Захар прилепин грех анализ произведения кратко

Обновлено: 05.07.2024

Местергази Е.Г. (Москва)

На сегодня Захар Прилепин – автор трех романов.

Но вернемся, собственно, к Захару Прилепину.

Не сетуя, не злясь,

я опадал неспелым.

Душа в который раз

легко прощалась с телом [4, 189].

Вместе с тем из рассказываемого Захару Прилепину удается выстроить сюжетное целое - историю личной жизни героя, данного в становлении.

«Для вас Империя смердит, а мы есть смерды

Империи, мы прах ее и дым,

мы соль ее, и каждые два метра

Герой погибает на чеченской войне. История личной жизни получается завершенной. С точки зрения композиции все выверено, жизнь Захарки, рассказанная фрагментарно, явлена во всей полноте.

Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М.,1979.

Яранцев В. Это сладкое слово – рассказ // Сибирские огни. 2003. № 2. /archive/20/13/

Ганиева А. Изобретение малой формы // Октябрь. 2008. № 7. /october/2008/7/ga16.html

Прилепин Захар. Грех: роман в рассказах. М.: Вагриус, 2009.

Володихин Д. Чувство Бога // Политический журнал. № 29 (172). 15 октября 2007. /ru/pressa/greh/politicheskij-zhurnal.html

Смирнов Д., протоиерей. О грехе и покаянии (Почему стул не наследует жизнь вечную?)


Грязь:
размокшая вязкая почва;
то, что пачкает, нарушает чистоту; нежелательная примесь;
моральная нечистоплотность, безнравственность, нечестность.

Он один из самых противоречивых писателей современности. И один из главных.

Но со временем ее становится меньше и меньше, а в мыслях появляется пугающее слово. Сначала неосознанно, потом настойчивее. Это слово — грязь. Грязная проза. Как будто измазали в навозе или вот-вот засосет в трясину.

Строение книги как размокшая вязкая почва. Опубликованные в разное время рассказы, которые изначально не планировалось собирать в единую конструкцию, слились — все очень любят говорить, в мозаику — но на самом деле в темную липкую субстанцию, подобную болоту. Что их связало?

  1. Несмотря на то, что книга состоит из романа и сборника рассказов, можно говорить об одном литературном герое — автопсихологической личности Захара: от ребенка до гибели в амплуа сержанта.
  2. Оппозиция, контраст: сочетание поэзии и прозы, высокого и низкого, светлого и темного, искренности и жестокости, жизни и смерти.

Поэзия скрывается за прозой, высокое за низким, светлое за темным, искренность за жестокостью, жизнь за смертью. Видя свет в конце этого жуткого тоннеля, хочешь думать — вот оно чудо. На самом деле никакого чуда не произошло: просто читателя специально окунули в грязь, а потом показали сентиментальную, нежную жизнь. Нагнетание ощущений за счет контраста.

Резкий, обрывочно громкий финал присутствует во многих рассказах книги:

— Пойдем куда-нибудь? Я действительно захотела селедки. И водки с томатным соком. Это ужасно, что я хочу водки?
— Что ты, это восхитительно.

— Не выпьешь, Захарка? — с хорошо скрытым лукавством спрашивал он [дед].
— Нет, с утра-то зачем, — отвечал внук деловито.

Это не про водку, — говорили они, — это про жизнь, — говорили они… Если судить трезво, большую часть книги главный герой — алкоголик. Алкоголь, как и всё остальное, — примесь в организме. Нежелательная примесь. Грязь.

Автор делает с восприятием читателя то же, что и со своим героем. Расшатывает, раскачивает, запутывает. А потом разрывает шаблон. На задымленное сознание легче повлиять. Неожиданная реплика, нестандартное действие, непредсказуемая модель поведения — их много и они работают. Но очищают ли?

Идя по этому болоту, сперва осторожничаешь, аккуратно переступаешь ногами, чтобы не засосало, а потом потихоньку проваливаешься и начинаешь думать, что так и надо. Что вокруг, серьёзно, жестокость, злость, несправедливость, смерть, чернуха. Но так ли это в действительности? Или это жизнь героев Прилепина?

Сквозь искусственные мужество, нежность, любовь, ответственность пробиваются моральная нечистоплотность, безнравственность, нечестность. Они неистово кричат, бегут как черная кровь в организме героев, напитывая не только их, но и поглощая читателя. Алкоголизм, бомжи, убийства, травмы, оскорбления, болезни, инстинкты, смерть — все это окружает как участников событий, так и суггестивно — читающего.

У него самый чистый половик перед дверью, он ежедневно пылесосит, истребляя сигаретный дым, а его сын ходит дома в бахилах. Еще в квартире Юрия всхлипывает и рыдает жена, рот которой будто затыкают, зажимают все время, а потом через несколько дней ее привозят обратно домой на скорой.

— Чистоту любит сосед, — чуть иронично замечает Захар.

Здесь есть фальшь, обман, манипуляция, авторские приемы. А человеческие ценности формальны и декоративны. Социальное — настоящее. Философское и нравственное — нет.

Уходя от нравственного к разлагающему социальному, Прилепин нарушает не свою чистоту, а чистоту читателя. Нежно пачкает, осторожно обмазывает читателя грязью. Играли бы рассказы Прилепина без мата, водки, депрессии, тревоги, адреналина? Нет, конечно. Но этой грязи настолько много, что слишком грязно. А философский смысл не вытягивает. Контрастная оппозиция есть, но баланс отсутствует.

Грязь — это не осуждение книги или негативное отношение к ней. Наоборот, чтобы так написать грязь, чтобы настолько глубоко зацепить читателя, чтобы вызвать в нем самые противоречивые эмоции, нужно очень хорошо уметь писать. Прилепин, бесспорно, умеет.

И так-то грязь — это совсем не плохо. Она просто часть нашей жизни, любой жизни. Без грязи не было бы чистоты. Вот только не надо специально окунать читателя в свою грязь, ее и так хватает.

6. Действие произведения происходит в русской деревне. Примерно 90-е годы.

7. Главным героем является 17-летний парень Захарка. "Он нервно носил своё тело. Тело его состояло из кадыка, крепких костей, длинных рук, рассеянных глаз, перегретого мозга."

8. Герой отдыхает летом у бабушки с дедушкой. Описан деревенский быт. Захар проводит много времени с двоюродными сёстрами Ксенией (18 лет) и Катей (23 года). У Кати есть сын Родик, но нет мужа или ухажёра.

Захарка испытывает очень нежные и трепетные чувства к трёхлетнему Родику. Много проводит времени с ним, играет, разговаривает. Катя наблюдает за ними. А Ксюша жаждет внимания и любит сходить на танцпол. Все вместе собирают яблоки в саду, купаются. Сплетничают по вечерам. Вдруг Захарка явственно понимает: обе девушки ездили когда-то за мосты – поляны, куда уезжают на мотоциклах влюблённые и проводят бурные ночи. За обедом Захарка незаметно гладит ступнёй ногу Кати. Она делает вид, что не обращает внимания. Дед режет свинью — специально дождавшись, когда Захарка отойдёт по делам. Захарка играет с Родиком — мастерит лук и стрелы. Сёстры делают ремонт. Захарка отошёл поспать. Ксюша разбудила его и взобралась недопустимо выше его колен, начала щекотать парня, ёрзать… Он не поддался искушению и высвободился. А ночью пришли Катя с Родиком — дома им ночевать нельзя было из-за ремонта. Катя легла на один диван с Захаркой.


Родик лёг к бабушке, но не мог уснуть. Захарка перенёс Родика на диван, а сам ушёл на кухню — он всё равно не смог бы заснуть. На следующий день красили дверь, чистили картофель.


Нежно и страстно жилось. В конце лета Захарка выпустил стрелу из лука и подумал что ведёт себя как дурак. Попрощался с бабушкой и дедом. Сестёр решил не будить.


9. Этот рассказ интересен тем, что мы видит становление мужчины. Лето стало для него этапом взросления. Ведь почувствовал интерес к себе со стороны девушек, Захарка почувствовал себя увереннее и сильнее. Он провёл замечательное лето. Что интересно — рассказ лишён пошлости. Лишён грубости и грязного реализма. Всё очень светло и красиво. Уверена, многие вспомнят своё взросление. Особенно, если вы также как и главный герой проводили каникулы в деревне. Советую к прочтению.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Написано может легко и красиво (хоть и не без ошибок), но я все никак не могу уловить сути сюжетов. Для чего это все? Кто этот главный герой? Как к нему относиться, кроме как негативно?

В большей части историй ГГ будто просто сторонний наблюдатель и рассказчик, хотя абсолютно все завязано на нем (парадокс!).

Или я тупой, или лыжи не едут, но эта книга мне не понравилась.

"Грех" - сборник рассказов Захара Прилепина, объединённых общим главным героем. Рассказы написаны от первого лица и во многом, похоже, автобиографичны. И главное, что можно о них сказать - это очень хорошие рассказы, сильные, запоминающиеся и отлично написанные.
У автора талант рассказчика - не в умении изложить захватывающую историю, как раз сюжет здесь не главное; а в способности передать настроение, характер, атмосферу, несколькими мазками нарисовать ясную картину.
Рассказы о взросления, о любви, о военной службе, о дружбе - о явлениях, понятных и знакомых всем. Именно поэтому о них так сложно написать без фальши, искренне, так, чтобы передать личный опыт, обобщённый до общечеловеческого.
Кстати, рассказ о любви к детям и жене, на мой взгляд, самый слабый из всех; именно потому, что слишком это личное, своё для каждого, и у читателя возникает чувство неловкости, будто подслушал чужие мысли.
В книге есть ещё и стихи, на мой взгляд, значительно менее интересные, чем рассказы (впрочем, могу ошибаться).
Всем, кто интересуется современной русской прозой, советую эту книгу, да и другие произведения Захара Прилепина тоже. Не зря он печатается в серии "новая классика" - один из самых интересных русских писателей нашего времени.

Книга небольшого размера. Бумага средней плотности, просвечивает. Шрифт средний. Хорошее соотношение цена-качество. Прикрепляю фотографии обложки книги, содержание, несколько страниц из рассказов, и пару страниц со стихами.

С творчеством Захара Прилепина до прочтения рассказа "Грех" я знакома не была. Да и о существовании такого автора, впрочем, тоже не знала. На сайте ознакомилась с краткой биографией Прилепина. Оказалось, что Захар (он же Евгений Николаевич) - открытие в прозе последних лет, а его романы "Патологии" и "Санька" стали финалистами престижных литературных премий - "Национального бестселлера" и "Русского Букера". Столь высокая оценка творчества Прилепина заставила меня обратить внимание на вышеупомянутый рассказ.

Рассказ "Грех" показался мне невероятно жизнеутверждающим. Этот рассказ - история превращения семнадцатилетнего мальчишки, размышляющего о реакции близких на его смерть, в рассудительного юношу, который думает о завтрашнем дне и предстоящих победах. История, написанная простыми и понятными каждому словами, живым слогом. История, которую буквально пролетаешь на одном дыхании. Или же история, пролегающая через тебя и оставляющая после себя что-то, что заставляет задуматься. История, в которой перемешаны мрачные и безмятежные моменты из жизни Захарки, который впускает читателя в свои мысли и рассказывает о своих чувствах. Довольно смело с его стороны, ведь в голове его крутятся мысли самые разнообразные и не всегда позволительные. Временами даже пугающие и вызывающие отвращение. Но всё же мне было приятно составить ему компанию. Заглянуть за эту завесу и пройти нелегкий путь взросления вместе с ним. Пережитые вместе с ним впечатления, заставили меня проникнуться к герою и самому рассказу глубокой симпатией.

Этот рассказ произвел на меня приятное впечатление. Теперь тот факт, что я не знала о существовании такого современного писателя и его работах, кажется мне серьезным промахом.

Книга в мягкой частично ламинированной обложке, шрифт хорошо читаемый, бумага плотная.
Последнее время с трепетом беру новые книги, очень боязно разочароваться, с настороженностью знакомлюсь с творчеством какого-либо автора, особенно российского. Не хочется конфузиться за Державу. Но книга Прилепина недаром вышла в серии "Эксклюзивная новая классика" - это действительно КЛАССИКА и имя Захара Прилепина, думаю, займет высшую ступень в отечественной литературе и продолжит ряд именитых фамилий наших известных русских классиков.
В книге подобраны 10 рассказов и ряд стихотворений Захара Прилепина. Каждый рассказ - это пласт жизни героя, его чувства на тот временной отрезок, которые так точно переданы автором, что удивляешься, как в 9-11 страницах можно уместить столько событий и эмоций. Все рассказы объединены одним героем - Захаркой, который уже с малых лет (рассказ "Белый квадрат") тонко переживал все происходящее с ним и близкими ему людьми, но у которого уже тогда, в детстве, было настоящее МУЖСКОЕ начало с четкими понятиями о чести, достоинстве, ответственности. Повзрослев, пытаясь найти себя во взрослом мире, Захар не отступает от своих принципов.
И красивая юношеская влюбленность ("Грех"), и более зрелое чувство ("Какой случится день недели", "Ничего не будет"), и удаль молодецкая ("Карлсон"), и придурь залихватская ("Колеса"), и безмерная любовь и ответственность за своих детей ("Ничего не будет") - всю жизнь можно прожить вместе с автором, прочитав его рассказы.
Очень трепетное отношение к любимой девушке, жене, какое редко можно встретить в нашем жестоком и черством мире. Но для Захарки она - "моя любимая", а иначе даже не может быть!
Книгу прочитала с удовольствием и радостью от знакомства с творчеством Захара Прилепина! СПАСИБО АВТОРУ.

Читайте также: