Закономерность изменения свойств элементов в периодах и группах план урока

Обновлено: 04.07.2024

Цель урока: используя технологию деятельностного подхода, составить общую схему изменения свойств элементов в периодах и группах; формировать умения учащихся участвовать в обсуждении, отстаивать свою точку зрения, уважая точку зрения других людей; способствовать формированию научного мировоззрения через установлении причинно - следственных связей.

Оборудование: презентация к уроку в “Power Point” , периодическая система, знаки элементов, варианты заданий в электронном виде.

Сформулируйте проблему над которой мы будем сегодня работать. (Слайды № 2,3,4).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тип урока : обобщение полученных знаний.

Обучающая : закрепить знание причины изменения свойств элементов на основании положения в системе; научить обоснованно объяснять и сравнивать свойства элементов, а также образованных ими простых и сложных веществ; научить давать полную характеристику химического элемента в ПСХЭ.

Развивающая : продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, прогнозировать и объяснять свойства веществ, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, уметь выделять главное из общего. Совершенствование коммуникативных умений и информационно-познавательной компетентности, развивать самостоятельность и творчество при решении практических задач.

Воспитательная : воспитание ответственного отношения к учёбе, трудолюбия, работоспособности, правильной самооценки, умение работать в коллективе, осуществление экологического, гигиенического и нравственного воспитания, формирование здорового образа жизни.

І. Организационный момент

ІІ. Актуализация знаний

Учащимся задают вопросы, на которые они должны ответить

А) Порядковый номер показывает… (это зарядовое число: показывает количество протонов в ядре и электронов в атоме элемента).

Б) Номер периода показывает… (количество энергетических уровней в атоме).

В) Номер группы показывает… (число электронов на внешнем энергетическом уровне для элементов главных подгрупп).

Положение элемента в ПСХЭ (период, группа).

Химический диктант по вариантам: предполагает быструю работу, используя ПСХЭ Д.И. Менделеева.

1 . Указать элемент, в атоме которого:

а) 25 протонов (марганец) б) 13 электронов (алюминий)

а) 41 протон (ниобий) б) 20 электронов (кальций)

2. Назвать два элемента, в атоме которых:

три энергетических уровня (любой элемент третьего периода)

пять энергетических уровней (любой элемент пятого периода)

3. Определить два элемента, в атоме которых на последнем энергетическом уровне:

4 валентных электронов (любой элемент четвертой группы главной подгруппы)

7 валентных электронов (любой элемент седьмой группы главной подгруппы)

4. Указать место положения элементов в ПСХЭ: период и группа.

а) № 37 (рубидий) б) № 30 (цинк)

а) № 24 (хром) б) № 50 (олово)

5. Привести строение атома с порядковым номером

14 (кремний 2; 8; 4)

ІІІ Закрепление изученного материала

1 . Причины изменения свойств элементов на основании положения в ПСХЭ:

а) в периодах (малых, больших);

б) группах, главных подгруппах;

2. Изменение свойств химических элементов и образованных ими соединений:

б) группах, главных подгруппах.

3 . Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.

В чем же причины изменения свойств химических элементов? Каковы причины периодичности? Чтобы ответить на данные вопросы сравним атомы элементов и ответим на вопросы: (15 минут)

а) Na – Al - P

б) Na – K - Rb

1 . Какой заряд ядра данных атомов, что с ним происходит?

2. Определить количество электронов на внешнем энергетическом уровне. Что наблюдается?

3. Сколько энергетических уровней в атомах данных элементов, что наблюдается?

4. Как Вы считаете, что же происходит с атомным радиусом вследствие данных изменений?

а) к концу периода

б) к концу группы, главной подгруппы

Ответ:

а) к концу периода атомный радиус уменьшается вследствие усиленного взаимопритяжения ядра атома и большого числа электронов внешнего энергетического уровня (работа с таблицей).

б) к концу группы главной подгруппы атомный радиус возрастает, т.к. увеличивается количество энергетических уровней в атоме.

5 . Сказываются ли такие изменения атомных радиусов в периодах и группах, главных подгруппах на способность атомов отдавать электроны, или их присоединениях?

Энергия ионизации – энергия, необходимая для отрыва слабо связанного электрона от атома.

Металличность – способность легко отдавать электроны.

Неметалличность – способность легко принимать электроны.

Ответ: При уменьшении атомного радиуса ослабевает способность атомов отдавать электроны, усиливается способность принимать электроны. К концу периода атомы элементов легче принимают электроны, что обеспечивает проявление неметалличности. При увеличении атомного радиуса возрастает способность атомов отдавать электроны. К концу группы, главной подгруппы атомы элементов легче отдают электроны, что обеспечивает проявление металличности.

6. Электроотрицательность – способность атомов элементов в соединениях оттягивать на себя электронную плотность. Самый электроотрицательный элемент – фтор.

Элетроотрицательность при движении в периодах слева направо увеличивается, в группах сверху вниз – уменьшается. Электроотрицательность имеет то же направление, что и неметаллические свойства.

7. В чем же причина периодичностного изменения свойств элементов?

Ответ :Причиной периодичности и является изменение строения внешнего, а также предвнешнего энергетического уровня; повторение числа электронов внешнего (предвнешнего) энергетического уровня.

Периодичность изменения свойств элементов сказывается и на свойствах простых веществ, образованных ими, и на свойствах более сложных соединений: оксидов и гидроксидов.

Вспомним как изменяются свойства элементов :

По периоду слева направо

По группе сверху вниз

Число валентных электронов

Число энергетических уровней

Атомный радиус (самый маленький атомный радиус имеет F фтор)

Энергия ионизации (самая высокая энергия ионизации у Fr франция)

Металлические свойства, восстановительная активность (самый сильный металл - Fr франций)

Неметаллические свойства, окислительная активность (самый сильный неметалл - F фтор)

Электроотрицательность (самый электроотрицательный элемент - F фтор)

Основываясь на полученных знаниях, мы можем предсказывать и химические свойства соединений исследуемых элементов. Рассмотрим на примере изучения оснóвных свойств оксидов и гидроксидов (относительно Fr франция).

С усилением металлических свойств соответствующих химических элементов усиливаются и оснóвные свойства их оксидов и гидроксидов, таким образом оксид франция будет легко вступать в реакции с водой, образуя растворимые основания – щелочи:

и с кислотами, образуя соль и воду:

Гидроксид франция FrOH будет легко вступать в реакции с кислотами (реакция нейтрализации), образуя соль и воду:

FrOH + HCl = FrCl + H 2 O .

В качестве примера для закрепления учащимися знаний можно предложить решить тест .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка к уроку.

знания: о периодическом законе при анализе свойств химических элементов и выявление их периодическом изменении в свете строения атома;

умения: анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

- личностные: формирование: ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; устойчивых познавательных интересов; уважительного отношения к труду; осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

- метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, делать выводы; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение преобразовывать знаки и символы для решения познавательных задач; смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, делать общие выводы;

- предметные: овладение основами химической грамотности, способностью анализировать и объективно оценивать; приобретение опыта использования различных методов изучения веществ.

Урок №48. Периодическое изменение свойств элементов.

педагога - формирование у обучающихся представления о изменении свойств веществ в свете строении атома и по положению в периодической системе химических элементов.

Тип, вид урока - Урок предъявления новых знаний

Планируемые результаты:
предметные - давать характеристику атому, уметь пользоваться периодической таблицей, химических элементов Д.И. Менделеева, объяснять изменение свойств элементов по положению в ПСХЭ.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Коммуникативные УУД: - обеспечение возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, построение речевых высказываний, работа с информацией, делать выводы.

Регулятивные УУД целеполагание, самоконтроль, самооценка.

Познавательные УУД общие учебные действия, подготовка и решение практических задач, овладение межпредметными понятиями, деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Личностные готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, самоопределение, ценностно - смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;

Формы и методы обучения - Фронтальная, индивидуальная; словесный, наглядный, практический

Основное содержание темы, понятия и термины

Опорные понятия, термины: Порядковый номер (заряд ядра), химическое соединение, периодичность

Новые понятия, термины: периодическое изменение числа электронов в оболочках атомов химических элементов.

Организация урока.

Этапы урока, Деятельность учителя, Деятельность обучающихся

I Организационный (1 мин.)

2. Проверка готовности к уроку

3. Эмоциональный настрой

(учащиеся) Приветствуют учителя, организуют рабочее место

II. Фронтальная работа (направленная на формирование новых знаний) (5 мин)

На прошлом уроке мы изучили состояние электронов в атоме, строение атома, научились давать характеристику состояния электронов в атоме. Сегодня мы продолжим изучение ПЗ и ПС в свете строения атома.

Проблемные вопросы для формулировки цели урока учащимися:

– Какие характеристики имеет атом?
– Как определить заряд ядра? Количество р,n,e?
– Как определить число энергетических уровней и число валентных электронов? Где мы можем использовать данные знания об атоме?

(учащиеся) Отвечают на вопросы.

III. Актуализация знаний (3 мин)

Проверка домашнего задания.

Дома надо было дать характеристику элементам № 6 и № 9 по строению атома и распределению электронов.

- Поднимите руки кто сделал?

- А теперь кто не приступил? (причина)

- Кто делал но с ошибками?

Двое у доски выполняют, остальные проверяют.

Отвечают на опрос.

IV. Изучение новых знаний (5 мин)

А теперь переходим к изучению новой темы. Пред вами слова, а может понятия, попробуйте сформулировать тему урока.

Элемент, изменение, периодически, свойства.

Тема: Периодическое изменение свойств элементов.

Запишите тему в тетрадь, я записываю на доске.

Сформулируйте цель урока.

Цель: выяснить, как и почему изменяются свойства химических элементов в периодах и группах.

В домашнее задании у вас были элементы, назовите их. В каком они находятся периоде?

Пример привести на литии.

Задание: Составьте строение атомов для элементов второго периода, по следующему алгоритму:

  • Элемент, порядковый номер
  • Металл или неметалл
  • Период
  • Заряд ядра
  • Атомная масса
  • Протонов, нейтронов, электронов.
  • Уровни
  • Электронная формула (число валентных электронов)
  • Графическая формула

Сделайте вывод по строению атомов элементов 2 периода.

Как изменяются свойства в периоде?

  1. Порядковый номер
  2. Заряд ядра
  3. Число уровней
  4. Число валентных электронов
  5. Радиус атомов (таблица)
  6. Прочность связи валентных электронов с ядром
  7. Металлические свойства
  8. Неметаллические свойства

Задание: Используя схемы строения атомов элементов IIIА , IVА и VА группы сделайте вывод как изменяются свойства в группе?

  1. Порядковый номер
  2. Заряд ядра
  3. Число уровней
  4. Число валентных электронов
  5. Радиус атомов (таблица)
  6. Прочность связи валентных электронов с ядром
  7. Металлические свойства
  8. Неметаллические свойства

Выполняют задание. Проверят правильность выполнения по таблице справочный материал.

Составляют строение и делают выводы.

V. Закрепления с проговариванием во внешней речи (7 мин)

Выполнение упражнений, по характеристики атомов.

VII. Закрепление знаний. Индивидуальная работа (5 мин)

Проверочная работа в системе голосования.

  1. Какое из перечисленных свойств элемента изменяется периодически с увеличением заряда ядра атома?
  2. Свойства химического элемента определяются в первую очередь:
  3. С возрастанием порядкового номера элемента периодически повторяется:
  4. Металлические свойства слева направо в периоде?
  5. Радиус атома сверху вниз в группе?

Отвечают, и результат выводится на экран

VIII . Рефлексия (2 мин)

Подведение итогов работы на уроке.

Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока?

Как вы считаете, достигли ли мы целей?

Предлагаю вам сделать сиквейн по изученной теме, использовать алгоритм.

- название темы (одно существительное)

- описание темы (2 прилагательных)

- описание действия (2 глагола, деепричастие)

- отношение к теме (4 слова)

- суть темы (два слова)

Подводят итог, говорят цели. Составляют сиквейн.

IX. Домашнее задание (1 мин)

Используя таблицу 22 стр., напишите, как изменяются химические свойства в периодах.

Записывают домашнее задание.

Урок №48. Периодическое изменение свойств элементов.

Цели деятельности
педагога

формирование у обучающихся представления о изменении свойств веществ в свете строении атома и по положению в периодической системе химических элементов.

Урок предъявления новых знаний

Планируемые
результаты:
предметные

давать характеристику атому, уметь пользоваться периодической таблицей, химических элементов Д.И. Менделеева, объяснять изменение свойств элементов по положению в ПСХЭ.

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Коммуникативные УУД: - обеспечение возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, построение речевых высказываний, работа с информацией, делать выводы.

Регулятивные УУД целеполагание, самоконтроль, самооценка.

Познавательные УУД общие учебные действия, подготовка и решение практических задач, овладение межпредметными понятиями, деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, самоопределение, ценностно - смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;

Формы и методы
обучения

Фронтальная, индивидуальная; словесный, наглядный, практический

Основное содержание темы, понятия
и термины

Опорные понятия, термины: Порядковый номер (заряд ядра), химическое соединение, периодичность

Новые понятия, термины: периодическое изменение числа электронов в оболочках атомов химических элементов.

Образовательные (цифровые) ресурсы

Организация урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I Организационный (1 мин.)

2. Проверка готовности к уроку

3. Эмоциональный настрой

Организуют рабочее место

II. Фронтальная работа (направленная на формирование новых знаний) (5 мин)

На прошлом уроке мы изучили состояние электронов в атоме, строение атома, научились давать характеристику состояния электронов в атоме. Сегодня мы продолжим изучение ПЗ и ПС в свете строения атома.

Проблемные вопросы для формулировки цели урока учащимися:

– Какие характеристики имеет атом?
– Как определить заряд ядра? Количество р,n,e?
– Как определить число энергетических уровней и число валентных электронов? Где мы можем использовать данные знания об атоме?

Отвечают на вопросы.

III. Актуализация знаний (3 мин)

Проверка домашнего задания.

Дома надо было дать характеристику элементам № 6 и № 9 по строению атома и распределению электронов.

- Поднимите руки кто сделал?

- А теперь кто не приступил? (причина)

- Кто делал но с ошибками?

Двое у доски выполняют, остальные проверяют.

Отвечают на опрос.

IV. Изучение новых знаний

А теперь переходим к изучению новой темы.

Пред вами слова, а может понятия, попробуйте сформулировать тему урока.

Элемент, изменение, периодически, свойства.

Тема: Периодическое изменение свойств элементов.

Запишите тему в тетрадь, я записываю на доске.

Сформулируйте цель урока.

Цель: выяснить, как и почему изменяются свойства химических элементов в периодах и группах.

В домашнее задании у вас были элементы, назовите их. В каком они находятся периоде?

Пример привести на литии.

Задание: Составьте строение атомов для элементов второго периода, по следующему алгоритму:

Элемент, порядковый номер

Металл или неметалл

Протонов, нейтронов, электронов.

Электронная формула (число валентных электронов)

Сделайте вывод по строению атомов элементов 2 периода.

Как изменяются свойства в периоде?

Число валентных электронов

Радиус атомов (таблица)

Прочность связи валентных электронов с ядром

Задание: Используя схемы строения атомов элементов IIIА , IVА и VА группы сделайте вывод как изменяются свойства в группе?

Число валентных электронов

Радиус атомов (таблица)

Прочность связи валентных электронов с ядром

Формулируют тему урока.

Записывают в тетради, формулируют цель урока.

Отвечают на вопросы.

Проверят правильность выполнения по таблице справочный материал.

Делают выводы, обсуждение

Составляют строение и делают выводы.

V. Закрепления с проговариванием во внешней речи

Выполнение упражнений, по характеристики атомов.

Выполняют упражнения, комментируют.

VII. Закрепление знаний.

Проверочная работа в системе голосования.

Какое из перечисленных свойств элемента изменяется периодически с увеличением заряда ядра атома?

Свойства химического элемента определяются в первую очередь:

С возрастанием порядкового номера элемента периодически повторяется:

Металлические свойства слева направо в периоде?

Радиус атома сверху вниз в группе?

Отвечают, и результат выводится на экран

Подведение итогов работы на уроке.

Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока?

Как вы считаете, достигли ли мы целей?

Предлагаю вам сделать сиквейн по изученной теме, использовать алгоритм.

- название темы (одно существительное)

- описание темы (2 прилагательных)

- описание действия (2 глагола, деепричастие)

- отношение к теме (4 слова)

- суть темы (два слова)

Прикрепить листочки к дереву знаний (зеленые-все понял, желтые- не все понял, красные- непонял)

Подводят итог, говорят цели.

IX. Домашнее задание (1 мин)

Используя таблицу 22 стр., напишите, как изменяются химические свойства в периодах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

рассмотреть физический смысл порядкового номера элемента.

Тема урока. Периодическое изменение свойств элементов.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

создать условия для формирования таких понятий, как электронное строение, свойства химических соединений и их периодические изменения;

продолжать формировать умение работать с Периодической системой;

рассмотреть физический смысл порядкового номера элемента;

Карта дидактических целей урока.

Задачи урока

Для учителя

Для ученика

Создать условия для высокого уровня воспроизведения системы знаний и умений, учащихся по данной теме

1.Знать смысл понятий порядковый номер (заряд ядра), химическое соедине-ние, периодичность.

2. Уметь работать с периодической системой, логически мыслить и оформлять результаты логических операций в тетради.

Создать условия для поиска взаимосвязи между новым и изученным материалом, развития логического мышления, умений приобретать знания не памятью, а мыслью.

Развитие пространственного воображения и коммуникатив-ных навыков через групповую работу.

Развивать умения для поиска взаимосвязи между новым и изученным материалом, умения постановки и поиска решения проблем, речевую деятельность.

Создать условия для формирования культуры умственного и практического труда, интереса к знаниям, умений проводить самооценку.

Формировать умения работать по культуре умственного и практического труда, адекватной оценке своей деятельности.

Предметные давать характеристику атому, уметь пользоваться периодической таблицей, химических элементов Д.И. Менделеева, объяснять изменение свойств элементов по положению в ПСХЭ.

Метапредметные

Коммуникативные УУД - обеспечение возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, построение речевых высказываний, работа с информацией, делать выводы.

Регулятивные УУД – целеполагание, самоконтроль, самооценка.

Познавательные УУД – общие учебные действия, подготовка и решение практических задач, овладение межпредметными понятиями, деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Личностные готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, самоопределение, ценностно - смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;

Средства обучения:

Химия: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений/Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова и др. М. Вентана-Граф, 2010г.

Презентация в MS Power Point.

Оборудование: компьютер, проектор.

Деятельность учителя на данном этапе

Организационный.

- Здравствуйте, ребята! Мир веществ очень многообразен. Посмотрите на вещества, которые стоят на столе. Скажите, как подразделяются все вещества на земле?

Из чего они состоят?

Дети разглядывают вещества.

- Простые и сложные.

- Из атомов химических элементов

Мотивация на формулировку темы занятия самими учащимися.

- Какие основные количественные характеристики атомов, вы знаете?

- Ребята, вы можете определить заряд ядра? Количество р,n,e? Число энергетических уровней и число электронов на внешнем слое?
Предлагаю двум учащимся сделать данное задание для натрия и хлора.

А вы можете объяснить как качественные характеристики (электронное строение) влияют на свойства химических элементов и их соединений? Как они изменяются в периодической системе?

- Познакомьтесь с таблицей на слайде.

(учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся один за другим высказывают характеристики, учитель записывает)

Попробуем сформулировать тему урока.

- Что должны выяснить?

- А как вы думаете, они изменяются в периоде, группе?

Слайд 2: тема урока.

Запишите тему в тетрадь.

- Заряд ядра, относительная атомная масса.

Выполняют задание на доске.

Смотрят на таблицу

- Свойства химических элементов.

Записывают тему в тетрадь.

Совместная формулировка проблемы и темы занятия

Определение цели урока

Какова цель нашего урока?

Как изменяются свойства химических элементов в периодах и группах?

2. Почему изменяются свойства химических элементов в периодах и группах?

На доске строение атомов двух химических элементов: хлора и натрия. Чем строение атомов отличается друг от друга?

- К каким классам относятся простые вещества натрий и хлор?

Найдите в тексте учебника на стр. 154 ответ на вопрос: сколько электронов на внешнем слое у металлических и неметаллических элементов?

- Как называются электроны внешнего энергетического слоя?

- У элементов побочных подгрупп какие электроны являются валентными?

Мы с вами говорили, что атом может терять или приобретать электроны.

Посмотрите на слайд (7). Вставьте недостающие понятия, используя текст учебника на стр. 154. Слайд 4

_____- это субмикроскопическая вселенная. Центр её - атомное _____, а периферия - _______. Электроны в атоме совершают определённые ______ и находятся в строгом взаимодействии между собой, образуя внешнюю оболочку атома. Ядро в целом несёт _______заряд, а электроны -_______.Электроны внешнего, а иногда и предвнешнего энергетического уровня называются, _______. Если атом теряет их, он становиться ______заряженным ионом - ______. Если атом приобретает их, он становиться ______заряженным ионом - ______.

- Что зависит от валентных электронов?

- Подумайте, какому атому легче отдать электрон? Натрию или хлору? Почему?

- Подумайте, какому атому легче принять электрон? Натрию или хлору? Почему?

- Числом электронов на внешнем слое. У натрия один электрон, а у хлора семь.

- Натрий – металл, а хлор - неметалл

- У металлических 1-2, у неметаллических 4 и более.

- Электроны не только внешнего, но и предвнешнего слоя.

Вставляют пропущенные слова.

Записывают их в тетрадь.

По цепочке учащиеся читают текст, помогая тем учащимся, которые не справились.

- От валентных электронов зависит способность к отдаче или присоединению электронов, а значит способность к образованию химических связей с другими атомами.

- Натрию, т.к. он один

- Хлору, т.к. до завершения не хватает одного электрона.

Слайд 6 Попробуем восстановить деформированный текст

Любой период начинается химическим элементом неметаллом, а заканчивается

металлом. У металла большое число электронов на внешнем слое, поэтому им легче их принимать, чем отдавать, у неметаллов наоборот.

Используя периодическую систему, укажите заряд ядра, число электронов на внешнем энергетическом уровне

На доске учащийся записывает недостающие элементы в строений атомов III периода.

- Какие изменения можно наблюдать в периоде с увеличением заряда ядра?

- Чем меньше радиус атома и больше валентных электронов, тем способность отдавать-принимать электроны больше или меньше? Слайд 8.

Делаем вывод о металлических и неметаллических свойства. Как они изменяются в периоде.

На доске над стрелкой предлагается написать слова: увеличиваются, уменьшаются. Слайд 9.

Таким образом, атомы одних элементов отдают электроны, атомы других – принимают. Образуются химические соединения. Находим определение химического соединения в тексте учебника на стр. 154.

- Отчего зависит реакционная способность к образованию химических связей с другими атомами, к образованию химических соединений?

Химические свойства элементов (а уж тем более их соединений!) напрямую зависят от строения атома.

Учащиеся делают задания в тетрадях.

1. Уменьшается радиус.

2. Увеличивается число электронов на внешнем слое.

- Способность отдавать ē уменьшается, а способность принимать увеличивается.

Учащийся пишет на доске, а остальные в тетрадях.

- От валентных электронов.

Выполнение упражнений.

Слайд 11. Групповая работа:

По плану укажите

1. Высшую валентность по кислороду

2. Высший оксид, характер его свойств

3. Гидроксид, характер его свойств

4. Летучие водородные соединения

- Что означают эти понятия? Слайд 12, 13.

ПЕРИОДИ́ЧНОСТЬ, периодичности, мн. нет, жен. (книжн.). отвлеч. сущ. к периодичный; повторяемость (какого-нибудь) явления через определенные промежутки времени.

Толковый словарь Ушакова

МОНОТОННЫЙ прил. Однотонный, однозвучный (об интонации, голосе и т.п.). перен. Однообразный по форме, расцветке, краскам.

перен. Лишенный перемен, разнообразия; однообразный, скучный. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

СКАЧКООБРАЗНЫЙ
скачкообразно (книжн.). Идущий скачками, неравномерный, совершающийся без плавных переходов от одного к другому. :Качественные изменения наступают не постепенно, а быстро, внезапно, в виде скачкообразного перехода от одного состояния к другому состоянию, наступают не случайно, а закономерно, наступают в результате накопления незаметных и постепенных количественных изменений.

(по толковому словарю Ушакова)

В выданных вам картах попробуем вставить в логической последовательности данные понятия.

Текст. Закономерности изменения свойств элементов с увеличением порядкового номера. Слайд 14.
1. Важнейшие количественные характеристики элемента возрастают …….. .
2. Структуры внешнего электронного слоя изменяются ……. .
3. ……… повторяются формы и свойства оксидов и гидроксидов элементов.
4. ……… повышается валентность элементов по кислороду и уменьшается по водороду.

- Как же изменяются свойства химических элементов от периода к периоду?

Задания. Слайд 14, 15, 16.

1. У какого из элементов неметаллические свойства выражены сильнее:

А) углерода; Б) фтора; В) азота?

2. Расположите приведенные химические элементы в порядке возрастания металлических свойств: бериллий, бор, литий.

3. Рассказ – загадка на слайде.

Предлагаю учащимся поменяться тетрадями, проверить тест и оценить работу одноклассника.

Читайте также: