Система образования план урока

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

под ред .Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой

Учитель: Григорян А.Г

2017-2018 учебный год

Тема урока : Образование, 8класс

Тип урока : комбинированный

Развивающая : продолжить работу по развитию умений использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников уметь анализировать, делать выводы и обобщения

Воспитательная: формировать личностное отношение к содержанию урока

На доске записан план урока:

2.Роль образования в современном обществе

3.Система образования в РФ

I. Орг. момент. Постановка целей урока.

II. Актуализация знаний

Учитель : на прошлом уроке мы с вами говорили о таких категориях, как моральный долг, моральный выбор, ответственность.

1. Фронтальный опрос

1) Назовите великий дар, которым не обладает ни одно живое существо, кроме человека (свобода выбора )

А какого выбора ?(морального)

( это выбор своего отношения к другим людям-доброго или злого)

3) Как объясняют верующие люди , почему в одних случаях человек поступает плохо (грешно), а в других- честно, по- доброму

( На одном плече у человека сидит дьявол, а на другом – ангел, и каждый нашептывает свое. Кого послушает человек, так и поведет себя).

Учитель :Но выбирает он сам,т.е. какой выбор он делает (моральный )

Мы с вами говорили, что свобода – это ответственность.А что значит- быть человеком ответственным?( отвечать за свои поступки, за принятые решения.

2.Практическая работа.

Учитель : Работаете в паре У вас на парте по две пословицы .Вы , пользуясь правом выбора и руководствуясь своими моральными принципами, выбираете одну пословицу. Один из вас объясняет, почему вы выбрали именно эту пословицу, а дугой-почему не выбрали.

(пословицы противоречивые)

1.С кем поведешься от того и наберешься. Дерево живёт конями, а человек друзьями

2.Дай, Боже, все самому уметь, да не все самому делать!
Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

3.Не делай добра — не получишь зла. Доброе дело бумерангом вернётся
4. Любовь зла — полюбишь и козла. Любовь спасёт мир.

5.Копейка рубль бережёт. Деньги надо тратить, а не копить

6. Делу — время, потехе — час . Работа не волк, в лес не убежит.

7.Из спасибо шубы не сошьешь. Доброму добрая память.

Учитель : Так от чего зависит отношение к нам окружающих людей.(от наших поступков).Я надеюсь, что в жизни вы будете делать всегда правильный выбор

III. Новая тема

Учитель: Я предлагаю вашему вниманию афоризмы великих людей( слайд 1-3)

Образование людей должно начаться пословицами и должно кончиться мыслями . Н.М.Карамзин

Невежество-ночь ума, ночь безлунная и беззвездная. Цицерон

Полное невежество приводят к полному тупоумию. При невежестве ум чахнет за недостатком пищи. К.Гельвеций

Кто сможет определить нашу новую тему? (Образование) (слайд 4)

Сегодня мы рассмотрим следующие вопросы (план) – на доске

Прежде ,чем мы перейдем к новой теме, запишем в тетрадь значение некоторых терминов, которые нам пригодятся при изучении новой темы

1.Словарная работа: (слайд 5)

Система - (от греч. sysntema - целое - составленное из частей; соединение),множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом,образующих целостность, единство.

Приоритетный-преобладающий, главный

4.Социализация –освоение индивидом социальных норм и культурных ценностей общества

В чем отличие этих определений ?Речь идет осубъекте деятельности ( В 1- Кто осуществляет обучение(д.сад, школа ,вузы)

Во 2-знания приобретаются самими учениками)

2. В каком обществе мы живем?В постиндустриальном или иформационном.Для этого общества характерны небывало быстрые темпы научно- технического прогресса . А теперь ситуация.

«Руководителю фирмы потребовалось три специалиста- переводить тексты с иностранного языка, производить по этим текстам математические расчеты и осуществлять на этой основе компьютерное программирование. У предпринимателя есть выбор:

1-й вариант: пригласить на работу переводчика, математика и программиста (предположим на рынке труда услуги каждого стоят по 20 000 рублей);

1.?- Объясните, какой выбор и почему сделает руководитель фирмы. 2 .Каким образом эта ситуация связана с нашей темой?

Делаем вывод: чтобы добиться жизненного успеха, получить хорошую, интересную и хорошо оплачиваемую должность необходимо получить хорошее образование

Вы частично ответили на второй вопрос о роли образования в современном обществе.

3 . А теперь мы поговорим с вами об основных элементах системы образования в РФ. Будем работать по учебнику и составлять очень интересную схему .Называется она фишбоун (рыбья косточка) (слайд 9 ) .Откройте учебник на стр.63-64 .Читаем текст о системе образования, рассматриваем рисунки.

Фишбоун( рыбья косточка)

голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос,обобщение.

V.Домашнее задание §8, стр.64 составить фишбоун по профессиональной части (слайд 10)

Формирование представления учащихся об образовании как системе , раскрытие вопроса о возрастающей значимости образования в современном мире.Работа по развитию умений использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, извлечению информации из печатных и иллюстративных источников .

ВложениеРазмер
продолжить формирование представления учащихся об образовании как системе , раскрыть вопрос о возрастающей значимости образова 44.53 КБ
k_uroku_obrazovanie_8_klass.pptx 1.41 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА п.НИЯ

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

под ред .Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой

Учитель: Михайлова Вера Анатольевна

2012-2013 учебный год

Тема урока : Образование, 8класс

Тип урока : комбинированный

Развивающая : продолжить работу по развитию умений использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников уметь анализировать, делать выводы и обобщения

Воспитательная: формировать личностное отношение к содержанию урока

На доске записан план урока:

2.Роль образования в современном обществе

3.Система образования в РФ

I. Орг. момент. Постановка целей урока.

II. Актуализация знаний

Учитель : на прошлом уроке мы с вами говорили о таких категориях, как моральный долг, моральный выбор, ответственность.

1. Фронтальный опрос

1) Назовите великий дар, которым не обладает ни одно живое существо, кроме человека (свобода выбора )

А какого выбора ?(морального)

( это выбор своего отношения к другим людям-доброго или злого)

3) Как объясняют верующие люди , почему в одних случаях человек поступает плохо (грешно), а в других- честно, по- доброму

( На одном плече у человека сидит дьявол, а на другом – ангел, и каждый нашептывает свое. Кого послушает человек, так и поведет себя).

Учитель :Но выбирает он сам,т.е. какой выбор он делает (моральный )

Мы с вами говорили, что свобода – это ответственность.А что значит- быть человеком ответственным?( отвечать за свои поступки, за принятые решения.

Учитель : Работаете в паре У вас на парте по две пословицы .Вы , пользуясь правом выбора и руководствуясь своими моральными принципами, выбираете одну пословицу. Один из вас объясняет, почему вы выбрали именно эту пословицу, а дугой-почему не выбрали.

1.С кем поведешься от того и наберешься. Дерево живёт конями, а человек друзьями

2.Дай, Боже, все самому уметь, да не все самому делать!
Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

3.Не делай добра — не получишь зла. Доброе дело бумерангом вернётся
4. Любовь зла — полюбишь и козла. Любовь спасёт мир.

5.Копейка рубль бережёт. Деньги надо тратить, а не копить

6. Делу — время, потехе — час . Работа не волк, в лес не убежит.

7.Из спасибо шубы не сошьешь. Доброму добрая память.

Учитель : Так от чего зависит отношение к нам окружающих людей.(от наших поступков).Я надеюсь, что в жизни вы будете делать всегда правильный выбор

Учитель: Я предлагаю вашему вниманию афоризмы великих людей( слайд 1-3)

  1. Образование людей должно начаться пословицами и должно кончиться мыслями . Н.М.Карамзин
  2. Невежество-ночь ума, ночь безлунная и беззвездная. Цицерон
  3. Полное невежество приводят к полному тупоумию. При невежестве ум чахнет за недостатком пищи. К.Гельвеций

Кто сможет определить нашу новую тему? (Образование) (слайд 4)

Сегодня мы рассмотрим следующие вопросы (план) – на доске

Прежде ,чем мы перейдем к новой теме, запишем в тетрадь значение некоторых терминов, которые нам пригодятся при изучении новой темы

1.Словарная работа: (слайд 5)

  1. Невежество - 1. Отсутствие знаний; необразованность.
  2. Система - (от греч. sysntema - целое - составленное из частей; соединение),множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом,образующих целостность,единство.
  3. Приоритетный-преобладающий, главный

4.Социализация –освоение индивидом социальных норм и культурных ценностей общества

В чем отличие этих определений ?Речь идет осубъекте деятельности ( В 1- Кто осуществляет обучение(д.сад, школа ,вузы)

Во 2-знания приобретаются самими учениками)

2. В каком обществе мы живем?В постиндустриальном или иформационном.Для этого общества характерны небывало быстрые темпы научно- технического прогресса . А теперь ситуация.

«Руководителю фирмы потребовалось три специалиста- переводить тексты с иностранного языка, производить по этим текстам математические расчеты и осуществлять на этой основе компьютерное программирование. У предпринимателя есть выбор:

1-й вариант: пригласить на работу переводчика, математика и программиста (предположим на рынке труда услуги каждого стоят по 20 000 рублей);

1.?- Объясните, какой выбор и почему сделает руководитель фирмы. 2 .Каким образом эта ситуация связана с нашей темой?

Делаем вывод: чтобы добиться жизненного успеха, получить хорошую, интересную и хорошо оплачиваемую должность необходимо получить хорошее образование

Вы частично ответили на второй вопрос о роли образования в современном обществе.

3 . А теперь мы поговорим с вами об основных элементах системы образования в РФ. Будем работать по учебнику и составлять очень интересную схему .Называется она фишбоун (рыбья косточка) (слайд 9 ) .Откройте учебник на стр.63-64 .Читаем текст о системе образования, рассматриваем рисунки.

Фишбоун( рыбья косточка)

голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос,обобщение.

Дошкольн. Начальн. Основное. Среднее

образование общее (полное)

дет.сад 1-4 кл. 5-9 кл. 10-11 кл

V.Домашнее задание §8, стр.64 составить фишбоун по профессиональной части (слайд 10)

VI.Подведение итогов урока. Выставление оценок

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Образование людей должно начаться пословицами и должно кончиться мыслями . Н.М.Карамзин

Невежество-ночь ума, ночь безлунная и беззвездная . Цицерон

Полное невежество приводит к полному тупоумию. При невежестве ум чахнет за недостатком пищи . К.Гельвеций

Образование Учитель МОУ СОШ с.Ния Михайлова В.А .

1.Невежество - о тсутствие знаний; необразованность. 2.Система – целое , составленное из частей, соединение;множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом,образующих целостность . 3.Приоритетный - преобладающий , главный 4.Социализация – освоение индивидом социальных норм и культурных ценностей общества

Фишбоун( рыбья косточка) Общеобразовательная часть системы образования Подготовка к жизни: социализация дет.сад 1-4 кл. 5-9 кл. 10-11 кл Среднее Основное Началь н. Дошкольн .

Домашнее задание: §8, стр.64- составить фишбоун по профессиональной части системы образования РФ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


План урока по обществознанию. Тема "Виновен! Отвечай!" 7 класс

План урока по обществознанию составлен по в соответствии с требованиями ФГОС ООО второго поколения.


План -конспект урока по обществознанию "Российский парламентаризм - история и современность" (урок по технологии проблемного обучения,ИКТ)

Цель урока: на основе документов, статей Конституции РФ 1993г., общения с депутатом районного Совета депутатов Ковылкинского муниципального р-на изучить деятельность, вопросы ведения и основные полном.


Конспект плана урока по обществознанию "Безработица" (8 класс)
Политическая система (план урока по обществознанию 10 класс )

рассмотреть структуру и функции политической системы, роль государства в политической системе, а также роль политического режима в политической системе,. рассмотреть особенности политической системы в.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи: познакомить учащихся с особенностями систем образования в России начала 20 века и в современности, рассмотреть систему образования в другой стране; развитие ораторских речевых умений и навыков; навыков публичных выступлений; расширение аналитического мышления, кругозора обучающихся

Форма урока: комбинированный урок с элементами практикума.

Расположите в правильном хронологическом карточки с типами общества порядке:

Назовите главную ценность каждого из представленных обществ.

Учитель в ходе учебного диалога подводит учащихся к тому, на каком этапе находится современная Россия и важности обладания знаниями.

2.Изучение нового.

План изучения нового.

1. Что такое образование.

2. История образования в России в начале 20 века.

3. Формы получения и структура системы образования в современной России.

4. Современное образование в Англии.

5. Правовой статус студента.

6. Приоритетные принципы образования в России.

1.Что такое образование.

Образование – 1. Получение систематизированных знаний и навыков, обучение, просвещение.

2. Совокупность знаний, полученных в результате обучения.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации (ст.43 Конституции РФ).

Когда была принята Конституция РФ?

Всегда ли образование было обязательным и, главное, доступным?

2. История образования в России в начале 20 века.

3. Формы получения и структура системы образования в современной России.

Сегодня в России рассматриваются вопросы образовательной политики государства на современном этапе. Правительство разработало и осуществляет программу модернизации отечественного образования. Продолжается работа над общеобразовательными стандартами. Совершенствуется процедура перехода к ЕГЭ и ГИА. Разработана программа организации профильного обучения в старших классах.

Предусмотрены различные формы получения образования: очная, очно-заочная, заочная; семейное образование, экстернат и др.

Рассмотрим, что же представляет собой система образования в современной России?

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

· функции образования

Современные государства проводят активную политику в сфере образования. Большинство детей учатся в бесплатных государственных школах, во многих странах государственные колледжи и университеты преобладают в системе профессионального образования.

Идею обязательного школьного образования пропагандировал еще основатель движения Реформации Мартин Лютер в начале 16 в. Он считал это необходимым для того, чтобы все прихожане могли самостоятельно читать Библию. Вольный город Страсбург в 1598 г. утвердил это требование в качестве правовой нормы. В 1616 г. Закон об учреждении школ потребовал, чтобы при каждом церковном приходе в Шотландии была создана школа, финансируемая прихожанами и находящаяся под наблюдением церкви. В конце 18 в. законы об обязательном начальном образовании были приняты в Австрии, Пруссии. В 19 веке – во всех европейских странах и Соединённых Штатах Америки. В Российской империи закона об обязательном образовании так и не было принято до 1917 г., в СССР о введении всеобщего начального образования было объявлено в 1930 г.

Почему государства уделяют такое пристальное внимание развитию системы образования? Это связано с тем, что образование выполняет очень важные общественные функции: экономическую, социальную и культурную.

Оно готовит будущих работников, профессионалов. Современной экономике нужны специалисты, которые способны осваивать научные и технические новшества и эффективно их использовать.

Школа способствует социализации личности, формированию тех качеств, которые превращают человека в полноценного члена общества. Кроме того, доступное для всех образование сглаживает социальное неравенство и дает возможность выходцам из разных социальных слоёв реализовать свой потенциал.

И, наконец, с древности система образования была главным каналом передачи из поколения в поколение культурного наследия общества. Только усвоив его, человек может творить, создавать нечто новое.

· принципы, определяющие функционирование системы образования в Российской Федерации

ü гуманистический характер;

ü приоритет общечеловеческих ценностей;

ü право личности на свободное развитие;

ü единство федерального образования при праве на своеобразие национальных и региональных культур;

ü адаптивность системы образования к потребностям учащихся;

ü светский характер государственных учреждений образования;

ü свобода и плюрализм в; демократический, государственно-общественный характер управления.

· сеть образовательных учреждений в РФ

В системе образования Российской Федерации выделяют три основные части: основное, профессиональное и дополнительное образование.

Виды образования.

Дошкольное образование (детские сады, ясли).

- Начальное общее (1-4 классы)

- Основное общее (неполное среднее) (5-9 классы)

- Среднее (полное) общее (10-11 классы)

- начальное профессиональное образование ( профлицеи)

- среднее профессиональное образование (техникумы, колледжи)

- высшее профессиональное образование (институты, университеты, академии)

- послевузовское образование (аспирантура, доктурантура).

Согласно Конституции РФ среднее образование является обязательным.

Каким образом после окончания 9 класса можно получить полное среднее общее образование?

4. Современное образование в Англии.

Мы сравнили образование в России в начале 20 и 21 веков, рассмотрели систему образования в нашей стране. Сейчас же наша гостья из Великобритании расскажет нам об образовании в своей стране.

5.Правовой статус студента.

6.Приоритетные принципы образования в современной России.

Принцип гуманизации. Большое внимание общества к личности, ее психологии, интересам. Сосредоточение усилий на нравственном воспитании человека; изменение отношений между обучающимися и преподавателями.

Принцип гуманитаризации. Усиление внимания общества к изучению социально-гуманитарных дисциплин, имеющих первостепенное значение в жизни и деятельности современного человека.

Принцип интернационализации. Создание единой системы образования для разных стран, т.е. обеспечение различных форм и систем обучения, проведение активного обмена учащимися и студентами.

Как вы думаете, реализацией какого из представленных принципов является наличие сети дополнительного образования?

Закрепление.

Верны ли следующие суждения об образовании?

Б. В процессе образования человек усваивает знания, умения, способы практической и познавательной деятельности.

Конспект урока

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

На банном уроке обсуждаются следующие вопросы: 1. Что такое образование. 2. История образования в России в начале 20 века. 3. Формы получения и структура системы образования в современной России. 4. Современное образование в Англии. 5. Правовой статус студента. 6. Приоритетные принципы образования в России.


В начале урока определяем основные функции образования в обществе. Затем вспоминаем основные части системы образования в Российской Федерации, рассказываем о системах образования других стран. Подводим итог урока, выделяя общемировые тенденции в развитии образования.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Система образования в Российской Федерации"

Функции образования

Современные государства проводят активную политику в сфере образования. Большинство детей учатся в бесплатных государственных школах, во многих странах государственные колледжи и университеты преобладают в системе профессионального образования.

Идею обязательного школьного образования пропагандировал ещё основатель движения Реформации Мартин Лютер в начале 16 в. Он считал это необходимым для того, чтобы все прихожане могли самостоятельно читать Библию. Вольный город Страсбург в 1598 г. утвердил это требование в качестве правовой нормы. В 1616 г. Закон об учреждении школ потребовал, чтобы при каждом церковном приходе в Шотландии была создана школа, финансируемая прихожанами и находящаяся под наблюдением церкви. В конце 18 в. законы об обязательном начальном образовании были приняты в Австрии, Пруссии. В 19 веке – во всех европейских странах и Соединённых Штатах Америки. В Российской империи закона об обязательном образовании так и не было принято до 1917 г., в СССР о введении всеобщего начального образования было объявлено в 1930 г.

Почему государства уделяют такое пристальное внимание развитию системы образования? Это связано с тем, что образование выполняет очень важные общественные функции: экономическую, социальную и культурную. Оно готовит будущих работников, профессионалов. Современной экономике нужны специалисты, которые способны осваивать научные и технические новшества и эффективно их использовать.

Школа способствует социализации личности, формированию тех качеств, которые превращают человека в полноценного члена общества. Кроме того, доступное для всех образование сглаживает социальное неравенство и даёт возможность выходцам из разных социальных слоёв реализовать свой потенциал.

И, наконец, с древности система образования была главным каналом передачи из поколения в поколение культурного наследия общества. Только усвоив его, человек может творить, создавать нечто новое.

Принципы, определяющие функционирование системы образования в Российской Федерации

· гуманистический характер;

· приоритет общечеловеческих ценностей;

· право личности на свободное развитие;

· единство федерального образования при праве на своеобразие национальных и региональных культур;

· общедоступность;

· адаптивность системы образования к потребностям учащихся;

· светский характер государственных учреждений образования;

· свобода и плюрализм; демократический, государственно-общественный характер управления.

Сеть образовательных учреждений в Российской Федерации

В системе образования Российской Федерации выделяют три основные части: основное, профессиональное и дополнительное образование.

Общее образование является обязательным. Чтобы получить полноценное среднее образование, ребёнку нужно пройти через несколько ступенек.

Общее образование


Первая из них – дошкольные образовательные учреждения: детские сады. Их посещение не является обязательным. Далее – начальное образование: первые четыре класса школы.

Следующая ступенька – общее основное образование, с 5 по 9 классы. И, наконец, среднее (полное) общее образование – 10 – 11 классы. После окончания 9 и 11 классов, чтобы получить документ об образовании, вам предстоит пройти государственную итоговую аттестацию и сдать единые государственные экзамены. Учреждения, где можно получить общее образование, разнообразны. Это не только дневные, но и вечерние школы, гимназии, лицеи, школы-интернаты.

Профессиональное образование можно получить в профессиональных лицеях и колледжах, высших учебных заведениях: университетах, институтах, академиях. После вуза профессиональное образование можно продолжить в магистратуре, аспирантуре, докторантуре, учреждениях повышения квалификации.

Дополнительное образование дети и подростки могут получить во дворцах и домах детского творчества, детских спортивных школах, школах искусств. Развивается также система дополнительного образования для взрослых.

Системы образования в странах мира

Наверное, вам будет интересно сравнить российскую школу со школами других стран.

В Соединённых Штатах Америки в начальной школе дети учатся с нулевого класса (он обязателен не во всех штатах) до 5 или 6. В школу принимают детей с пяти лет. В начальных классах один учитель преподает все предметы, кроме изобразительных искусств, музыки и физкультуры. Главные предметы: арифметика, чтение и письмо. Часто обучение состоит из художественных проектов, экскурсий, и других форм учёбы через развлечение. Средние школы: с 6-7 по 8 класс. Один учитель преподает один предмет. Ученики обязаны брать классы по математике, английскому языку, естественным и социальным наукам, физкультуре. Один или два класса ученики выбирают сами, обычно по иностранным языкам, искусствам и технологии. В средней школе начинается разделение учеников на обыкновенные и продвинутые потоки. Старшая школа: 9 – 12 классы. Ученики могут выбирать свои классы более свободно. Минимальные требования для получения диплома: 3 года естественных наук, 3 года математики, 4 года литературы, 2 – 4 года социальных наук, 1 – 2 года физкультуры. Изучение иностранного языка не обязательно, но для поступления во многие вузы требуется 2 – 4 года их изучения. Остальные классы ученики выбирают сами. Это могут быть дополнительные науки, изобразительные искусства, игровое искусство, компьютерная техника, издательское дело, труд. В продвинутых классах старшей школы, особенно в последние два года, ученики могут готовиться к экзаменам Международного бакалавриата. Отметки, как в школе, так и в вузах, выставляются по системе A/B/C/D/F, где A – лучшая отметка, а F - неудовлетворительно.


Во Франции дошкольное образование не является обязательным. В начальной школе 5 классов, дети начинают учиться с 6 лет. После окончания цикла обучения, учащиеся сдают экзамены на получение сертификата о начальном образовании. Среднее образование состоит из двух блоков: колледж и лицей. Отсчёт классов в средней школе идёт в обратном порядке: с шестого по третий класс. Обучение в колледже является обязательным. Дети изучают стандартный набор общеобразовательных предметов и обязательно один из иностранных языков. После 3-его класса ученики сдают экзамены для получения свидетельства об окончании колледжа. После 3-его класса ученики могут выбрать два пути получения дальнейшего образования. Можно поступать в профессиональные лицеи, либо получать образование в лицеях, которые готовят учащихся для поступления в высшие учебные заведения. Учатся в таких лицеях – общих или технологических – 3 года (2-ой, 1-ый и заключительный классы), после чего сдают экзамены на степень бакалавра. Без этого свидетельства нельзя поступить в ВУЗ. Отметки во Франции выставляются по 20-балльной системе, где 20 – лучшая отметка, а ноль – самая плохая. Иногда выставляется дробная отметка: 16,5 или 7, 75 баллов.


Маленькие китайцы учатся в начальной школе с 6 до 12 лет. Основными предметами обучения являются: китайский язык, математика (эти два предмета поглощают около 60% учебного времени), естествознание, иностранный язык. Обязательными также являются моральное воспитание, музыка, спорт, с 4-ого класса как минимум 2 недели в году ученики должны проводить на работах в мастерских или на близлежащих фермах. Средняя школа состоит из 2 ступеней – начальной и старшей – продолжительностью каждая по 3 года. Более 40% учебного времени отводится изучению китайского языка, математики и иностранного языка. Обязательным в Китае является 9-летнее образование. Чтобы продолжать учёбу, необходимо сдать очень серьёзные экзамены. Как и в нашей стране, после окончания полной средней школы ученики сдают единый государственный экзамен. Документ о его результатах посылают в вузы, которые отбирают лучших выпускников. Старшая средняя школа и высшее образование в стране платные. В некоторых семьях расходы на обучение составляют почти треть семейного бюджета.


Общие тенденции в развитии образования

Конечно, в каждой стране есть свои особенности в развитии системы образования. Но можно выделить и общемировые тенденции.

Демократизация системы образования: во многих странах ликвидирована неграмотность, массовое распространение получило среднее и высшее образование. Образование стало доступным для широких слоёв населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются.

Рост продолжительности образования: современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, что удлиняет сроки обучения.

Непрерывность образования: в условиях научно-технической революции работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии.

Гуманитаризация образования: внимание школы, педагогов обращено к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям.

Гуманитаризация образования: повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе – таких, как экономическая теория, социология, политология, основы правовых знаний.

Интернационализация процесса образования: создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем.

Компьютеризация процесса образования: использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба.


Но до сих пор это право не обеспечено для всех. Около 20% взрослых на планете неграмотны. И если уровень грамотности в развитых странах, в том числе и в России более 97 %, то есть государства, где он не достигает 35 %. Не случайно, проблема грамотности и недоступности образования относится к числу глобальных проблем.

Читайте также: