Закономерность изменения свойств элементов в периодах и группах план урока
Обновлено: 04.07.2024
Цель урока: используя технологию деятельностного подхода, составить общую схему изменения свойств элементов в периодах и группах; формировать умения учащихся участвовать в обсуждении, отстаивать свою точку зрения, уважая точку зрения других людей; способствовать формированию научного мировоззрения через установлении причинно - следственных связей.
Оборудование: презентация к уроку в “Power Point” , периодическая система, знаки элементов, варианты заданий в электронном виде.
Сформулируйте проблему над которой мы будем сегодня работать. (Слайды № 2,3,4).
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Тип урока : обобщение полученных знаний.
Обучающая : закрепить знание причины изменения свойств элементов на основании положения в системе; научить обоснованно объяснять и сравнивать свойства элементов, а также образованных ими простых и сложных веществ; научить давать полную характеристику химического элемента в ПСХЭ.
Развивающая : продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, прогнозировать и объяснять свойства веществ, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, уметь выделять главное из общего. Совершенствование коммуникативных умений и информационно-познавательной компетентности, развивать самостоятельность и творчество при решении практических задач.
Воспитательная : воспитание ответственного отношения к учёбе, трудолюбия, работоспособности, правильной самооценки, умение работать в коллективе, осуществление экологического, гигиенического и нравственного воспитания, формирование здорового образа жизни.
І. Организационный момент
ІІ. Актуализация знаний
Учащимся задают вопросы, на которые они должны ответить
А) Порядковый номер показывает… (это зарядовое число: показывает количество протонов в ядре и электронов в атоме элемента).
Б) Номер периода показывает… (количество энергетических уровней в атоме).
В) Номер группы показывает… (число электронов на внешнем энергетическом уровне для элементов главных подгрупп).
Положение элемента в ПСХЭ (период, группа).
Химический диктант по вариантам: предполагает быструю работу, используя ПСХЭ Д.И. Менделеева.
1 . Указать элемент, в атоме которого:
а) 25 протонов (марганец) б) 13 электронов (алюминий)
а) 41 протон (ниобий) б) 20 электронов (кальций)
2. Назвать два элемента, в атоме которых:
три энергетических уровня (любой элемент третьего периода)
пять энергетических уровней (любой элемент пятого периода)
3. Определить два элемента, в атоме которых на последнем энергетическом уровне:
4 валентных электронов (любой элемент четвертой группы главной подгруппы)
7 валентных электронов (любой элемент седьмой группы главной подгруппы)
4. Указать место положения элементов в ПСХЭ: период и группа.
а) № 37 (рубидий) б) № 30 (цинк)
а) № 24 (хром) б) № 50 (олово)
5. Привести строение атома с порядковым номером
14 (кремний 2; 8; 4)
ІІІ Закрепление изученного материала
1 . Причины изменения свойств элементов на основании положения в ПСХЭ:
а) в периодах (малых, больших);
б) группах, главных подгруппах;
2. Изменение свойств химических элементов и образованных ими соединений:
б) группах, главных подгруппах.
3 . Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.
В чем же причины изменения свойств химических элементов? Каковы причины периодичности? Чтобы ответить на данные вопросы сравним атомы элементов и ответим на вопросы: (15 минут)
а) Na – Al - P
б) Na – K - Rb
1 . Какой заряд ядра данных атомов, что с ним происходит?
2. Определить количество электронов на внешнем энергетическом уровне. Что наблюдается?
3. Сколько энергетических уровней в атомах данных элементов, что наблюдается?
4. Как Вы считаете, что же происходит с атомным радиусом вследствие данных изменений?
а) к концу периода
б) к концу группы, главной подгруппы
Ответ:
а) к концу периода атомный радиус уменьшается вследствие усиленного взаимопритяжения ядра атома и большого числа электронов внешнего энергетического уровня (работа с таблицей).
б) к концу группы главной подгруппы атомный радиус возрастает, т.к. увеличивается количество энергетических уровней в атоме.
5 . Сказываются ли такие изменения атомных радиусов в периодах и группах, главных подгруппах на способность атомов отдавать электроны, или их присоединениях?
Энергия ионизации – энергия, необходимая для отрыва слабо связанного электрона от атома.
Металличность – способность легко отдавать электроны.
Неметалличность – способность легко принимать электроны.
Ответ: При уменьшении атомного радиуса ослабевает способность атомов отдавать электроны, усиливается способность принимать электроны. К концу периода атомы элементов легче принимают электроны, что обеспечивает проявление неметалличности. При увеличении атомного радиуса возрастает способность атомов отдавать электроны. К концу группы, главной подгруппы атомы элементов легче отдают электроны, что обеспечивает проявление металличности.
6. Электроотрицательность – способность атомов элементов в соединениях оттягивать на себя электронную плотность. Самый электроотрицательный элемент – фтор.
Элетроотрицательность при движении в периодах слева направо увеличивается, в группах сверху вниз – уменьшается. Электроотрицательность имеет то же направление, что и неметаллические свойства.
7. В чем же причина периодичностного изменения свойств элементов?
Ответ :Причиной периодичности и является изменение строения внешнего, а также предвнешнего энергетического уровня; повторение числа электронов внешнего (предвнешнего) энергетического уровня.
Периодичность изменения свойств элементов сказывается и на свойствах простых веществ, образованных ими, и на свойствах более сложных соединений: оксидов и гидроксидов.
Вспомним как изменяются свойства элементов :
По периоду слева направо
По группе сверху вниз
Число валентных электронов
Число энергетических уровней
Атомный радиус (самый маленький атомный радиус имеет F фтор)
Энергия ионизации (самая высокая энергия ионизации у Fr франция)
Металлические свойства, восстановительная активность (самый сильный металл - Fr франций)
Неметаллические свойства, окислительная активность (самый сильный неметалл - F фтор)
Электроотрицательность (самый электроотрицательный элемент - F фтор)
Основываясь на полученных знаниях, мы можем предсказывать и химические свойства соединений исследуемых элементов. Рассмотрим на примере изучения оснóвных свойств оксидов и гидроксидов (относительно Fr франция).
С усилением металлических свойств соответствующих химических элементов усиливаются и оснóвные свойства их оксидов и гидроксидов, таким образом оксид франция будет легко вступать в реакции с водой, образуя растворимые основания – щелочи:
и с кислотами, образуя соль и воду:
Гидроксид франция FrOH будет легко вступать в реакции с кислотами (реакция нейтрализации), образуя соль и воду:
FrOH + HCl = FrCl + H 2 O .
В качестве примера для закрепления учащимися знаний можно предложить решить тест .
Пояснительная записка к уроку.
знания: о периодическом законе при анализе свойств химических элементов и выявление их периодическом изменении в свете строения атома;
умения: анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
- личностные: формирование: ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; устойчивых познавательных интересов; уважительного отношения к труду; осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
- метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, делать выводы; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение преобразовывать знаки и символы для решения познавательных задач; смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, делать общие выводы;
- предметные: овладение основами химической грамотности, способностью анализировать и объективно оценивать; приобретение опыта использования различных методов изучения веществ.
Урок №48. Периодическое изменение свойств элементов.
педагога - формирование у обучающихся представления о изменении свойств веществ в свете строении атома и по положению в периодической системе химических элементов.
Тип, вид урока - Урок предъявления новых знаний
Планируемые результаты:
предметные - давать характеристику атому, уметь пользоваться периодической таблицей, химических элементов Д.И. Менделеева, объяснять изменение свойств элементов по положению в ПСХЭ.
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Коммуникативные УУД: - обеспечение возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, построение речевых высказываний, работа с информацией, делать выводы.
Регулятивные УУД – целеполагание, самоконтроль, самооценка.
Познавательные УУД – общие учебные действия, подготовка и решение практических задач, овладение межпредметными понятиями, деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Личностные готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, самоопределение, ценностно - смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;
Формы и методы обучения - Фронтальная, индивидуальная; словесный, наглядный, практический
Основное содержание темы, понятия и термины
Опорные понятия, термины: Порядковый номер (заряд ядра), химическое соединение, периодичность
Новые понятия, термины: периодическое изменение числа электронов в оболочках атомов химических элементов.
Организация урока.
Этапы урока, Деятельность учителя, Деятельность обучающихся
I Организационный (1 мин.)
2. Проверка готовности к уроку
3. Эмоциональный настрой
(учащиеся) Приветствуют учителя, организуют рабочее место
II. Фронтальная работа (направленная на формирование новых знаний) (5 мин)
На прошлом уроке мы изучили состояние электронов в атоме, строение атома, научились давать характеристику состояния электронов в атоме. Сегодня мы продолжим изучение ПЗ и ПС в свете строения атома.
Проблемные вопросы для формулировки цели урока учащимися:
– Какие характеристики имеет атом?
– Как определить заряд ядра? Количество р,n,e?
– Как определить число энергетических уровней и число валентных электронов? Где мы можем использовать данные знания об атоме?
(учащиеся) Отвечают на вопросы.
III. Актуализация знаний (3 мин)
Проверка домашнего задания.
Дома надо было дать характеристику элементам № 6 и № 9 по строению атома и распределению электронов.
- Поднимите руки кто сделал?
- А теперь кто не приступил? (причина)
- Кто делал но с ошибками?
Двое у доски выполняют, остальные проверяют.
Отвечают на опрос.
IV. Изучение новых знаний (5 мин)
А теперь переходим к изучению новой темы. Пред вами слова, а может понятия, попробуйте сформулировать тему урока.
Элемент, изменение, периодически, свойства.
Тема: Периодическое изменение свойств элементов.
Запишите тему в тетрадь, я записываю на доске.
Сформулируйте цель урока.
Цель: выяснить, как и почему изменяются свойства химических элементов в периодах и группах.
В домашнее задании у вас были элементы, назовите их. В каком они находятся периоде?
Пример привести на литии.
Задание: Составьте строение атомов для элементов второго периода, по следующему алгоритму:
- Элемент, порядковый номер
- Металл или неметалл
- Период
- Заряд ядра
- Атомная масса
- Протонов, нейтронов, электронов.
- Уровни
- Электронная формула (число валентных электронов)
- Графическая формула
Сделайте вывод по строению атомов элементов 2 периода.
Как изменяются свойства в периоде?
- Порядковый номер
- Заряд ядра
- Число уровней
- Число валентных электронов
- Радиус атомов (таблица)
- Прочность связи валентных электронов с ядром
- Металлические свойства
- Неметаллические свойства
Задание: Используя схемы строения атомов элементов IIIА , IVА и VА группы сделайте вывод как изменяются свойства в группе?
- Порядковый номер
- Заряд ядра
- Число уровней
- Число валентных электронов
- Радиус атомов (таблица)
- Прочность связи валентных электронов с ядром
- Металлические свойства
- Неметаллические свойства
Выполняют задание. Проверят правильность выполнения по таблице справочный материал.
Составляют строение и делают выводы.
V. Закрепления с проговариванием во внешней речи (7 мин)
Выполнение упражнений, по характеристики атомов.
VII. Закрепление знаний. Индивидуальная работа (5 мин)
Проверочная работа в системе голосования.
- Какое из перечисленных свойств элемента изменяется периодически с увеличением заряда ядра атома?
- Свойства химического элемента определяются в первую очередь:
- С возрастанием порядкового номера элемента периодически повторяется:
- Металлические свойства слева направо в периоде?
- Радиус атома сверху вниз в группе?
Отвечают, и результат выводится на экран
VIII . Рефлексия (2 мин)
Подведение итогов работы на уроке.
Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока?
Как вы считаете, достигли ли мы целей?
Предлагаю вам сделать сиквейн по изученной теме, использовать алгоритм.
- название темы (одно существительное)
- описание темы (2 прилагательных)
- описание действия (2 глагола, деепричастие)
- отношение к теме (4 слова)
- суть темы (два слова)
Подводят итог, говорят цели. Составляют сиквейн.
IX. Домашнее задание (1 мин)
Используя таблицу 22 стр., напишите, как изменяются химические свойства в периодах.
Записывают домашнее задание.
Урок №48. Периодическое изменение свойств элементов.
Цели деятельности
педагога
формирование у обучающихся представления о изменении свойств веществ в свете строении атома и по положению в периодической системе химических элементов.
Урок предъявления новых знаний
Планируемые
результаты:
предметные
давать характеристику атому, уметь пользоваться периодической таблицей, химических элементов Д.И. Менделеева, объяснять изменение свойств элементов по положению в ПСХЭ.
Универсальные
учебные действия
(метапредметные)
Коммуникативные УУД: - обеспечение возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, построение речевых высказываний, работа с информацией, делать выводы.
Регулятивные УУД – целеполагание, самоконтроль, самооценка.
Познавательные УУД – общие учебные действия, подготовка и решение практических задач, овладение межпредметными понятиями, деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, самоопределение, ценностно - смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;
Формы и методы
обучения
Фронтальная, индивидуальная; словесный, наглядный, практический
Основное содержание темы, понятия
и термины
Опорные понятия, термины: Порядковый номер (заряд ядра), химическое соединение, периодичность
Новые понятия, термины: периодическое изменение числа электронов в оболочках атомов химических элементов.
Образовательные (цифровые) ресурсы
Организация урока.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
I Организационный (1 мин.)
2. Проверка готовности к уроку
3. Эмоциональный настрой
Организуют рабочее место
II. Фронтальная работа (направленная на формирование новых знаний) (5 мин)
На прошлом уроке мы изучили состояние электронов в атоме, строение атома, научились давать характеристику состояния электронов в атоме. Сегодня мы продолжим изучение ПЗ и ПС в свете строения атома.
Проблемные вопросы для формулировки цели урока учащимися:
– Какие характеристики имеет атом?
– Как определить заряд ядра? Количество р,n,e?
– Как определить число энергетических уровней и число валентных электронов? Где мы можем использовать данные знания об атоме?
Отвечают на вопросы.
III. Актуализация знаний (3 мин)
Проверка домашнего задания.
Дома надо было дать характеристику элементам № 6 и № 9 по строению атома и распределению электронов.
- Поднимите руки кто сделал?
- А теперь кто не приступил? (причина)
- Кто делал но с ошибками?
Двое у доски выполняют, остальные проверяют.
Отвечают на опрос.
IV. Изучение новых знаний
А теперь переходим к изучению новой темы.
Пред вами слова, а может понятия, попробуйте сформулировать тему урока.
Элемент, изменение, периодически, свойства.
Тема: Периодическое изменение свойств элементов.
Запишите тему в тетрадь, я записываю на доске.
Сформулируйте цель урока.
Цель: выяснить, как и почему изменяются свойства химических элементов в периодах и группах.
В домашнее задании у вас были элементы, назовите их. В каком они находятся периоде?
Пример привести на литии.
Задание: Составьте строение атомов для элементов второго периода, по следующему алгоритму:
Элемент, порядковый номер
Металл или неметалл
Протонов, нейтронов, электронов.
Электронная формула (число валентных электронов)
Сделайте вывод по строению атомов элементов 2 периода.
Как изменяются свойства в периоде?
Число валентных электронов
Радиус атомов (таблица)
Прочность связи валентных электронов с ядром
Задание: Используя схемы строения атомов элементов IIIА , IVА и VА группы сделайте вывод как изменяются свойства в группе?
Число валентных электронов
Радиус атомов (таблица)
Прочность связи валентных электронов с ядром
Формулируют тему урока.
Записывают в тетради, формулируют цель урока.
Отвечают на вопросы.
Проверят правильность выполнения по таблице справочный материал.
Делают выводы, обсуждение
Составляют строение и делают выводы.
V. Закрепления с проговариванием во внешней речи
Выполнение упражнений, по характеристики атомов.
Выполняют упражнения, комментируют.
VII. Закрепление знаний.
Проверочная работа в системе голосования.
Какое из перечисленных свойств элемента изменяется периодически с увеличением заряда ядра атома?
Свойства химического элемента определяются в первую очередь:
С возрастанием порядкового номера элемента периодически повторяется:
Металлические свойства слева направо в периоде?
Радиус атома сверху вниз в группе?
Отвечают, и результат выводится на экран
Подведение итогов работы на уроке.
Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока?
Как вы считаете, достигли ли мы целей?
Предлагаю вам сделать сиквейн по изученной теме, использовать алгоритм.
- название темы (одно существительное)
- описание темы (2 прилагательных)
- описание действия (2 глагола, деепричастие)
- отношение к теме (4 слова)
- суть темы (два слова)
Прикрепить листочки к дереву знаний (зеленые-все понял, желтые- не все понял, красные- непонял)
Подводят итог, говорят цели.
IX. Домашнее задание (1 мин)
Используя таблицу 22 стр., напишите, как изменяются химические свойства в периодах.
рассмотреть физический смысл порядкового номера элемента.
Тема урока. Периодическое изменение свойств элементов.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
создать условия для формирования таких понятий, как электронное строение, свойства химических соединений и их периодические изменения;
продолжать формировать умение работать с Периодической системой;
рассмотреть физический смысл порядкового номера элемента;
Карта дидактических целей урока.
Задачи урока
Для учителя
Для ученика
Создать условия для высокого уровня воспроизведения системы знаний и умений, учащихся по данной теме
1.Знать смысл понятий порядковый номер (заряд ядра), химическое соедине-ние, периодичность.
2. Уметь работать с периодической системой, логически мыслить и оформлять результаты логических операций в тетради.
Создать условия для поиска взаимосвязи между новым и изученным материалом, развития логического мышления, умений приобретать знания не памятью, а мыслью.
Развитие пространственного воображения и коммуникатив-ных навыков через групповую работу.
Развивать умения для поиска взаимосвязи между новым и изученным материалом, умения постановки и поиска решения проблем, речевую деятельность.
Создать условия для формирования культуры умственного и практического труда, интереса к знаниям, умений проводить самооценку.
Формировать умения работать по культуре умственного и практического труда, адекватной оценке своей деятельности.
Предметные давать характеристику атому, уметь пользоваться периодической таблицей, химических элементов Д.И. Менделеева, объяснять изменение свойств элементов по положению в ПСХЭ.
Метапредметные
Коммуникативные УУД - обеспечение возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, построение речевых высказываний, работа с информацией, делать выводы.
Регулятивные УУД – целеполагание, самоконтроль, самооценка.
Познавательные УУД – общие учебные действия, подготовка и решение практических задач, овладение межпредметными понятиями, деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Личностные готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, самоопределение, ценностно - смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;
Средства обучения:
Химия: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений/Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова и др. М. Вентана-Граф, 2010г.
Презентация в MS Power Point.
Оборудование: компьютер, проектор.
Деятельность учителя на данном этапе
Организационный.
- Здравствуйте, ребята! Мир веществ очень многообразен. Посмотрите на вещества, которые стоят на столе. Скажите, как подразделяются все вещества на земле?
Из чего они состоят?
Дети разглядывают вещества.
- Простые и сложные.
- Из атомов химических элементов
Мотивация на формулировку темы занятия самими учащимися.
- Какие основные количественные характеристики атомов, вы знаете?
- Ребята, вы можете определить заряд ядра? Количество р,n,e? Число энергетических уровней и число электронов на внешнем слое?
Предлагаю двум учащимся сделать данное задание для натрия и хлора.
А вы можете объяснить как качественные характеристики (электронное строение) влияют на свойства химических элементов и их соединений? Как они изменяются в периодической системе?
- Познакомьтесь с таблицей на слайде.
(учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся один за другим высказывают характеристики, учитель записывает)
Попробуем сформулировать тему урока.
- Что должны выяснить?
- А как вы думаете, они изменяются в периоде, группе?
Слайд 2: тема урока.
Запишите тему в тетрадь.
- Заряд ядра, относительная атомная масса.
Выполняют задание на доске.
Смотрят на таблицу
- Свойства химических элементов.
Записывают тему в тетрадь.
Совместная формулировка проблемы и темы занятия
Определение цели урока
Какова цель нашего урока?
Как изменяются свойства химических элементов в периодах и группах?
2. Почему изменяются свойства химических элементов в периодах и группах?
На доске строение атомов двух химических элементов: хлора и натрия. Чем строение атомов отличается друг от друга?
- К каким классам относятся простые вещества натрий и хлор?
Найдите в тексте учебника на стр. 154 ответ на вопрос: сколько электронов на внешнем слое у металлических и неметаллических элементов?
- Как называются электроны внешнего энергетического слоя?
- У элементов побочных подгрупп какие электроны являются валентными?
Мы с вами говорили, что атом может терять или приобретать электроны.
Посмотрите на слайд (7). Вставьте недостающие понятия, используя текст учебника на стр. 154. Слайд 4
_____- это субмикроскопическая вселенная. Центр её - атомное _____, а периферия - _______. Электроны в атоме совершают определённые ______ и находятся в строгом взаимодействии между собой, образуя внешнюю оболочку атома. Ядро в целом несёт _______заряд, а электроны -_______.Электроны внешнего, а иногда и предвнешнего энергетического уровня называются, _______. Если атом теряет их, он становиться ______заряженным ионом - ______. Если атом приобретает их, он становиться ______заряженным ионом - ______.
- Что зависит от валентных электронов?
- Подумайте, какому атому легче отдать электрон? Натрию или хлору? Почему?
- Подумайте, какому атому легче принять электрон? Натрию или хлору? Почему?
- Числом электронов на внешнем слое. У натрия один электрон, а у хлора семь.
- Натрий – металл, а хлор - неметалл
- У металлических 1-2, у неметаллических 4 и более.
- Электроны не только внешнего, но и предвнешнего слоя.
Вставляют пропущенные слова.
Записывают их в тетрадь.
По цепочке учащиеся читают текст, помогая тем учащимся, которые не справились.
- От валентных электронов зависит способность к отдаче или присоединению электронов, а значит способность к образованию химических связей с другими атомами.
- Натрию, т.к. он один
- Хлору, т.к. до завершения не хватает одного электрона.
Слайд 6 Попробуем восстановить деформированный текст
Любой период начинается химическим элементом неметаллом, а заканчивается
металлом. У металла большое число электронов на внешнем слое, поэтому им легче их принимать, чем отдавать, у неметаллов наоборот.
Используя периодическую систему, укажите заряд ядра, число электронов на внешнем энергетическом уровне
На доске учащийся записывает недостающие элементы в строений атомов III периода.
- Какие изменения можно наблюдать в периоде с увеличением заряда ядра?
- Чем меньше радиус атома и больше валентных электронов, тем способность отдавать-принимать электроны больше или меньше? Слайд 8.
Делаем вывод о металлических и неметаллических свойства. Как они изменяются в периоде.
На доске над стрелкой предлагается написать слова: увеличиваются, уменьшаются. Слайд 9.
Таким образом, атомы одних элементов отдают электроны, атомы других – принимают. Образуются химические соединения. Находим определение химического соединения в тексте учебника на стр. 154.
- Отчего зависит реакционная способность к образованию химических связей с другими атомами, к образованию химических соединений?
Химические свойства элементов (а уж тем более их соединений!) напрямую зависят от строения атома.
Учащиеся делают задания в тетрадях.
1. Уменьшается радиус.
2. Увеличивается число электронов на внешнем слое.
- Способность отдавать ē уменьшается, а способность принимать увеличивается.
Учащийся пишет на доске, а остальные в тетрадях.
- От валентных электронов.
Выполнение упражнений.
Слайд 11. Групповая работа:
По плану укажите
1. Высшую валентность по кислороду
2. Высший оксид, характер его свойств
3. Гидроксид, характер его свойств
4. Летучие водородные соединения
- Что означают эти понятия? Слайд 12, 13.
ПЕРИОДИ́ЧНОСТЬ, периодичности, мн. нет, жен. (книжн.). отвлеч. сущ. к периодичный; повторяемость (какого-нибудь) явления через определенные промежутки времени.
Толковый словарь Ушакова
МОНОТОННЫЙ прил. Однотонный, однозвучный (об интонации, голосе и т.п.). перен. Однообразный по форме, расцветке, краскам.
перен. Лишенный перемен, разнообразия; однообразный, скучный. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
СКАЧКООБРАЗНЫЙ
скачкообразно (книжн.). Идущий скачками, неравномерный, совершающийся без плавных переходов от одного к другому. :Качественные изменения наступают не постепенно, а быстро, внезапно, в виде скачкообразного перехода от одного состояния к другому состоянию, наступают не случайно, а закономерно, наступают в результате накопления незаметных и постепенных количественных изменений.
(по толковому словарю Ушакова)
В выданных вам картах попробуем вставить в логической последовательности данные понятия.
Текст. Закономерности изменения свойств элементов с увеличением порядкового номера. Слайд 14.
1. Важнейшие количественные характеристики элемента возрастают …….. .
2. Структуры внешнего электронного слоя изменяются ……. .
3. ……… повторяются формы и свойства оксидов и гидроксидов элементов.
4. ……… повышается валентность элементов по кислороду и уменьшается по водороду.
- Как же изменяются свойства химических элементов от периода к периоду?
Задания. Слайд 14, 15, 16.
1. У какого из элементов неметаллические свойства выражены сильнее:
А) углерода; Б) фтора; В) азота?
2. Расположите приведенные химические элементы в порядке возрастания металлических свойств: бериллий, бор, литий.
3. Рассказ – загадка на слайде.
Предлагаю учащимся поменяться тетрадями, проверить тест и оценить работу одноклассника.
Читайте также: