Законодательная деятельность юстиниана 1 кратко

Обновлено: 05.07.2024

Юстиниан может считаться первым европейским государем, проведшим до крайних пределов централизацию в своей обширной империи. Теория единой империи, как она преподносилась Юстиниану, требовала для своего осуществления одинакового применения законов и одинаковости судебной практики. Эта сторона деятельности Юстиниана имеет большое культурное значение для всего европейского человечества. По сравнению с блестящими по внешности, но по существу эфемерными внешними делами, законодательная деятельность представляет собой памятник необыкновенной прочности и живучести и высоко ставит имя Юстиниана между всеми законодателями. Заслуга Юстиниана состоит, впрочем, не в творчестве, не в составлении новых законов, а в кодификации дошедшего до него римского права. При нем и при его содействии памятники римского права были собраны, проверены и сопоставлены между собой, и результаты юридической работы времени Юстиниана составили уже сами по себе драгоценный и незаменимый источник, из которого полной рукой черпали и средневековые ученые, и новейшие юристы. Римское право в кодексе Юстиниана стало универсальным правом всех культурных европейских народов, — в этом историческое и культурное значение вопроса о законодательной деятельности Юстиниана.

Хотя занятия древним римским правом были обычны, и уже со времени Адриана существовала специальная консистория, задача коей заключалась, между прочим, в истолковании законов, но при Юстиниане деятельность этого учреждения получила повое и более широкое направление.

С первых же лет своего правления вместе с громадными внешними предприятиями Юстиниан обратил свое внимание на законодательство. В 528 г. им организована была комиссия из десяти правоведов, выбранных из лучших и ученейших людей того времени, во главе которой поставлены знаменитый Трибониан и Феофил. Комиссии предстояло собрать и распределить по содержанию и хронологии императорские указы (leges, constitutiones) со времени эпохи Адриана, как в свое время внесенные в кодексы Григорианский, Гермогенианский и Феодосиевский, так и те, кои изданы были поздней. Предстояла большая и сложная работа, т. к. тогдашние архивы или библиотеки не имели тех удобств, какие имеются в наших библиотеках в виде каталогов и указателей, и т. к, с другой стороны, приходилось изучать неупорядоченный рукописный материал.

Несмотря на громадные трудности, комиссия блистательно и скоро исполнила возложенное на нее поручение, и уже в апреле 529 г. собранные и проверенные тексты императорских указов были опубликованы в XII книгах под именем Кодекса. Это знаменитый Codex Justiniani, который в 534 г. подвергся новой переработке и вышел, так сказать, новым изданием, отменившим старое. Эта последняя редакция или сборник, заключающий в себе от 4600 до 4700 постановлений, от Адриана до 534 г., и составляет тот Юстнниановский кодекс, которым наука пользуется и доныне.

Гораздо более значения имеет другое предприятие того же рода. Пандекты представляют собой совершенно оригинальный и вполне научный юридический труд, исполненный особой комиссией из 15 лиц под руководством того же Трибониана. Здесь предстояло осуществить еще более сложную задачу, именно собрать в одно руководство все прежние объяснения или толкования законов, данные и записанные в свое время римскими юрисконсультами. Обширный материал нужно было разыскивать в рукописных кодексах и подвергать исследованию, причем привлечено было к изучению до 2000 кодексов. В этом предприятии особенно заметна научная подготовка Трибониана и серьезная постановка всего предпринятого дела. Добытый при изучении рукописей материал был распределен по отделам и разделен на 7 частей в 50 книгах. Таким образом, выведен был, по выражению Юстиниана, как бы священный храм или цитадель в защиту древнего права, которое оставалось неупорядоченным в течение 1400 лет.

После издания дигест, иначе пандект, в 533 Г. Юстиниан озаботился составлением руководства для начинающих юристов. Таково происхождение и значение Институций в 4 книгах, составленных законоведами Феофилом и Дорофеем. Пандекты вместе с Кодексом известны под наименованием Corpus juris, на котором и основывалась юридическая практика VI и VII вв. Дальнейшее развитие римского права выражалось в новеллах, т. е. законах, изданных после опубликования Corpus iuris, к которым и нужно обращаться при изучении применения к жизни юридических норм.

Бесспорно, что законодательная деятельность Юстиниана имеет громадное значение в истории европейской культуры. Но нельзя скрывать и того, что слишком поспешная работа выразилась в последней редакции этого замечательного памятника некоторыми недостатками. Так, не устранены некоторые противоречия в статьях древних юристов, встречаются повторения, нет единства и нередки неточности в обозначении содержания приводимых отрывков. Практическое значение его усматривается из того, что он в качестве руководства для судебных учреждений был разослан во все провинции и города и до известной степени обеспечивал единство судебной практики. Все согласны, что он составлен с величайшим уменьем и знанием дела: законы подведены под известные отделы и распределены в хронологическом и предметном порядке, каждая статья носит имя императора и место и время издания. Но это, впрочем, дело специальной критики. Для историка важней отметить в законодательстве Юстиниана те черты, которыми выражается характер и намерения законодателя, а равно черты времени. Очень любопытно, прежде всего, что законы изданы на латинском языке. В этом отношении Юстиниан отдавал дань своей теории восстановления Римской империи, которой границы совпадали с границами известного мира. Уже один из его предшественников, именно Юлиан (361—363), издал на греческом языке распоряжения свои по отношению к восстановлению в империи язычества, основываясь, конечно, на распространенности и культурном значении греческого языка; но, как известно, эти распоряжения имели успех, далеко несоответствовавший ожиданиям императора.

Юстиниан, обращаясь со своими законами к различным народам, жившим в его обширной империи, имел, конечно, больше оснований избрать латинский язык, как язык права, имевший притом широкое распространение в административной практике и в деловых отношениях. Кстати здесь заметить, что греческий язык получает постепенное утверждение в империи вместе с политическим оживлением и религиозным преобладанием эллинского элемента, выразившимся в особенности с тех пор, когда Восток отделился от империи вследствие персидских и арабских завоеваний. Итак, употребляя латинский язык, Юстиниан представляет собой идеалы древнего Рима; точно так же он является представителем древности и в своих воззрениях на абсолютную власть императора и на организацию империи и сочетание различных ее частей под водительством божественного избранника. Но рядом с этим проглядывают и черты нового времени, объясняющиеся частью желанием приспособить законы к новым формам жизни и вновь назревшим потребностям, частью же под влиянием христианства. В вопросах о личном праве привносится смягчающий принцип гуманности (humani-tas), а ригоризм в древнем вещном праве уступает требованиям общественной пользы и применениям naturalis ratio.

Приспособляясь к требованиям общественной морали и социальной справедливости, законодательство изменило понятие о семье. Женщина приравнивается в правах к мужчине, прежняя безграничная власть мужа уступает место христианскому взгляду на взаимные обязательства между супругами. Точно так же изменяется идея отеческой власти и по отношению к детям, которые эмансипирируются в смысле свободы брака и в имущественном отношении. Гуманные идеи простираются на положение рабства, смягчая суровые законы и облегчая способы освобождения на волю. В законе о наследстве, определившем права на наследование имуществом для жены, а равно для дочерей и сестер, исследователи усматривают революционный против древних воззрений принцип. И следует признать, что законодательная деятельность дает Юстиниану весьма почетное место во всеобщей истории, которое и останется за ним, несмотря на многие отрицательные стороны его деятельности в других отношениях. Несколько раз и сам он выражал мысль о важном государственном и культурном значении своих законодательных предприятий и приказал, чтобы его законы имели обязательную силу по всей империи, вытеснив из употребления все предшествовавшие правовые нормы. Три высшие школы права: в Константинополе, Риме и Бейруте, получили, между прочим, обязанность следить за чистотой права и заниматься научной разработкой юридических памятников.

Законодательная деятельность не ограничилась упомянутыми выше сборниками. Все текущие вопросы — административные, судебные и финансовые — вызывали ряд особенных императорских указов, которые под именем новелл частью изменяли, частью дополняли постановления, заключавшиеся в дигестах и в Кодексе. Таких новелл в период времени от 534 до 565 г. издано до 154. Они касаются, главным образом, администрации гражданской и церковной, суда, финансовой системы и имеют громадное значение для истории выработки византинизма и эволюции римского права и учреждений. Очень любопытно, между прочим, отметить, что новеллы издавались уже на греческом языке, а пандекты и Кодекс изданы были на латинском. Ясное дело, что Римская империя реформировалась уже в Ромэйско-Византийскую.

В смысле конкретных фактов в новеллах довольно последовательно проведена система административных преобразований, вместе с которыми введены новые начала в управление провинциями. Эта сторона деятельности Юстиниана тем более заслуживает внимания, что в ней можно видеть подготовительную стадию к позднейшим реформам, осуществленным императорами иконоборческого периода. Именно, отказавшись от старой системы дробления административных округов на незначительные по протяжению территории, на которых притом же гражданская и военная власть делилась между двумя начальниками, независимыми один от другого, Юстиниан расширил административные округа, сплотив их в сильные территориальные единицы посредством подчинения двух провинций власти одного генерал-губернатора с предоставлением ему военной, гражданской и судебной власти. Этим преобразованием, с одной стороны, усилен был авторитет провинциальных чинов посредством поднятия служебного ранга и получаемого губернатором от казны содержания, с другой — самые провинции вследствие этой меры получили более устойчивое положение и до известной степени стали деятельней в борьбе с внешними и внутренними бедствиями, разъедавшими империю. Подразумеваемые реформы касались по преимуществу восточных провинций: Писидии, Ликаонии, Исаврии, Еяенопонта, Пафлагонии, Армении, Азии, Фригии, Галатии, Анатолики, Египта и некоторых европейских, как Фракия. Относящиеся сюда новеллы, сообщая некоторые специальные сведения о провинциях, позволяют вникнуть в цели и намерения законодателя, руководившегося, между прочим, соображениями о племенных группах населения, и, вместе с тем, дают живое представление о том типе власти, какой рисовался в уме Юстиниана.

Как в самой редакции новеллы нельзя не видеть некоторой неупорядоченности, выражающейся в многословии и в частых повторениях уже сказанного, так и в практическом их применении замечается неустойчивость. Император не раз прибегал к отмене ранее принятых распоряжений, хотя бы, например, в организации Еленопонта и Армении, то соединяя, то снова раздробляя раз установленные провинции. Между рассматриваемыми законодательными памятниками наиболее выражает характер Юстиниана его эдикт об управлении Египта и Александрии. Реформы управления в Африке введены были с 1 сентября 534 г.

Во главе гражданского управления провинции поставлен префект претории, которому подчинены все области гражданской жизни: администрация, законодательство, правосудие и финансы. Огромный штат чиновников и семь административных округов служили внешним выражением вновь созданного порядка вещей. Стоит остановиться здесь вниманием на том, что в Африке проведено было Юстинианом полное разделение гражданской и военной власти, между тем как в то же самое время в Азии и частью в Европе рядом новелл устанавливаются абсолютная пригодность и неизбежность для блага империи централизации провинциальных административных округов и соединение военной и гражданской власти в одних руках, — таков основной мотив рассмотренных выше законов, изданных в 535 и в ближайшие годы. И тем любопытней это явление, что Африка была недавно завоевана и нуждалась в сильной военной охране. Фактически, однако, теоретическая постановка дела скоро была заменена входившим по всей империи в обычай соединением гражданской и военной власти. И действительно, начиная уже с 535 г., как префект Соломон был главнокомандующим всей африканской армии, так и сменивший его в 536 г. патрикий Герман, племянник Юстиниана, совмещал в себе всю полноту гражданской и военной власти.

Можно таким образом полагать, что, несмотря па внешние формы, в существе та же эволюция совершается и в Африке, что и в других частях империи. Здесь ход вещей привел к образованию особой степени централизации гражданской и военной власти в лице экзарха.

Упомянутый выше эдикт касается одной части африканской диоцезы, именно Египта, и обращает на себя внимание по специальному значению Египта и Александрии для Константинополя. Имеем в виду то обстоятельство, что Египет играл важную роль в хозяйстве империи, т. к. хлебное продовольствие Константинополя зависело, главным образом, от своевременного и правильного подвоза хлеба из египетских портов и преимущественно из Александрии. Понятна поэтому забота правительства хорошо поставить эту столь важную статью египетской администрации.

Новеллы составляют весьма благодарный и не вполне еще использованный материал для администрации и вообще внутреннего состояния Византии в изучаемый период. Рассмотрение преобразовательных опытов Юстиниана по администрации приводит нас к заключению, что строго проведенной системы и плана в этой области едва ли можно заметить; император, правда, высказывает мысль, что власть должна быть импозантна, обладать авторитетом, что разделение провинций на мелкие административные округа вредит делу, но незаметно у него последовательности в применении к делу этого принципа. Так, появляются четыре Армении, и притом на восточной окраине, в соседстве с Персией и кавказскими полузависимыми племенами; прибавим, что и в администрации Египта строго проведена лишь та мысль, чтобы была обеспечена правильность подвозки в столицу хлебных запасов, и ни разу не указана необходимость перехода к той форме управления, которая выразилась в создании экзархата в конце VI а Что касается цифровых данных относительно корабельных пошлин, собираемых в Александрии, и количества хлеба, доставляемого в столицу, равно как других расходных статей, обозначенных в номисмах или золотых, то следует принять в соображение, что фунт золота имел 72 номисмы, или золотые монеты, и каждая номисма представляла ценность от 4 до 5 рублей. Чтобы дать себе, далее, приблизительную идею об относительной, применительно к тогдашнему времени, ценности металла, нужно увеличить стоимость монетной единицы в четыре раза.

В заключение скажем несколько слов о церковной политике Юстиниана. Стоя на страже церковного единства, он должен был вести борьбу с двумя главными еретическими течениями своего времени: монофизитством и арианством. Арианство было представлено двумя нациями германского корня, и оба народа были стерты, сметены с лица земли: в Африке и на некоторое время в Италии Церковь вернула себе прежнее единство. Нет ничего приятнее Богу, высказывал Юстиниан, как соединение всех христиан в одно стадо. Средоточием монофизитского движения являются Сирия, Палестина и Египет. На эти цветущие провинции направлена была церковная политика Юстиниана. В отношении к еретикам светское законодательство действовало по правилу: справедливо лишать благ земных того, кто не почитает истинного Бога. Правительство употребляло против еретиков мероприятия материального воздействия — ограничение в имущественных правах и конфискацию. Беспощадное применение такого рода системы разорило и обезлюдило Сирию. В начале царствования Юстиниана пострадало в одной Сирии до 50 монофизитских епископских церквей. Епископы были лишены кафедр, их церкви понесли страшный материальный урон. Последовательное применение системы беспощадного преследования монофизитов в течение долговременного правления Юстиниана в конце погубило цветущую и важную провинцию. Лишь Феодора давала гонимым монофизитам некоторый отдых.

Для характеристики того, как понимал Юстиниан вероисповедную свободу в отношении еретиков, припомним, что все дела о религии и о всем с нею связанном подлежали церковному суду, монофизиты судились православными епископами и монахами. Особенно монашество заняло в V и VI столетиях руководящее положение в области церковной политики, и его влияние было направлено в сторону крайних мер против еретиков. С мнением монахов считались государи. Симеон Стилит, подвизавшийся 40 лет на столпе, принимал послов от Феодосия и Пульхерии, привозивших ему царские грамоты, и давал правительству свои советы по церковным делам. Между тем, все вопросы церковной политики имели для империи в VI столетии крайне важное и деликатное значение. С ними были связаны жизненные интересы всего Востока, особенно Сирии. Правительство само упоминало в похвалу себе, что до 70000 — 80000 еретиков было изгнано из Сирии. Страна должна была запустеть. Насильственное, вызванное религиозными гонениями опустошение Сирии и до сих пор может быть засвидетельствовано состоянием опустевших городов и селений. В безлюдных и безводных пустынях Сирии попадаются селения и помещичьи виллы с окнами и галереями кругом домов, с террасами и лестницами и с различными службами, производящие на путешественника такое впечатление, что как будто жившее в них население лишь недавно покинуло эту местность, оставив своп дома под угрозой какой-то опасности. Но Сирию обезлюдило не персидское или арабское нашествие, но религиозное преследование. Религиозная политика Юстиниана подготовила порабощение этой страны арабами. В то время, как гонимые православными монофизиты массами покидали Сирию и искали приюта в Персии и Египте, до 500 монофизитствующих монахов пришли в столицу, где императрица Феодора дала им покровительство и приют. Она обратила в монастырь дворец Ормизды, где гонимые монофизиты нашли себе пристанище. Источники повествуют (Иоанн Ефесский), как император иногда посещал эту новую обитель, основанную в его же дворце для гонимых им еретиков. Такова неискренность императора, особенно рельефно проявившаяся в церковных делах.

1. Успенский Ф.И. История Византийской империи; М.: ООО "Издательство Астрель"; ООО "Издательство АСТ", 2001

Законодательство Юстиниана I: принцип гармонии между Церковью и государством

Впервые определение отношений государства к Церкви на законодательном уровне было предпринято императором Юстинианом I (527–565). Дух и характер данных отношений согласовывались как с общими принципами церковной политики государства прошлых лет, так и с отдельными постановлениями предыдущих императоров, однако новым этапом стали попытки согласования действий духовной и светской власти. При этом политика Юстиниана всё же была неоднозначной, что подчеркивается в работах исследователей истории Римской империи.


Содержание:

Идеальные отношения ― согласие Церкви и государства

В первый раз определение отношений государства к Церкви вообще, путем законодательным, было сделано императором Юстинианом I (527-565). Дух и характер Юстинианова законодательства об отношении Церкви к государству находится в связи с практикой и отдельными постановлениями предыдущих императоров[3].


Для того, чтобы достичь идеального сотрудничества властей нужно было, чтобы каждая из них действовала в тех пределах, которые ей определены Богом


Отсюда становится ясно, что возникает устойчивая система государственной и церковной сфер ответственности. Эта система возникает по принципам, заложенным Христом: кто из вас без греха брось в нее камень (Ин. 8:7).


По своему статусу церковные каноны уже в V в. приблизились к законам государства.


Принцип гармонии в политике императора Юстиниана

Учитывая все вышесказанное, нет возможности говорить о цезарепапизме Юстиниана, поскольку он не составлял законов для Церкви, но, предоставляя ей политическую власть, возводил существовавшие церковные каноны в ранг законов империи. Инициатива Юстиниана в этих вопросах проистекала из принципа гармонии между Церковью и государством ― принципа, опиравшегося на длительную политическую и церковную традицию.

Таким образом, законодательство Юстиниана в отношении Церкви и государства показывает, что государственные законы должны быть издаваемы согласно с церковными правилами, и если законы противоречат канонам, то они не имеют силы.


Будучи христианином, Юстиниан оставался римлянином, и идея автономии религиозной сферы была для него совершенно чужда


Мнение исследователей о политике Юстиниана

За время своего долгого правления Юстиниану приходилось принимать участие в решении многочисленных церковных проблем. Этот интерес императора к жизни Церкви и участие его в церковных делах по-разному объяснялось исследователями[23].


Светская власть, хотя и имела определенное влияние на церковные дела, но в достаточной степени ограниченное ― роль императора определялась несколькими административными функциями


Общественный авторитет и широкие полномочия Константинопольского патриарха могли доставить немало проблем для императоров, когда они нарушали каноническое право. Потому все же не безгранично, хотя и велико было влияние императора на церковные дела. По каноническому праву высший юридический авторитет принадлежал Вселенскому собору, а не императору. Император выступал не в роли руководящей стороны, а в роли надзирающей и координирующей. Он был обязан вместе с патриархом следить за тем, чтобы каноны соблюдались всеми, но издавать или отменять, а также толковать каноны не имел права. Без санкций патриарха он не мог принять прошения от клириков и быть посредником или судьей по церковным вопросам[43].


. как церковная, так и гражданская власть одинаково подчинены высшей богооткровенной христианской истине


То есть светская власть, хотя и имела определенное влияние на церковные дела, но в достаточной степени ограниченное[45]. Роль императора определялась несколькими административными функциями: утверждение кандидатов на патриарший престол, созыв Вселенских соборов, утверждение соборного постановления, подтверждение особыми законами действенности церковных канонов[46], изменение церковно-административной структуры, присвоение рангов епископиям и митрополиям[47]. Если было какое-то спорное дело, которое касалось Церкви, то император мог поручить епископу или государственному чиновнику разобрать его[48].

Если были какие-то особые случаи, императоры могли брать на себя ряд административных функций церковных властей: назначить митрополитов, вызвать митрополитов на патриарший суд, переподчинить монастыри. Император также выступает в роли инстанции, которая защищает интересы Церкви методами принуждения, так как у Церкви нет карательного аппарата[50].

Подробно вопрос о деятельности императора в поддержке Церкви не регламентировался и потому часто носил характер импровизации. Светские законы и церковные каноны ничего не говорят о праве толкования императором христианского вероучения и навязывания этих толкований Церкви. Но на практике, если император вмешивался в богословские споры периода Вселенских соборов, то очень часто это приводило к торжеству еретических догматов[51].

Таким образом, обе власти, как духовная, так и светская, одинаково происходят от Бога и в Нем имеют начало своего бытия. Поставленные в мир, они обязаны охранять и защищать Христово учение или Церковь Божию на земле: церковная власть обязана свято и нерушимо хранить вверенный ей залог Христова учения и всего домостроительства, а гражданская власть, приняв богооткровенную истину в том виде, как она передана ей и содержится Церковью, должна согласовать с этой истиной свои распоряжения о временных благах государства и отнюдь не должна делать и узаконивать ничего такого, что явно противоречит, нарушает и даже иногда разрушает постановления Церкви. В этом отношении как церковная, так и гражданская власть одинаково подчинены высшей богооткровенной христианской истине. Согласие их в образе действий проистекает из общего признания ими единой богооткровенной истины и одинакового понимания ее. Обязанность каждой из них, хранить богооткровенную истину и защищать ее, побуждает одну из них, церковную власть, противостоять незаконным распоряжениям светской власти, а саму светскую власть ― устранять с церковных должностей лиц, изменивших Православию. Вследствие всего этого в византийском законодательстве приняты и развиты, начиная с Константина Великого и сформировавшись уже при Юстиниане I, три главных положения, определяющие отношения государства к Церкви:

1. Признание двух властей: духовной и светской и их равноправное положение в государстве;

2. Их взаимное согласие в области действий на подданных;

3. Признание за церковными канонами, а тем более догматами, не только равнозначной силы с государственными законами, но и превосходства перед ними, в случае столкновения между государством и Церковью[52].

Подводя итог, отметим, что Юстиниан внес ясность в отношения между Церковью и государством, заложив основы гармонического сотрудничества между ними, принципа симфонии, который был выражен в преамбуле к VI новелле.

Согласно Юстиниану, Церковь и государство представляют собой две самодостаточные и самоуправляемые организации, и, поскольку обе они проистекают от одного Божественного источника и имеют одну цель – спасение народа и славу Божию, они не могут и не должны быть несогласными друг с другом. Таким образом, не дух цезарепапизма ― деспотического вмешательства государства в дела Церкви и не дух папоцезаризма ― вмешательства Церкви в мирские государственные дела, а дух сотрудничества и взаимопомощи должен определять отношения между двумя властями. Осуществляя на практике этот теоретический принцип, Юстиниан приказал, чтобы законы Церкви, то есть ее священные каноны, были одновременно признаны и государственными законами.

чтец Сергей Попов

Ключевые слова: император Юстиниан, Церковь, государство, патриарх, принцип гармонии, законодательство, церковные каноны, теократия

[1] Успенский Ф.И. История Византийской империи Т.1. ― М.: Астрель, 2001. ― С. 262.

[2] Цыпин В. История Европы: дохристианской и христианской. Том VI. ― М., 2013. ― С. 648.

[3] Курганов Ф. Отношения между Церковной и гражданской властью в Византийский империи. ― СПб., 2009. ― С. 61.

[4] Величко А.М. Политико-правовые очерки по истории Византийской Империи. — М., 2008. — С. 22.

[5]Corpus Iuris Civilis. Vol. 3: Novellae. CIX. / Ed. R. Schoell, G. Kroll. – B., 1963. (Далее: Nov)

[6]Максимович К.А. Церковные новеллы Юстиниана в современном русском переводе // Вестник ПСТГУ. Сер. I. 2007. Вып. 1 (17). ― С. 30-31.

[8] Бердников И.С. Основные начала церковного права православной церкви. ― Казань. Типо-литография императорского университета, 1902. ― С. 106-107.

[11]Nov. CIX. Preface.

[13] Величко А.М. Политико-правовые очерки по истории Византийской Империи. — М., 2008. — С. 22.

[14]Nov. CXXXVIl. Preface.

[17]Corpus Iuris Civilis. Vol. 2: Codex Iustinianus. I 2. 12. / Ed. P. Krueger. – B., 1963. (Далее: CJ)

Правила святых апостолов и святых отец с толкованиями. ― М., 2000.

[18]Nov. J. 6.1.8, 131. 1.

[21] Геростергиос А. Юстиниан Великий император и святой. ― М.: Сретенский монастырь, 2010. ― С. 141.

[22] Скабалланович Н.А. Византийское государство и церковь в XI веке. ― СПб.: Олега Абышко, 2004. ― С. 74-75.

[23] Геростергиос А. Юстиниан Великий император и святой. ―М.: Сретенский монастырь, 2010. ― С. 142.

[24] Диль Ш. Юстиниан и Византийская цивилизация в IV в. ― СПб., 1908. ― С. 360.

[27] Острогорский Г. История Византийского государства. ― М., 2011. ― С. 122.

[28] Кулаковский Ю. А. История Византии. Т. 1: 395-518 годы. ― СПб., 2003. ― С. 145.

[29] Рансимен С. Восточная схизма. Византийская теократия. ― М., 1998.

[31] Величко А.М. Политико-правовые очерки по истории Византийской Империи. — М., 2008. — С. 24-25.

[32]Костогрызова Л. Ю. Эволюция церковно-государственных отношений в Византии в законодательстве императоров IV – начала X вв. ― Екатеринбург, 2007. ― С. 46.

[33] Максимович К. А. Право и Церковь // Православная энциклопедия. Т. VIII. ― М., 2004. ― С. 187. Остроумов М. Введение в православное церковное право. T. 1. ― Харьков, 1893. ― С. 462-463; Медведев И.П. Правовая культура Византийской империи. СПб., 2001. ― С. 75-79.

[34] Beck H.-G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. ― München, 1959. ― P. 37.

[36] Hussey J. M. The Orthodox Church in the Byzantine Empire. ― Oxford, 1986. ― P. 300.

[37] Мейендорф И., прот. История церкви и восточно-христианская мистика. ― М.: Институт ДИДИК, 2000. ― 576 c.

[38] Курганов Ф. Отношения между Церковной и гражданской властью в Византийский империи. ― СПб., 2009. ― С. 75.

[39] Геростергиос А. Юстиниан Великий император и святой. ― М.: Сретенский монастырь, 2010. ― С. 143.

[40] Фирсов С. Л. Основные этапы в истории церковно-государственных отношений в России // ЦиВр 42. ― М., 2008. № 1 (42). ― С. 176.

[41] Курганов Ф. Отношения между Церковной и гражданской властью в Византийский империи. ― СПб., 2009. ― С. 92.

[42] Поснов М. Э. История Христианской Церкви. ― Киев: Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2007. ― С. 270.

[43]Правила святых апостолов и святых отец с толкованиями. ― М., 2000.

[44]Сюзюмов М. Я. Некоторые проблемы исторического развития Византии и Запада // Византийский временник. Т.35. ― М., 1973. ― С. 11.

[45] Болотов В.В. Лекции по Истории Древней Церкви.Т. 4. ― СПб, 2006. ― С. 108.; Nov. 79. 1, 83. 1, 123. 21. 2; Максимович К.А. Новелла CXXIII св. императора Юстиниана I // Вестник ПСТГУ. Сер. I. Вып. 3. ― М., 2007. ― С. 22-54; Медведев И. П. Развитие правовой науки // Культура Византии, 2-я пол. VII–XII в. ― М., 1989. ― С. 236.

[47] CJ. I. 2.6; Правила святых апостолов и святых отец с толкованиями. ― М., 2000.

[48]Правила святых апостолов и святых отец с толкованиями. ― М., 2000. Nov. J. 123.8.

[49] Величко A.M. Церковь и император в византийской и русской истории. ― СПб.,2004. ― С. 10.

[50] Медведев И.П. Правовая культура Византийской империи. СПб., 2001. ― C. 75.

[51] Максимович К.А. Право и Церковь // Православная энциклопедия. Т. VIII. ― М., 2004. ― С. 187.

[52] Курганов Ф. Отношения между Церковной и гражданской властью в Византийский империи. ― СПб., 2009. ― С. 89-90.


Оглавление

  • 1. Римское право как древнейшая система права
  • 2. Составные части римского права
  • 3. Гражданское и преторское право
  • 4. Публичное и частное право классического периода
  • 5. Уголовное право классического периода
  • 6. Роль римских юристов в развитии права
  • 7. Характеристика источников римского права
  • 8. Законотворческая деятельность Юстиниана
  • 9. Основные кодификации в римском праве
  • 10. Легисакционный процесс
  • 11. Формулярный процесс
  • 13. Виды исков по объекту иска

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Римское право. Шпаргалки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

8. Законотворческая деятельность Юстиниана

В III в. н. э. в Риме устанавливается неограниченная монархия, получившая также наименование доминат (от dominus — господин). Исчезают старые республиканские учреждения, а управление империей сосредотачивается в руках нескольких основных ведомств, во главе которых стоят сановники, назначенные императором.

В интересах управления Римская империя была разделена на две части — Западную со столицей в Риме и Восточную с центром в Константинополе (Стамбуле); империя считается единой, но имеет двух правителей. Развитие римской юриспруденции в период домината утрачивает творческий характер: начиная с IV в. юристов используют уже не в качестве творцов права, а на должностях императорских чиновников, их деятельность направлена на систематизацию существующих законов и приспособление старых законов к новым обстоятельствам.

В императорский период объединение и систематизация накопившегося материала стали необходимы. Попытки кодификации предпринимались с начала II в. н. э., но наибольшее значение имеет кодификационная работа первой половины VI в. при императоре Юстиниане.

Юстиниан ставил задачу собрать как императорские законы (leges), так и сочинения классиков (jus), изъять архаичные нормы и систематизировать используемые. Первый Кодекс Юстиниана (529 г.) до нас не дошел. В 533 г. был создан учебник римского права — Институции, сразу получивший силу закона. Институции состояли из четырех книг, разделенных на титулы; в основу их содержания были положены Институции Гая.

После окончания кодификации Юстинианом был издан ряд законов, известных как Новеллы (то есть новые законы), которые были объединены в сборник уже после смерти Юстиниана. В средние века Институции, Дигесты, Кодекс и Новеллы в совокупности получили название Свод гражданского права.

Правление Юстиниана в Византийской империи было отмечено не только ростом территории страны, но и значительными успехами в укреплении христианской религии, достижениями в юридической, административной и культурной сферах. Это время считается золотым веком.

Византийская империя при Юстиниане

Для начала вспомним некоторые факты из биографии императора. Юстиниан происходил из небольшой деревушки в горной части Македонии. Родился в 483 году и был сыном обычного крестьянина.

Император Юстиниан

Когда он стал подростком, уехал в столицу к своему дяде Юстину, который был придворным. Этот родственник позаботился о юноше, ввёл его в придворную жизнь, а также обеспечил ему возможность получить хорошее образование.

Его дядя получил императорский трон, будучи в преклонном возрасте. Он не забыл о своём племяннике и сделал его своим помощником.

В молодости Юстиниан отличался неиссякаемой энергией и ясным умом. Современники отзывались о нём как о любезном и доброжелательном человеке. Однако это была только внешняя сторона его характера.

Юстиниан был способен проявлять жестокость и не испытывать при этом угрызений совести. Другим его недостатком был слабый характер. Иногда в ситуациях, требующих решительности, он проявлял слабоволие и трусость.

Он женился вопреки общественному мнению. Феодора была очень красива и умна, однако не имела знатного происхождения — она была дочерью циркового сторожа.

Юстиниан стал императором в 45-летнем возрасте в 527 году. Он поставил для себя главной целью воссоздание Римской империи в тех границах, в которых она была в период максимального расцвета. За время правления император смог вернуть большую часть территории, которая была утрачена ранее.

Многие историки царствование Юстиниана считают эпохой расцвета для Византии. Такого величия страна не достигала ни в предыдущие, ни в последующие века.

Внутренняя политика императора Юстиниана

Одним из его величайших достижений было создание кодекса законов. В него вошли не только все действующие на тот момент в империи законы, но и юридические труды самого императора.

Кодекс Юстиниана

Римское право считается одной из самых совершенных юридических систем Древнего Мира.

Основным направлением внутренней политики Юстиниан считал единство империи, мощь христианской церкви и соблюдение установленных им законов.

Для поддержки церкви император закрыл Афинскую академию, которая была основана Платоном.

Во время правления Юстиниана начали собираться Вселенские соборы — они представляли собой съезды, на которые съезжалось высшее христианское духовенство.

Храм Святой Софии в Константинополе

Был создан Собор Святой Софии в Константинополе. Он является одним из самых больших христианских храмов в мире и уступает по величине только тому, который расположен в Риме.

В рассматриваемый период происходило интенсивное строительство военных сооружений. Огромные размеры империи диктовали необходимость прилагать серьёзные усилия для её защиты.

Его реформы имели и оборотную сторону. Государству требовались деньги для развития — поэтому налоги были высокими.

Борьба за утверждение христианства сопровождалась преследованиями за языческую религию. В 532 году это привело к кровопролитному восстанию, которое было подавлено с помощью полководца Велизария.

Социально-экономические реформы

Юстиниан отменил римскую систему управления страной и учредил византийскую. При этом империю поделили на области (префектуры), а те — на округа (фемы).

Византийская система управления

Управление осуществляли наместники, выполняющие императорскую волю.

Для более эффективной работы были организованы различные ведомства: налоговое, почтовое и другие. Чиновники назначались императором и получали соответствующее должности жалование.

Власть императора имела важную особенность — она в Византии не передавалась по наследству. Для того, чтобы удержаться на троне, базилевс (скипетродержатель) должен был уметь бороться не только против внешних, но и против внутренних врагов.

Император стремился утвердить на всей территории империи единую религию — христианство.

Административные реформы

Юстиниан 1

При этом правителе были проведены следующие реформы в административной сфере:

Прекращено получение должностей путём оплаты за них.

Юстиниан стремился ограничить взяточничество и считал одной из его причин — недостаточно высокие оклады чиновников, не позволяющие им кормить семью на надлежащем уровне. Император обеспечил рост заработной платы, что привело к снижению коррупции.

Юстиниан принял меры, которые ограничивали абсолютную власть его чиновников. Тем, кто управлял провинцией, не было разрешено вмешиваться в дела столичных городов. В тех случаях, когда влиятельные горожане считали указания чиновников незаконными, они имели возможность оспаривать такие распоряжения. Епископам была предоставлена возможность выполнять контроль над представителями императорской администрации.

Армия была организована по профессиональному принципу.

Необходимо отметить, что епископы и их аппарат не обладали полномочиями для дублирования работы администрации. У них имелись только возможности осуществлять контроль над ней.

Финансовая политика

Монеты Юстиниана

Ведение финансовой политики осуществлялось в соответствии с определёнными целями, которые изложены ниже:

Наиболее важной считалась необходимость всемерного укрепления христианской церкви, которая была основной опорой императорской власти.

Другая важная цель — укрепление военной мощи империи. Практически всё время, когда Юстиниан был у власти, империя вела военные действия.

Правитель провёл налоговые реформы.

Этот император правил Византией в течение 38 лет. Мирный период был кратким и длился 6 лет.

Внешняя политика императора Юстиниана Великого

На тот момент, когда Юстиниан пришёл к власти, империя включала в себя следующие территории:

полуостров Малая Азия;

На исходе правления к территории добавились: государство Вандалов, юг Испании, Апеннинский полуостров и некоторые другие территории.

Карта военных действий

Итоги военной экспансии Византии были впечатляющими. В 833 году Юстиниан отправил своего полководца Велизария на завоевание государства Вандалов. Эта война для Византии была успешной. Спустя год эта территория стала частью империи.

В императорской армии активно использовались дикие варвары. Кавалерия, состоявшая из гуннов, была основной ударной силой в боях по завоеванию государства Вандалов. Когда происходило генеральное сражение этой войны, противник устрашился вида этих свирепых воинов и сбежал в пустыню. После этого Велизарий захватил Карфаген.

Следующей целью Юстиниана Великого стало завоевание Апеннинского полуострова. В это время на территории Италии обосновалось королевство остготов. Германские королевства в этот период постоянно вели войны между собой, что их существенно ослабляло.

Юстиниан объявил им войну. Боевые действия шли успешно для византийской армии. Остготы вынуждены были искать помощь и обратились за ней к Персии. Император смог провести переговоры с этой страной и подписал с ней мирный договор, обезопасив восточные границы империи.

Внешняя политика Юстиниана

Одним из первых успехов в войне за завоевание Апеннинского полуострова был захват Сицилии. Во время этой операции сопротивление врага было относительно слабым. Велизарий завоёвывал итальянские города один за другим. Большая их часть сдавалась победителю. Затем он осадил и взял Неаполь.

После этого Папа Римский предложил ему войти в Рим. Велизарий предполагал, что это является уловкой, а на самом деле противник собирает силы для ответного удара. Он вошёл в город и стал готовиться к обороне, возводя дополнительные укрепления. После осады, длившейся один год и два месяца (537 - 538 гг.), Велизарий продолжил наступление и покорил северо-восточную часть страны.

Апеннинский полуостров оставался под властью Византийской империи до середины восьмого века.

В 540 году Персия разорвала мирный договор с Юстинианом и начала открыто готовиться к военным действиям. Византии грозила война на два фронта.

Последняя военная кампания под руководством Велизария происходила на территории Фракии. Византия в 559 году давала отпор нападению племени котригуров. Полководец был близок к тому, чтобы одержать победу над ними, однако император принял решение откупиться от агрессора. После этого полководец до конца своей жизни пребывал в немилости у императора.


Какими достижениями прославилась империя Юстиниана

Кратко о правлении императора Юстиниана сказано в таблице:

Правление Юстиниана 1

За то время, когда император Юстиниан был у власти, территория его государства увеличилась в два раза и достигла наибольших размеров за всю свою историю.

Итоги правления

Была создана сильная и профессиональная армия, которая одержала множество побед, однако на её содержание требовалось много денег. Во вторую половину правления это привело к серьёзным проблемам в экономике страны.


Читайте также: