Химико биологический анализ экологического состояния микроучастка школы

Обновлено: 05.07.2024

Мы не задумываемся о том, что не только следует следить за атмосферой в населенном пункте, но также и за атмосферой помещения. Помещение - это гетеротрофная система, напоминающая населенный пункт в миниатюре. Как и населенный пункт, она существует за счет поступления энергии и ресурсов. Неблагоприятные экологические условия вызывают различные нарушения в организме, в результате которых человек может заболеть. Наиболее распространенными болезнями среди учащихся нашей школы являются такие заболевания как: острые респираторные заболевания, грипп, гастрит, нарушения зрения, дерматит. Охрана и укрепление здоровья – важнейшего из жизненного приоритетов – является одним из насущных проблем нашего общества. Официальная статистика отмечает ухудшение состояние здоровья школьников. Причины снижения уровня здоровья многообразны: это отягощенная наследственность, экологические проблемы, социальный и экономический кризисы. Однако влияние школы, где учащиеся проводят большую часть своего времени, на растущий и развивающийся организм выражено особенно сильно. Поэтому исследование школьной среды с экологической точки зрения, решение проблемы создания здоровой среды для школьников в настоящее время являются актуальными.
Школа - это наш второй дом, мы там проводим 6-8 часов в день. И поэтому мы хотим, чтобы там было уютно и комфортно, как и в родительском. Темой нашего проекта мы выбрали именно экологию школы. Нам важно, чтобы по конкретным критериям она соответствовала нормам. Все ли показатели школьных помещений соответствуют нормам? Это и является темой нашего исследования.

В начале исследования была выдвинута гипотеза: экологические показатели школьных помещений соответствуют санитарным нормам.
Цель: Исследование экологических показателей школьных помещений и установление их соответствия санитарным нормам . см.( Приложение 7)
Задачи:

-узнать мнение обучающихся о некоторых вопросах экологии школы;

-рассчитать площадь пола и кубатуру школьных помещений в расчете на одного обучающегося;

-рассчитать степень проветриваемости, освещенности кабинетов;

-оценить озеленение кабинетов;

-установить соответствие экологического состояния школьных помещений санитарным нормам для образовательных учреждений.

Актуальность темы: В последнее время в Российской Федерации к экологическим проблемам оказывается повышенное внимание. Как известно, 2017-й год был объявлен в России годом экологии. Поэтому мы тоже хотим внести хоть и малый, но свой вклад по реализации этой программы.

Практическая значимость. Результаты нашего исследования имеют практическую значимость и важны не только для нашей школы, но и для всех, кого беспокоит состояние здоровья современного школьника – от администратора и медработника, до классного руководителя и заведующих кабинетами.

Теоретическая часть.

Практическая часть 2.

На организм человека влияет много факторов внешней среды, и мы рассмотрим несколько примеров:


1. Размеры учебных помещений.

Размеры учебных помещений обусловлены рядом педагогических и гигиенических требований. Глубина учебного кабинета более 6м неблагоприятно сказывается на освещенности парт третьего ряда естественным светом. При длине учебного кабинета более 8м затрудняется для учащихся, сидящим на последних партах, четкое восприятие речи учителя и ясное различение написанного на доске. Скопление углекислого газа, аммиака, летучих жирных кислот происходит в верхних слоях воздуха помещений. При высоте помещений в 3,5 м наиболее загрязненный слой воздуха не достигает зоны, в которой находится человек во время обычной работы.

Определение полезной площади и кубатуры классных комнат.

1. С помощью рулетки измерили длину (D), ширину (Ш), высоту (В) классных комнат: D; Ш; В (м).

2. Рассчитали площадь пола и кубатуру классных комнат: S клacca = D Ш (м 2 )

V класса = S В (м З )

3. Определили площадь и кубатуру в пересчете на одного учащегося, разделив полученные результаты на количество посадочных мест:

S 1 = Sм 2 /колич. чeл. (м 2 /чeл) V I = V м 3 /колич. чел. (м З /чел).

Результат занесли в таблицу № 1. (см. Приложение 1)

Площадь учебных кабинетов принимается в образовательном процессе, из расчета:

- не менее 2,5 на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий;

- не менее - 3,5 на 1 обучающегося при организации групповых формах работы и индивидуальных занятий;

- кубатура, м 3 – 189 кабинет физики

-кубатура, м 3- 149,4 кабинет биологии

Вывод:
1. Площадь помещения на одного учащегося в кабинете биологии не соответствует санитарно-гигиеническим нормам.

2. Кубатура помещения на одного учащегося во всех кабинетах соответствует санитарно-гигиеническим нормам. См. фото в (Приложении 1)

2. Внутренняя отделка учебных помещений.

Внутренняя отделка и оформление помещения оказывают значительное влияние на зрительный анализатор, определяют состояние экологической комфортности учащихся.

Советские гигиенисты провели много опытов по влиянию цвета на организм человека. Оказалось, что наиболее благоприятное влияние на производительность труда оказывают зеленый и желтый цвета. Они обостряют зрение, ускоряют зрительное восприятие, создают устойчивость ясного видения, понижают внутриглазное давление, обостряют слух, способствуют нормальному кровенаполнению сосудов, повышают работоспособность руки. Красный цвет действует противоположно.

Гигиенисты доказали, что светлые (бежевые, салатные) тона школьной мебели повышают освещенность, благоприятно влияют на работоспособность,

Дадим характеристику внутренней отделки классных комнат. Стены классов окрашены красками. Проанализировав цвет поверхности стен можно сделать вывод, что использованы более теплые. Стоит также отметить, что загрязненные стены отражают света в 2 раза меньше, чем только что выкрашенные или вымытые.

Потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств. Допускается в учебных помещениях, кабинетах, рекреациях и других помещениях оборудование подвесных потолков из материалов, разрешенных для применения в общеобразовательных учреждениях, при условии сохранения высоты помещений не менее 2,75 м, а во вновь строящихся не менее 3,6 м.

Вывод: 1. Внутренняя отделка и оформление помещения соответствует санитарно-гигиеническим нормам. См.( Приложение 2), также фото.

3. Воздушно-тепловой режим.

Условия воздушной среды оказывают существенное влияние на заболеваемость, работоспособность и самочувствие. В закрытых помещениях во время пребывания детей меняется химический состав и физические свойства воздуха: нарастает количество углекислого газа, водяных паров, тяжелых ионов, уменьшается содержание кислорода, легких ионов, повышается температура воздуха, запыленность. Значительное содержание пыли в воздухе оказывает неблагоприятное воздействие на организм. Попадая в легкие, пыль частично задерживается там и может вызвать различные заболевания. Вместе с ней в организм проникают болезнетворные микробы. Они могут длительное время сохраняться на пылевых частичках и переноситься на значительные расстояния. Пыль затрудняет потоотделение и препятствует испарению пота, оказывает также отрицательное действие на кожные покровы, что может привести к некоторым кожным заболеваниям.

О качестве воздуха в помещении принято судить по количеству углекислого газа в нем, так как содержание последнего изменяется параллельно изменению химического состава и физических свойств воздуха. Предельно допустимая концентрация СО 2 в помещениях для детей равна 0,1%.

Вентиляция и ее гигиеническое значение.

Вентиляция исключительно важное и эффективное средство охраны здоровья и профилактики заболеваний. Воздух помещений постоянно загрязняется выдыхаемым человеком углекислым газом, продуктами разложения пота, сальных желез, органических веществ содержащихся в одежде и обуви. Эти летучие продукты получили названия антропотоксины. Они-то и оказывают самое неблагоприятное влияние на организм. При длительном пребывании в такой атмосфере у человека начинает болеть голова, появляется сонливость, и апатия и тошнота (вплоть до рвоты), иногда случаются обмороки. Вот почему так важно следить за химическим составом воздуха помещения.

Когда содержание СО 2 в воздухе возрастает происходит затруднение умственной работы, быстрое утомление, появляется головная боль и другие нарушения, а также возрастает количество микроорганизмов. Через воздух происходит распространение гриппа, туберкулеза, скарлатины, кори, коклюша, дифтерии, ветряной оспы и других инфекционных заболеваний.

Естественный воздухообмен учебных классов обычно бывает недостаточным, и его необходимо регулярно дополнять проветриванием. Открывающаяся часть окон (форточки) в каждом помещении по своей общей площади должна составлять не менее 1/50 площади пола. При проветривании помещений в течение часа путем открывания форточки, количество углекислого газа в воздухе снижается всего на 7% по сравнению с исходным его количеством до проветривания; при проветривании путем открывания двери - на 20%, а при сквозном проветривании содержание углекислого газа в воздухе снижается почти на 70%.

Таким образом, сквозное проветривание оказывается эффективнее обычного в 5-10 раз. Мы предлагаем проветривать помещение 4 раза за период обучения (6 уроков) по 5 минут (после 2,3,4,5 уроков), тогда учащиеся будут меньше болеть и их работоспособность не понизится в течение учебного дня.


Вывод: Частота проветривания соответствует санитарно-гигиеническим нормам. См. Приложение 3

Определение относительной влажности воздуха с помощью гигрометра психометрического и термометра для определение теплового режима в кабинетах.

Приборы и оборудование: гигрометр психометрический ВИТ-2 состоит из 2х термометров сухого и влажного и психометрической таблицы.

Данные исследования занесли в таблицу № 2 (см. Приложение 4). Измеряли температуру сухого термометра и влажного термометра и с помощью таблицы определяли относительную влажность воздуха классной комнаты.
Вывод: влажность воздуха соответствует санитарно-гигиеническим нормам.

4. Световой режим.

Биологическое значение солнечного света для человеческого организма огромно. Известны общие тонизирующее и укрепляющее действия лучистой энергии на организм, повышение сопротивляемости организма к заболеваниям.

Особенно велика роль лучистой энергии солнца в формировании растущего организма. Она способствует правильному росту и развитию. Ультрафиолетовые лучи переводят витамин Д, находящийся в коже ребенка, из недеятельного состояния в деятельное, который обеспечивает нормальное костеобразование. Свет оказывает и психологическое воздействие: обилие света создает эмоционально-приподнятое, радостное настроение. Известно бактерицидное действие ультрафиолетовой части солнечного спектра. Это является важным гигиеническим фактором, способствующим оздоровлению внешней среды.

Несмотря на то, что оконное стекло в значительной степени задерживает активные части солнечного спектра, тонизирующее и бактерицидное действие света достаточно велико.

Роль света важна для полноценной деятельности зрительного анализатора. Проведенные исследования свидетельствуют о том, что у значительной части учащихся (20-30%) к концу обучения в школе наблюдается снижение остроты зрения, связанной преимущественно с близорукостью.

В развитии близорукости существенную роль играет недостаточная освещенность. Доказано, что все зрительные функции (острота зрения, устойчивость видения) резко снижаются при плохой освещенности и повышаются с ее возрастанием. Это убеждает нас в создании максимально благоприятных условий для работы глаза. Лучшие условия освещения обеспечивают легкость зрительного восприятия.

Освещенность в помещении должна быть равномерной и устойчивой с целью предотвращения частой пере адаптации и развития зрительного утомления.

Определение уровня естественной и искусственной освещенности с помощью люксметра.

Приборы и оборудование: люксметр Н S -1010
Производили измерение уровня освещенности в 3 различных точках комнаты(учительский стол, 3 парта 2 ряда, 4 парта 3 ряда) на высоте 0,8 – 1 м от пола (уровень рабочей поверхности).

Результаты исследования занесли в таблицу №3 (см. Приложение 5).

В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах - 300 - 500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования - 500 лк, в кабинетах информатики на столах - 300 - 500 лк, на классной доске 300 - 500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу) - 200 лк, в рекреациях (на полу) - 150 лк.

Вывод: световой коэффициент и коэффициент заглубления соответствует санитарно-гигиеническим нормам.

Освещенность помещения зависит от числа окон, их величины и конфигурации. Чем больше остекленная поверхность окон, тем больше света проникает в помещение. Но увеличение размеров окон ведет к снижению теплоустойчивости здания и потому не может быть беспредельным. Размещение на подоконниках цветов, завешивание окон шторами снижает освещенность помещения. Загрязненные стекла также поглощают до 30-40% световых лучей, поэтому нужно следить за чистотой и качеством стекол, осуществлять мытье окон, не только перед началом учебного года и весной, но во время зимних каникул. На протяжении учебного года естественное освещение в течение большей части суток является недостаточным. Недостаток света восполняется искусственным освещением, к которому предъявляются следующие гигиенические требования: оно должно быть достаточным по силе, равномерным, не должно давать прямой и отраженной блескости.

Достаточное общее равномерное освещение достигается в нашей школе расположением световых точек . В классных помещениях в 49.8 м 2 располагается 6-8 люстр (трёх рожковых) в (в 2 ряда по 3-4 люстры в ряду). Одна лампочка 120 Вт( светодиодная энергосберегающая), 1 люстра 360 Вт -это 90 % экономии электроэнергии. См. Приложение

5. Роль растений в экологическом состоянии кабинетов.

Для оздоровления воздушной среды помещений необходимо их озеленять, используя комнатные растения.

Живые цветы не только украшают помещения, но часто выделяют в воздух фитонциды. Кроме того, комнатные цветы - дополнительный источник кислорода и поглотитель углекислого газа и вредных примесей. Домашние растения ароматизируют и увлажняют воздух, испаряя воду, и этим облегчают наше дыхание. Они служат и своеобразными фильтрами: листья комнатных растений, выделяющие почти незаметное количество сока, осаждают на себе пыль.

Растение, как и человек, дышит кислородом. Это правда. Но, то количество кислорода, которое потребляет растение, не соизмеримо с тем количеством кислорода, которое оно выделяет в процессе фотосинтеза. И оно не сопоставимо с тем количеством кислорода, которое потребляет при дыхании человек. Количество углекислого газа, выделяемого одним человеком, равно количеству углекислого газа, которое выделяют 600 растений. Вряд ли кому-нибудь из нас под силу содержать в комнате такое количество комнатных цветов. Растения, кроме выделения кислорода, еще и способны поглощать из воздуха вредные вещества, — это факт, подтвержденный научными исследованиями.

Наши исследования показали, что зеленых растений достаточное количество , по нашему мнению, в кабинете биологии, кабинете физики также начальные классы. Исследовав данные кабинеты, мы определили, что растения в кабинетах устанавливаются на подставках-цветочницах, на полу или подвешивается на стенах, при этом, не затеняя естественного освещения. Растения – здоровые и ухоженные. Растения придают помещению более эстетичный вид, являются очистителями воздуха от загрязняющих веществ.

Вывод: Зелёные растения, которые в наших учебных кабинетах , улучшают микроклимат, поглощают углекислый газ и выделяют кислород, повышают влажность воздуха. См Приложение 6

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся

Направление: естественные науки

Научные руководитель:

Добрян Татьяна Владимировна,

г.Лянтор, 2014/2015 учебный год

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, территория приравненная к условиям крайнего Севера. С середины 60-х годов ХМАО является важнейшей базой нефтегазодобывающей и лесной промышленности страны. Значительное загрязнение атмосферного воздуха происходит при разработке нефтегазовых месторождений. При традиционных технологиях добычи нефти попутный нефтяной газ обычно сжигается на факелах, в результате чего образуется большое количество загрязняющих веществ.

Сравнительно большие выбросы в атмосферу вредных веществ в ХМАО приходится на автотранспорт. Характерная особенность округа - абсолютный рост численности машин. Наш город Лянтор небольшой, по статистическим данным в нем проживает сорок девять тысяч человек. Недалеко от города находится много нефтедобывающих установок, поэтому возникла идея провести исследование экологического состояния микрорайона школы, в которой я учусь и попытаться определить степень загрязненности воздуха.

определение загрязнений, производимых автотранспортом ………. стр. 4

определение содержание свинца в зеленой массе газонных трав …….стр.7

определение содержания свинца и хлоридов в почвенной вытяжке………………………………………………………………….…. стр.7

определение загрязнений воздуха по снежному покрову ………………стр.9

Мы живем в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра, территории приравненной к условиям крайнего Севера. С середины 60-х годов ХМАО является важнейшей базой нефтегазодобывающей и лесной промышленности страны. Значительное загрязнение атмосферного воздуха происходит при разработке нефтегазовых месторождений. При традиционных технологиях добычи нефти попутный нефтяной газ обычно сжигается на факелах, в результате чего образуется большое количество загрязняющих веществ [1].

Сравнительно большие выбросы в атмосферу вредных веществ в ХМАО приходится на автотранспорт. Характерная особенность округа - абсолютный рост численности машин.

Наш город Лянтор небольшой, по статистическим данным в нем проживает сорок девять тысяч человек. Недалеко от города находится много нефтедобывающих установок, поэтому у меня возникла идея провести исследование экологического состояния микрорайона школы, в которой я учусь и попытаться определить степень загрязненности воздуха.

Цель исследовательской работы:

Выяснить наличие загрязнения воды и воздуха в микрорайоне школы, путем проведения физико-химического анализа проб почвы, растительности и проб талого снежного покрова; выяснить насколько актуальна проблема загрязнения окружающей среды для микрорайона моей школы.

В ходе исследования решались следующие задачи:

изучить литературу, используя разные источники информации, о загрязнении атмосферы различными веществами и их влияние на организм человека;

освоить методики определения физико-химических характеристик проб воды, почвы, растительности, талого снега, атмосферы;

определить физические характеристики, качественный и количественный состав талого снега, воды, почвы, растительности, атмосферы.

Предмет исследования: экологическое состояние почвы, растительности и снежного покрова.

Объект исследования : экологическое состояние микрорайона школы.

Основная часть

2.1. Определение загрязнений, производимых автотранспортом

В городах одним из главных источников загрязнения окружающей среды является
автомобиль. В нашем городе за последние пять лет увеличилось количество
автотранспорта в среднем на 80 %. Если в 2010 году на одного жителя приходилось примерно 1 автомашина, то в 2014 году на одного жителя приходится 1,5 автомашины [1,3].

Отработанные газы двигателей внутреннего сгорания содержат более 200 вредных веществ и соединений, в том числе и канцерогенных. Среди веществ, вызывающих химическое загрязнение воздуха, наиболее распространены и опасны оксиды азота, серы, угарный газ, углеводороды, тяжелые металлы, сажа - продукт неполного сгорания топлива.

Загрязнение воздуха в первую очередь отрицательно сказывается на состоянии здоровья человека, на животных и растениях.

В данной части работы проведено исследование выхлопных газов автомобилей на экологическое состояние микрорайона школы №6.

Определение содержания количества вредных веществ, выбрасываемых в

атмосферу автотранспортом

Цель работы на данном этапе: изучить влияние автотранспорта на состояние а тмосферного воздуха в микрорайоне школы.

Для достижения данной цели необходимо было выполнить следующие задачи:

определить интенсивность и состав транспортного потока на контрольных участках;

рассчитать количество топлива разного вида, сжигаемого двигателями автомашин;

рассчитать количество образованных вредных веществ по бензину.

Определение количества единиц автотранспорта, проходящего по контрольному участку исследования.

Выбранные участки для исследования находятся от школы на расстоянии: улица Кингисеппа (контрольный участок №1) 800 метров, улица Таежная (контрольный участок №2) 700 метров, школьный двор (контрольный участок №3). На контрольных участках, выбранных для исследования, длиной 100 м, неоднократно производился подсчет автомобилей, движущихся в оба направления. Работа производилась в утренние, дневные и вечерние часы следующим образом: занималось место у исследуемого участка, и в течение 15 минут в отдельный бланк заносились данные о проезжающем транспорте.

На основе пятикратного проведения эксперимента были получены усредненные характеристики транспортного потока, представленные в таблице.

Среднесуточный поток автотранспорта на контрольных участках

Грузовые и легковые

автомобили, работающие на бензине

Грузовые автомобили и

автобусы, работающие на дизельном топливе

№ 1 (улица Кингисеппа)

№ 2 (улица Таежная)

№ 3 (дорога перед школой)

Примечание: санитарные требования по уровню загрязнения допускают поток машин в жилой зоне
интенсивностью не более 200 автомобилей в час.

1. Рассчитывается общий путь, пройденный выявленным количеством автомобилей каждого типа за 1 час (S, км), по формуле: S=N х I, где N- количество автомобилей каждого типа (на дизельном и бензиновом топливе) за 1 час; I - длина участка, км, равная 0,1 км.

Рассчитывается количество топлива, сжигаемого двигателями автомашин (R,л), по формуле: R=S х К, где К - расход топлива на 1 км пути, л, приблизительно равный 0,1 л для бензиновых двигателей, 0,4 л для дизельных.

Рассчитывается объемное количество выделившихся загрязняющих веществ (V, л) на выбранном нами участке дороги по формуле: V=R х k, где k- коэффициент

для бензина: при сгорании топлива, необходимого для пробега 1 км, выделяется: 0,6 л угарного газа, 0,1 л углеводородов, 0,04 л диоксида азота;

для дизельного топлива: при сгорании топлива, необходимого для пробега 1 км выделяется: 0,14 л угарного газа, 0,037 л углеводородов, 0,015 диоксида азота.

Рассчитывается количество свинца (m, r), содержащееся в топливе (1 л этилированного бензина содержит в среднем 0,25 г тетраэтилата свинца), с использованием данных расходу топлива на исследуемом участке автодороги: m(РЬ)=R х k(РЬ) где R - количество сжигаемого топлива, k - коэффициент, равный 0,25.

В таблице представлен расчет количества загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу исследуемым количеством автомобилей, проезжающих на контрольном участке за сутки.

Количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу

Контрольный участок

Количество автомобилей в сутки

Количество выделившихся загрязняющих веществ

N О 2 , л/ч

С Х Н У , л/ч л/ч_

Р b 2+ , л/ч г/л/ч г

Примечание: расчеты в приложении

Вывод: Полученные результаты говорят о том, что среднесуточный транспортный поток на контрольных участках не превышает санитарных норм. Количество вредных загрязняющих веществ в атмосферу в пределах допустимых норм.

2.2. Определение содержание свинца в зеленой массе газонных трав

Причиной летнего листопада является высокое содержание свинца в воздухе [5,6] . Но концентрируя этот металл, растения очищают воздух. Зимой, для борьбы с гололедом на дорогах разбрасывают большое количество противогололёдных реагентов, содержащих соединения хлора (СаСl2). Соль хлорида кальция отрицательно воздействует на растения. Кроме того, листья деревьев накапливают в себе вредные соединения из атмосферы. Поэтому осенью следует собирать листья и уничтожать их. Причем экологически целесообразно захоронить загрязненные листья, так как при сжигании все накопленные вредные вещества, снова поступят в атмосферу.

Задачи данного этапа работы:

определить наличие свинца в зеленой массе газонных трав, окружающих школу и собранных листьев с участков №1, №2 и №3;

показать уровень загрязнения окружающей среды выхлопными газами автомобилей.

Пробы собирались 20-21 октября 2014года.

Методика определения содержания свинца в листьях растений

Было собрано по 100 гр. растительных проб одного вида с контрольных участков. Собранные пробы пронумеровывались, измельчались и растирались в ступке.

Затем к содержимому каждой пробы было добавлено по 50 мл 40%-ного этилового спирта.

Проведено фильтрование раствора.

Экстракт кипятился на водяной бане, чтобы соединения свинца (а это главным образом бромид свинца) перешли в раствор.

Экстракт упаривался до 10 мл.

Далее на фильтрованную бумагу необходимо было нанести каплю исследуемого раствора. Затем подсушить ее на воздухе, (над плиткой или пламенем спиртовки). В то же самое место капнуть раствор реагента - йодистого калия (К l ).

Результаты эксперимента представлены в таблице.

Количество ионов свинца в листьях растений

Количество ионов свинца (РЬ 2+ )

№ 1 (улица Кингисеппа)

№ 2 (улица Таежная)

№ 3 (территория школы)

Вывод: Эксперимент показал, что соединений свинца в растениях нет.

2.3. Определение содержания свинца и хлоридов в почвенной вытяжке

Анализ водной вытяжки почв описан русским ученым Н. Комовым (1788 г.), а с конца XIX века он используется как основной метод для определения степени и характер засоленности почв и решения других практических задач. В лаборатории для получения водной вытяжки используют дистиллированную воду.

1. определить наличие свинца в образцах почвы, взятых на контрольных участках.

Для качественного анализа почв было исследовано три образца, взятые из разных мест: с придорожной полосы ул. Кингисеппа (проба №1), с придорожной полосы ул. Таежная (проба №2) и школьный двора (проба №3). Пробоотбор проводился 25 октября 2014 года.

Методика определения содержания свинца и хлоридов в почвенной вытяжке

1 . Образцы почвы были взяты с глубины 5 см, сложены в три разных полиэтиленовых пакета. Каждая проба была перемешана, высушена на воздухе в течение 10 дней, удалены из почвенных смесей листья, корни и камни, измельчены все комочки до размеров 2-3 мм в диаметре и пересыпаны в бумажные пакеты с этикетками.

2. Для приготовления водной вытяжки на весах взвешивалось по 50 гр почвы из каждого пакета. В каждый из трех стаканов с образцами почв добавлялось по 125 мл дистиллированной воды. До соотношения почва: вода - 1:2,5. Смесь в каждом стакане тщательно перемешивалась в течение 4 минут, затем суспензия была отфильтрована через бумажный фильтр.

Исследование проводилось с цель обнаружения катионов свинца и анионов хлора.

Для обнаружения ионов свинца в почвенных образцах использовался метод капельного анализа. На рабочем столе выкладывались три предметных стекла. На отдельные стекла наносится по 1 капле каждой вытяжки. Затем к каждой капле вытяжки добавляется по капле реагента К1. На всех пластинках не было обнаружено видимых изменений (выпадение осадка в виде желтых хлопьев). Следовательно, во всех трех пробах качественные реакции на свинец дали отрицательный результат.

Хлорид - ионы обнаруживают с помощью 2%-ного раствора нитрата серебра АgNOз, путем добавления нескольких капель. В результате взаимодействия ионов хлора с ионами серебра выпадает белый творожистый осадок. Помутнение будет тем значительнее, чем больше концентрация хлорид - ионов в воде.

Результаты эксперимента представлены в таблице.

Количество ионов свинца и хлора в почвенной вытяжке

Контрольный участок

Количество ионов

Свинца (РЬ 2+ )

№ 1 (ул. Кингисеппа)

№ 3 (территория школы)

В пробе №1 было обнаружено незначительное содержание хлорид-ионов по характеру выпавшего осадка в виде слабой мути (концентрация 1-10 мг/л)

Присутствие хлорид-ионов является, скорее всего, результатом обработки дороги и придорожной полосы противогололёдными реагентами в зимнее время.

2.4. Определение загрязнений воздуха по снежному покрову

Как известно, круговорот воды в природе осуществляется за счет ее испарения и осаждения в виде атмосферных осадков (снега, дождя, града). При этом в атмосферу попадают сотни веществ, которые ранее отсутствовали в природе. Это атмосферные загрязнители – сернистый газ, оксиды азота, оксид углерода (угарный газ), хлор, формальдегид, и др. В некоторых случаях из двух или нескольких относительно неопасных веществ, выброшенных в атмосферу, под влиянием солнечного света могут образовываться ядовитые соединения. Главные источники загрязнения – тепловые электростанции, нефтеперерабатывающие предприятия и автотранспорт. Менее опасны станции, работающие на газе, более – на угле.

Основные агенты воздействия атмосферы на гидросферу – это атмосферные осадки в виде дождя и снега. Снежные хлопья и дождевые капли захватывают примеси и выводят их из атмосферы. Таким образом, осадки приводят к уменьшению концентрации загрязняющих веществ в воздухе. Снежные хлопья за счет большой поверхности адсорбции являются лучшими его очистителями. При таянии снежного покрова примеси загрязняют водоемы. Снежные покров накапливает в своем составе практически все вещества, поступающие в атмосферу. Поэтому по результатам качественного анализа талого снега можно судить и об атмосферном загрязнении.

Задачи работы на данном этапе:

установление таких характеристик талого снега, как прозрачность, запах, наличие осадка;

установление химического состава талого снега: определение кислотности, обнаружение в пробах талого снега катионов металлов и анионов кислотных остатков.

Отбор проб проводился 17 января 2015 года. ( проба №1 – ул. Кингисеппа, №2 – ул. Таежная, №3 – территория школы)

Отбор проб снега проводился пластмассовой трубкой, которую врезают на всю толщину снежного покрова до поверхности земли, после чего вытаскивают со снегом, поддерживая ее снизу полиэтиленовой лопаткой. Нижняя часть трубки тщательно очищается от частиц грунта. Проба снега из трубки высыпается в полиэтиленовый мешок, подписывается номер пробы и снег оставляется в пакете до полного таяния. После таяния снега и достижения талой воды комнатной температуры, проба готова к проведению анализа.

Методика определения физических свойств талого снега

Для определения прозрачности проб талой воды в стеклянный цилиндр диаметром 3 см высотой 30 см наливается определенной количество воды, через которую просматривается шрифт (печатный текст). Можно сравнить каждую пробу с контрольным образцом – дистиллированной водой. Вода может быть прозрачной, слабо мутной, сильно мутной. Перед замером воду необходимо взболтать. Прозрачность зависит от количества взвешенных частиц органического и неорганического происхождения и определяется высотой столба воды в цилиндре, сквозь который начинают читаться буквы.

Для определения запаха в чистую широкогорлую колбу объемом 100 мл наливают исследуемую воду на 2/3 объема, прикрывают стеклышком, осторожно взбалтывают. Затем, сдвинув с колбы стеклышко, определяют запах воды.

Интенсивность запаха воды (при 200С не должна превышать двух баллов) определяем по пятибалльной системе.

Пятибалльная система определения интенсивности запаха.

Определение характера запаха

3 . Качественную оценку цветности воды можно провести путем сравнения ее с дистиллированной водой, на фоне листа белой бумаги сравнить наблюдаемый цвет (бесцветная, светло-бурая, желтоватая, мутная и т.д.)

Результаты определения физических свойств талого снега представлены в таблице

Нажмите, чтобы узнать подробности

В своей работе мы исследовали уровень запылённости и применили метод биоиндикации к насаждениям находящимся в микрорайоне школы.

Цель данной работы – оценка экологического состояния окружающей среды с использованием математических методов.

Для этого нужно было решить следующие задачи:

  1. выяснить влияние пыли на организм человека;
  2. определить запыленность мест, расположенных вблизи школы;
  3. составить план-схему запыленности микрорайона, прилегающего к школе и раздать воспитателям, работающим в ГПД;
  4. дать рекомендации учителям и учащимся школы, где лучше проводить прогулки;
  5. изучить математическую литературу, связанную с понятием симметрия, видами симметрии, симметрией в окружающем мире, понятие среднего арифметического, понятие градусной меры угла;
  6. познакомиться с методом биоиндикации, методом флуктуирующей асимметрии;
  7. провести сбор материала;
  8. произвести измерения по 5-ти показателям;
  9. провести расчеты (рассчитать показатель асимметричности листьев);
  10. дать оценку экологического состояния окружающей среды.

Используемые методы:

  1. работа с литературой;
  2. исследование запыленности различных мест, прилегающих к территории школы;
  3. анализ полученных данных.

В процессе исследования мы выдвинули гипотезу: экологическое состояние возле реки должно быть лучше, чем возле школы, что должно подтвердиться в обоих исследованиях.

Объектом исследования стало экологическое состояние окружающей среды. Предмет исследования – уровень запылённости и показатель асимметричности листьев в микрорайоне школы.

Определение экологического состояния окружающей среды в микрорайоне школы математическими методами.

Козырева Лолита

МБОУ СОШ № 25

г. Владикавказ

Цель работы: Оценка экологического состояния окружающей среды математическими методами

Цель работы:

Оценка экологического состояния окружающей среды математическими методами

Задачи работы: дать рекомендации учителям и учащимся школы, где лучше проводить прогулки. составить план-схему запыленности микрорайона, прилегающего к школе, и раздать воспитателям, работающим в ГПД. познакомиться с методом биоиндикации, методом флуктуирующей асимметрии; провести сбор материала; произвести измерения по 5-ти показателям; провести расчеты (рассчитать показатель асимметричности листьев); дать оценку экологического состояния окружающей среды.

Задачи работы:

  • дать рекомендации учителям и учащимся школы, где лучше проводить прогулки.
  • составить план-схему запыленности микрорайона, прилегающего к школе, и раздать воспитателям, работающим в ГПД.
  • познакомиться с методом биоиндикации, методом флуктуирующей асимметрии;
  • провести сбор материала;
  • произвести измерения по 5-ти показателям;
  • провести расчеты (рассчитать показатель асимметричности листьев);
  • дать оценку экологического состояния окружающей среды.

ГИПОТЕЗА: экологическое состояние возле реки должно быть лучше, чем возле школы, что должно подтвердиться в обоих исследованиях.

экологическое состояние возле реки должно быть лучше, чем возле школы, что должно подтвердиться в обоих исследованиях.



Среднее арифметическое (Х1+Х2+Х3):3

Среднее арифметическое

Основные математические и биологические понятия и методы, используемые для оценки экологического состояния окружающей среды. Биоиндикация Метод флуктуирующей асимметрии.

Основные математические и биологические понятия и методы, используемые для оценки экологического состояния окружающей среды.

7. Методы и методики исследования ……………………. 4 – 7 стр.

8. Анализ литературных источников ……………………… 5 - 8 стр.

9. Собственные исследования………………………………. 8 – 11 стр.

11. Список литературы ……………………………… 13 - 14 стр.

12. Приложения………………………………………………. 14 – 15 стр.

«Экология стала самым громким словом на Земле,

Пришкольная территория – это наш зеленый дом, который занимает

огромное место в учебно-воспитательном процессе школы, где проводятся экскурсии, занятия спортом, изучением различных экосистем. Здесь формируются знания об отношениях человека и среды, о влиянии факторов среды на организм человека, а так же она является зоной отдыха – нашим мини-парком. Это наше богатство и гордость, которое мы обязаны приумножать и сохранять. В школе мы проводим значительную часть времени, и поэтому у меня возник вопрос – соответствует ли состояние нашей пришкольной территории санитарно-гигиеническим нормам.

Одной из ведущих задач экологического образования школьников в настоящее время стало формирование ответственного отношения к окружающей среде. Для её решения требуется организация не только теоретических занятий, но и практической деятельности, в ходе которой ученики получат возможность овладеть умениями и навыками правильного поведения в природе, научиться оценивать состояние окружающей среды ближайшего природного окружения – двора, улицы, пришкольного участка и т.п.; вносить свой практический вклад в сохранение и улучшение богатств и красоты природы.

Выявить экологические проблемы в связи с месторасположением школы

- обобщить знания о влиянии окружающей среды на здоровье человека;

- сформировать умения и навыки, необходимые для изучения и оценки экологического состояния окружающей среды;

- по результатам исследований составить план решений по улучшению экологического состояния пришкольной территории.

6. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАБОТЫ:

результаты исследований, которые я провела, могут применяться на уроках окружающего мира, биологии, на занятиях внеурочной деятельности и кружковых занятиях, а также помогут составить план решений по улучшению экологического состояния пришкольной территории.

7.МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

1 . Описание расположение школы в микрорайоне. Определение, на каком расстоянии школа находится от производственных и коммунальных предприятий, жилых домов, автострады.

2 . Подсчёт количества автомобилей проезжающих по ближней автостраде за 1 час; за сутки. Определение (приблизительно) какое количество выхлопных газов от автомашины поступает в атмосферу микрорайона вашей школы в сутки, если известно, что один легковой автомобиль в течение суток выбрасывает до 1 кг выхлопных газов.

3 . Зеленые насаждения играют большую роль в создании микроклимата, условий для отдыха на открытом воздухе, предохраняют от чрезмерного перенагревания почву, стены зданий, тротуары. Изучение растительности пришкольной территории, начиная с защитной полосы, расположенной на границе участка школы. Она должна состоять из деревьев и кустарников шириной не менее 1,5-2м, а со стороны улицы – не менее 6м. Определение видового состава растений и описание их расположения.

4. Подсчёт количества деревьев, произрастающих на территории школы.

5. Определение, на каком расстоянии от здания школы расположены деревья. Сопоставление полученных результатов с требованиями к озеленению школы.

8.АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Влияние автомобильного транспорта на экологическое состояние окружающей среды.

Автомобиль – не роскошь, а средство передвижения. Это известно всем. Но то, что машина из блага цивилизации может превратиться в ее бич, человечество стало понимать сравнительно недавно. Чем больше машин выходит на улицы, тем труднее жителям мирно сосуществовать с их стальным гудящим и чадящим потоком.

В выхлопных газах содержатся окись углерода, окислы азота, углеводороды, альдегиды, сажа, бенз(а)пирен, диоксид, формальдегид, бензол и т.п. (всего около 300 различных веществ.) Окись углерода, например, попадая в кровь, так действует на красные кровяные шарики – эритроциты, что они теряют способность транспортировать кислород. В результате наступает кислородное голодание организма, что, прежде всего, сказывается на центральной нервной системе.

Когда мы вдыхаем окислы азота, они в дыхательных путях соединяются с водой и образуют азотную и азотистую кислоты. В результате возникает не только раздражение слизистых оболочек, но и весьма тяжелые заболевания. Считается, что окислы азота в 10 раз опаснее для организма, чем окись углерода.

Типичным представителем канцерогенных веществ, то есть веществ, способствующих возникновению раковых опухолей, является бенз(а)пирен.

Именно в развитии автотранспорта и, стало быть, все в большем засорении атмосферного воздуха многие ученые видят главную причину смертности от рака легких. Ведь при истирании шин об асфальт атмосфера загрязняется резиновой пылью.

К факторам, оказывающим неблагоприятное влияние на организм, относятся также соединения свинца, содержащиеся в выхлопных газах автотранспорта. В атмосферном воздухе свинец содержится почти исключительно в виде неорганических соединений. Количество свинца в крови человека возрастает пропорционально с увеличением его содержания в воздухе. Последнее ведет к снижению активности ферментов, участвующих в насыщении крови кислородом, и, следовательно, к нарушению обменных процессов в организме.

В настоящее время в мире насчитывается более 500млн. автомобилей, в том числе 80 млн. грузовых автомобилей и примерно 1млн. городских автобусов. В России автомобиль имеет каждый десятый житель, а в больших городах - каждый пятый.

Если учесть, что большая часть автомобилей имеют неисправность двигателей, отрицательное воздействие возрастает в несколько раз, нарушение инструкций по эксплуатации автомобилей приводит к увеличению загрязнения окружающей среды.

2. Роль зеленых насаждений в улучшении экологического состояния окружающей среды.

Практика показала, что достаточно эффективным средством борьбы с вредными выбросами автомобильного транспорта являются зеленые насаждения. Зеленые насаждения играют большую роль в очистке атмосферного воздуха. Дерево средней величины за 25 ч. восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трех человек. За один теплый солнечный день гектар леса поглощает из воздуха 220-280 кг углекислого газа и выделяет 180-220 кг кислорода.

Лучшими поглотительными качествами обладают липа мелколистная, ясень, сирень и жимолость. В зоне слабой периодической загазованности большое количество вредных веществ поглощают листья тополя, ясеня, сирени, липы, меньше – листья вяза, черемухи, клена.

Приведем список растений, способных активно очищать воздух от вредных веществ:

- наибольшей газопоглотительной способностью обладают липа и клен;

- поглотители сернистого газа: тополь, ясень, вяз гладкий, липа

широколиственная, ива белая;

- поглотители окисленного азота: яблоня обыкновенная;

- поглотители свинца: каштан конский, липа сердцевидная, тополь черный;

- поглотители радиоактивности: брусника, дубы.

Растения по-разному задерживают пыль. К примеру, 1 га пихтового леса задерживает 32 т, еловый лес- 30 т, сосновый- 35 т, дубовый-54 тонны пылевидных веществ. Запыленность воздуха снижается летом на 42%, по сравнению с неозеленными участками территории, а в зимнее время – до 37%. Хвойные растения являются вечнозелеными растениями, поэтому они имеют важное значение для очистки воздуха от пыли и вредных газов в течение всего года. Один гектар хвойных деревьев задерживает за год до 40 тонн пыли, а лиственных – около 100 тонн.

Хвойные деревья являются также наилучшими стражами тишины. Каштаны очищают от выхлопных газов автомобильных пространство высотой до 10 метров, шириной до 20 метров и длиной до 100 метров. Причем они расщепляют ядовитые вещества почти без ущерба своему здоровью, в отличии от многих других деревьев. Устойчив к загрязнению и тополь, а по количеству поглощаемого углекислого газа и выделяемого кислорода 25-летний тополь превосходит ель в 7 раз, по степени увлажнения воздуха почти в 10 раз. Тополя хорошо улавливают пыль. Один тополь по нескольким показателем равен 3 липами или 4 соснам или 7 елям.

Запылённость жилого микрорайона на озеленённых участках на 40% ниже, чем на открытых площадках. Зелёные массивы улавливают 70 – 80% аэрозолей и пыли. На листовой поверхности взрослого растения вяза шершавого осаждается за летний период до 23 кг пыли, на вязе перистоветвистом – до 18 кг, на иве – до 36 кг, на клёне – до33 кг, на тополе канадском – до34 кг, на ясене – до 27 кг, на сирени – до 1,6 кг, на акации – до 0,2 кг, на лохе узколистном – до 2 кг.

Велика роль газонной травы. С 1 м 2 испаряется до 200 г/ч воды, что значительно увлажняет воздух. В жаркие летние дни на дорожке у газона температура воздуха на уровне роста человека почти на 2,5 0 C ниже, чем на асфальтированной мостовой. Газон задерживает заносимую ветром пыль и обладает фитонцидным действием. Вблизи зеленого ковра легко дышится. Не случайно в последнее время в практике озеленения все чаще отдается предпочтение ландшафтному или свободному стилю проектирования, при котором 60% благоустроенной территории и более отводится под газон. Зелень способствует ионизации воздуха . Растения позволяют узнать, насколько сильно загрязнён воздух, а также каким именно веществом.

Например, индикаторами присутствия сернистого газа являются: лишайники, хвойные деревья - ель, пихта, сосна. Из злаковых трав - мятлик.

Индикаторы присутствия тяжелых металлов: на медь – табак, на никель – томаты, на свинец – сфагновые мхи, лишайники. Индикаторы выхлопных газов автомобилей – многие растения. Индикаторы радиактивности -водоросли. Реакция растений на все эти вещества в основном сводится к отмиранию тканей, появлению уродливых форм, изменению окраски листьев, цвета плодов, задержке роста.

8. СОБСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Школа располагается в северной центральной части села (см. приложение). Около территории школы не находятся промышленные и коммунальные предприятия. С северной стороны в 25 метрах от забора школы начинаются жилые многоэтажные дома. Мимо школы проходит оживленная автомобильная дорога. С южной и западной стороны территория школы обнесена металлическим забором, с северной стороны забор деревянный. Пришкольная территория распланирована: имеет спортивную площадку, газоны, клумбы, хозяйственные постройки. С западной стороны территория школы примыкает вплотную к территории детского сада. На участке детского сада растут деревья, которые тоже обогащают воздух кислородом. Со стороны проезжей части с западной стороны на территории детского сада вплотную друг к другу растут ели. В 33,5 метрах с восточной стороны от здания школы находится здание магазина. С северной стороны магазина (прилегающая территория) во дворе высажены деревья (24 ели, 2 сосны, 1 вяз). Расстояние между деревьями от 1 до 1,5 метров (при норме 5 – 6 м ). Деревьям тесно. В 63 метрах от школы находится парк Победы. В парке растут ели в большом количестве (более 300 деревьев). Расстояние между деревьями от 0,5 до 2 метров (при норме 5 – 6 м). Ёлочкам очень тесно. Деревья в парке очищают воздух и наполняют воздух кислородом.

Территория школы составляет 7166 м². В школе обучаются 765 учеников.

Полученные результаты (м)

Санитарно-гигиенические нормы (м)

Расстояние от границ школы до магазинов.

Расстояние от школы до жилых домов

Расстояние от школы до дороги с регулярным движением

2. Количество автомобилей, проходящих по ближней автодороге за 1 час; за сутки. Определение количества выхлопных газов от автомашин, поступающих в атмосферу микрорайона школы в сутки.

-Количество проезжающих машин мимо территории МБОУ СОШ № 1 за сутки (рабочий день) – приблизительно 3408.

-Количество машин, проезжающих мимо школы в среднем за час – 142.

За сутки один автомобиль выбрасывает 1 кг выхлопных газов. Высчитаем, сколько выхлопных газов от машин попадает в атмосферу в течение суток .

Считая, что в среднем машина проезжает мимо территории школы приблизительно за 10 секунд, можно найти количество выбрасываемых выхлопных газов около школы: 24 часа=86400с, (1000 г умножить на 10 с, разделить на 86400 с и всё это умножить на 24 часа), то за сутки одна машина выбрасывает 2, 7 граммов выхлопных газов, а так как за сутки мимо школы проезжает 3408 машин, то количество выхлопных газов 2, 7 умножить на 3408 = 9201,6 граммов = 9, 2 кг. Найдем количество угарного газа, выбрасываемого около школы: 276,048 граммов = 0, 3 кг. Такое количество угарного газа оседает на растениях, строениях и в наших легких.

Количество автомобилей, проезжающих мимо школы

Количество выхлопных газов, выбрасываемых машинами

Количество угарного газа, выбрасываемого машинами

3. Изучение растительности пришкольной территории

Зеленые насаждения являются надежной защитой от загрязнений. В зеленой среде школьнику требуется на 60% меньше времени, чтобы восстановить свои силы. Зелень - это легкие микрорайона. Чем ее больше, тем чище воздух, легко дышится. Многие растения выделяют фитонциды, что благотворно сказывается на здоровье школьников, озонирует воздух ароматным эфирным маслом, ослабляет радиацию.

На площадках пришкольного участка произрастает 64 дерева. Условно принято, что крона одного дерева равна 2м². Тогда площадь кроны деревьев составляет 64 ∙ 2м² = 128 м².

Велика роль газонной травы, с 1м² испаряется до 200г/ч воды, что значительно увлажняет воздух. В жаркие летние дни на дорожке у газона температура воздуха на уровне роста человека почти на 2,5 C ниже, чем на асфальтированной мостовой. Газон задерживает заносимую ветром пыль и обладает фитонцидным действием. Вблизи зеленого ковра легко дышится. Не случайно в последнее время в практике озеленения все чаще отдается предпочтение ландшафтному или свободному стилю проектирования, при котором 60% благоустроенной территории и более отводится под газон. Зелень способствует ионизации воздуха.

Зеленый газон расположен на площадках пришкольной территории, общая площадь которого составляет 2753 м², тогда площадь озеленения (т. е. всех зеленых насаждений и газона) равна 128м² + 2753м² = 2881м².

Доля озеленения территории составляет 2881м² ∙ 100% = 40,2 %,

Это низкий показатель, он не соответствует САНПИНа 2.4.2.2821-10 (не менее 50 % площади его территории). В школе обучается 726 учеников и работает 92 сотрудника, всего 818 человек.

Рассчитаем степень озеленения: 2881м² = 3,5 м²

Значит, на одного человека нашей школы приходится 3,5 м² зеленых насаждений, что не соответствует норме, т. к. по европейским нормам, на одного жителя должно приходиться не менее 7 м² зеленых насаждений, международные стандарты требуют не менее 10 м².

4. Определение видового состава зеленых насаждений проводилось с помощью атласа – определителя .

Описание видового состава деревьев и кустарников.

Оценка состояние деревьев проводилась визуальным методом по наличию различных повреждений. Санитарное состояние всех зеленых насаждений хорошее.

5.Изучение расположения растительности на пришкольном участке

1.Изучение защитной полосы пришкольного участка.

Изучая, растительность пришкольной территории, выявили, что со стороны проезжей части на прилегающей к школе территории есть защитная полоса. Она составляет 59,5 метров. По нормам САНПИНа она должна составлять не менее 6 метров. На защитной полосе должны находиться деревья и кустарники. На данный момент, на этой территории произрастает 94 дерева. В задней части школы (с северной стороны) находится защитная полоса. Она составляет 12 метров.

2.Определение, на каком расстоянии от здания школы расположены деревья и кустарники.

-Первые деревья находятся от территории школы на расстоянии –

- 13 метров, 11 метров.

3. Определение, на каком расстоянии друг от друга растут на участке деревья.

Зеленая защитная полоса пришкольного участка

Санитарно - гигиенические нормы

Расстояние от школы до деревьев, (м)

Расстояние между деревьями (м)

Количество деревьев на 1га (100*100)

2. С южной стороны школы на расстоянии 59,8 м от пришкольной территории проходит автомобильная дорога с регулярным движением. По санитарно-гигиеническим нормам дорога должна находиться на расстоянии 70-100 метров от здания учебного учреждения. Если учитывать ширину школьного двора (18 м), то, в общем, расстояние до дороги составляет 77,8 м, что попадает в норму. По моим расчётам, за день в атмосферу выделяется 9, 2 кг выхлопных газов, содержащих 0,3 кг угарного газа. Такое количество угарного газа неблагоприятно сказывается на здоровье школьников, оседает на растениях, на строениях, попадает в дыхательную систему человека.

3. Подсчитав степень озеленения пришкольной территории, я обнаружила, что количество деревьев и травянистых растений ниже допустимой нормы на 9,8 %. Значит, необходимо проводить озеленение пришкольной территории. На территории защитной зоны прилегающей территории убраны старые деревья (39 штук). На освободившемся месте надо посадить новые. На территории газонов расположены 14 цветочных клумб, систематически ведется работа по озеленению, что позволяет повысить степень озеленения пришкольной территории.

4. Определение видового состава зеленых насаждений позволило выявить растения, которые являются хорошими поглотителями пыли и вредных газов. В видовом составе защитной полосы нашей школы преобладает береза, тополь, которые являются наилучшими поглотителям пыли и газа.

Исходя из этого можно предложить мероприятия по сохранению и улучшению экологического состояния пришкольной территории:

1.Рассказать ученикам школы об экологическом состоянии пришкольной территории и призвать их бережно относиться к окружающей среде.

2. Следить за санитарным состоянием деревьев, газонов и клумб.

3. Увеличить степень озеленения пришкольного участка и увеличить зеленую защитную полосу, посадив на освободившемся после санитарной вырубки месте на прилегающей территории со стороны дороги кустарники и травянистые растения, которые хорошо поглощают пыль и вредные вещества. Предлагаю посадить ясень, сирень и жимолость, которые наряду с берёзой и тополем поглощают вредные вещества, а так же увеличить площадь травянистых растений и цветов.

4. Продолжить изучение экологического состояния пришкольной территории: изучить степень запылённости воздуха в различных местах пришкольной территории, определить уровень шумовой нагрузки на пришкольную территорию со стороны автомобильной дороги.

2. Плешаков А. А., От земли до неба: атлас определитель, пособие для учащихся образовательных учреждений/ А. А. Плешаков.-12-е изд. – М.: Просвещение, 2011

3.Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях - САНПИН 2.4.2.2821-15; Москва

5. Камерилова Г.С. Современные проблемы экологии. – М.: Просвещение, 2017

6. Рогожин Л.Г.Энциклопедический словарь юного натуралиста – М.: Педагогика, 1991

Читайте также: