Здоровьесберегающие технологии во внеурочной деятельности в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Кравцов Виталий Викторович
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ "Темповская СОШ Ртищевского района Саратовской области"
Населённый пункт: п. Темп Ртищевский район Саратовская область
Наименование материала: Статья
Тема: Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочное время.
Раздел: среднее образование

ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.

Ф.И.О. автора: Кравцов Виталий Викторович МОУ «Темповская средняя

учитель начальных классов.

«Забота о здоровье-это важнейший труд

От жизнедеятельности, бодрости детей

зависит их духовная жизнь, мировоззрение,

умственное развитие, прочность знаний,

В. А. Сухомлинский

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего

В последнее время все очевиднее становится катастрофическое

ухудшение здоровья обучающихся. Проблема охраны и укрепления здоровья

детей очень многогранна и сложна. Улучшение их здоровья является одной из

самых перспективных форм оздоровления всего общества. Поэтому, забота о

сохранении здоровья обучающихся-важнейшая обязанность школы, отдельного

вооружить его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых

для ведения здорового образа жизни и воспитать у него культуру здоровья. В

связи с этим возникает проблема разработки и проведения мероприятий по

здоровьесбережению и профилактике заболеваний во внеурочное время.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует

понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных

от классно-урочной и направленную на достижение планируемых результатов

позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

- улучшить условия для развития ребенка;

- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

За последнее время в печати появилось немало интересных методик и

авторских разработок по оздоровлению детей (методика

дыхательная гимнастика К. П. Бутейка, Стрельниковых, методика тренировки

мышц глаза Э. С. Аветисова). И это яркое свидетельство тому, что проблема

В своей работе хочу остановиться на некоторых здоровьесберегающих

технологиях, используемых мной во внеурочной деятельности.

Здоровьесберегающие технологии – это совокупность приёмов, методов,

котором выполняются как минимум 4 требования:

1. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка.

2. Привитие знаний ребёнку в умении самостоятельно защищать себя от

стрессов, обид, оскорблений, обучение его средствам психологической защиты.

3. Не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной,

интеллектуальной нагрузки при освоении учебного материала.

4. Обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который

психологического климата в коллективе.

В своей практике активно применяю следующие образовательные

технологии здоровьесберегающей направленности:

развитие личностных качеств обучающихся;

-технологию дифференцированного обучения, позволяющую осуществлять учёт

-технология проблемного обучения, создающая условия для самовыражения

обучающихся, позволяет использовать разнообразные приёмы, способствующие

появлению и сохранению интереса к учебному материалу;

-технологию диалогового обучения, которая даёт возможность превратить урок

в пространство эффективного общения, создает условия для самовыражения

обучающихся, благоприятного психологического фона;

-технологию рефлексивного обучения, которая даёт возможность отслеживать

уровень понимания материала;

-педагогику сотрудничества, помогающую реализовывать задачи сохранения и

у к р е п л е н и я

з д о р о в ь я

о б у ч а ю щ и х с я .

направленные на сохранение и укрепление здоровья школьников.

Хорошо здоровым быть!

Соков надо больше пить!

Гамбургер забросить в урну,

И купаться в речке бурной.

Спортом разным заниматься!

И болезней не боясь,

В тёплом доме не таясь,

По Земле гулять свободно,

Красоте дивясь природной.

Вот тогда начнете жить!

Здорово здоровым быть.

С чего должен начинаться день человека, который заботится о своём здоровье?

Конечно с ЗАРЯДКИ!

Что же такое утренняя гигиеническая гимнастика?

Утренняя гигиеническая гимнастика—это комплекс упражнений, выполняемых

ежедневно утром после сна. Этот вид гимнастики помогает организму быстрее

активизироваться после сна и обрести бодрость.

Гигиеническая гимнастика доступна и полезна всем, независимо от пола,

возраста и физического состояния. Многие упражнения из комплекса утренней

гимнастики полезны даже людям, имеющим отклонения от нормального

Нашей целью является выработать у ребят привычку делать утреннюю

зарядку. Хочется, чтобы они не только школьный день начинали с зарядки, но и

дома в выходные дни и дни каникул тоже не забывали заботиться о своём

здоровье. Был проведён классный час, на котором провели опрос среди

учеников начальных классов. Данный опрос показал, что только 26% детей

делают самостоятельно утреннюю зарядку. Мы решили проводить зарядку

каждое утро. Так же было решено подобрать комплекс упражнений. Зарядка

проводится под музыку, т.к. музыка дисциплинирует занимающихся, повышает

их внимание и работоспособность. Положительные эмоции, возникающие во

время выполнения упражнений под музыку, усиливают их физиологический

эффект. Также очень хорошо способствуют личностному развитию и

психологическому оздоровлению танцы. Танцевальная терапия – это поистине

волшебный секрет для тех, кто хочет стать раскрепощенным и гармоничным

человеком, научиться двигаться в такт со своим партнером по танцам, это

психотерапевтический метод, в рамках которого человек выполняет

определенные движения и начинает осознавать свое тело. Ведь процесс

организации здоровьесберегающего обучения должен носить комплексный

характер, поскольку, согласно данному Всемирной организацией

здравоохранения определению, здоровье представляет собой «состояние

полного физического, душевного и социального благополучия, а не только

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-

ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-

развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам,

благодаря которым обучающиеся учатся жить вместе и эффективно

взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в

освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта

здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение

сферы общения и деятельности обучающегося, развитие его саморегуляции (от

внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и

активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания,

формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других

В качестве индивидуального подхода использую игровые технологии, что

благотворно влияет на здоровье. В работе с ослабленными детьми осуществляю

занятий, дозировки нагрузки с учётом состояния здоровья детей.

Решить проблему сохранения здоровья школьников помогает проведение

разработаны и адаптированы творческие конкурсы:

3.Конкурс стихов на заданные рифмы «От простой воды и мыла у микробов

Родительский всеобуч решает главную задачу - сформировать здоровый досуг

семьи. В своей практике я использую следующие темы родительских собраний:

1-й класс. Здоровье ребенка – основа успешности в обучении (проблемная

лекция). Режим дня в жизни школьника.

2-й класс. Что нужно знать родителям о физиологии младших школьников.

(Полезные советы на каждый день).

3-й класс. Спортивные традиции нашей семьи (круглый стол). Эмоциональное

4-й класс. Как уберечь от неверного шага. (Профилактика вредных привычек).

Автор: Тарковская Вера Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Острогожская СОШ №2
Населённый пункт: Воронежская область, город Острогожск, улица Чернышова(старая), дом 17
Наименование материала: статья
Тема: "Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности в начальной школе."
Раздел: начальное образование

Использование здоровьесберегающих технологий

во внеурочной деятельности в начальной школе.

Подготовила учитель начальных классов

МКОУ Острогожской СОШ № 2

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует пони-

мать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от

классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов

освоения основной образовательной программы.

Эта деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направ-

лена на достижение результатов освоения основной образовательной про-

граммы. Но в первую очередь основная цель внеурочной деятельности

– это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет

и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не толь-

ко и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувство-

вать, принимать решения и др. Если предметные результаты достигаются в

процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных,

а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей,

интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше,

так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательно-

го процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

Проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их ин-

тересами и потребностями, обеспечивает развитие, воспитание и социализа-

цию младшего школьника. Внеурочная деятельность помогает педагогу и

ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, способствует фор-

мированию учебной мотивации, расширению образовательного пространства,

создаёт дополнительные условия для развития учащихся.

Основные принципы организации внеурочной деятельности:

-учёт возрастных особенностей;

-сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

-связь теории с практикой;

-доступность и наглядность;

-включение в активную жизненную позицию

Внеурочная деятельность – особая сфера жизни учащихся. Максимальное

разнообразие, неформальность, ориентация на индивидуальные интересы и

склонности детей – важные принципы её организации. Именно эта деятель-

ность при правильной организации создает каждому ребенку возможность

реализовать и утвердить себя, пережить чувство успеха.

Эта форма работы влияет на формирование личности ребенка, развивая его

творческую активность, интерес к познанию, охватывает, пожалуй, все сферы

интересов – музыка и спорт, изобразительное искусство и история, техника и

поэзия, экскурсии по родному краю, всего не перечесть. Основанная на прин-

ципе добровольности, объединения по интересам, с учетом возраста детей,

внеурочная деятельность может стать опорой для воспитания нового поколе-

ния, творчески мыслящего, бережно относящегося к окружающему миру,

способного сохранять уже имеющиеся ценности и создавать новые.

Для решения проблемы становления и развития личности используются

различные направления внеурочной деятельности:

Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые

Участие в поисково-исследовательских конференциях на уровне шко-

лы, района, области.

Участие в олимпиадах

Разработка проектов к урокам.

Проведение бесед по охране здоровья.

Участие в районных и республиканских спортивных соревнованиях.

Беседы, экскурсии, целевые прогулки, ролевые игры, наблюдения, опы-

Практикумы, конкурсы, сюжетно- ролевая игра, игра- путешествие.

Участие в творческих конкурсах, в акциях.

Участие и подготовка к мероприятиям.

Подготовка и участие в конкурсах.

Сюжетно-ролевые игры, игры – путешествия

Организация экскурсий, Дней театра и музея, выставок рисунков, поде-

лок и творческих работ обучающихся;

Проведение тематических классных часов, встреч, бесед;

Участие в конкурсах, выставках детского творчества гуманитарного

цикла на уровне школы, города, области.

Будучи органически связанной с учебной деятельностью, внеурочная работа

в отличие от нее строится по принципу добровольности, а ее содержание

должно отвечать личным интересам школьников. Урок, даже самый удачный,

имеет один недостаток: он спрессован во времени и не допускает отвлечений,

даже когда группа (класс) остро интересуется каким-либо вопросом, так как

есть установленный план. Другое дело - внеклассные занятия, в которых

учитель не связан жесткими временными и плановыми рамками. В такого об-

щения и дети, и учитель раскрывают свои личности совсем в другом аспекте.

Важно помнить о том, что любая деятельность, даже познавательная и увле-

кательная, является нагрузкой для психического и физического здоровья

ребёнка. Школьная среда препятствует укреплению здоровья. Раннее начало

обучения, интенсификация учебного процесса, использование педагогиче-

ских инноваций влекут несоответствие нагрузки возможностям детского ор-

ганизма и приводят к напряжению адаптационных механизмов. Педагоги и

родители должны помнить, что здоровье – это величайшая ценность, основа

для самореализации и главное условие для счастливой жизни человека.

Внеурочная деятельность должна быть направлена на сохранение здоровья

школьников. Задача педагогов заключается не только в том, чтобы дать детям

знания, но и в том, чтобы сохранить здоровье детей. Именно поэтому здоро-

вьесберегающие технологии реализуются и в системе дополнительного об-

Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:

в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагруз-

кой, ребёнок умеет преодолевать усталость;

в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;

в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и вос-

в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные

способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;

в нравственном плане – он признаёт основные общечеловеческие ценности.

Для каждого педагога возникает проблема: как максимально помочь рас-

крыться личности каждого ученика, при этом не перегружая его объёмом ра-

боты? Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной дея-

тельности в начальной школе помогает решать эту проблему. Разнообразие

форм и методов даёт учителю большой простор для планирования и вопло-

щения задуманного в работе с детьми. Это и кружковая работа, когда в ходе

занятий реализуется запланированная на определённый срок программа. Мо-

жет быть участие в ежегодных или ежемесячных акциях. Здоровьесберегаю-

щие технологии используют в подготовке и проведении отдельно взятого ме-

роприятия. Учить детей сохранять своё здоровье можно и нужно и в ежеднев-

ном общении с учениками. В нашей школьной жизни существует много воз-

можностей для того, чтобы эта работа стала систематической, увлекательной,

приносящей реальную пользу детям.

Я расскажу о некоторых направлениях здоровьесберегающих технологий, ис-

пользуемых мной во внеурочной деятельности.

Все проблемы, связанные со здоровьем человека, традиционно относятся к

компетенции медицинских работников, к ответственности системы здраво-

охранения. Но именно в образовательных учреждениях использование про-

филактических программ является обязательным. Для взрослых это звучит

очень серьёзно. А дети с удовольствием её реализуют, когда

Отправляются на экскурсию в школьный медицинский кабинет;

Получают знания в ходе интерактивной игры «Первая медицинская по-

В ходе такой работы достигается желаемый результат – дети учатся оберегать

своё физическое здоровье. Несомненно, реализуются и основные принципы

внеурочной деятельности: учёт возрастных особенностей; сочетание индиви-

дуальных и коллективных форм работы, связь теории с практикой, доступ-

ность и наглядность, включение новых знаний в активную жизненную пози-

Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, трениров-

ку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих

здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются

на уроках физической культуры и в работе спортивных секций. Но не только

уроки помогают укрепить физическое здоровье учеников. Дети очень любят

Подвижные игры, особенно на свежем воздухе. Интересные игры мож-

но подобрать во время любого сезона, для большой или маленькой

компании, с оборудованием или без.

Участие в конкурсе «Зарядка для…(глаз, пальцев, пяток, лёгких и

многого другого). Фантазия детей неисчерпаема. Конечно, в такой рабо-

те без помощи родителей и учителя не обойтись, но результат того сто-

дится первый тур. Затем соревнуются победители. В полуфинале и фи-

нале определяется победитель.

Сочетание игры и физического развития делают эти формы занятий очень ин-

тересными для детей. Одновременно реализуются принципы внеурочной дея-

тельности: добровольности, объединения по интересам, неформальность об-

Экологические здоровьесберегающие технологии

Это создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни

и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. Реализа-

ция этих технологий предполагает не только беседы, сбор информации, про-

паганду бережного отношения к окружающему миру, но и посильные дела,

направленные на сохранение здоровья нашего общего дома – планеты Земля.

Конечно, издавать законы по охране природы и устанавливать очистительные

сооружения на предприятиях дети не могут, но им вполне по силам

Уход за цветами в классе и школе;

Уборка территории от мусора;

Забота о птицах зимой.

Я считаю важным научить детей экологической грамотности не только на

словах, дав им необходимые знания, но и осуществить принципы организа-

ции внеурочной деятельности - связь теории с практикой,

знаний и умений в активную жизненную позицию.

Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности

Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением тем из

расширить и закрепить эти знания. Дети с интересом

Участвуют в играх, викторинах, конкурсах рисунков, направленных

на изучение и использование в жизни правил дорожного движения;

Встречаются с людьми, отвечающими за нашу безопасность – поли-

цейскими, сотрудниками МЧС, пожарными.

Социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии

Обеспечивают формирование и укрепление психологического здоровья уча-

щихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда от-

носятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы со-

циальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно при-

влекать не только школьников, но и их родителей. К сожалению, часто педа-

гог помогает детям общаться со сверстниками, учит доброжелательно отно-

ситься к окружающим, искать выход из конфликтной ситуации. Это происхо-

дит и в беседе, и в игре, и в общем деле. Для реализации этой технологии

можно использовать множество разнообразных форм работы. Моим учени-

кам особенно пришлись по душе

Подготовка и проведение спектаклей;

Что самое трудное в этой работе?

Очень важно, чтобы занятия, интересные в смысле познания нового и мето-

дической организации занятия, не были формальными и фальшивыми. Терпе-

ние и последовательность, спокойствие и настойчивость, любовь и доброта

помогут учителю достичь цели, найти максимально эффективные формы, ме-

тоды, приёмы для занятия. Дети порой очень хорошо чувствуют, каких отве-

быть хорошим в глазах учителя и сверстников. А задача каждого занятия -

воспитывая искренность и честность, достучаться до сердца каждого ребен-

Что помогает сделать занятия интересными и понятными?

Определить, какая именно форма работы будет максимально эффективна

и интересна ребятам. Достаточно ли одного разговора на эту тему или

следует продумать систему мероприятий, чтобы достичь желаемой цели.

Дети будут исследователями, зрителями, слушателями, поработают ин-

дивидуально или группами. Сколько времени использовать на реализа-

цию задуманного? Как начать работу, чтобы ребятам захотелось стать

моими соавторами? Эти и многие другие важные вопросы следует обду-

мать заранее. Очень хочется, чтобы наше общение нашло отклик в дет-

ской душе, дало работу его мысли, мысль выразилась в словах, а слова

Чтобы моя задумка реализовалась, пользуюсь современными ИКТ.

Пересмотреть подборку литературного, художественного, музыкального

материала, видеофайлы – всё, что поможет занятию стать не только по-

лезным, но и интересным, а значит, и запоминающимся. Сейчас очень

богатый выбор такого материала. Проблема в том, что именно показать,

дать послушать. Есть опасность при изобилии материала перегрузить

внимание детей просмотром, прослушиванием, рассматриванием. Пре-

подаватель должен помнить общеизвестное правило фармацевтики: в

капле – лекарство, в ложке – яд, и не заслонять этими материалами жи-

вое общение с детьми, когда каждый участник разговора должен быть

услышан и понят.

Ученики начальной школы очень любознательны, активны, деятельны.

Как каждый человек, всё услышанное и увиденное проецируют на себя,

свою жизнь. И чтобы наши беседы глубже запали в их разум и память, я

стараюсь дать детям воплотить главные мысли наших бесед на деле. Мои

ученики очень любят раскрашивать, рисовать, лепить, делать аппликации.

И, если тема занятия позволяет, ребята создают коллективную работу, кото-

рая помогает каждому показать свою индивидуальность и в то же время

даёт почувствовать себя частью дружной семьи. Эти минуты творчества

очень оживляют занятия, любимы детьми.

Мне интересна внеурочная работа тем, что

Возникает в отличие от учебно-урочной системы неформальная обста-

новка. Атмосфера каждого занятия так не похожа на строгий урок.

Между мной и детьми совсем другой стиль общения. Это уже не ди-

но. Дети, не боясь получить плохую оценку, становятся более раскре-

пощёнными. Даже мои тихони, из которых на уроках ответы клещами

вытягиваю, активно высказывают своё мнение, задают вопросы,

предлагают то или иное занятие.

Никто не остаётся неуслышанным и непонятым. Детям этого возраста

очень важно высказать своё мнение, принять участие в общем деле,

быть не только наблюдателями. И наша совместная работа помогает

укрепить эту активную жизненную позицию.

В современной школе обязательно надо сохранять и развивать богатейший

опыт внеурочной работы с учащимися, строить новые образовательные про-

странства, где бы ребенок мог передвигаться свободно, развиваясь и воспиты-

вая в себе эстетическое восприятие окружающего мира, одновременно сохра-

няя психическое и физическое здоровье ребёнка, что обязательно для учащих-

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время понятие "здоровьесберегающие технологии" объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

«Реализация здоровьесберегающих технологий

Ильина Вера Викторовна

учитель химии и биологии

ГБОУ ООШ с.Андреевка

Вводная часть

2. Цель и задачи

3. Ожидаемые результаты

Основная часть

1. Понятийный аппарат

2. Характеристика здоровьесберегающих технологий во внеурочной

3. Из опыта работы по здоровьесбережению во внеурочной деятельности

Информационные источники

Вводная часть

1.Актуальность

В соответствии с законом РФ “Об образовании” здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

Развитие школы идет по пути увеличения физических и психических нагрузок на ребенка.

По данным НИИ педиатрии:

14 % детей практически здоровы;

50 % детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;

35 – 40 % детей страдают хроническими заболеваниями.

Необходимо создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни, сохранение здоровья физического, психического и духовного. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе.

Весомыми аргументами в пользу актуализации данной проблемы являются следующие:

1.Состояние здоровья школьников в России характеризуется наличием негативных тенденций, которые привели к ухудшению здоровья нации уже в начале XXI века.

К этим тенденциям относятся:

несоответствие многих методик и технологий обучения возрастным и гендерным особенностям;

нерациональная организация учебно-воспитательного процесса, так как дети большую часть дня находятся в школе и, получая домашние задания, продолжают процесс обучения дома, что в целом сказывается на общем здоровье учащихся негативно, вызывая утомляемость.

2.Большая нагрузка врачей общего профиля практически сводит на нет их главную работу - профилактику заболеваний, предупреждение осложнений болезней детей, работу с больным ребенком до полного восстановления его функциональных возможностей.

Указанные аргументы определили проблему данной работы: Реализация здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности.

2.Цель и задачи

Следовательно, цель моей работы – реализовать здоровьесберегающие технологии во внеурочной деятельности.

В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

1.Формировать у школьника необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.

2.Сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни.

3.Сформировать ответственность за своё здоровье.

3.Ожидаемые результаты

1. Повышение уровня знаний по вопросам здоровьесбережения.

2. Применение знаний, умений и навыков ЗОЖ в повседневной жизни.

3. Осмысление ответственного отношения школьников к своему здоровью.

Основная часть

Понятийный аппарат.

Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье - важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма.

Проблема здоровья интересовала многих педагогов. Так В.А.Сухомлинский утверждал, что забота о здоровье ребенка - это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, а не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего, забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества.

И.И. Брехман, основоположник науки о здоровье - валеологии, определяет здоровье как способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации.

Таким образом, из приведенных определений видно, что понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания.

Опираясь на данное определение, выделяют следующие компоненты здоровья:

- здоровье физическое — это состояние, при котором у человека имеет место гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды. Отсюда следует, что физическая активность — естественная потребность здорового, развивающегося организма в движении. Физическая активность в детские годы выступает как предпосылка психического развития ребенка;

- здоровье психическое — это способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой. Таким образом, психическая активность — потребность нормально развивающегося ребенка в познании окружающей жизни;

- здоровье нравственное — это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Характеристика здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности

Технология - это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией.

В то же время понятие "здоровьесберегающие технологии" объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Под здоровьесберегающими технологиями будем понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды (внеурочная деятельность) и условия жизни ребенка.

Экологические здоровьесберегающие технологии.

Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие подрастающего поколения, формирование у него определенных ценностных установок в плане нравственного отношения к окружающей среде.

Экологическое образование и воспитание учащихся – это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью. Для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и жить по их принципу.

Физкультурно – оздоровительные технологии.

Данная технология реализуется работой спортивных кружков, секций, внеурочной массовой оздоровительной деятельностью. В спортивно – массовых мероприятиях и соревнованиях всегда задействовано большое количество участников (учащихся), а это увеличивает двигательную активность детей.

Физическое воспитание во внеурочной деятельности связано с умственным, нравственным, эстетическим, духовным и трудовым воспитанием школьника, а это способствует всестороннему развитию личности ребенка.

Здоровьесберегающие образовательные технологии.

Активную роль в воспитании грамотности по здоровому образу жизни играет школьная библиотека, которая способствует развитию целостной системы экологического просвещения и образования.

Важную роль по воспитанию здорового поколения в летний период играет летний оздоровительный лагерь.

Положительных результатов по здоровьесбережению учащихся можно достигнуть только тогда, когда в этом будут заинтересованы не только учителя, но и родители.

Воспитание и пропаганда здорового образа жизни позволяет создавать и внедрять полноценный комплекс мероприятий, способствующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья школьников.

Из опыта работы по здоровьесбережению во внеурочной деятельности

По формированию культуры здоровья учащихся во внеурочной деятельности я использую такие формы и методы работы:

Минутки общения

"Береги глаз как алмаз", по окончании занятия проводим зарядку для глаз.

Беседы, дискуссии

О соблюдении правильного питания, режима дня.

"Крепкие зубы - здоровью любы", учащиеся высказывают свою точку зрения по данному вопросу, а учитель создает для благоприятного психологического настроения ситуации успеха.

Для того чтобы дети не уставали во время бесед, мною проводятся специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, глаз, упражнения для рук и пальцев. Например:

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

И на стулья все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

И беседу продолжаем.

Викторины, познавательные игры (Приложение 1)

Круглые столы

"Мы хотим расти здоровыми!", с применением заданий для проведения самоанализа.

Игры-соревнования

Игротренинги, сюжетно-ролевые игры, развивающие игры (Приложение 2)

Подвижные игры на свежем воздухе (Приложение 3)

Систематический отдых на открытом воздухе оказывает закаливающее, оздоровительное влияние на организм школьников. Современные дети знают мало игр. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности детей, сначала знакомлю их с правилами той или иной подвижной игры, помогаю организовать игру, чтобы в дальнейшем дети могли играть без меня. Во время прогулки предлагаю детям две известные для них игры и разучиваю с ними только одну новую. Подвижные игры подбираю с учетом закономерностей возрастного развития детей. Стараюсь охватить всех, дать им достаточную физическую нагрузку. Если выход на улицу по каким-либо причинам невозможен, предусматриваю двигательную активность в спортивном зале. При этом использую простое физкультурное оборудование: мячи, обручи, кегли.

Эстафеты, веселые старты (Приложение 4)

Направлены на укрепление физического здоровья и профилактику заболеваний. В таких играх большую роль играет эмоциональная окраска игры. Дети отдыхают не только физически, а получают ещё и заряд положительных эмоций.

Культпоходы в лес (Приложение 5)

Учащиеся вместе с родителями идут по заранее спланированному маршруту. Формирование сплоченности, сотрудничества и крепких отношений, взаимовыручка.

Экскурсии и прогулки.

Музыкальный час

В зависимости от состояния детей определяется интенсивность. Все упражнения на релаксацию проводятся под спокойную расслабляющую музыку.

Оформление тематических стендов:

По ПДД, противопожарной тематике, профилактике употребления ПАВ.

Дни Здоровья (Приложение 6)

Провожу раз в месяц. Темы подбираю разные, актуальные для учеников 5,6 класса, главная цель которых, всестороннее развитие личности на фоне доступного в этом возрасте уровня физической культуры личности школьника. Формируют физиологию здоровья, опираясь на ценностные ориентиры, подводят детей к осознанию того, что здоровье – это самое большое богатство, и нужно приучать себя к мысли о необходимости формирования потребности в здоровом образе жизни.

Зеленый десант (Приложение 7)

Посадка саженцев и пересадка комнатных растений.

Например, фиалка: способствует улучшению настроения, обладает способностью успокаивать, снижает артериальное давление и т.д.; золотой ус: выделяя фитонциды, растение уничтожает бактерии, дает прилив сил, бодрости и улучшает самочувствие; пеларгония: её пахучие эфирные масла освежают воздух, очищая его от вредных примесей, считается, что она обладает положительной для человека энергией.

Родители являются нашими первыми помощниками. Принимают участие в спортивных праздниках, конкурсах, соревнованиях, культпоходах в лес.

В заключение вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо хочется сказать: "Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым".

Отобранные методы, формы, приемы работы, направлены на реализацию поставленной мною цели. В связи с этим можно отметить следующие положительные тенденции во внеурочной деятельности:

1.Повышение уровня знаний по вопросам здоровьесбережения и познавательного интереса к предметам.

2.Повышение качества знаний и уровня организации учащихся.

3.Способность применить знания, умения и навыки ЗОЖ в повседневной жизни.

4.Ответственное отношение школьников к своему здоровью.

Таким образом, можно сделать вывод, что роль здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности формирует у учащихся важнейшие коммуникативные навыки, повышает качество образовательных результатов.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

Информационные источники

Основные источники

Григорьев Д. В., Кулешова И. В., Степанов П. В. Воспитательная система школы: от А до Я. – М.: Просвещение, 2006.

Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009. – 24с. – (Стандарты второго поколения).

Касицина Н.В., Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Четыре тактики педагогики поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика. Спб.: Агентство образовательного сотрудничества. Образовательные проекты. Речь. М.: Сфера, 2010, 188с.

Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. – СПб.: Каро, 2009. – 367 с.

Шмелькова Л. В. Требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся вопросах и ответах // Администратор образования. – 2011. – № 10. – С. 79-82.

Нормативные документы

Закон РФ об образовании

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся (приказ Минобрнауки России от 28.12. 2010г. № 2106)

Интернет ресурсы:

Викторины, познавательные игры

Круглые столы




Сюжетно-ролевые игры

Развивающие игры



Подвижные игры на свежем воздухе




Эстафеты, веселые старты




Культпоходы в лес

Экскурсии и прогулки





Дни Здоровья




Зеленый десант





-75%

Вожатый образовательной организации: Реализация культурно-досуговой деятельности учащихся и современные технологии активного обучения в условиях реализации ФГОС

“ Забота о здоровье-это важнейший труд
воспитателя.
От жизнедеятельности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний,
вера в свои силы”.
В.А.Сухомлинский

  • организация образовательного процесса с учетом всех норм и правил, способствующих сохранению и укреплению обучающихся;
  • включение в образовательный процесс системы здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение здоровья.

К окончанию 4-го класса многие дети приобретают ряд заболеваний, которые в дальнейшем переходят в хронические. Ученые отмечают, что первый скачок в увеличении числа ребят, страдающих хроническими заболеваниями, происходит в возрасте 7-10 лет.

При анализе медицинских карт первоклассников за 4 года выяснилось, что здоровье детей в процентном отношении ухудшается. На 1-3 местах выявились болезни: тубинфицированные, плоскостопие, сердечно-сосудистые -это болезни, не зависящие от школы и учителя. На 4-м и 5-м местах- нарушение осанки и миопия. Это то, что имеет прямое отношение к организации учебного процесса.

У современных младших школьников, по оценкам отечественных и зарубежных специалистов, отличается замедление развития по сравнению с данными 10-20-летней давности. В последнее десятилетие возросло число факторов, которые раньше не составляли проблем для врачей, педагогов, родителей учащихся:

год от года возрастают учебные нагрузки;

досуг всё чаще отдаётся просмотру фильмов и компьютерным играм.

В своей работе я выделяю основные причины снижения здоровья детей:

трудности при адаптации в 1-м классе;

перегрузка учебным материалом;

медицинская и психологическая неграмотность части родителей;

недостаточное внимание к двигательной активности и физической культуре ребенка;

Для решения данных проблем в своей работе я использую следующие педагогические методы и приемы в организации учебно-воспитательного процесса, а именно:

Строю урок на основе:

а) Комфортного начала и окончания урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся (использование положительных установок на успех в деятельности, умение настроить себя на положительную волну, положительная мотивация учащихся);

б) Проведения на уроке динамических пауз, физкультминуток. (см. приложение №1);

в) Объяснения нового материала с опорой на опыт учащегося. В результате использования этого метода дети учатся обращаться к своему личному опыту, предъявлять свою собственную позицию, искать и находить свои способы деятельности, использую деятельностный подход;

г) Упорядочения системы домашних заданий, их дозировки, творческого характера.

д) Учета индивидуальных способностей и особенностей ребенка.

Помогает сохранить здоровье учащихся в 1-ом классе :

а) проведение уроков в нетрадиционной форме (урок-путешествие, урок-экскурсия, Урок-соревнование и т.д.);

б) строгая регламентация учебной нагрузки;

в) отсутствие отметочной системы.

Проведение анкет по адаптации учащихся в 1-ом классе показало, что 75% учащихся полностью адаптированы, 21%-средняя адаптация и 4%-дезадаптированы. Опрос среди родителей выявил тот факт, что 95% учащихся идут в школу с хорошим настроением.

Считаю важным и не жалею времени вопросу здорового питания учащихся не только на уроках окружающего мира и основ безопасности жизнедеятельности, но и в кружковой работе. С этого года я провожу кружок “ Здоровое питание” (приложение №2). Актуальность введения данной программы усиливается статистическими данными по увеличению заболеваемости детей болезнями желудочно-кишечного тракта, аллергическими заболеваниями. Программа направлена на воспитание у младших школьников культуры питания. С этой целью в учебно-воспитательном процессе я решаю следующие задачи:

1.Сформировать у младших школьников представление о здоровом питании.

2. Дать основные понятия “правильного” питания школьников.

3. Сформировать гигиенические навыки, связанные с приемом пищи.

4.Обучить практическим навыкам приобретения продуктов питания в условиях современной торговой сети.

Несмотря на то, что данный кружок ведется с этого года, были достигнуты определенные успехи:

Соблюдение учащимися правил личной гигиены:


Анкетирование учащихся класса показало, что ребята стали уделять больше внимания режиму питания:


Анкетирование родителей показало, что дети стали больше уделять внимание правильному питанию и своему здоровью.

Проблему сохранения здоровья младших школьников я решаю и во внеурочное время. Это проведение творческих конкурсов, беседы по теме “ Здоровье”, викторины, игры. Мною разработаны и адаптированы творческие конкурсы:

1.Конкурс рисунков “Здоровье в порядке – спасибо зарядке!”, “Мы здоровыми растем”;

2.Конкурс поделок “Золотые руки не знают скуки”.

3.Конкурс стихов на заданные рифмы “От простой воды и мыла у микробов тают силы”, “Я здоровье сберегу – сам себе я помогу”.

В работе кружка участвуют и родители. Это позволило еще более раскрепостить детей, сделать более интересными и познавательными занятия кружка, который перерос в работу клуба “Здоровье”.

Работа клуба “Здоровье”

(беседы по темам)

1. Дружи с водой. Секреты доктора Воды. Друзья Вода и Мыло.

2.Глаза – главные помощники человека. Профилактика близорукости. Правила сохранения зрения.

3.В гости к королеве Зубной щетке. Уход за зубами. Как сохранить улыбку здоровой.

4.Надежная защита организма. Забота о коже.

5.Чтобы уши слышали (правила навыков личной гигиены).

6.“Рабочие инструменты” человека (уход за руками и ногами).

7.Незаменимые помощники (расческа, носовой платок и др.).

8. Экскурсия в пожарную часть города.

1. Здоровье в порядке – спасибо зарядке!

2. Сон – лучшее лекарство.

3. Здоровая пища для всей семьи. Как следует питаться.

4. Мышцы, кости и суставы. Осанка – стройная спина.

5.Физкультура в молодости – здоровье в старости.

1. Расти здоровым. Правила ЗОЖ.

2. Как воспитать в себе уверенность и бесстрашие?

3. Как настроение? Эмоции, чувства, поступки.

5.Мальчишки и девчонки! Давайте жить дружно!

6. Красоты души и тела.

7. Лучший отдых – любимое занятие.

1. Как помочь себе сохранить здоровье?

2. Что зависит от моего решения?

3. Почему некоторые привычки называют вредными.

7.Телевизор и компьютер – друзья или враги?

Родительский всеобуч решает главную задачу - сформировать здоровый досуг семьи.

Тематика родительских собраний:

1-й класс. Здоровье ребенка – основа успешности в обучении (проблемная лекция). Режим дня в жизни школьника.

2-й класс. Что нужно знать родителям о физиологии младших школьников. (Полезные советы на каждый день).

3-й класс. Спортивные традиции нашей семьи (круглый стол). Эмоциональное состояние.

4-й класс. Как уберечь от неверного шага. (Профилактика вредных привычек).

Циклограмма работы класса в направлении здоровьесбережения:

Анализирую медицинские показания о состоянии здоровья учащихся, были выявлены хронические заболевания детей (приложение №3). Данные сведения о состоянии здоровья учащихся и его диагностика являются одним из важнейших критериев при оценке эффективности и качества учебно-воспитательного процесса с точки зрения здоровьясбережения.

Читайте также: