В чем заключаются особенности наблюдения как диагностического метода кратко

Обновлено: 04.07.2024

В классификации диагностических методов наблюдение относится к малоструктурированным приемам диагностики. Существует и класси­фикация самого метода наблюдения: наблюдение может быть срезовым или лонгитюдным, в зависимости от длительности и задач исследовате­лей, наблюдение может быть включенным или пассивным, в зависимо­сти от степени вовлечения психолога в наблюдаемую ситуацию.

Наблюдение, которое будет описано ниже, трудно отнести к какому- либо одному виду. Скорее его можно назвать скрининговым интегративным наблюдением, поскольку при таком виде наблюдения можно фиксировать самые различные параметры и характеристики деятельно­сти группы детей (или одного ребенка), в зависимости от задач, постав­ленных перед психологом. Такое наблюдение можно осуществляться в различных учебных и вне учебных ситуациях. Например, во время уро­ка или во время перемены, в различное время дня — на первых уроках или на протяжении последних уроков, на занятиях основного цикла или на уроках физкультуры или труда и т. п.

В рамках нашей работы основной задачей подобного наблюдения сле­дует рассматривать выделение детей, чье поведение или отдельные ха­рактеристики развития отличаются от поведения основной массы детей, то есть выделение детей (пока еще) группы риска по необходимости со­здании для них специальных образовательных условий. В ситуации эле­ктронной записи в школы и отсутствия собеседования или тестирования при приеме в школу такое наблюдение является инструментом психоло­га, позволяющим выделить детей, нуждающихся в углубленном обследо­вании специалистов, и создании на этой основе рекомендаций по созда­нию специальных образовательных условий для их успешной адаптации.

Как и в случае разработки анкеты педагога, анализируются показа­тели, которые несколько отличаются от рассмотренных выше, посколь­ку специфичны именно для психологической оценки, но в то же время полностью комплементарны показателям педагогической.

Психологом должны быть оценены следующие показатели поведе­ния и состояния ребенка, в том числе, психические процессы:

Операциональные характеристики деятельности (темп деятельно­сти, работоспособность, характеристика параметров внимания);

Характер поведения ребенка в целом, а также такой его параметр как целенаправленность (регуляторная зрелость);

Особенности речевого развития;

Аффективные и эмоциональные особенности ребенка;

Специфика взаимодействия ребенка с детьми и взрослыми (ком­муникативный аспект);

Моторная гармоничность, ловкость ребенка (включая оценку лате­ральных моторных и сенсорных предпочтений ребенка);

Анализ продуктов деятельности как дополнительный элемент ме­тода наблюдения.

Помимо этого была разработана и апробирована собственно техно­логия такого наблюдения и условия его проведения.

Еще одним условием осуществления такого наблюдения являются за­ранее заготовленные листы-схемы и листы для фиксации наблюдений.

Допустим, Ваше внимание в основном направлено на детей, находя­щихся на местах №№ 24, 26, 25 (см. рисунок) — то есть дети, сидящие за этими партами требуют наиболее пристального внимания, но, боко­вым зрением при этом вы можете заметить и то, что на местах 3 и 5 или 3 и 4 тоже что-то происходит, например, дети начали играть под парта­ми в машинки. Согласитесь, что при этом проще и быстрее занести в ли­сты наблюдений номера мест и ваше наблюдение, чем прописывать фа­милии детей.

Следует заметить, что дело даже не в количестве посещений детей одного и того же класса. Наиболее важно то, что наше наблюдение должно происходить в различных учебных (жизненных) ситуациях. Можно идентифицировать все эти ситуации. Хорошо, если психологу удалось наблюдать детей в нескольких из них.

Начало учебного дня: 1-й, 2-ой уроки. При этом важно, чтобы пси­холог мог присутствовать на уроках, реализующих разные учебные за­дачи и требующих от ребенка включения различных видов активности;

Конец учебного дня: 4-й, 5-й уроки;

Начало недели (четверти);

Конец недели (четверти);

Урок физкультуры, урок труда; (в обоих случаях информация, по­лучаемая в ходе наблюдения за детьми на этих уроках крайне важна);

Начало учебного дня, 1-й, 2-ой уроки — контрольная или самосто­ятельная работа;

Конец учебного дня, 4-й, 5-й уроки — контрольная или самостоя­тельная работа;

Репетиция какого-либо действия;

Сам праздник или какое-либо выступление;

Свободное поведение детей на перемене;

Дети в столовой.

Дети во время прогулки.

В дальнейшем, если в задачу на­блюдения входит уточнение или качественная специфика наблюдаемых проблем — удобнее использовать дополнительные таблицы.

Наблюдение - целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.

Особенности метода наблюдения:

  • непосредственная связь исследователя с объектом наблюдения; одновременность события и его наблюдения;
  • данные об объекте наблюдения получены со стороны наблюдателем;
  • целостное восприятие наблюдаемой ситуации;
  • зависимость данных от состояния и установок наблюдателя;
  • влияние наблюдателя на объект наблюдения;
  • влияние объекта наблюдения на восприятие наблюдателем его признаков и их оценку.

Научное наблюдение связано с прямым, непосредственным восприятием событий или участием в них.

Оно имеет много общего с обыденным наблюдением, как человек в повседневной жизни воспринимает происходящее, анализирует и объясняет поведение людей, связывает его с характеристиками условий деятельности, запоминает и обобщает события, очевидцем которых он становится.

Отличия научного наблюдения от обыденного:

  • четко сформулированы цели и задачи, объект и предмет наблюдения;
  • осуществляется по заранее продуманному плану;
  • данные наблюдения фиксируются в протоколах по определенной системе;
  • полученная информация подвергается контролю на обоснованность и устойчивость.

Наблюдению присущи свои особенности, преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать при его применении.

Преимущества метода наблюдения:

  • непосредственное восприятие поведения объекта наблюдения в реальном времени;
  • оперативность получения информации;
  • объективность, конкретность данных;
  • единство эмоционального и рационального в восприятии ситуации;
  • расширение возможностей интуиции в понимании и объяснении явлений;
  • возможность точнее понять смысл поведения людей за счет идентификации с ценностями, целями объектов наблюдения.
  • возможность использования опыта наблюдателя в выявлении проблемных ситуаций, гибкость исследовательских установок;
  • возможности приближения объекта к условиям экспериментальной ситуации.

Недостатки метода наблюдения:

  • локальность наблюдаемых явлений, ограниченный характер наблюдаемой ситуации;
  • невозможность повторения событий ситуации;
  • трудность дифференциации и выделения признаков наблюдаемой ситуации;
  • искажение естественного состояния объекта ограничивает возможности для обобщения;
  • пассивность метода, его зависимость от имеющихся на момент наблюдения состояний объекта.
  • ограничены возможности получения данных о целях, мотивах поведения;
  • субъективность, искажение, ошибки в регистрации признаков из-за эмоций, низкой квалификации, неверных установок наблюдателя.

Типичные ошибки наблюдения:

  • Гало-эффект- обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.
  • Эффект снисхождения- тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.
  • Ошибка центральной тенденции- наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому поведению.
  • Ошибка корреляции- оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).
  • Ошибка контраста- склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.
  • Ошибка первого впечатления- первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.

Наблюдение незаменимо в случаях, когда:

  • необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию,
  • нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Классификация видов наблюдения

Виды наблюдения

Все разновидности наблюдения могут сочетаться различным образом. Рассмотрим их отдельные виды.

Контролируемое наблюдение

  • заранее предусматривает ситуации наблюдения и конкретные способы регистрации фактов,
  • применяется в исследованиях описательного и экспериментального плана, когда исследователь знаком с изучаемым явлением.

Неконтролируемое наблюдение

  • применяется в исследованиях разведывательного плана с целью предварительного знакомства с проблемой,
  • при проведении отсутствует детальный план действий наблюдателя, определены лишь самые общие черты ситуации.

Применяется на практике на начальном этапе исследования, а также совместно с другими методами сбора данных, дополняя и контролируя полученную информацию.

Открытое наблюдение :

  • предполагает оповещение наблюдаемых о проводимом наблюдении,
  • осуществляется с целью изучения психологической совместимости группы, экипажа, а также выявления лиц, склонных к отклоняющемуся поведению.

Скрытое наблюдение - осуществляется наблюдателем инкогнито, когда наблюдаемые не знают, что являются объектом исследования,

Включенное наблюдение - наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует:

  • предполагает непосредственное участие наблюдателя в происходящих событиях,
  • исследователь может не выделяться как наблюдатель (скрытое включенное наблюдение), осуществляя изучение данной совокупности как бы изнутри.

Включенное наблюдение не всегда используется как скрытое. Возможны и варианты включенного открытого наблюдения.

Варианты включенного наблюдения:

Невключенное наблюдение:

  • осуществляется со стороны,
  • наблюдатель не является участником происходящих событий.

Невключенное наблюдение может быть как скрытым, так и открытым.

Полевое наблюдение:

  • самый распространенный вид исследования,
  • протекает в естественных для наблюдаемых условиях;
  • реально отражает различные стороны жизни и деятельности объекта.

При полевых обследованиях следует различать наблюдение:

  • безучастное,
  • пассивное,
  • активно соучаствующее.

В случае активно соучаствующего наблюдения исследователь живет вместе с группой или сообществом, которые он изучает, принимая непосредственное участие в их деятельности.

Лабораторное наблюдение:

  • характеризуется искусственными условиями, которые только моделируют естественные,
  • исследователь сам определяет эти условия, место и время проведения наблюдения.

Преимущество лабораторного наблюдения – углубленное изучение отдельных сторон деятельности индивида.

При лабораторном наблюдении широко используются различные технические средства – фото – кино – видео – аппаратура, измерительные приборы.

Систематическое наблюдение:

  • проводится регулярно с заданной периодичностью,
  • осуществляется по достаточно структурированной методике с высокой степенью конкретизации всей деятельности наблюдателя, по определенному плану,
  • выделяются регистрируемые особенности поведения (переменные),
  • классифицирует условия внешней среды.

Несистема тическое (с лучайное ) наблюдение:

  • обычно не планируется, является богатым источником информации,
  • трудность данной разновидности наблюдения состоит в непредсказуемости, случайности возникновения событий,
  • продуктивно в течение более или менее продолжительного промежутка времени.

Проводится в ходе полевого исследования и широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии.

Важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях.

Эпизодическое наблюдение – это фиксация изучаемых явлений и событий при отсутствии четкого регламента регистрации их в определенных временных интервалах или по различным этапам их протекания.

Одномоментное наблюдение – фиксируется одно явление или событие, происходящее в определенном месте и в определенное время, например, осуществляемое психологом невключенное наблюдение за поведением студентов на занятии.

Панельное наблюдение – процесс неоднократного, протяженного во времени, проводимого через определенные интервалы, систематического и организованного наблюдения за одним и тем же объектом, с целью выявить его изменения.

Нестандартизированное наблюдение – изучение психологических явлений и процессов, когда определен только объект наблюдения, но не определены элементы изучаемого процесса и события, которые будут наблюдаться.

Чаще всего применяется на начальной стадии психологического исследования с целью определения проблемной ситуации.

Стандартизированное наблюдение – способ сбора эмипирической психологической информации, когда заранее определен не только объект и предмет исследования, но и состав элементов изучаемого процесса.

Стандартизированное наблюдение может быть использовано как основной метод сбора информации для точного описания предмета исследования и в качестве способа проверки результатов, полученных другими методами, уточнения, корректировки их.

Выборочное наблюдение - исследователь обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов.

Наблюдение может быть:

  • непосредственное;
  • с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов (аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т. д.).

Самым лучшим способом исследования поведенческих проявлений -сплошное наблюдение.

Лучший способ фиксации — скрытая аудиовизуальная запись, которую можно было бы неоднократно анализировать. Для психологической диагностики интересны все поведенческие проявления больного (и вербальные, и невербальные), имеющие диагностическую значимость.

В ходе наблюдения может фиксироваться то, что невозможно зарегистрировать никаким иным методом, а именно:

  • стиль поведения,
  • жесты,
  • мимику,
  • движения индивидов и целых групп.

Наблюдение используется вкупе с другими методами сбора информации, обогащая бесстрастную статистику живым материалом восприятия.

Метод наблюдения - один из наиболее сложных и трудоемких методов исследования, предполагающий составление программы наблюдения.

В программе прописываются этапы процедуры исследования методом наблюдения:

1) выявляется проблемная ситуация,

2) определяются цели и задачи,

3) определяются объект наблюдения (отдельные индивиды или группа), предмет наблюдения (поведение индивида или группы), ситуации наблюдения;

4) выбирается способ наблюдения и регистрации данных;

5) строится план наблюдения (ситуации — объект — время);

6) выбирается метод обработки результатов;

7) осуществляется наблюдение согласно плана;

8) проводится обработка и интерпретация полученной информации.

Для регистрации различных действий объекта наблюдения (единиц наблюдения) используются следующие документы :

а) карточка наблюдения – предназначена для регистрации признаков наблюдения в строго формализованном и, как правило, в закодированном виде;

б) протокол наблюдения – предназначен для комбинированной регистрации результатов наблюдения в формализованных и неформализованных процедурах. Отражает алгоритм взаимодействия различных карточек наблюдения;

в) дневник наблюдателя – предназначен для фиксации результатов наблюдения. В нем отмечаются не только сведения об объекте, но и действия исследователя в ходе наблюдения, дается оценка инструментария.

В психологии под наблюдением понимается целеустремленное и планомерное восприятие действительности с последующей систематизацией фактов и осуществлением выводов.

Научное наблюдение в профессиональной педагогике представляет собой целенаправленное и организованное восприятие предметов, явлений и процессов воспитания, обучения и развития человека в процессе его профессиональной подготовки.

Г. И. Рузавин [15, 62 стр.] отмечает, что наблюдение и эксперимент являются двумя основными формами эмпирического познания, без которых невозможно было бы получить исходную информацию для дальнейших теоретических построений и проверки последних на опыте.

П. Фресс отмечает, что в каждой экспериментальной исследовательской работе можно выделить четыре главные фазы:

1) наблюдение, которое позволяет обнаруживать важные факты;

2) формирование гипотез о зависимостях, которые могут существовать между фактами;

3) экспериментирование, целью которого является проверка гипотез;

4) обработку результатов исследования и их интерпретацию.

Еще в XIII веке различали пассивное наблюдение и научное, активное наблюдение. Последнее представляет собой развитую и усовершенствованную форму пассивного чувственного познания действительности. При этом происходит научное, точное и объективное наблюдение и регистрация характерных признаков различных предметов и явлений.

Каждое научное наблюдение должно в какой-то мере давать ответ на поставленный исследователем вопрос. Последнее же нередко забывается, и в результате этого шкафы и полки исследователя переполнены протоколами наблюдений, но использовать он их не может, так как накоплены они без четко поставленной цели.

Главное различие между наблюдением и экспериментом состоит в сущности поставленного исследователем вопроса. Проводя наблюдение, ученый не знает ответа на поставленный вопрос или же имеет лишь смутное представление о нем. А в эксперименте ответ на вопрос дается в виде гипотезы, т. е. ученый предполагает наличие определенной связи между фактами и с помощью эксперимента попытается доказать или опровергнуть ее существование.

Наблюдение отличается от эксперимента еще и тем, что оно протекает в уже имеющихся условиях без внешнего воздействия па наблюдаемый объект или явление. В эксперименте, наоборот, происходит активное воздействие на явления или объекты путем создания условий, соответствующих цели исследования.

Чтобы найти в изучаемых явлениях новое и существенное, научное наблюдение требует также большой внимательности и серьезной мыслительной деятельности.

Объектами наблюдения в профессиональной педагогике могут быть действия учащихся или учебных групп в учебном процессе, выполнение ученических работ, изменение поведения учащихся, действия преподавателя, методы обучения и учения и другие педагогические явления.

Наблюдение в исследованиях профессиональной педагогики имеет следующие две основные функции: 1) обеспечить теоретическое исследование эмпирической информацией; 2) проверить адекватность и истинность теории в практике. [13;212 стр.].

Наблюдения, применяемые в педагогических исследованиях, можно классифицировать по различным признакам. Рассмотрим эти классификации.

1. По частоте наблюдения делятся на постоянные, повторные и однократные. Постоянным наблюдением охватывают, например, уроки по какому-либо предмету непрерывно в течение известного времени; повторным — через определенные промежутки времени (например, через неделю), при однократном же наблюдении регистрируется виденное лишь на одном уроке. (Последнее применяется редко и преимущественно для констатации какого-либо положения.)

2. По объему охвата объекта различают сплошные и несплошные (или частичные) наблюдения. В первом случае наблюдаются все исследуемые объекты, во втором — часть из них.

Несплошные наблюдения можно подразделить еще на ряд групп.

При монографическом наблюдении исследуется деятельность лишь одного относящегося к объекту наблюдения элемента и на основе этого делается вывод о деятельности всего объекта.

Например: деятельность средне успевающего учащегося при усвоении какого-либо навыка пристально наблюдается, и на основе этого делается вывод об усвоении навыков всей учебной группой.




Этот вид наблюдения редко используется в педагогике, так как таким способом трудно получить достоверные данные о деятельности всей учебной группы.

В сопоставительно-монографическом наблюдении из объекта наблюдения извлекают два или несколько различных, в большинстве случаев два крайних элемента, и в результате их наблюдения делается обобщение об объекте в целом.

Например: из учебной группы отбирается самый сильный и самый слабый ученик, наблюдается некий вид их деятельности, и на основе этого пытаются охарактеризовать всю группу.[6;7-11стр.]

При наблюдении основного массива исследуется основной состав объекта, а та часть, которая имеет второстепенное (побочное) значение, исключается. Наблюдением должно быть охвачено не менее 80% обследуемых.

Так, например, обычно не подвергаются наблюдению отстающие по всем предметам и очень сильные учащиеся, поскольку включение их в изучаемый комплекс может довести до весьма противоположных крайностей в результатах наблюдения. Этот вид наблюдений применим в том случае, если в классном коллективе имеются учащиеся сильно отличающиеся от других по своим способностям.

Выборочным наблюдением охватывается лишь сравнительно малая, но репрезентативная главная часть объекта. Из общего комплекса с помощью разнообразных методов отбирается так называемый извлеченный комплекс. Чем однороднее общий комплекс, тем меньше может быть извлекаемый. Отбор последнего происходит путем математических вычислений, основывающихся на теории вероятности.

3. По способу получения сведений наблюдения можно подразделить на непосредственные и косвенные. При непосредственном, или прямом наблюдении, исследователь регистрирует непосредственно увиденные во время наблюдения факты. [20;16-25стр.]

Косвенным, или опосредованным, называется наблюдение, когда непосредственно наблюдается не сам предмет или процесс, а его результат.

Так, например, мы не можем непосредственно видеть процесс мышления учащихся, но на основе хода решения задан можно сделать вывод о последовательности шагов мышления.

4. В зависимости от того, приводит ли наблюдение постороннее лицо или лицо, участвующее в учебном процессе, мы имеем дело с внешним, или объективным наблюдением, и самонаблюдением. Тот и другой вид наблюдения имеет свои положительные и отрицательные стороны. В первом случае постороннее лицо объективно оценивает происходящее на уроке, у него достаточно времени подробно записывать результаты наблюдения, и внимание его сосредоточено лишь на одном-двух действиях. Главным же недостатком объективного наблюдения является то, что присутствие постороннего человека в какой-то мере мешает нормальному ходу урока. Но если такие уроки проводятся часто, учащиеся вскоре привыкают к постороннему наблюдателю, и учебная работа протекает совершенно нормально.

Положительной стороной самонаблюдения является то, что - урок проходит в нормальных условиях без присутствия постороннего лица, к тому же учитель часто способен лучше, чем посторонний наблюдатель, анализировать свою деятельность. Недостаток такого наблюдения состоит в том, что субъективное отношение наблюдателя к тому или другому явлению может оказать влияние на результаты наблюдения. Кроме того, поскольку наблюдатель-учитель одновременно с наблюдением ведет урок, то он не в состоянии все время с нужной точностью следить за наблюдаемыми явлениями. [11;117стр.]

В психологии под наблюдением понимается целеустремленное и планомерное восприятие действительности с последующей систематизацией фактов и осуществлением выводов.

Научное наблюдение в профессиональной педагогике представляет собой целенаправленное и организованное восприятие предметов, явлений и процессов воспитания, обучения и развития человека в процессе его профессиональной подготовки.

Г. И. Рузавин [15, 62 стр.] отмечает, что наблюдение и эксперимент являются двумя основными формами эмпирического познания, без которых невозможно было бы получить исходную информацию для дальнейших теоретических построений и проверки последних на опыте.

П. Фресс отмечает, что в каждой экспериментальной исследовательской работе можно выделить четыре главные фазы:

1) наблюдение, которое позволяет обнаруживать важные факты;

2) формирование гипотез о зависимостях, которые могут существовать между фактами;

3) экспериментирование, целью которого является проверка гипотез;

4) обработку результатов исследования и их интерпретацию.

Еще в XIII веке различали пассивное наблюдение и научное, активное наблюдение. Последнее представляет собой развитую и усовершенствованную форму пассивного чувственного познания действительности. При этом происходит научное, точное и объективное наблюдение и регистрация характерных признаков различных предметов и явлений.

Каждое научное наблюдение должно в какой-то мере давать ответ на поставленный исследователем вопрос. Последнее же нередко забывается, и в результате этого шкафы и полки исследователя переполнены протоколами наблюдений, но использовать он их не может, так как накоплены они без четко поставленной цели.

Главное различие между наблюдением и экспериментом состоит в сущности поставленного исследователем вопроса. Проводя наблюдение, ученый не знает ответа на поставленный вопрос или же имеет лишь смутное представление о нем. А в эксперименте ответ на вопрос дается в виде гипотезы, т. е. ученый предполагает наличие определенной связи между фактами и с помощью эксперимента попытается доказать или опровергнуть ее существование.

Наблюдение отличается от эксперимента еще и тем, что оно протекает в уже имеющихся условиях без внешнего воздействия па наблюдаемый объект или явление. В эксперименте, наоборот, происходит активное воздействие на явления или объекты путем создания условий, соответствующих цели исследования.

Чтобы найти в изучаемых явлениях новое и существенное, научное наблюдение требует также большой внимательности и серьезной мыслительной деятельности.

Объектами наблюдения в профессиональной педагогике могут быть действия учащихся или учебных групп в учебном процессе, выполнение ученических работ, изменение поведения учащихся, действия преподавателя, методы обучения и учения и другие педагогические явления.

Наблюдение в исследованиях профессиональной педагогики имеет следующие две основные функции: 1) обеспечить теоретическое исследование эмпирической информацией; 2) проверить адекватность и истинность теории в практике. [13;212 стр.].

Наблюдения, применяемые в педагогических исследованиях, можно классифицировать по различным признакам. Рассмотрим эти классификации.

1. По частоте наблюдения делятся на постоянные, повторные и однократные. Постоянным наблюдением охватывают, например, уроки по какому-либо предмету непрерывно в течение известного времени; повторным — через определенные промежутки времени (например, через неделю), при однократном же наблюдении регистрируется виденное лишь на одном уроке. (Последнее применяется редко и преимущественно для констатации какого-либо положения.)

2. По объему охвата объекта различают сплошные и несплошные (или частичные) наблюдения. В первом случае наблюдаются все исследуемые объекты, во втором — часть из них.

Несплошные наблюдения можно подразделить еще на ряд групп.

При монографическом наблюдении исследуется деятельность лишь одного относящегося к объекту наблюдения элемента и на основе этого делается вывод о деятельности всего объекта.

Например: деятельность средне успевающего учащегося при усвоении какого-либо навыка пристально наблюдается, и на основе этого делается вывод об усвоении навыков всей учебной группой.

Этот вид наблюдения редко используется в педагогике, так как таким способом трудно получить достоверные данные о деятельности всей учебной группы.

В сопоставительно-монографическом наблюдении из объекта наблюдения извлекают два или несколько различных, в большинстве случаев два крайних элемента, и в результате их наблюдения делается обобщение об объекте в целом.

Например: из учебной группы отбирается самый сильный и самый слабый ученик, наблюдается некий вид их деятельности, и на основе этого пытаются охарактеризовать всю группу.[6;7-11стр.]

При наблюдении основного массива исследуется основной состав объекта, а та часть, которая имеет второстепенное (побочное) значение, исключается. Наблюдением должно быть охвачено не менее 80% обследуемых.

Так, например, обычно не подвергаются наблюдению отстающие по всем предметам и очень сильные учащиеся, поскольку включение их в изучаемый комплекс может довести до весьма противоположных крайностей в результатах наблюдения. Этот вид наблюдений применим в том случае, если в классном коллективе имеются учащиеся сильно отличающиеся от других по своим способностям.

Выборочным наблюдением охватывается лишь сравнительно малая, но репрезентативная главная часть объекта. Из общего комплекса с помощью разнообразных методов отбирается так называемый извлеченный комплекс. Чем однороднее общий комплекс, тем меньше может быть извлекаемый. Отбор последнего происходит путем математических вычислений, основывающихся на теории вероятности.

3. По способу получения сведений наблюдения можно подразделить на непосредственные и косвенные. При непосредственном, или прямом наблюдении, исследователь регистрирует непосредственно увиденные во время наблюдения факты. [20;16-25стр.]

Косвенным, или опосредованным, называется наблюдение, когда непосредственно наблюдается не сам предмет или процесс, а его результат.

Так, например, мы не можем непосредственно видеть процесс мышления учащихся, но на основе хода решения задан можно сделать вывод о последовательности шагов мышления.

4. В зависимости от того, приводит ли наблюдение постороннее лицо или лицо, участвующее в учебном процессе, мы имеем дело с внешним, или объективным наблюдением, и самонаблюдением. Тот и другой вид наблюдения имеет свои положительные и отрицательные стороны. В первом случае постороннее лицо объективно оценивает происходящее на уроке, у него достаточно времени подробно записывать результаты наблюдения, и внимание его сосредоточено лишь на одном-двух действиях. Главным же недостатком объективного наблюдения является то, что присутствие постороннего человека в какой-то мере мешает нормальному ходу урока. Но если такие уроки проводятся часто, учащиеся вскоре привыкают к постороннему наблюдателю, и учебная работа протекает совершенно нормально.

Положительной стороной самонаблюдения является то, что - урок проходит в нормальных условиях без присутствия постороннего лица, к тому же учитель часто способен лучше, чем посторонний наблюдатель, анализировать свою деятельность. Недостаток такого наблюдения состоит в том, что субъективное отношение наблюдателя к тому или другому явлению может оказать влияние на результаты наблюдения. Кроме того, поскольку наблюдатель-учитель одновременно с наблюдением ведет урок, то он не в состоянии все время с нужной точностью следить за наблюдаемыми явлениями. [11;117стр.]

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наблюдение – целеустремленный и планомерный сбор информации с последующей систематизацией фактов и формулированием выводов. Изучение естественного поведения – одно из достоинств метода наблюдения. Активное или пассивное наблюдение за ребенком организуется на занятиях, в игре, в свободной деятельности, в группе детского сада, в совместной деятельности с родителями, т.е. в естественной для ребенка ситуации. С помощью метода наблюдения можно выявить и оценить такие составляющие деятельности ребенка, как навязчивые или стереотипные действия, выраженные аффективные и эмоциональные реакции, проявления тревожности. Наблюдения позволяют выяснить, насколько развиты у ребенка навыки самообслуживания, опрятность в одежде, как он относится к поручениям, какой фон настроения у него преобладает, каковы особенности его двигательного развития. Такая информация становится основанием для его последующего углубленного изучения.

Наблюдение является надежным методом, не требует специального оборудования и исключает дополнительную психоэмоциональную нагрузку ребенка. Вместе с тем использование этого метода предполагает наличие у педагога высокого уровня профессиональной подготовки и хорошего знания о педагогических особенностях детей. Для опытного специалиста метод наблюдения очень важен в процессе диагностики, но начинающий педагог должен проверять полученную при наблюдении информацию в ходе педагогического изучения ребенка.

Наблюдение является надежным методом, не требует специального оборудования и исключает дополнительную психоэмоциональную нагрузку ребенка. Вместе с тем использование этого метода предполагает наличие у педагога высокого уровня профессиональной подготовки и хорошего знания о педагогических особенностях детей. Для опытного специалиста метод наблюдения очень важен в процессе диагностики, но начинающий педагог должен проверять полученную при наблюдении информацию в ходе педагогического изучения ребенка.

Сведения, получаемые путем различных наблюдений, должны быть сопоставимыми: с применением одинаковых критериев, данных, полученных через равные промежутки времени, в одних и тех же оценках и др. Наблюдатель должен заранее знать, какие ошибки могут быть допущены при наблюдении и предупреждать их. Наблюдение всегда начинается с постановки цели, которая помогает определить основные параметры наблюдения. Целью наблюдения является изучение ребенка как носителя тех или иных психолого-педагогических особенностей и сопоставление результатов наблюдения с известными признаками имеющихся у детей нарушений развития. Процедура наблюдения бывает различной в зависимости от ряда объективных и субъективных факторов – контингента наблюдаемых, характера изучаемых явлений и т.д. Педагог может войти в состав наблюдаемой группы детей, например, играть с ними (активное наблюдение), а может оставаться в позиции постороннего человека, наблюдающего со стороны (пассивное наблюдение).

Принцип целенаправленности требует, чтобы наблюдение служило определенной цели, и не шло на поводу, подобно наивному наблюдению, у меняющихся раздражителей. Тот, кто собирается проводить научное наблюдение, должен вначале выдвинуть несколько гипотез, которые он будет проверять в процессе наблюдения. Принцип константности требует не довольствоваться поверхностными впечатлениями, как при беглом осмотре, и не переоценивать значения случайных, кратковременных явлений. Тот, кто проводит наблюдение, знает, что он должен наблюдать. Он повторяет наблюдение в сопоставимых ситуациях или несколько наблюдателей следят за одной и той же ситуацией. Если одну и ту же ситуацию наблюдают несколько человек, то можно высчитать, насколько совпадают между собой их наблюдения. Если наблюдения повторяются достаточно часто, то можно сделать выводы о константности феноменов.

Принцип целенаправленности требует, чтобы наблюдение служило определенной цели, и не шло на поводу, подобно наивному наблюдению, у меняющихся раздражителей. Тот, кто собирается проводить научное наблюдение, должен вначале выдвинуть несколько гипотез, которые он будет проверять в процессе наблюдения. Принцип константности требует не довольствоваться поверхностными впечатлениями, как при беглом осмотре, и не переоценивать значения случайных, кратковременных явлений. Тот, кто проводит наблюдение, знает, что он должен наблюдать. Он повторяет наблюдение в сопоставимых ситуациях или несколько наблюдателей следят за одной и той же ситуацией. Если одну и ту же ситуацию наблюдают несколько человек, то можно высчитать, насколько совпадают между собой их наблюдения. Если наблюдения повторяются достаточно часто, то можно сделать выводы о константности феноменов.

Принцип контроля, выходящий за рамки повторения наблюдении и совпадений наблюдений нескольких наблюдателей, требует, чтобы выводы, которые делаются на основании наблюдений над определенными группами лиц, проверялись в ходе контрольных наблюдений в других группах. Это необходимо для того, чтобы установить, не являются ли полученные результаты специфическими лишь для одной этой группы испытуемых.

Принцип контроля, выходящий за рамки повторения наблюдении и совпадений наблюдений нескольких наблюдателей, требует, чтобы выводы, которые делаются на основании наблюдений над определенными группами лиц, проверялись в ходе контрольных наблюдений в других группах. Это необходимо для того, чтобы установить, не являются ли полученные результаты специфическими лишь для одной этой группы испытуемых.

Контролируемое наблюдение – наблюдение, заранее предусматривающее ситуации наблюдения и конкретные способы регистрации фактов. Чаще всего оно применяется в исследованиях описательного и экспериментального плана, когда педагог знаком с изучаемым явлением и его интересуют только его описательные характеристики. Неконтролируемое наблюдение – наблюдение, применяемое в целях предварительного знакомства с проблемой. При его проведении отсутствует детальный план действий наблюдателя, определены лишь самые общие черты ситуации. Эта разновидность широко применяется на начальном этапе изучения человека, группы и дополняется другими методами сбора информации. Открытое наблюдение – оповещение наблюдаемых о том, что за ними ведется наблюдение. При скрытом наблюдении наблюдаемые не знают, что являются объектом изучения. Эта разновидность наблюдения наиболее эффективна, т.к. позволяет выявить действительные интересы и увлечения человека, систему отношений в группе, наличие микрогрупп, их направленность, неформальных лидеров и т.д.

Включенное наблюдение – непосредственное участие педагога (наблюдателя) в происходящих событиях. Исследователь может не выделяться, как наблюдатель (скрытое включенное наблюдение), осуществляя изучение объекта как бы изнутри, что позволяет ему выявить скрытые социальные явления. В случае предварительного информирования людей о проводимом наблюдении говорят о включенном открытом наблюдении (например совместное с наблюдателем выполнение производственных задач, спортивные игры и т.д.). Такой вид наблюдения полезен тогда, когда наблюдатель может дать правильную оценку явлению, лишь прочувствовав его на самом себе. Невключенное наблюдение – осуществляется со стороны. Наблюдатель не является участником происходящих событий. Оно может быть скрытым и открытым. Полевое наблюдение – наблюдение, осуществляемое в естественных для наблюдаемых людей условиях жизнедеятельности (по месту работы, парке и т.д.). Лабораторное наблюдение – создание искусственных условий, которые только моделируют естественные. Условия, место и время проведения наблюдения определяются педагогом. Такая организация наблюдения позволяет более глубоко изучить интересующие стороны жизнедеятельности.

Систематическое наблюдение проводится регулярно с заданной периодичностью. Обычно оно осуществляется по детально разработанной методике с высокой степенью конкретизации работы наблюдателя. Случайное наблюдение обычно не планируется, но является богатым источником информации. В повседневной жизни часто возникают ситуации, которые невозможно смоделировать в лабораторных условиях. Эти ситуации требуют от педагога высокой готовности, поскольку трудность наблюдения состоит в непредсказуемости и случайности их возникновения. Выделяют стандартизированное и нестандартизированное наблюдение. Постановка вопроса при нестандартизованном наблюдении достаточно широка, но она присутствует. Например, при наблюдении за одной группой не требуется наблюдать за вербальными взаимодействиями и их участниками, но вхождение в ситуацию наблюдения начинается с вопросов: какие взаимодействия должны наблюдаться и с какой частотностью они возникают? Ведущий наблюдение следует всем методическим правилам, призванным исключить воздействие заблуждений и ложных установок, и тщательно ведет протокол.

 Элементы поведения определяют содержание того, что должно наблюдаться. Элемент поведения - та составная часть поведенческого процесса, которая представляется исследователю мельчайшим, далее неделимым событием, необходимым для анализа поведения. Это может быть, к примеру, наставление перед игрой воспитательницы детского сада и последующая за этим реакция ребенка, но это может быть и реакция гимнаста после неудавшегося упражнения. При установлении периодов наблюдения определение генеральной совокупности особенно важно, например, при установлении продолжительности языковой терапии. Так как постоянное наблюдение за всем процессом в целом чаще всего превышает возможности исследователя, то делается временная выборка. Частотность и продолжительность периодов наблюдения зависят от того, как часто ожидается интересующее исследователя поведение, и какого уровня точности выводов хотят достичь.

Элементы поведения определяют содержание того, что должно наблюдаться. Элемент поведения - та составная часть поведенческого процесса, которая представляется исследователю мельчайшим, далее неделимым событием, необходимым для анализа поведения. Это может быть, к примеру, наставление перед игрой воспитательницы детского сада и последующая за этим реакция ребенка, но это может быть и реакция гимнаста после неудавшегося упражнения. При установлении периодов наблюдения определение генеральной совокупности особенно важно, например, при установлении продолжительности языковой терапии. Так как постоянное наблюдение за всем процессом в целом чаще всего превышает возможности исследователя, то делается временная выборка. Частотность и продолжительность периодов наблюдения зависят от того, как часто ожидается интересующее исследователя поведение, и какого уровня точности выводов хотят достичь.

Проба 3. Прыгая на одной ноге, преодолеть расстояние в 5 метров по прямой, сначала на правой, а потом, через промежуток в 30 секунд, на левой ноге. Задание не засчитывается, если - ребенок отклонился от прямой больше, чем на полметра, - размахивал руками, - коснулся пола согнутой ногой. Проба 4. Намотать нитку на катушку. Длина нитки 2 метра. Один конец ее закреплен на катушке. Сначала ребенок держит катушку в одной руке, а кончиками указательного и большого пальцев второй руки наматывает на катушку нить. Затем он меняет руки. Если ребенок крутит рукой, в которой держит катушку, то задание необходимо прервать. Оно не засчитывается.

Проба 5. Уложить спички в коробок. Перед ребенком кладут пустой спичечный коробок. По бокам – справа и слева - от него помещают ровные, одинаковые по количеству спичек ряды (по 10 в каждом ряду). Действуя одновременно двумя руками, брать спички за их концы большим и указательным пальцами из обоих рядов и класть в коробок. Время выполнения задания 20 секунд. Норматив: уложить в коробок не менее 5 спичек, взятых с каждой стороны. Задание не засчитывается, если - движения обеих рук разновременные, - уложено меньше, чем 5 спичек. Проба 6. Оскалить зубы:

Проба 5. Уложить спички в коробок. Перед ребенком кладут пустой спичечный коробок. По бокам – справа и слева - от него помещают ровные, одинаковые по количеству спичек ряды (по 10 в каждом ряду). Действуя одновременно двумя руками, брать спички за их концы большим и указательным пальцами из обоих рядов и класть в коробок. Время выполнения задания 20 секунд. Норматив: уложить в коробок не менее 5 спичек, взятых с каждой стороны. Задание не засчитывается, если - движения обеих рук разновременные, - уложено меньше, чем 5 спичек. Проба 6. Оскалить зубы: "Покажи заборчик из зубок". Задание не засчитывается, если ребенок делает дополнительные мимические движения (морщит лоб или нос, двигает бровями, надувает щеки или высовывает язык и т.д.). Обработка данных. За каждую правильно выполненную пробу ставится 1 балл.

Оценка 5 лет Высокий уровень - 6 баллов Средний уровень - 4-5 баллов Низкий уровень - 1-3 балла 6 лет Высокий уровень - 6 баллов Средний уровень - 5 баллов Низкий уровень - 1-4 балла

Оценка 5 лет Высокий уровень - 6 баллов Средний уровень - 4-5 баллов Низкий уровень - 1-3 балла 6 лет Высокий уровень - 6 баллов Средний уровень - 5 баллов Низкий уровень - 1-4 балла

Читайте также: