Запечатленный ангел анализ произведения кратко и понятно

Обновлено: 04.07.2024

Русская литература была не столько литературой, сколько христианской словесностью. И начиная разговор о творчестве Н.С.Лескова, следует отметить одну очень важную тему, объединяющую все произведения писателя – вечная и важная тема для всей русской литературы – забота о душе человека, его нравственных основах.

ВложениеРазмер
kirillo-mefodievskie_chteniya_2007._otkrytyy_urok_10_kl._leskov.doc 92 КБ

Предварительный просмотр:

Одним из самых любимых мною писателей является Н.С.Лесков Работая с учащимися 5 – 11 классов, всегда с удовольствием обращаюсь к его произведениям как на уроках, так и во внеурочной деятельности. В наше время, когда средства массовой информации отнюдь не помогают улучшения нравственности общества и особенно молодого поколения, изучение произведений Н.С.Лескова становится как никогда актуальным.

Русская литература была не столько литературой, сколько христианской словесностью. И начиная разговор о творчестве Н.С.Лескова, следует отметить одну очень важную тему, объединяющую все произведения писателя – вечная и важная тема для всей русской литературы – забота о душе человека, его нравственных основах .

Лесков находит своих героев в местах, совсем не подходящих для праведников, он в каждом усматривает частицу добра, порыв, готовность к испытанию, готовность сострадать, которая превращает даже очень грешного человека в героя, могущего спасти своего ближнего.

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8

Открытый урок по литературе

и сокровенные идеи Н.С.Лескова

Учитель русского языка и литературы

Цель: 1) Идея вслед за автором, перечитывая наиболее яркие страницы рассказа, помочь учащимся понять позицию автора в вопросе о загадке русского национального духа, его взгляды на то, что можно назвать прекрасной, духовно богатой личностью.

2) В процессе работы с текстом развивать умения идейно-композиционного и стилистического анализа произведения.

Методы и приемы: - лекция учителя;

- беседа с обучающимися;

- анализ эпизодов текста;

- опережающее домашнее задание по теме

- составление опорного конспекта

Формы работы: - групповая работа;

Оформление урока: - портрет Н.С.Лескова

- выставка произведений Лескова

- слайды икон Андрея Рублева и др.

/по опережающему домашнему заданию.

  1. Слово учителя о Н.С.Лескове, замечательном русском писателе, которого справедливо называют певцом русского народа и русской земли .

Беседа по первому впечатлению:

У: Каково ваше первое впечатление о прочитанном рассказе? Верите ли Вы в достоверность описанного в сказе происшествия?

/краткий фронтальный опрос/

/учащиеся, отвечая на данные вопросы, самостоятельно формулируют основную цель урока/

- Этот вопрос актуален не только для писателя, но этот феномен русской души был главным для всей литературы XVII, XVIII, XIX и даже XX веков.

  1. Идейно-художественное содержание сказа / беседа, анализ текста /

Осмысление фрагмента : Что такое икона для верующего человека?

  1. Икона для атеиста – идол, которому молятся верующие, или просто доска с изображением какого-то мифического существа – человека, ангела или сюжета из Священного писания.

На иконе Андрея Рублева, например, три ангела…

Ну и что же? Красиво, да и только.

  1. Икона для верующего христианина – одухотворенный образ святого, напоминающий о чистой, безгрешной жизни в соответствии с учением Христа, о святости, напоминающей о бессмертии души.
  2. Икона для верующего – божественное благословление и реликвия, обладающая чудодейственной силой. Икона в России стала символом национальной жизни, в которой брат с братом, отец с отцом, поколение с поколением…

Зачитать /из книги князя Евгения Трубецкого о русской иконописи/:

Осмысление отрывка: В чем, по мысли автора высказывания, заключается для верующего человека значение иконы?

/фронтальный короткий опрос обучающихся/

Как это связано с идеей рассказа?

Что послужило завязкой действия? /3 – 8 главы/

После истории с мужем потребовала дать им 25 тысяч.

Оба оказались слабы в вере.

Живут по законам мира.

У: Что значит запечатлели ?

- Запечатлели, т.е. грубую сургучную печать наложили на святой лик.

- Своеобразное осквернение иконы: сургуч как печать греховного мира на святом лике.

У: Что происходит в стане старообрядцев после исчезновения иконы?

Обучающиеся работают по тексту, зачитывают цитаты:

- Англичанин-хозяин хочет помочь и подменить икону новой.

Как следствие: англичанин и его жена потрясены и дают деньги на поиски изографа.

У: С этого момента, по существу, в сказе начинается новый сюжет – история русской иконы. Что же это за история?

/проверка опережающего домашнего задания о истории русской иконы, изографах/

- Ведется рассказ от древних времен до настоящих, когда изменилось отношение к иконе и искусство изографии стало уделом ремесленничества и наживы.

- Левон – один из охранников – плакал Иосифовым плачем:

- Из Москвы (грешного города) идут странники в нижегородские земли искать изографа Севостьяна.

У: Что представляет из себя Павма? В чем его сила и истина?

- Павма – образ лесковского праведника, живущего по законам Божием, во смирении, всепрощении и любви.

- В этом образе воплотилась идея Лескова о том, что смирение есть не слабость человеческая, а сила духа, способного понять и простить ближнего.

У: Что, на Ваш взгляд, означает слово суемурдие ? Чем запечатлен ангел в душе человеческой?

У: Кого еще, на Ваш взгляд, можно назвать праведником в этом произведении и почему? /глава 12/

- Это изограф Севастьян, который не захотел писать украшение для жены англичанина, ибо ему, кроме святых икон, не надобно ничего писать да и денег не нужно .

Таким образом, Севастьян – образ истинного художника и таланта, ярко чувствующий свое истинное предназначение и не разменивающий свой талант по мелочам.

У: Кто и почему толкает старообрядцев к заговору?

- Англичанин уже не хочет помогать старообрядцам, т.к. не удовлетворены его личные запросы. Отказ Севастьяна писать по заказу жены.

- Не согласился Севастьян на сговор с англичанином подменить подлинную икону.

Задание классу : Проанализировать разговор Луки с англичанином накануне похищения иконы.

- В этих словах Луки и самых серьезных намерениях Мавроя выразилась основная идея Лескова – способность простого человека совершить подвиг и пожертвовать собою во имя Веры .

У: Накануне Великого христианского праздника – Пасхи – была произведена акция.

Ледоход на реке, ветер, лодки унесло. Что делать? Идти по воде, по цепи, опираясь веслом…

Давайте прочитаем отрывок:

/ Подведение итогов урока/

У: Вернемся к сюжетному действию. Почему староверы не обратились к властям за помощью, ведь бесчестный человек творил самочинение?

- Староверы предпочли действовать сами, ибо от христианина Вера требует Духовного подвига , самосожжения, потребуется, смерти от рук палача, если такое случится.

- Староверы исполнили свой подвиг веры , не отступились. Дело не только в одной святыне, которую они спасли от чиновничьего произвола, а дело в том, что они простые, полуграмотные бессребреники оказались состоятельны в высоком служении Вере .

- Люди долга и подвига неистребимы .

У: Каждый из нас в душе своей имеет веру, пусть в той или иной степени, но мы можем встать на негодный, животный путь, как Пимен или чиновник, которого одолела страсть к большой взятке. Так от чего же еще предупреждает нас писатель?

- Житейские соблазны, темные идеи искушают и разрушают человека. И нужно иметь много душевных сил и большую веру, чтобы суметь противостоять этим соблазнам и сохранить чистую душу.

- Лесков пишет о праведниках как главной силе русского национального духа.

У: Лесков нам, тоже не верящим в чудеса, говорит, что главное чудо во всей истории – это ДУХ старообрядцев.

Произведение, имеющее по мнению автора жанровую направленность в стиле рождественского рассказа, основано на реальных событиях, произошедших при строительстве моста через Киев и Чернигов, когда каменщик из Калуги смог перебраться с помощью цепей недостроенной переправы с одного берега на другой ради дешевой водки.

Композиционная структура повести представляет собой шестнадцать глав и выполнена в форме рассказа в рассказе. В первой главе повести излагается экспозиция, действия которой происходят накануне 1 января на затерянном среди степей постоялом дворе, где укрываются от ненастья путешественники различных сословий. Один из путников рассказывает историю о явлении перед ним небесного ангела, повествование о котором представляется в основной части повести. Финалом произведения является возвращение писателем читательской аудитории на территорию постоялого двора, на котором свидетели рассказанной истории размышляют об услышанном и пытаются дать произошедшему объяснение с точки зрения логики.

Центральным персонажем повести является Марк Александров, представленный писателем в образе каменщика, бывшего старообрядца, имеющего деревенское происхождение и работающего с раннего детства в старообрядческой артели. Именно Александров повествует для слушателей постоялого двора историю об увиденном ангеле. Кроме того, ключевыми героями в повести изображаются Лука Кириллов, являющийся главой рабочей артели, совершивший переход по недостроенному мосту для спасения английского инженера Якова Яковлевича, руководящего стройкой, от обвинения в краже иконы ангела-хранителя. Лука договаривается с талантливым иконописцем Севастьяном о создании копии иконы, которая оказывается арестованной по решению чиновников.

Особая роль в повествовательном содержании отводится безгневному и независтливому отшельнику Памве, не разделяющему людей на церковных и раскольников, прототипом которого является Серафим Саровский.

Отрицательным персонажем повести представляется Пимен Иванов, описанный в качестве щеголеватого сластолюбца, бахвала, исполняющего различные задания членов артели и постоянно навлекающего на себя неприятности.

Основной темой повести писатель представляет тематику, затрагивающую область русского иконописного творчества, для раскрытия которой автор использует полученные им знания при изучении исследований, посвященных вопросам иконописи в России. Кроме того, в произведении раскрывается тема чудесных явлений, которая в соответствии с авторским замыслом выражается на всем протяжении повествования.

Анализ рассказа Запечатлённый ангел

Несколько интересных сочинений

На самом деле это очень глубокий вопрос, так как касается самой природы человека. Она двойственна: животное начало совмещается с божественной природой

Хочу вам рассказать про моего любимого героя сказок. Очень часто его можно встретить на страницах книжек и следить за его увлекательными приключениями в волшебных историях.

Жизненный путь, творческая деятельность Н.С. Лескова. Анализ его повести "Запечатленный ангел": год написания, жанр, смысл названия, тема и идея произведения, хронотоп, сюжет, конфликт и композиция. Литературная критика и место произведения в литературе.

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 31.03.2015
Размер файла 33,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ГБОУ СПО НО НМК

Подготовил: студентка 11 группы

Содержание

Глава I. Жизненный путь Н.С.Лескова

Глава II. Творческая деятельность Н.С.Лескова

3.1 Год написания, замысел и история создания произведения

3.2 Направление литературы

3.3 Жанр произведения

3.4 Смысл названия

3.5 Основная тема и идея произведения

3.6 Проблематика произведения

3.8 Сюжет, конфликт и композиция произведения

3.9 Центральные персонажи и их характеристика

3.10 Эмоциональный пафос произведения

3.11 Литературные критики о произведении

3.12 Место произведения в литературе

Литературный процесс конца 19 века открыл имена Н. С. Лескова, А.Н. Островского А.П. Чехова. Последний проявил себя мастером малого литературного жанра - рассказа, а также прекрасным драматургом. Конкурентом А.П. Чехова был Максим Горький.

Завершение 19 века проходило под знаком становления предреволюционных настроений. Реалистическая традиция начинала угасать. Ей на смену пришла так называемая декадентская литература, отличительными чертами которой были мистицизм, религиозность, а также предчувствие перемен в общественно-политической жизни страны. Впоследствии декадентство переросло в символизм. С этого открывается новая страница в истории русской литературы.

Цели моей работы:

1.Рассмотреть основные особенности русской литературы XIX века.

2.Ознакомиться с биографией Н.С.Лескова.

3.Дать характеристику творчеству Н.С.Лескова.

Глава I. Жизненный путь Н.С. Лескова

Русский писатель-этнограф, Николай Семенович Лесков родился 16 февраля 1831 года в селе Горохово Орловской губернии, где у богатых родственников гостила его мать, там же жила и его бабушка по материнской линии. Род Лесковых по отцовской линии происходил из духовенства: дед Николая Лескова (Дмитрий Лесков), его отец, дед и прадед были священниками в селе Леска Орловской губернии. От названия села Лески и была образована родовая фамилия Лесковых. Отец Николая Лескова, Семен Дмитриевич (1789-1848), служил дворянским заседателем орловской палаты уголовного суда, где и получил дворянство. Мать, Марья Петровна Алферьева (1813-1886), принадлежала к дворянскому роду Орловской губернии.

В Горохове - в доме Страховых, родственников Николая Лескова по материнской линии, - он жил до 8 лет. У Николая было шестеро двоюродных братьев и сестер. Для детей были взяты русский и немецкий учителя и француженка. Николая, одаренного большими способностями, чем его двоюродные братья, и более успевающего в учебе, не возлюбили и по просьбе будущего писателя, бабушка написала его отцу, чтобы тот забрал сына. Николай стал жить с родителями в Орле - в доме на Третьей дворянской улице. Вскоре семья переехала в имение Паньино (Панин хутор). Отец Николая сам сеял, смотрел за садом и за мельницей. В десять лет Николая отправили учиться в Орловскую губернскую гимназию. После пяти лет обучения одаренный и легко учившийся Николай Лесков вместо аттестата получил справку, так как отказался от переэкзаменовки в четвертый класс. Дальнейшее обучение стало невозможным. Отцу Николая удалось пристроить его в Орловскую уголовную палату одним из писцов.

В семнадцать с половиной лет Лесков был определен помощником столоначальника Орловской уголовной палаты. В этом же, 1848, году умер отец Лескова, и помочь в устройстве дальнейшей судьбы Николая вызвался его родственник - муж тетки по материнской линии, известный профессор киевского университета и практикующий терапевт С.П. Алферьев (1816-1884). В 1849 году Николай Лесков переехал к нему в Киев и определен в киевскую Казенную палату помощником столоначальника по рекрутскому столу ревизского отделения.

Неожиданно для родных, и, не смотря на советы повременить, Николай Лесков решает жениться. Избранница была дочерью богатого киевского коммерсанта. С годами разница во вкусах и интересах проявлялась у супругов все больше. Отношения особенно осложнились после смерти первенца Лесковых - Мити. В начале 1860-х годов брак Лескова фактически распался.

Умер Николай Семенович Лесков 5 марта (по старому стилю - 21 февраля) 1895 года в Петербурге, от очередного приступа астмы, мучившей его последние пять лет жизни. Похоронен Николай Лесков на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге.

В 1930-1940-х годах Андреем Николаевичем Лесковым (1866-1953), сыном писателя, было составлено жизнеописание Николая Семеновича Лескова, изданное в 1954 году в двух томах.

Глава II. Творческая деятельность Н.С.Лескова

В 1890-х годах Лесков в своём творчестве стал ещё более резко публицистичен, чем прежде: его рассказы и повести в последние годы жизни носили остросатирический характер.

3.1 Год написания, замысел и история создания произведения

Н.С.Лесков выступал в защиту "одной из самых покинутых отраслей русского искусства" - иконописи, которая, по его мнению, служила делу просвещения народа. Он указывал на мировое значение таких шедевров, как "филаретовские святцы в Москве", "канонические створы русского письма, находящиеся в Ватикане у папы".

Лесков не воспринимает литографированные иконы как искусство. "Иконы надо писать руками иконописцев", - утверждает он. Наивысшую оценку дает он русской школе иконописи. Из выдающихся русских мастеров-изографов своего времени Лесков называет имена Пешехонова, Силачева, Савватиева.

Таким образом, созданию "Запечатленного ангела" предшествовала большая работа Лескова по изучению иконописи как искусства.

3.2 Направление литературы

Завершение 19 века проходило под знаком становления предреволюционных настроений. Реалистическая традиция начинала угасать. Ей на смену пришла так называемая декадентская литература, отличительными чертами которой были мистицизм, религиозность, а также предчувствие перемен в общественно-политической жизни страны. Впоследствии декадентство переросло в символизм.

3.3 Жанр произведения

Повесть -- прозаический жанр, не имеющий устойчивого объёма и занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом и новеллой с другой, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.

· Сюжет повести практически всегда сосредоточен вокруг главного героя, личность и судьба которого раскрываются в пределах немногих событий.

· Побочные сюжетные линии в повести, как правило, отсутствуют, повествовательный хронотоп сконцентрирован на узком промежутке времени и пространства.

3.4 Смысл названия

3.5 Основная тема и идея произведения

Особой темой рассказа является отношение к русской иконе и иконописанию.

Лесков выводит идею сплочения из узких рамок семейно-бытового круга на уровень вневременный, общечеловеческий.

Главные цели создателя «Запечатленного Ангела:

· не дать порваться связи времен и поколений

3.6 Проблематика произведения

На рубеже 1860--1870-х годов Лесков увидел в расколе ту сторону, которую ранее не замечал. Заинтересовавшись в это время русской иконописью, особенно старинной, Лесков увидел в раскольниках истинных хранителей древнего русского народного искусства, гибнущего от невнимания и отсутствия какой-либо правительственной или общественной поддержки.

3.7 Хронотоп

Время: около 2,5 лет

Место: большой город на Днепре-реке, дом староверов, лес, церковь.

3.8 Сюжет, конфликт и композиция произведения

Столкновение между двумя разными религиями (старым и новым).

· Повествование Марком Александровым истории о старообрядцах.

· Поход старообрядцев на отходную работу.

· Описание предшествующей работы.

· Условия, в которых предстояло жить старообрядцам.

· Знакомство Пимена Ивановича с государыней.

· Приход государыни в старообрядческую церковь.

· Просьба государыни, связанная с одолжением денег.

· Порча и кража иконы, несущей порядок и душевное равновесие в жизнь старообрядцев.

· Переживания староверов и размышления о попытке вернуть икону.

· Попытки старообрядцев вернуть украденную икону.

· Поход Марка Александрова и Левонтия на поиски изографа.

· Встреча с Памвой.

· Изготовление поддельной иконы.

· Подвиг Луки Кириллова.

· Старообрядца рады возвращению иконы.

3.9 Центральные персонажи и их характеристика

· Лука Кирилов -- глава артели каменщиков и старообрядческой общины, владелец походной церкви и главной святыни общины -- иконы ангела-хранителя. Совершает переход через Днепр по цепям недостроенного моста.

· Марой -- пожилой неграмотный умственно отсталый кузнец. В случае неудачи подмены иконы копией должен был изображать грабителя, сознательно идти на наказание.

3.10 Эмоциональный пафос произведения

3.11 Литературные критики о произведении

Близость "Запечатленного ангела" к рождественскому рассказу вызвала к нему благосклонное внимание царя Александра II. Лесков пользовался "высочайшим" отзывом, чтобы оградить повесть от посягательств цензуры.

3.12 Место произведения в литературе

Заключение

Русская литература 19 века очень почётна во всём мире. Её мировое значение, безусловно, велико. Помните, что всё это возникло именно в тот период, при неизвестном развитии множественных факторов, которые так чувственно повлияли на умы жителей нашей страны. Творцы придумали оригинальную идею и запечатлели её в своих книгах.

Список литературы

1. Лесков Н.С. Повести и рассказы / Вступ.ст. Л. Аннинского; Коммент. А.Ранчина, Л.Аннинского, Б.Акимова. - М.: Мир книги, Литература, 2008. - 400с. - (Бриллиантовая коллекция).

2. Русский литературно-общественный журнал "Голос Эпохи ". Выпуск №3, сентябрь 2011 г.

Краткая история создания.

Руководил строительством моста английский инженер Яков Яковлевич, который с интересом и по-доброму относился к раскольникам. Он всеми силами старался помочь артели вернуть арестованную икону. Англичанин даже пошел на нарушение закона, решив принять участие в ее краже. В роли прототипа этого персонажа выступает Виньоль Чарльз Блэкер, под руководством которого в реальности велось строительство моста через Днепр в Киеве.

Ключевые темы повести.

Литературное направление и жанр.

Реалистический рассказ Лескова содержит натуралистические подробности описания охоты, в которых не упускаются жестокие детали.

Тема и проблематика.

Тема рассказа – преображение человеческой души, которое в руках Божьих.

Важнейшая социальная проблема рассказа – проблема крепостного права. Описаны события примерно 30-х гг.19 в. К моменту написания рассказа крепостное право было уже 20 лет как отменено, но не изжиты отношения между деспотичными помещиками и рабски покорными слугами. В рассказе Лесков предвидел, что тень крепостного права, делающего рабами и слуг, и господ, долго будет властвовать над душами его соотечественников.

В рассказе поднимаются нравственные проблемы милосердия и наказания, добра и зла, воспитания, истинной веры.

Сюжет и композиция.

Рассказ состоит из 16 крошечных главок. Повествование динамично.

В названии рассказа указана проблема произведения. Лесков сам предлагает читателю определить, кто зверь: медведь Сганарель или помещик, дядя рассказчика.

Эпиграф к рассказу из жития старца Серафима Саровского, который, по преданию, с рук кормил медведя и других животных. Для милосердного старца животные, как и люди, имеют душу.

Рассказ представляет собой воспоминания рассказчика о детстве. Мальчик гостил в поместье дяди в Орловской губернии в рождественские дни, пока его мать ездила к отцу-следователю, задержавшемуся по делам в Ельце.

В доме деспотичного дяди мальчик становится свидетелем наказания домашнего медведя Сганареля. Этого медведя ещё медвежонком приучили жить в поместье вольно. Обычно медвежат держали свободно до тех пор, пока они не нападали на животных или людей. Когда Сганарель через 5 лет вольной жизни покалечил гуся, жеребёнка и слепца с поводырём, дядя его решил убить, затравив вначале молодыми собаками. Главную роль в деле травли и убийства медведя должен был сыграть Храпон (Ферапонт), который медведя кормил, воспитывал и любил.

Убийство казалось особенно жестоким, потому что Сганарель был дрессированный, он выполнял команды Ферапонта без насилия.

По случайности медведь убежал. Ферапонт с ужасом ждал наказания. Но дядя, услышав в рождественский вечер, как священник рассказывал детям о любви и прощении, совершенно преобразился. Он отпустил Ферапонта на волю. Впрочем, тот идти отказался и был верным слугою до смерти. Дядя же всю жизнь помогал нуждающимся.

Значительную часть сюжетной композиции занимает описание дядиного страшного дома и поместья, подробности жестокой охоты, жизни медвежат в неволе, травли наказанных медведей. Центральный, кульминационный эпизод расправы со Сганарелем описан в мельчайших подробностях.

Дядя, главный герой рассказа, – орловский помещик, богатый, старый и жестокий, злобный и неумолимый. Автор ищет причину такого поведения дяди в его стремлении быть мужественным, сильным и твёрдым духом. Дядя борется с человеческими слабостями, как он их понимает, в других людях – со страхом и милосердием. Никому не прощалась никакая вина.

Дядя – любитель псовой охоты. Жизнь его, как жизнь большинства помещиков, проходит в праздности. Охота и наказания – развлечения для него.

Дядя как человек, убеждённый, что любые негативные качества можно искоренить воспитанием и наказанием, так же относился и к животным, не принимая во внимание их природу. Именно поэтому он казнил провинившегося медведя.

Перерождение дяди случается в рождественский день. Его вдохновляет разговор священника с детьми об исправлении сердца.

Но и исправление сердца происходит не вдруг. Дядя не сам просит прощения, не сразу смиряет свою гордыню, а лишь прощает Ферапонта и сообщает, что тот превзошёл хозяина в великодушии. Природная доброта дяди, которую он скрывал за суровостью, проявляется в помощи бедным и нуждающимся.

Ферапонт тяжело переживает наказание Сганареля. От ямы бежит, потому что жалостные стоны медведя мучительны для него. Но, в соответствии со значением своего имени (с греческого Ферапонт переводится как раб, слуга), не осмеливается ослушаться хозяина.

Ферапонт проходит все этапы казни медведя. Сначала он сажает Сганареля в яму, потом выводит своего друга оттуда на казнь, затем должен стрелять в него из засады. Но ряд случайностей избавляет Ферапонта от тяжёлой обязанности.

Рассказчик во времена описываемых событий был в возрасте 5 лет. Очевидно, у мальчика нежная ранимая душа, он не выносит дядиного строго воспитания. Рассказчик и его двоюродный брат одного с ним возраста. Мальчики случайно стали причиной того, что дядя узнал о нежелании Ферапонта стрелять в медведя и именно поэтому, чтобы позабавиться, дал ему такое поручение.

Дети очень переживают, так что не радуются ни угощениям, ни гостям. Детские неиспорченные сердца жалеют в равной степени и медведя, и Ферапонта. Мальчики переживают Божье милосердие. Молитва о медведе, которую не запрещает няня, как будто доходит до Бога, ведь медведь остаётся жив. Няня – представительница народного сознания. Она рассуждает, что и звери – творение Божье.

Начало рассказа готовит читателя к восприятию какого-то ужасного события, соотносимого с концом света и приходом антихриста. Природа скорбит: морозы убивают овец и птиц.

Похожий на замок дом, в котором происходят события – антураж готического романа ужасов. Эолова арфа (натянутые в окне струны, колеблемые в бурю ветром), устроенная в башне каменного замка сумасшедшим отцом помещика, отсылает читателя к древнегреческой мифологии, согласно которой над человеком властвует злой рок. Недаром дядя был тем мрачнее наутро, чем громче играла ночью эолова арфа.

Лесков описывает любимое дядино занятие, охоту, с помощью таких деталей, которые вызывают к ней отвращение и сочувствие к убиваемым животным, хотя охота была обычным занятием помещиков и не свидетельствовала об их жестокосердии. Собаки-пиявки, впивающиеся в медведя мёртвой хваткой, медведь, ужасными лапами разрывающий собак пополам, разорванные губы загоняемой во время охоты лошади – эти детали проявляют весь ужас власти. Лесков осуждает не только власть человека над человеком, но и насилие человека над миром животных считает противным замыслу Божьему.

Гости, наблюдающие за травлей Сганареля, не могут видеть в дрессированном животном дикого зверя, они жалеют идущего на задних лапах медведя, надевшего смешную шапку и похожего на преданного и изгнанного близкими короля Лира. Медведь очеловечивается зрителями, им кажется, что он страдает не столько физически, сколько морально.

Читайте также: