Какие положения принципы классической административной школы используются в современном менеджменте

Обновлено: 06.07.2024

Административная школа менеджмента (или классическая школа управления в менеджменте) начала развиваться в 1920-е годы. Задачей административной школы менеджмента стал поиск универсальных закономерностей и принципов, которые смогут повысить эффективность любой организации. Особое внимание уделялось вертикали подчинения.

Представители административной школы менеджмента

Основателем и основным представителем классической школы управления является А. Файоль. Будучи директором крупной горнодобывающей компании, он имел возможность изучать работу организации изнутри.

Файоль заинтересовался общими законами управления, которые подошли бы для любого рабочего коллектива. Саму управленческую деятельность он также рассматривал как объект исследования и разделял на 5 направлений:

  1. прогнозирование
  2. планирование
  3. организация
  4. координация
  5. контроль.

Среди других представителей административной школы менеджмента можно выделить

  • Г. Эмерсона
  • Л. Урвика
  • М. Вебера


Принципы управления административной (классической) школы менеджмента

В рамках административной школы менеджмента А. Файоль сформулировал 14 универсальных принципов управления организацией:


Про административную школу менеджмента кратко

Если говорить кратко, то концепция АШМ появилась в начале XX века и была популярна до 1950-х годов. Задачей административной школы в менеджменте стала выработка общих правил и законов управления организацией. В этом преуспел А. Файоль, основатель школы, который сформулировал 14 основных принципов (единоначалие, разделение труда, сплоченность коллектива и др.). Файолю удалось совместить рациональную основу управления с учетом человеческого фактора.

C этим материалом часто читают: статьи в разделе Бизнес-справочник на портале Аспект. Подписывайтесь на нашу рассылку и получайте гарантированные скидки на обучение, включая бизнес-курсы!

Характеристикой современного периода развития менеджмента является обоснование принципов управления, учитывающих особенности современных условий хозяйствования, а также наиболее плодотворные и передовые идеи и принципы научных положений, разработанных ранее.

Каждое из направлений оставило свой след в современной науке управления. В современном менеджменте с большой пользой используются многие идеи и разработки прошлого, которые получили дальнейшее развитие и совершенствование в соответствии с новыми условиями.

Основными положения, используемые в современном менеджменте из направлений научного менеджмента и классической административной школы, являются:

  • научный подход к менеджменту;
  • принципы управления (Тейлор);
  • анализ способов выполнения работ с целью их совершенствования;
  • оплата труда, как важнейший элемент мотивации работающих.

Основными положения, используемые в современном менеджменте из школы человеческих отношений и поведенческих наук, являются:

  • рассмотрение коллектива как особой социальной группы;
  • использование в менеджменте факторов коммуникации, мотивации и лидерства;
  • исследование поведения людей в организациях в процессе совместного труда;

Основные положения, используемые в современном менеджменте из школы количественного подхода:

  • применению методов количественных исследований и моделирования;
  • использованию количественных измерений при принятии решений;
  • использованию информационных систем управления и вычислительной техники.

Основные положения, используемые в современном менеджменте из концепции системного и ситуационного подхода, являются:

  • рассмотрение организации как системы, состоящей из взаимосвязывающихся и взаимозависимых частей;
  • большое значение окружающей среды и обратной связи для достижения успеха организации;
  • принятие управленческих решений на основе изучения всей совокупности ситуационных факторов.

Ключевыми моментами современной системы взглядов на менеджмент являются следующие прин­ципиальные положения.

1. Отказ от управленческого рационализма классических школ менеджмента, выражающегося в утверждении того, что успех организации, прежде всего, определяется рациональной организацией производства продукции, снижением издержек и т.д., т.е. воздействием управления на внутренние факторы производства. Вместо этого первостепенное значение придается проблемам гибкости и адаптации к постоянным изменениям внешней среды. Изменения внешней среды являются совокупностью переменных, которые находятся за пределами предприятия и, сле­довательно, вне сферы непосредственного влияния со стороны его менеджеров. Такими внешними факторами являются взаимодействующие с данным предприятием организации и отдельные люди: поставщики, потребители, акционеры, кредиторы, торговые организации, правительственные органы и др. Эта группа внешних факторов имеет прямое воздействие на деятельность предприятия. Кроме того, существуют переменные внешней среды так называемого косвенного воздействия на деятельность предприятия. Это факторы и условия внешней среды, которые не имеют четкой связи с предприятием и не оказывают на его деятельность прямого воздействия, но их влияние есть и оно должно быть учтено при принятии менеджерами важных, стратегических решений в деятельности организации. Такими факторами являются: политика; экономика региона, страны, а иногда и мира; социальные факторы; право; физико-географические условия; технология и техническое развитие; экологические факторы. Значение факторов внешней среды значительно повышается в связи с увеличением сложности всей системы общественных отношений. Особенно важно учитывать их влияние при определении стратегии и тактики организации на длительную перспективу (на долгосрочный период).

2.Использование в управлении теории систем, дающее возможность решать задачи, рассматривая организацию в единстве ее составных частей и неразрывной связи с внешними факторами воздействия. Это позволяет рассматривать организацию как открытую систему. Организация как открытая система обладает определенными чертами и характеристиками. Такая система состоит из некото­рого количества связанных между собой частей, называемых элементами или компонентами. Связь компонентов системы закреплена в структуре. Любые изменения в каждом элементе или выход его из системы воздействуют на другие элементы и на систему в целом. Каждая система обладает индивидуальными свойствами, отличающими ее от других систем и явлений, не входящих в данную систему. Эти свойства проявляются только в результате взаимодействия компонентов данной системы как единого целого. Окружающая среда, т.е. субъекты и явления, не являющиеся частью системы, существенно влияют на нее.




Внутренняя среда каждой организации формируется под воздействием переменных, оказывающих непосредственное влияние на процесс преобразований. Сюда относятся: структура предприятия, его ресурсы, его культура. Важная роль отводится людям, их знаниям, способностям, искусству взаимодействия. Следует учитывать, что, несмотря на то, что внутренние факторы действуют в границах организации, они не всегда находятся под прямым контролем менеджмента, т.к. деятельность организации зависит от ресурсов, энергии и информации, поступающих извне.

3. Использование ситуационного подхода к управлению. Согласно этому подходу все явления и изменения, происходящие внутри предприятия являются ответом на различные внутренние и внешние воздействия. Основой этого принципа является учет воздействия на управление, на характер принимаемых решений ситуации, сложившейся на данный момент. Под ситуацией понимается конк­ретный набор обстоятельств, которые оказывают существенное влияние на работу организации или ее элемента в данный период времени. Отсюда вытекает признание важности специфических приемов выделения наиболее существенных на данный момент факторов и методов воздействия на них для эффектного достижения цели.

4. Признание социальной ответственности менеджмента. Новая роль человека как ключевого ресурса потребовала от менеджера усилий, направленных на реализацию потенциальных возможностей каждого работника. Отсюда необходимость внимания к таким факторам, как наличие у всех работающих общих целей, непосредственное участие работников в выработке путей достижения целей, заинтересованность в достижении высоких общих результатов деятельности, участие работающих в прибылях, собственности, управлении. Большое внимание в современном менеджмен­те уделяется лидерству.

Характеристикой современного периода развития менеджмента является обоснование принципов управления, учитывающих особенности современных условий хозяйствования, а также наиболее плодотворные и передовые идеи и принципы научных положений, разработанных ранее.

Каждое из направлений оставило свой след в современной науке управления. В современном менеджменте с большой пользой используются многие идеи и разработки прошлого, которые получили дальнейшее развитие и совершенствование в соответствии с новыми условиями.

Основными положения, используемые в современном менеджменте из направлений научного менеджмента и классической административной школы, являются:

  • научный подход к менеджменту;
  • принципы управления (Тейлор);
  • анализ способов выполнения работ с целью их совершенствования;
  • оплата труда, как важнейший элемент мотивации работающих.

Основными положения, используемые в современном менеджменте из школы человеческих отношений и поведенческих наук, являются:

  • рассмотрение коллектива как особой социальной группы;
  • использование в менеджменте факторов коммуникации, мотивации и лидерства;
  • исследование поведения людей в организациях в процессе совместного труда;

Основные положения, используемые в современном менеджменте из школы количественного подхода:

  • применению методов количественных исследований и моделирования;
  • использованию количественных измерений при принятии решений;
  • использованию информационных систем управления и вычислительной техники.

Основные положения, используемые в современном менеджменте из концепции системного и ситуационного подхода, являются:

  • рассмотрение организации как системы, состоящей из взаимосвязывающихся и взаимозависимых частей;
  • большое значение окружающей среды и обратной связи для достижения успеха организации;
  • принятие управленческих решений на основе изучения всей совокупности ситуационных факторов.

Ключевыми моментами современной системы взглядов на менеджмент являются следующие прин­ципиальные положения.

1. Отказ от управленческого рационализма классических школ менеджмента, выражающегося в утверждении того, что успех организации, прежде всего, определяется рациональной организацией производства продукции, снижением издержек и т.д., т.е. воздействием управления на внутренние факторы производства. Вместо этого первостепенное значение придается проблемам гибкости и адаптации к постоянным изменениям внешней среды. Изменения внешней среды являются совокупностью переменных, которые находятся за пределами предприятия и, сле­довательно, вне сферы непосредственного влияния со стороны его менеджеров. Такими внешними факторами являются взаимодействующие с данным предприятием организации и отдельные люди: поставщики, потребители, акционеры, кредиторы, торговые организации, правительственные органы и др. Эта группа внешних факторов имеет прямое воздействие на деятельность предприятия. Кроме того, существуют переменные внешней среды так называемого косвенного воздействия на деятельность предприятия. Это факторы и условия внешней среды, которые не имеют четкой связи с предприятием и не оказывают на его деятельность прямого воздействия, но их влияние есть и оно должно быть учтено при принятии менеджерами важных, стратегических решений в деятельности организации. Такими факторами являются: политика; экономика региона, страны, а иногда и мира; социальные факторы; право; физико-географические условия; технология и техническое развитие; экологические факторы. Значение факторов внешней среды значительно повышается в связи с увеличением сложности всей системы общественных отношений. Особенно важно учитывать их влияние при определении стратегии и тактики организации на длительную перспективу (на долгосрочный период).

2.Использование в управлении теории систем, дающее возможность решать задачи, рассматривая организацию в единстве ее составных частей и неразрывной связи с внешними факторами воздействия. Это позволяет рассматривать организацию как открытую систему. Организация как открытая система обладает определенными чертами и характеристиками. Такая система состоит из некото­рого количества связанных между собой частей, называемых элементами или компонентами. Связь компонентов системы закреплена в структуре. Любые изменения в каждом элементе или выход его из системы воздействуют на другие элементы и на систему в целом. Каждая система обладает индивидуальными свойствами, отличающими ее от других систем и явлений, не входящих в данную систему. Эти свойства проявляются только в результате взаимодействия компонентов данной системы как единого целого. Окружающая среда, т.е. субъекты и явления, не являющиеся частью системы, существенно влияют на нее.

Внутренняя среда каждой организации формируется под воздействием переменных, оказывающих непосредственное влияние на процесс преобразований. Сюда относятся: структура предприятия, его ресурсы, его культура. Важная роль отводится людям, их знаниям, способностям, искусству взаимодействия. Следует учитывать, что, несмотря на то, что внутренние факторы действуют в границах организации, они не всегда находятся под прямым контролем менеджмента, т.к. деятельность организации зависит от ресурсов, энергии и информации, поступающих извне.

3. Использование ситуационного подхода к управлению. Согласно этому подходу все явления и изменения, происходящие внутри предприятия являются ответом на различные внутренние и внешние воздействия. Основой этого принципа является учет воздействия на управление, на характер принимаемых решений ситуации, сложившейся на данный момент. Под ситуацией понимается конк­ретный набор обстоятельств, которые оказывают существенное влияние на работу организации или ее элемента в данный период времени. Отсюда вытекает признание важности специфических приемов выделения наиболее существенных на данный момент факторов и методов воздействия на них для эффектного достижения цели.

4. Признание социальной ответственности менеджмента. Новая роль человека как ключевого ресурса потребовала от менеджера усилий, направленных на реализацию потенциальных возможностей каждого работника. Отсюда необходимость внимания к таким факторам, как наличие у всех работающих общих целей, непосредственное участие работников в выработке путей достижения целей, заинтересованность в достижении высоких общих результатов деятельности, участие работающих в прибылях, собственности, управлении. Большое внимание в современном менеджмен­те уделяется лидерству.

Таким образом, тема данной работы актуальна и направлена на достижение следующей цели, которая заключается в изучении основных положений концепции Анри Файоля и их актуальности в современных условиях.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть основные положения концепции Анри Файоля;
- отобразить развитие концепции Анри Файоля в трудах последователей: Л.Ф. Урвик и М. Вебер;
- отметить использование основных положений классической школы в современном менеджменте.

Содержание работы
Файлы: 1 файл

курсач.docx

1 Основные положения концепции А. Файоля

1.1 Общая характеристика классической школы

1.2 Выделение основных функций управления

1.3 Принципы управления А. Файоля

2 Развитие концепции А. Файоля в трудах его последователей

2.2 Концепция рациональной бюрократии М.Вебера

3 Использование основных положений классической школы в современном менеджменте

3.1 Основные функции менеджмента и их реализация

3.2 Реализация принципов управления А. Файоля в современном менеджменте

3.3 Эволюция бюрократических структур управления: причины и основные направления

Список использованных источников

Интенсивное развитие менеджмента как теории и практики привело к поиску новых путей развития и стимуляции управленческой деятельности, к зарождению новых отраслей знания на стыке научных идей. Так появилась психология менеджмента или психология управления.

Управление зародилось примерно семь тысячелетий назад, но только в XX в., с развитием капитализма, менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, науку.

Реформирование экономики в нашей стране предъявляет новые требования к формированию систем управления и организации на всех уровнях и во всех звеньях хозяйственных структур. Эволюционные или революционные преобразования экономических отношений, организационно-правовых форм объектов хозяйства, технический прогресс в области развития производства и управления всегда вызывали необходимость в поиске и разработке новых подходов к организации управления. Этапность развития новых концепций, научных школ управления, методических подходов и их связь с основными характеристиками производства, внешних условий функционирования промышленных объектов, техники и методов информационного обеспечения систем управления нашли отражение в трудах многих отечественных и зарубежных ученых. В области организации управления широкую известность, повсеместное использование и развитие получили идеи Ф.Тейлора, А.Файоля, Н.Винера и многих других авторов.

Таким образом, тема данной работы актуальна и направлена на достижение следующей цели, которая заключается в изучении основных положений концепции Анри Файоля и их актуальности в современных условиях.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть основные положения концепции Анри Файоля;

- отобразить развитие концепции Анри Файоля в трудах последователей: Л.Ф. Урвик и М. Вебер;

- отметить использование основных положений классической школы в современном менеджменте.

Поставленные задачи предопределили структуру данной работы, которая состоит из введения, трех ключевых вопросов и заключения.

1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ АНРИ ФАЙОЛЯ

1.1 Общая характеристика классической школы

Предпосылки к развитию менеджмента возникли еще в первобытные времена. Управление было неотъемлемой частью существования человечества и проявлялось в различных формах.

В конце XIX столетия обстановка в экономике наиболее развитых стран была неблагоприятной. Появление новых машин, двигателей внутреннего сгорания, металлообрабатывающих быстродействующих станков и другой техники не давало ожидаемых результатов в виде роста производительности труда. Концентрация и специализация производства не приводили к приросту прибыли на вложенный капитал. К изучению причин сложившегося положения привлекли ученых. Так на рубеже веков произошло научное становление управления [7, с. 12].

Существует несколько подходов к классификации управленческой мысли. Одни авторы считают, что классическая школа включает научное управление и административный подход, другие же считают классическую школу отдельной.

Авторы, которые писали о научном управлении, в основном посвящали свои исследования тому, что называется управлением производством. Они занимались повышением эффективности на уровне ниже управленческого. С возникновением административной школы специалисты начали постоянно вырабатывать подходы к совершенствованию управления организацией в целом.

Авторы теории административного подхода классической школы управления — А. Файоль, Л. Урвик, Д. Муни и др. — имели опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Они в значительной степени исходили из личных наблюдений, а не основывались на научной методологии, старались взглянуть на организации с точки зрения перспективы, определить их общие характеристики и закономерности.

Целью этих ученых было создание универсальных принципов управления, которые затрагивали бы два основных аспекта. Первый аспект — разработка рациональной системы управления. Определяя основные функции управления, авторы находили лучший способ разделения организации на подразделения или рабочие группы. Так, А. Файоль рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких, как планирование, организация и др. Второй аспект касался структуры организации и управления работниками. А. Файоль выделил такие принципы управления, как единоначалие, ответственность руководителя за деятельность коллектива, материальное стимулирование, единство цели для всех работников организации и др.

В теории администрирования Файоля две части. Первая связана с пониманием функций управления, вторая - с пониманием его принципов. У Файоля функция определяет сферу деятельности, ответственности и компетенции управленца. Она отвечает на вопрос, что делает руководитель. Принцип отвечает на вопрос, как руководитель делает это.

Файоль рассматривал управление как особый вид деятельности, чего никто до него не делал. Он считал, что собственно управленческая деятельность должна стать особым объектом исследования. Файоль определил, что деятельность по управлению включает в себя пять обязательных общих функций: предвидение (планирование), организацию, распорядительство, координирование и контроль.

Файоль понимал, что управленческая деятельность может отличаться в зависимости от размера предприятия (организации), уровня в управленческой иерархии и т.п. Однако несмотря на это, она обязательно должна включать в себя все пять перечисленных выше функций. Для каждой функции Файоль сформулировал правила и технику их осуществления[22, с.183].

1. Предвидение (планирование) - один из компонентов процесса управления, в ходе которого формулируются цели, создаются образцы и эталоны, составляющие основу управленческого контура в организации. Планирование выражается в разработке программы действий предприятия по техническим, финансовым, коммерческим и другим операциям на перспективу (например, пять, десять лет) и на текущий период (год, месяц, неделю, сутки).

Для разработки программы действий необходимо знание:

-ресурсов предприятия (денежный капитал, недвижимость, оборудование, материалы и сырье, трудовые ресурсы, величина производственной мощности, конъюнктура рынка и т.д.);

-ведущих направлений развития предприятия;

-возможных изменений внешних условий, сроки наступления которых нельзя определить заранее.

Составление необходимой программы, по мнению Файоля, требует от руководящего персонала:

- искусства управлять людьми;

- известного нравственного мужества;

- известной компетенции в производственной области;

- наличия достаточного опыта в делах.

Планирование основано на соединении целей организации и ее подразделений со средствами для их достижения. Вместе с тем планирование косвенно является инструментом контроля, так как оно не только устанавливает цели, нормативы и эталоны деятельности, но и определяет границы отклонений от норм, нарушение которых обусловливает принятие координирующих решений.

2. Организация. Под организацией работы предприятия Файоль понимал обеспечение его всем необходимым для работы. Файоль различал материальную и социальную организацию. Материальная организация включает в себя обеспечение предприятия необходимыми материалами, капиталом, оборудованием. Социальная организация включает обеспечение предприятия людьми. Социальный организм должен быть способен выполнять все операции, необходимые для осуществления производственного процесса на предприятии.

Управление людьми (социальный организм) включает следующие обязанности:

- установление программы действий: определение задач, целей и потребностей предприятия и установление соответствия между ними и материальным и социальным организмами;

- наблюдение за выполнением программы;

- осуществление руководства предприятием компетентным и энергичным руководителем;

- правильный подбор персонала административного аппарата;

- точное определение функций;

- согласование усилий для выполнения намеченной работы;

- ясное, отчетливое и точное формулирование решений;

- поощрение ответственности и инициативы;

- справедливое вознаграждение за труд;

- предупреждение ошибок и недоразумений;

- обязательное соблюдение дисциплины;

- подчинение личных интересов интересам предприятия;

- борьба с злоупотреблениями в регламентации, с бюрократическим формализмом, бумажной волокитой и т.д.

Все указанные обязанности являются справедливыми и для настоящего времени.

Построенный социальный организм требуется привести в действие. Эта задача выполняется с помощью функции распорядительства.

3. Распорядительство - одна из основных функций управления, суть, которой в предъявлении руководителем требований к подчиненным в отношении выполнения ими ролевых ожиданий, распределения ответственности, постоянного воздействия на поведение подчиненных. При этом обязательным является применение руководителем определенных прерогатив власти, которые заданы его ролевыми функциями. Целью распорядительства является извлечение наибольшей пользы и выгоды из подчиненных руководителю работников в интересах предприятия в целом.

По Файолю, руководитель, исполняющий функцию распорядительства, должен придерживаться следующих правил:

- знать в совершенстве подчиненных ему работников;

- увольнять неспособных работников;

- хорошо знать условия, связывающие предприятие и служащих;

- подавать положительный пример;

- производить периодическое инспектирование социального организма предприятия;

- проводить совещания с ведущими работниками предприятия с целью согласования единства направлений и усилий;

- стремиться к тому, чтобы среди персонала предприятия господствовали активность и преданность;

- не уделять мелочам много внимания в ущерб решению важнейших вопросов.

4. Координирование. Его главной целью является достижение соответствия и согласованности между различными частями предприятия путем установления рациональных связей в производстве. Эти связи носят самый разнообразный характер: по содержанию они могут быть техническими, экономическими, организационными; по иерархическому признаку – связи между различными ступенями управляемого объекта. Кроме того, сюда относятся связи между собственно производством, с одной стороны, и распределением, обменом и потребителем – с другой.

Классическая или административная школа менеджмента охватывает период с 1920 по 1950 г. Основателем этой школы считается Анри Файоль, французский горный инженер, выдающийся практик менеджмента, один из основоположников теории менеджмента.

В отличие от школы научного менеджмента, которая в основном занималась рациональной организацией работы отдельных работников и повышением эффективности производства, представители классной школы занимаются разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом.

Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. Файоль и другие ссылались на управление организациями, поэтому классическую школу часто называют административной.

Авторы, писавшие о научном управлении, сосредоточили свои исследования в основном на том, что называется управлением производством. Они занимались повышением эффективности на уровне ниже управленческого. С появлением школы менеджмента специалисты начали постоянно разрабатывать подходы к совершенствованию управления организацией в целом.

Тейлор и Гилбрет начали свою карьеру как обычные работники, что, несомненно, повлияло на их концепцию организационного управления. Напротив, авторы, считающиеся основателями школы административного менеджмента, более известной как классическая школа, имели непосредственный опыт работы в качестве топ-менеджеров в крупных компаниях.

Вторая категория классических принципов касается структуры организации и управления персоналом. Одним из примеров является принцип единоличного правила, согласно которому человек должен получать приказы только от одного начальника и подчиняться ему одному.

Классические школы управления - Принципы управления Анри Файоля

Принципы управления Анри Файоля

Важную роль в развитии идеи этой школы сыграли Л. Урвик, Д. Муни и другие, которые посмотрели на деятельность организаций в широкой перспективе и попытались определить общие характеристики и модели организаций в целом.

В отличие от основателей школы научного менеджмента Тейлора и Гилбрета, которые начинали свою карьеру как рядовые работники, что, несомненно, повлияло на их представления об организационном управлении, авторы административной школы имели непосредственный опыт работы в качестве топ-менеджеров в крупных компаниях: Файоль, как упоминалось ранее, руководил крупной французской компанией, Урвик был консультантом по вопросам управления в Англии, Муни работал в компании General Motors Company. Поэтому их главной заботой была эффективность управления в более широком смысле этого слова по отношению к деятельности всей организации.

Целью Школы администрации было создание универсальных принципов управления, с помощью которых, по мнению основателей школы, организация, несомненно, добьется успеха.

Принципы управления — это основополагающие правила, определяющие структуру и функционирование системы управления; ключевые требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления. По мнению Файоля, принципы — это маяк, который помогает ориентироваться.

Считая организацию специфической деятельностью и не менее своеобразной системой управления, и сопоставляя свои идеи с принципами Тейлора в отношении стимулов для каждого сотрудника, Fayol сформулировал следующие 14 принципов управления, применяемых к деятельности топ-менеджмента:

Классическая организационная модель

Заслуга Файола заключается в том, что он разделил все управленческие функции на общие, которые относятся к любой сфере деятельности, и конкретные, которые относятся конкретно к управлению промышленным предприятием.

Преемниками Фейола, которые разработали и углубили основные положения его доктрины, являются Линдалл Урвик, Л. Гулик, М. Вебер, Д. Муни, Альфред П. Слоан, Г. Церковь.

На основе разработок Файоля и его преемников возникла классическая организационная модель, основанная на четырех основных принципах:

Все вышеперечисленные принципы организационной структуры до сих пор применимы и в настоящее время, хотя достижения научно-технического прогресса наложили на них определенный отпечаток. Например, широкое использование электронных компьютерных технологий на практике упростило связи между органами управления (связи) в организации за счет ускорения обработки информации.

В целом, классическая школа менеджмента характеризуется тем, что она игнорирует людей и их потребности. По этой причине представители этой школы справедливо критикуются теоретиками и практиками менеджмента.

Формальная логика Муни и Рейли

Для формализации принципов организации они использовали логические законы, которые были открыты в 1929 году немецким ученым Левисом Ф. Андерсоном. Согласно теории Андерсона, каждый принцип описывается процессом и результатом. В свою очередь, каждый процесс и каждый результат также имеет свой собственный принцип, процесс и результат. Используя такую логическую систему, Mooney и Reilly следующим образом трансформировали структуру организационного управления.

Согласно подходу Муни и Райли, первым и наиболее важным принципом организации является координация. Потенциально он содержит все другие принципы. Если логически развернуть принцип координации, то получается, что он включает в себя скалярный процесс и функциональный результат. Последняя налагает некоторые обязанности на каждого члена организации и определяет место и функцию человека в иерархической пирамиде. Таким образом, принцип координации имеет 1) процесс (скаляр) и 2) результат или функцию. Аналогичным образом расшифровываются и другие принципы, подчиненные принципу координации.

Изучая различные учреждения, предприятия и государственные организации, Муни и Рейли были убеждены, что действия людей должны иметь предписанный набор обязанностей и быть взаимосвязаны. Люди работают вместе более эффективно, чем по отдельности. Так говорит принцип координации.

Это описательная часть принципов. Нормативная часть заключается в том, что принципы, каждый в своей области, требуют конкретных и строго согласованных действий между собой. Принцип координации требует в качестве нормы не только горизонтального, но и вертикального выравнивания рабочих функций. Например, при поднятии тяжелого предмета, что невозможно для каждого в отдельности, группа работников координирует свои действия в направлении общей цели и общего блага. Такая координация является сильной стороной организации.

Лидерство и скалярный принцип

Но для того, чтобы координировать действия не двух или трех, а десятков или сотен людей, должен быть центр, который регулирует и синхронизирует совместные усилия. Другими словами, должен быть лидер с соответствующими полномочиями или властью.

Для одноразовых операций, таких как подъем тяжестей, уместен неформальный руководитель, который только временно руководит. Долгосрочные организации нуждаются в постоянном руководителе, в котором подчиненные не сомневаются.

Личные качества лидера здесь не так важны. Конечно, подчиненные должны доверять ему как личности, но самое главное, чтобы он имел право командовать и отдавать приказы. Формальная структура правительства и его институциональные полномочия придают им легитимность.

Сначала люди принимают легенду или миф о происхождении власти, ее законной власти, и только потом готовы подчиниться. Кроме того, должна существовать доктрина, т.е. относительно согласованная концепция или доктрина о высоких целях организации, о том, как она будет добиваться успеха и делать счастливыми всех членов организации.

Лидерство как организационный принцип подразумевает власть и проявляется в делегировании полномочий. Босс обязан делегировать часть своих полномочий своим сотрудникам. Если он этого не делает, то обрекает себя на выполнение слишком большого количества второстепенных, даже второстепенных задач. Оптимальное делегирование базируется на совместном соблюдении требований. Чрезмерное делегирование приводит к сдаче власти и ответственности; оно грозит размыть основу единодушия. Лидер должен сосредоточиться только на решении самых важных задач, он делегирует подчиненным второстепенные задачи.

Муни и Райли использовали исторические примеры, чтобы проиллюстрировать действие организационных принципов. Экклезиа, гражданская ассамблея в Афинах, имела право устанавливать, применять и толковать все гражданские законы. Иными словами, гражданское собрание руководствовалось принципом работы. Классическим примером правительства, основанного на скалярном принципе, является римское правительство. Император Диоклетиан построил свою территориальную иерархию управления по этому принципу.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Бизнес инжиниринг анонс изображение Разбор классической административной школы менеджмента

Продолжу обзор наследия классических школ менеджмента, к которым относятся:
• Школа научного менеджмента.
• Административная школа (классическая административная школа).
• Школа бюрократии.

В прошлый раз я рассказывал о школе научного менеджмента (посмотреть статью можно здесь). Теперь мы перенесёмся с североамериканского континента (именно там жили и трудились основатели) в Европу – родину классической административной школы.

На любом предприятии выполняется 6 групп операций или функций

  1. Технические операции (производство, выделка и обработка).
  2. Коммерческие операции (покупка, продажа и обмен).
  3. Финансовые операции (привлечение средств и распоряжение ими).
  4. Страховые операции (страхование и охрана имущества и лиц).
  5. Учётные операции (бухгалтерия, калькуляция, учёт, статистика и т. д.).
  6. Административные операции (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).

Административная функция по Файолю — это основа современного понимания функций управления

  • предвидение,
  • организация,
  • распорядительство,
  • координирование,
  • контроль.

Теперь становится понятным когда и кем было основано современное понимание основных функций менеджмента которым нас учили (учат) в школах и институтах: планирование, организация, контроль, мотивация.


Видна тенденция: чем ниже ранг служащего, тем выше его знание производственной установки, чем выше ранг служащего, тем выше знание административной установки. Можно сказать, это не что иное, как прообраз профиля компетенций должности или сотрудника, которые распространены сегодня, указаны наименование критерия и его вес. Как видно из таблицы Файоль не ограничивался масштабом предприятия. Помимо данных установок сотрудники должны обладать определёнными качествами такими как: здоровье, ум, нравственные качества, общие и специализированные знания, опыт. Аналогичные требования предъявляемые и сегодня.

Среди перечисленных функций нет функции мотивации, но это не удивительно для тех времён. Мотивировали в основном материальными методами через различные способы исчисления заработной платы (повременная, поштучная), изучением вопросов мотивации рядовых сотрудников в особенности никто не занимался.

Современный взгляд на принципы управления Файоля

  1. Разделение труда.
  2. Власть.
  3. Дисциплина.
  4. Единство распорядительства (командования).
  5. Единство руководства.
  6. Подчинение частных интересов общему.
  7. Вознаграждение.
  8. Централизация.
  9. Иерархия.
  10. Порядок.
  11. Справедливость.
  12. Постоянство состава персонала.
  13. Инициатива.
  14. Единение персонала.

Разделение труда
Разделение труда – естественный социально-экономический процесс, с давних времён, который повышает специализацию и производительность, но требует координирующих усилий. Интересно наблюдать за тем как протекает это явление в экономической жизни общества. Процесс разделения труда со временем усложняется, возникают и противоположные процессы. Сегодня разделение труда приобретает различные формы, например в виде аусторсинга различных функций, который так сегодня популярен. Чем больше предприятие, тем выше в нём разделение труда, большее количество сотрудников занимается специализированной работой. На малом предприятии руководителю приходится заниматься всем самому.

Единство руководства
Для современного предприятия принцип актуален. Можно сказать, это не что иное, как единая миссия, цель, стратегия. Проблемы и сейчас возникают когда, например, у предприятия два и более собственника, которые по-разному видят стратегию развития компании, этот недопустимо. В данных вопросах необходимо единоначалие или (если учредителей несколько) совпадение взглядов. Стратегическое видение должно быть единым.

Подчинение частных интересов общим
Принцип устарел. Частные и корпоративные интересы должны не подчиняться друг другу, а быть взаимодополняемыми. Схожими должны быть и ценности сотрудника и компании, и единое понимание миссии.

Вознаграждение персонала
Вознаграждение персонала, как и тогда, сегодня очень важно. В те времена, более ста лет назад, мотивировали в подавляющем большинстве материально, используя разные системы оплаты труда. Сегодня для мотивации и стимулирования сотрудника используют самые различие нематериальные методы и подходы, которые порой оказывают более сильное влияние, чем просто деньги.

Централизация
Централизация (децентрализация) преимущественно остаётся актуальной для крупных компаний, с широкой развитой филиальной сетью, например. Главный вопрос при этом, сколько нужно дать независимости руководителям филиалов для обеспечения максимальной эффективности работы всего холдинга.

Иерархия
Принцип актуален для крупных стабильных компаний. Файоль, помимо вертикальных связей, которые преимущественно соответствую иерархической структуре допускал и утверждал, что могут быть более эффективные горизонтальные связи между сотрудниками разных отделов, при том условии, что их непосредственные начальники дали на это санкцию. Это экономит кучу времени т. к. в обычном режиме для решения совместного вопроса пришлось бы задействовать главу А и всех его подчинённых по цепочке (Е-А-П и П-А-Е). Данная горизонтальная связь (Е-П) обозначена на рисунке 1. Горизонтальные коммуникации — очень распространённое явления в компаниях



Рисунок 1. Горизонтальная связь между сотрудниками в иерархической структуре

Справедливость
Справедливость как принцип, которым должна руководствоваться администрация к персоналу, считаю, не так актуален. Сегодня развито трудовое право, которое защищает интересы рабочих, в крупных компаниях работают профсоюзы. В современных рыночных реалиях, если работник считает, что с ним поступают не справедливо в плане вознаграждения, он всегда может уйти туда, где его вклад будет оценён более справедливо.

Постоянство состава персонала
Этот принцип минимизации текучести актуален и сегодня. Текучка персонала девальвирует время и усилия, потраченные предприятием на адаптацию и обучение сотрудников на своём рабочем месте. Каждое увольнение сотрудника это издержки предприятия.

Инициатива
Сегодня инициатива является личным качеством, предъявляемым к сотрудникам многих компаний. Задача администрации способствовать проявлению этого качества и его сохранению. Ведь инициативный сотрудник не будет отсиживать свои часы в офисе, он заинтересован в решении поставленных перед ним задач любым путём.

Вот основные положения, которые содержит главный труд Файоля — основателя административной школы управления. Нужно отметить, что книга оказалась не завершённой но её содержания оказалось достаточно, чтобы зародить новую доктрину в управлении предприятиями – доктрину административную или по-другому административную теорию (теорию администрирования).

Ещё одним видным представителем классической административной школы был американец Лютер Халси Гулик (1892-1993). Л. Гулик специализировался на изучении государственного управления, занимал различные должности в правительстве США. За свою долгую жизнь издал большое количество книг и работ. Так же как и А. Файоль Л. Гулик формулировал универсальные принципы организации сходные с теми, которые формулировал А. Файоль, в его видении появился новые принципы – принцип делегирования, департаментализация, децентрализация. Функции управления Л. Гулик видел немного по-иному теперь это: планирование, организация, управление персоналом, руководство, координация, отчётность и составление бюджета. Гулик предвосхитил современную структуру по управлению персоналом на предприятии. Определил задачи, которые должна решать эта структура: развитие творческих качеств, улучшение моральной атмосферы, осуществление нематериального (морального) стимулирования труда, учёт специфики человеческих отношений.

Ещё одними исследователями - приверженцами административной школы управления были два американских топ-менеджера работавшие вместе в известной компании General Motors, которая и сегодня входит в ТОП-крупнейших производителей автомобилей – Джеймс Муни (1884–1957) и Алан Рейли (1869–1947).
Авторы представили короткий набор универсальных принципов, применяя которую можно создать эффективную организацию (структуру). Вот эти принципы.


Принцип координации. Главный принцип, пронизывающий любую деятельность. Для этого необходимо сформировать общую для всех сотрудников и подразделений цель и следовать ей.

Власть руководителя и иерархия. Руководитель должен уметь делегировать часть своей работы подчинённым а также уметь вдохновлять их. Каждая должность и департамент имеют исчерпывающий набор инструкций для достижения общей цели, их деятельность постоянно координируется.

Принцип функциональности. Подразумевает обособление отдельных структур и их специализацию, внутри вертикальные и горизонтальные связи.

Принцип линейного и штабного персонала. Штабной персонал при руководителе (администрация) как, условно говоря, голова. Линейный – ближе к производству там действуют связи подчинённый - начальник. Принцип, который также актуален и сегодня для крупных корпораций.


Эти принципы, по мнению авторов, как физические законы, которые нельзя не соблюдать при строительстве организаций. В принципе можно согласиться.

Ключевые положения административной школы менеджмента

Итак, выведу ключевые положения школы, которые не потеряли актуальности и сегодня.

Школа административного управления (Административная школа)

А. Файоль, Л. Гулик, Д. Муни, А. Рейли, Л. Урвик и др.

Выделение отдельной функции на предприятии – администрирования которая ставится в один ряд с другими функциями: производство, коммерция, учёт, страхование, и финансы.
- Выделены функции менеджмента: предвидение (планирование), организация, контроль.
- Опирание на универсальные принципы управления компанией: разделение труда, власть, дисциплина, единство командования, иерархия, координация, норма управляемости
- Власть, ответственность, полномочия растут пропорционально позиции на иерархической лестнице
- Управление строится сверху- вниз
- Выделение и описание отдела (функции) по работе с персоналом
- Преимущественно материальное вознаграждение персонала, но обозначается важность нематериального.
- Единая разделяемая всеми цель
- Преимущественно авторитарный стиль управления

Вместо итогов

Уважаемый читатель, закончен обзор классической административной школы управления. Я уверен любому руководителю, лидеру, знание этой школы помогут составить правильный взгляд на компанию и людей, выработать необходимый стиль управления и принимать эффективные решения.

Читайте также: