Экспериментальный проект невероятное в доу

Обновлено: 03.07.2024

Проблема:
В реальной действительности в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.

Цель:
Развитие познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

Задачи:
- Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.

- Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);

- Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

- Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Этапы реализации проекта:
1 этап – организационно – диагностический;
2 этап – формирующий;
3 этап – заключительный.

Ожидаемый результат:
1.Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
2.Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;
3.Самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением;
4.Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач;
5.В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы.

Практическая значимость:
Данный опыт работы может быть использован педагогами дошкольных общеобразовательных учреждений, педагогами дополнительного образования.

Формы работы:
1. Анализ научной и методической литературы.
2. Мониторинг на начало учебного года
3. Разработка перспективного плана работы с детьми, родителями.
4. Подборка опытов с описанием проведения.
5. Организация предметно – развивающей среды.

Формы работы:
Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями.

Содержание деятельности:

2. Работа с детьми:
образовательные ситуации, опыты, эксперименты, экспериментирование на прогулке, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная экспериментальная деятельность, дидактические игры, подвижные игры, труд в природе и в уголке природы, чтение художественной литературы, беседы, просмотр презентаций, мультфильмов.

3. Работа с родителями:
Анкетирование, родительские собрания, консультации, информационные буклеты, беседы, домашние задания, мастер – класс, презентация проектов.

Формы работы:
1. Мониторинг на конец учебного года
2. Сравнительный анализ результатов
3. Перспективы

Содержание деятельности:
Наблюдение, беседы, проведение диагностических ситуаций с детьми, результаты мониторинга на конец года.

Перспективный план работы с детьми:












Перспективы
• Внедрить в работу ДОУ данный проект по опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
• Выбирать оптимальные методы и приёмы для активизации речевой активности (по рекомендациям учителя – логопеда);
• Совершенствовать профессионализм через применение инновационных технологий обучения;
• Пополнять предметно – развивающую среду;
• Систематизировать дидактический материал для проведения диагностических ситуаций.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.
Например: что быстрее растворится: морская соль, пена для ванны, хвойный экстракт, кусочки мыла и т.п.
Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного ( научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.
Эксперимент можно провести во время любой деятельности.
Например, ребёнок рисует, У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детское экспериментирование - это занимательные опыты, эксперименты, которые побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Опыты представлены с учетом актуального развития дошкольников.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Краткосрочный проект в подготовительной группе

Пояснительная записка

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.

Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как опыты представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того используемый материал обеспечивает развитие двух типов детской активности:

1. собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим;

2. активность ребенка, стимулированной взрослым.

Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде.

Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные. Выделенные два типа детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных и вместе с тем принципиально различных линий психического развития ребенка-дошкольника: развитие личности, психическое развитие.

Актуальность проекта.

Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл. К. Е. Тимирязев

Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.

Образ мира - это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.

Работая в дошкольном учреждении, всегда стремилась искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Ознакомление дошкольников с явлениями природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимание, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.

Цели и задачи проекта.

Цель: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.

Задачи:

Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;

Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;

Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);

Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;

Воспитывать такие качества как желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.

Вид проекта: групповой; краткосрочный; поисково-исследовательский.

Участники проекта: воспитатель группы, дети 6 -7 лет.

Состав проектной группы: воспитатели и воспитанники группы 6 – 7 лет.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный.

• Изучить и проанализировать методическую литературу по теме

• Составление планирования опытно-экспериментальной деятельности

• Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.

2 этап – основной.

Внедрение в воспитательно – образовательный процесс опытно-экспериментальной деятельности. Перспективный план.

3 этап – заключительный.

• Определить эффективность проведенной работы

• Провести анализ полученных результатов.

Сроки проведения: январь.

Режим занятий: 1 занятие в неделю, во второй половине дня. Продолжительность одного занятия 30 минут.

Ожидаемые результаты.

• Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.

• Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.

• У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

Перспективный план работы по основному этапу проекта:

Программное содержание:

Совместная деятельность педагога и детей (НОД по экспериментальной деятельности);

Совместная деятельность родителей и детей.

Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетом? Что в них находится? Какой он? Вы его видите? Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите пакет. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? И так, мы его не видим, но чувствуем.

-8 кусков верёвки по 40 см

-большой пластиковый пакет

Из пакета вырезали круг и прикрепили к нему верёвки и человечка. Сложили парашют и бросили его как можно выше.

При спуске под куполом оказывается большое количество воздуха. Сила сопротивления воздуха уменьшает скорость падения.

Воспитатель: посмотрите, у меня в руках стакан. Как вы думаете, он пустой? Сейчас мы это проверим. Нам понадобиться ёмкость с водой и этот стакан. Перевернём стакан вверх дном и будем медленно опускать его в воду. Обратите внимание, что стаканчик нужно держать ровно. Что вы видите? Попадает ли вода в стакан? Вытаскиваем. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри? (воспитатель предлагает детям потрогать стакан внутри). Ребята, почему вода не попала в стакан? Какой можно сделать вывод? Правильно, в стакане находится воздух, он не пускает туда воду.

Взяли 2 свечи, поставили на блюдца и подожгли их. Одну из свечей накрыли банкой и стали наблюдать, что будет происходить дальше. Через некоторое время свеча накрытая банкой погасла.

Почему она погасла? В банке кончился кислород и образовался углекислый газ. Вот так и мы не можем жить без кислорода.

Перед вами стаканы с водой и трубочки для коктейля. Вставьте трубочки в воду и подуйте в них. Что вы видите? Что выходит из воды с пузырьками? Откуда он берётся? Пузырьки поднимаются на поверхность потому, что воздух легче воды.

Нам понадобиться весы и два воздушных шара. Эти весы можно сделать сами из верёвочки и палочки. С двух сторон я подвесила шары. Посмотрите, сейчас весы уравновешены. Я возьму острую палочку и проткну один из шаров. Что произошло? Какой можно сделать вывод? Шар с воздухом опустился вниз, а лопнувший шар поднялся вверх. Значит шарик с воздухом тяжелее, чем шар без воздуха.

Возьмите лист бумаги и помашите перед лицом. Что вы почувствуете? А если бы мы сейчас окно, что бы почувствовали? Молодцы! Итак, делаем вывод, что воздух – движется. Ребята, сегодня мы много говорили о воздухе, его свойствах, но забыли сказать самое главное, что воздух необходим всему живому. Без него мы не проживём и 5 минут. Попробуйте, закройте рот и зажмите нос двумя пальцами. Не дышите. Почему вы убрали руку и открыли рот? Чего вам не хватало? Хорошо вам было без воздуха?

-способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;

-развивать речь, мышление, любознательность;

-развивать умение делать выводы, умозаключения;

-воспитывать аккуратность при работе.

На столе лежат кубик и шарик.

Воспитатель: какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмём узкую банку и наполним её водой. Перельём эту воду в широкую банку. Форма, которую принимает вода, всё время изменяется.

Вывод: вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода-жидкость. Вспомните лужи после дождя. На дороге растекается, в ямках собирается, а в землю впитывается. И так вода не имеет формы.

Возьмём два стакана-один с водой, а другой с молоком. Возьмём картинку и поставим её за стаканом с водой. Нам видно картинку (ответы детей).

А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили? Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко нет. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунём её в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через неё на картинку. Рисунок не виден. И так, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость.

В ёмкости налили воды. Воду подкрасили акварельными красками разного цвета. Подкрашенную воду разлили в формочки. Формочки положили в морозилку. На следующий день получили разноцветные льдинки.

А если у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают своё мнение. Один ребёнок размешивает в воде сахар, другой - соль, третий – аскорбиновую кислоту. Теперь попробуйте воду снова. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, солёная, кислая.

Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы добавили в воду? (ответы детей). А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Так же не растворилось и масло, оно осталось на поверхности.

-2 яйца (сваренное в крутую)

Положили 2 яйца в разные ёмкости с водой. Они утонули. В одну ёмкость с яйцом насыпали соль. Яйцо всплыло и держится на поверхности. Вода солёная, поэтому вес воды увеличился, а яйцо стало легче солёной воды и оно поднялось на поверхность.

Давайте определим есть ли запах у воды. (Ответы детей). Теперь размешаем в воде травяной настой и мятные капли. И снова понюхаем воду. У воды появился запах. Растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах.

Бывает такая ситуация, что воды чистой рядом нет, но жизненно важно глотнуть хотя бы глоток воды. Существуют разные способы очистки воды. С самыми простыми способами, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся. Для этого возьмём воронку, платок, вату и ёмкость для воды. Делаем очистительные устройства – фильтры.

1

Одна из сторон развития всестороннего развития личности ребёнка – это развитие познавательной активности, которая является подготовкой к переходу к познавательной деятельности, проявляющая у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.

Ключевым направлением проекта является развитие навыков и умений исследовательской деятельности каждого ребёнка в условиях дошкольного учреждения. Экспериментальная деятельность направлена на познание детьми окружающего мира. Чем разнообразнее и интереснее поиск, тем больше информации получает ребёнок.

Ведь развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, отличающиеся любознательностью люди, с конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно выбирать решения в ситуации выбора, прогнозируя на возможные последствия. А это во многом зависит от нас педагогов.

Анализ условий.
Анализ внешней среды.

Права ребёнка, который нуждается в социальной защите и поддержке, закреплены в ряде документов международного и Российского уровня.

Правовые документы: Концепция о правах ребёнка. Всеобщая декларация прав человека.

Конституция РФ, семейный кодекс РФ, закон РФ об образовании.

Возможность внебюджетного финансирования для приобретения необходимых пособий, оборудований для обогащения предметно-развивающей среды.

Наличие педагогических технологий.

Недостаточное бюджетное финансирование для приобретения материала для уголка экспериментирования.

Социальная незащищённость населения, как фактор увеличения материальных проблем в семье.

Нестабильность социально-экономической среды.

Анализ внутренней среды.

Наличие современных методических пособий по данной проблеме.

Наличие уголка природы и уголка экспериментирования. Наличие дидактических, настольно-печатных игр, демонстрационного материала.

Высокий уровень образованности родителей: 58% родителей имеют высшее образование, 42% - средне-специальное.

В результате диагностики выявлено – 53% родителей проявляют интерес к опытно-экспериментальной деятельности детей.

Недостаточная изученность педагогами методической литературы по проблеме.

Недостаточное оснащение уголка природы и уголка экспериментирования.

Разновидность социального статуса родителей.

У 47% родителей низкий уровень заинтересованности в воспитательно-образовательном процессе.

Необходимость выполнения проекта возникла по следующим причинам:

недостаточная изученность методической литературы по проблеме;

недостаточный подбор материала и оборудования уголка экспериментирования;

анализ результатов диагностики показал низкий уровень познавательной активности детей;

не разработана система работы по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми;

неосведомлённость родителей в вопросах развития детского экспериментирования.

Цель – развивать познавательную активность детей через организацию опытно-экспериментальной деятельности.

подобрать диагностический инструментарий по выявлению интереса к экспериментальной деятельности у детей;

разработать перспективный план по организации экспериментальной деятельности;

воспитывать познавательную активность ребёнка, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать;

обеспечить информационное пространство для родителей по проблеме развития активной самостоятельности в экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста.

сформируются навыки исследовательской деятельности;

повысится уровень познавательной активности.

повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов;

составление перспективного плана деятельности, способствующей расширению знаний об окружающих предметах, их свойствах через организацию опытно-экспериментальной деятельности.

повышение интереса к проблеме детского экспериментирования;

помощь в создании уголка экспериментирования;

содействие и участие родителей в дальнейшей работе.

Этапы Сроки Программа действий
Подготовительный Сентябрь-октябрь 2018г. Подбор и изучение литературы, диагностика детей, анкетирование родителей по проблеме организации условий для самостоятельного экспериментирования дошкольников, анализ полученных результатов, выявление проблем.
Практический Ноябрь 2018г.-феваль 2019г. Реализация основного содержания проекта.
Заключительный Март-апрель 2019г. Итоговый мониторинг, обобщение результатов.

Механизмы реализации проекта

  • Подведение итогов работы.
  • Презентация проекта.
  • Изучение мониторинга.
  • Презентация.

Реализация задач по развитию познавательной активности через исследовательские методы обучения.

Участие каждого ребёнка в экспериментальной деятельности.

Готовность родителей действенно сотрудничать и оказывать помощь в создании условий для экспериментальной работы в группе.

Творческий подход педагога.

Возможные ограничения и риски.

Недостаток методической литературы.

Ограничение во времени.

Большая наполняемость групп.

Принципы реализации проекта

  • Принципы развивающего обучения. Обучение ориентировано не только на достигнутый уровень, а всегда опережает его.
  • Принцип систематичности и последовательности предполагает изучение нового материала с опорой на ранее полученное, постепенное повышение требований в процессе поисково-познавательной деятельности.
  • Принцип воспитывающего обучения. Давать детям не только новые знания, но и формировать правильное отношение к объектам живой и неживой природы, предметам рукотворного мира.
  • Принцип доступности обучения. Данный проект предусматривает осуществление поисково-познавательной работы с учетом особенностей возраста, подготовки.
  • Принцип сознательности и активности детей в усвоении и применении знаний реализуется в проблемном обучении, в том, что дети самостоятельно постигают истины, размышляют, приходят к выводам.
  • Принцип наглядности учитывает особенности восприятия и мышления дошкольников.
  • Принцип индивидуального подхода предполагает организацию работы с детьми с учетом их индивидуальных особенностей.
  • Принцип безопасности, предполагающий, что используемые педагогом формы и методы обучения будут безопасными для ребёнка.

- Концепция дошкольного воспитания.

- Концепция о правах ребёнка.

- Типовое положение о ДОУ.

- Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования.

- Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

- Уголок природы в группе.

Отчет о реализации проекта.

Тему данного проекта я выбрала неслучайно. Результаты исследований Л.А Венгера, Н.А. Подъякова и других ученых показывают, что дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения.

Таким образом, возникла необходимость в создании данного проекта. Он рассчитан на один год. Реализация проекта проходила в три этапа:

  1. подготовительный
  2. практический
  3. заключительный.

Диагностика знаний об окружающем мире показало, что 58 % детей имеют высокий уровень, 40 % – средний, 2 % –низкий.

Помимо диагностики детей была работа по выявлению заинтересованности родителей к экспериментированию детей. Из результатов анкетирования видно, что родителей заинтересовала данная проблема, они с удовольствием заполнили предложенные анкеты, задавали вопросы по заполнению.

Этот этап привел к выводу о необходимости определения цели, задач проекта, плана работы.

Цель проекта – развивать познавательную активность детей через организацию опытно-экспериментальной деятельности.

В целях реализации проекта были выделены следующие задачи:

подобрать диагностический инструментарий по выявлению интереса к экспериментальной деятельности у детей;

разработать перспективный план по организации экспериментальной деятельности;

воспитывать познавательную активность ребёнка, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать;

обеспечить информационное пространство для родителей по проблеме развития активной самостоятельности в экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста.

Также на этом этапе мы подобрали методическую литературу, необходимый демонстрационный материал, настольно-печатные игры, создали картотеку опытов, уголок экспериментирования.

Изучив периодическую литературу по данному вопросу, мы разработали перспективный план работы с детьми.

На втором этапе, мы включили в воспитательно-образовательный процесс специально-организованные занятия. Занятия планировались ежемесячно. На занятиях решались задачи по ознакомлению детей со свойствами и качествами веществ, с установлением причинно-следственных связей между свойствами материалов предметов и способами их использования.

Помимо занятий еженедельно проводились игры-занятия, д/и, игровые упражнения, которые были направлены на закрепление знаний и умений полученных на занятиях.

Параллельно проводилась работа с педагогами и родителями.

Работа с родителями была направлена на повышение заинтересованности родителей к экспериментированию детей. Мы использовали следующие формы работы с родителями:

Работа с педагогами включала в себя:

На третьем этапе провели повторную диагностику. Она показала, что у детей повысился уровень знаний об окружающем мире: с высоким уровнем стало 70 % детей, со средним – 28%, низким – 2%.

Одновременно я провела повторное анкетирование среди родителей, результаты которого тоже показали положительную динамику. У 80% родителей повысилось заинтересованность к детскому экспериментированию, желание организовать опыты с детьми в домашних условиях.

Мониторинг реализации проекта

Повысился уровень знаний об окружающем мире на 12 %; в начале учебного года с высоким уровнем 58 %, к концу учебного года 70 %

Повысилось заинтересованность родителей к организации детских опытов: с 53 % до 80 %.

Составлен перспективный план деятельности, способствующий расширению знаний, через организацию опытно-экспериментальной деятельности.

Результаты знаний об окружающем мире.

Результаты знаний об окружающем мире.

Сентябрь – 2018г. Апрель – 2019г.

Результаты анкетирования родителей.

3

Сентябрь – 2018г. Апрель – 2019г.

Онлайн-книги

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 14100 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Проект по опытно – экспериментальной деятельности

Тетерина Екатерина Викторовна

1 квалификационная категория

Свердловская обл., г.Каменск-Уральск

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

Приобретают способности сами ставить

вопросы и получать на них фактические

ответы, оказываясь на более высоком

умственном и нравственном уровне

Актуальность проекта.

В среднем дошкольном возрасте дети проявляют большой интерес к

исследовательской деятельности, задают огромное количество вопросов.

Дети экспериментируют с различными предметами и веществами,

которые находятся у них в доступе. При небольшой помощи взрослого

могут научиться формулировать гипотезы до эксперимента и выводы после него.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, а, значит, активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается его познавательная активность .

Общая характеристика проекта

Данный проект рассчитан на детей среднего дошкольного возраста.

Объем проекта : работа основывается на годовом планировании детского сада, что отражается в комплексно-тематическом планировании совместной деятельности педагогов и детей.

Срок реализации с сентября 2018 года по май 2019 года.

Цель: создание необходимых условий для развития познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

1. Изучить и проанализировать методическую литературу по проблеме исследования.

2. Изучить проблему развития познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста средствами экспериментирования.

3. Выявить уровень развития исследовательской активности детей среднего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.

4. Интеграция опытно-экспериментальной деятельности детей среднего дошкольного возраста с другими видами деятельности в ДОУ.

5. Создать необходимые условия для развития исследовательской активности детей среднего дошкольного возраст средствами физического экспериментирования.

5. Создать необходимые условия для формирования практических и умственных действия детей среднего дошкольного возраста.

6. Развивать любознательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать.

7. Развивать познавательный интерес детей в процессе эксперимента, установление причинно-следственной зависимости, умения делать выводы.

8. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.

9. Знакомить воспитанников со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода, растения и т.д.).

10. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

11. Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.

12. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

13. Поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость , изобретательность, творческую активность ; помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования , развивать познавательные способности.

14. Заинтересовать и привлекать родителей воспитанников в процессы экспериментирования в ДОУ и дома.

Условия реализации: группа детей, специально организованная среда, образцы, материал для работы.

Методы обучения: словесные, практические, наглядные.

Формы взаимодействия:

1. Формы образовательной работы с детьми:

*Непосредственно образовательная деятельность;

2. Формы работы с родителями:

3. Формы работы с педагогами:

Предполагаемый результат:

1.Сформированность эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

2. Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития.

3. Сформированность основ диалектического мышления.

5. Усвоение основ целостного видения окружающего мира.

6. Сформированность коммуникативных навыков.

Основные принципы организации детского экспериментирования:

Связь теории с практикой.

Развивающий характер воспитания и обучения.

Индивидуализация и гуманизация образования.

Природосообразность — акцент на психолого-возрастные особенности дошкольников.

Целостность и системность обучающего процесса.

Взаимодействие трех факторов: детский сад, семья, общество.

Основное оборудование мини-лаборатории:

Приборы : емкости для игр с водой разных объемов и форм, лупы, мерные ложки, пипетки.

Природный материал : песок, ракушки, семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов, яичная скорлупа.

Утилизированный материал : проволока, ткани, пробки,

Разные виды бумаги : бархатная, глянцевая, гофрированная, плотная.

Красители : гуашь, акварельные краски;

Прочие материалы : зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, Вата.

Читайте также: