Типовой проект воскресной школы

Обновлено: 05.07.2024

В нашем селе действует детская воскресная школа. Она ютится в одном-единственном классе. А количество учеников растёт с каждым годом. В 2015 году началось строительство нового здания воскресной школы. В ней, помимо вероучительных предметов, планируется создание различных детских кружков. С введением в строй нового здания возможности просветительской деятельности в селе многократно увеличатся.

Цель и задачи

Сбор средств для перекрытия первого этажа строящегося здания детской православной воскресной школы в с. Ссёлки г. Липецка.

О проекте

Мы хотим рассказать вам о нашей воскресной школе, которая действует при Михайло-Архангельском храме с. Ссёлки г. Липецка.

Село Ссёлки это отдалённый район города Липецка. Оно вошло в городскую черту в 1984 году, а до этого входило в состав Грязинского района Липецкой области.

Храм Михаила Архангела был построен в 1905 году. Примечателен тем, что в 1910-м его посетил св. свмч. Кирилл (Смирнов), новомученик, бывший в то время епископом Тамбовской епархии, в которую и входили Ссёлки. Как и тысячи других, церковь была закрыта в безбожное время и поругана. В 1990 г. началось возрождение. В храме сменилось несколько настоятелей, когда в ноябре 2004 г. на эту должность был назначен протоиерей (в то время иерей) Александр Конотоп.

Буквально на первой службе батюшка объявил о начале работы воскресной школы для детей. Специального помещения никакого не было и занятия проводились прямо в храме по воскресеньям после Божественной литургии. На них сначала приходило не более 10 детей.

Около храма стояло заброшенное здание бывшей церковно-приходской школы. Было решено отделать его под дом священника и воскресную школу.

К 2007 году работы, в основном, были закончены и ученики получили достаточно просторный класс для занятий.

К этому времени детей прибавилось. Но этого класса вполне хватало.

Время шло. Школа росла. И в количестве учащихся, и в качестве уроков. Появились новые предметы (хоровое пение, домоводство, кружок кукольного театра). Современный Стандарт учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах требует разделения детей по возрастным категориям. Следуя этому стандарту у нас было 2 группы: школьная и дошкольная. А с 2014 года школьную группу пришлось разделить на две, т.к. дети из этой группы не умещались в классе, и была большая разница в возрасте учащихся (от 7 до 15 лет). Теперь в нашей школе 3 группы и стало ясно, что одного класса совершенно недостаточно. На рождественские и пасхальные утренники набивается столько народа, что не продохнуть.

Сейчас нам очень сложно проводить занятия с тремя группами в одном классе.

В 2014 году появились задумки о новом здании, которые в 2015-м постепенно начали воплощаться в реальные дела. Был сделан проект, залит фундамент и осенью началось возведение стен.

Средства для этого находились. Были проведены две благотворительные ярмарки, на которых продавались поделки, выполненные руками учеников воскресной школы, выпечка, приготовленная родителями и многое другое. Столько радости было в глазах детей. Создавалось впечатление причастности к большому делу.

Все попытки найти преступников не увенчались успехом. Но мы не унываем. Работы потихоньку продолжаются.

Кладку ведёт один каменщик. Он обещает, что к апрелю-маю стены будут возведены. Надо будет перекрывать первый этаж. Плиты перекрытия стоят 230 тысяч рублей. На них-то мы и пытаемся собрать.

Мы очень надеемся и верим, что с введением в строй нового здания воскресной школы к нам придёт новое поколение учеников, а вместе с ними прихожанами станут и их папы и мамы. Ведь, как показывает опыт прошлых лет, через своих детей, через их занятия в воскресной школе воцерковлялись и их родители.

Паломническая поездка воскресной школы в Иоанно-Богословский монастырь в селе Пощупово Рязанской области.

Выступление детей воскресной школы после ночной службы на Рождество Христово. 2016 г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творческий проект "Воскресная школа". К главным целям организации Воскресной школы относится воспитание детей в христианских традициях. Учеба в Воскресной школе дает, в первую очередь, абсолютно необходимые знания по основам Православия и христианской жизни. Без этих понятий человек не может понять не только основы Христианства, но и основы обыкновенной человеческой морали и нравственности.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сычевская средняя школа №1

Школьная научно — практическая конференция.

Научно — исследовательский проект

Визнер Виолетта Юрьевна.

Руководитель: учитель начальных классов

Штрипкина Елена Алексеевна.

Содержание.

1. Введение

2. Основная часть

а) История образования

б) Начало учебного года

в) Виды занятий

г) Путешествия

3. Исследования

4. Заключение

5. Источники информации

Задавшись всеми этими вопросами, я заглянула в энциклопедию и нашла такое определение:

Для меня Воскресная школа это то место где учат добру, пониманию, прощению, щедрости и многим другим качествам, которые в современном мире забыты.

Более подробно, какой вклад вносит Воскресная школа в жизнь человека, я решила изучить и рассмотреть в своей работе, посвященной этому удивительному ( на мой взгляд ) месту.

Цель моей работы:

Изучить пользу Воскресной школы в жизни человека и познакомиться с историей возникновения и развития Сычевской Воскресной школы при Храме Благовещения Пресвятой Богородицы.

Задачи проекта:

познакомиться с историей возникновения и развития Воскресной школы в нашем городе;

изучить виды занятий в Воскресной школе;

выявить пользу духовного развития в жизни человека;

выступить перед одноклассниками и вместе с ними узнать, надо ли человеку развиваться духовно.

Объект исследования — человек.

Предмет исследования — Воскресная школа.

Актуальность исследования заключается в том, что на сегодняшний день люди не задумываются на сколько важно быть развитым духовно.

2. Основная часть.

а) Немного истории.

В ноябре 1994 года в городе Сычевка, по просьбе жителей, был открыт православный приход в честь Благовещения Божьей Матери. Для совершения богослужений в 1997 году было приобретено здание бывшей сберкассы и переоборудовано под молитвенный дом. Для его украшения верующие передавали иконы, хранившиеся у них на протяжении многих десятилетий.

23 июля 2001 года в городском парке был выделен участок земли для строительства нового кирпичного храма. В 2000 — 2004 построена новая кирпичная церковь, при которой действует Воскресная школа.

б) Начало учебного года.

Из год в год продолжает свою работу Воскресная школа для детей и взрослых при Храме Благовещения Пресвятой Богородицы города Сычевка. Занятия проводит настоятель Храма протоиерей Анатолий Чайкин.

Храм всегда открыт для людей, а вот Воскресная школа, как и любая другая, отпускает своих воспитанников на летние каникулы. Занятия возобновляются на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Прихожане собираются на совместную молитву за Божественной литургией, после которой проходит торжественный утренник, посвященный началу учебного года. Дети читают стихи, поют песни, разгадывают кроссворд. Ребята постарше готовят театральную миниатюру, в ходе которой предстают перед гостями в роли сказочных мудрецов с волшебным сундучком, наполненным не только подарками, но и непростыми загадками. Протоиерей Анатолий принимает активное участие в празднике, вместе со всеми отвечая на вопросы и выполняя игровые задания. В заключение праздника отец настоятель обращается к собравшимся со словами поздравления.

в) Виды занятий.

К главным целям организации Воскресной школы относится воспитание детей в христианских традициях. Учеба в Воскресной школе дает, в первую очередь, абсолютно необходимые знания по основам Православия и христианской жизни. Без этих понятий человек не может понять не только основы Христианства, но и основы обыкновенной человеческой морали и нравственности.

Программа включает в себя 2 вида занятий.

Первое занятие проходит в виде лекций, где нам в доступной, игровой форме, рассказывают основы христианской веры и библейские сюжеты. В этой школе учат правильному пониманию веры, помогают изучать Священное Писание, прививают навыки чтения православных книг. Нам рассказывают о Боге и Христе, Святых Отцах, ангелах, священных праздниках и постах.

Во время занятий мы учимся молитве, а священники служат молебен.

Второе занятие посвящено нравственному воспитанию. На этих занятиях нас учат уважению к старшим, заботе о младших, чуткому отношению к близким, моральным и нравственным законам. На занятиях мы учимся понимать особенности христианского мировосприятия, ответственному отношению к порученным делам, самостоятельному выбору решений, знакомимся с устоями, традициями Православной церкви. В нашем мире очень важно понимать и различать, где добро, а где зло. Основы этого понимания закладываются именно в Воскресной школе.

В Воскресной школе изучаются такие дисциплины как:

В маленьком возрасте ребенок неотделим от своей семьи, поэтому занятие по Закону Божьему иногда проводится вместе с родителями. Для школьников самым существенным в их становлении является открытость на правду, искренность, формирование отношений в коллективе. Поэтому занятия направлены на то, чтобы научить нас любить Бога, понимать Церковь, ориентироваться на доброе отношение к людям, применять нужные знания, умения там, где необходимы все лучшие качества. В Воскресной школе часто бывают выездные экскурсии, посещение святынь, храмов и монастырей.

г) Путешествия.

Важным направлением работы с детьми являются паломнические поездки совместно с родителями. Этот год стал особенно богатым на путешествия по святым местам: прихожане Благовещенского храма побывали в колыбели русского монашества Оптиной Пустыни, соседнем с ней Шамординском женском монастыре, посетили Иосифо-Волоцкий монастырь ( Московская область ), совершили паломничество в Хотьково в Покровскую обитель. Также поездки были в Девеево с заездом в Муром к мощам Петра и Февроньи, в Печеры, Изборск, Михайловское ( Псковская область ).

Не забыли в Воскресной школе и про святыни родного края. Взрослые вместе с детьми помолились за Божественной литургией на престольный праздник храма Воздвижения Креста Господня в селе Екимовичи. А также посетили храм в селе Тесово ( Новодугинский район ), монастырь на истоке Днепра, поучаствовали в богослужениях в Богоявленском храме деревни Соколино. Фото поездок прилагаются.

Агузарова Елена Николаевна

Возрождение России связано с воспитанием человека, формированием у него духовно-нравственных качеств. Сегодня государственная политика как никогда ориентируется на необходимость усиления внимания к вопросам духовного воспитания подрастающего поколения.

Цель:

показать духовно-нравственное становление личности ребёенка на примере воскресной школы

Задачи:

  • узнать историю возникновения воскресно-приходских школ в России
  • познакомить с деятельностью воскресной школы в городе Оха
  • рассказать, что входит в программу занятий в воскресной школе, а также
  • выявить пользу духовного развития в жизни человека
  • выступить перед одноклассниками и вместе с ними определить необходимость духовно-нравственного развития
ВложениеРазмер
Воскресная школа 41.88 КБ
Презентация 2.41 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 Г.ОХИ ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

АНТОНА ЕФИМОВИЧА БУЮКЛЫ

ТЕМА ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ:

Составитель: Глебова Виктория

МБОУ СОШ № 1 г. Охи им. А.Е. Буюклы

Научный руководитель: Агузарова Елена Николаевна

МБОУ СОШ № 1 г. Охи им. А.Е. Буюклы

Что такое воскресная школа? 5

История Воскресных школ в России 6

Моя воскресная школа и ее влияние на духовное развитие ребенка 8

Без памяти – нет истории,

Без истории – нет культуры,

Без культуры – нет духовности,

Без духовности – нет воспитания,

Без воспитания – нет Человека.

Без Человека – нет Народа!

Владимир Абрамович Караковский

Актуальность моей работы обусловлена тем, что в настоящее время нарушено духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи. Данные опроса Института социологии РАН 20017 года показали, что среди молодежи 55% – те, кто готов переступать через моральные нормы для достижения успеха, а значительная часть – от 30 до 50 % молодежи – не считают, что обогащение за счет других, хамство, публичное проявление неприязни к людям других национальностей, аморально. Настоящего верующего человека можно вырастить только в единой культурной среде, состоящей из церкви, школы и семейного уклада. Возрождение России связано с воспитанием человека, формированием у него духовно-нравственных качеств. Сегодня государственная политика как никогда ориентируется на необходимость усиления внимания к вопросам духовного воспитания подрастающего поколения.

Цель: показать духовно-нравственное становление личности ребёнка на примере воскресной школы.

Задачи: узнать историю возникновения воскресно-приходских школ в России, познакомить с деятельностью воскресной школы в городе Оха, рассказать, что входит в программу занятий в воскресной школе, а также выявить пользу духовного развития в жизни человека; выступить перед одноклассниками и вместе с ними определить необходимость духовно-нравственного развития.

Объект исследования: человек.

Предмет исследования: воскресная школа .

Гипотеза : если я познакомлю детей с деятельностью воскресной школы, расскажу, насколько это может быть интересно и занимательно, то, может быть, многие проявят интерес, как дети, так и родители и в нашей воскресной школе появятся новые ученики.

Методы исследования: изучение различных источников информации, анкетирование одноклассников методом опроса, наблюдение.

Практическая значимость заключается в том, что данный материал можно использовать на уроках ОРКСЭ, ОДНКНР, истории, на внеурочных занятиях. Он знакомит с историей и деятельностью воскресных школ, а значит с культурой нашей страны. Данный проект несет в себе любовь к духовным и нравственным ценностям.

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убеждались с вами.

А может, не слова — дела важны?

Дела — делами, а слова — словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

Марк Лисянский

Сегодня благодаря возрождению в России традиций православного воспитания практически в каждом городе есть своя воскресная школа для детей. В различных источниках информации я нашла такие определения:

Воскресная школа, это место, где учат добру, щедрости, пониманию и человеколюбию. В ней есть все, что сейчас так обесценилось в современном мире. Учеба в Воскресной школе дает необходимые знания по основам Православия и христианской жизни. Без этих знаний ребенок не может понять не только основы Христианства, но и основы обыкновенной человеческой морали нравственности.

Чтобы понять знают ли мои сверстники о существовании воскресных школ, я начала свою работу с анкетирования, которое содержало 3 простых вопроса:

1) Знаете ли вы что такое воскресная школа?

2) Ходите ли вы в воскресную школу?

3) Хотели бы вы посещать воскресную школу?

Результаты опроса представлены на диаграмме 1.


Я задумалась, почему получились именно такие результаты анкетирования, возможно, все дело в неправильном представлении о воскресной школе. Мне захотелось рассказать ребятам, что же представляет из себя воскресная школа, чем мы там занимаемся и для чего все это нужно.

История Воскресных школ в России

Размышляя на тему православных воскресных школ, правомерно коснуться истории возникновения воскресных школ. Воскресная школа – явление очень старое. Корни его лежат в основе всего дореволюционного образования – в церковно-приходской школе . Еще наши прадедушки и прабабушки застали время церковно-приходских и воскресных школ, в которых их обучали не только закону Божию, то есть основам православия, но и письму, чтению, арифметики и истории.

Изначально воскресные школы были основаны как учебные заведения для взрослых и детей и явились наиболее ранней формой внешкольного образования. При историческом исследовании следует различать 2 основных типа воскресных школ: конфессиональные школы различных вероисповеданий для религиозно-нравственного воспитания (для христиан – это воскресные школы, для мусульман – пятничные, для иудеев - субботние) и общеобразовательные.

Воскресные школы первоначально представляли собой народные чтения религиозно-нравственного характера. В дальнейшем, чтобы не отставать от светских школ, они стали включать общеобразовательные дисциплины: отечественную историю, литературу, географию, законоведение, природоведение.

В России первые воскресные школы появились в середине 19 века. Тогда целью воскресной школы было обучение грамоте всех желающих. Первая воскресная школа была открыта в городе Киеве российским врачом и педагогом Пироговым Н.И.

Возникновение и повсеместное распространение воскресных школ в России было вызвано самой жизненной необходимостью.

В 1959-1964 началась активная кампания по борьбе с религией, были закрыты практически все воскресные школы. Это было связано с политикой государства.

Бурный рост численности воскресных школ приходится на 90-е годы. В это время вновь отстраивающиеся российские храмы и монастыри начали повсеместно создавать воскресные школы, с постепенным ростом численности которых неуклонно росло и число православных христиан среди детей, подростков и молодежи.

Сегодня церковно-приходская (воскресная) школа является наиболее распространенной школой христианского воспитания. На данный момент на территории России таких школ более десяти тысяч. Отчеты о деятельности показывают, что число таких школ с каждым годом только возрастает.

Основными направлениями учебно-воспитательной деятельности в современных воскресных школах являются:

  • катехизическое, главная цель — воспитание в вере, включающее обучение христианскому вероучению и евангельской нравственности;
  • культурно-просветительское, в рамках которого проводится просветительская работа, эстетическое, художественное и духовно-нравственное развитие;
  • социальное, которое служит развитию у воспитанников христианских качеств (милосердия, жертвенности, терпения и других);
  • досуговое (организация отдыха верующих, сопровождаемое участием в богослужебной жизни Церкви и обучением основам Православия);
  • паломническое, которое предполагает путешествия по особо почитаемым духовным памятникам Православия.

Моя воскресная школа и ее влияние на духовное развитие ребенка

Воскресная школа при храме Сергея Радонежского открыла свои двери для всех желающих в 1995 году. Школа прихода работала стабильно как для взрослых, так и для детей: были составлены Программы обучения с благословения настоятеля прихода протоиерея Георгия Журавель. Программы были представлены в Епархиальное управление, обучение проводилось в соответствии с этими программами.

Наряду с изучением основ православной веры и знакомства с простыми и доступными пониманию детей библейскими рассказами, в воскресной школе проводятся занятия по развитию творческих способностей ребят (лепка и рисование).

Первое занятие проходит в виде лекций, где нам в доступной, игровой форме, рассказывают основы христианской веры и библейские сюжеты. В этой школе учат правильному пониманию веры, помогают изучать Священное Писание, прививают навыки чтения православных книг. Нам рассказывают о Боге и Христе, Святых Отцах, ангелах, священных праздниках и постах. Также проходят занятия, посвященные нравственному воспитанию. На этих занятиях нас учат уважению к старшим, заботе о младших, чуткому отношению к близким, моральным и нравственным законам. Мы учимся понимать особенности христианского мировосприятия, ответственному отношению к порученным делам, самостоятельному выбору решений, знакомимся с устоями, традициями Православной церкви и Древней Руси. В нашем мире очень важно понимать и различать добро и зло.

Основы этого понимания закладываются именно в Воскресной школе. В наш цифровой век многие увлечены компьютерными играми, а игры носят отрицательный характер - драки, стрелялки и прочее. Многие подростки после таких игр проявляют агрессию по отношению к родителям, друзьям. Волна жестокости проявляется и в нашем городе среди подростков. На мой взгляд, это связанно с тем, что сейчас родители в основном думают об успеваемости детей. Конечно, знания нужны, но еще ребенка надо учить доброте, порядочности, заботе. И в этом родителям может помочь Воскресная школа.

В воскресной школе мы не только изучаем, но и работаем творчески, делаем аппликации, рисуем, показываем свои театральные способности.

На Рождество Христово воспитанники воскресной школы и ученики музыкальной школы вместе готовят Рождественское песнопение, ставят мини-спектакли на основе библейских сюжетов, играют классическую музыку, которая очень хорошо развивает музыкальный вкус. Концерт проходит в музыкальной школе, где царит атмосфера праздника. А какие мы учим красивые мелодичные песни!

На великий праздник Пасхи мы так же готовим праздничный библейский спектакль для детей из приюта. Это ведь очень здорово, когда ты можешь порадовать окружающих.

В начале октября к нам в воскресную школу с города Южно-Сахалинска приезжал отец Сергий и рассказывал о государственном деятеле и полководце князе Александре Невском. Нам показали фильм про Александра Невского. Я узнала много интересных фактов из его жизни. И эти знания мне помогли правильно ответить на многие вопросы в олимпиаде по ОД НКНР. Также, знания, полученные в воскресной школе, помогли мне лучше усвоить материал по истории древнего мира.

На занятиях нас учат уважению к страшим, заботе о младших, чуткому отношению к близким, моральным и нравственным законам. Мы учимся понимать особенности христианского мировосприятия, ответственному отношению к порученным делам. Знакомимся с устоями, традициями Православной церкви. В нашем мире очень важно понимать и различать, где добро, а где зло. Основы этого понимания закладываются в воскресной школе.

Возрождение России связано с воспитанием человека, формированием у него духовно-нравственных качеств. Сегодня государственная политика как никогда ориентируется на необходимость усиления внимания к вопросам духовного воспитания подрастающего поколения.




Десять кабинетов по пять на каждом этаже - этого вполне достаточно для любой школы подобного типа. Все они расположены по одной части здания, другая сторона отдана под просторный коридор и хозяйственные помещения. Некоторые классы на втором этаже имеют выходы на балконы. Но балконы больше декоративные, а потому дверей не имеют, зато есть большие окна во всю высоту. Внешне эта школа весьма привлекательна. Конечно, самый яркий элемент - это изумрудная черепичная крыша, имеющая правильную форму конька. Попасть в здание можно с двух сторон. Хотя по опыту, второй вход является скорее запасным, поэтому все посетители попадают в здание через главное крыльцо.

Сщмч. Поликарпа, еп. Смирнского (167). Обре́тение мощей блж. Матроны Московской (1998).

Сщмч. Павла Кушникова пресвитера (1918); сщмчч. Алексия Никольского, Николая Дмитрова, Михаила Ражкина пресвитеров и мч. Сергия Бородавкина (1938).

На 6-м часе: Ис. I, 19 – II, 3. На веч.: Быт. I, 14–23. Притч. I, 20–33.



Вышла в свет книга "Храмы над Окой"



История Никольского храма села Комарёво








Смотреть (нажать на изображение)


Смотреть (нажать на изображение)


Руководитель проекта Елена Юрьевна Варлыгина

При встрече с ребенком несколько часов в неделю, приходится искать самое главное, самое существенное в становлении его души. В маленьком возрасте ребенок неотделим от своей семьи, поэтому занятие по Закону Божьему мы проводим вместе с родителями. Для детей школьного возраста самым существенным в их становлении является открытость на правду, искренность, формирование коллективных отношений и выбор авторитетов. Поэтому занятия направлены на то, чтобы научить ребенка любить Бога, понимать Церковь, ориентироваться на доброе отношение к людям, применять нужные свои дарования, знания, умения там, где необходимы все их лучшие качества.

[RoyalSlider Error] Приложений к записи не найдено.

Православный военно-патриотический клуб

Спортивные фестивали

[RoyalSlider Error] Приложений к записи не найдено.

Походы и экскурсии

[RoyalSlider Error] Приложений к записи не найдено.

День Православной книги

День Православной молодёжи

IMG_0041
IMG_0240

Образовательные Рождественские чтения

Спектакли к Рождеству и Пасхе

[RoyalSlider Error] Приложений к записи не найдено.

Участие в богослужениях и крестных ходах

Шествие в Бессмертном полку 9 Мая

[RoyalSlider Error] Приложений к записи не найдено.

Участие в песенных фестивалях и творческих конкурсах

IMG_2959
IMG_8894

В 2013 году конкурс посвящен Сергию Радонежскому, 700-летие которого будет праздноваться в 2014 году. По итогам конкурса издается книга – жизнеописание прп. Сергия Радонежского, оформленная лучшими детскими работами, присланными на конкурс. Рассылается альбом по центральным детским библиотекам Москвы и Московской области.

Читайте также: