Нет мотивации учиться в школе 15 лет что делать

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Что делать, если подросток не хочет учиться? Как заинтересовать подростка учёбой? В этой статье вы узнаете о причинах отсутствия мотивации к учёбе у подростков и о том, как помочь её вернуть. Также мы расскажем вам о том, как вдохновить подростка на учёбу, заинтересовать ею. Поделимся с вами практическими советами по самоорганизации в учёбе и расскажем о методах мотивации. Статья будет полезна родителям подростков, родителям младших школьников, педагогам, а также самим обучающимся.

Подростковый возраст – время всей перестройки организма. В это время ребёнок ищет себя в обществе, познаёт нормы поведения и общения. Подростка интересуют социальные проблемы и ценности. Школьники в этом возрасте часто испытывают чувство взрослости. Многие из них теряют интерес к учёбе и не хотят ходить в школу.

Почему подростки не хотят учиться?

По данным Общероссийского народного фронта (ОНФ), в 2019 году в России 28% школьников, которым нравится учиться в школе. Остальным 72% — нет.

Причины, связанные с нежеланием учиться, могут быть разными:

§ Чувство взрослости . Подростковый возраст – стадия взросления. Школьники считают, что у них и так много своих проблем и забот: личные переживания, дружба и первое предательство, разочарование, первая влюблённость и т.д. Учёба пока подождёт.

§ Неблагоприятные отношения в семь е. Для желания учиться ребёнку необходимо чувствовать поддержку и одобрение со стороны семьи. Плохо влияют на учёбу подростка: аморальное поведение родителей, крики и скандалы, проявление большего внимания младшим детям, отсутствие личного пространства, лишение права выбора и самостоятельного принятия решения.

§ Неуспеваемость . Подросток имеет плохие оценки по предмету, не понимает его. Как результат – отсутствие желания учиться.

§ Перегруженность . С возрастом требования и нагрузка на дополнительных занятиях сильно возрастает, требует больше времени и сил. В школе также увеличивается объём заданий и нагрузки по предметам. 59% школьников испытывают дефицит времени на любимые занятия (по данным ОНФ).

§ Гиперактивность . Ребёнку просто тяжело сосредоточиться на уроках и домашнем задании. Ему хочется бегать по стадиону гонять мяч или танцевать день напролёт. В этом случае может помочь спортивная секция по интересам школьника.

§ Отсутствие интереса . По исследованиям ОНФ, недостаточное количество интересных уроков отмечают 48% российских школьников. 31% — отсутствие полезных для будущей специальности предметов. Этот пункт больше касается учителей, работающих в средней школе. Им стоит постараться строить уроки так, чтобы ученикам действительно было интересно.

§ Конфликты с учителями . В этом могут быть виноваты как дети, так и сами учителя. Ребёнок мог неудачно пошутить, грубо высказаться, не сделать домашнее задание, тем самым разозлив учителя. Так и педагог может занижать оценки, требовать слишком многого от учеников, некорректно выражаться на уроках. Задача родителей – выяснить, с кем из педагогов конфликт у ребёнка, и на какой он стадии. Устранить его.

§ Отношения с одноклассниками . В классном коллективе подросток проводит большую часть времени в школе. Поэтому хорошие отношения с одноклассниками играют большую роль в желании ребёнка ходить в школу. При недопониманиях с одноклассниками страдает не только учёба, но психологическое состояние подростка в целом. Родителям советуем побеседовать с ребёнком, затем с классным руководителем, проконсультироваться со школьным психологом. Может, стоит самому ребёнку изменить что-то в своём поведении в школе.

Мы перечислили основные причины, по которым подростки могут не хотеть учиться. Чтобы понять, почему именно Ваш ребёнок не хочет учиться, попробуйте с ним поговорить и разобраться в его проблемах.

Заставить или мотивировать?

Когда родители не могут мотивировать подростка учёбой, они начинают заставлять его учиться. Ребёнок это чувствует.

Мотивация обучения – процессы, методы и средства побуждения учащихся к продуктивной учебной деятельности.

Часто родители заставляют учиться младших школьников, заставить подростков — гораздо сложнее. В средней школе они проявляют свой характер, идут наперекор указам родителей. Поэтому есть ещё вариант – мотивировать к обучению.

Ученики 9-ых классов моей школы говорят, что учились бы с большим удовольствием, если:

§ уроки в школе были интересней;

§ постоянно чувствовалась психологическая поддержка со стороны учителей, одноклассников и родителей;

§ в школе было больше конкурсов с ценными призами: технические устройства, денежное вознаграждение;

§ была возможность чувствовать себя защищенно в школе;

§ предоставлялась возможность в любое время поговорить со школьным психологом;

§ в школе было бы лучше развито самоуправление;

§ были доверительные отношения с родителями;

§ правильно были организованы деятельность и время;

§ дома была отдельная от других членов семьи зона отдыха.

Методы мотивации к учёбе

Если подросток не хочет учиться, и вы желаете мотивировать его на учёбу, советуем применить следующие способы:

1. Попытайтесь узнать причину нежелания учиться . Если у вас доверительные отношения с ребёнком, то он, вероятно, поделится своими переживаниями.

2. Родителям и учителям помочь подростку осознать ценность обучения . Понять, как школьные знания пригодятся в жизни. Начните разговор об этом, только когда ребёнок готов вас услышать. Если он не в настроении или занят своими проблемами, то он не сможет вас полноценно воспринять.

4. Ваш ребёнок увлекается чем-то – покажите, как его увлечение связано со школьными предметами . Любит фотографировать — спросите о строении фотоаппарата. Пусть расскажет о самом процессе съёмки, об основах композиции. Научит вас редактировать фотографии. Здесь помогут знание физики и черчения. Если ребёнок пока не владеет редактированием, то ему понадобятся знания графических редакторов. В этом поможет предмет информатика. Хочет в будущем путешествовать за границу – не обойдётся без знания языков.

5. Поддерживайте увлечение ребенка в любой области . Увлекается компьютерами – расскажите об этом поподробнее, поделитесь собственным опытом. Расскажите о своих знакомых, которые работают в этой сфере. Посетите дни открытых дверей в университетах, которые готовят компьютерных специалистов. Сходите вместе с ребёнком на мероприятия, лекции, мастер-классы от успешных людей, посмотрите обучающие видеоролики в Интернете и др.

Так подросток поймёт, что любая работа – это тяжело. Для работы мечты нужны знания . Если хочешь зарабатывать много денег и иметь работу, которая доставляет радость, придётся учиться. Один мой знакомый, когда учился в 9-ом классе, не знал, чего хочет и ничем не интересовался. После окончания средней школы он пошёл работать на автомойку. После двух лет понял, что всю жизнь так работать не хочет. Сейчас учится на последнем курсе авиационного училища и планирует стать пилотом.

7. Дайте понять ребёнку, что вы хотите ему помочь : нанять репетитора, поговорить с учителями, записать на интересующие курсы и т.д.

8. Уважайте мнение и выбор подростка . Касается всего: увлечений, выбора одежды, предпочтений в еде, свободного времени. Он же считает себя уже взрослым человеком, способным принимать решения. Пусть учится нести за них ответственность.

9. Хвалите ребёнка и вместе радуйтесь его успехам . Подростки – уже не маленькие дети, но в этом возрасте они нуждаются в одобрении взрослых, особенно родителей.

Родителям советую не давить на подростка, а поддерживать. Не хочет сейчас учиться – позже определится с профессией и поймёт, что ему нужно в жизни. Главное – чтобы выбранное дело приносило счастье.

Большинство из вышеперечисленных методов применяются сейчас педагогами моей школы и дают положительные результаты.

Помните о том, что мотивация – долгий процесс. Он может продлиться от 2-3 дней до 1 года . Наберитесь терпения.

Самоорганизация в учёбе: практические советы

Успех обучения в школе зависит от самого ребёнка. Задача взрослых – помочь настроиться на учёбу и создать для неё благоприятные условия.

Главное условие успешной учёбы – самоорганизация.

Самоорганизация – способность подростка правильно организовывать для себя учебный процесс. Это умение работать дома, в школе без помощи взрослых. Подростку будет легче даваться обучение в школе, если он научится обустраивать своё рабочее место, планировать день, вовремя выполнять домашние задания.

Самоорганизацию можно развить. Как же это сделать? С чего начать? Расскажем об этом дальше.

Для формирования у подростка способности к самоорганизации в учёбе советуем сделать ему следующее:

§ научиться грамотно распределять своё время;

§ выработать собственный режим дня;

§ научиться ставить цели и задачи, искать пути их достижения;

§ не откладывать школьные дела на последний момент;

§ сделать наглядный график крайнего срока сдачи работ (дедлайна);

§ ставить напоминания в телефон;

§ не пропускать уроки без уважительной причины;

§ установить временные рамки межу учёбой и свободным временем;

§ распланировать свободное время;

§ не оставлять дела незаконченными;

§ записывать в дневник свои достижения в школе;

§ попробовать себя в трудовой деятельности;

§ найти мотивацию для успешной учёбы, о чём мы говорили ранее.

Родителям надо научить ребёнка самому справляться с вышеописанными задачами.

Советы родителям:

1. Выполнять обещания, данные ребёнку.

2. Придерживаться намеченного плана.

3. Грамотно организовывать досуг.

4. Хранить вещи на своих местах.

От подростка для развития способности к самоорганизации в учёбе понадобится много терпения и желания меняться. Он и его родители сразу увидят результаты. Учебная деятельность станет эффективней.

Ваш ребёнок-подросток не хочет учиться? Помогите ему. Попробуйте найти причину нежелания, помогите развить навыки самоорганизации в учёбе, мотивируйте.

Главный совет родителям подростка — будьте рядом, поддерживайте, интересуйтесь успехами в школе. Ребёнку важно чувствовать, что вам действительно интересна его жизнь и вы хотите принимать в ней участие.

Поддерживайте желание познать себя и общаться со сверстниками. Ему это сейчас нужно больше, чем учёба. Как помочь? Посоветуйте современные книги о подростках, расскажите о собственном подростковом опыте, каково вам было в это время.

Подростковый период – сложен для каждого ребёнка и его родителей. В ваших силах сделать так, чтобы он прошёл легче и интересней, не навредил учёбе. Помогите своему ребёнку. Он будет вам благодарен.


Последний год в школе, впереди напряженная учеба и подготовка к ЕГЭ, но, кажется, это волнует лишь родителей. Уже почти взрослый подросток лежит на диване с прошлого учебного года, который он еле закончил.

Пора ли паниковать, можно ли как-то поднять подростка с дивана и как вести себя родителям, если ребенок не думает о будущем и не хочет учиться, рассказывает семейный психолог Екатерина Бурмистрова.


– Причин может быть много, и с каждой ситуацией надо разбираться отдельно. Подростковый возраст очень нестабильный. Возможно, его накрыла несчастная любовь. Возможно, он с чем-то не справился, заваливает предмет, и ему нужен репетитор.

Если подросток лежит и смотрит в потолок не один день, а неделю и больше, нужно разбираться, выяснять причину.

– Если мы говорим про семьи с подростками, живущими в больших городах, и про тех, кто взрослеет у очень внимательных, мотивированных родителей, очень часто подростки ничего не хотят, потому что они просто не успевают захотеть. Мы, боясь что-то упустить в их развитии, предупреждаем их желания. Особенно желания образовательные и те, что связаны с хобби. Он еще толком не успел захотеть, желание еще до конца не вызрело, а мы раз – и реализовали все.

Например, ребенок думает о программировании, задумался о хорошем компьютере, два года ходит на занятия – это одно, а другое – походил неделю, а к воскресенью компьютер купили. Результат может быть для человека не очень ценным из-за того, что на его достижение потребовалось совсем не много времени, а его не перехитришь.

Я не говорю о том, что нужно каждое желание мариновать и тогда хороший результат будет гарантирован. Но не учитывать это тоже нельзя.

Еще один момент заключается в том, что сегодня у подростка очень насыщенная информационная среда – много занятий в школе, много дополнительных занятий. Соответственно, может не возникать желания только потому, что ничего уже не нужно, слишком всего много, до перегруза.

Третье – это то, что взросление происходит в довольно защищенной среде, без экономических и социальных катаклизмов. Поэтому дети часто растут инфантильными. Они не то что не хотят заниматься чем-то, каким-то хобби, они в целом не очень что-то хотят. У них не развита воля, они привыкли, что где можно не напрягаться, лучше не напрягаться.

Они внимательно выбирают, что им подходит, а что не подходит, и очень ориентированы на заботу о себе. Вроде бы звучит плохо. Но в то же время именно эта способность, немного направленная в другую сторону, даст им возможность отказаться от ненужного: это меня не интересует; а вот у меня нет этого драйва; а вот мне это тяжело, у меня это не пойдет. Так что есть шанс, что они все-таки выберут то, что их заинтересует по-настоящему.


Последняя причина, очень важная – зависимость от интернета, от соцсетей есть у гораздо большего количества подростков, чем мы думаем. Человека, который имеет зависимость, сидит все время в компьютере, в телефоне, сосредотачивается в том, виртуальном мире, все остальное интересует гораздо меньше. Это отдельный разговор про природу зависимости и способы работы с ней, но это явление распространено гораздо больше, чем мы думаем.

– Могут ли родители отличить, что ребенок ничего не хочет из-за каких-то проблем в воспитании или из-за того, что у него депрессия?

– Один из признаков депрессии – как раз отсутствие желания. Если ребенок ничего не хочет, при этом у него есть другие признаки депрессии, например вялость, постоянная усталость, обязательно нужно показать его психиатру. Подростковые депрессии, увы – явление распространенное, и причины их роста не установлены. Говорят и про повышенную учебную нагрузку, и про ту же самую зависимость, и про то, что дети мало двигаются. Но факт остается фактом. Так что если подозреваете депрессию – нужно идти к грамотному психиатру. Если вы с этим пойдете к психологу, психолог вам не скажет, есть ли у вас депрессия, это не компетенция психолога, он все равно отправит к психиатру.

Не учится, не работает – запирать ли холодильник

– Я читала в одном из сообществ, что поднять подростка с лежанки и уговорить что-то сделать без скандала требует много сил и эмоций. Это так?

– Я вообще не понимаю про уговорить в этом смысле. Почему требуются уговоры и эмоции? Может быть, был авторитарный стиль воспитания, когда слишком многое решает мама, и то, что подросток лежит на диване – это сопротивление? Надо что-то менять для того, чтобы можно было начать диалог. Если вы водите ребенка за ручку, а ребенку 17 лет, вы, конечно же, можете столкнуться с сопротивлением.

У человека после 14-15 лет либо есть своя мотивация что-то делать, либо нет. Если своей мотивации нет, ее в ручном режиме через уговоры запустить нельзя. Это воспитательная ошибка.

Если вы уговариваете подростка идти к репетитору или уговариваете его помочь принести картошку, значит, вы не перешли на следующую ступень отношений, застряли в детстве. Когда он был маленький, его приходилось уговаривать съесть ложку манной каши, теперь вот уговоры продолжаются.

– Бывает, в ответ раздается и грубость…

– Конечно, это оборона. Потому что уговоры – неработающая модель. Вы его уговариваете, как будто он маленький, а он огрызается. Мне кажется, до подростка нужно донести: уговаривать тебя мы не будем, ты можешь нас попросить, чтобы мы тебе оплатили репетитора, но, если ты не поступаешь, мы тебе не оплачиваем обучение на платном. Мы не кормим тебя и не поим, ты просто идешь работать. Это называется выставление границ.

– Мне кажется, границы нужно выставлять сразу, воспринимая выросшего ребенка как самостоятельного человека, который должен включить свой двигатель, возможно, совершать свои ошибки. Но если нет четко проставленных границ, ему будет трудно делать выбор.

Современные подростки, выросшие, к счастью, в достаточно стабильном обществе, не понимают, что для простой обычной жизни требуются усилия.

И родителям, и ребенку с самого начала нужно понимать – когда он вырастет, кормить себя он будет сам. То есть, пока ребенок учится, его материально поддерживают; если он не учится, его перестают поддерживать.

– На замок не запирать, но выросший ребенок не сможет поехать на долгожданный фестиваль, вы ему не купите новые кроссовки, у него не будет нового девайса, вы не будете оплачивать отдых, развлечения.


Сегодня многие семьи приходят к тому, что современные изнеженные мальчики должны пойти в армию, и только после этого они приходят в сознание, понимают ценность и важность учебы…

Я знаю, что чем выше материальный уровень семьи, тем чаще бывают трудности с мотивацией. Зачем ребенку готовиться, трудиться, поступать, ведь если он не поступит на бюджет, пойдет на платное? У семьи есть деньги, он привык развлекаться, он получает удовольствие от жизни.

– Подводя итог: нельзя подростка уговорить встать с дивана и начать что-то делать? Тогда что нужно делать?

– Это просто не работает. Да, тревоги, переживания родителей понятны. Но если лечить аппендицит капустными листьями, будет ощущение, что мы что-то делаем, но аппендицит от этого не пройдет. Это не тот способ, который помогает. Уговоры, они для дошкольников: для трехлеток, четырехлеток – привлечь внимание, уговорить, замотивировать. С подростками совершенно иначе. Это их жизнь, их сознание, их выборы.

Когда мы применяем к подростку то, что работает с дошкольником, мы сильно ошибаемся и сильно портим отношения. Главное, как я сказала, это ни к чему не ведет. Надо учиться договариваться, как мы делаем это со взрослыми людьми.

Будучи школьником, ребёнок переживает важные этапы становления личности. С возрастом меняются приоритеты, и учёба далеко не всегда оказывается на первом месте. Школьному учителю эти изменения очевиднее всего. И именно он может сделать так, чтобы учёба оставалась для ребёнка важной и интересной частью жизни — при помощи мотивации. О том, почему учебная мотивация часто важнее, чем интеллектуальные способности, и по каким причинам она может снизиться, мы поговорили с нейропсихологом Ксенией Вотяковой.

Известный американский когнитивный психолог Роберт Стернберг проводил эксперименты и пришёл к любопытному выводу: мотивация становится ключевым источником различий в достижении успеха между отдельными людьми. Ведь по уровню мотивации школьники различаются больше, а по способностям — меньше.

Мотивация — это не только то, что побуждает нас что-то делать, но и ещё и то, что заставляет нас продолжать заниматься этим делом, даже когда не очень хочется. Мотивация тесно связана с регуляторными функциями: силой воли, умением ставить цели, умением контролировать свою деятельность, организовывать её. Более мотивированный ребёнок скорее добьётся цели за счёт своей настойчивости, чем его более умный, но менее организованный одноклассник.

Почему мотивация даже важнее, чем интеллектуальные способности

Очень важно, чтобы взрослый поддерживал интерес и мотивацию, когда ребенок учится чему-то новому. Не пытался заставить, действовать только с помощью системы наказаний. Потому что именно за счёт поддержания внутренней мотивации к обучению воспитывается позитивное отношение к освоению чего-то нового.

Неважно, чему ребёнок будет с удовольствием учиться: жонглировать мячами или программировать на Scratch. В будущем ему это пригодится — особенно учитывая, что сегодня обучение на протяжение всей жизни становится социальной нормой. Главное, чтобы у ребёнка не было страха перед получением какого-то навыка: например, чтобы он при желании мог сам разобраться в создании сайтов или обработке фотографий в Photoshop.

Для того, чтобы привить ребёнку любовь к обучению, учителю важно хвалить не только за результаты и хорошие оценки, но и за усилия, старание, подчеркивать пройденный путь. Именно такой подход позволяет сформировать правильное отношение к учёбе и развить учебную мотивацию.

Вообще в школе происходит очень деликатный процесс: у ребёнка формируется уверенность в себе, самооценка. Так как для него ведущая деятельность — учебная. И самооценка ребенка во многом формируется в процессе этой деятельности. Поэтому на учителях и родителях лежит большая ответственность за то, как в итоге ребёнок будет себя воспринимать.

Это замкнутая цепочка: чем больше мы думаем о самооценке конкретного ребёнка, заботимся о том, чтобы он чувствовал себя благополучно в ситуации обучения, подчеркиваем его достижения и сильные стороны, тем лучше он будет учиться и тем адекватнее будет его самооценка. Так мы работаем на его мотивацию.

Как снижается учебная мотивация школьника

Интерес к учёбе с возрастом может угасать, а потом возникать вновь с другой базовой мотивацией. Например, подростков традиционно больше интересует общение со сверстниками. Это ведущая деятельность в подростковом возрасте — в её рамках человек исследует себя и окружающих. Задача и педагога, и родителей — быть максимально внимательным к ребёнку в сложные минуты, когда учебная мотивация школьника по тем или иным причинам идёт вниз. Например, поддержать познавательную мотивацию за счёт социальной мотивации, связанной с достижениями, статусом в группе, коммуникацией с одноклассниками.

Почему же снижается учебная мотивация школьников?

Причина 1. Сложно учиться

Самая распространённая причина — это ситуация, когда учиться становится сложно. Иногда это связано с каким-то конкретным предметом, но чаще — с общим усложнением школьной программы, которое происходит от класса к классу. Школьник просто не успевает осваивать новый материал, при этом часто испытывая давление со стороны родителей.

Особенно часто такие ситуации происходят в средней и старшей школе, когда появляется много новых предметов. Например, в химии важно понять базовые принципы, чтобы двигаться дальше. Если ребёнок по той или иной причине не освоил азы, дальше этот предмет будет для него непонятным и неинтересным.

В начальной школе учиться может быть сложно из-за относительной несформированности высших психических функций: они приводят к таким трудностям обучения, как, например, дислексия, дискалькулия, несформированность мыслительных операций. Кроме того, проблемы учебной мотивации может вызывать несоответствие сложности программы интеллектуальным возможностям ребенка в целом.

Иногда ребёнку сложно учиться в школе, потому что у него есть определённые личностные особенности. Из-за этого проблемы с учебной мотивацией часто возникают у детей с ограниченными возможностями здоровья — например, двигательными особенностями. В зоне риска дети, которые имеют лёгкие аутистические черты, замкнутые дети, которым тяжело общаться, и сверхчувствительные, медлительные или тревожные дети, которых слишком сильно задевают любые мелкие конфликты в школе.

Причина 2. Сложно психологически

Ребёнок может потерять учебную мотивацию из-за событий, происходящих за пределами школы: развод родителей, затянувшийся конфликт с братьями или сёстрами, болезнь близкого человека или что-то другое. В какой-то момент у таких детей может произойти декомпенсация — силы просто иссякнут. Хронический стресс обуславливает соответствующую реакцию: человек старается избегать тревожащих его условий, и часто это отражается именно на учебной познавательной мотивации.

В этой ситуации не ожидайте от ребенка большой вовлечённости в занятия, снизьте индивидуальную учебную нагрузку на время острой стрессовой ситуации. Дайте возможность психике адаптироваться: возможно, на это потребуется длительное время, несколько месяцев.

Причина 3. Сложно понять, зачем нужно учиться

Ведь в тех же школьных курсах биологии или химии есть множество фактов, которые применимы в повседневной жизни, но которые, к сожалению, когда-то остались вне зоны внимания изучающих эти предметы. Знания о повадках животных и насекомых помогут выжить в походе. А знания по химии помогут прочитать состав продукта на баночке с кремом и подобрать себе именно ту косметику, которая работает. Чем больше включённых в жизненный контекст знаний, тем больше компенсируется снижение познавательной мотивации.

Важнее всего сохранить интерес к познанию у детей до старших классов. Старшеклассники, как правило, видят свою цель — поступление в институт — на горизонте двух-трёх лет, и это служит для них лучшей мотивацией.

Причина 4. Сложно найти общий язык с учителем и одноклассниками

Учебная мотивация школьника может страдать из-за конфликтов в школе с одноклассниками или с кем-то из учителей. Причём последнее может повлиять на отношение ребёнка к целым научным областям, и с таким отношением впоследствие будет очень сложно бороться. Ни для кого не секрет, что отношения с педагогом часто переносятся на предмет, который он преподает: если у человека не сложились отношения с учителем истории, вряд ли во взрослом возрасте он будет питать интерес к этой науке. Конфликты в школе с одноклассниками, ситуации травли могут полностью свести учебную мотивацию на ноль: ведь перед ребёнком в школе в этом случае стоит одна жизненная задача — выжить, избежать конфликта в школе. В такой ситуации человеку не до учёбы.

Разбираем типичные ситуации конфликта в школе с юристом, психологом и учителем здесь .

Другая неэффективная родительская стратегия — безразличие, незаинтересованность в обучении и воспитании ребёнка. Родители могут быть не вовлечены в жизнь ребенка, его успехи в учёбе. Задача учителя — установить контакт с родителями. Обратить их внимание на таланты, достижения ребенка. Описать сложности, которые есть сейчас, без обвинений по отношению к ученику или родителям. Предложить вместе подумать, какие могут быть варианты решения проблем с учебной мотивацией. Можно предложить какую-то небольшую совместную учебную работу, которая важна для ребёнка, и интересна и для него и для родителя. Следовать маленькими шагами, постепенно вовлекая родителей в учебную жизнь ребёнка.

О диагностике учебной мотивации школьников мы рассказываем здесь .

Как родителям найти общий язык с подростком и правильно мотивировать на учебу, разъясняет практикующий детский и семейный психолог.

Детский и семейный психолог Светлана Глагола.

Детский и семейный психолог Светлана Глагола.

Отвечает бобруйский детский и семейный психолог Светлана Глагола:

Подростковый кризис называют самым сложным периодом в жизни человека. В это время происходят кардинальные изменения в физическом плане: скачкообразный рост, всплеск гормонов, перестройка всех систем организма. В психологическом плане наблюдаются стремление к немедленному удовлетворению потребности в удовольствии, философские размышления, изменение в мотивационной сфере, приобретает огромное значение влияние сверстников на формирование мнения. Кроме того, наблюдаются появление влюбленности, амбиций, конфликтности, смена интересов.

Нежелание учиться может быть связано с разными факторами: несформированной мотивацией к обучению, а также сложностями в общении с учителями или одноклассниками.

С чего начать?

Вот примерный алгоритм разговора:

Научитесь говорить о своих чувствах. Ребенку так понятнее, что происходит с родителями и почему они злятся.

Самые распространенные причины нежелания учиться у подростков:

Для ребенка само по себе учение не является ценностью и не вызывает интереса. Родителю важно понять, что происходит с ребенком, постараться услышать причину его проблем и договориться. То, что ребенок плохо учится, никак не характеризует вас как плохих или хороших людей, это – его успеваемость и в большей степени его ответственность.

Что же может предпринять родитель, чтобы мотивировать подростка учиться?

Прежде всего, важно понять, что стремление и готовность учиться появляются у подростка в двух случаях:

  1. Очень интересен процесс учебы, нравится получать новые знания (как правило, когда есть любимый предмет или любимый учитель).
  2. Ребенок признает необходимость, важность знаний в жизни, нуждается в них для решения конкретных жизненных задач (хочет поступить на специальность, которая отвечает его собственным интересам).

Получается, чтобы мотивировать подростка учиться, нужно либо повысить привлекательность процесса учения в его глазах, либо убедить его в ценности усваиваемого материала.

Таким образом, разговор должен затрагивать его любимые занятия в настоящий момент. Например: ты любишь проводить время за компьютером? Это может быть твоей будущей работой. Давай вместе посмотрим, на кого ты хотел бы учиться. Здорово! А теперь давай посмотрим, какие предметы тебе нужно сдавать, чтобы обойти других ребят на экзамене и поступить.

В моей частной практике был случай, когда ребенок хотел скорее уехать от родителей, жить самостоятельно. Учеба была самым подходящим вариантом. Мы вместе с ним выбирали ВУЗ с общежитием как можно дальше от Бобруйска.

Совсем не обязательно, что все сложится так, как планируется, но мотивацию к учебе личные интересы однозначно подстегивают.

Читайте также: