Здоровьесберегающая деятельность в школе

Обновлено: 07.07.2024

Однако, до сих пор существующая система образования, несмотря на сформированный опыт здоровьясбережения школьников регионального уровня, продолжает оставаться фактором риска для здоровья школьников (Казин Э.М., Айдаркин Е.К., Блинова Н.Г., Фёдоров А.И., Тушина Г.И. и др.). Актуальная проблема всех обшеобразовательных школ — несформированность у школьников мотивационно-ценностных установок на здоровье и здо­ровый образ жизни, низкий уровень их компетентности в вопросах культуры здоровья [1].

Здоровьеформирующие образовательные технологии — это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни (Николай Константинович Смирнов, родоначальник данного понятия).

Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы подготовки подрастающего поколения к жизни в правовом демократическом государстве. Здоровье — основа жизнеспособности и успешной жизнедеятельности личности. Культура жизненного самоопределения, позитивное отношение к себе и другим, способность к рефлексии и саморазвитию, умение строить и контролировать свои отношения с людьми, отстаивать свои права конструктивным способом — необходимые компоненты психологического здоровья личности.

Школа решает проблему пропаганды здорового и безопасного образа жизни всеми доступными способами. В зоне постоянного контроля администрацией школы вопросы здоровьесбережения школьников: рациональная организации учебного процесса (расписание учебных занятий); соблюдение воздушно-теплового режима и санитарно — гигиенических условий требованиям СанПиНов; определение соответствия дозировки домашних заданий учащихся объёму работы на уроке; качество выполнения программ формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в начальной школе; проведение уроков здоровья и безопасности жизнедеятельности; планирование воспитательной работы и организация образовательной деятельности для учащихся 5-6-х классов в соответствии с ФГОС; анализ интерактивных методов обучения учащихся на уроках с точки зрения формирования УУД; использование технологий развития личности ребёнка и современных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Во время посещения уроков определяется и фиксируется психологический климат на уроке, наличие эмоциональных разрядок, соблюдение учащимися правильной позы. Отслеживается момент снижения учебной активности школьников как показатель наступления их утомления. В ходе прохождения учебного материала на уроках уделяется внимание формированию культуры здоровья, здорового и безопасного образа жизни, здоровому питанию, обсуждению вредных привычек. Применяются современные здоровьесберегающие технологии: физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные игры, релаксация, гимнастика для глаз.

Административными методами можно добиться соблюдения гигиенических норм, обеспечить составление грамотного с позиции здоровьесбережения расписания уроков, минимизировать объем домашнего задания и пр. Но здоровьеразрушающее воздействие на учащегося отдельных учителей непосредственно на уроках сведет положительный эффект всех усилий до минимума. Именно здесь кроется риск негативного влияния учителя на здоровье своих учеников.

Грамотная, творческая и самоотверженная работа педагога, ставящего заботу об ученике и его здоровье на первое место — огромный ресурс возможностей позитивного воздействия на ребенка. Правильно организованное здоровьесберегающее обучение и творческий характер образовательной деятельности - важные условия здоровьесберегающей среды! Следовательно, включение ученика, учителя в творческий процесс способствует поисковой и учебно-познавательной активности обучающихся и формированию их успешности. Снижение физиологического перенапряжения и утомляемости, преодоление психоэмоционального стресса на уроке способствуют повышению учебной мотивации, росту учебных достижений школьников и, как результат, сохранению физического и психического здоровья.

Таким образом, одним из эффективных способов построения образования на всех этапах проектирования здоровьесберегающего подхода является внедрение во все предметные области современных здоровьеформирующих образовательных технологий, технологий развития личности (самообразования, самовоспитания, саморазвития и пр.).

Здоровьесбережение – приоритетное направление нашей школы.

Педагогический коллектив достаточно высоко оценивают необходимость различных форм здоровьесберегающей работы в школе: уроков здоровья (69%), внеклассной работы (76%), повышения квалификации в данной области (73%). Учителя школы имеют высокий уровень готовности к здоровьесохраняющей и здоровьесозидающей деятельности.

Считаем, что просвещение и информирование, прямые призывы педагога к ведению здорового образа жизни и запреты вредных привычек дают слабый эффект в формировании культуры здоровья учащихся. Поэтому педагогический коллектив постоянно в поиске и апробации наиболее эффективных профилактических и развивающих программ, направленных на формирование осознанного отношение к здоровью как базовой жизненной ценности у подрастающего поколения.

Главный замысел: учёт стремлений детей и подростков к активной общественной деятельности, их потребности к общению, саморазвитию и самовыражению, способности оказывать позитивное влияние на сверстников, говорить на доступном языке. Забота о здоровье школьников и приумножение здоровья самим школьником – это радость творчества, сотрудничества и общения!

Мы убеждены, что воспитание должно давать веру в жизнь и глубокомысленное отношение к своему здоровью как базовой жизненной ценности. Мы придерживаемся общего мнения и уверены, что в существующей картине мира, Каждому есть место и, Каждому необходимо помочь найти своё место, познать свои возможности и быть успешным в любой деятельности.

Результативность деятельности по формированию культуры здорового образа жизни: позитивное отношение школьников к двигательной деятельности, к занятиям физической культуры как компоненту здорового образа жизни и высокие достижения в спортивно-массовой деятельности; ребята с большим интересом принимают участие в реализации различных проектов, научно-практических конференциях, связанных с вопросами здорового образа жизни. Они создают различные творческие работы, что способствует привлечение внимания школьников к проблеме охраны и укрепления здоровья, а также позволяет создать основу для понимания здоровья как высшей базовой ценности.

Здоровье в рейтинге ценностей учащихся 5 — 8 классов занимает 1-3 позиции (наряду с семьёй и общением).

155 уч-ся ОУ приняли участие и 51 учащихся имеют высокий уровень достижений: во Всероссийских и Международных дистанционных олимпиадах – соревнованиях, играх – марафонах, акциях, Муниципальных и Региональных творческих конкурсах, конкурсах социальных проектов. 5 уч-ся имеют призовые места в конференциях различного уровня по темам здоровьесберегающей направленности.

43 педагогов активно принимают участие в конкурсах методических разработок интегрированных уроков и развивающих мероприятий, мастер-классов (Победители и призёры – 25 человек), 45% педагогов охвачены семинарами, вебинарами, фестивалями и конференциями различного уровня (12 педагогов имеют свидетельства и сертификаты участия). 6 педагогов обобщают свой опыт, выступают на постоянно действующих семинарах (НМЦ, КРИПКиПРО), имеют публикации по здоровьесбережению школьников в СМИ, электронных сборниках и периодических изданиях.

Наши яркие достижения в пропаганде ценностей здоровья и здорового образа жизни:

Нас радует то, что наш коллектив нашёл эффективные способы в здоровьесохранении и здоровьеформировании детей и молодёжи, сделав их своими единомышленниками в формировании культуры жизненного самоопределения, в решении задач самосохранения и приумножения здоровья самим школьником.

Напутствие коллегам.

Помните, что человек рождён для того, чтобы реализовать себя, осуществить своё призвание!

Целенаправленная жизнь в целом намного лучше, богаче и здоровее, чем жизнь однообразная, скучная и бесцельная.

Давайте вместе, в совместном сотрудничестве и профессиональной ответственности за результаты своей работы на всех этапах взаимодействия сохранять здоровье и психоэмоциональное благополучие наших детей!

2. Зотова, М.О. Особенности применения здоровьеразвивающих технологий в формировании культуры здоровья школьников / М.О. Зотова // Современные проблемы науки и образования – 2009. – № 3.

Однажды по лесу шёл мудрец. Он увидел лесоруба, пилившего огромное дерево старой тупой пилой. Было ясно, что работает тот уже давно, сильно устал, а результат был очень невелик.
“Что ты делаешь?” – спросил мудрец.
“Не видишь, я работаю!” – сердито ответил лесоруб.
“Если ты заточишь свой инструмент, дело пойдёт гораздо быстрее”, – посоветовал мудрец.
“Не мешай, мне некогда, мне работать надо”, – ответил упрямый лесоруб.

Ситуация, представленная в данной метафоре, хорошо знакома всем, кто работает в школе учителем. Зачастую, проводя до тысячи уроков за один только учебный год, сталкиваемся с проблемой лесоруба.
Причины такого положения дел в противоречиях современной системы образования.

  • целями, стоящими перед системой образования, направленными на развитие личности и конечным результатом, акцентированным на знания, умения и навыки;
  • направленность на сохранение здоровья участников образовательного процесса и его интенсификация;
  • высокими требованиями, предъявляемыми государством к педагогу, и низким статусом учителя в обществе;
  • необходимостью развития мотивации достижений у школьников и оценочной деятельностью, ориентированной на фиксацию неудач;
  • организацией методической работы в школе, направленной на рост специально – предметной компетентности, и необходимостью повышения психолого-педагогической компетентности;
  • слабостью дидактико-технического оснащения и современными требованиями к качеству образования;
  • достаточно жесткой организацией учебного процесса и психофизиологическими ресурсами учащихся.

Как разрешить данную проблему?

На данный момент видится только одно: какие бы методы учитель не применял и сколько бы не принуждал к учению, результата добиться можно только решая проблему комплексно, через развитие и сохранение здоровья всех участников образовательного процесса.


В практике существует множество определений понятия "здоровье". Мы в своей деятельности руководствуемся определением данного понятия, предложенным ВОЗ: " Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов".


Соматический компонент включает в себя генотип, обмен веществ, уровень физического развития, тип конституции, функционирование систем организма.
Индивидуально-психический компонент включает в себя эмоционально-волевую и интеллектуальную сферы личности, доминантность полушария, темперамент и другие свойства психики.
Социально-личностный компонент включает в себя социально обусловленные свойства психики человека, обеспечивающие выполнение различных социальных ролей, социальную адаптацию (целевые установки, актуальные потребности, уровень и степень притязаний.
Духовно-нравственный компонент ученые не обозначают как личностный, так как духовное состояние человека выходит за рамки личности.

Проблематизируя смыслы, связанные со здоровьем ребенка, здоровьесберегающим обучением, мы считаем, что школа не должна брать на себя медицинские функции и обязанности.
Среди показателей психического здоровья выделяют основные и дополнительные.

  • Чувство тревоги, безотчетного страха.
  • Чувство раздражения, гнева и враждебности.
  • Состояние депрессии.
  • Чувство вины.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ

Цель: создание единого здоровьесберегающего пространства, обеспечивающее развитие личности с учетом физиологических и интеллектуальных особенностей, удовлетворение потребностей и возможностей.

  • создать каждому ученику необходимые и достаточные условия личностного развития;
  • предоставить учащимся многообразные знания и виды деятельности для опробывания своих сил и возможностей, проявления интересов и склонностей;
  • перейти от пассивных форм обучения к деятельному с вовлечением учащихся в самостоятельную познавательную деятельность;
  • формировать физически здоровую толерантную личность, способную свободно адаптироваться в современном мире.

Поэтому необходима комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса.
Мониторинг является важнейшим инструментом проверки оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых методик, служит основой для основных путей устранения недостатков учебного процесса в школе.

  • Описание здоровьесберегающей деятельности.
  • Анализ реальной ситуации в области состояния здоровья учащихся и факторов, которые позитивно и негативно влияют на здоровье.
  • Оценка эффективности использования здоровьесберегающих педагогических технологий.
  • Создание и распространение эффективных моделей здоровья.
  • Оценка адаптационных возможностей детского организма и физического состояния.

Критериями оценки состояния здоровья обучающихся являются показатели физического состояния учащихся, уровни общей и острой заболеваемости.
С целью отслеживания влияния процесса обучения на качество образования мониторинг должен осуществляться по следующим показателям:

1. Мониторинг здоровья учащихся и его влияния на успеваемость:

1) состояние здоровья школьников;
2) пропуски уроков по болезни;
3) уровень тревожности;
4) охват горячим питанием;
5) занятия в спортивных секциях;
6) уровень адаптации и мотивации учащихся;
7) результаты обученности.

2. Мониторинг здоровья педагогов и его влияние на результаты деятельности:

1) состояние здоровья педагогов;
2) применение новых технологий;
3) диагностика затруднений;
4) уровень невротизации.

Принципы здоровьесберегающей деятельности:

1. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся
2. Принцип ненанесения вреда
3. Принцип триединого представления о здоровье физическом, нравственном, психическом
4. Принцип приоритетного применения активных методов обучения и воспитания
5. Принцип соответствия содержания и организации процесса обучения и воспитания возрастным особенностям учащихся
6. Принцип отсроченного результата
7. Принцип активной обратной связи

  • образовательный процесс в школе организован с учетом возрастных и психологических особенностей личности,
  • предоставлены возможности для развития и самореализации,
  • включает в себя наряду с педагогической медико-профилактическую деятельность,
  • охватывает деятельностью всех участников образовательного процесса и представителей заинтересованных ведомств,
  • УВП организован с учетом рационального распределения рабочего времени.

Программа работы по сохранению здоровья состоит из пяти блоков-направлений.

  • Создание комплексных условий для развития ребенка и сохранение его здоровья

Достаточно благоприятная социальная среда позволяет детям посещать во вторую половину дня секции волейбола, футбола, плавания, тренажерный зал спортивного комплекса. Большой популярностью у наших детей пользуются танцевальные кружки, кружки вокала и хорового пения при Доме культуры. Тесная связь со спортивным комплексом и Домом культуры позволяет не только решить проблему занятости детей, но и бороться с недостатком двигательной активности.


  • Состояние и содержание здания и помещений в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами
  • Организация качественного горячего питания

Школьная столовая обеспечивает всех учащихся полноценным горячим питанием в соответствии с режимом работы школы. Организация двухсменного качественного горячего питания (завтрак, обед) не только благоприятно влияет на состояние здоровья учащихся, но и позволяет без ущерба для здоровья школьников проводить различные виды деятельности во вторую половину дня (посещение ГПД, занятия в кружках, секциях, клубах по интересам).

Динамика охвата горячим питанием (за три года):


– психолого-логопедическая служба

– социально-правовая служба

Среди причин, негативно влияющих на здоровье подрастающего поколения, специалисты выделяют социально-экономические, вследствие которых многие семьи не в состоянии обеспечить должный уход за детьми. В нашей шкале данная проблема не является остро стоящей, так как на территории поселка находится Сахалинская ГРЭС, стабильно работающее предприятие, на котором работает большинство родителей наших учащихся.

Изменения социальной карты школы за три года:


2. Рациональная организация учебного процесса.

  • Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки учащихся
  • Использование при составлении расписание новой шкалы трудности учебных предметов, позволяющей строить расписание уроков с учетом каждой возрастной группы
  • Применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе (проблемное обучение, дифференцированное обучение, проектное обучение, развивающее обучение, модульное обучение, игровые технологии)
  • Безотметочное обучение, при котором фиксация результатов обучение в первых классах ведется в Листах индивидуальных достижений учащихся, что позволяет создать систему портфолио.
  • Подвижный способ обучения со сменой динамических поз.
  • Переход к предпрофильной подготовке и профильному обучению как средству, позволяющему учитывать склонности и интересы учащихся, снижающему уровень тревожности

Предпрофильная подготовка в 9 классах должна осуществляться на основе запросов учащихся с учетом кадрового потенциала школы. Проведенная в ходе работы диагностика позволит определить интересы и склонности учащихся, послужит базой для перехода к профильному обучению, как средству, позволяющему учитывать склонности и интересы учащихся, снижающему уровень тревожности.
Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в школе можно выделить несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья:

  • Контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов.
  • Проведение прививок.
  • Наличие в школе медицинского кабинета для оказания каждодневной помощи и школьникам и педагогам, проведение занятий лечебной физкультурой, организация ароматерапии, массажа.
  • Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости.
  • Создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей.
  • Обустройство пришкольной территории.
  • Аэрофитомодуль: зеленые растения в классах.
  • Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ.
  • Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Стимулирующие

  • Физические нагрузки.
  • Обучение психологическим приемам борьбы с унынием, плохим настроением.
  • Проведение тематических классных часов.
  • Лекции медицинского персонала школы в Дни здоровья.
  • Оформление тематических стендов на тему здоровья.
  • снизить острую заболеваемость
  • сохранить более высокие адаптационные возможности в конце учебного года
  • снизить количество случаев повышенной и высокой невротизации
  • повысить учебную успеваемость

Школа работает в одну учебную смену по календарному плану, состоящему из шести учебных периодов. Длительность одного периода от 5 до 6 учебных недель.
Промежуточная аттестация во 2 – 9 классах проходит три раза в год: после четных учебных периодов.
Результаты анкетирования родителей и учащихся показали, что большинство участников образовательного процесса удовлетворены переходом к новому календарному плану.
Результатом перехода к данному календарному плану явилось снижение заболеваемости детей в школе, и как результат – повышение результатов обучения.
Создание здоровьесберегающей среды в школе позволит каждому ребенку получать полноценное образование с учетом его склонностей и возможностей.
В сравнении с 2005-06 учебным годом снизилось количество уроков, пропущенных по болезни.


3. Организация физкультурно-оздоровительной работы

Реализация этого блока предполагает работу по рациональной организации двигательного режима школьников, способствует нормальному физическому развитию и повышает адаптивные возможности детского организма.


  • Комплекс утренней гимнастики
  • Подвижные игры на перемене, благодаря которым можно снять статическую нагрузку и корректировать личностные качества детей
  • Физкультминутки и динамические паузы на уроке, позволяющие поддержать работоспособность школьников, снять утомление с конкретных физиологических систем
  • Комплекс упражнений для профилактики близорукости и снятия зрительного утомления
  • Уроки здоровья
  • Спортивные соревнования
  • Занятия в спортивных секциях
  • Занятия в системе ДО
  • Занятия танцами и пением
  • Туристический кружок

Учащиеся имеют возможность посещать спортивные секции в школе и спортивном комплексе.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Педагогический совет

руководитель метод. объединения

учителей начальных классов

Цель педсовета:

Проанализировать состояние здоровьесберегающей деятельности в школе, выбрать направления и формы работы по ее совершенствованию.

1.На базе проведённого анализа выявить противоречия, сформулировать проблему, наметить пути её разрешения.

2.Разработать план мероприятий педагогического коллектива по направлениям здоровьесберегающей деятельности

Форма проведения педсовета: консилиум

Этапы подготовки:

1.Создание творческих групп, определение заданий для групп.

2. Анализ материалов, выявление тенденций.

3. Разработка сценария педсовета, компьютерной презентации, оформления педсовета.

Подготовительная работа: Каждое методическое объединение проводит мониторинг по направлениям здоровьесберегающей деятельности.

Схема направлений здоровьесберегающей деятельности закрепляется на доске. Задача: оценить по 5-бальной шкале организацию каждого направления.

В результате выступления каждого методического объединения оценка прикрепляется к карточке соответствующего направления.

Ход педсовета:

1. Вступительное слово заместителя директора школы:

Учеными выделяются несколько причин резкого ухудшения здоровья детей. Все они кажутся безобидными по отдельности, но вместе взятые, они становятся разрушающей силой для здоровья ребенка. Как вы думаете, какие причины называют ученые? Попробуем определить эти причины (слушаются предложения педагогов). На доске карточки с названием причин ухудшения здоровья, они закрыты листами бумаги. После выступлений учителей карточки открываются, результаты сравниваются.

Что можем сделать мы, чтобы хоть немного изменить неприглядную картину ухудшения здоровья? Наверное, внести изменения в систему здоровьесберегающей деятельности, чтобы обеспечить выпускнику школы высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, обучить методам здоровьесбережения и здоровьеформирования. Состояние здоровья учащихся образовательных учреждений во многом зависит от организации специализированной системы условий школьной среды, способствующих формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Важную роль в успехе здоровьесберегающей деятельности играет не только материальная база школы, но и та конкретная целенаправленная работа, которую осуществляет администрация и педагогический коллектив совместно с родителями. Сегодня на педагогическом совете мы рассмотрим направления здоровьесберегающей деятельности, обратим внимание на формы и методы работы, которые недостаточно представлены в нашей школе и внесем коррективы.

2. Выступления методических объединений учителей по направлениям:

Методическое объединение вносит предложения по улучшению здоровьесберегающей деятельности по каждому направлению. Каждое методическое объединение готовит электронную презентацию.

Внутришкольная среда

МО естественно-научного цикла анализирует следующие вопросы:

1) Состояние здания и помещений школы, их содержание в соответствии с гигиеническими нормативами.

2) Оснащенность учебных классов и кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарем.

3) Наличие и необходимое оснащение медицинского кабинета: проводится беседа с медицинским работником школы.

4) Организация питания школьников: анализируется охват горячим питанием обучающихся школы, в тех классах, где количество учеников, питающихся в школьной столовой невелико, выясняются причины путем проведения анкетирования, составляется диаграмма (Приложение 1).

5) Необходимый квалифицированный состав специалистов, обеспечивающих работу с обучающимися (медицинские работники, учителя физической культуры, психологи, логопеды и т.д).

Организация учебного процесса:

МО точных наук анализирует следующие вопросы:

1) Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки учащихся.

2) Использование методов и методик обучения, адекватным возрастным возможностям и особенностям учащихся.

3) Введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов.

4) Строгое соблюдение требований к использованию технических средств в обучении (компьютер, аудиовизуальные средства).

5) Рациональная и соответствующая педагогическим и гигиеническим требованиям организация уроков физической культуры и занятий активно- двигательного характера.

6) Индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития), работа по индивидуальным программам в старших классах.

Динамическая пауза для педагогов. Проводит учитель физкультуры, предлагается выполнять упражнения под спокойную музыку 2-3 минуты .

- Пришло время нам расслабиться, выполнить небольшой комплекс упражнений. Такие паузы- это самый лучший способ снятия нервного, физического, психического напряжения. Упражнения основаны на способности мышц расслабляться, что позволяет сконцентрировать внимание и снять возбуждение:

Климатические и экологические условия той местности, в которой мы живем, способствуют развитию легочных заболеваний у детей. Отсюда следует, что релаксационные упражнения на дыхание – один из серьезных и необходимых моментов занятия. Поэтому такие упражнения вы можете использовать на уроке в качестве динамической паузы.

Организация физкультурно-оздоровительной работы

МО учителей эстетического цикла и физической культуры анализирует следующие вопросы:

1) П олноценную и эффективную работу с учащимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, секциях и.т.п).

2) Организация занятий со специальной медицинской группы.

3) Организация динамической паузы между уроками в начальной школе.

4)Организация динамических перемен, физкультурных пауз на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности: рекомендации комплексов упражнений для обучающихся разных возрастов.

5) Созданию условий и организацию работы спортивных секций, привлечение к секционным занятиям широкого круга детей основной медицинской группы, организацию специальных занятий для детей подготовительной медицинской группы.

6) Регулярное проведение спортивно- оздоровительных мероприятий (дней здоровья, внутришкольных и межшкольных соревнований, олимпиад, походов и т.п).

Профилактика заболеваний и динамическое наблюдение за состоянием здоровья

МО учителей начальных классов анализирует следующие вопросы:

1) Использование рекомендованных и использованных методов профилактики заболеваний (витаминизация, профилактика нарушений осанки, профилактика нарушений зрения и т.п).

2) Регулярный анализ и обсуждение на педсоветах, данных о состоянии здоровья школьников, доступность сведений о состоянии здоровья учащихся для каждого педагога.

3) Регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья и их обсуждение с педагогами, родителями.

4) Создание системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи детям со школьными проблемами.

5) Привлечение медицинских работников к реализации всех компонентов работы по сохранению и укреплению здоровья школьников, просвещению педагогов и родителей.

Формирование понимания ценности здоровья и здорового образа жизни

МО лингвистического цикла анализирует следующие вопросы:

1) Внедрение в систему работы образовательного учреждения образовательных программ, направленных на формирование понятий о ценности здоровья и здорового образа жизни: анализируется наличие данных программ в школе, их влияние на привлечение обучающихся к здоровому образу жизни.

2) Лекции (лекторий), беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек: проводится анкетирование обучающихся с целью уточнения тем и вопросов, касающихся укрепления здоровья, по которым требуются консультации и дополнительные беседы большинству детей. (Приложение 2)

4) Лекции, семинары, консультации по различным вопросам роста и развития ребенка, его здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье, и т.п;

5) Приобретение необходимой научно- методической литературы: проводится беседа с библиотекарем школы, уточняется наличие необходимой литературы.

6) Привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек: анализируется количество совместных с родителями совместных спортивных и оздоровительных мероприятий.

3 . Подведение итогов педсовета: Определяется наименьшее и наибольшее количество баллов по каждому направлению деятельности, вносятся предложения по улучшению, совершенствованию работы.

Предлагается составить Синквейн (ассоциативный ряд) со словом здоровьесбережение

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

4. Принятие решения педагогического совета:

1. Классным руководителям провести беседы о необходимости регулярного питания. Заместителю директора провести работу с заведующим школьной столовой с целью улучшения качества питания.

2. Организовать проведение динамических пауз во время перемены в начальной школе между 2 и 3 уроками, контроль возложить на заместителя директора по воспитательной работе.

3. Классным руководителям провести беседы, лекции о необходимости соблюдения режима дня с целью укрепления и сохранения здоровья.

4. Создать совместно с родителями Совет по привлечению к здоровому образу жизни.

5. Учителям-предметникам соблюдать необходимые объемы домашних заданий.

6. Заместителю директора по воспитательной работе контролировать соблюдение СанПиНов в учебных кабинетах.

5. Рефлексия – дерево настроения. Предлагается педагогам выбрать цвет, который соответствует настроению. Большинство листьев на нашем дереве говорит о том , что мы работоспособны и готовы действовать! Значит мы не безразличны к решению наших проблем.



Здоровье ребенка, его адаптация к жизни в обществе во многом определяется окружающей средой. А для ребенка 6-17 лет такой средой является, прежде всего, школа, где он проводит до 70% своего времени. Поэтому здоровьесберегающие технологии стали приоритетными для современного образования, причем, здоровье понимается не только как хорошее физическое состояние. Учитываются и такие факторы, как психическое, нравственное, социальное, духовное здоровье. Как использовать здоровьесберегающие технологии в школе?

Здоровьесберегающие технологии — что это?

Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)?

Родоначальником этого понятия стал Н.К. Смирнов, который дал следующее определение: "Это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога".

На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям:

  • Создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребенку).
  • Учитывают возрастные возможности ребенка. То есть, при распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст.
  • Рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка).
  • Обеспечивают достаточный двигательный режим.

Основные принципы здоровьесбережения в начальной и средней школе

Принципы сформулированы Н.К. Смирновым.

  • "Не навреди"
  • Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете.
  • Непрерывность. То есть работа по сохранению и защите здоровья должна вестись не от случая к случаю, а постоянно, комплексно.
  • Соответствие содержания обучения возрасту.
  • Успех порождает успех. То есть, нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов.
  • Ответственность. Учитель должен стремиться воспитать у ребенка ответственность за свое здоровье.

Классификация здоровьесберегающих технологий

Специалисты, разрабатывающие данное направление в методологии, предлагают несколько классификаций здоровьесберегающих технологий, учитывающих разные аспекты. Наиболее общая классификация выглядит так:

  • Технологии, которые обеспечивают гигиенически оптимальные условия для обучения.
  • Технологии обучения здоровому образу жизни.
  • Психолого-педагогические технологии, используемые учителями в урочной и внеурочной деятельности. Имеется в виду влияние учителя на учеников на каждом этапе урока и во время внешкольных занятий.
  • Коррекционные технологии.

Виды здоровьесберегающих технологий в начальной школе и методика их использования по ФГОС

Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой работает школа, от условий обучения и возможностей школы, от профессионализма педагогов. ЗОТ эффективнее использовать комплексно, сочетая технологии и выбирая оптимальный вариант, исходя из конкретных условий.

Пятнадцать здоровьесберегающих технологий для школы

    — динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время — 2-3 минуты. — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.
  • Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время — 2-3 минуты.
  • Смена видов деятельности — это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.
  • Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.
  • Игры. Любые: дидактические, ролевые, деловые — игры призваны решать не только учебные задачи. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.
  • Релаксация — проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг.
  • Технологии эстетической направленности. Сюда относятся походы в музеи, посещение выставок, работа в кружках, то есть все мероприятия, развивающие эстетический вкус ребенка.
  • Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей.
  • Позы учащихся. Если в начальной школе учителя еще следят за осанкой и правильным положение ребенка за партой во время письма или чтения, то в старших классах этим зачастую пренебрегают. Вместе с тем, осанка формируется у человека только к 15-17-летнему возрасту. А неправильные позы, которые принимает ребенок во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.
  • Технологии, создающие положительный психологический климатна уроке. Сюда относят не только методы и приемы, повышающие мотивацию, но и приемы, которые учат работе в команде, внимательности, улучшают микроклимат в коллективе, способствуют личностному росту и самоуважению.
  • Эмоциональные разрядки — это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.
  • Беседы о здоровье. Помимо обязательных курсов ОБЖ и физкультуры, нужно стремиться к тому, чтобы на уроках в той или иной форме затрагивались вопросы, касающиеся здоровья и привлекающие к здоровому образу жизни. Удобнее всего делать это в практической части уроков, намеренно моделируя ситуации, связанные со здоровьем, безопасностью. Например, на уроках русского языка можно выбирать тексты, связанные со здоровым образом жизни для упражнений и диктантов.
  • Стиль общения учителя с учениками. Современные нормы требуют от учителя демократичности и тактичности. Самое важное — обеспечить ученику душевный комфорт и чувство защищенности, которые позволят учиться с удовольствием, а не по принуждению.
  • Работа с родителями. Непрерывность действия ЗОТ невозможно проследить без участия родителей. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за физическим здоровьем ребенка. Беседы на классных часах, выступления медицинских работников на родительских собраниях— это тоже относится к здоровьесберегающим технологиям.

Это перечень лишь самых популярных и общедоступных здоовьесберегающих технологий, которые может использовать любой учитель-предметник во время организации учебного процесса.

Здоровьесберегающие технологии по ФГОС

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. И теперь задача учителя — не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую Личность. То есть, по ФГОС подход к сохранению здоровья ребенка и обеспечения его безопасности стал всеобъемлющим, многогранным, затрагивающим множество аспектов.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


В данной статье представлены результаты исследований отечественных ученых, занимающихся изучением здоровьесбережения в образовании. Раскрыты основные компоненты здоровьесберегающей среды. Описаны основные педагогические условия, способствующие здоровому образу жизни школьников.

Ключевые слова: здоровьесберегающая образовательная среда, здоровый образ жизни, педагогические условия.

В настоящее время одной из ключевых проблем современного образования выступает проблема здоровья и его сохранения. В школу приходит все больше детей, имеющих те или иные заболевания. По данным, которые были получены в ходе исследования разными организациями (Всемирная организация здравоохранения, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков за 2016 год) не более 15 % детей рождаются физиологически зрелыми, 26–37 % первоклассников имеются физические недостатки, различного рода хроническая патология встречается у 41 % детей, нервно-психические заболевания имеют 72 % детей. Согласно статистическим данным (НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков за 2016 год) каждый второй ребенок имеет несколько хронических заболеваний, в их числе нарушения опорно-двигательного аппарата, близорукости, аллергические заболевания. Также отмечено, что уже к концу учебного года у 56 %-84 % детей присутствует повышенная невротизация.

Проблемой здоровья и здорового образа жизни занимались многие ученые (П. Ф. Лесгафт, П. К. Каптерев, К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, П. П. Блонский, Е. Н. Медынский, Л. С. Выготский, Г. И. Сердюкова, В. А. Сухомлинский, М. В. Антропова, А. Г. Сухарев, Е. А. Дегтерев, А. Л. Баранов, А. А. Дубровский, Г. Л. Билич, Л. В. Назарова).

Начиная с середины 90-х годов XX века возникают отдельные научные труды, касающиеся организации учебного процесса (И. В. Дубровина), школьной валеологии (В. П. Соломин, Г. К. Зайцев, В. И. Осик, В. В. Колбанов, С. В. Попов), гигиенических условий образовательных учреждений (И. И. Куинджи, Л. М. Сухарева, М. И. Степанова), факторов риска для здоровья детей и подростков при обучении в школе (М. М. Безруких, О. А. Шелонина, Л. З. Каневская, Н. К. Смирнов).

Ученые отмечают, что большую роль на здоровье детей оказывает ряд факторов, главными из которых выступают такие как: генетические, социальные и экологические. Ю. П. Лисицын утверждает, что наиболее сильное влияние на здоровье человека оказывает образ жизни (51–56 %), в меньшей степени экология (21–26 %), наследственный фактор (21 %) и медицинское обслуживание (9 %) [3].

По мнению Н. К. Смирнова существует две группы факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на состояние здоровья школьников:

  1. Факторы взаимосвязанные с учебным процессом или внутришкольные, к ним он относил: недостаточная физическая активность детей в школе; чрезмерная перегруженность детей в процессе учебы, что приводит к стрессу и переутомлению; неспособность большинства педагогов реализовать индивидуальный подход в ходе учебной работы;
  2. Факторы, не относящиеся к учебно-воспитательному процессу или общественные: неблагоприятное воздействие экологических факторов на здоровье детей; недостаток целенаправленной работы, направленной на формирование культуры здорового образа жизни; регламентированность работы направленной на укрепление здоровья людей и детей в том числе; недостаток знаний самих преподавателей об основах здорового образа жизни и культуры здоровьесбережения [6].

М. М. Безруких также указывает на то, что существует ряд факторов, негативно влияющих на состояние здоровья учащихся. Среди них он выделял такие как: стрессогенные педагогические технологии; сложность учебной программы, не соответствующей возрастным и индивидуальным возможностям детей; недостаток педагогических знаний учителей в плане защиты здоровья школьников.

Несмотря на большое количество работ посвященных изучению охраны здоровья, формирования здорового образа жизни, все же наблюдается большое число детей, здоровье которых не соответствует норме.

На данный момент нет единого определения понятия здоровья. Согласно Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и прежде всего состояние полного телесного, душевного и социального благополучия [3].

В настоящее время выделяют несколько видов (компонентов) здоровья:

  1. Соматическое здоровье — это текущее состояние организма индивида, базой которого является биологическая программа личностного развития, опосредованная основными потребностями, господствующих на разных этапах индивидуального развития. Данные потребности выступают, во-первых, в качестве пускового механизма развития человека и во-вторых, способствуют индивидуализации данного процесса.
  2. Физическое здоровье — это естественное состояние организма, слаженность работы всех его органов. Одним из ключевых факторов здоровья выступает образ жизни, который ведет человек. Здоровый образ жизни включает в себя:

– Оптимальные физические и умственные нагрузки;

– Позитивный стиль мышления.

  1. Психологическое (психическое) здоровье. Согласно Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), это состояние внутреннего комфорта человека, благодаря которому индивид способен реализовать свой внутренний потенциал, благоприятно справляться с жизненными трудностями, плодотворно работать на благо общества.
  2. Нравственное здоровье — это группа составляющих мотивационной сферы жизни людей, в основе которой находится система установок поведения человека в социуме. Данным здоровьем опосредована духовная составляющая индивида, потому что она связана с такими истинами как добро, любовь и красота.
  3. Социальное здоровье — это такое состояние организма, которое определяет желание и умение человека контактировать с другими людьми [2].

Все вышесказанное определяет актуальность исследования проблемы здоровьесбережения. Исходя из этого целью данной статьи выступает изучение педагогических условий, способствующих здоровому образу жизни школьников.

Ряд ученых утверждает (И. В. Белякова, В. Г. Петрова, Б. П. Пузанов), что основными неблагоприятными причинами, влияющими на состояние здоровья школьников, выступают: недостаточная двигательная активность, монотонная учебная деятельность и большие интеллектуальные нагрузки, неправильное питание и освещение, недостаток у детей знаний здорового образа жизни.

Так с точки зрения А. В. Левченко, лишь специальная подготовка будущих преподавателей будет способствовать решению проблемы организации здоровьесбережения в образовательном учреждении. Необходимо, чтобы у педагога были сформированы такие профессиональные качества, как:

– стремление совершенствовать свои личностные и креативные способности;

– знать основы здорового образа жизни;

– владеть знаниями моделирования системы отношений в условиях оздоровительной педагогики.

Главное в работе педагога не столько передача знаний и навыков, сколько содействие самоопределению и саморазвитию учащихся — привлечению к здоровому образу жизни (ЗОЖ). Необходимо, чтобы педагог мог организовать такую среду, которая подталкивала бы детей к заботе о своем здоровье.

Основными компонентами здоровьесберегающей среды по Г. Н. Серикову, являются следующие:

Мотивационно-целостный. Подразумевает желание и потребность всех субъектов образовательного процесса (учителей, учеников) в формировании здорового образа жизни;

Организационный. Предполагает организацию здоровьесберегающих и здоровьесохраняющих служб в рамках работы образовательного учреждения, сюда входят система медицинского обеспечения и превентивных служб;

Деятельностный. Нацелен на реализацию различных методик и программ в процессе учебно-воспитательной работы, а также способствует системному и синергетическому подходу в реализации учебных и воспитательных программ;

Оценочный (рефлексивный). Данный компонент реализуется в процессе наблюдения за уровнем физического здоровья детей [5].

Главными составляющими эффективности здоровьесберегающей образовательной среды на наш взгляд выступают сформированность у учащихся мотивационного, информационного и здоровьесберегающего компонента личности как единство осознанного, ответственного и целенаправленного отношения детей к своему здоровью и спортивным занятиям.

Поэтому наилучшим путем формирования основ здорового образа жизни у детей, является организация учителями такой здоровьесберегающей образовательной среды, которая способствовала бы активизации самосознания и самоорганизации детей, а также создавала всем субъектам образовательного процесса условия для полноценного физического, психологического и социального развития.

В качестве основных направлений организации здоровьесберегающей образовательной среды, могут выступать такие как:

  1. Формирование основ здорового образа жизни непосредственно через внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность — это создание педагогом разных видов занятий с учащимися во внеклассное время, способствующих созданию условий для полноценного социального развития детей.

Внеурочная образовательная деятельность представляет комплекс разнообразных видов деятельности, которые обладают обширными воспитательно-образовательными возможностями обучения детей.

Во-первых, различная внеклассная работа содействует многогранному раскрытию индивидуальных особенностей ребенка, которые довольно сложно разглядеть в учебном процессе.

Во-вторых, в процессе внеклассной деятельности у ребенка идет становление личного опыта, способствующего в дальнейшем развитию его умений и навыков.

Внеурочная работа, нацеленная на формирование основ здорового образа жизни, занимается решением следующих задач:

– Создает условия, направленные на развитие потребностей в здоровом образе жизни;

– Формирует стойкое представление о личностных санитарно-гигиенических нормах и преобразует данные представления в жизненный навык;

– Совмещает физическое и психическое здоровье субъекта учебного процесса;

  1. Создание спортивных занятий в школе. Деятельность, осуществляемая в данном направлении, включает в себя проведение в процессе образовательной деятельности динамических пауз, дней здоровья, спортивно-групповую работу.

Физкультурные минутки (динамические паузы) — это физические занятия, которые проводятся в процессе учебных занятий. Данные упражнения благоприятно воздействуют на организм ребенка, а также способствуют развитию внимания и активности детей, что в свою очередь помогает ребенку в усвоении учебного материала.

Как правило учебные занятия связаны с длительным нахождением ребенка за партой в достаточно напряженном состоянии. Все это оказывает неблагоприятное воздействие на организм детей: застой крови в ногах и тазовой области; перестройка в положение позвоночника. Препятствуя данным неблагоприятным явлениям, физические занятия способствуют улучшению циркуляции крови в организме, помогают в исправлении осанки, стимулирует организм ребенка. Из этого следует, что физические упражнения благоприятно воздействуют на успеваемость учащихся и на организм ребенка в целом [4].

Рефлексивная деятельность подразумевает способность осуществлять контроль и оценку результатов своей деятельности, предугадывать исход своих поступков, способность находить и устранять причины затруднений, способность давать оценку своим успехам, способность определить сферу своих увлечений и интересов, способность следовать нормам и правилам здорового образа жизни. Также умение заниматься совместной деятельностью с другими участниками образовательного процесса, анализ собственной деятельности с точки зрения нравственных и этических норм. Индивид имеющий рефлексивное отношение к собственной деятельности, в большинстве случаев достигает высокой степени свободы, способного быстрее приспосабливаться к изменениям окружающей среды.

Здоровьесберегающая деятельность детерминируется личностными, индивидуальными, физическими, психологическими и социальными способностями учащегося как ее субъекта. К данным ключевым факторам, в первую очередь, относится саморегуляция. Саморегуляция личности, подразумевает высокий уровень самосознания и самооценки человека. Самооценка человека описывается как знание личности самой себя и своего внутреннего мира, а также осознание своих умений и навыков.

Формируя культуру здорового образа жизни, ученик стремится найти суть, определить причинно-следственные связи деятельности, оберегающей его здоровье, что подталкивает его последовательно организовывать режим дня и соблюдать его, экономично тратить время и отказываться от вредных привычек, следить за своим здоровьем. Возникновение интереса, желания и мотивации в освоении культуры здоровьесбережения является средством формирования здорового образа жизни детей.

Третьим и весьма важным условием формирования здорового образа жизни детей, на наш взгляд является изучение взаимодействия школы и семьи. В данном исследовании семья рассматривается в качестве активного субъекта образовательной и воспитательной работы. Несомненно, что одним из главных источников материального и духовного развития ребенка, является семья, так как лишь в процессе взаимодействия ребенка с родителями у него начинают закладываться основы поведения, нравственные качества, стремления, установки и идеалы [4].

Таким образом, из всего вышесказанного хочется сделать вывод, что формирование здорового образа жизни детей будет успешным лишь в том случае, если будут соблюдаться педагогические условия, направленные на укрепление и сохранения здоровья детей, а именно: создана здоровьесберегающая воспитательная среда, направленная на осознание обучающимися ценности и значимости здоровья, здорового образа и стиля жизни; инициирована рефлексия здоровьесберегающей деятельности; организовано взаимодействие школы и семьи в формировании культуры здоровьесбережения обучающихся.

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, образовательная среда, здоровье, учебный процесс, ребенок, Всемирная организация здравоохранения, здоровый образ жизни детей, здоровье детей, образовательный процесс, организм ребенка.

Читайте также: