Заметки как писать кратко

Обновлено: 02.07.2024

В этой статье пойдет речь о том, как писать информационные заметки в газету, а также мы приведем примеры хороших и плохих текстов, чтобы было легче разбираться в этом нелегком деле.

Важно уметь излагать свои мысли в публицистике, ведь иногда всем приходится выступать перед публикой, составлять пресс-релиз или письмо. При этом обязательно нужно придерживаться определенной структуры, помнить, как правильно прорабатывать каждый пункт. И даже для ведения блога часто требуется владеть должными навыками. Давайте поговорим о том, как этим пользоваться, чтобы самому писать в подобном стиле.

Что такое заметка в журналистике

В такой записи меньше подробностей и комментариев по сравнению с новостью. Никаких дополнительных данных не указывается. Все кратко, емко и по делу. Это произведение очень малого объема.

Цель текста – сжато рассказать о событии так, чтобы читатель с первых строк нашел, что искал.

Как определить, что перед вами именно заметка:

  • Обычно составляет не более 2000 знаков.
  • Информация приводится как ответы на подразумевающиеся, но не прописанные вопросы. Читая ее, нетрудно между строк увидеть три ключевых запроса – что, где и когда случилось. Об этом и следует говорить. Но стоит помнить, что тут не спрашивается, почему это случилось. И никто не ждет рассказа о последствиях. Советуем сосредоточиться на основной идее.
  • В ней сообщается о произошедшем. Без оценочных суждений, выводов, мыслей автора.
  • Если очень нужно осветить ситуацию более подробно, то необходимо выбрать иной жанр. Хорошо подходит статья или репортаж

Внешний вид и оформление у записки заметный, ее легко определить. Давайте рассмотрим ее скелет.

Каким должен быть объем, чтобы статья имела успех

Объем


Оптимальный объем статьи в газетах составляет 3000-5000 знаков.

Оптимальным объемом в газетах считаются 3000-5000 знаков, но объем — это не главный параметр успеха. Важнее тема, содержание и стиль.

Как написать информационную заметку

Конечно, первым идет заголовок. Это – важная составляющая, ведь пользователь смотрит на нее и принимает решение, читать остальной текст или нет. В нем обычно содержится до 8 слов, часто это вопрос, но в конце не ставится вопросительный знак. Ведь автор не спрашивает у людей, он дает им ответы, поэтому и символ не требуется.

Далее идет подзаголовок. Его используют не всегда. Но когда он есть, то более широко освещает проблему или идею. С ним становится проще понять, о чем будет идти речь. И если человеку интересна эта мысль либо его заинтересовали эмоциональным предложением, то он прочитает все.

Если в теме вписано что-то общее или глобальное, то лучше воспользоваться возможностью и вписать, о чем будет идти разговор – о личности, событии, происшествии или деятеле.

На то, что будет раскрываться дальше, тоже нужно обращать пристальное внимание. Лид нельзя игнорировать или писать, как попадется. Это первый абзац истории, по нему читатель принимает решение, изучать дальше или закрыть газету. Определяет, насколько ему близка идея, предложенная здесь. Важно давать конкретные ответы на все вопросы, которые поднимаются или предполагаются.

Крупные порталы типа Яндекса тоже публикуют свои заметки в поисковиках. Часто вписывают основное прямо в заголовок. При переходе на эту новость открывается полный, подробный текст вместе с источниками. Затем можно открыть любую, которая заинтересовала.

Дальнейший рассказ обязан ответить на главные вопросы: что, кто, где и когда. Сюда не вмешивают причины и последствия. Не нужно искать ответы на извечные почему и как.

Нет необходимости распылять внимание человека. Задача таких новостных известий – кратко довести информацию до читателя, который спешит. Он не станет читать длинные статьи, поэтому важно уложиться в минимальное количество слов.

Если удается поделить визуально работу на указанные блоки, то все получилось сделать правильно.

Разновидности

Авторы используют 3 вида:

А теперь давайте посмотрим, какие поджанры популярны и разберем примеры, как пишется заметка в газету. Для каждого приведем описания и объяснения.

Событийная

Это новость, предметом рассказа которой становится какое-то событие или определенное положение дел. Из нее обязательно вытекает строгий ответ на все стандартные вопросы.

Начальные строчки обязаны ответить, о чем пойдет повествование. Не нужно распространяться, вписывать терминологию или личное отношение. Не приветствуются и имена собственные. Допустимо применение не более 2-х цифр, но помните – если речь о жертвах, то их число нельзя округлять.

В самом конце можно кратко сказать о других прошедших или будущих событиях.

Заметка-анонс

Заметка-аннотация

Это первый главный и наиболее важный источник, который рассказывает об объекте. Предметом могут выступать уже состоявшиеся информационные события. Чаще других это книги, статьи и фильмы. Чем грамотнее это будет написано, тем выше шансы, что кто-то захочет изучить объект полностью. Необходимо как можно более интересно презентовать содержимое, чтобы привлечь читателей.

Можно потратить много времени на изучение описываемого и знать его идеально. Но существует риск того, что никто не будет читать текст, если вы оставите лишь общие предложения. Советуем писать так, чтобы вам захотелось заново ознакомиться с произведением. Для оповещения людей о существовании пьесы, стоит указать не только название, но и основные качества, характеристики, интересные моменты.

Обязательно вписывается, что нового есть у этого предмета по сравнению с другими. Структура примерно такая:

  • заголовок;
  • тема;
  • проблемы;
  • цели;
  • методы достижения;
  • результаты;
  • выводы.

В случае с рассказом о художественном материале, не перепутайте краткую аннотацию с пересказом содержания. Объем редко превышает 250 слов, все должно быть оригинально, структурировано и компактно. Не используются ссылки, сокращения и аббревиатуры тоже не желательны. В крайнем случае, если обойтись не получается, их смысл обязательно раскрывается.

Стоит помнить, что этот жанр можно применять только к завершенным проектам. Нельзя писать заметку, если работа над книгой не завершена.

Мини-рецензия

Это скорее оценочная, а иногда и рекламная конструкция. В качестве предмета обсуждения оказывается пьеса, кинофильм или другое явление. В отличие от предыдущего поджанра здесь присутствует взгляд автора, на нем строится все повествование. Цель – рассказать о впечатлении, которое произвело увиденное, услышанное или прочитанное.

Нюанс – мнение не должно быть подкреплено какими-либо доказательствами, это просто изложенные эмоции для тех, кто хочет их увидеть. Не требуется анализ или другие сложные инструменты. Это лишь отношение и оценка писателя. Пишется от первого лица.

Блиц-портрет

Еще один пример написания текста в жанре краткой заметки. Здесь можно отыскать данные о герое. Говорится о впечатлении, которое производит личность.

Обычно это не какой-то отдельный вид, а часть от большого объема материала. Например, повествование о том, чем человек занимался и где родился.

Мини-обзор

Еще один небольшой поджанр, в котором ведется сравнение совокупности разных событий. В качестве критерия задействуется общий признак. Если несколько происшествий случились в одно время, то их могут изучать в комплексе. Например – класс написал контрольную работу, а полученные отметки являются предметом обзора. Сюда же относятся объекты, связанные одной темой.

Мини-история

Она основана на какой-то интриге. Часто так работают женские журналы, рассказывающие исторические и любовные короткие рассказы. В них ведется речь об отношениях, профессиональных или других приключениях.

Совет

Основная мысль – программная информация. Закладывается алгоритм, которому должен следовать человек, чтобы достигнуть желаемого результата. Если выполнять все по шагам, то сделать это будет легко.

Если вам необходимо научиться корректно составлять любой из видов текста, советуем начать проходить курсы на сайте Международной Школы Профессий. На занятиях можно узнать много самых разных сведений, легко изучить новые специальности и направления. А для тех, кто уже не новичок в этом деле, подготовлены программы по изучению углубленных курсов и повышению квалификации.

Слова и термины

В газете встречаются специальные слова, термины, устоявшиеся выражение. Какие клише может иметь заметка в газету? Пример некоторых:

  • Работники бюджетной сферы.
  • Коммерческие структуры.
  • По данным из информированных источников.
  • Силовые ведомства.
  • Винтокрылая машина.
  • В данный отрезок времени.
  • Взято на контроль.

Существуют клише эмоциональной окраски:

  • Энергичный старт.
  • Твердая позиция.
  • Все как один.
  • Тяжелейший кризис.

Правила написания хорошей заметки в газету: образец

Предлагаем рассмотреть, как это будет выглядеть, на конкретном примере.

  1. Заголовок. Коронавирусом заболело 145 790 человек.
  2. Подзаголовок. Вирус развивается в Италии и Франции. Страны закрывают границы.
  3. Лид. Из-за разрастающейся эпидемии продолжают болеть люди. По состоянию на 15 марта 2021 года это число превысило 145 790 граждан. Европейские государства закрывают границы на въезд и выезд с территории. У жителей есть 3 дня, чтобы покинуть иностранные города и вернуться домой.
  4. Основная часть. Коронавирус получил развитие не только в Китае, где он зародился. Инфицированные люди покинули китайские провинции и вернулись на родину, создав очаги и там. В данный момент границы закрывают: Франция, Италия, Беларусь, США, Польша, Украина, РФ. Для иностранцев въезд ограничен. Граждане, которые будут возвращаться в страну после введения карантина, будут проходить обсервацию.

В заголовке информация представлена максимально подробно. Указано, что происходит, где, и обозначено число пострадавших. В подзаголовке раскрывается мысль, что власти собираются сделать, какие страны ограничат въезд.

Лид дает краткие сведения, поясняет происходящее. Если читателю некогда, то он может пройти глазами первые два абзаца, ему все станет понятно.

В основной части более подробно рассказывается о происходящем, указываются конкретные страны, прописывается, что должны делать жители и нерезиденты.

Плохие примеры информационных заметок в журналистике

Теперь рассмотрим второй образец, на этот раз не самый удачный. Предлагаем поискать здесь ошибки.

В заголовке видна главная мысль всего повествования, но она не конкретизирована. Не понятно, за сигареты этот штраф, за пожар или костер во дворе. Подзаголовок вроде бы раскрывает идею, но остается абстрактным. Это не конкретная цифра, а банальное заявление. Если бы было написано, что каждый день умирают 2 715 человек, то это мог быть хороший пример, подкрепленный статистикой. Второе предложение более привязано к теме рассказа, но это не то, что заинтересует и заставит читать.

В лиде должна содержаться вся подробная информация, но она настолько обобщена, что не несет пользы. Не ясно, какой закон, когда он появился, и какие изменения с собой несет. Если читатель торопится, он может пробежать глазами первые два абзаца и ему ничего не будет понятно.

В основной части комментарий от якобы эксперта. Но он является совершенно неуместным. Более того – не ясно, какое отношение имеет аллерголог к герою или принятию закона. Если бы это был ответственное лицо, что будет заниматься контролем за исполнением изменений – другое дело. Также можно было бы включить сюда мнение главы Минздрава Краснодарского края. Но в данном случае это просто специалист, который имеет диплом врача.

Сам комментарий не несет смысловой нагрузки. Ничего нового аудитории он не дает.

Приемы, которые помогают компоновать информацию

Довольно сложно из объемного материала сделать короткую записку. Сначала напишите черновик, потом удалите из него все лишнее. Предлагаем несколько действий, которые позволят очистить текст от ненужного мусора:

Подготовка черновика

Не нужно слишком долго размышлять о том, как начать писать. Смелее выражайте свою мысль. Если не понравится, перепишите. Это неплохой способ активизировать мыслительную деятельность. При этом пользу черновика никто не отменял. Редкие корреспонденты способны сразу написать статью, которой не нужна редактура. Большинство пишут материал, потом перечитывают его, правят, сокращают или дополняют. Хорошо, если есть возможность оставить черновик на некоторое время и посмотреть позже. Тогда будет проще увидеть стилистические погрешности.

1. На все случаи жизни делаешь короткие заметки в iPhone. Прочёл интересную статью — написал свой короткий конспект. Плохое настроение — написал, как хреново живётся. Пришёл на ум весёлый стишок — записал четверостишие. Встретился с друзьями — написал, как всё прошло. Кто‑то это сразу вываливает в Twitter, кто‑то просто добавляет в заметки и никому не показывает.

2. Крайне важно писать постоянно, кратко, просто и своими словами.

Мощная мысль, о которой говорит Луман: мы думаем только тогда, когда формулируем слова.

Наш основной мозг находится не в голове, а вовне — в языке и культуре, которую мы все создаём уже тысячи лет. Могу подтвердить это. Короче, кто не пишет — тот не думает.

5. Любое новое понятие или заметка должны как‑то стыковаться к теми, которые уже есть, иначе зачем она? Например, вы учите экономику и вам попалось новое понятие contribution margin. Что это за зверь, как его запомнить и применить?

Как делают двоечники: они просто зубрят новое понятие и потом его забывают и применить не могут.

6. Итак, каждая заметка — это законченная короткая мысль с двумя‑тремя тегами и парой ссылок на похожие заметки по смыслу.

7. Когда таких заметок накапливается несколько десятков, можно ещё добавить рубрики или объединить их в какую‑то общую тему, статью, заметку или пост. Или объединить в книгу.

8. Ещё одна интересная мысль Лумана: ничего не создаётся с нуля.

Любая статья или книга — это десятки накопленных заметок, которые вы в определённый момент собрали и структурировали.

Если посмотреть на творчество Маяковского, многих писателей или учёных, видно, что они собирали свои произведения ровно тем же образом, из десятков заметок и черновиков, порой совсем коротких, банальных и обычных.

10. Из полезного инструментария: заметки в телефоне плюс бесплатное приложение Zotero для компьютера. Notion также прекрасно подойдёт. Есть ещё несколько специализированных инструментов: Roam Research, DEVONthink.

По сей день книги являются главными источниками знаний, однако не всё прочитанное остаётся в голове, а после длительного промежутка времени текст может и вовсе стереться из памяти. Скорее всего, вы с трудом сможете вспомнить прочитанной полгода назад книги. Говорят, что лучше прочесть 1 книгу и законспектировать, чем просто прочесть 10 книг. Кажется, что если прочитать 10 книг, вы прочитаете больше материала, но без конспекта чтение становится непродуктивным.

Мысли не появляются просто так, т. к. мысль — результат переработки информации мозгом. Каждый внешний фактор влияет на результат осмысления. Если вы будете жить в неблагополучном районе или залипать в экране телефона, то, скорее всего, потребляемая информация будет влиять негативно. Однако можно фильтровать информацию, например, чтение нехудожественной литературы. Фильтруя информацию, мозг формирует правильные и полезные мысли. Но есть ещё несколько практик для правильного потребления информации, в том числе формирование заметок.

Заметки представляют постоянную деятельность по записыванию всех своих мыслей. Каждый раз, когда вы занимаетесь интеллектуальной деятельностью, мозг формирует мысли. Если ее у вас немного когнитивной работы (работа, опирающаяся на познавательные способности, обработка информации), нужно работать с увеличением времени деятельности. Заметки можно делать во время любой умственной работы — умный мозг сгенерировал мысль, а вам осталось ее записать. Картина мира автора может содержать вещи, которые можно привнести в вашу картину мира, потому следует просто оперативно записать мысль. После составления заметок можно сравнить записанные мысли со своей картиной мира и улучшить её, сделав выводы.

Но заметки бывают разные, и ваш первый шаг для создания умных заметок — исчезающие заметки. Исчезающие заметки представляются в виде записки о любой мысли или идее, которые пришли вам в голову. Можно их не оформлять в официальном виде, так как они нужны для быстрых записей подробностей ваших мыслей. Несмотря на неформальное оформление, исчезающие заметки важно держать в одном месте, в заметках телефона или в блокноте, например.

Исчезающие на то и исчезающие заметки, так как их придётся уничтожать. Но не спешите их стирать через несколько минут после записи, так как после сбора всех заметок в конце дня нужно выписать краткие заметки. Краткие заметки содержат в себе краткие и полные основные мысли из исчезающих. При создании кратких заметок нужно быть очень избирательным в мыслях, которые вы хотите оставить. Идеи должны быть записаны кратко, но информативно, для лучшего понимания указывается контекст. Не следует писать заметки чужими цитатами, для лучшего результата передайте записанное своими словами. Написали краткие заметки? Теперь уничтожьте все ваши исчезающие заметки, они нужны только для передачи вашей краткосрочной мысли.

А теперь к заключительной части про составление заметок:

В пору инновационных технологий совсем не обязательно делать бумажную картотеку подобно Луману, существуют и другие способы ведения slip-box. Одна из альтернатив — Notion, программа как для смартфонов, так и для пользователей компьютеров. В программе интересный и удобный интерфейс, бесплатное пользование и множество функций (создание блоков, таблиц, календарей, добавление медиафайлов, to-do листы и пр.), но из минусов — в Notion нет русского языка. Впрочем, знаний английского языка среднего уровня будет достаточно, чтобы разобраться в программе. В Notion легко создать отдельную страницу, которая может послужить вашим slip-box'ом, а также во время умственной работы легко зайти в программу и записать исчезающую заметку.

Создайте в выбранной программе отдельную страницу для интересующих вас тем и страниц, и каждый раз, когда вы читаете материал об этой теме, записывайте его в своих исчезающих заметках. Чем больше вы будете практиковаться, тем быстрее поставите умение составления заметок. Заметки — часть мышления письмом, и после обучения практике писать посты будет гораздо легче. Определитесь с темой из slip-box'а и сделайте из заметок набросок текста, а далее откорректируйте его. Главное не забывать писать посты, т.к. публичный пост — начало дискуссии, благодаря которой можно скорректировать свою модель мира. Важно помнить, что заметки — часть мышления письмом, и после обучения практике писать посты будет гораздо легче.

Как написать заметку в газету в публицистическом стиле: виды и примеры текстов заметок

Что такое заметка и ее отличительные черты

Главная функция заметки — это дать ответы на вопросы что?, где? и когда?

Отличительные черты информационной заметки:

  • достоверность факта,
  • новизна,
  • краткость,
  • актуальность,
  • минимум подробностей,
  • употребление общеизвестных терминов (биржа, сделка, курс валют, теневой рынок, брокер, файл),
  • использование общеупотребительной и общественно-политической лексики,
  • употребление слов и речевых оборотов, характерных для официального-делового стиля (осуществляют деятельность, за отчетный период, принимая во внимание),
  • преобладание существительных,
  • предложения чаще всего сложные.

Заметка относится к публицистическому стилю речи, который используется в средствах массовой информации (СМИ): телевидение, Интернет, газеты, журналы, радио.

Пример заметки в публицистическом стиле:

Задачи, которые выполняет информационная заметка

Главной задачей информационной заметки, точно также, как и других текстов, относящихся к публицистическому стилю, является предоставление информации о каком-то социально значимом событии. Кроме этого, заметка может содержать предположения, гипотезы, прогнозы, рекомендации, нормативную и оценочную информацию.

В задачу заметки не входит детальный анализ события.

Главное — это проинформировать массового адресата о событии, которое произошло или только произойдет в будущем. Если новость необходимо осветить более подробно, тогда журналист может указать источник информации, добавить цитаты и привести статистические данные.

Как написать информационную заметку: структура заметки и принцип написания

  1. Основная часть текста — описание события, детали, доказательства, фотографии, цитаты и т.д.:
  1. Заключительная часть — дополнительная информация, похожие, интересные материалы, журналистская оценка. Данная часть не является обязательной:

Структура информационной заметки

В заметке автор, как правило, рассказывает читателю:

  • О событии — что произошло?
  • О времени — когда?
  • О месте — где?
  • Об участниках — кто?
  • Об обстоятельствах — как?
  • Об источнике информации — откуда известно?
  • О прогнозируемом развитии события — что произойдет дальше?

На какие вопросы журналист даст ответы в тексте информационной заметке и количество этих вопросов будут зависеть от объема информации, которым он владеет, и от цели заметки. Эти вопросы могут выстраиваться в самом разнообразном порядке, на усмотрение автора.

При написании заметки важно учитывать еще один момент — нужно ли связать освещаемое событие с другим событием, которое уже известно широкой аудитории. В таком случае, структура заметки будет более сложной, потому что необходимо не только рассказать о произошедшем событии, но и связать этот факт с уже имеющейся информацией.

Как написать информационную заметку в публицистическом стиле: виды заметок и их примеры

Перед тем, как приступить к написанию заметки, необходимо определиться, в каком жанре вам необходимо писать, и какой вид заметки подходит конкретно для данного освещаемого события.

Чтобы вы смогли быстро сориентироваться и не ошибиться с выбором, далее в статье рассмотрим виды заметок с наглядными примерами.

Итак, выделяют следующие разновидности заметок:

Пример событийной заметки:

Основная цель анонса дать краткую, но объективную информацию о времени и главных сторонах запланированного события, о наиболее важных его предпосылках и этапах.

Аннотация — заметка об изданных книгах, статьях, с целью дать краткое описание их основных качеств.

Мини-рецензия — рецензент кратко, лаконично и без лишних отступлений дает аргументированную оценку произведению.

Блиц-портрет — заметка с краткими сведениями о человеке с целью дать аудитории первичное представление о его личности:

Мини-совет — заметка, в которой автор дает определенный набор действий, которые могут привести читателя к получению желаемого результата. Например: советы по ведению хозяйства, по улучшению здоровья и физической формы, избавлению от вредных привычек и др.

Чаще всего автором заметки в стиле мини-совет является специалист в какой-то сфере деятельности.

Мини-история — заметка о взаимоотношениях людей. Для такого типа заметки характерен небольшой объем текста и наличие фотографий.

Пример заметки в стиле мини-истории:

Мини-обозрение — заметка о нескольких событиях, которые объединены тематикой или временем, в течение которого произошли.

Заключение

Теперь, когда вы владеете всей необходимой информацией о заметках в публицистическом стиле, можете смело приступать к работе. И пусть из-под вашего пера выйдет отличная заметка с полезной и интересной информацией для читателя.

P. S.: Понравилась статья? Поделитесь ссылкой в социальных сетях! Спасибо.

  • Палитра стилей. Учебное пособие по стилистике русского языка для иностранцев. Авторы: Нина Афанасьева, Татьяна Попова
  • Стратегии литературного редактирования. Авторы: Зуева Т. А., Иванова Е. Н.
  • Русский язык и культура речи. Авторы: Татьяна Балыхина, Михаил Рыбаков, Марина Лысякова
  • Жанры периодической печати: учебное пособие. Автор: Александр Алексеевич Тертычный

Last updated on 27.11.2021

Post navigation

Previous Post

Как сказать начальнику об увольнении: что говорить, как себя вести и что нельзя делать при увольнении, пример заявления

Next Post

Как правильно попросить у начальника повышения зарплаты: 8 шагов и пример того, как это можно сделать письменно

Читайте также: