Мотивы выбора педагогической профессии кратко
Обновлено: 25.06.2024
В ситуациях первого типа учителя работают с увлечением, вдохновенно, а следовательно, и продуктивно. Во втором случае тягостно, с неизбежным нервным напряжением и обычно не имеют хороших результатов. Но сложная деятельность, какой является педагогическая, обычно вызывается несколькими мотивами, различающимися по силе, личной и социальной значимости. Полимотивированность педагогической деятельности явление обычное: учитель может хорошо работать ради достижения высоких результатов, но в то же время удовлетворять другие свои потребности (признание коллег, моральное и материальное поощрение и др.).
К социально ценным мотивам педагогической деятельности относятся чувство профессионального и гражданского долга, ответственность за воспитание детей, честное и добросовестное выполнение профессиональных функций (профессиональная честь), увлеченность предметом и удовлетворение от общения с детьми; осознание высокой миссии учителя; любовь к детям и др. Ничем не могут быть оправданы эгоистические, корыстные мотивы педагогической деятельности, которые “держат” учителя в школе: зарплата, продолжительный отпуск, возможность получения квартиры или других льгот и т. п.
Содержание работы
Список литературы ……………………………………. 12
Содержимое работы - 1 файл
Мотивы выбора.doc
Кафедра педагогики и психологии имени
Мотивы выбора педагогической деятельности
Выполнил: студент I курса 072(2А)
группы факультета иностранных
языков Шайхитов Ринат
Проверила: педагог Хафизова Г.М.
Актуальность проблемы мотивации педагогической деятельности, как и в целом проблема мотивации поведения и деятельности человека, является одной из наиболее сложных и малоразработанных. Практически нет специальных исследований, в которых бы прослеживалась взаимосвязь мотивов выбора педагогической профессии и мотивации педагогической деятельности.
Анализ факторов, влияющих на выбор педагогической профессии абитуриентами, позволяет определить их значимость и выстроить ранжированный ряд:
- интерес к учебному предмету 27,2%;
- желание обучать данному предмету 16,2%;
- стремление посвятить себя воспитанию детей 19,2%;
- осознание педагогических способностей 6%;
- желание иметь высшее образование 13%;
- представление об общественной важности, престиже педагогической профессии 12,2%;
- стремление к материальной обеспеченности 2,2%;
- так сложились обстоятельства 4%.
Если объединить выбравших педагогическую профессию в соответствии с их склонностями к обучению и воспитанию, их интересом к детям, то лишь немногим более половины будущих учителей выбирают профессию, руководствуясь мотивами, свидетельствующими о педагогической направленности их личности. [3]
Подразделение мотивов на ведущие (доминантные) и ситуативные (мотивы-стимулы), внешние и внутренние позволяет с большой долей вероятности предполагать, что как для будущих учителей учение, так и для работающих учителей их деятельность протекают как цепь ситуаций, одни из которых выступают как целенаправленное притяжение. Цель деятельности и мотив здесь совпадают. Другие ситуации воспринимаются как целенаправленное принуждение, когда цель и мотив не совпадают. К цели педагогической деятельности учитель в этом случае может относиться безразлично и даже негативно.
В ситуациях первого типа учителя работают с увлечением, вдохновенно, а следовательно, и продуктивно. Во втором случае тягостно, с неизбежным нервным напряжением и обычно не имеют хороших результатов. Но сложная деятельность, какой является педагогическая, обычно вызывается несколькими мотивами, различающимися по силе, личной и социальной значимости. Полимотивированность педагогической деятельности явление обычное: учитель может хорошо работать ради достижения высоких результатов, но в то же время удовлетворять другие свои потребности (признание коллег, моральное и материальное поощрение и др.). [1]
К социально ценным мотивам педагогической деятельности относятся чувство профессионального и гражданского долга, ответственность за воспитание детей, честное и добросовестное выполнение профессиональных функций (профессиональная честь), увлеченность предметом и удовлетворение от общения с детьми; осознание высокой миссии учителя; любовь к детям и др. Ничем не могут быть оправданы эгоистические, корыстные мотивы педагогической деятельности, которые “держат” учителя в школе: зарплата, продолжительный отпуск, возможность получения квартиры или других льгот и т. п. [2]
Выбор профессии педагога, решение поступить в педагогический вуз, стать учителем начальный этап длительного процесса профессионального самоопределения. На любом отрезке этого пути возможен пересмотр позиции. Но даже и при этом условии сделанный выбор сам по себе становится важной вехой жизненного пути.
Достаточно хотя бы бегло упомянуть все обстоятельства принятия подобного решения, чтобы стало ясно: в нем как в фокусе сходятся все притязания, все основные ожидания и не только самого молодого человека, но и его близких, родителей, друзей. Все ждут, кем же будут выпускники школы. Ждет сама школа. Ждут родители. Ждет и сам абитуриент. И хотя факторов, влияющих на его выбор, множество: тут и учет собственных возможностей, и престиж в коллективе сверстников, и традиции семьи, в конечном счете это он сам делает выбор. На первый взгляд решение стать учителем (если поступление в педагогический вуз связывается именно с этой профессией) ничем не отличается от любого другого. Завтрашний врач, инженер, архитектор тоже испытывают все превратности выбора профессии. Они тоже подчас ошибаются, им тоже угрожает разочарование в избранном пути. Но, как уже говорилось, сердцевиной учительской профессии является воспитание, передача другим не только знаний по предмету, но и социальных и нравственных норм, ценностей. Это делает выбор особенно ответственным, а роль необычной. [6]
Выбор учительской профессии сознательный акт социальной саморегуляции. Как он осуществляется?
Прежде всего необходимо соотнести собственные склонности, способности, желания с особенностями профессии, ее спецификой. Только в том случае, как уже говорилось, если объективное значение и цели профессиональной деятельности совпадают с ее личностным смыслом, можно говорить о предрасположенности личности к данной профессии уже на стадии ее выбора. Определить эту предрасположенность позволяют мотивы выбора профессии.
Если молодой человек в профессии педагога ценит именно возможность передать свой опыт, знания, взгляды; мысли, чувства, свои ценностные ориентации другим людям, если он увлечен самим процессом целенаправленного общения с молодежью, можно говорить о мотивационной предрасположенности к профессии педагога. Чем раньше выявлены эти потребности, чем полнее приняты цели деятельности, тем сознательнее и прочнее выбор, тем меньше неожиданностей и разочарований в будущем.
Уже многие годы престижная оценка профессии учителя у выпускников средней школы была невысока, устойчиво занимая лишь средние места на шкале престижа. [4]
В последнее время среди выпускников средней школы почти нет ярких различий в оценке профессий, наблюдается “сравнительная гомогенность шкалы престижа” (М. X. Титма). Это одно из проявлений того факта, что выбор профессии по ее статусу в нашей стране все больше теряет свой социальный характер и решающим становится содержание будущей трудовой деятельности. Характерно, что среди разных групп абитуриентов, студентов, молодых специалистов шкала престижа наиболее однородна у выпускников школы. Для них различия в социальной позиции представителей разных профессиональных групп несущественны. Наиболее высок престиж учителя в сельской местности. [6]
Многие молодые люди, которые, зная о теневых сторонах учительской деятельности, не придают им значения, потому что в их восприятии действительную ценность имеют самый смысл и социальная значимость труда воспитателя. Эта позиция, в частности, свидетельствует о готовности преодолевать трудности, о развитом чувстве гражданской ответственности.
В педагогический институт поступают, как правило, потому, что людей привлекает своеобразие и исключительное значение профессии. Так, наибольший вес имеют мотивы, связанные с осознанием высокой социальной миссии педагога. Опрошенные подчеркивают общественную значимость и важность профессии учителя. Нередко в интервью и сочинениях абитуриенты и студенты педвузов противопоставляют гуманность педагогического труда, его важную социальную роль всем сложностям и трудностям работы в школе. “Профессия учителя очень сложная, тяжелая, но благородная и нужная людям”, “Профессия учителя и врача самые важные. Я с уверенностью могу сказать, что меня не пугают будущие трудности” .
Мотивы, связанные с осмыслением профессии как общественного блага и социальной ценности, несомненно, оказывают влияние на стабильность выбора и последующее профессиональное самоопределение. Почти 60% из тех, кто назвал эти мотивы в качестве ведущих на стадии поступления в вуз, впоследствии не только не раскаялись, но утверждают, что вновь повторили бы сделанный выбора Но даже и в этой группе с годами происходит переоценка ценностей, появляются сомнения. 10% полагают, что, если бы им пришлось вновь выбирать профессию, учителями бы они не стали. Выбор и последующее самоутверждение в профессии процесс не простой. Естественно, что определенная часть учителей по разным причинам переживает ощущение неудовлетворенности. И все же тенденция такова: чем выше уровень социально-профессиональных ожиданий молодых специалистов, тем выше их сопротивляемость естественным трудностям в процессе профессионального самоутверждения, тем надежнее закрепляются позитивные взгляды на профессию. В свою очередь, достигнутые успехи вновь и вновь убеждают в правильности сделанного выбора. [1]
Анализируя ситуацию выбора профессии, важно понять, как объективные предпосылки выбора трансформируются в личностно значимые и активные побуждения, направляющие профессиональную деятельность. Человек не просто реагирует на конкретные условия, объективные обстоятельства, импульсы среды, общества, но и соотносит их со своим индивидуальным жизненным опытом. Именно мотив связывает ситуацию выбора и опыт личности, отраженный в сложившейся у нее системе ценностных ориентации, установок и интересов. Как происходит “кристаллизация” мотива в процессе дрофессионального выбора?
В последнее время отмечается, что для выпускников средней школы основой привлекательности конкретных видов труда являются более общие представления о сфере труда (М. X. Титма). Выбор профессии осуществляется уже в рамках данной сферы, так что у многих абитуриентов имеется как бы “запасной вариант”. Особенно ярко это проявляется в позиции абитуриентов университетов. Среди них немало молодых людей, которые, трезво оценивая ситуацию и свои возможности, понимают, что в будущем они могут стать учителями, хотя наиболее привлекательной остается, например, деятельность научного работника. И эта будущая перспектива их не пугает, не отталкивает и учитывается уже при выборе высшего учебного заведения. Чтобы не считать выбор педагогического вуза своего рода “уступкой”, необходимо учесть большие исследовательские возможности педагогической деятельности. Правда, статус учителя-исследователя еще не вполне определен, как и не ясны перспективы его научного роста. [6]
Наиболее общей по отношению к педагогической деятельности областью интересов и активности личности является сфера гуманитарного труда. Замечено, что гуманитарная направленность потенциально содержит большие возможности для формирования предрасположенности к профессии учителя. Интерес к человеку, формированию его личности, желание работать с людьми непременные условия успешного развития педагогической деятельности. В то же время и стремление к саморазвитию, самосовершенствованию, характерное для гуманитариев, также может служить воспитательным целям. По данным Н. А. Беляевой, наиболее высокую оценку профессии учителя дают учащиеся, предпочитающие гуманитарные сферы деятельности и имеющие высокую успеваемость по предметам именно этого цикла. Как показали интервью с молодыми людьми, избравшими профессию учителя, 85,7% из 112 проинтервьюированных отмечают среди любимых предметов в школе гуманитарные предметы. Сходное явление наблюдается в том случае, когда опрошенные отмечают влияние на выбор профессии любимого учителя. При этом далеко не всегда “наследуется” специализация этого учителя как предметника. [7]
Вместе с тем интерес главным образом к предмету столь же характерен для многих абитуриентов. На изучение определенной научной дисциплины особенно ориентированы мужчины.
То же самое относится и к мотиву, связанному со стремлением к самосовершенствованию. Этот мотив свидетельствует о сознательном выборе в том случае, когда он также “педагогически окрашен”.
Нередко познавательный мотив в ситуации выбора профессии учителя рассматривают как “мотив-антипод”, “мотив-антагонист” истинно педагогическим мотивам. На наш взгляд, важно подчеркнуть, на каком фоне выступают эти мотивы, каково их место в иерархии мотивов, побуждающих человека приобщаться к педагогической деятельности.
Негативные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и его социальное окружение. По данным исследований американских ученых, правильный выбор профессии в 2—2,5 раза уменьшает текучесть кадров и на 10—15% увеличивает производительность труда.
Что влияет на выбор профессии вообще и педагогической профессии в частности? Что означает правильный выбор профессии?
Любой выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие, с одной стороны, подростка с его индивидуальными особенностями, которые проявляются в физическом развитии, в возможностях, интересах, склонностях, характере и темпераменте, а с другой стороны — специальности с теми требованиями, которые она предъявляет человеку. При правильном выборе профессии индивидуальные особенности выпускника школы в целом совпадают с требованиями профессии. Помочь ученику правильно решить проблему выбора профессии призвана система профориентационной работы общеобразовательного учреждения, основные направления которой будут рассмотрены в курсе по педагогике. Здесь же мы ограничимся только проблемой мотива выбора педагогической профессии.
Е.А. Климов указывает следующие восемь основных факторов, определяющих профессиональный выбор:
1) позиция старших, семьи;
2) позиция сверстников;
3) позиция школьного педагогического коллектива (учителя, классные руководители и т.д.);
4) личные профессиональные и жизненные планы;
5) способности и их проявления;
6) притязания на общественное признание;
7) информированность о той или иной профессиональной деятельности;
Для того чтобы лучше ориентироваться в большом многообразии мотивов, их можно разделить на внутренние и внешние. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе он трудится с удовольствием, без внешнего давления.
Внутренние мотивы выбора той или иной профессии:
♦ ее общественная и личная значимость;
♦ удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру;
♦ возможность общения, руководства другими людьми и т.д. Внешние мотивы могут быть разделены на положительные и отрицательные.
К положительным мотивам относятся: материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение начальства, коллектива, престиж, то есть стимулы, ради которых человек охотно будет работать.
К отрицательным мотивам относятся воздействия на личность путем давления, угроз, наказания, критики и других действий негативного характера.
Исследования показывают, что наиболее эффективным с точки зрения удовлетворенности трудом и его результатами является преобладание внутренних мотивов в совокупности с положительной внешней мотивацией. В приложении 5 даны методики, позволяющие выявить ведущий тип мотивов в процессе выбора профессии, тип личности и ее профессиональную направленность.
Наиболее значимыми факторами выбора педагогической профессии выступают влияния:
♦ учителя и любимого учебного предмета;
♦ семьи, семейных традиций;
♦ предшествующего опыта работы.
Анкетирование абитуриентов, поступающих в Московский педагогический государственный университет, проведенное группой исследователей под руководством В.А. Сластенина, позволило выявить ряд факторов, влияющих на выбор педагогической профессии, определить их значимость и выстроить ранжированный ряд:
1) интерес к учебному предмету - 27,2%;
2) желание обучать данному предмету — 16,2%;
3) стремление посвятить себя воспитанию детей — 19,2%;
4) осознание педагогических способностей — 6%;
5) желание иметь высшее образование - 13%;
6) представление об общественной важности, престиже педагогической профессии - 12,2%;
7) стремление к материальной обеспеченности — 2,2%;
8) так сложились обстоятельства — 4%.
Анализ данных, полученных в ходе этого исследования, позволил сделать вывод о том, что чуть более половины будущих учителей выбирают профессию, руководствуясь мотивами, свидетельствующими о педагогической направленности их личности (склонность к обучению и воспитанию, интерес к детям).
Подготовка к педагогической профессии должна начинаться задолго до того, как человек делает свой профессиональный выбор, и продолжаться уже в процессе его профессиональной подготовки в соответствующем учебном заведении.
4.4. СОДЕРЖАНИЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Модернизация системы образования с необходимостью требует и модернизации ее подсистем, а в их числе — профессионального педагогического образования. Совершенствование последнего, приведение его в соответствие с современным социальным заказом и на перспективу, безусловно, предполагает повышение качества вузовской профессиональной подготовки будущего педагога. В свою очередь, ее результатом выступает единство внутренней, мотивированной, личностной готовности к профессиональной деятельности и практической, теоретико-методической к ней подготовленности. Достижение такого единства обусловлено целостностью, системностью содержания и средств профессионального обучения и профессионального воспитания будущего педагога, осуществляемых - при очевидном своеобразии каждого из них — в едином учебно-воспитательном процессе, организуемом вузом. При этом ведущей идеей, концептуальным основанием и анализа, и решения данной проблемы выступает одновременное движение от личности к профессии и от профессии к личности.
Структура и содержание подготовки будущих педагогов в учреждениях высшего профессионального образования, осуществляющих в Российской Федерации подготовку педагогов-специалистов, определяются требованиями общества на современном этапе его развития, уровнем развития педагогической науки, особенностями педагогической деятельности в/условиях коренного реформирования всех сторон жизни российского общества.
Педагогическое образование, как разновидность гуманитарного, призвано обеспечить готовность выпускника соответствующего учебного заведения к трансляции культуры на основе гуманистически ориентированной профессиональной позиции, его профессиональных умений по моделированию, проектированию и осуществлению вариативных способов педагогической деятельности. На базе этих представлений формируются следующие общие требования к специалисту педагогического профиля:
♦ знание основных закономерностей природы, общества и мышления;
♦ знание о человеке как об индивидуальности и личности;
♦ знание и владение способами освоения и целенаправленного преобразования педагогической действительности;
♦ знание и умение применять в своей деятельности современные системы поиска, обработки и использования информации;
♦ разрабатывать и успешно реализовывать управленческие решения, адекватные целям педагогической деятельности.
В 2000 г. утвержден ГОС ВПО второго поколения, причем следует отметить, что разработаны два варианта стандарта по каждой специальности. Один - стандарт пятилетней подготовки учителя по одной специальности; второй — стандарт пятилетней подготовки учителя по основной и дополнительной специальностям.
Специфика педагогического образования потребовала разработки перечня совмещения специальностей педагогического профиля, что позволяет готовить учителей для сельской и малокомплектной школы, учесть неравномерность нагрузки по предметам в школах, неблагоприятную демографическую ситуацию, которая может существенно сократить кадровую потребность сети общеобразовательных учреждений, а также обеспечить социальную защиту и конкурентоспособность выпускников педагогических вузов на рынке труда.
Учеными-педагогами, работающими над проблемами высшего профессионального образования, разработаны перспективные направления и методология его модернизации, опирающиеся на опыт вузов, достигших значительных результатов в решении данной проблемы.
Полноценное высшее образование должно удовлетворять некоторым общим требованиям, независимым от профиля подготовки специалистов. К ним относятся прежде всего: достижение фундаментальности предметных знаний будущих специалистов и направленность содержания высшего образования на развитие у них профессионального творчества и потребности в самообразовательной деятельности.
В настоящее время проводится работа по созданию ГОС О следующего, третьего поколения, учитывающего специфику подготовки педагогических кадров по образовательным областям для общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности (а таких в России - около 70%!).
Отнюдь не утратила актуальности задача обеспечения преемственности и согласованности содержания среднего профессионального, высшего и послевузовского профессионального образования. Создание преемственных образовательных стандартов позволит в практической деятельности реализовать идею преемственности образовательных программ профессионального педагогического образования разного уровня: среднего — высшего — дополнительного педагогического образования.
Реализация государственных образовательных стандартов в области педагогического образования невозможна без создания комплекта научно-методического и информационного сопровождения. Создание такого сопровождения, отвечающего современному состоянию науки, эффективным технологиям обучения, весьма актуально. Решение этой глобальной задачи потребует не только консолидации научных сил педагогического сообщества по созданию современной учебно-методической литературы, материалов по диагностике качества подготовки специалистов в области образования и разработке перспективных, высокоэффективных образовательных технологий, но и связано с большими финансовыми затратами, средства для которых необходимо изыскать, чтобы реализовать эту масштабную задачу.
Основная образовательная программа подготовки педагога включает в себя 4 цикла дисциплин (общие гуманитарные и социально-экономические; общие математические и естественнонаучные; общепрофессиональные и дисциплины предметной подготовки), дисциплины дополнительной специальности (если таковая предусмотрена) и итоговую государственную аттестацию.
В блок общепрофессиональных дисциплин (ОПД) входят дисциплины, общие для всех педагогических специальностей: психология, в том числе и педагогическая, педагогика (ОПД.Ф.02), основы специальной педагогики и психологии, теория и методика обучения предмету, возрастная анатомия, физиология и гигиена, основы медицинских знаний, безопасность жизнедеятельности, национально-региональный (вузовский) компонент, а также дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом.
Поступающий в педагогическое учебное заведение высшего профессионального образования (абитуриент) должен предъявить в приемную комиссию документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании. Весьма желательно, чтобы при этом абитуриент имел определенный опыт допрофессиональной педагогической, организаторской и творческой деятельности, которую он осуществлял в школе (приобрел знания и умения в рамках профильного обучения в т.н. педагогических классах гимназий, выполнял обязанности члена учкома школы, класса, старосты, был шефом у младших школьников, активно участвовал в художественной самодеятельности и различных кружках и секциях).
Выпускник педагогического учебного заведения высшего профессионального образования, получивший квалификацию по соответствующей специальности и в соответствии с дополнительной специальностью, должен быть готовым:
1) осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета;
2) способствовать социализации, формированию общей культуры личности обучающихся, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ;
3) использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения;
4) обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта;
6) систематически повышать свою профессиональную квалификацию, быть готовым участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы;
7) осуществлять педагогически целесообразное взаимодействие с родителями обучающихся (лицами, их заменяющими);
8) выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
9) обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.
Выпускник должен знать:
♦ Конституцию Российской Федерации;
♦ Законы Российской Федерации,
♦ решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования;
♦ Конвенцию о правах ребенка;
♦ основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач; педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену; методику преподавания предмета и воспитательной работы;
♦ программы и учебники по преподаваемой дисциплине;
♦ требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений;
♦ средства обучения и их дидактические возможности;
♦ основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;
♦ основы права, научную организацию труда;
♦ правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Выпускник должен быть подготовлен к осуществлению следующих видов профессиональной деятельности в образовательных учреждениях различного типа:
Под содержанием общепедагогической подготовки учителя подразумевается система педагогических знаний, практических умений и навыков, необходимых для осуществления профессиональных функций учителя.
Ведущими задачами обучения будущих педагогов в вузе являются:
♦ обеспечение глубокого и творческого овладения ими педагогической теорией в ее концептуальном и нормативном аспектах;
♦ формирование у студентов основ педагогического мышления для критического осмысления и анализа реальных образовательных процессов и инноваций в педагогике и творческого применения педагогических концепций;
♦ формирование умения четко прорабатывать цели и задачи своей деятельности и принимать наиболее эффективные решения по их реализации;
♦ воспитание уважения, любви и творческого отношения студентов к детям, к избранной профессии;
♦ развитие способностей и умений анализировать и адекватно оценивать свою педагогическую деятельность;
Рассмотрим, какие курсы необходимо освоить студенту педагогического учебного заведения высшего профессионального образования.
Изучение данного курса, с одной стороны, позволяет будущим педагогам еще раз убедиться в правильности выбранной ими профессии, с другой — способствует их адаптации к условиям вузовского обучения. Именно с этой целью в ряде педвузов уже с первых дней пребывания студентов в стенах учебных заведений они знакомятся с особенностями вузовской познавательной деятельности, начинается разработка программ собственного совершенствования как будущих педагогов.
В целом курс способствует решению таких задач, как вооружение студентов научным методом исторического подхода к пониманию и анализу важнейших педагогических явлений, формированию умения правильно оценивать педагогическое наследие прошлого.
Концептуальной основой разрабатываемых курсов и последовательности их изучения по семестрам должна выступать система следующих установок:
♦ опора на вариативность содержания образования, которая обеспечит определенный маршрут реализации содержания в рамках различных специальностей студентов — будущих учителей;
♦ разноступенчатый (иерархический) характер содержания тем или модулей (в зависимости от их содержательной валидности и необходимости в данном курсе), что дает возможность дифференцировать нагрузку по факультетам. Каждая тема или модуль курса ориентируют будущего педагога на раскрытие и освоение имеющихся в отечественной и зарубежной науке педагогических теорий, систем образования, моделей процесса обучения и воспитания.
Таким образом, изучение данного курса способствует приобретению знаний теории и технологии педагогического управления образовательными системами в соответствии с требованиями государственного стандарта, формированию умений побуждать педагогический коллектив к эффективной работе по обучению и воспитанию учащихся.
Общепедагогическая подготовка специалиста в профессионально-педагогических учебных заведениях строится на единых научно-организационных основах. Вместе с тем наряду с единой подготовкой для всех студентов по основным курсам в соответствии с государственными стандартами осуществляется дифференциация содержания обучения с учетом специфики региона, факультета, а также индивидуальных особенностей и склонностей студентов. Личностный подход к обучению позволяет максимально раскрыть всю многогранность и неповторимость индивидуальных особенностей студента, что, в свою очередь, предоставляет ему в дальнейшем возможность самореализации в быстро меняющейся социальной среде. В стенах педвуза этому способствуют различные спецкурсы и спецсеминары, индивидуальная работа студентов над курсовыми и дипломными работами, участие в работе студенческих научных обществ.
Преподавание педагогических дисциплин в педагогических вузах осуществляется в органическом единстве с другими предметами психолого-педагогического цикла: возрастной физиологией и школьной гигиеной, общей психологией, педагогической психологией.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Мотивы выбора педагогической профессии
Негативные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и его социальное окружение. Что означает правильный выбор профессии? Существует одна расхожая истина, основной смысл которой сводится к следующему: человек тогда вполне счастлив, когда с радостью спешит на работу и с такой же радостью торопится домой.
Что влияет на выбор профессии вообще и педагогической профессии в частности? Любой выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие с одной стороны, подростка с его индивидуальными особенностями, которые проявляются в физическом развитии, в возможностях, интересах, склонностях, характере и темпераменте, а с другой стороны – специальности с теми требованиями, которые она предъявляет человеку.
Е.А.Климов указывает следующие восемь основных факторов, определяющих профессиональный выбор:
1) позиция старших в семье;
2) позиция сверстников;
3) позиция школьного педагогического коллектива;
4) личные профессиональные и жизненные планы;
5) способности и их проявления;
6) притязания на общественное признание;
7) информационность о той или иной профессиональной деятельности;
Для того, чтобы лучше ориентироваться в большом многообразии мотивов, их можно разделить на внутренние и внешние. Внутренние мотивы выбора той или иной профессии:
- ее общественная и личная значимость;
- удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру;
- возможность общения, руководства другими людьми и т.д.
Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе он трудится с удовольствием, без внешнего давления.
- стремление е престижу;
- боязнь осуждения и т.д.
Внешние мотивы могут быть разделены на положительные и отрицательные. К положительным мотивам относятся: материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение начальства, коллектива, престиж, то есть стимулы, ради которых человек охотно будет работать. К отрицательным мотивам относятся воздействия на личность путем давления, угроз, наказания, критики и других действий негативного характера. Исследования показывают, что наиболее эффективным с точки зрения удовлетворенности трудом и его результатами является преобладание внутренних мотивов в совокупности с положительной внешней мотивацией.
Одним из важнейших факторов, определяющих предпочтение педагогической профессии, является любовь к детям, склонность помогать им в освоении опыта.
Изучение мотивов выбора педагогической профессии позволяло выделить четыре типа студентов:
студенты, имеющие одноплановый мотив выбора профессии учителя (любовь к предмету);
студенты, которые не имели мотивов поступления в педагогической институт, т.е. поступили без осознанного мотивирования;
испытуемые, проявившие яркие способности к организаторской работе;
студенты, отличающиеся ярко выраженными сопутствующими довузовскими умениями.
По данным исследований американских ученых, правильный выбор профессии в 2-2,5 раза уменьшает текучесть кадров и на 10-15% увеличивает производительность труда.
Таким образом, подготовка к профессии должна начинаться задолго до того, как человек делает свой профессиональный выбор, и продолжается уже в процессе его профессиональной подготовки в соответствующем учебном заведении.
убеждать других в своей правоте.
контролировать свое социальное окружение;
посредством совета, обольщения, убеждения или приказания воздействовать на поведение других людей и направлять его;
добиваться их сотрудничества;
побуждать других поступать в соответствии со своими потребностями и чувствами;
За этими желаниями могут последовать действия, которые, согласно Г. А. Мюррею, представлены группами:
запрещать, ограничивать, оказывать сопротивление, отговаривать, наказывать, лишать свободы;
очаровывать, покорять, заставлять прислушиваться к себе, приобретать подражателей, устанавливать моду
склонять, вести, убеждать, уговаривать, регулировать, организовывать, руководить, управлять, надзирать;
Читайте также: