Мотивы выбора педагогической профессии кратко

Обновлено: 25.06.2024

В ситуациях первого типа учителя работают с увлечением, вдохновенно, а следовательно, и продуктивно. Во втором случае тягостно, с неизбежным нервным напряжением и обычно не имеют хороших результатов. Но сложная деятельность, какой является педагогическая, обычно вызывается несколькими мотивами, различающимися по силе, личной и социальной значимости. Полимотивированность педагогической деятельности явление обычное: учитель может хорошо работать ради достижения высоких результатов, но в то же время удовлетворять другие свои потребности (признание коллег, моральное и материальное поощрение и др.).
К социально ценным мотивам педагогической деятельности относятся чувство профессионального и гражданского долга, ответственность за воспитание детей, честное и добросовестное выполнение профессиональных функций (профессиональная честь), увлеченность предметом и удовлетворение от общения с детьми; осознание высокой миссии учителя; любовь к детям и др. Ничем не могут быть оправданы эгоистические, корыстные мотивы педагогической деятельности, которые “держат” учителя в школе: зарплата, продолжительный отпуск, возможность получения квартиры или других льгот и т. п.

Содержание работы

Список литературы ……………………………………. 12

Содержимое работы - 1 файл

Мотивы выбора.doc

Кафедра педагогики и психологии имени

Мотивы выбора педагогической деятельности

Выполнил: студент I курса 072(2А)

группы факультета иностранных

языков Шайхитов Ринат

Проверила: педагог Хафизова Г.М.

Актуальность проблемы мотивации педагогической деятельности, как и в целом проблема мотивации поведения и деятельности человека, является одной из наиболее сложных и малоразработанных. Практически нет специальных исследований, в которых бы прослеживалась взаимосвязь мотивов выбора педагогической профессии и мотивации педагогической деятельности.

Анализ факторов, влияющих на выбор педагогической профессии абитуриентами, позволяет определить их значимость и выстроить ранжированный ряд:

  • интерес к учебному предмету 27,2%;
  • желание обучать данному предмету 16,2%;
  • стремление посвятить себя воспитанию детей 19,2%;
  • осознание педагогических способностей 6%;
  • желание иметь высшее образование 13%;
  • представление об общественной важности, престиже педагогической профессии 12,2%;
  • стремление к материальной обеспеченности 2,2%;
  • так сложились обстоятельства 4%.

Если объединить выбравших педагогическую профессию в соответствии с их склонностями к обучению и воспитанию, их интересом к детям, то лишь немногим более половины будущих учителей выбирают профессию, руководствуясь мотивами, свидетельствующими о педагогической направленности их личности. [3]

Подразделение мотивов на ведущие (доминантные) и ситуативные (мотивы-стимулы), внешние и внутренние позволяет с большой долей вероятности предполагать, что как для будущих учителей учение, так и для работающих учителей их деятельность протекают как цепь ситуаций, одни из которых выступают как целенаправленное притяжение. Цель деятельности и мотив здесь совпадают. Другие ситуации воспринимаются как целенаправленное принуждение, когда цель и мотив не совпадают. К цели педагогической деятельности учитель в этом случае может относиться безразлично и даже негативно.

В ситуациях первого типа учителя работают с увлечением, вдохновенно, а следовательно, и продуктивно. Во втором случае тягостно, с неизбежным нервным напряжением и обычно не имеют хороших результатов. Но сложная деятельность, какой является педагогическая, обычно вызывается несколькими мотивами, различающимися по силе, личной и социальной значимости. Полимотивированность педагогической деятельности явление обычное: учитель может хорошо работать ради достижения высоких результатов, но в то же время удовлетворять другие свои потребности (признание коллег, моральное и материальное поощрение и др.). [1]

К социально ценным мотивам педагогической деятельности относятся чувство профессионального и гражданского долга, ответственность за воспитание детей, честное и добросовестное выполнение профессиональных функций (профессиональная честь), увлеченность предметом и удовлетворение от общения с детьми; осознание высокой миссии учителя; любовь к детям и др. Ничем не могут быть оправданы эгоистические, корыстные мотивы педагогической деятельности, которые “держат” учителя в школе: зарплата, продолжительный отпуск, возможность получения квартиры или других льгот и т. п. [2]

Выбор профессии педагога, решение поступить в педагогический вуз, стать учителем начальный этап длительного процесса профессионального самоопределения. На любом отрезке этого пути возможен пересмотр позиции. Но даже и при этом условии сделанный выбор сам по себе становится важной вехой жизненного пути.

Достаточно хотя бы бегло упомянуть все обстоятельства принятия подобного решения, чтобы стало ясно: в нем как в фокусе сходятся все притязания, все основные ожидания и не только самого молодого человека, но и его близких, родителей, друзей. Все ждут, кем же будут выпускники школы. Ждет сама школа. Ждут родители. Ждет и сам абитуриент. И хотя факторов, влияющих на его выбор, множество: тут и учет собственных возможностей, и престиж в коллективе сверстников, и традиции семьи, в конечном счете это он сам делает выбор. На первый взгляд решение стать учителем (если поступление в педагогический вуз связывается именно с этой профессией) ничем не отличается от любого другого. Завтрашний врач, инженер, архитектор тоже испытывают все превратности выбора профессии. Они тоже подчас ошибаются, им тоже угрожает разочарование в избранном пути. Но, как уже говорилось, сердцевиной учительской профессии является воспитание, передача другим не только знаний по предмету, но и социальных и нравственных норм, ценностей. Это делает выбор особенно ответственным, а роль необычной. [6]

Выбор учительской профессии сознательный акт социальной саморегуляции. Как он осуществляется?

Прежде всего необходимо соотнести собственные склонности, способности, желания с особенностями профессии, ее спецификой. Только в том случае, как уже говорилось, если объективное значение и цели профессиональной деятельности совпадают с ее личностным смыслом, можно говорить о предрасположенности личности к данной профессии уже на стадии ее выбора. Определить эту предрасположенность позволяют мотивы выбора профессии.

Если молодой человек в профессии педагога ценит именно возможность передать свой опыт, знания, взгляды; мысли, чувства, свои ценностные ориентации другим людям, если он увлечен самим процессом целенаправленного общения с молодежью, можно говорить о мотивационной предрасположенности к профессии педагога. Чем раньше выявлены эти потребности, чем полнее приняты цели деятельности, тем сознательнее и прочнее выбор, тем меньше неожиданностей и разочарований в будущем.

Уже многие годы престижная оценка профессии учителя у выпускников средней школы была невысока, устойчиво занимая лишь средние места на шкале престижа. [4]

В последнее время среди выпускников средней школы почти нет ярких различий в оценке профессий, наблюдается “сравнительная гомогенность шкалы престижа” (М. X. Титма). Это одно из проявлений того факта, что выбор профессии по ее статусу в нашей стране все больше теряет свой социальный характер и решающим становится содержание будущей трудовой деятельности. Характерно, что среди разных групп абитуриентов, студентов, молодых специалистов шкала престижа наиболее однородна у выпускников школы. Для них различия в социальной позиции представителей разных профессиональных групп несущественны. Наиболее высок престиж учителя в сельской местности. [6]

Многие молодые люди, которые, зная о теневых сторонах учительской деятельности, не придают им значения, потому что в их восприятии действительную ценность имеют самый смысл и социальная значимость труда воспитателя. Эта позиция, в частности, свидетельствует о готовности преодолевать трудности, о развитом чувстве гражданской ответственности.

В педагогический институт поступают, как правило, потому, что людей привлекает своеобразие и исключительное значение профессии. Так, наибольший вес имеют мотивы, связанные с осознанием высокой социальной миссии педагога. Опрошенные подчеркивают общественную значимость и важность профессии учителя. Нередко в интервью и сочинениях абитуриенты и студенты педвузов противопоставляют гуманность педагогического труда, его важную социальную роль всем сложностям и трудностям работы в школе. “Профессия учителя очень сложная, тяжелая, но благородная и нужная людям”, “Профессия учителя и врача самые важные. Я с уверенностью могу сказать, что меня не пугают будущие трудности” .

Мотивы, связанные с осмыслением профессии как общественного блага и социальной ценности, несомненно, оказывают влияние на стабильность выбора и последующее профессиональное самоопределение. Почти 60% из тех, кто назвал эти мотивы в качестве ведущих на стадии поступления в вуз, впоследствии не только не раскаялись, но утверждают, что вновь повторили бы сделанный выбора Но даже и в этой группе с годами происходит переоценка ценностей, появляются сомнения. 10% полагают, что, если бы им пришлось вновь выбирать профессию, учителями бы они не стали. Выбор и последующее самоутверждение в профессии процесс не простой. Естественно, что определенная часть учителей по разным причинам переживает ощущение неудовлетворенности. И все же тенденция такова: чем выше уровень социально-профессиональных ожиданий молодых специалистов, тем выше их сопротивляемость естественным трудностям в процессе профессионального самоутверждения, тем надежнее закрепляются позитивные взгляды на профессию. В свою очередь, достигнутые успехи вновь и вновь убеждают в правильности сделанного выбора. [1]

Анализируя ситуацию выбора профессии, важно понять, как объективные предпосылки выбора трансформируются в личностно значимые и активные побуждения, направляющие профессиональную деятельность. Человек не просто реагирует на конкретные условия, объективные обстоятельства, импульсы среды, общества, но и соотносит их со своим индивидуальным жизненным опытом. Именно мотив связывает ситуацию выбора и опыт личности, отраженный в сложившейся у нее системе ценностных ориентации, установок и интересов. Как происходит “кристаллизация” мотива в процессе дрофессионального выбора?

В последнее время отмечается, что для выпускников средней школы основой привлекательности конкретных видов труда являются более общие представления о сфере труда (М. X. Титма). Выбор профессии осуществляется уже в рамках данной сферы, так что у многих абитуриентов имеется как бы “запасной вариант”. Особенно ярко это проявляется в позиции абитуриентов университетов. Среди них немало молодых людей, которые, трезво оценивая ситуацию и свои возможности, понимают, что в будущем они могут стать учителями, хотя наиболее привлекательной остается, например, деятельность научного работника. И эта будущая перспектива их не пугает, не отталкивает и учитывается уже при выборе высшего учебного заведения. Чтобы не считать выбор педагогического вуза своего рода “уступкой”, необходимо учесть большие исследовательские возможности педагогической деятельности. Правда, статус учителя-исследователя еще не вполне определен, как и не ясны перспективы его научного роста. [6]

Наиболее общей по отношению к педагогической деятельности областью интересов и активности личности является сфера гуманитарного труда. Замечено, что гуманитарная направленность потенциально содержит большие возможности для формирования предрасположенности к профессии учителя. Интерес к человеку, формированию его личности, желание работать с людьми непременные условия успешного развития педагогической деятельности. В то же время и стремление к саморазвитию, самосовершенствованию, характерное для гуманитариев, также может служить воспитательным целям. По данным Н. А. Беляевой, наиболее высокую оценку профессии учителя дают учащиеся, предпочитающие гуманитарные сферы деятельности и имеющие высокую успеваемость по предметам именно этого цикла. Как показали интервью с молодыми людьми, избравшими профессию учителя, 85,7% из 112 проинтервьюированных отмечают среди любимых предметов в школе гуманитарные предметы. Сходное явление наблюдается в том случае, когда опрошенные отмечают влияние на выбор профессии любимого учителя. При этом далеко не всегда “наследуется” специализация этого учителя как предметника. [7]

Вместе с тем интерес главным образом к предмету столь же характерен для многих абитуриентов. На изучение определенной научной дисциплины особенно ориентированы мужчины.

То же самое относится и к мотиву, связанному со стремлением к самосовершенствованию. Этот мотив свидетельствует о сознательном выборе в том случае, когда он также “педагогически окрашен”.

Нередко познавательный мотив в ситуации выбора профессии учителя рассматривают как “мотив-антипод”, “мотив-антагонист” истинно педагогическим мотивам. На наш взгляд, важно подчеркнуть, на каком фоне выступают эти мотивы, каково их место в иерархии мотивов, побуждающих человека приобщаться к педагогической деятельности.

Негативные последствия неправильно выбранной про­фессии затрагивают как самого человека, так и его соци­альное окружение. По данным исследований американ­ских ученых, правильный выбор профессии в 2—2,5 раза уменьшает текучесть кадров и на 10—15% увеличивает про­изводительность труда.

Что влияет на выбор профессии вообще и педагогичес­кой профессии в частности? Что означает правильный выбор профессии?

Любой выбор профессии можно рассматривать как вза­имодействие, с одной стороны, подростка с его индиви­дуальными особенностями, которые проявляются в физи­ческом развитии, в возможностях, интересах, склонностях, характере и темпераменте, а с другой стороны — специаль­ности с теми требованиями, которые она предъявляет чело­веку. При правильном выборе профессии индивидуальные особенности выпускника школы в целом совпадают с требо­ваниями профессии. Помочь ученику правильно решить проблему выбора профессии призвана система профориентационной работы общеобразовательного учреждения, основные направления которой будут рассмотрены в курсе по педагогике. Здесь же мы ограничимся только проблемой мотива выбора педагогической профессии.

Е.А. Климов указывает следующие восемь основных фак­торов, определяющих профессиональный выбор:

1) позиция старших, семьи;

2) позиция сверстников;

3) позиция школьного педагогического коллектива (учи­теля, классные руководители и т.д.);

4) личные профессиональные и жизненные планы;

5) способности и их проявления;

6) притязания на общественное признание;

7) информированность о той или иной профессиональ­ной деятельности;

Для того чтобы лучше ориентироваться в большом мно­гообразии мотивов, их можно разделить на внутрен­ние и внешние. Внутренняя мотивация возникает из по­требностей самого человека, поэтому на ее основе он тру­дится с удовольствием, без внешнего давления.

Внутренние мотивы выбора той или иной профессии:

♦ ее общественная и личная значимость;

♦ удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру;

♦ возможность общения, руководства другими людьми и т.д. Внешние мотивы могут быть разделены на положитель­ные и отрицательные.

К положительным мотивам относятся: материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение начальства, коллектива, престиж, то есть сти­мулы, ради которых человек охотно будет работать.

К отрицательным мотивам относятся воздействия на личность путем давления, угроз, наказания, критики и других действий негативного характера.

Исследования показывают, что наиболее эффективным с точки зрения удовлетворенности трудом и его резуль­татами является преобладание внутренних мотивов в со­вокупности с положительной внешней мотивацией. В при­ложении 5 даны методики, позволяющие выявить ведущий тип мотивов в процессе выбора профессии, тип лич­ности и ее профессиональную направленность.

Наиболее значимыми факторами выбора педагогичес­кой профессии выступают влияния:

♦ учителя и любимого учебного предмета;

♦ семьи, семейных традиций;

♦ предшествующего опыта работы.

Анкетирование абитуриентов, поступающих в Мос­ковский педагогический государственный университет, проведенное группой исследователей под руководством В.А. Сластенина, позволило выявить ряд факторов, вли­яющих на выбор педагогической профессии, определить их значимость и выстроить ранжированный ряд:

1) интерес к учебному предмету - 27,2%;

2) желание обучать данному предмету — 16,2%;

3) стремление посвятить себя воспитанию детей — 19,2%;

4) осознание педагогических способностей — 6%;

5) желание иметь высшее образование - 13%;

6) представление об общественной важности, престиже педагогической профессии - 12,2%;

7) стремление к материальной обеспеченности — 2,2%;

8) так сложились обстоятельства — 4%.

Анализ данных, полученных в ходе этого исследова­ния, позволил сделать вывод о том, что чуть более поло­вины будущих учителей выбирают профессию, руковод­ствуясь мотивами, свидетельствующими о педагогической направленности их личности (склонность к обучению и воспитанию, интерес к детям).

Подготовка к педагогической профессии должна начи­наться задолго до того, как человек делает свой профес­сиональный выбор, и продолжаться уже в процессе его профессиональной подготовки в соответствующем учеб­ном заведении.

4.4. СОДЕРЖАНИЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Модернизация системы образования с необходимостью требует и модернизации ее подсистем, а в их числе — про­фессионального педагогического образования. Совершен­ствование последнего, приведение его в соответствие с современным социальным заказом и на перспективу, безус­ловно, предполагает повышение качества вузовской про­фессиональной подготовки будущего педагога. В свою оче­редь, ее результатом выступает единство внутренней, мотивированной, личностной готовности к профессиональ­ной деятельности и практической, теоретико-методиче­ской к ней подготовленности. Достижение такого единства обусловлено целостностью, системностью содержания и средств профессионального обучения и профессионально­го воспитания будущего педагога, осуществляемых - при очевидном своеобразии каждого из них — в едином учебно-воспитательном процессе, организуемом вузом. При этом ведущей идеей, концептуальным основанием и анализа, и решения данной проблемы выступает одновременное движе­ние от личности к профессии и от профессии к личности.

Структура и содержание подготовки будущих педаго­гов в учреждениях высшего профессионального образова­ния, осуществляющих в Российской Федерации подготовку педагогов-специалистов, определяются требованиями об­щества на современном этапе его развития, уровнем раз­вития педагогической науки, особенностями педагогиче­ской деятельности в/условиях коренного реформирова­ния всех сторон жизни российского общества.

Педагогическое образование, как разновидность гума­нитарного, призвано обеспечить готовность выпускника соответствующего учебного заведения к трансляции куль­туры на основе гуманистически ориентированной профес­сиональной позиции, его профессиональных умений по моделированию, проектированию и осуществлению вари­ативных способов педагогической деятельности. На базе этих представлений формируются следующие общие тре­бования к специалисту педагогического профиля:

♦ знание основных закономерностей природы, общества и мышления;

♦ знание о человеке как об индивидуальности и личности;

♦ знание и владение способами освоения и целенаправ­ленного преобразования педагогической действитель­ности;

♦ знание и умение применять в своей деятельности со­временные системы поиска, обработки и использова­ния информации;

♦ разрабатывать и успешно реализовывать управленче­ские решения, адекватные целям педагогической дея­тельности.

В 2000 г. утвержден ГОС ВПО второго поколения, при­чем следует отметить, что разработаны два варианта стан­дарта по каждой специальности. Один - стандарт пяти­летней подготовки учителя по одной специальности; вто­рой — стандарт пятилетней подготовки учителя по основ­ной и дополнительной специальностям.

Специфика педагогического образования потребовала разработки перечня совмещения специальностей педаго­гического профиля, что позволяет готовить учителей для сельской и малокомплектной школы, учесть неравномер­ность нагрузки по предметам в школах, неблагоприятную демографическую ситуацию, которая может существенно сократить кадровую потребность сети общеобразователь­ных учреждений, а также обеспечить социальную защиту и конкурентоспособность выпускников педагогических вузов на рынке труда.

Учеными-педагогами, работающими над проблемами высшего профессионального образования, разработаны перспективные направления и методология его модерни­зации, опирающиеся на опыт вузов, достигших значи­тельных результатов в решении данной проблемы.

Полноценное высшее образование должно удовлетворять некоторым общим требованиям, независимым от профиля подготовки специалистов. К ним относятся прежде всего: достижение фундаментальности предметных знаний буду­щих специалистов и направленность содержания высшего образования на развитие у них профессионального творче­ства и потребности в самообразовательной деятельности.

В настоящее время проводится работа по созданию ГОС О следующего, третьего поколения, учитывающего специфику подготовки педагогических кадров по образо­вательным областям для общеобразовательных учрежде­ний, расположенных в сельской местности (а таких в Рос­сии - около 70%!).

Отнюдь не утратила актуальности задача обеспечения преемственности и согласованности содержания средне­го профессионального, высшего и послевузовского про­фессионального образования. Создание преемственных об­разовательных стандартов позволит в практической дея­тельности реализовать идею преемственности образова­тельных программ профессионального педагогического образования разного уровня: среднего — высшего — до­полнительного педагогического образования.

Реализация государственных образовательных стандар­тов в области педагогического образования невозможна без создания комплекта научно-методического и инфор­мационного сопровождения. Создание такого сопровож­дения, отвечающего современному состоянию науки, эф­фективным технологиям обучения, весьма актуально. Ре­шение этой глобальной задачи потребует не только кон­солидации научных сил педагогического сообщества по созданию современной учебно-методической литературы, материалов по диагностике качества подготовки специа­листов в области образования и разработке перспектив­ных, высокоэффективных образовательных технологий, но и связано с большими финансовыми затратами, средства для которых необходимо изыскать, чтобы реализовать эту масштабную задачу.

Основная образовательная программа подготовки пе­дагога включает в себя 4 цикла дисциплин (общие гума­нитарные и социально-экономические; общие математи­ческие и естественнонаучные; общепрофессиональные и дисциплины предметной подготовки), дисциплины допол­нительной специальности (если таковая предусмотрена) и итоговую государственную аттестацию.

В блок общепрофессиональных дисциплин (ОПД) вхо­дят дисциплины, общие для всех педагогических спе­циальностей: психология, в том числе и педагогическая, педагогика (ОПД.Ф.02), основы специальной педагоги­ки и психологии, теория и методика обучения предмету, возрастная анатомия, физиология и гигиена, основы медицинских знаний, безопасность жизнедеятельности, национально-региональный (вузовский) компонент, а так­же дисциплины и курсы по выбору студента, устанавли­ваемые вузом.

Поступающий в педагогическое учебное заведение высшего профессионального образования (абитуриент) должен предъ­явить в приемную комиссию документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или сред­нем профессиональном образовании, или начальном про­фессиональном образовании. Весьма желательно, чтобы при этом абитуриент имел определенный опыт допрофессиональной педагогической, организаторской и творческой деятельности, которую он осуществлял в школе (приобрел знания и умения в рамках профильного обучения в т.н. пе­дагогических классах гимназий, выполнял обязанности члена учкома школы, класса, старосты, был шефом у млад­ших школьников, активно участвовал в художественной самодеятельности и различных кружках и секциях).

Выпускник педагогического учебного заведения высшего профессионального образования, получивший квалифи­кацию по соответствующей специальности и в соответ­ствии с дополнительной специальностью, должен быть готовым:

1) осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета;

2) способствовать социализации, формированию общей культуры личности обучающихся, осознанному выбо­ру и последующему освоению профессиональных об­разовательных программ;

3) использовать разнообразные приемы, методы и сред­ства обучения;

4) обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соот­ветствующий требованиям государственного образова­тельного стандарта;

6) систематически повышать свою профессиональную ква­лификацию, быть готовым участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методи­ческой работы;

7) осуществлять педагогически целесообразное взаимодей­ствие с родителями обучающихся (лицами, их заменя­ющими);

8) выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

9) обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в об­разовательном процессе.

Выпускник должен знать:

♦ Конституцию Российской Федерации;

♦ Законы Российской Федерации,

♦ решения Правительства Российской Федерации и орга­нов управления образованием по вопросам образования;

♦ Конвенцию о правах ребенка;

♦ основы общетеоретических дисциплин в объеме, необ­ходимом для решения педагогических, научно-мето­дических и организационно-управленческих задач; пе­дагогику, психологию, возрастную физиологию, школь­ную гигиену; методику преподавания предмета и вос­питательной работы;

♦ программы и учебники по преподаваемой дисциплине;

♦ требования к оснащению и оборудованию учебных ка­бинетов и подсобных помещений;

♦ средства обучения и их дидактические возможности;

♦ основные направления и перспективы развития обра­зования и педагогической науки;

♦ основы права, научную организацию труда;

♦ правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Выпускник должен быть подготовлен к осуществлению следующих видов профессиональной деятельности в об­разовательных учреждениях различного типа:

Под содержанием общепедагогической подготовки учителя подразумевается система педагогических знаний, практических умений и навыков, необходимых для осуществления профессиональных функций учителя.

Ведущими задачами обучения будущих педагогов в вузе являются:

♦ обеспечение глубокого и творческого овладения ими педагогической теорией в ее концептуальном и нор­мативном аспектах;

♦ формирование у студентов основ педагогического мыш­ления для критического осмысления и анализа реальных образовательных процессов и инноваций в педагогике и творческого применения педагогических концепций;

♦ формирование умения четко прорабатывать цели и за­дачи своей деятельности и принимать наиболее эффек­тивные решения по их реализации;

♦ воспитание уважения, любви и творческого отноше­ния студентов к детям, к избранной профессии;

♦ развитие способностей и умений анализировать и адек­ватно оценивать свою педагогическую деятельность;

Рассмотрим, какие курсы необходимо освоить студен­ту педагогического учебного заведения высшего профес­сионального образования.

Изучение данного курса, с одной стороны, позволяет будущим педагогам еще раз убедиться в правильности выбранной ими профессии, с другой — способствует их адаптации к условиям вузовского обучения. Именно с этой целью в ряде педвузов уже с первых дней пребывания сту­дентов в стенах учебных заведений они знакомятся с осо­бенностями вузовской познавательной деятельности, на­чинается разработка программ собственного совершенство­вания как будущих педагогов.

В целом курс способствует решению таких задач, как вооружение студентов научным методом исторического подхода к пониманию и анализу важнейших педагогиче­ских явлений, формированию умения правильно оцени­вать педагогическое наследие прошлого.

Концептуальной основой разрабатываемых курсов и по­следовательности их изучения по семестрам должна выс­тупать система следующих установок:

♦ опора на вариативность содержания образования, ко­торая обеспечит определенный маршрут реализации содержания в рамках различных специальностей сту­дентов — будущих учителей;

♦ разноступенчатый (иерархический) характер содержания тем или модулей (в зависимости от их содержательной валидности и необходимости в данном курсе), что дает возможность дифференцировать нагрузку по факультетам. Каждая тема или модуль курса ориентируют будущего педагога на раскрытие и освоение имеющихся в отечествен­ной и зарубежной науке педагогических теорий, систем образования, моделей процесса обучения и воспитания.

Таким образом, изучение данного курса способствует приобретению знаний теории и технологии педагогическо­го управления образовательными системами в соответствии с требованиями государственного стандарта, формированию умений побуждать педагогический коллектив к эффектив­ной работе по обучению и воспитанию учащихся.

Общепедагогическая подготовка специалиста в профес­сионально-педагогических учебных заведениях строится на единых научно-организационных основах. Вместе с тем наряду с единой подготовкой для всех студентов по ос­новным курсам в соответствии с государственными стан­дартами осуществляется дифференциация содержания обучения с учетом специфики региона, факультета, а так­же индивидуальных особенностей и склонностей студен­тов. Личностный подход к обучению позволяет максималь­но раскрыть всю многогранность и неповторимость инди­видуальных особенностей студента, что, в свою очередь, предоставляет ему в дальнейшем возможность самореали­зации в быстро меняющейся социальной среде. В стенах педвуза этому способствуют различные спецкурсы и спец­семинары, индивидуальная работа студентов над курсо­выми и дипломными работами, участие в работе студен­ческих научных обществ.

Преподавание педагогических дисциплин в педагоги­ческих вузах осуществляется в органическом единстве с другими предметами психолого-педагогического цикла: возрастной физиологией и школьной гигиеной, общей психологией, педагогической психологией.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Мотивы выбора педагогической профессии

Негативные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и его социальное окружение. Что означает правильный выбор профессии? Существует одна расхожая истина, основной смысл которой сводится к следующему: человек тогда вполне счастлив, когда с радостью спешит на работу и с такой же радостью торопится домой.

Что влияет на выбор профессии вообще и педагогической профессии в частности? Любой выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие с одной стороны, подростка с его индивидуальными особенностями, которые проявляются в физическом развитии, в возможностях, интересах, склонностях, характере и темпераменте, а с другой стороны – специальности с теми требованиями, которые она предъявляет человеку.

Е.А.Климов указывает следующие восемь основных факторов, определяющих профессиональный выбор:

1) позиция старших в семье;

2) позиция сверстников;

3) позиция школьного педагогического коллектива;

4) личные профессиональные и жизненные планы;

5) способности и их проявления;

6) притязания на общественное признание;

7) информационность о той или иной профессиональной деятельности;

Для того, чтобы лучше ориентироваться в большом многообразии мотивов, их можно разделить на внутренние и внешние. Внутренние мотивы выбора той или иной профессии:

- ее общественная и личная значимость;

- удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру;

- возможность общения, руководства другими людьми и т.д.

Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе он трудится с удовольствием, без внешнего давления.

- стремление е престижу;

- боязнь осуждения и т.д.

Внешние мотивы могут быть разделены на положительные и отрицательные. К положительным мотивам относятся: материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение начальства, коллектива, престиж, то есть стимулы, ради которых человек охотно будет работать. К отрицательным мотивам относятся воздействия на личность путем давления, угроз, наказания, критики и других действий негативного характера. Исследования показывают, что наиболее эффективным с точки зрения удовлетворенности трудом и его результатами является преобладание внутренних мотивов в совокупности с положительной внешней мотивацией.

Одним из важнейших факторов, определяющих предпочтение педагогической профессии, является любовь к детям, склонность помогать им в освоении опыта.

Изучение мотивов выбора педагогической профессии позволяло выделить четыре типа студентов:

студенты, имеющие одноплановый мотив выбора профессии учителя (любовь к предмету);

студенты, которые не имели мотивов поступления в педагогической институт, т.е. поступили без осознанного мотивирования;

испытуемые, проявившие яркие способности к организаторской работе;

студенты, отличающиеся ярко выраженными сопутствующими довузовскими умениями.

По данным исследований американских ученых, правильный выбор профессии в 2-2,5 раза уменьшает текучесть кадров и на 10-15% увеличивает производительность труда.

Таким образом, подготовка к профессии должна начинаться задолго до того, как человек делает свой профессиональный выбор, и продолжается уже в процессе его профессиональной подготовки в соответствующем учебном заведении.

убеждать других в своей правоте.

контролировать свое социальное окружение;

посредством совета, обольщения, убеждения или приказания воздействовать на поведение других людей и направлять его;

добиваться их сотрудничества;

побуждать других поступать в соответствии со своими потребностями и чувствами;

За этими желаниями могут последовать действия, которые, согласно Г. А. Мюррею, представлены группами:

запрещать, ограничивать, оказывать сопротивление, отговаривать, наказывать, лишать свободы;

очаровывать, покорять, заставлять прислушиваться к себе, приобретать подражателей, устанавливать моду

склонять, вести, убеждать, уговаривать, регулировать, организовывать, руководить, управлять, надзирать;

Читайте также: