Занятия в доу по изобразительной деятельности в

Обновлено: 06.07.2024

Раздел для педагогов и родителей, содержит статьи по ИЗО, вы можете добавлять свои статьи сами и принимть участие в обсуждение статей.

Мы соцсетях - вступайте в группы - будем рады видеть Вас в наших рядах!

Задачи:

  • способствовать узнаванию желтого и красного цветов;
  • формировать умения выполнять действия согласованно; умения работать по алгоритму;
  • дать первичное представление об осени как одном из времен года, через художественные произведения;
  • воспитывать интерес к ярким, красивым явлениям природы.

Задачи: Цель: продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования.

Задачи:

  • закрепить навыки рисования с помощью пальчиков
  • развивать мелкую моторику пальцев рук, творчество, аккуратность
  • вызвать интерес к нетрадиционной технике рисование

Оборудование: картинка с изображением солнышка, листы бумаги с кругом желтого цвета по середине для каждого ребенка, гуашь желтого цвета, влажные салфетки.

Мотивация: Ребята посмотрите, какое красивое солнышко!

Воспитатель: Сухова Е.М. Тамбов 2020

Задачи:

Формировать обобщенное представление о цветах (стебелек, листочки, бутон);

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: — Показать растение, сообщить его название, выделить характерные особенности (желтый, пушистый цветок; стебель длинный, гладкий).

Воспитывать эмоциональный отклик на красоту растения, бережное отношение ко всему живому.

Познакомить детей с таким способом рисования как примакивание. Обогащение и активизация словаря (желтый, пушистый, гладкий, стебель)

ОБОРУДОВАНИЕ: тонированный зеленым цветом ватман, гуашь, шарики из искусственного меха.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

рассматривание картинок с изображением растений (одуванчиков).

Цель: развитие коммуникативных, интеллектуальных и художественных способностей детей в процессе рисования.

Задачи:

  • Обучающая — продолжать знакомить с нетрадиционными методами рисования, закреплять знания цвета у детей: голубой, коричневый.
  • Развивающая – развивать умение пользоваться кистью; развивать способность детей мыслить и выражать свои мысли в речи и в рисунке.
  • Воспитательная — воспитывать желание помогать, выручать из беды.

Обогащение словаря: Лубяная, заморозки, голубой, коричневый, бревна.

Ход ООД:

1. Организационная часть.

Дети стоят в кругу, взявшись за руки, проговаривают:

Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные виды рисования.

Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные виды рисования.

Познавательное развитие является важнейшим компонентом общего развития дошкольника. Этому процессу отводится огромная роль, и нужно выстроить его грамотно с учётом возрастных особенностей детей.

Любой ребёнок с рождения любознателен и стремится к познанию окружающего мира. Именно познавательное развитие должно главным образом обеспечить удовлетворение потребности малыша в освоении нового. Однако ребёнок учится не только получать информацию, но и пользоваться приобретёнными знаниями.

На занятиях в детском саду дошкольники приобретают знания и учатся применять их на практике

Задачи познавательного развития можно включать в любую деятельность.

Любой вид деятельности, направленной на познавательное развитие дошкольника, важно сопровождать наглядными приёмами обучения.

Нетрадиционные техники рисования в дошкольном возрасте

Нетрадиционные техники рисования в дошкольном возрасте

Творческие виды деятельности способствуют развитию внимания, воображения и мышления. Так, С.Л. Рубинштейн считал, что внимание тесным образом связано с деятельностью. По мере того, как у детей развиваются практические навыки, которые становятся относительно самостоятельными видами деятельности, внимание начинает приобретать новые формы – сосредоточенность на созерцании объекта, углубленность и собранность на предмете размышления. Внимание к объекту, а также направленная на него деятельность вместе с тем является и результатом этой деятельности. Т.е. когда дети рисуют красками птицу, то они обращают свое внимание в первую очередь на листок, по которому ведут кистью, оставляя след. Получаемый рисунок является предметом внимания, при этом дети совершают деятельность над этим рисунком, как практическую, так и мысленную: где у птички глаз, где клюв, какого цвета перышки? В процессе деятельности происходит тесная связь с сознанием, что и является развитием внимание у детей.

Художественно-творческие виды являются всесторонним средством развития детей дошкольного возраста. В процессе творческой деятельности у детей развиваются память, воображение, образное мышление, творческая активность, эстетический подход к окружающему миру, способности к моделированию отображению окружающей действительности.

В результате художественно-творческой деятельности получается продукт – поделка, рисунок. Во время творческой активности у детей возникают такие чувства как дружеские отношения, взаимопомощь, переживание. Творчество успокаивает и расслабляет психику, процесс увлекает детей, они выплескивают свои эмоции, тем самым расслабляясь и успокаиваясь. Это позволяет проследить за душевным состоянием ребенка, как он выражает обиду, боль, радость, злость. Во время творческой активности дети испытывают переживание.

Вид деятельности: Рисование

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

Программное содержание:

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие

  • продолжать учить детей плавным поворотам руки при рисовании округлых линий, завитков в разном направлении (от веточки и от конца завитка к веточке, вертикально и горизонтально)
  • закреплять осуществлять движение одними пальцами – при рисовании коротких линий, штрихов
  • развивать творческое воображение.

Интеграция с образовательными областями:

Актуальность: Дошкольный возраст – период проявления активного интереса к изобразительной деятельности.

Изобразительная деятельность имеет огромное значение для развития и воспитания детей.

Использование прозрачного мольберта в работе с дошкольниками является одним из наиболее современных методов, который вызывает большой отклик у детей и воспитателей. Также у меня возникло желание изучить, освоить и внедрить в педагогический процесс инновационное пособие – прозрачный мольберт.

Цели и задачи работы:

Для детей младшего дошкольного возраста

(первая младшая группа)

Выполнили воспитатели:

  • Пальцева Виктория Николаевна
  • Соколова Ольга Владимировна

Цель: Формирование умения детей работать с красками, раскрашивания внутри контура, закрепление знаний о цветах.

Аннотация: Данный сценарий непосредственно – образовательной деятельности предназначен для ознакомления детей с миром профессии и с трудом взрослых, творчеством художников, с целью повышения эффективности профориентации. Способствует формированию представлений о профессии художника, о качествах, которыми должен обладать человек при выборе данной профессии и умению соотносить их с собственными личностными качествами, способностями. Направлено на развитие художественно – творческой деятельности, на развитие мышления, творческого воображения нахождения композиционного решения на широкой поверхности листа.





• Обобщение материала изученного на занятии.
- Чем мы будем заниматься на занятиях изобразительного искусства?
- Какие законы юных художников вы запомнили?
- Чтобы вы хотели рассказать о нашем занятии друзьям, родителям?
• Выставка работ детей и их обсуждение.
Педагог:
- Ребята, у вас получилась замечательная радуга. Что помогло вам её изобразить?
Дети:
- Разноцветные краски.
5. Рефлективный этап.
Цель: Самооценка эмоционального состояния детей на занятии.
Педагог:
- Ребята, на столе у вас лежат картинки солнышка и капельки воды, если занятие вам понравилось и у вас хорошее настроение поднимите солнышко, а если настроение плохое, то покажите капельку воды.

Дети на занятии изо

Виды деятельности в старшем дошкольном возрасте

В дошкольном возрасте изобразительная деятельность способствует наиболее широкому раскрытию творческих и эстетических способностей дошкольника.

Для обогащения содержания обучения и воспитания важна интеграция не только видов искусства, но и видов изобразительной (художественно-продуктивной деятельности: рисование — аппликация, лепка — рисование, конструирование – рисование, лепка – аппликация и тому подобное.

В изобразительной деятельности заложены большие возможности для развития творческих способностей детей, реализация которых во многом зависит от эффективного педагогического руководства.

Если раньше изобразительную ( художественно-продуктивную) деятельность педагоги направляли на получение технических умений и навыков, то на современном этапе главным для ребенка должны быть радость, удовольствие от самого процесса изобразительной (художественно-продуктивной) деятельности.

Оценивая работу, педагог учитывает не только ее качество, но и какими усилиями был достигнут результат.

Формой организации изобразительной деятельности являются занятия. Это особая форма общения педагога с ребенком, которая традиционно считается формой организованного обучения.

Формы организации детей

Образовательное, обучающее, коррекционно-развивающее, арт-терапевтическое общение предполагает определенные формы организации детей:

  • индивидуальное;
  • групповое;
  • фронтальное.

Форма индивидуального обучения

Форма группового обучения

Групповое общение преимущественно является формой совместных упражнений, действий, направленных на уточнение, осмысление способов действий. Педагог объединяет нескольких детей в группу по собственной инициативе (например, заметив типичные особенности в способах действия с изобразительным материалом), по инициативе и желанию детей (например, в общении с одаренными детьми).

Форма фронтального обучения

Фронтальное общение предполагает работу воспитателя со всей группой детей (например, введение нового информационного и изобразительного материала, способа, вида художественной практики; творческие проекты, диагностика достижений детей).

Что такое личностно-ориентированная модель в образовательном процессе?

Личностно-ориентированная модель образования требует адекватных подходов к классификации занятий изобразительной деятельностью. Главное требование к ним — обеспечение диалектической связи сознания и деятельности, реализация полифункционального, интегрированного подхода.

Как организуется изобразительная деятельность на занятиях?

На занятиях дети прорабатывают тему, предложенную воспитателем (новая информация, уточнение известной, поиск собственного способа решения), или творчески реализуют полученные навыки и умения в самостоятельно выбранной теме.

Тип занятия обусловлен его целью: диагностическое, информационное, коррекционно-развивающее, творчески-реабилитационное (арт-терапевтическое).

Личностно-ориентированный подход в образовании и воспитании ребенка предусматривает диалектическая связь ее развития изобразительной деятельности с активным ознакомлением с теорией и практикой изобразительного искусства, художником в качестве образца креативного поведения.

Типы занятий изо деятельности

По характеру деятельности и содержанию можно различать следующие занятия:

  • теоретические (искусствоведческие);
  • практические (изобразительные);
  • комбинированные (взаимосвязь художественной теории и эстетической практики);
  • комплексные, интегрированные (основанные на синтезе и взаимодействии искусств).

На что направлено теоретическое занятие изо деятельности?

Цель и задачи практических занятий

Практические занятия предполагают активное погружение детей в мир художественной практики: изобразительных материалов, способов художественной обработки материалов, действий с изобразительными средствами, оборудованием для этой деятельности.

На этих занятиях педагог транслирует ребенку другую информацию: о материалах и способах работы с ними. Он ссылается на образ художника и собственными действиями демонстрирует ребенку образец креативного (творческого) поведения.

Дети знакомятся с различными изобразительными техниками, материалами и способами действий ими. Педагог побуждает детей с раннего возраста к активному манипулированию красками, фломастерами, карандашами, глиной, воском, тестом, строительным материалом, бумагой, тканью, выкидным материалом (коробки, лоскутки, пуговицы, баночки), природным материалом (перья, камни, ракушки-ракушки, ветки, корни, сухостой, кора).

Также он приглашает детей к совместным с ним действиям для осознания более сложных техник (например, оригами, вытыкание, вышивание, флористика, интарсия, плетение).

Как осуществляется изобразительная деятельность на занятиях комбинированного типа?

Комбинированные занятия являются особым видом организованного учебно-развивающего общения педагога с детьми. Они сочетают в себе теоретически-искусствоведческую и практически-творческую части.

Изобразительная деятельность на занятиях интегрированного типа

Комплексные (интегрированные) занятия предоставляют педагогу возможность развивать у детей целостное, категориальное мировосприятие, а детям — формировать обобщенные способы рисования, целостные представления об искусстве как форме существования красоты, о художественной практике как способе познания мира и его освоения.

Комплексные занятия превращаются в интересные развлекательные представления, шоу, арт-терапевтические сессии и обеспечивают в полной мере идею полифункционального личностно-развивающего подхода, создание полихудожественной среды в дошкольном образовательном учреждении. На этих занятиях педагог является активным участником процесса сотворчества.

Большинство взрослых, успевших стать счастливыми родителями, осознают всю важность развития любимого ребенка как разносторонней личности. Даже крохотный комочек, принесенный из роддома, уже пытается познавать окружающие его формы, цвета, очертания предметов. Многие из нас не подозревают, но маленькие пальчики крохотного чада очень хорошо чувствуют разницу между прикосновением к нежной маминой коже и более грубой ткани пеленки.

детская изобразительная деятельность в детском саду

И это только начало познания мира. В этом в основном оказывают помощь родители, бабушки и дедушки, няни – самое близкое и родное окружение.

Однако затем наступает такая пора, когда ребенка необходимо социализировать. Лучший способ сделать это – определить малыша в детский сад. В группе он будет учиться вместе с другими детьми и дальше познавать этот удивительный мир, которые окружает его. И помогать теперь в этом важном деле ему будут не только родители, но и воспитатели.

Всестороннее развитие ребенка в детском саду с помощью занятий ИЗО

Поскольку понятия о явлениях, предметах и образах становятся более детализированными к моменту поступления в детское дошкольное учреждение, то необходимо определенное выражение и закрепление этого навыка. А развитие сенсомоторного опыта необходимо осуществлять посредством определенных занятий в группе с воспитателями.

изобразительная деятельность в детском саду младшая группа

Какие виды изобразительной деятельности включаются в программу ДОУ

Логично и рационально, что воспитатель детского сада не выдумывает из собственной головы то, чем будет заниматься его группа на занятиях по изобразительному искусству. Принято выделять четыре блока, согласно которым строятся занятия по изобразительной деятельности в детском саду. К ним можно отнести:

  1. Рисование.
  2. Лепку.
  3. Аппликацию.
  4. Конструирование.

изобразительная деятельность в детском саду старшая группа

Каждый из вышеперечисленных четырех блоков имеет свои специализированные возможности для отражения в поделках и рисунках впечатлений детей об окружающем их мире, предметах, явлениях, формах, цветах и даже фактурах. Потому общие цели, стоящие перед всеми категориями ИЗО, в свою очередь, конкретизируются в зависимости от специфики каждой из категорий занятий, своеобразия материала и методов работы с ним.

Характерно то, что каждый из видов, который включает в себя детская изобразительная деятельность в детском саду, применим в различных возрастных группах, и потому имеет свои индивидуальные особенности и подходы.

Особенности программ по изобразительной деятельности в младших группах детского сада

В силу возраста, а значит, психических и физических возможностей самых маленьких посетителей детсада, стоит начинать занятия по ИЗО с самых элементарных заданий. Причем около 60-80% объема конкретного задания будет выполняться самим воспитателем (либо же воспитателями заранее делаются специальные заготовки).

Малыш в два-три годика еще не обладает развитой моторикой пальцев, поэтому даже раскрасить рисунок, не выходя за его контуры, порой очень сложно. Создавать же самостоятельные образы в таком возрасте дети способны с очень большим трудом.

изобразительная деятельность в детском саду старшая группа

Потому при планировании и составлении заданий, которые предполагает изобразительная деятельность в детском саду, для младшей группы следует применять самые простые техники, такие как:

Крайне важно, чтобы все используемые на занятиях материалы были безопасными, ведь малыши часто все тянут в рот, роняют и пробуют на ощупь.

Что становится доступным для занятий по ИЗО в средней возрастной группе детсада

В три-четыре годика ребенок уже намного лучше контролирует и справляется с действиями своих рук, имеет большую физическую силу в сравнении с детьми младшей группы. Также с возрастом значительно расширяется словарный запас и мышление становится более образным. Многие навыки и умения уже закрепляются у ребенка как в сознании, так и на физическом уровне.

Изобразительная деятельность в детском саду для средней группы имеет свои особенности:

  • С детьми необходимо больше беседовать о предмете занятий, привлекать их к обсуждению результатов.
  • Можно усложнять техники рисования, добавлять краски (с крупными кистями).
  • При лепке допустимо использование не только пластилина, но и глины. Уже доступны техники выполнения овощей и фигурок животных.
  • Конструирование может проходить в более сложной форме (даже до двух десятков деталей и элементов, если это коллективное занятие).

планирование изобразительная деятельность в детском саду

Творческие способности у детей этой возрастной группы лучше всего будут развиваться, если занятия будут проводиться также в игровой форме. Детская изобразительная деятельность в детском саду для средней группы должна проходить в атмосфере заинтересованности и вовлеченности в процесс всех детей. В силу того, что не все ребята еще могут сосредоточенно выполнять поставленные задачи, воспитателю следует учесть данный момент. При потере интереса можно чередовать процесс рисования, к примеру, с рассказами самих детей о том, что они рисуют, какие используют цвета.

Старшая группа детского сада: что следует включить в программу занятий изобразительной деятельностью

Именно для дошколят старшей группы наиболее важен системный подход к занятиям со стороны воспитателя. Необходимо вырабатывать у детей большую усидчивость и сосредоточенность, аккуратность и прилежность выполнения поставленных перед ребенком задач.

изобразительная деятельность в детском саду подготовительная группа

Нужно помнить, что в 4-5-летнем возрасте у детей значительно расширяется сенсомоторный опыт. Поэтому следует делать упор на занятиях по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада на активном развитии и совершенствовании графических и изобразительных умений и навыков.

Стоит включить в программу следующие элементы:

  • Использование нестандартных техник рисования (ватными палочками, поролоновыми спонжиками). Обязательно включается рисунок гуашью, акварелью, сангиной, пастелью. Используются сюжетно-ролевые игры и персонажи, воображаемые герои.
  • Аппликация имеет сложный состав. Ребенок самостоятельно под присмотром воспитателя вырезает ножницами, клеит. Приветствуется техника не только бумажной аппликации, но и создание картины с помощью природных материалов (гербарий, гречка, рис, горох и проч.).
  • Детская изобразительная деятельность в детском саду старшей группы дошкольников усложняется и при лепке. Теперь дети могут создавать даже игрушки из глины (Дымковская), делать сложные пластилиновые скульптуры.
  • Конструирование может предполагать многоэлементное строение. Не стоит бояться ставить перед детьми сложные задачи, с разнообразием форм и материалов.

На всех из вышеперечисленных видов занятий следует развивать самостоятельность дошколят, но в помощи воспитатель отказывать не должен.

Один шаг до школы: изобразительная деятельность в подготовительной группе детского сада

Именно для данной возрастной категории изобразительная деятельность в детском саду в подготовительной группе напоминает стандартный урок в школе. Хотя игровая форма также применима, но воспитателю следует делать упор на обязательности выполнения поставленной задачи перед ребенком.

Формообразующие движения должны быть на высоком уровне. Практически все техники рисования как карандашами, мелками, так и красками, уже входят в копилку умений дошколят. Чем лучше развито умение владеть движениями собственных рук, чем аккуратнее это получается, тем лучше в последующем будет почерк у ребенка.

методика изобразительной деятельности в детском саду

Что касается каждой из категорий ИЗО:

  • В подготовительной группе дети уже должны владеть представлениями об орнаментах, художественной росписи, различать свойства тех или иных материалов (красок, пастели). Самостоятельное создание образа – начиная от контура, закрашивание фона, правильное расположение предметов на листе (дальше – меньше, ближе – крупнее). Понимание того, что объемный предмет переносится на плоскость.
  • Лепка как изобразительная деятельность в детском саду в раннем возрасте должна соответствовать требованиям безопасности. Но теперь дошкольник уже понимает, как работать со стекой, как создавать картины с помощью пластилина и бумаги. Можно делать фигуры из теста с обжигом в духовке (с помощью взрослых).
  • Аппликация приобретает сложный характер. Теперь на листе бумаги должна создаваться аккуратная картина, края вырезаны ровно, следы лишнего клея отсутствуют.
  • При конструировании могут даже использоваться специальные модели (самолетики, кораблики из составных частей).

Важна систематичность проведения таких занятий. Поскольку задания могут быть уже в более сложной и крупной форме, то допустимо деление создания одного рисунка/поделки на несколько уроков.

Продолжительность занятий по изобразительной деятельности в детском саду для разного возраста

Есть примерные рекомендации, сколько должно длиться занятие каждой категории ИЗО для различных возрастных групп:

  • Для малышей в младшей группе – 15 минут.
  • Изобразительная деятельность в детском саду в старшей группе – 20-25 минут.
  • Старшая группа может сосредоточиться до 25-30 минут.
  • Дети в подготовительной группе занимаются от получаса до 35 минут максимум.

Как должна строиться программа занятий

Воспитателям следует тщательно подбирать тематику и содержание, когда планируется проводить занятия по ИЗО с детьми-дошкольниками. Лучше всего, если будет проанализирована методическая литература для ДОУ и выбран тот вариант, который подходит для каждой из групп детей по возрасту. Программа изобразительной деятельности в детском саду утверждается на год, а проводимые воспитателями занятия должны полностью ей соответствовать.

изобразительная деятельность в детском саду книги

Строится такое планирование занятий и тематики на определенных принципах:

  • Важна систематичность и последовательность (от простого к сложному, от близкого к далекому).
  • Принцип развивающего культурного и творческого характера.
  • Заинтересованность и вовлеченность детей в процесс изобразительной деятельности.
  • Важно не забывать о принципе взаимосвязанности с прочими дисциплинами.

Минимум раз в неделю должно проводиться занятие по рисованию, а дополнительно - еще занятия по выбору воспитателя: лепка/аппликация. Конструирование можно проводить раз в две недели (изобразительная деятельность в детском саду в младшей группе по конструированию возможна даже раз в месяц).

Также важно учитывать сезонность занятий. Логично, когда в зимний период дети знакомятся на занятиях по изобразительной деятельности с заснеженными пейзажами, вырезают снежинки, конструируют елочные украшения (гирлянды, фонарики) для новогодней елки. Осенью актуальна тема урожая: какие поспели овощи, как меняет лес свои цвета (из зеленого в багряный) и т. п.

Тематические книги в помощь воспитателям

Разрабатывать собственную программу решится не каждый воспитатель. Как правило, подбираются специальные материалы по дошкольной педагогике, в которых рассматривается изобразительная деятельность в детском саду. Книги, связанные с методикой проведения занятий по ИЗО, написаны различными авторами с предложениями индивидуальных методик и развивающих программ.

занятия по изобразительной деятельности в детском саду

Способы организации занятий по изобразительному искусству воспитателем в детском саду

Поскольку не все дети в группе имеют идентичные умственные и физические способности, обладают различным набором навыков и умений, то иногда воспитателю приходится прибегать к специфическим способам организации того или иного занятия.

В большинстве случаев занимается сразу вся группа (коллективно). Но можно и разбить выполнение задания по подгруппам. Формируются они с учетом нервной деятельности детей, развитию их творческих способностей, а также темпа проводимого занятия. Одной группе можно давать задания более простого характера (нарисовать гриб), а вторая подгруппа будет пытаться изобразить то дерево, под которым он растет. Очевидно, что для последних задание более трудоемкое и требует больше сил и умений для выполнения.

изобразительная деятельность в детском саду программа

Любая методика изобразительной деятельности в детском саду должна быть направлена на то, чтобы все дети в группе развивались в необходимом направлении. Но всегда нужно учитывать и индивидуальные особенности конкретного ребенка. Случается так, что вся группа работает на занятии примерно на одинаковом уровне, а один ребенок отстает в определенном аспекте. Тогда грамотному педагогу-воспитателю следует провести индивидуальное занятие по этой теме, либо же уделить больше внимания отстающему.

Лидерам же можно давать задания по ИЗО с небольшим усложнением, чтобы развитие не тормозилось из-за остальных детей. Но лучше это также делать на индивидуальных дополнительных занятиях.

Читайте также: