Закон о внеурочной деятельности в школе 2020

Обновлено: 05.07.2024

Примечание.

Источник:
Закон РФ “ Об образовании” от 29.12. 2012 г. №273-ФЗ.
СанПин 2.4.2.2821-10 с изменениями
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 с изменениями
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 с изменениями
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413
Письмо Минобрнауки России от 12 мая 2011г. № 03-296
Примерная основная образовательная программа начального общего образования
Примерная основная образовательная программа основного общего образования

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04 “О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий”


Обзор документа

Письмо Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04 “О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий”

В связи с информацией, поступающей из субъектов Российской Федерации, об изменении графиков реализации основных образовательных программ общего образования и досрочным завершением 2019/20 учебного года для большей части обучающихся, Министерство просвещения Российской Федерации считает целесообразным продолжить работу педагогических коллективов образовательных организаций по решению задач развития обучающихся и повышения качества образования посредством реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, а также дополнительных общеразвивающих программ.

Прошу органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, выступить организаторами и координаторами данной работы, обеспечивающей максимальный охват обучающихся указанными программами в период до 30 июня 2020 г., с учетом занятости педагогов в процедурах государственной итоговой аттестации, организации летней оздоровительной кампании и графика отпусков.

В целях методической поддержки организации данной работы Минпросвещения России направляет Вам методические рекомендации по реализации программ внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, а также дополнительных общеобразовательных программ в условиях дистанционной поддержки обучающихся.

Приложение: на 8 л. в 1 экз.

Приложение N 1
к письму Минпросвещения России
от 7 мая 2020 г. N ВБ-976/04

Рекомендации
по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий

В соответствии со Статьей 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (в ред. от 24.04.2020) "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации. Кроме того, образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам. В соответствии со своими полномочиями образовательная организация разрабатывает и утверждает образовательные программы, осуществляет текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся, устанавливает их формы, периодичность и порядок проведения. Использует и совершенствует методы обучения и воспитания, образовательные технологии, электронное обучение.

2. Методические рекомендации разработаны в целях оказания методической помощи при реализации программ внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации, дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий в период временных ограничений, связанных с эпидемиологической ситуацией.

3. Курсы внеурочной деятельности, дополнительные общеобразовательные программы и реализация программ воспитания и социализации разрабатываются и реализуются образовательными организациями с учетом потребностей и интересов обучающихся и их родителей (законных представителей), в том числе с привлечением ресурсов других организаций и применением сетевой формы реализации указанных программ и курсов.

4. При реализации внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий образовательные организации могут организовывать деятельность обучающихся с использованием:

4.1.1. образовательных технологий (мастер-классы, развивающие занятия, консультации, тренировки, тематические классные часы, конференции и другие активности, проводимые в режиме реального времени при помощи телекоммуникационных систем);

4.1.3. бесплатных интернет-ресурсов, сайтов учреждений культуры и спорта, открывших трансляции спектаклей, концертов, мастер-классов, а также организаций, предоставивших доступ к музейным, литературным, архивным фондам;

4.1.4. ресурсов средств массовой информации (образовательные и научно-популярные передачи, фильмы и интервью на радио и телевидении, в том числе эфиры образовательного телеканала "Моя школа в online");

4.1.5. образовательных и развивающих материалов на печатной основе (сборники предметных и междисциплинарных задач, открытые материалы международных исследований качества образования, демонстрационные варианты олимпиадных и диагностических заданий, печатные учебные издания).

5. При реализации внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий необходимость и формы промежуточной аттестации и текущего контроля определяются образовательной организацией.

5.1. Образовательные организации могут рекомендовать обучающимся различные формы добровольной самодиагностики приобретаемых знаний и компетенций, выполнение исследовательских, проектных или творческих работ, участие в конкурсах и соревнованиях для зачета в качестве результатов освоения образовательных программ.

5.2. Образовательные организации могут использовать сведения о достижениях в освоении курсов внеурочной деятельности и дополнительных общеобразовательных программ, результативном участии в мероприятиях в рамках программы воспитания и социализации, в том числе о выполненных проектных и творческих работах, победах в конкурсах для формирования портфолио обучающихся, на условиях их (или их родителей (законных представителей) добровольного согласия на обработку персональных данных.

6. Для эффективного освоения курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеобразовательных программ, а также оперативного реагирования в случаях возникновения затруднений в использования рекомендованных образовательной организацией ресурсов и материалов образовательная организация обеспечивает:

- проведение тематических еженедельных классных часов для обучающихся;

- проведение организационных классных часов для родителей (законных представителей) обучающихся;

- регулярное консультирование по техническим и организационным вопросам реализации программ;

- координацию деятельности руководителей проектных и исследовательских работ обучающихся;

- информирование обучающихся и родителей (законных представителей) об актуальном расписании дистанционных активностей, проведения конкурсных и просветительских мероприятий.

7. По индивидуальным запросам родителей (законных представителей) обучающихся могут проводиться дистанционные консультации по вопросам планирования активностей для обучающихся в период каникул, организации профильного обучения в следующем учебном году, изменения образовательных маршрутов обучающихся, психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также по вопросам подготовки к итоговой аттестации.

8. В рамках курсов внеурочной деятельности образовательными организациями могут быть организованы в дистанционном режиме:

- проектные и исследовательские работы обучающихся;

- деятельность школьных научных обществ;

- просмотр с последующим обсуждением записей кинокартин, спектаклей, концертов;

- посещение виртуальных экспозиций музеев, выставок, лекториев в организациях высшего образования, мастер-классов сотрудников профессиональных образовательных организаций;

- общение со специалистами в сфере профессионального самоопределения и карьерного консультирования, представителями работодателей, сотрудниками научных организаций;

- просмотр видеолекций и образовательных сюжетов о современных достижениях науки и технологий;

- дистанционные занятия, направленные на расширение знаний и умений обучающихся в предметных областях, формирование личностных и метапредметных результатов общего образования;

- оздоровительные и спортивные мероприятия, в том числе физические разминки и гимнастику, занятия с тренерами и спортсменами;

- занятия и консультации специалистов в области реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

9. В рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ образовательными организациями могут быть организованы в дистанционном режиме:

- занятия и мастер-классы педагогов дополнительного образования;

- творческие студии и конкурсы с дистанционным представлением выполненных обучающимися работ;

занятия в спортивных секциях в формате видеоконференций или с дистанционной передачей видеозаписей упражнений;

- спортивные соревнования по видам спорта, не требующим очного присутствия (шахматы, шашки, киберспортивные дисциплины);

- чемпионаты по программированию, робототехнике и другим дисциплинам в области информационных технологий.

10. В рамках программы воспитания и социализации обучающихся образовательные организации проводят в дистанционном режиме:

- акции, конкурсы, онлайн-лекции и посвященные памятным датам в истории России, приуроченные к государственным праздникам;

- мероприятия, направленные на профессиональное самоопределение обучающихся, знакомство с профессиональной средой, системой профессионального образования;

- социальные акции, флешмобы и другие активности, приуроченные к празднованию значимых дат и государственных праздников, другие активности, направленные на повышение социальной успешности обучающихся;

- мероприятия по формированию коммуникативных компетенций обучающихся, навыков безопасного поведения в социальной и информационной среде.

11. Для реализации курсов внеурочной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий образовательные организации:

- вносят при необходимости изменения в план внеурочной деятельности, в том числе могут включать новые курсы, изменять ранее утвержденное количество часов внеурочной деятельности (не более 10 часов в неделю);

- актуализируют планирование в программах курсов внеурочной деятельности с учетом выбранных технологий и форм организации деятельности обучающихся;

- своевременно доводят до сведения родителей (законных представителей) обучающихся информацию о добровольности участия во внеурочной деятельности, сообщают о расписании запланированных дистанционных активностей обучающихся, используемых технологических платформах и ресурсах, списке рекомендованных сайтов и ресурсов, формах добровольного представления результатов и достижений для учета в портфолио;

- ведут учет участия обучающихся в активностях, проводимых по программам курсов внеурочной деятельности;

- обеспечивают возможность получения индивидуальных консультаций по запросам обучающихся и их родителей (законных представителей);

- организуют деятельность руководителей проектных и исследовательских работ обучающихся;

- оперативно информируют родителей об изменениях расписания или адресах подключения к мероприятиям, проводимых в режиме реального времени;

- при использовании изданий на печатной основе обеспечивают своевременное информирование обучающихся о рекомендуемых образовательных материалах и заданиях.

12. Для реализации программ воспитания и социализации с применением дистанционных образовательных технологий образовательные организации:

- формируют план мероприятий и активностей обучающихся, проводимых дистанционно по одному или нескольким направлениям программы (духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни).

- размещают на официальных сайтах образовательных организаций и доводят до сведения родителей (законных представителей) расписание запланированных активностей и образовательной деятельности обучающихся;

- обеспечивают регулярную публикацию анонсов и новостей о возможностях участия в мероприятиях в рамках программы воспитания и социализации, в том числе проводимых с участием организаций-партнеров, работодателей, представителей профессиональных организаций и организаций высшего образования, учреждений в сфере спорта и культуры;

- информируют родителей (законных представителей) обучающихся о добровольности участия в запланированных активностях, конкурсных и просветительских мероприятиях.

13. Для реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий образовательные организации:

- обеспечивают проведение ранее запланированных занятий в дистанционном режиме, в том числе могут объединять несколько групп в рамках одного мероприятия;

- информируют родителей (законных представителей) обучающихся о добровольности участия в занятиях;

- обеспечивают возможность зачисления на дополнительные общеобразовательные программы, реализуемые в период применения дистанционных образовательных технологий;

- обеспечивают возможность демонстрации обучающимися индивидуальных достижений в освоении дополнительных общеобразовательных программ, в том числе в формате видеозаписей выступлений, направления творческих работ в электронном формате, участия в соревнованиях в дистанционном режиме;

- ведут учет посещения обучающимися занятий и дистанционных активностей в объединениях дополнительного образования.

14. Образовательные организации размещают на официальных сайтах и регулярно обновляют информацию о запланированных активностях и достижениях обучающихся в рамках курсов внеурочной деятельности, дополнительных общеобразовательных программ, программ воспитания и социализации в условиях применения дистанционных образовательных технологий.

Обзор документа

В связи с досрочным завершением для большей части школьников 2019/20 учебного года Минпросвещения считает целесообразным ввести курсы внеурочной деятельности, выполнять дополнительные общеразвивающие программы. Мероприятия необходимо выполнять в период до 30 июня 2020 г. с учетом занятости педагогов в ГИА, организации летней оздоровительной кампании и графика отпусков. Разработаны рекомендации.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Что такое внеурочная деятельность учащихся фото

Обязаны ли учащиеся общеобразовательных школ участвовать во внеурочной деятельности?

Согласно Письму Министерства просвещения РФ от 5 сентября 2018 г. N 03-ПГ-МП-42216 все учащиеся общеобразовательных школ без исключения обязаны посещать внеурочные занятия.

Информация предназначена для слушателей курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации по направлениям:

  • Педагог дополнительного образования
  • Менеджмент в образовании
  • Педагог-организатор
  • Государственное и муниципальное управление

Внеурочная деятельность учащихся что это такое? в соответствии с ФГОС

ФГОСы утверждены следующими нормативными актами:

  • ФГОС начального общего образования - приказом Минобрнауки РФ от 06.10. 2009 г. N 373;
  • ФГОС основного общего образования - приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. N 1897;
  • ФГОС среднего общего образования - приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. N 413.

Согласно этим стандартам основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Соответственно организационный раздел программы (начальной школы, неполной средней школы, полной средней школы) должен состоять из учебного плана и плана внеурочной деятельности. Эти ФГОСы указывают, что посещение внеурочных занятий для учащихся является добровольным, согласно сделанному выбору участниками образовательных отношений.

Внеурочные занятия в соответствии с СанПиНом

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10) также указывает, что внеурочная деятельность организуется с учащимися на добровольной основе.

В этом СанПиНе имеются ограничения, которые касаются именно занятий по учебному плану: занятия не могут начинаться ранее 8 часов утра, запрещён седьмой урок. Поэтому в некоторых школах под видом внеурочных занятий проводятся занятия, которые вносятся в общее расписание: нулевой урок, седьмой урок. Посещение таких занятий для учащихся при этом остаётся обязательным.

Методические рекомендации Минобрнауки от 18 августа 2017 г. N 09-1672 "О внеурочной деятельности"

Несмотря на вышесказанное, существует ведомственный нормативно-правовой акт, а именно Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. N 09-1672 "О направлении методических рекомендаций", где говорится, что участие во внеурочной деятельности является для обучающихся обязательным. Отвечая на вопрос об обязательности внеурочной деятельности для учащихся общеобразовательных школ, Минпросвещения указал на пункт в законе "Об образовании", который обязывает всех выполнять требования по освоению образовательных программ, в том числе и плана внеурочной деятельности.

Ответ Министерства просвещения РФ по поводу обязательности внеурочных занятий

Департамент государственной политики в сфере общего образования Министерства просвещения РФ в своём письме от 5 сентября 2018 г. N 03-ПГ-МП-42216 еще раз повторил, что план внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС наряду с учебным планом является частью основной образовательной программы образовательной организации и обязателен к исполнению.

Также чиновники подчёркивают, что планы внеурочной деятельности призваны обеспечивать учёт индивидуальных особенностей и потребностей учащихся, исходя из специфики образовательной организации, её кадровых и иных возможностей.

На протяжении последних лет очень много споров было по поводу обязательности внеурочной деятельности. Именно внеурочной деятельности , поскольку есть ещё и факультативные занятия , и занятия по программам дополнительное образования . И эти понятия родители нередко смешивают и путают.

Так что же было не так с внеурочной деятельностью? Министерство Просвещения по данному вопросу было категорично: внеурочная деятельность – это часть образовательной программы ( образовательная программа состоит из урочной и внеурочной деятельности ). Образовательная программа является обязательной к освоению. Значит, вся внеурочная деятельность обязательна к посещению . И точка.

Но не все дети и родители были с этим согласны. У многих после уроков свои кружки и занятия начинаются, не до внеурочной деятельности. К тому же, были некоторые предпосылки для непосещения. В старом СанПиН упоминалось, что внеурочную деятельность можно посещать по желанию. На это и пытались ссылаться родители. К сожалению, не все директоры школ в ним прислушивались.

В новых СП указано, что:

часы, отведенные на внеурочную деятельность, должны быть организованы в формах, отличных от урочных, предусматривающих проведение общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и иные формы

Хотя, как показывает практика, во многих школах английский просто превращается в весёлый английский, русский язык в занимательный русский и т.д. Не разберёшь, где заканчивается урочная деятельность, а начинается внеурочная…

Новые СП 2021 года похоже, наконец, вносит ясность в вопросе обязательности внеурочки . В пункте 3.4.16 указано, что

Объем обязательной части образовательной программы начального общего образования должен составлять 80%,

Суммарный объем обязательной части образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, реализуется в рамках максимального общего объема недельной образовательной нагрузки.

Хоть какая-то ясность. Давайте посчитаем для ученика начальной школы. Например, в классе введено 5 часов внеурочной деятельности, и каждый день по 5 обычных уроков (т.е. 25 уроков в неделю). Т.е. вся образовательная программа составляет 30 часов. Внеурочная деятельность составляет чуть больше 16 % программы. Значит, если ребёнок не будет ходить ни на одно занятие внеурочной деятельности, то обязательную часть он всё равно выполнит (уроки составят 83 %). Думаю, что такие положения новых СП устроят родителей, у которых раньше возникали проблемы с внеурочной деятельностью.

Читайте также: