволить.

По признанию Чернышевского, на примере Веры, Лопухова и Кирсанова, он хотел показать обыкновенных людей нового поколения, которых тысячи. Но без образа Рахметова у читателя могло бы сложиться обманчивое мнение о главных героях романа. По мнению писателя, все люди должны быть такими как эти три героя, но высшим идеалом, к которому должны стремиться все люди, это образ Рахметова. И с этим я полностью согласен.

Совершенно иначе подходит к этому типу Чернышев­ский. Его роман “Что делать?” вообще является полемиче­ским по отношению к консервативной и либерально-дворян­ской литературе, и в трактовке женского вопроса Чернышев­ский тоже полемичен. Его Вера Павловна нисколько не похо­жа на ту же Кукшину, хотя и является образцом эмансипиро­ванной женщины. Она прежде всего нормальная женщина, ни при каких обстоятельствах не утрачивающая женственно­сти, но прибавляющая к ней такие качества, которые счита­лись традиционно чисто мужскими: здравый и тонкий ум, стремление работать, образованность, самостоятельность. Это, безусловно, положительный герой романа Чернышевского. Чернышевский стремится доказать, что в эмансипации, осво­бождении женщины нет ничего чудовищного или противоес­тественного, что свобода и равноправие женщины – не­пременное условие социально гармонического общества. Примечательно, что любовь у Чернышевского является прове­рочной ситуацией, но из нее герои выходят с честью, и прежде всего благодаря “теории разумного эгоизма”, которая выра­жает сущность морали “новых людей”. “Свободная любовь”, по Чернышевскому, – это прекрасно и разумно, это – прояв­ление уважения к женщине и признание ее неотъемлемых прав. Но истинно свободная любовь возможна лишь в свобод­ном обществе, а потому подлинное освобождение женщины лежит на путях социальной революции.

Глоссарий:

  • образ веры павловны в романе что делать
  • образ веры павловны и женский вопрос в романе что делать
  • вера павловна в романе что делать

Другие работы по этой теме:

  1. Образ Веры Павловны и его роль в романе Н.Г. Чернышевского “Что делать?” I. Вступление Вера Павловна – главная героиня романа: именно ее био­графия последовательно прослеживается автором,…
  2. Лопухов Лопухов Дмитрий Сергеевич – один из главных героев романа Н. Г. Чернышевского “Что делать?”, муж и друг Веры Павловны, студент медицинской академии, сын рязанского…
  3. Роман Н. Г. Чернышевского “Что делать?” был написан в Алексеевском равелине в период с 14 декабря 1862 по 4 ап­реля 1863 года и опубликован в…
  4. На том отрезке жизни Печорина, который дан в романе на его пути встречаются четыре жен-шины: девушка-контрабандистка (“Тамань”), Бэла (“Бэла”), Мери и Вера (“Княжна Мери”), Образ…

В 1889 году Чернышевский получил позволение переехать в родной Саратов, где и скончался

Роман Чернышевского исполнен размышлений автора о прошлом, настоящем и будущем России

Идеалы свободы и правды, которые они исповедуют, определяют их жизненное поведение — высокую дружбу, самоотверженность, уважение к человеку. Один из наиболее значительных для того времени — женский вопрос — также решался в романе с принципиально новых позиций. Счастье ее не только в любви, в семейной жизни, но и в полезной трудовой и общественной деятельности. Можно предполагать, что имелось в виду и революционное воздействие.

Сочинение на тему Вера Павловныа

Вера Павловна родилась и провела детство в мещанской семье. Родители не отличались высокими нравственными чувствами. С самого детства она была вынуждена работать. Поэтому бросила занятия на фортепиано с учителем. Но на уговоры матери выйти замуж за состоятельного мужчину – не согласилась и оформила фиктивный брак с Лопуховым. В этом эпизоде показан бунтарский дух девушки. Она не готова примиряться с устарелыми законами, выступает против фальши и ложи. И даже в этой семье все по новым правилам: основным в быту является равноправие, никто не переходит границы. Вера Павловна убеждена в том, что главное – независимость, которая проявляется не только в возможности делать то, что хочешь, но и по отношению к другому человеку и в отношениях в целом.

Но её борьба сводится не только к эгоистичному желанию быть равной с мужчиной. Она спасает от бедности молодых девушек. В новой квартире организовывает швейную мастерскую, нанимает работников, с которыми делит прибыль поровну. Вместе с девушками не только работает, но и ходит на пикники, общается на важные темы. Для Веры Павловны очень важно дарить счастье другим.

Стоит привести некоторые цитаты современников, чтобы понять, насколько эта книга оказалась значимой и необходимой для людей того времени.

Анархист Кропоткин восторженно отзывался о произведении:

Для русской молодёжи того времени она была своего рода откровением и превратилась в программу, сделалась своего рода знаменем

Даже Ленин удостоил её своей похвалы:

Роман „Что делать?“ меня всего глубоко перепахал. Это вещь, которая даёт заряд на всю жизнь.

Роман Н. Г. Чернышевского "Что делать?" является повествованием событий, происходивших в России во второй половине девятнадцатого века. В стране возрастали крестьянские волнения, так как людям приходилось выживать под гнетом крепостного права и жестокого обращения. У народа усиливалась ненависть к существовавшему порядку, готовилось восстание.

Чернышевский был представителем революционной демократии, отстаивал интересы простых людей. В романе есть призыв к борьбе за освобождение от крепостничества: автор стремится призвать людей к активным действиям. Главные герои романа-"новые люди", имевшие прогрессивное мировоззрение: "Я хотел изобразить обыкновенных порядочных людей нового поколения, людей, которых я встречаю целые сотни. Я взял троих таких людей: Веру Павловну, Лопухова, Кирсанова. ". Существование не представлялось им без труда и полезной для общества деятельности, так как это было смыслом жизни для них. Они понимают, что в стране должен быть социализм. При всех своих достоинствах "новые люди" не были руководителями. Чтобы вести их по выбранному пути, в романе есть "особенный человек". На это место автор поставил Рахметова. Чернышевский писал это произведение-утопию в форме романа, но это лишь для того, чтобы его труд мог дойти до читателя, ведь главная задача "романа" - показать, каким, по мнению автора, должно быть общество будущего. Не замаскировал бы своё произведение Чернышевский под роман, кто знает, дошла бы эта книга революционеров до читательской аудитории.

Основные черты характера Веры Павловны - стремление к свободе и отвращение к угнетению: "Главное

- независимость! Делать, что хочу. ". Чернышевский относит её к "новым людям". Сама она говорит: "Я не хочу ни властвовать, ни подчиняться, я не хочу ни обманывать, ни притворяться, я не хочу смотреть на мнение других, добиваться того, что рекомендуют мне другие, когда мне самой это не нужно. ". Вера Павловна - это прежде всего женщина, но её от всех остальных девушек отличают личностные качества, чаще присущие мужчинам: стремление много и усердно работать, сила воли, хладнокровие.

Одна из основных тем романа - предоставление женщинам равноправия в общественной, трудовой и семейной жизни. Чернышевский показывает, что истинной любовь бывает только когда мужчина проявляет уважение к женщине и признает её права: "Только тот любит, кто помогает любимой женщине возвышаться до независимости". Автор - сторонник равенства мужчин и женщин. Чернышевский ясно дает понять, что свобода самовыражения невозможна без равенста полов. В его мире-утопии происходит рост уважения мужчины к женщине, с человеческой точки зрения. Поднимаются следующие вопросы: признание равенства прав мужчин и женщин и создание нового социалистического общества. По мнению Чернышевского, равноправие полов возможно лишь в свободном мире, поэтому женщины станут независимыми только после революции.

С. Машинский в своей статье пишет, что в произведении показано общество будущего: ". своим романом Чернышевский утверждал социалистический идеал, показывал его красоту и величие, звал к его воплощению".

Таким образом, представление мира-утопии является главной задачей всего произведения. Автор делится с читателем своим взглядом о новом обществе, в котором нет богатых и бедных. Чернышевский показал в романе мир будущего.

Читайте также: