Занятие как основная форма обучения в доу презентация

Обновлено: 02.07.2024

Презентация на тему: " Организация образовательного процесса. Занятие как основная форма обучения в системе дополнительного образования детей." — Транскрипт:

1 Организация образовательного процесса. Занятие как основная форма обучения в системе дополнительного образования детей

3 1.2. Настоящие санитарные правила распространяются на организации дополнительного образования, осуществляющие образовательную деятельность и реализующие дополнительные общеобразовательные программы различной направленности - дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы.

4 1.4. Настоящие санитарные правила не распространяются на объекты организаций дополнительного образования, находящиеся в стадии проектирования, строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию на момент вступления в силу настоящих санитарных правил. Ранее построенные здания организаций дополнительного образования, в части архитектурно-планировочных решений, эксплуатируются в соответствии с проектом, по которому они были построены.

5 6.7. Все помещения для занятий должны ежедневно проветриваться во время перерывов между занятиями, между сменами и в конце дня.

6 8.3. Занятия в организациях дополнительного образования начинаются не ранее 8.00 часов утра и заканчиваются не позднее часов. Для обучающихся в возрасте лет допускается окончание занятий в часов.

7 8.5. Рекомендуемая продолжительность занятий детей в учебные дни - не более 3-х академических часов в день, в выходные и каникулярные дни - не более 4 академических часов в день. После минут теоретических занятий рекомендуется организовывать перерыв длительностью не менее 10 мин.

9 Учебное занятие - это педагогическое произведение, поэтому оно должно отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности педагога и учащегося.

10 При реализации дополнительных общеобразовательных программ могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные занятия (экскурсии, походы), которые проводятся по группам или индивидуально.

11 Подготовка педагога к учебному занятию поставить цель и задачи (обучающая, воспитательная, развивающая); поставить цель и задачи (обучающая, воспитательная, развивающая); отобрать соответствующие поставленным задачам и особенностям детского коллектива содержание обучения и способы работы ; отобрать соответствующие поставленным задачам и особенностям детского коллектива содержание обучения и способы работы ; четко продумать логику и преемственность этапов учебного занятия; четко продумать логику и преемственность этапов учебного занятия; создать благоприятный микроклимат на занятии; создать благоприятный микроклимат на занятии; пробудить активность ребенка; пробудить активность ребенка; продумать методическое и техническое обеспечение занятия. продумать методическое и техническое обеспечение занятия.

12 Алгоритм подготовки учебного занятия Анализ предыдущего учебного занятия: Каков в целом результат предыдущего занятия? Оправдался ли прогноз педагога? В каком объеме реализованы поставленные задачи? Что необходимо изменить на последующих занятиях? Моделирование будущего учебного занятия: определение места данного учебного занятия в системе курса; постановка задач учебного занятия; определение темы занятия и ее обучающего, развивающего и воспитательного потенциала; определение вида занятия; продумывание этапов и логики занятия; отбор методов, способов и приемов работы педагога и детей; подбор форм контроля и оценки знаний детей. Технологическое обеспечение учебного занятия: подготовка педагога к занятию, определение содержания учебного материала; обеспечение учебной деятельности детей: подбор дидактического, наглядного, раздаточного материала, продумывание заданий и т.п.; техническое обеспечение занятия: подготовка кабинета, оборудования и т.п.

13 Специфические требования к учебному занятию в системе дополнительного образования: Необходимо в каждое учебное занятие включать задания, предполагающие применение знаний на практике Необходимо в каждое учебное занятие включать задания, предполагающие применение знаний на практике Часть этих знаний должна быть получена обучающимися в процессе самостоятельного поиска путем решения поисковых задач. Часть этих знаний должна быть получена обучающимися в процессе самостоятельного поиска путем решения поисковых задач. Изложение материала должно быть вариативным по своей структуре (объяснительно-иллюстративный способ, проблемный способ). Изложение материала должно быть вариативным по своей структуре (объяснительно-иллюстративный способ, проблемный способ).

14 Изучение учебного материала предполагает следующие дидактические циклы: изучение нового материала; изучение нового материала; применение знаний на практике, формирование практических умений; применение знаний на практике, формирование практических умений; контроль знаний. контроль знаний.

15 изучения, усвоения нового материала (лекция, объяснение, демонстрация и др.); изучения, усвоения нового материала (лекция, объяснение, демонстрация и др.); закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков (повторение, обобщение, упражнения, решение задач, контрольные работы, лабораторные и др.); закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков (повторение, обобщение, упражнения, решение задач, контрольные работы, лабораторные и др.); самостоятельного применения знаний, умений и навыков (самостоятельные работы, семинары, дискуссии, конференции, аукционы, представления и др.). самостоятельного применения знаний, умений и навыков (самостоятельные работы, семинары, дискуссии, конференции, аукционы, представления и др.). В соответствии с этим, по главной дидактической цели различают следующие типы учебных занятий:

16 Наиболее часто используются в учебном процессе традиционные формы организации деятельности: Лекция, рассказ, беседа Лекция, рассказ, беседа Семинар Семинар Дискуссия Дискуссия Экскурсия. Экскурсия. Экспедиция Экспедиция Турпоход Турпоход Учебная игра Учебная игра

17 К нетрадиционным групповым формам учебных занятий относятся: занятия-соревнования: конкурсы, турниры, викторины и т.п.; занятия-соревнования: конкурсы, турниры, викторины и т.п.; занятия, основанные на методах общественной практики: репортаж, интервью, изобретение, комментарий, аукцион, митинг, бенефис, устный журнал, газета и др.; занятия, основанные на методах общественной практики: репортаж, интервью, изобретение, комментарий, аукцион, митинг, бенефис, устный журнал, газета и др.; занятия на основе нетрадиционной организации учебного материала: презентация, исповедь и др.; занятия на основе нетрадиционной организации учебного материала: презентация, исповедь и др.; занятия-фантазии: сказка, сюрприз, приключение и др. занятия-фантазии: сказка, сюрприз, приключение и др. занятия, основанные на имитации общественной деятельности: суд, следствие, ученый совет и др. занятия, основанные на имитации общественной деятельности: суд, следствие, ученый совет и др.

18 Общие критерии анализа учебного занятия Общие критерии анализа учебного занятия Результативность Экономное расходование времени занятия;Экономное расходование времени занятия; Объем, прочность знаний и умений;Объем, прочность знаний и умений; Положительный уровень межличностных отношений;Положительный уровень межличностных отношений; Вклад в формирование личностных качеств ученика.Вклад в формирование личностных качеств ученика.

19 Структура занятия Совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами учебного занятия, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность. Главное – нахождение оптимальных содержания и методов обучения:Совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами учебного занятия, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность. Главное – нахождение оптимальных содержания и методов обучения: Комплексное планирование дидактических и воспитательных задач;Комплексное планирование дидактических и воспитательных задач; Выделение в содержании занятия главного;Выделение в содержании занятия главного; Определение последовательности и оптимальное распределения времени;Определение последовательности и оптимальное распределения времени; Дифференцированный и индивидуальный подход;Дифференцированный и индивидуальный подход; Создание необходимых материально-технических условий.Создание необходимых материально-технических условий. Общие критерии анализа учебного занятия Общие критерии анализа учебного занятия

20 Активизация познавательной деятельности детей Такая организация познавательной деятельности детей, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных операций и практических действий (проблемные методы обучения, самостоятельные работы и др.) Самостоятельность и творчество Создать условия для самостоятельной работы; Создать условия для самостоятельной работы; Научить приемам самостоятельной работы; Научить приемам самостоятельной работы; Научить самостоятельному применению знаний и умений Научить самостоятельному применению знаний и умений Общие критерии анализа учебного занятия Общие критерии анализа учебного занятия

22 Обратная связь осуществляется в трех направлениях: в ходе объяснения нового материала педагог обращается к разным обучающимся с просьбой повторить, уточнить, выполнить упражнение; в ходе объяснения нового материала педагог обращается к разным обучающимся с просьбой повторить, уточнить, выполнить упражнение; после изучения раздела проводится опрос, проверяется усвоение учебного материала, понимание терминов, правильность выполнения упражнений; после изучения раздела проводится опрос, проверяется усвоение учебного материала, понимание терминов, правильность выполнения упражнений; после изучения курса или большого раздела программы проводится итоговая проверка в виде контрольной работы, опроса, экзамена и т.п. после изучения курса или большого раздела программы проводится итоговая проверка в виде контрольной работы, опроса, экзамена и т.п.

23 Основные требования к построению современных учебных занятий: создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей; создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей; целесообразное расходование времени занятия; целесообразное расходование времени занятия; применение разнообразных методов и средств обучения; применение разнообразных методов и средств обучения; высокий положительный уровень межличностных отношений между педагогом и детьми; высокий положительный уровень межличностных отношений между педагогом и детьми; практическая значимость полученных знаний и умений. практическая значимость полученных знаний и умений.

24 Организация учебного занятия

26 Основные этапы учебного занятия 2 этап – проверочный Задача этапа Установление пробелов в знаниях и их коррекция Содержание деятельности Проверка имеющихся у детей знаний и умений для подготовки к изучению новой темы

28 Основные этапы учебного занятия 4 этап – основной Задача этапа Определяется в зависимости от цели занятия: усвоение новых знаний; проверка понимания; закрепление знаний и способов действий; обобщение знаний Содержание деятельности Ознакомление с новыми знаниями и умениями, показ образца формирования навыков; установление осознанности усвоения знаний: выполнение тренировочных упражнений на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу, на перенос в сходную ситуацию, творческого характера, формирование целостного представления знаний по теме и т.п.

29 Основные этапы учебного занятия 5 этап – контрольный Задача этапа Выявление качества и уровня полученных знаний, их коррекция Содержание деятельности Выполнение тестовых заданий, различных видов опроса и т.п.

30 Основные этапы учебного занятия 6 этап – итоговый Задача этапа Дать анализ и оценку достижения цели занятия, наметить перспективу работы Содержание деятельности Подведение итогов занятия, формулирование выводов, поощрение детей за работу на занятии, самооценка детьми своей работы на занятии, информация о домашнем задании, определение перспективы следующих занятий. На каждом занятии должно иметь место повторение закрепление знаний и умений посредством их воспроизведения и выполнения заданий на воспроизведение в измененной ситуации

31 Главный критерий качества учебного занятия – обученность детей, достижение поставленных целей

32 План-конспект учебного занятия Ф.И.О. педагога Название и направление деятельности коллектива Место учебного занятия в программе Место проведения Краткая характеристика группы

33 План-конспект учебного занятия Цель занятия Задачи Регламент занятия Оборудование

36 План-конспект учебного занятия Этап учебного занятия Задача этапа Содержание деятельности Ожидаемая деятельность обучающихся Этап учебного занятия и его задачи Ход занятия Деятельность ПедагогаОбучающихся

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Форма организации Занятия в ДОО Подготовила воспитатель: Степакова Т.В.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Форма организации Занятия в ДОО Подготовила воспитатель: Степакова Т.В.

Форма организации Занятия в ДОО Подготовила воспитатель: Степакова Т.В.

Ребенка обучи – дашь миру человека. В.Гюго

Ребенка обучи – дашь миру человека. В.Гюго

Ведущей формой организации занятий воспитанников ДОО является обучения Форма.

Ведущей формой организации занятий воспитанников ДОО является обучения Форма организации обучения – это совместная деятельность обучающего и обучаемых, которая осуществляется в определенном порядке и установленном режиме.

Структура занятия Занятие включает в себя три этапа: организация детей, основ.

Структура занятия Занятие включает в себя три этапа: организация детей, основная часть занятия и окончание занятия.

Организация детей Проверка готовности детей к занятию (внешний вид, правильно.

Организация детей Проверка готовности детей к занятию (внешний вид, правильность посадки, собранность внимания) Создание интереса к занятию (приёмы, содержащие занимательность, сюрпризность, загадочность)

Основная часть занятия Организация детского внимания Объяснение материала и п.

Основная часть занятия Организация детского внимания Объяснение материала и показ способа действия или постановка учебной задачи и совместное решение (3-5 мин) Закрепление знаний и навыков (повторение и совместные упражнения, самостоятельная работа с дидактическим материалом)

Окончание занятия Подведение итога (анализ вместе с детьми выполненных работ.

Классификация занятий - Каждый из этих типов занятий будет отличаться структу.

Классификация занятий - Каждый из этих типов занятий будет отличаться структурой основной части. Основание классификации Название 1. Дидактическая задача Занятия усвоения новых знаний и умений Занятия закрепления ранее приобретённых знаний Занятия творческого применения знаний и умений Комбинированные занятия (одновременно решаются несколько дидактических задач) 2. Содержание знаний Однотемные(Классические занятия по раздела обучения) Комплексные Интегрированные 3. Форма организации Традиционные Нетрадиционные (занятия - соревнования, занятия - театрализованные, занятия – консультации, занятия – сюжетно-ролевые игры, занятия –взаимообучения,занятия– аукционы, занятия – сомнения, занятия – путешествия, занятия – концерты, занятия – игры: следствие ведут знатоки, поле чудес, Что? Где? Когда?, КВН и т.д.)

Различие комплексного и интегрированного занятия Комплекс - это целостность.

Различие комплексного и интегрированного занятия Комплекс - это целостность, образующаяся из отдельных частей (искусств, видов детской деятельности). Комплексные занятия, как правило, планируются один раз в квартал вместо музыкального или занятия по изобразительной деятельности. Комплексное занятие строится на знакомом детям материале. На таком занятии решаются задачи каждого из видов деятельности.

Интегрированные занятия предполагают более глубокую форму взаимосвязи, взаимо.

Интегрированные занятия предполагают более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и обучения детей. В интеграции один вид деятельности выступает стержневым, другие помогают более широкому и глубокому осмыслению. Интегрированное занятие направлено на изучение нового материала. Занятие планируется по общей теме для нескольких предметов, может проводиться несколькими воспитателями. Интеграция содержания учебного материала происходит вокруг определённой темы.

В этом занятии объединяются задания по разделам ребёнок и окружающий мир, раз.

В этом занятии объединяются задания по разделам ребёнок и окружающий мир, развитие речи и литературное чтение, музыка, изобразительная деятельность. А цель всех этих заданий: сформировать у детей представление о сказочной птице – лебеди.

Подготовка воспитателя к занятиям Подготовка воспитателя к занятиям состоит и.

Подготовка воспитателя к занятиям Подготовка воспитателя к занятиям состоит из трёх этапов: планирование занятий, подготовка оборудования, подготовка детей к занятию.

Планирование занятий Отобрать программное содержание, наметить методы и приём.

Планирование занятий Отобрать программное содержание, наметить методы и приёмы, детально продумать ход занятия Составить план – конспект, который включает в себя: -Программное содержание (образовательные задачи) -оборудование -предварительную работу с детьми (если необходимо) -ход занятия и методические приёмы Планировать необходимо не одно занятие, а систему, постепенно усложняя и закрепляя материал.

Подготовка оборудования: Накануне занятия отобрать оборудование, проверить, и.

Подготовка оборудования: Накануне занятия отобрать оборудование, проверить, исправно ли оно, хватает ли дидактического материала и т.д. К некоторым занятиям нужно готовиться заранее (например, если необходимо показать проросшее семя растения, его нужно прорастить заранее) При проведении экскурсии педагог должен заранее сходить на место, выделить объекты для наблюдения, продумать, как будут размещены дети, выбрать самый короткий и безопасный маршрут.

Подготовка детей к занятиям Создавать интерес к предстоящей работе Предупрежд.

Подготовка детей к занятиям Создавать интерес к предстоящей работе Предупреждать детей о начале занятия заранее (минут за 10), чтобы дети успели закончить свои игры и настроиться на занятие Организовать работу дежурных по подготовке к занятию

Подведение итога Планирование результативности занятия предусматривает: 1) об.

Подведение итога Планирование результативности занятия предусматривает: 1) обобщение полученных знаний и умений, оценку их усвоенности; 2) анализ результатов групповой и индивидуальной работы; 3) внимание к процессу выполнения заданий, а не только к результату.

Форма организации обучения - это способ
организации обучения, который осуществляется в
определенном порядке и режиме.
Формы отличаются:
по количественному составу участников,
характеру взаимодействия между ними,
способам деятельности,
месту проведения.
В детском саду используются фронтальные,
групповые,
индивидуальные
формы
организованного обучения.

Индивидуальная
форма
организации
обучения позволяет индивидуализировать обучение
(содержание, методы, средства), однако требует
от ребенка больших нервных затрат; создает
эмоциональный дискомфорт; неэкономичность
обучения; ограничение сотрудничества с другими
детьми.

Групповая
форма
организации
обучения (индивидуально-коллективная).
Группа делится на подгруппы. Основания
для комплектации: личная симпатия,
общность интересов, но не по уровням
развития. При этом педагогу, в первую
очередь,
важно
обеспечить
взаимодействие
детей
в
процессе
обучения.

Фронтальная
форма
организации обучения. Работа со всей
группой, четкое расписание, единое
содержание.
При этом содержанием
обучения на фронтальных занятиях может
быть
деятельность
художественного
характера.
Достоинствами
формы
являются
четкая
организационная
структура,
простое
управление,
возможность
взаимодействия
детей,
экономичность обучения; недостатком трудности в индивидуализации обучения.

Основной
формой
организации
обучения в дошкольном образовательном
учреждении
является
непосредственно
образовательная
деятельность
(НОД).
Непосредственно
образовательная
деятельность организуется и проводится
педагогами в соответствии с основной
общеобразовательной программой ДОУ.
НОД проводятся с детьми всех возрастных
групп детского сада. В режиме дня каждой
группы определяется время проведения НОД,
в
соответствии
с
"Санитарноэпидемиологических
требований
к
устройству, содержанию и организации
режима
работы
дошкольных
образовательных организаций".

Непосредственно образовательная
деятельность
организуется
по
всем
направлениям
воспитательнообразовательной работы с детьми: по
ознакомлению
с
окружающим,
по
развитию
речи,
по
музыкальному
воспитанию,
изобразительной
деятельности,
конструированию,
формированию
элементарных
математических
представлений,
по
физической культуре.

При проведении непосредственно
образовательной деятельности выделяется
три основные части.
Первая часть - введение детей в тему
занятия, определение целей, объяснение
того, что должны сделать дети.
Вторая
часть
самостоятельная
деятельность
детей
по
выполнению
задания педагога или замысла самого
ребенка.
Третья часть - анализ выполнения задания
и его оценка.

9. Требования к организации НОД

Гигиенические требования:
непосредственно
образовательная
деятельность
проводятся
в
чистом
проветренном,
хорошо
освещенном
помещении;
воспитатель,
постоянно
следит
за
правильностью позы ребенка,
не допускать переутомления детей на занятиях.
предусматривать
чередование
различных
видов деятельности детей не только на
различных занятиях, но и на протяжении одного
занятия.

Дидактические требования:
точное определение образовательных задач НОД, ее
место
в
общей
системе
образовательной
деятельности;
творческое использование при проведении НОД всех
дидактических принципов в единстве;
определять
оптимальное
содержание
НОД
в
соответствии с программой и уровнем подготовки
детей;
выбирать наиболее рациональные методы и приемы
обучения в зависимости от дидактической цели НОД;
обеспечивать познавательную активность детей и
развивающий характер НОД, рационально соотносить
словесные, наглядные и практические методы с целью
занятия;
использовать в целях обучения дидактические игры
(настольно-печатные, игры с предметами (сюжетнодидактические и игры-инсценировки)), словесные и
игровые приемы, дидактический материал.
систематически осуществлять контроль за качеством
усвоения знаний, умений и навыков.

Организационные требования:
иметь в наличие продуманный план проведения
НОД;
четко определить цель и дидактические задачи
НОД;
грамотно
подбирать
и
рационально
использовать различные средства обучения, в
том число ТСО, ИКТ;
поддерживать
необходимую дисциплину и
организованность детей при проведении НОД.
не смешивать процесс обучения с игрой, т.к. в
игре ребенок в большей мере овладевает
способами общения, осваивает человеческие
отношения.

НОД в ДОУ не должна проводиться по
школьным технологиям;
НОД следует проводить в определенной
системе, связывать их с повседневной
жизнью детей (знания, полученные на
занятиях,
используются
в
свободной
деятельности);
организации процесса обучения полезна
интеграция содержания, которая позволяет
сделать процесс обучения осмысленным,
интересным для детей и способствует
эффективности развития. С этой целью
проводятся
интегрированные
и
комплексные занятия.

13. Формы организации обучения в повседневной жизни.

На протяжении дня воспитатель имеет
возможность осуществлять обучение при
использовании
разнообразных
форм
организации
детей,
имеют
место
фронтальные формы обучения:
прогулка, которая состоит из:
- наблюдений за природой, окружающей
жизнью;
- подвижных игр;
- труда в природе и на участке;
- самостоятельной игровой деятельности;

экскурсии;
игры:
- сюжетно-ролевые;
- дидактические игры;
- игры-драматизации;
- спортивные игры;
дежурство
детей по
занятиях
столовой,
на

труд:
- коллективный;
- хозяйственно-бытовой;
- труд в уголке природы;
- художественный труд;
развлечения, праздники;
экспериментирование;
проектная деятельность;
чтение художественной литературы;
беседы;
показ кукольного театра;
вечера-досуги;

В ДОУ – выделено специальное время
в процессе проведения режимных моментов,
организована индивидуальная работа с
детьми. Содержанием обучения в этом
случае
являются
следующие
виды
деятельности:
предметно-игровая,
трудовая,
спортивная,
продуктивная,
общение,
сюжетно-ролевые и другие игры, которые
могут быть источником и средством
обучения.

17. Методы и приемы организации обучения

В ДОУ преобладают наглядные и игровые
методы в сочетании со словесными методами
Процесс обучения детей в детском саду
строится, опираясь на наглядность в обучении, а
специальная организация среды способствует
расширению и углублению представлений детей.

Цель исследования: разработать педагогическую модель НОД по экологии для старших дошкольников и экспериментальным путем проверить его эффективность.

Объект исследования: организация воспитательно-образовательный деятельности по экологии старших дошкольников.

Предмет исследования: организация НОД по экологии старших дошкольников.

Гипотеза исследования: организация экологического образования старших дошкольников будет более эффективной, если: будет использоваться педагогическая модель непосредственно образовательной деятельности, которая представляет собой цепочку постепенно усложняющейся НОД по экологии, органически связанных с мероприятиями повседневной жизни.

Прикреплённые файлы:

Инновационные технологии экологического образования дошкольников Проводимые реформы образования в настоящее время направлены на повышение эффективности обучения дошкольников, предъявляют новые требования.

Групповая работа как эффективная форма организации урока в условиях повышения качества образования и воспитания

Групповая работа как эффективная форма организации урока в условиях повышения качества образования и воспитания Конференция МАН Групповая работа как эффективная форма организации урока в условиях повышения качества образования и воспитания «Любое обучение.

Зимние игры как основная форма детского досуга

Зимние игры как основная форма детского досуга .

Читайте также: