Задания на выполнение сравнительного анализа чисел начальная школа

Обновлено: 07.07.2024

Среди приёмов умственных действий можно рассматривать такие – сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование. Ведущими из них являются анализ, синтез и сравнение.

Комплекс специальных заданий на анализ и синтез для детей 5-7 лет.

Задание 1. Найдите лишнюю фигуру в каждом ряду; объясните, почему она лишняя.

Цель: формировать умение разделять фигуры по одному признаку.

Вариант 1. По форме.

Вариант 2. По цвету.

Вариант 3. По размеру. (дидактический материал тот же).

Цель: развивать умение анализировать и выделять одно основное свойство (форму, отвлекаясь от величины и цвета фигур.

Вариант 3. По размеру. (дидактический материал тот же).

Цель: формировать умение выделять названные признаки у фигур, нарисованных на листе бумаги; выделять такие признаки, как форма и цвет.

У каждого ребёнка на столе лежит листок бумаги, на котором в свободном порядке нарисованы геометрические фигуры разной формы и цвета.

Вариант 2: провести линии от одного красного квадрата до другого и т. д.

Задание 4. Работа с геометрическими фигурами по словесной инструкции.

Цель: развивать умение выделять два существенных признака.

Материал : набор фигур - пять кругов ( синие: большой и два маленьких, зеленые: большой и маленький, маленький красный квадрат.

- Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя. (Квадрат). Объясни почему. (Все остальные - круги).

- Оставшиеся круги раздели на две группы (два варианта). Объясни, почему так разделил. (По цвету, по размеру).

Задание 5. Определение лишнего предмета.

Цель: развивать приём умственных действий – анализ группы предметов; закрепление навыков порядкового счёта.

Вариант 1. На материале рисунков фигурок-рожиц.

- Одна из фигурок отличается от всех других. Какая? (Четвертая.) Чем она отличается?

Вариант 2. На материале рисунков фигурок-человечков.

- Среди этих фигурок есть лишняя. Найди ее. (Пятая фигурка.) Почему?

Задание 6. Нарисуй недостающую фигуру.

Цель: формировать умение выделять общие существенные признаки нескольких объектов.

Вариант 1. Ориентирование на форму геометрической фигуры.

Вариант 2. (более сложный) ориентирование на цвет фигуры.

Вариант 3. ориентирование на два признака.

Более сложной формой такого задания является задание на выделение фигуры из композиции, образованной наложением одних форм на другие.

Цель: развивать умение выделять части по заданному признаку (форме).

В качестве подготовительных полезно использовать задания, требующие от ребенка синтеза композиций из геометрических фигур на вещественном уровне (из вещественного материала).

Цель: формировать умение составлять различные предметы (объекты) по словесной инструкции или по образцу.

Цель: выложить геометрические фигуры, разрезанные на несколько частей.

Вариант 2. Выложить из 4 одинаковых треугольника 2 треугольника: один низкий и широкий, другой – высокий и узкий; два прямоугольника.

Цель: развивать приёмы анализа и синтеза.

- Все ли фигуры в каждом ряду ты использовал?

- Покажи лишнюю фигуру.

Цель: развивать приём синтеза через анализ предложенных построек.

Нужно: из трёх изображений замков, состоящих из разных геометрических фигур, раскрасить только тот, который состоит из предложенных фигур.

Задание 9. Выложить из геометрических фигур предметы.

Цель: формировать умение конструировать по образцу

Вариант 1. Выложить фигуру кошки по образцу

Вариант 2. Выложить по словесной инструкции: грузовую машину; клоуна; собачку и т. д.

Цель: развивать умение выделять существующую закономерность.

Счётные палочки — это незаменимый дидактический материал, предназначенный для обучения математике, развития зрительного восприятия, мыслительных операций, в том числе анализа и синтеза, развития мелкой моторики руки. Основные особенности данного дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность.

Вариант 1. По образцу

Цель: умение соотносить свою работу с образцом, закреплять приёмы анализа и синтеза.

Вариант 2. По словесной инструкции.

Цель: на основе конструирования из счётных палочек развивать приём умственных действий – синтез.

Инструкция: возьмите 6 палочек и выложите ёлочку; домик; из 5 палочек сложите лодку и т. д.

Вариант 3. По представлению.

Цель: на основе приёма анализа развивать синтетические умения.

Инструкция: выложите из палочек, что хотите на морскую тему; на космическую и т. д.

Следующий из ведущих приёмов умственных действий – это приём сравнения.

Комплекс заданий на сравнение для детей 5-7 лет :

Задание 1. Сравнение предметов. (Рис. 11)

Цель: выделение признаков предметов, их дифференцировка на существенные (геометрическая форма и размер) и несущественные;

На доске – рисунок со снеговиками: один большой, другой маленький, отличаются формой ведёрка, ног.

- Чем похожи снеговики? Чем отличаются?

- Продолжите мои предложения:

а) один снеговик большой, а другой?

б) у одного снеговика ведёрко треугольной формы, а у другого?

в) у одного снеговика ноги круглой формы, а у другого?

Цель: формировать умение проводить сравнение двух объектов, выделяя существенное отличие – цвет геометрических фигур и сходства – детали одинаковой формы и размера.

Задание 3. Сравните фигурки, какая больше, какая меньше. Большую фигуру закрасьте красным цветом, а меньшую – любым другим.

Цель: формировать умение сравнивать фигуры по одному признаку (величине).

Цель: формировать умение находить соответствие среди нескольких предметов по существенному признаку - форме.

Инструкция: соединить линиями геометрические фигуры с похожими предметами окружающей среды. Назови ещё предметы, похожие на прямоугольник? Овал? Ромб?

Цель: формировать умение вычленять следующие параметры: цвет, величина, форма - и ориентироваться на все эти параметры при выборе фигурки; проводить сравнение по несхожему признаку.

(Одну из фигур (любую) вынимают из ряда, кладут ближе к ребенку)

- Найди среди остальных фигурок самую непохожую на эту. Самая непохожая - только одна. (указанную ребенком фигурку кладут рядом с фигуркой-образцом) - Почему ты считаешь, что эти фигурки самые не похожие?

- Сколько всего фигур?

- Чем похожи фигуры? (цветом)

- Чем они отличаются? (формой, размером)

- Сколько всего больших квадратов?

- Сколько больших кругов? Маленьких?

- Какая по счёту фигура не является ни кругом, ни квадратом? Как она называется?

Цель: формировать умение находить среди нескольких объектов признаки сходства и различия.

Цель: формировать умение определять высоту предмета разными способами; развивать умение сравнивать предметы по высоте с помощью мерки.

Цель: формировать умение находить признаки сходства и различия между объектами.

Цель: формировать умение сравнивать предметы по длине ( разными способами: наложение, приложение и с помощью мерки) и выражать словами результаты измерения.

- Одинаковые ли полоски по длине?

- Какие полоски самые длинные? Короткие?

- Полоски жёлтого цвета какие по длине?

- Есть ли ещё одинаковые по длине ленты?

- Покажи длинную красную полоску? Короткую красную?

- Полоски какого цвета одинаковые по длине? А ещё какого?

- Как мы можем проверить, что они одинаковые по длине?

Цель: формировать умение находить соответствие между рисунком и его зеркальным отражением; развитие приёма сравнения путём нахождения сходств объектов.

Цель: формировать умение находить фигуру, сходную по данному признаку; закреплять умение сравнивать несколькими способами.

Все перечисленные виды работ вызывают у детей познавательный интерес, потребность в знаниях направляют их на творческие поиски, вызывают радость. Систематическое и целенаправленное включение предложенных заданий в организованную образовательную деятельность, будет способствовать активизации познавательного интереса старших дошкольников.

Использованная литература и интернет-ресурсы:

1. Белошистая А. В. Обучение математике в ДОУ. - М. : Айрис-пресс, 2005

2. Гальперин П. Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. – М. : Просвещение, 1978.

3. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. - М. : Знание, 1979

Понятие натурального числа, нумерация целых неотрицательных чисел и действия над ними являются основными темами начального курса математики. При изучении нумерации, у учащихся должен быть сформированы знания, которые являются основой работы над арифметическими действиями.

Материал по нумерации изучается в четырех концентрах: десяток, сотня, тысяча, многозначные числа. При этом изучение каждого вопроса опирается на предыдущий концентр, дополняется новым содержанием и тем самым получает свое развитие.

Использование приёмов активизации учащихся в учебном процессе делает учение для учащихся интересным, ярким и увлекательным. Это способствует повышению успехов младших школьников.

На начальном этапе младшие школьники изучают нумерацию десятка. Уже на первом этапе учитель может использовать приемы сравнения и классификации. Очень важно сравнение чисел; причем при изучении каждого нового числа вновь полученное число сравнивается с изученным перед ним, и, как следствие, указывается его место в ряду чисел. Младшим школьникам намного легче будет запомнить нумерацию чисел путем сравнения.

«Сравнение чисел (от 1 до 5) выполняется с опорой на сравнение групп предметов, а в дальнейшем, опираясь только на счет (какое число при счете идет раньше, то меньше). Постоянно должна вестись работа, направленная на формирование у детей умения называть отрезки натурального ряда чисел от 1 до 10 в прямом и обратном направлении, начиная с любого числа. Состав числа из слагаемых в пределах 5 усваивается в ходе выполнения упражнений на сложение и вычитание, результаты действий в которых находят вначале путем практических действий с множествами предметов, затем по представлению. Постепенно результаты действий дети запоминают.

Прием сравнения также может использоваться с помощью некоторых предметов, учитель его применяет для объяснения материала более слабым учащимся. Например: при изучении нового числа, предположим 5, учитель показывает 5 одинаковых предметов, параллельно сравнивая их с цифрой 5.

Последнее число, с которым знакомятся первоклассники в этой группе чисел, это число нуль. При знакомстве с ним детям нужно показать, что нуль это тоже число. Для этого надо подвести их к выводу, что число нуль образуется также как и другие числа, но только одним способом - вычитанием 1 из 1. Это число 1. Отсюда следует, что его

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

-освоение умения сравнивать числа;

-формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям.

-формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

-принимать на себя ответственность за результат своих действий;

-наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

Натуральный ряд чисел, сравнение чисел, меньше на…, больше на…, алгоритм

Математика- Окружающий мир

Карточки для индивидуальной работы.

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа.

2. Актуализация опорных знаний.

-Прежде, чем приступить к изучению чего-то нового, необходимо повторить изученный ранее материал, поэтому урок начнем с разминки.

Индивидуальная работа по карточкам (решение задач). Два ученика работают у доски.

1. Увеличение и уменьшение числа на 1. (Слайд 2)
2. Найди натуральный ряд чисел . (Слайд 3)

3.Постановка учебной задачи.

-Посмотрите: на доске треугольники и квадраты.
-Сравните: каких фигур больше? Как вы будете сравнивать? (При счете 4 встречается раньше 6, поэтому 4



4. Построение проекта выхода из затруднения.

ВЫВОД: чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее.

– Рассмотрите внимательно рисунок и ответьте на вопросы учебника. Какой вывод можно сделать?

Дети должны сказать, что из двух чисел меньше будет то, которое при счете называется раньше, и больше то, которое называется позже.

Примечание. Если дети еще затрудняются сделать вывод, надо выполнить дополнительно аналогичные упражнения.

2. Выполнение упражнений 2, 3, 4, 6 на с. 74–75 учебника (устно).

Дети должны сказать, какое число больше или меньше, и объяснить, почему.

На доске знаки сравнения : ( Слайд 4)


Самостоятельная проверка с самопроверкой по эталону.

Работа в рабочей тетради.
Р.т.- с.58,№ 1,2,3,4,5 – задания на сравнение чисел.

2. Творческая работа.
-Придумайте задачу по картине уч.с.75, №5.

3.Соедините суммы в порядке увеличения их значения (Слайд 5)

VI. Итог урока. Рефлексия.

-Какое важное открытие сделали на уроке?
-Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?

-Оцените свою работу на уроке с помощью шкалы оценки.

-Спасибо за урок.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Увеличьте на 1 числа: 11, 15, 17,19 Уменьшите на 1 числа:13,14,19,11 Назовите соседей числа: 15, 18,11 Повторение. Нумерация чисел 11-20. 12 16 18 20 12 13 18 10 14 и 16 17 и 19 10 и 12

1 2 3 5 6 7 8 9… 0 1 2 3 4 5 6 … 1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 3 4 5 6 7 8 НАЙДИ НАТУРАЛЬНЫЙ РЯД

Сегодня я узнал… Я понял, что… На уроке я научился…

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок математики "Решение задач на сравнение" 1 класс

Урок математики в 1 классе по теме: "Решениезадач на сравнение" УМК "Школы россии". Разработка урока содержит презентацию.


Конспект урока по математике на тему "Решение задач на разностное сравнение.", 1 класс.

Дети осваивают новый способ решения задач.


Урок математики "Сравнение задач на нахождение остатка на разностное сравнение" 1 класс

Урок- путешествие. Данный урок построен так,чтобы формировать у детей решение задач на сравнение . В начале урока дается план путешествия. Путешествуя во время урока , дети выполняют интер.

Итоговое повторение. Задачи на сравнение. 4 класс

Урок математике по теме "Итоговое повторение. Задачи на сравнение." УМК "Планета знаний".

урок по математике "задачи на разностное сравнение" 1 класс

урок по математике УМК "Перспектива" тема "Задачи на разностное сравнение".


Задачи на разностное сравнение 2 класс

Презентация поможет в доступной форме познакомить второклассников с новым видом задач.


Проверочная работа. Решение задач на разностное и кратное сравнение. 3 класс

Два варианта карточек для проверки умения самостоятельно решать задачи на разностное и кратное сравнение.

Задание поможет ребенку в интересной форме потренировать навыки сложения и вычитания в пределах 10, а также развить логическое мышление.

Числовые весы: сравнение в пределах 100

Задание будет способствовать развитию навыков сравнения чисел, логико-математического мышления, внимания ребенка

Считаем и сравниваем: числа в пределах 20

Комплект заданий, которые помогут ребенку научиться сравнивать числа в пределах 20, закрепить навыки последовательного счета, развить наблюдательность

Числовые лучи: тренируем мышление

Найди одинаковые ответы: вычитание в пределах 10

Задание поможет ребенку овладеть действием вычитания в пределах 10, развивать математическое мышление и навыки сравнения, логику, внимание и мелкую моторику.

Расставляем числа по местам

Комплект заданий, который научит ребенка сравнивать разные числа и располагать их в порядке возрастания или убывания

Арифметические гонки: тренируем навыки сложения, вычитания и сравниваем числа в пределах 200

Комплект заданий, которые помогут ребенку потренировать навыки сложения и вычитания, а также научиться сравнивать числа в пределах 200

Изучаем скорость движения транспорта

Красочное ожерелье: учимся считать

Комплект заданий, который поможет ребенку закрепить навыки счета до десяти и будет развивать внимание, наблюдательность и мелкую моторику

Задания на сравнение для детей - скачать для ребенка

Для развития малышей отлично подходят задания на сравнение для детей. Упражнения помогают деткам учится, познавать увлекательный мир, способствуют всестороннему развитию. Проработав на практике разнообразные изучения – определяется склонность, расположенность к точным наукам, творчеству, появляется помощь, подготовка в садик, школу. Большинство специальных подборок учат решать сложные жизненные ситуации.

Где искать для детей развивающие задания на сравнение

Как научить ребенка сравнивать числа – поможет сайт childdevelop, который предлагает обучение в режиме онлайн, понравившиеся упражнения позволяется бесплатно скачать. Полученную информацию достаточно распечатать, чтобы приступать к работе. Задание для детей на сравнение придут в помощь родителям, воспитателям, педагогам. Практические уроки формируют из дошкольников взрослого человека, способствуют быстрому мышлению, принятию решений, учат правильно искать решения в сложных жизненных ситуациях.

Особенности обучения маленьких детей

Задания на сравнения для дошкольников имеются различной тематики. Обучение развивает личность, способствует усвоение обучающего материала. Задания на сравнения созданы в игровой форме, детишкам понравятся игры, развлечения, новинки. Childdevelop собрал:

  • раскраски;
  • лабиринты;
  • карточки;
  • рисунки;
  • задачи;
  • анаграммы;
  • ребусы;
  • головоломки.

Вариантов достаточно, малышу предстоит лишь выполнить поставленную задачу. Задания на сравнения подбираются для мальчиков, девочек.

Сравнение для детей и их практическое применение

Родителям нужно выбрать несколько работ разного направления, выполнения, которые гарантировано, - чадо не соскучиться. Самым маленьким постепенно прививается усидчивость. Педагоги подбирают упражнения, согласно собственным, общепринятым методикам. Цель уроков – научить ребятишек считать, писать, включать логику, интуицию, решать сложные задачи, не искать легких путей. Задания на сравнения для детей открывают новый мир познаний, дорогу во взрослую жизнь, прибавляют навыки, умения.

Читайте также: